Железнодорожная линия Владимир - Тумскаяhttp://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/m/37-1-0-4449 История Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги началась в 1890-х годах. Тогда была построена лесовозная узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой являлось село Шумашь (расположено на левом берегу реки Ока, напротив города Рязань). Эта узкоколейная железная дорога вела к селу Солотча, и далее в северном направлении.
В газете «Владимирские губернские ведомости» от 27 мая 1901 года сообщалось: «Гусь-Хрустальный с конца 1900 года соединен с губернскими городами — Владимиром и Рязанью — узкоколейной железной дорогой, принадлежащей частному обществу, и находится от г. Владимира в расстоянии 60 верст».
В 1901 году было открыто сквозное ж.д. движение от станции Рязань-Пристань до Владимира (протяженность линии - 211 километров).
В районе современного мкр. Мостострой был построен деревянный мост через Клязьму.
Из воспоминаний одного охотника - В.А. Зворыкина, вступившего в члены общества в 1917 г.: «Помню, как мы, бывало, ездили на охоту на Орлов перевоз в поезде по узкоколейной железной дороге, которая называлась "Манжуркой". Необходимо было ехать в закрытом вагоне, так как в паровозной топке использовались дрова, и из трубы по ту и другую сторону состава летели горящие искры. Никаких населенных пунктов, кроме рабочего барака на Орловом перевозе да лесной сторожки, по ходу движения поезда не было. От Владимира до моста по правую сторону тянулся сплошной лес. Подъезжая к деревянному мосту через Клязьму, поезд резко сбавлял ход и ехал с такой скоростью, что его мог легко обогнать пешеход, идущий нормальным шагом. Мост местами шатался и скрипел».
«Станция «Владимир», Рязанско-Владимирской жел. дор.
Начальник Станции — Иван Владим. Щербаков. Помощн. Начальн. Станции: Харитон Степан. Панков, Петр Логинович Зайцев.
Станции Рязанско-Владимирской жел. дор.:
«Улыбышево». Начальник — Владим. Ал-сеев. Горохов.
«Головино». Начальник—Василий Полик. Корнеев. Помощник—Савелий Савел. Рогалев» (Календарь и Памятная Книжка Владимирской губернии на 1913 год).
«Станции Рязанско-Владимирск. жел. дор.:
«Улыбышево» начальник — Владимир Алексеев. Горохов,
«Головино» начальник — Василий Поликар. Корнеев» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
По состоянию на 2007 год, небольшой сохранившийся участок этой узкоколейной железной дороги является единственной в России узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм, составляющей часть сети железных дорог общего пользования, находящихся в ведении ОАО «РЖД» (без учета детских железных дорог). Местонахождение сохранившегося участка - Клепиковский район Рязанской области. В 2011 году узкоколейная железная дорога была полностью уничтожена. Все без исключения участки пути были разобраны, многие станционные постройки снесены. Уничтожение ценнейшего исторического и технического памятника выполнило ОАО «РЖД».
30.03.2007 © С. Болашенко.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/m/37-1-0-4449http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/l/37-1-0-1126