TatyanaOborina Сообщений: 1849 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 790 | Наверх ##
2 апреля 2021 16:04 3 апреля 2021 9:08 Эта публикация скопирована с сайта Алольской волости Пустошкинского района Псковской области. Автор директор краеведческого музея г. Пустошки.
Там в разделе " Пострадавшие за веру" есть сведения о священнослужителях этой местности. . Все деревни, упоминаемые в тексте , расположены недалеко друг от друга. Из Поддубья до Алоля ходили пешком.
Может быть кому то это будет интересно и пригодиться, как и мне пригодилось многое на этом замечательном сайте.
Скачать 0.81 Mb. Название Краеведенье страница 3/5 Дата публикации 05.07.2013 Размер 0.81 Mb. Тип Документы zadocs.ru > География > Документы 1 2 3 4 5 ГЛАВА 3
^ ЗАГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ.1840.
Дата рождения деревни Загорье Алольской волости неизвестна, но зато точно известна дата её исчезновения с карты страны – декабрь 1967 года.
А когда-то эта деревня была большим населённым пунктом, как уже было отмечено выше, со своей церковью и приходом. В конце 19 в. Прихожан в ней насчитывалось 3 тыс. душ. В приход входили деревни: Яшково, Скопина, Лужи, Ермолово, Новины, Застарья, Ивахново, Олешнюги, Переходники, Мошки, Замошница, Рыжица, Летая, Ботаково, Серболово, Хомкино, Гришина Гора, Сарпуниха, Максим Погост, Оболенье.
Два раза в год 1 февраля и 12 июня в Загорье шумели ярмарки, их называли «кирмаши». Торг шёл железными, лесными, кожаными изделиями. Заезжие торгаши предлагали всевозможные дешёвые бумажные материалы, разные лакомства.
В начале 20 века о Загорской церкви писали: «Построена в 1840 году. Штатная, деревянная, холодная, прочная. Земли удобной 37 десятин, леса 12 десятин. Постройки духовного ведомства деревянные, новые». Но следует учесть, что информация о церкви в Загорье есть и более позднего периода. В фондах архива имеются «Книги записи родившихся, бракосочетающихся и умерших Загорской Успенской церкви за 1827-1843 года». Значит, церковь в 1840 году была просто отстроена заново вместо старой.
Старинные страницы церковной книги сообщают о том, что в 1834 г. священником служил Белинский Дмитрий Яковлевич. Дьячком в церкви был Бобровский Онуфрий Мартинович. В 1840 г. священником стал Забелла Василий Стефанович, а дьячком состоял Бобровский Александр Онуфриевич. В 1841 г. – священник Быковский Пётр Васильевич.
«Ведомости Себежского уезда Загорской Успенской церкви за 1843 год» говорят о том, что церковь в 1840 году построена игуменом Вербиловского монастыря Игнатием Куликом. Здание деревянное, на каменном фундаменте, новое, типовое в одной связи с колокольней. Престол в церкви один во имя Успения Пресвятой Богородицы. Утварь церкви скудна, но всё самое важное имеется. По новому штату с 1842 г. положено быть священнику, дьячку, просвирнице. Земли при церкви усадебной, пахотной и неудобной считается 44 десятины и 605 сотней. Собственного плана – именной книги при церкви не имеется, а земли обозначены в общем плане Вербиловского монастыря. Священник не имеет собственного дома, а проживает в доме, оставшемся от Униатского священника Тиволовича, обращённого в церковное достояние. Дьякон и дьячок живут в собственных новых домах, стоящих на церковной земле, в котором жительствует и отец его – внештатный дьячок Онуфрий Бобровский со своим семейством.
Священник получает жалованье из казны 180 рублей серебром в год. Дьякон – 80 руб., дьячок – 40 руб. Просфирий – 24 рубля.
Дьякон Иоанн Родионов, 28 лет, обучался в Рязанской Духовной семинарии откуда поступил Полоцкую епархию. Женат. Жена Евдокия Петровна – 22 года, сын Василий 4х лет.
Дьячок Александр Онуфриевич Бобровский обучался в Вербиловском Духовном уездном училище и по окончании был определён в Невельский Преображенский монастырь 14.11.1839г., затем определён в Сурожский уезд, потом 20.12.1839 года перемещён в Загорскую церковь. Холост.
Просвирница – вдова священника Ксения Иосидоровна Быковская – 63 года. Дети её: Софья – 19 лет, Роза – 22 года.
Внештатный дьячок Онуфрий Мартинович Бобровский, священнический сын. Уволен с должности Указом Полоцкой Духовной консистории от 28 февр 1840 года за №6370 последовавшем по «тухости зрения». Получает с женой 15 руб. серебром в год. Жена – Екатерина Фёдоровна, 54 лет, дети: Агат – 23 лет, Анастасия – 19 лет, Григорий – обучается в Вербиловском духовном уездном училище.
^ ТАЙНА «ПУШКИНСКОГО КАМНЯ».
В деревне Поддубье, в бывшем парке помещика Офросимова Якова Никандровича, на берегу реки Великой находится камень, на котором согласно легенде, сиживал сам Александр Сергеевич Пушкин, подолгу любуясь стремительным бегом реки. На камне, в былые времена, была сделана надпись: «Люблю Великую реку, Где вырос я на берегу. Среди лесов, среди полей, Где громко пел мне соловей». «Пушкин». Я думаю, что не надо обладать большими литературными способностями, чтобы понять, что столь несовершенные рифмы не могли принадлежать великому поэту. Да, и вырасти на берегу Великой, поэт не мог. Хорошо известно, что родился он и вырос в Москве и на Псковщину впервые приехал после окончания лицея в 18 лет. Теоретически он мог, конечно, посетить прекрасное старинное имение, находящееся в д. Поддубье во время своего пребывания в с. Михайловском. Но в то время это имение еще не принадлежало помещикам Офросимовым, которые являлись родственниками Ганнибалам, а значит и Пушкиным. То, что надпись на камне была, в действительности, у меня сомнений не вызывает. Еще в середине 60-ых годов XX века поддубские школьники во главе с учительницей приходили к этому камню, прикладывали тетрадные листочки к почти стершимся буквам, обводили их карандашами и читали текст надписи. Теперь на камне можно увидеть лишь маленький крестик. Тоненький, словно нацарапанный прутиком. Река Великая в прежние времена была более полноводной, камень, расположенный на берегу, естественно, затопляло водой. Прошли века, и надпись возможно стерлась. По рассказам старожилов края, надпись уничтожил какой- то мальчишка, сбив буквы острым предметом. Так кем и когда была сделана надпись на камне? Кто подолгу сиживал на берегу Великой, задумчиво глядя на потоки вод? Поддубье - одно из стариннейших сел нашего края. Первое упоминания о нем встречается в писцовых книгах Полоцкого повета в XVI века. В то время это село входило в состав Покровской волости. С давних времен село было имением помещиков. Есть данные, что в начале XVIII века имением владели помещики по фамилии Копштель. В архивах заведующим историко – краеведческим отделом Пушкиногорского музея – заповедника Никифоровым В., был найден документ, говорящий о том, что в 1881г. в Себежском уезде Витебской губернии в деревне Поддубье находился винокуренный завод, принадлежавший сыну Александра Сергеевича Пушкина - Григорию. Действительно в это время д. Поддубье входила в состав Себежского уезда Витебской губернии. Вызывало сомнение лишь тот факт, что в Себежском уезде существует еще одна деревня Поддубье. Но, как сообщили в Себежском краеведческом музее, их Поддубье никак не связывают с именами Пушкиных. Видимо, не спроста появилась эта легенда именно в нашем селе. Видимо именно здесь стоял винокуренный завод, принадлежащий Григорию Пушкину. В 1881 году в нем случилось два пожара. Григория Александровича управление акцизного сбора уведомляло: «... По случаю двух пожаров, бывших в Вашем имении Поддубье на Поддубенском винокуренном заводе числятся в недоимке акции за не оказавшееся после сих пожаров в заводских подвалах нормальное вино. Именно: в подвале № 2 на 1253 руб. 17 коп., и в подвале №1 на 1072 руб. 30 коп., а всего 2325 руб. 47 коп. Недоимка это обеспечивается внесением от Вас в мой депозит двумя облигациями 2-го Восточного займа по 1000 руб. и, кроме того, наличными деньгами в 490 руб. При рассмотрении Витебским окружным судом дела о первом пожаре (7 февраля 1880 г) подтвержден факт вывоза вина из подвала № 2 до пожара. Причем, обвинявшийся в поджоге подвала мещанин Зархин оправдан в этом преступлении. В виду сего я входил в Департамент неокладных сборов с представлением, как мне следует поступить в отношении акциза за не явившейся спирт и депозит. Оный известил меня, что так как дознанием и судебным следствием выяснено, что из подвала № 2 спирт был вывезен, а подвал № 1 находился под жилым помещением и дознанием не обнаружено, находился ли в нем во время пожара спирт, то числящаяся по Поддубенскому заводу акцизная недоимка не может быть сложена и долж¬на быть пополнена продажею залога, которым она обеспечена». Чиновник акцизного управления спрашивает у Г.А. Пушкина, продавать ли закладную или «...Вы пожелаете освободить меня от продажи внесением в Казначейство наличными деньгами 1835 руб. 48 коп. в дополнение к имеющемся в моем депозите 490 руб.? При сем случае прошу принять уверение в моем почтении и преданности». Фамилия неразборчива. Григорий Александрович простил «мещанина Зархина», избавив его от тюрьмы. Уп¬латил положенную довольно большую недоимку, но в заявлении пропустил слово «восемь¬сот» и она осталась в архиве: «В Губернское Виленское Казначейство от Коллежского Со¬ветника Г.А. Пушкина. Прилагаю при сем тысячу тридцать пять рублей 48 коп. в уплату ак¬циза сгоревшего вина на моем Поддубенском винокуренном заводе, находящемся в Витебской губернии Себежского уезда. Прошу покорно занести в дипозитарий управы акцизными сборами в Витебскей губернии и выдать мне в том-квитанцию. Коллежский Советник Пушкин». А теперь посмотрим биографию Григория Александровича Пушкина. О детских годах его сказано очень мало. Бывал ли он в детстве на берегу Великой сказать определенно нельзя, но в селе Михайловском бывал вместе с матерью, а река Сороть, является притоком Великой. Григорий получил образование в пажеском корпусе. Служил в Конном полку 10 лет, затем был переведен в ведомство министерства внутренних дел в чине полковника. В 1865 год оставил военную службу. В следующем году Григорий Александрович Пушкин из Петербурга уехал в с. Михайловское. Родительский дом к этому времени совсем разрушился, поэтому Григорию Александровичу пришлось перестраивать его заново. Живя в Михайловском, он приобретал земли не только в своем уезде, но и в соседних. По – видимому, именно в это время он приобретает винокуренный завод, находящийся в Поддубье. Многие современники Григория Александровича Пушкина называли его талантливым рассказчиком-импровизатором, остроумным собеседником, тонким ценителем природы. У Ю.М.: Шокальского читаем: «Он искренно любил природу и всегда любовался ею; как настоящий художник в душе — он умел находить красоту во всех проявлениях ее, чувство¬вать и оценивать ее». Вспомним слова легенды: «Пушкин подолгу сидел на берегу Великой и любовался ею». А любоваться здесь действительно было чем. Н. Л. Павлищев рассказывал: «Григорий Александрович не был чужд поэзии; он... написал несколько юмористических стихотворений, но произведений своих никогда не печатал, находя их неподходящими для печати». По видимому, именно Григорию Пушкину принадлежат выбитые на камне строки. И подписаться «Пушкин» мог по – праву только он. Писали и о портретном сходстве сына с отцом. Так, С. Яблоновский сообщал: «...я невольно поразился огромным сходством Григория Александровича с отцовскими портретами: такой же нос, такой же лоб, тот же склад лица, только волосы не вьются, да длинная седая борода». «Вылитым отцом» называли Г. А. Пушкина многие его современники. «Африканские черты» лица Григория Александровича, «поразительно похожего на Александра Сергеевича», отмечали и его двоюродный брат Л. Н. Павлищев, и известный антрополог, профессор Д. Н. Анучин». Местные жители д. Поддубье, современники Григория Александровича, сохранившие легенду о Пушкине, могли и не знать в то время поэта Пушкина. Картину могли бы прояснить местные помещики, которые явно знали «тайну пушкинского камня». Но никто из рода помещиков Офросимовых не дожил до наших дней. Косвенные данные, подтверждают версию о том, что именно Григорий Пушкин был автором данной надписи. Именно он, как страстный любитель природы, мог подолгу сидеть на прибрежном валуне, любуясь живописной природой. Именно он мог сочинить столь не затейливые стишки и приказать крепостным крестьянам выбить их на памятном для себя камне. Да и два старинных подвала, сохранившиеся в д. Поддубье до сих пор, говорят в пользу данной версии. По архивным данным установлено, что в имение Поддубье, Соинской волости, в 1315 десятин продано в 1887 г. за 20 000 руб. По видимому, именно в это время имение купили помещики Офросимовы. Офросимовы и Ганнибалы, а значит и Григорий Александрович Пушкин были родственниками. Исаак Абрамович Ганнибал был женат на Анне Андреевне Чихачевой, а ее родная сестра была замужем за Михаилом Петровичем Офросимовым. Так что Пушкин Григорий Александрович вполне мог продать имение Поддубье, в котором уже не было винокуренного завода, и оно к этому времени уже не приносило дохода, своим родственникам и ближайшим соседям из д. Маслово – Офросимовым. Тем более что в это время он готовился к отъезду и распродавал многие принадлежащие ему земли.
Т. Яковлева – гл. библиограф МУК «ПЦРБ».
^ АЛОЛЬСКАЯ ШКОЛА.РОЖДЕНИЕ,ЖИЗНЬ.
Уже несколько лет проводится реформа образования. Многие, установленные годами, традиции и принципы нашего российского просвещения изменяются в соответствии с общеевропейскими тенденциями. Думаю что, обсуждать итоги этих преобразований ещё рановато, а вот напомнить об истории развития массового образования в нашей стране на примере одной отдельно взятой территории, пожалуй, можно.
За эту местность хотелось бы принять мою «малую родину» - алольский край (Пустошкинского района). Понятно, что это очень маленькое звено огромной цепи, но оно ярко и точно описывает всю сущность, все тенденции и изменения в народном образовании Российской Империи, СССР, Российской Федерации.
Среди хвойных лесов и рек на берегу маленького озерка раскинулась деревня Вербилово. Первое документально подтверждённое упоминание этого населённого пункта датировано 1503 годом. На территории деревни, с восточной её стороны, стоит двухэтажное кирпичное здание, там до 1917 года находился сначала католический, потом православный монастырь. Из воспоминаний старожилов стало известно, что в именно 1900 году в этом монастыре впервые была открыта церковно-приходская школа.
В церковно-приходской школе было всего три класса. Оборудование самое примитивное, учебников и тетрадей практически не было. Кроме того, из-за нахождения школы в ведении церкви, священнослужитель был влиятельным лицом в образовании.
Детей обучали письму, грамоте, чтению, арифметике и закону божьему. В первом, втором классах на уроках арифметики и русского языка писали на грифельных досках. Учитель держал школят в большой строгости, наказывал за малейшую провинность. Нужно отметить и тот факт, что далеко не все дети могли учиться. Причина тому – бедность, а также занятость в своих хозяйствах, к тому же тогда ещё никто не проявлял никакой заботы о всеобщем обучении крестьянских детей.
1910 год. Для того чтобы приблизить школу к окрестным деревням, она была переведена в д. Алоль. Размещалась в небольшой сельской избе, имела три класса. Учителя могли набираться из лучших учеников, достигших 16-летнего возраста. Священник вплоть до 1918 года, как и прежде, оставался влиятельным лицом в школе. Но 21 января 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет «Об отделении школы от церкви» и Алольскую церковно-приходскую школу преобразовали в школу грамоты с 4 классным обучением. Коренным образом изменилось обучение и воспитание школьников.
После Октябрьской революции насущным и неотложным делом являлось ликвидация неграмотности. В этот период истории страна особенно нуждалась в хорошо образованных гражданах, в том числе и на селе. В псковском крае эта задача была особенно актуальной, т.к. уровень грамотности населения был ниже, чем в среднем по стране. 26 декабря 1919 г. был издан декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. В июле 1920 года создаётся чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, вслед за этим – Псковская губернская, уездные и волостные комиссии.
В результате широко развернувшейся работы к концу 1925 года грамотность населения губернии поднялась до 44%, т.е. на 30% по сравнению с дореволюционным периодом. По Всесоюзной переписи населения 1939 года грамотность на Псковщине составила 88%. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе», по которому на смену многочисленным типам дореволюционных школ пришла единая школа с 9-летним обучением. Для обучения детей в возрасте 8-13 лет открывались школы 1 ступени, 13-17 лет – 2 ступени. С 1924 года начинают создаваться школы крестьянской молодёжи (ШКМ), которые наряду с общеобразовательными знаниями давали навыки промышленных и сельскохозяйственных знаний.
Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК начала 30-х годов была создана новая структура школьного образования в виде начальных, семилетних и средних школ с классно-урочной системой обучения. Одновременно осуществлялся переход к всеобщему обязательному начальному образованию, на территории нынешней Псковской области, он завершился в основном в годы первой пятилетки.
С 1931 года Алольская начальная школа была реорганизована в неполную среднюю и расположилась в здании бывшего Вербиловского монастыря. Первый выпуск состоялся в 1934 году.
Год 1935. Алольскую ШКМ переименовали в семилетнюю, которая по числу обучающихся была самой большой в районе. Она размещала более 300 учеников. Для далеко живущих учащихся был построен интернат на 50 мест. В этом здании школа просуществовала до Великой Отечественной войны.
В период оккупации района в школьном здании располагался немецкий штаб, также там были обустроены гаражи и конюшни. Три года дети не могли учиться. Только в сентябре 1944 года, после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, снова прозвенел школьный звонок. Это ни смотря на то, что толком не было ни учебников, ни мебели, ни школьных зданий, ни учителей. Были лишь школьники, без пафоса будет сказано, жаждущие учиться. Это видимо помогло в считанные месяцы полностью подготовить школу к учебному году. Конечно, не идеально, но всё же...
За парты уселись около 300 учеников. Такой большой контингент учащихся присутствовал и потому, что в 1945 году в селе Вербилово открыли детский дом на 100 мест. Школа работала в трудных условиях. Первые послевоенные годы велась напряжённая работа по достройке не хватающих школьных зданий. В течении 3х лет было построено хозспособом 2 дома под классы, мастерская, восстановлено здание начальных классов. Таким образом в 1948-49 учебном году школа полностью перешла в новые самостоятельно обновлённые здания. Занятия стали проводить в одну смену.
Однако из-за постоянного увеличения количества учеников назревала острая необходимость открыть среднюю школу. И в 1951 году в д. Алоль, стараниями районной строительной организации, выросло новое типовое школьное здание, рассчитанное на 273 места. Это дало возможность на базе восьмилетки открыть десятилетку. В то время здесь работало 28 педагогов, обучалось 400 человек. При школе было своё подсобное хозяйство. Выращивали свиней, кроликов, даже была своя птицеферма. На пришкольном участке собирали урожай овощей. Ежегодно с помощью родителей учащихся для нужды школы заготавливалось 700 кубометров дров. Их приходилось сплавлять по реке.
В 1963 году детский дом перевели в посёлок Кунья. Учащихся в школе уменьшилось. Стала внедряться кабинетная система, применялись техсредства.
Но всё же со временем это здание тоже потребовало усовершенствования, поскольку не имело столовой, не было мастерских, спортивного зала, других специализированных кабинетов. Нужную школу ПМК-538 возвела на территории центральной усадьбы совхоза «Алольский» за два года. На строительство было затрачено 713 тысяч рублей.
^ Октябрь 1980 года. В деревне Вербилово новое двухэтажное школьное здание открыло свои двери. Рассчитано оно на 390 мест, с просторным спортзалом, типовой мастерской, библиотекой, ленинской комнатой, актовым залом, столовой, интернатом на 35 мест. В нём и сейчас ведётся обучение алольских, а с недавнего времени ещё школьников из д. Поддубье. Силами учащихся, учителей, родителей тогда было проведено обустройство пришкольной территории. Посадили плодово – ягодный сад в 1.5 га. Школе передали 20 га пахотной земли. Она обрабатывалась ученической бригадой. Продукция растениеводства сдавалась в совхоз. Конечно, не просто так, бригада находилась на хозрасчёте. Так например, за 1989 год «труженики» заработали 3600 рублей. В зимнее время бригада работала в совхозе на животноводческих фермах.
1990-е. Годы перелома. Годы, когда одна государственная модель ушла в прошлое, а другая только начинала выстраивать свою политику, общественную жизнь. Эти перемены коснулись и школ. Резко сократилось число учащихся, школьное оборудование устаревало, приходило в негодность, штат работников сокращался, школа ветшала из-за отсутствия средств на техэксплуатацию здания... «Не лицеприятное было зрелище»... К началу 2000-х годов проблемы в образовании обострились, оттягивать их решение больше было невозможно. Федеральные органы власти приняли заключение коренным образом изменить ситуацию. Наряду с тремя другими, был разработан национальный государственный проект «Образование». Дело сдвинулось с мёртвой точки. В результате началась, упомянутая мной в самом начале статьи, реформа образования. Многочисленные трудности в системе российского просвещения стали быстро и качественно решаться.
Не так давно (2001 год) Алольской средней школе присвоили имя легендарного человека, земляка Героя Советского Союза Николая Михайловича Королёва. К слову, в июне 2007 года Президент России В. В. Путин выделил Рособразованию, из резервного фонда, 12,99 миллионов рублей на ремонт школ, третья часть из которых была перечислена на модернизацию Алольской средней общеобразовательной школы. На целевые деньги должны отремонтировать многострадальную кровлю школы, систему отопления и многое другое. Примечательно, что в президентском решении о выделении средств, присутствовали далеко не все регионы.
РЕВОЛЮЦИЯ.
Весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции быстро достигла самых глухих районов и деревень Псковской области, в т. ч. и алольщины. Повсеместно в селах деревнях прошли митинги и сходы в поддержку первых декретов Советского правительства.
Интересные документы, связанные с революционным сумасбродом, найдены в архиве.
Это, например, Резолюция общего собрания граждан Шумихинской волости от 16 июня 1918 года. «Царь – голод протянул свои костлявые руки над Шумихинской волостью. Жители волости заболевают и гибнут от голода. Всюду плач и мольбы о помощи бедных голодных людей. Но где взять хлеба? Каким образом помочь несчастным голодным братьям? От продовольственных органов губернии хлеба не поступает. Люди, посланные за розыском хлеба, возвращаются ни с чем. Голодающие жители волости пробовали отправляться в уезды Псковской и других губерний и им приходилось купить хлеба, но вынести его не могли, т.к. купленный хлеб беспощадно реквизирую, и покупатель опять возвращается в голодную свою волость… Таким образом, Шумихинская волость лишена возможности даже питаться крупицами, падающими со стола сытых. Остаётся только одно – молчаливо умирать от голода. Достать хлеба на месте совершенно невозможно, т.к. в волости ни у кого не осталось хлеба и поголовно все голодают. Теперь предстоят работы по учёту солдат и лошадей для создания мощной Красной Армии, для спасения Советской власти, и мы, граждане, признаём это великим делом, но разве в силах мы приступить к исполнению Декрета Наркома.., когда мы, обездолены голодом, к нам никто не протягивает руку спасения и, таким образом, приходится думать о встрече с ужасной голодной смертью, которая пожрёт всех шумихинцев... Впредь до удовлетворения хлебом мы отказываемся от исполнения, каких бы то ни было работ по распоряжению власти. Мы не контрреволюционеры и не идём против власти, но нас заставляет голод…».
Или же, к примеру, Из отчёта Шумихинского волостного комитета деревенской бедноты от 06 октября 1918 года. «… При Шумихинской волости находится Вербиловский женский монастырь. Комитет обратил на него внимание и увидел, что обитатели его не принадлежат к трудовому крестьянству и живут за счёт последнего. Чтобы прекратить это, на общем собрании была внесена резолюция о расформировании монастыря или об образовании трудовой коммуны. Когда же монахиням предложили образовать коммуну, то они и слушать об этом не захотели. Тогда, немного церемонясь, комитет вынес постановление: очистить монастырь Вербилово в 24 часа.., и это было исполнено. На монастырской же земле решено образовать коммуну из самых бедных граждан и дать им всё необходимое, как земледельческие орудия, так и инвентарь, конфискованный при монастыре…».
^ РЕВОЛЮЦИОНЕР ПУХЛОВ.
В те бурные и радостные для кого-то дни приехал в Пустошку бывший крестьянин-бедняк д. Емельянцево, затерявшейся в алольских лесах, рабочий Ижорского завода солдат Василий Пухлов. Он то и был избран, на губернском съезде Советов в Витебске, делегатом на 3 Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в Петрограде в январе 1918 году. Ещё одна заманчивая личность родилась и некоторое время работала в алольщине. Это 1-й председатель Пустошкинского горсовета, молодой коммунист, Сергей Пухлов, уроженец д. Чертеж Алольского сельсовета. В первые годы Советской власти он был одним из организаторов комсомольской ячейки и ее секретарем в Алольском сельсовете.
ФАКТ.
Интересен для истории и тот факт, что в газете «Великолукская правда» от 16.10.1937г. в «Красном списке» колхозов округа, выполнивших досрочно свои обязательства по полевым работам, был назван колхоз имени Сталина Алольского с-с.
^ ПОСТРАДАВШИЕ ЗА ВЕРУ.
Псковской епархией в течение нескольких лет проводился сбор материала о пострадавших за веру людей в годы гонений на церковь. Результатом этой работы явилась книга «Псковский синодик». Основным источником сведений «Псковского синодика» стало многотомное издание «Не предать забвению. Книга Памяти жертв политических репрессий. Псковская область». В «Книге Памяти» приводятся фамилии более 45000 репрессированных. Из них в «Псковский синодик» вошло около 1000 человек из числа священноцерковнослужителей, а также тех, кто имел какое-либо отношение к церкви. Кроме того, в «Псковском синодике» были использованы материалы других изданий, таких как «Ленинградский мартиролог», «Синодик С.-Петербургской епархии», Книга памяти жертв политических репрессий «Бутовский полигон», «Сквозь огонь мучений и воды слез...» и другие. Важными источниками сведений о псковских новомучениках стали материалы самых различных архивов. Некоторые страницы книги «Псковский синодик» посвящены судьбам людей связанных с Алольским краем, людей пострадавших за веру в бога.
^ НИКИФОРОВСКИЙ ПЕТР ТАРАСОВИЧ, 1867 г. р., уроженец деревни Загорье Пустошкинского уезда, духовного сословия; отец его служил диаконом в г. Опочка. Петр Тарасович закончил Витебскую Духовную семинарию. После окончания с 1891 г. служил псаломщиком. С 1904 г. в этой же должности в церкви погоста Толвиц Псковского уезда. В 1907 г. перемешен в село Утретки Псковского уезда. Являлся членом Братства Кирилла и Мефодия. Рукоположен в сан священника не позднее 1923 г. Первый раз арестован и осужден ОС при коллегии ОПТУ 12 ноября 1931 г, по ст. 58-10-11 УК РСФСР на 3 года высылки в Северный край. Повторно арестован 2 августа 1937 г., осужден «тройкой» УНКВД Калининской обл. по ст. 58 - 10, ч, 1 УК РСФСР 20 сентября 1937 г. к расстрелу. Реабилитирован 18 июля 1995 года.
^ ШАПКИНА МАРИЯ НИКОНОВНА, 1863 г. р., уроженка города Полоцка Витебской области, духовного сословия. В возрасте 17 лет по влечению сердца оставила родительский кров и ушла в монастырь. «Поступила в монастырь в 1880 году по своему желанию», - так объясняет она причину, побудившую её уйти из мира. "Всем движимым и недвижимым имуществом пользовалась монастырским, своего не было». Покровский Вербиловский женский монастырь располагался в 20 верстах от города Пустошка. Обитель была основана в начале XYII века и сначала заселена монашествующей братией. В конце XIX века преобразована в женскую. Монахиня Иоанникия подвизалась в монастыре более 40 лет. Прошла положенный искус, была пострижена в мантию и на одном из монастырских послушаний стала старшей. Об этом она сделала признание на допросе: «Тридцать лет я была старшей монахиней при Пустошкинском монастыре...» В годы гонений Покровский монастырь закрыли. Некоторое время в нем все же могло оставаться на жительство около 10 насельниц. Но уже в конце двадцатых годов монастырь закрыли окончательно, и большинство сестер репрессировали. По словам Иоанникии, «после закрытия монастыря (сестры) были переарестованы и отправлены кто на три года и больше, на разные сроки…» Годы после закрытия монастыря стали для монахини Иоанникии временем больших скорбей и испытаний. Она вошла уже в преклонные лета, и когда в 1931 году ее арестовали в первый раз, ей было уже 68 лет. Пустошкинский РО ОГПУ предъявил монахине Иоанникии обвинение в контрреволюционной деятельности. По приговору ее выслали из пограничной зоны, которой являлся Пустошкинский район. Монахине Иоанникии пришлось странствовать. В своих скитаниях она посетила Полоцк, Киев, другие города, где раньше находились монастыри. Везде были гонения, и она вернулась ближе к родным местам, пытаясь найти себе пристанище. На краткое время, смотря по обстоятельствам, останавливалась на жительство в домах у верующих людей в деревнях Новосокольнического района. Мать Иоанникия никогда не скрывала своей принадлежности к монашескому сословию. Небольшая церковная община, в которую она вошла по месту последнего жительства, собиралась на приходе тайно в разных местах. Молились, читали Слово Божие, святых отцов, слушали рассказы о подвижниках благочестия. Мать Иоанникия жила в ожидании ареста, в те годы все жили под страхом: доживут ли до утра? Поэтому новый арест, который последовал 12 августа 1937 года, едва ли явился для нее неожиданностью. Семидесятичетырехлетняя женщина к этому времени была тяжело больна. Она страдала многими болезнями и в том числе пороком сердца, о чем тюремный врач сделал медицинское заключение, сохранившееся в ее следственном деле. В доме, где монахиня в то время проживала, произвели обыск и обнаружили и изъяли так называемые «вещдоки». Вот список изъятых у нее при аресте вещей по описи, подшитой к делу: две фотографии лиц в монашеской одежде, в том числе изображение о. Иоанна Кронштадтского; «святая молитва», перепечатанная (разрешительная, прим. сост.); поздравление протоиерея Иоанна Кронштадтского; воззвание к народу о посещении церкви; шесть фотокарточек святых». Судя по списку изъятого, богатств материального свойства мать Иоанникия не стяжала. Характерно, что среди «вещдоков» находилась так называемая разрешительная молитва, которая полагается в гроб усопшему по окончании чина отпевания. Монахиня явно готовилась к исходу из этой жизни и разрешительную молитву хранила при себе. Началось следствие. Монахиня Иоанникия обвинялась в том, что «состояли членом контрреволюционной церковной группы, систематически вела антисоветскую агитацию против политики советской власти и ее мероприятий, проводила контрреволюционные сборища антисоветского элемента». Частично, а именно то, что она являлась членом церковной группы, мать Иоанникия признала. «…Мы все вместе слушали по воскресеньям молебны в церкви и проповеди» ответила она на допросе. Все же остальное было отвергнуто ею. Мать Иоанникия признала себя членом церковной общины. Виновной же в контрреволюционной агитации признать себя категорически отказалась. «Ходили по домам к колхозникам, — говорит о ней и ее сомолитвенниках свидетель, желающий содействовать следствию, — и агитировали ходить в церковь молиться Богу, крестить детей, в праздничные дни не ходить на работу...». Как высшая оценка деятельности матери Иоанникии, ее жизни по Богу явились слова Марии Алексеевны Гультяевой, проходящей по делу: «Меня воспитали в духе монашества отец Василий Цыганков и монахиня Иоанникия Шапкина». Следствие установило вину монахини Иоанникии: ходила в церковь, молилась Богу, призывала крестить детей и почитать церковные праздники. «Шапкина привлекала к себе верующих и воспитывала их в монашеском духе... Проводила контрреволюционные сборища, где, читая Библию, доказывала, что советская власть продержится недолго; все идет по Писанию Божьему». 21 августа 1937 г. «тройка» УНКВД Калининской обл. приговорила монахиню Иоанникию к высшей мере наказания. 23 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. В этот же день расстреляли и протоиерея Василия Цыганкова, пастыря, который, по словам монахини Иоанникии, был для нее самым близким человеком из земных, а также Ирину Бойко, псаломщицу местной церкви, тайную монахиню. Тела мучеников погребены в безвестной могиле на Тверской земле. Реабилитирована монахиня Иоанникия 22 сентября 1989 года.
^ БУДНИКОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ, 1890 г. р., священник, уроженец Витебского района, жил в деревне Яссы Пустошкинского района. Арестован 27 апреля 1931 года по ст. 58 УК РСФСР. Приговорен к высылке в Северный край сроком на 3 года. Реабилитирован 18 октября 1991года.
^ ВИШНЕВСКИЙ ИОАНН ЛЕОНТЬЕВИЧ, 1869 г. р., священник, уроженец Двинского уезда, Латвия. Жил в деревне Алоль Пустошкинского района. Арестован 11 февраля 1931 года по ст. 58 УК РСФСР. Лишен права проживать в 12 населённых пунктах с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года. Реабилитирован 18 октября 1991 года.
^ СЛАДКЕВИЧ ЕВФРОСИНИЯ ИОАННОВНА, мирское имя не установлено, игуменья, уроженка Волынской губернии. На момент ареста проживала в деревне Вербилово Пустошкинского района, где располагался Покровский Вербиловский женский монастырь, закрытый в годы Советской власти. Возможно, игуменья Ефросинья была его настоятельницей. Арестована 20 марта 1931 года по ст. 58-10-11 УК РСФСР. Постановлением органов ОГПУ 13 июля 1931 года дело было прекращено. Реабилитирована.
^ ГАВРИЛОВА АННА ГАВРИЛОВНА, 1872 г. р., монахиня, уроженка деревни Лужи Пустошкинского района. Арестована 22 февраля 1930 года по ст. 58-10-11 УК РСФСР. Осуждена органами ОГПУ Западной области 22 апреля 1930 года по ст. 58-10, ч. 2 УК РСФСР на 7 лет лишения свободы. Реабилитирована 11 апреля 1999.
^ ГОЛОДОВА ИЛАРИЯ АНДРЕЕВНА, 1875 г. р., уроженка Черниговской губернии, монахиня, проживала в деревне Вербилово Пустошкинского района. Арестована 22 февраля 1930 года, осуждена «тройкой» ПП ОГПУ в Западной области 22 апреля 1930 года по ст. 58-10-11 УК РСФСР на 3 года высылки в Северный край. Реабилитирована 25 августа 1999 года.
^ ЗАЛИВАХИНА ЕФРОСИНИЯ ОНУФРИЕВНА, мирское имя не установлено, 1900 года рождения, монахиня, уроженка деревни Лужи Пустошкинского района. Арестована 22 февраля 1930года по ст. 58-10-11 УК РСФСР. Органами ОГПУ Западной области дело прекращено. Реабилитирована 25 августа 1999г.
…Люди, осужденные за веру в бога. Стойкие, сильные духом люди, готовые скорее расстаться с жизнью, чем с верой. Их трудный жизненный путь неразрывно связан с историей нашей страны. Вот что сказал бывший управляющий Псковской епархии Арсений (Стадницкий) - «Прошлое всякого народа составляет фундамент настоящего, изучение своего прошлого помогает выработке своего национального самосознания, национального достоинства, понимания смысла родной земли. Знания родной старины составляют основу истинного просвещения и помогают уяснению путей грядущего. Корень зла заключается не столько в недостатке мероприятий и законов, сколько в недостатке знаний старины тесно связанного уважения к ней. Достигнуть этого уважения и любви к старине, гарантирующих ее целостность, возможно только путем познания. Нельзя уважать и любить того, чего мы не знаем». ^ АНКЕТЫ. «СВЯЩЕННЫЕ».
Пустошкинский район, а в особенности Алольская волость: край красивых лесов и многочисленных голубых озер. Как ни трудно жилось людям, но в самых чудесных уголках природы, на возвышенности возводились храмы. 35 храмов стояло на территории современного района. В святые праздники звон церковных колоколов призывал прихожан на службу. В Государственном архиве г. Великие Луки можно найти папку с названием:«Анкеты по учету светского и монашеского духовенства по Себежскому уезду Витебской губернии за 1923 год». В то время Пустошка с частью волостей относилась к Себежскому уезду. В этих анкетах, написанных самими священнослужителями, сообщались основные сведения о себе, своей семье, доходах, отношении к Советской власти и др. В конце анкеты крупным шрифтом были отпечатаны строки: «За неправильный ответ будете отвечать перед судом Революционного трибунала». Хотя эти документы и носят официальный характер, но думаю они будут интересны читателю. Приведу несколько анкет, причём выборка сделана специально касающаяся людей связанных, так или иначе, с Алольщиной.
Анкета №41. Загорская Успенская церковь. Священник Петр Тарасьевич Никифоровский, 1867 г. р., окончил Витебскую духовную семинарию, в духовное звание вступил в 1891г., награжден орденом Станислава 3-ей степени в 1916г., скуфья - в 1918 году. Место предыдущей службы: надзиратель при Витебской духовной семинарии, псаломщик с 1891-1917г.г. Вмести с ним в деревянном домике в деревне Загорье, состоящем из 2х комнат проживают две сестры. Жалованье священника - 330 руб., сборы-требы - 300 рублей. В данной церкви служит 24 года псаломщиком и 6-ой год священником. Отношение к Советской власти: всякому распоряжению подчиняюсь, исполняя их аккуратно. Отношение к декрету об отделении церкви от государства и школ от церкви: полезно для церкви.
Анкета №53. Церковь в селе Кисели. Священник Беляев Алексей Петрович, 1875 г. р., из духовного сословия, окончил Витебскую духовную семинарию, в 1902году вступил в духовное звание, учитель 2-х классного училища. В церкви служит 9 лет. Жалованье его - 360 руб., сборы-требы – 300 рублей. С ним проживают: жена, четверо детей, старухи, тетки.
Анкета №54. Фильковский Виктор Васильевич, псаломщик Киселевской церкви, 1887г. р., образование 3 кл. духовной семинарии, год вступления в духовное звание 1908 год, из мещан, жалованье 101 руб., сборы-требы - 100 рублей. В данной церкви служит 13 лет. Семья: жена учитель, 3 детей. Отношение к отделению церкви от государства: доброжелательное.
Анкета №58. Церковь в местечке Пустошка. Владимир Антонович Никонович, 1877 г. р., священник, окончил духовную семинарию, вступил в духовное звание в 1909 году, награжден наперсным крестом. Место предыдущей службы - полковой священник. В 1920 году был выслан в административном порядке из прифронтовой полосы. Из духовного сословия. Имеется жена и сын. Жалованье 1200 р в год. В данной церкви 4 года. Отношение к Советской власти - сочувственное.
Анкета №59. Орлов Порфирий Ильич, священник село Яссы Пустошкинской волости, родился 27 февраля 1872 г. Окончил курс Витебской духовной семинарии. В духовное звание вступил 12 декабря 1895года, по причине - стремление принести некоторую пользу народу. Имеет отличия – в 1913году скуфья, в 1919 году камиловка. Раньше служил учителем начальной школы в Себежском уезде. Из духовного сословия. Семья: жена и 4 дочери. Жалованье 455 рублей 32 коп, сборы-требы 600 рублей. В данной церкви 7 лет. Отношение к Советской власти: народная власть – лучшая и справедливая власть. Анкета №60. Вишневский Иоанн Леонтьевич, священник Вербиловской церкви, родился 2 июля 1879г. Окончил уездную школу, в духовное звание вступил в 1905 году по причине веры. Из духовного сословия - сын псаломщика. Семья: жена, 5 сыновей, 2 дочерей. Жалованье 40 % от дохода церкви. В данной церкви с 1 ноября 1919 года. Отношение к Советской власти: сочувственное. Анкета №62. Рогожинский Алексей Максимович, 1884 г. р., псаломщик, четвёртое место службы село Езерище Алольской волости. Окончил церковно-приходское училище. В духовное звание вступил по религиозным убеждениям. Место предыдущей службы - город Витебск, сапожное ремесло. Из крестьян, жена и двое детей. Жалованье не положено, сборы-требы по добровольному согласию. В данной церкви служит 9 лет. Отношение к Советской власти - сочувственное. Анкета №63. Лузгин Михаил Сергеевич, священник с. Колпино Пустошкинской волости. 1892 г. р. Окончил Витебскую духовную семинарию, в 1915г. вступил в духовное звание по влечению сердца. Отличия: набедренник в 1916г .и скуфья в 1921г. В другом месте не служил. Из духовного сословия. Семья состоит из жены, дочери, отца и двух сестер. Жалованье 360 руб., сборы-требы 200 рублей. В данной церкви 6 лет. Отношение к Советской власти: сочувственное. Анкета №67. Герш Ицкович Мойжесон, раввин в Пустошке, 1880 года рождения. В духовное звание вступил в 1908 году, из мещан. Семья: жена, сын, две дочери. Жалованье не определенное. Отношение к Советской власти хорошее
Эта публикация скопирована с сайта Алольской волости Пустошкинского района Псковской области. Автор директор краеведческого музея г. Пустошки. |
Источники:
Внутренние описи ревизии 1782 года (НИАБ. Ф. 2567. Оп. 1. д. 49. Ревизские сказки Себежского уезда 1782 года)
Список документов по генеалогии Себежского уезда 16-17 веков в хронологическом порядке