На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Все предки с маминой стороны у меня устюгского происхождения. Об этом чуть-чуть сказано в теме Васильевых с Варжи.
Ну, строго говоря, бабушка Александра Алексеевна (Кубасова) приехала в Устюг из Никольского уезда в 1923 году, когда её вычистили из школы "по социальному происхождению". Тогда семьи были многодетные. У бабушки была куча двоюродных братьев и сестёр. Некоторые жили в Устюге. В 1922-23 годах бабушка с сестрой (?) и отцом, должно быть, поселилась в Шатенёве у тётки - сестры отца. Судя по данным Д.Д.Баданина из книги "Байдарово: время и храмы", бабушкин брат Прокопий поехал псаломщиком в Щепелино (Ново-Георгиевская церковь), откуда вышло много предков Кубасовых. И отец тоже туда поехал. А сестра его (отца) Евгения Наумовна Измайлова тогда жила в Шатенёве. С её детьми бабушка и подружилась в то время. Одна из сестёр Измайловых работала в Устюге в аптекоуправлении, вот и моя бабушка, Саня, тоже туда поехала.
Устюг в 1919-1929 гг. был центром Северо-Двинской губернии. Я считаю, правильным такое административно-территориальное деление, потому что нынче Устюг и приграничные к нему территории далеко от своих центров: от Вологды, Костромы, Кирова, Сыктывкара, Архангельска... Должен быть какой-то объединяющий центр. Тогда в Устюге эта центростремительность, похоже, была.
И вот бабушка отправилась в Устюг и стала работать, как она пишет в автобиографии, "на аптечном складе и в аптекоуправлении". Думаю, как раз благодаря Мане Измайловой.
*** Если говорить о впечатлениях детства, что я помню, – летом помню разогретые солнцем деревянные мосточки. С родственником Мишкой Поповым бежим по мосткам, длинные доски рассохлись, Мишка наступит на один конец – другой чуть мне не в лоб прилетает. Взрослые ругаются. На улице Шилова – в соседнем от нас квартале – под мосточками росли шампиньоны. Бабушка их срезала и готовила на ужин. Зимой – белый нетронутый снег, свежий морозный воздух, санки со стенками из дранки.
Я жила у бабушки в Устюге две зимы. Первую зиму – на третьем году, вторую – на пятом.
Так что сразу после Сочи и отправились в Устюг. Мама до зимних каникул уже не могла отлучаться с работы, поэтому провожать нас с бабушкой взялась вторая бабушка, Анна Николаевна. Поздняя осень, в Устюге уже зима, всё снегом завалено. На станции Ядриха выгружаешься из поезда – надо на автобус бежать. Ребёнок (в гипсе), вещи… 60 километров на ПАЗике, через границу областей. Асфальта, конечно, тогда никакого не было. Рытвины, ухабы, шишки на голове.
Анна Николаевна побыла в Устюге недолго. Последнюю ночь ночевала у Поповых, – они жили рядом с автостанцией, – чтобы сесть на автобус к поезду. А мы остались с бабушкой Александрой Алексеевной в Устюге. Мама потом приезжала в январе, навещала нас. От двух до пяти – время становления речи ребёнка. А у меня оно как раз пришлось на Устюг, и он оставил свои следы. Устюгские соседки смеялись, как я кричала, отказываясь от еды: «Нихачу! Нихачу!» А весной, когда мы с бабушкой стояли на перроне с вещами и ждали маму, она пришла позже, я заокала: «ОпОздала, ОпОздала!»
На пятом году я любила играть в школу и просила бабушку учить меня. В её письмах сохранились примеры того, как она меня учила читать слоги. Надо же. А мама всегда говорила, что якобы я сразу стала читать. И что якобы чуть не в три года. Не знаю, не знаю... Судя по письмам, эта версия неправдоподобна.
Помню, как-то ехали в Устюг через Ядриху на автобусе, так я забыла в нём свою новую куклу. Эх! Бабушке, конечно, не до того, а я столкнулась с "методом естественных последствий". В принципе, кукол и так много было.
Потом мы приехали в Устюг только в 1972 году. Кажется, тогда я с соседской бабушкой Петровной (Анна Петровна Копосова) разговаривала в последний раз, но впервые обратила внимание на диалектные особенности. Она рассказывала, как погостила у сына: "Туды не седь, туды не седь" (не сядь). Мария Ефимовна, дочь её, возражала: "Ну что ты, мама, кто тебе сказал, что нельзя садиться?!" - "Никто, да я и сама не вижу, что ли?!"
Тогда открылся ресторан "Устюг" на Советском проспекте, у банка. Бабушка Петровна объясняет, как до него дойти: "Туды, туды, а потом опет-туды!" (выходим на Угловского налево, на ул. Шилова направо, а потом опять налево по Советскому). Объяснение запомнилось на всю жизнь.
В тот раз ездили ещё и в Лоху. Тогда мы переправлялись на пароме через Сухону, чтобы ехать в Кич-Городок, в Лоху. Мария Ефимовна нас провожала за реку. В Москве жара была, в Подмосковье пожары. Юг обмелел. Я "бродилась" в воде, в самом глубоком месте едва замочив трусики. Бабушка бегала босиком по местам своего детства, показывала мне гимназию, учительскую семинарию. Впрочем, это уже не об Устюге.
Фото: с соседками Таней и Надей Дьяконовыми. На Шмидта, 2. 1965 год.
Папа любил летом рыбачить на Сухоне. Несколько раз ездили "за лагерь", под Благовещенье. Там жили в палатках, мама варила уху. Один раз поймала леща голыми руками. Он заглотил камень, вернее, не заглотил, у него не получилось, и он начал задыхаться. Поэтому мама его поймала и сварила/пожарила. Лещ был вкусный, но очень костистый.
Фото с лещом потом принесу. Пока вот картинки из лагерной жизни.
Лагерь был от педучилища. Мы не в самом лагере жили, а рядом, отдельно поставили палатки. Привезли нас знакомые на "буханке" "скорой помощи". Сейчас я бы хотела мужу Васильичу показать, где мы отдыхали, но ведь на "Ларгусе" вряд ли туда проедешь. Устюжане, как я заметила, ищут не причины не делать, а способы, как сделать. Ну вот и мы приехали туда на машине с высокой проходимостью.
Пели песни: "Белеет ли в поле пороша", "Был он рыжим, как из рыжиков рагу", "Хмуриться не надо, Лада!" В конце лагерной смены помню огромный костёр. Я тогда впервые видела такой, из многометровых досок, поставленных шалашиком. Высокий костёр, разбрасывающий искры далеко в не очень тёмном небе. Всё-таки июль на Севере, не закончились белые ночи.
Купаться ходили в обуви: дно и подход к реке очень каменистые. Течение на Сухоне очень быстрое. Однажды к нам приехали посетительницы (мамина подруга с приятельницей), тоже пошли купаться, так у приятельницы унесло босоножки. Я тоже один раз упустила обувь, но мою сандалью река вынесла. А что стала делать женщина - уже не помню.
Стихи Владимира Скрипова о рыбалке. Здесь и хорошие слова об Устюге.
Владимир СКРИПОВ
Задумчивы плёсы у Юга, Песок золотит берега. По всей знамениты округе Его заливные луга.
И если рыбацкой удачи Уже засияла звезда, Чего выжидать и судачить, — Скорей отправляйся туда.
Чуть утро ударит лучами И вспыхнут края облаков, Тебе не до сна, не до чая, Ты в лодку, и — здравствуй, улов!
Дорожка распущена в меру, Пульсирует жизнь в бечеве... И щуку оторопелую Бросаешь под ноги себе.
А вечером высыплют звёзды — Диковинных рыб чешуя. Костер запылает. Уж поздно. Не молкнет речная струя.
*** У реки костер потух. Свежий ветер ищет: Рыжий спрятался петух В сером пепелище.
Да бунчит, бунчит вода (Как поэт над строчкой) На камнях и у плота С белой оторочкой.
Спят ерши. Улова нет. Чу! Доносит песню, — Словно яркий вспыхнул свет, Сердцу стало тесно.
Тише плещется вода, Ветер сушит снасти. Видишь — падает звезда С неба к нам — за счастьем. 1947
*** Я в лодке поеду за щукой большою, У Красного острва щука стоит. Встречь быстрое воде протянусь бечевою, На брёвнах осклизлых нога заскользит.
С плота мне забрасывать спиннинг удобно, А в лодке – дорожку с кормы распущу, Я щуке знаком: прошлый раз бесподобно Сошла на плоту. Я её поищу.
Я щуку защучу, и тёмную спину Увижу у борта – сердце замрёт. Рыба огрузнет, когда её выну. Ударит хвостом, но теперь не уйдётю
Доволен добычей: в отметинах жёлтых Играет, - светла на боках, - чешуя. Стекает вода на тёлгас потёртый, И торкает в лодку речная струя.
Себе не признаюсь, что щуку мне жалко. Хозяйке скажу: «Запеки в пироге»… У Красного острова кружатся чайки. Я был там судьбою и солнцем согрет.
Нет мамы давно. Красный остров далёко, И лодка замыта зыбучим песком. Но как глубоко и не-мимо-лётно У́стюг и Сýхона в сердце моём.
На фотографиях - папа удит рыбу.
И "Тёщины зубы" где-то в нижнем течении Сухоны, так что не очень далеко. Фотография НЕ из Интернета, значит, мои родители где-то там побывали и видели всё это воочию.
Не знаю, где сохранить неструктурированный материал. Решила здесь, т.к. относится к Устюгу.
Вот здесь: http://kruiznik.ru/forum/viewt...ц&start=80 тема о Великоустюгском речном училище: Северо-Двинском политехникуме водного транспорта... Как-то в этом духе. Много фотографий и архивных документов в теме.
Г.А.Васильев тоже упоминался, но, к большой удаче, расшифрован как Григорий Александрович, и указано место его рождения в Нюксенском районе. Ну и слава богу.
А вот нашлась ссылка 1930-х на одного знакомого. Павел Силыч и его жена Мар. Тимофеевна преподавали в Устюге и в 10-й школе в том числе. Потом ещё долго писали письма нам сюда в Москву и подписывались: "Ваши Головины". Я их так и звала "ваши Головины", и за это мама смеялась надо мной. Кто бы мог подумать, что он аж в 1916 году окончил учительский институт! А?
ГОЛОВИН Павел Силыч, сын крестьянина, окончивший Вологодский учительский институт в 1916 году и работающий в Техникуме преподавателем экономической географии, химии и литорологии (?), на работе оставлен. Отмечается наличие большого опыта, добросовестное отношение к обязанностям, однако "политическое развитие недостаточное", кроме того, "на борьбу за качество учебы и поднятие воспитательно- массовой работы не мобилизован".
Статистические сведения о родившихся и умерших по уездам Вологодской губернии за 1906 г. Фонд № 883. Оп.1. Д. 189
Даты документов: 1906-1906
Кол-во листов: 155
Здесь много интересного, например, продолжительность жизни людей по Великоустюгскому уезду в 1906 году, количество свадеб, рождений и проч. Тоже бы выписать для интереса какие-либо цифры.
Пока что для памяти, чтобы не искать каждый раз одно и то же.
nvrom1 Здравствуйте, Наталья! Позвольте разместить в Вашей теме ссылку на книгу Н.Кудрина «Запечатленная память. Записки краеведа» с описанием зданий, объектов, улиц г. Великий Устюг (и конечно фото): https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/zappamyat/text.pdf
nvrom1 Здравствуйте, Наталья! Позвольте разместить в Вашей теме ссылку на книгу Н.Кудрина «Запечатленная память. Записки краеведа» с описанием зданий, объектов, улиц г. Великий Устюг (и конечно фото): https://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/zappamyat/text.pdf
[/q]
Ну, давайте разместим!
Можно и другие книги упомянуть, которые относятся к Великому Устюгу.
По книге Н.М. Кудрина, может, написать кое-что. Фотографии, значит, смотрим по ссылке в случае чего. Или позже вставлю фото, сделанные нами.
1. Дом Шилова - стиль барокко (до 1772 года). На улице Шилова. Я помню, как на улице Шилова ещё были деревянные мосточки, и напротив дома Шилова мы с бабушкой собирали шампиньоны. В доме размещались детские учреждения: детский дом, детский сад (ясли). Ну, это просто. А описания других домов хочется сюда поместить, чтобы не путаться.
2. Напротив (ну,почти) дома Шилова на той же улице Шилова - дом Захарова. Построен между 1772 и 1790 гг. Художественная школа. В 2021 году мы видели, что начинается ремонт. Дом выглядел ужасно. Ну, будем надеяться, что здание приведут в порядок.
3. Дом Кострова - Советский пр., д. 74. Бывший дом Кострова В.И. К 1867 году был построен. До того купец жил напротив - Советский пр., 113. Магазин "Сюрприз" при Советах, теперь всё иначе.