OlegVS Я с той реки, где Ярославич бился. Сообщений: 9747 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18938
| Наверх ##
20 июня 2023 22:24 Возможно для кого-то будет представлять интерес:
" "Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV Международной научной конференции Москва, 31 января − 2 февраля 2013 г. Часть II ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"
"А.В. Собисевич, А.В. Постников (Москва) «ЛАНДКАРТА ОЛОНЕЦКОГО УЕЗДА» (1728 Г.): К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАТИВНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ ПЕРВОГО КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛИИ *
Создаваемые в начале XVIII в. «петровскими геодезистами» кар- ты являются ценными историческими источниками. Изучение дос- товерности ранних карт и тех критериев, которые были положены в выборку и обобщение передаваемой ими информации, не представ- ляется возможным без проведения источниковедческого анализа картографического произведения. Помимо выявления обстоятельств возникновения карты, личности картографа и применяемых им ме- тодик сбора информации необходимо подвергнуть анализу инфор- мацию, содержащуюся непосредственно в самом картографическом произведении (Постников А.В. Развитие картографии и вопросы ис- пользования старых карт. М., 1985). «Ландкарта Олонецкого уезда», созданная в 1728 г. геодезистом Акимом Клешниным, сообщает уникальную информацию о про- странственном расположении таких важных объектов социально- экономической инфраструктуры, как монастыри, погосты и волост- ные центры, водные мельницы и заводы («Ландкарта Олонецкого уезда с показанием города Олонца, погостов, монастырей, заводов железных и медных, деревень, рек, озера Онежского и других мно- гих и часть Ладожского озера // Атлас Всероссийской империи. СПб., 1734»). При сборе информации, помимо собственных наблю- дений, Клешнин использовал опросы местных жителей (Собисе- вич А.В. Путь геодезиста на службе отечеству: новые материалы о А.Ф. Клешнине // Вопросы истории естествознания и техники. 2012, № 2. С. 192−196). Полученные им данные вошли в приложенный к карте каталог, который содержит дополненный перечень населен- ных пунктов уезда и список водных мельниц (РГАДА. Ф. 248. Кн. 1201. Л. 233−272). Использование материалов второй ревизии, проводимой в Оло- нецком уезде в 1721−1722 гг., дает возможность сопоставить чис- ленность населенных пунктов, сообщаемых обоими видами истори- ческих источников (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 2374). В качестве при- мера приведем данные по одной административной единице Оло- нецкому погосту. Согласно каталогу на территории погоста находи- лось 337 населенных пунктов, из них только 137 поселений Аким Клешнин смог указать на карте. Данные ревизского описания сооб- щают информацию о 381 поселении на этой территории. В ходе со- поставления двух источников были получены следующие результа- ты: 166 из 337 поселений, указанных на карте и каталоге Олонецко- го уезда, было соотнесено с данными ревизских материалов по Оло- нецкому погосту. В отношении 216 совпадений не было. Промышленное производство на территории Карелии в первой четверти XVIII в. было представлено развитой металлургической индустрией, однако в последние годы Северной войны началось угасание активности металлургических заводов (Василевский А.П. Очерк по истории металлургии Олонецкого края в XVI−XVII вв. Петрозаводск, 1949. С. 59−60). Это обусловило то, что ко времени проведения Акимом Клешниным съемок в 1726 г. на территории уезда функционировали Петровский, Повенецкий и Кончезерский металлургические заводы. Карта Олонецкого уезда показывала за- консервированный Устьрецкий завод, а также не известный в иссле- довательской литературе металлургический завод на реке Лижме. Каталог сообщает сведения о расположении 144 водяных мель- ниц. С целью установления расположения водяных мельниц было осуществлено отождествление объектов, показанных на старинной карте в рамках современной системы координат. В результате про- веденной работы было идентифицировано и перенесено на совре- менную карту 73 мельниц. В ходе анализа их расположения стало ясно, что большинство мукомольных мельниц располагались по бе- регам небольших рек и ручьев. Целесообразность постройки мель- ниц на маловодных реках объяснялась сложностью проведения гид- ротехнических работ и сезонным характером их функционирования. Обращаясь к транспортной инфраструктуре в Олонецком крае в первой четверти XVIII в., следует отметить, что карта показывала два типа дорог – главные и проселочные. Использование главных дорог для почтового сообщения подтверждается наличием на тракте от Олонца до Петровской слободы пункта для смены лошадей – По- ловинной подставы. Создание почтовой дороги, соединившей верфь в Лодейном Поле с городом Олонцом, слободой при Петровском заводе и Повенцом, относится к 1704 году (Дороги Карелии: С древ- нейших времен до наших дней. СПб., 1999. С. 32). Значительное количество показанных на карте Олонецкого уезда населенных пунктов и объектов экономической инфраструктуры позволяет говорить об уникальности данного источника при переда- че социально-экономической информации. Проведенный анализ и сопоставление карты с данными совре- менных ей источников дает возможность утверждать, что имеющие расхождения и неточности преимущественно обусловлены исполь- зованием геодезистами в качестве источников информации опросов местного населения. * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-03- 00584-а)." --- Олег. Ищу: дворян Унковских (Тихв.), Мордвиновых (Новолад.), Назимовых (Пск.), Архиповых (Волын. губ.), Ушаковых (Борович.), Качаловых (Новг.), Кутузовых (Белоз.), бар.Швахгейм , Шатиловых (Пск.), Елагиных (Пск.), Кушелевых (Новг.), кн-й Шаховских. |