 Пожалуйста, по своим личным поискам (по фамилиям рода) и отдельным населенным местам открывайте фамильные или дневниковые темы. Географический раздел по Черниговской губернии разбит на уезды/волости. Придерживайтесь, пожалуйста, выбранной схемы, открывая новые темы.
В настоящее время архив ГАЧО не работает (см. новости TV). Пользуйтесь папками с микрофильмами, которые собрали участники форума - ГАЧО https://drive.google.com/drive..._yXfj8z6xt Украинские архивы https://drive.google.com/drive...X3RUrhN9eb
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что ВСЕ украинские разделы и темы закрыты для редактирования... Напечатав свое сообщение, не поленитесь проверить его на предмет грамматических ошибок и неточностей в изложении через опцию "Предварительный просмотр"...и только потом отправляйте на форум через опцию "Отправить"..
Коллеги, просьба не забалтывать ИНФОРМАТИВНЫЕ темы, которые (без вопросов/ответов).
Ведем дискуссии в рамках приличия, не нанося друг другу взаимных обид и оскорблений. Взвешенно и аргументировано обсуждаем вопросы/ответы участников, работающих по регионам раздела. |
Остёрский уезд
Уезд создан в 1781 году в составе Киевского наместничества, в 1797 году ликвидирован, в 1802 году восстановлен в составе Черниговской губ.
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
10 июня 2013 16:01 6 августа 2013 19:03 Много интересных сведений о районе, в т.ч. о Гоголеве, о пребывании в Гоголеве Тараса Григорьевича Шевченко можно найти в книге Д.М. Гамалій. 1994. «Броварські шляхи Кобзаря».
Фотография Шевченко из коллекции Розвадовского
 | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
12 июня 2013 3:46 12 июня 2013 3:49 Вишневские - дворяне, крупнейшие помещики в местечке Гоголев и деревне Перегуды. Породнились с гоголевским влиятельным казацким старшинским родом Осьмаков. http://info.peregud.com/истории | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
12 июня 2013 3:50 12 июня 2013 3:51 | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
13 июня 2013 2:15 13 июня 2013 2:23 http://catacomb.org.ua/modules...p;pid=1553«Час расплаты наступит – так написано на Небесах»Мученический подвиг катакомбного пастыря о. Иоанна Русановича, пророчески предсказавшего приход к власти Гитлера и войну Германии с СССР В Комиссию по канонизации при Архиерейском Синоде РИПЦ поступил материал о еще одном мученике за веру Христову катакомбном пастыре протоиерее Иоанне Русановиче. Сведения о трагической судьбе мученика предоставлены Комиссии его родственницей Татьяной Дмитриевной Русанович. Еще ребенком она спрятала семейные документы и фотографии, сохранила их, поставив себе целью сберечь память о своем древнем роде. Род Русановичей имеет более чем 500-летнюю историю, среди его представителей – крупные землевладельцы, казачья старшина, политические и религиозные деятели. Вторая половина XIX в. и первая половина ХХ в. отмечены в истории села Гоголев тем, что священниками в здешних храмах служили исключительно представители рода Русановичей. Иоанн Русанович родился в 1875 году в с. Гоголев Черниговской губернии (ныне Броварской р-н Киевской области) в семье православного священника Симеона Русановича, настоятеля гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Второй сын о. Симеона – Александр, также был священником, служил в Свято-Троицкой церкви г. Бровары, а затем сменил отца в гоголевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, умер во время голодомора в 1933 г. Сын о. Александра, Дмитрий, выпускник Киевской духовной семинарии, был расстрелян НКВД 26 мая 1938 г. Его дочь Татьяна Дмитриевна и передала нам материалы о брате своего деда, мученике протоиерее Иоанне. Но вернемся к судьбе прот. Иоанна Русановича, о котором с любовью и трепетом нам поведала Татьяна Дмитриевна. И.С. Русанович до 1906 г. служил почтово-телеграфным служащим (с 1902 г. в Киеве). В 1906 г. принял рукоположение во священника и служил в Петропавловской церкви города Бровары (ныне районный центр Киевской области). В это время его брат о. Александр Русанович служил священником в Свято-Троицкой церкви города Бровары. После революционных лихолетий 20-х гг. и начала гонений на Церковь о. Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Богоборческий коммунистический режим и Декларацию митр. Сергия (Страгородского) о. Иоанн не принял. В связи с гонениями на Церковь храм в с. Плоское был закрыт большевиками, и о. Иоанн нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат о. Александр. Пережив искусственно учиненный большевиками голодомор и потеряв в эти страшные годы брата, умершего голодной смертью, о. Иоанн организовал в отчем доме катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих. День 25 августа 1938 г. стал началом восхождения на Голгофу о. Иоанна Русановича. Его арестовали по представлению Броварского РО НКВД Кисиленко и санкции прокурора Гринберга. Видимо, немаловажную роль сыграла и справка-характеристика за подписью тогдашнего председателя сельсовета, которая сохранилась в архивном деле № 18330-ФП. Справка-характеристика председателя Гоголевского сельсовета, доносившего, что о.Иоанн тайно на дому совершал богослужения и крестил детей Вот данные судебного дела № 89379, которые свидетельствуют, что согласно ст. 54.10 УК УССР на дому у о. Иоанна Русановича 25 августа 1938 г. был произведен работниками НКВД обыск, в ходе которого у о. Иоанна изъято: Наперсный крест серебряный – 1. Ручной крест медный – 1. Бархатная камилавка (бархат старый) – 1. Палица – 1. Пояс – 1. Епитрахиль – 2. Крестильная купель – 1. Разных божественных книг – 53. Папка с адресами – 1. На момент ареста о. Иоанну было 63 года. В деле отмечено, что его супруге Антонине Александровне было 58 лет. Палачи НКВД ставили перед собой задачу «выбить» из о. Иоанна «признание» в шпионской деятельности. Наперед скажем, что следствию это не удалось. Отец Иоанн оказался человеком-скалой. Его не сломили нечеловеческие издевательства, пытки и мучения со стороны палачей-богоборцев. В тюрьме НКВД он вел себя мужественно, героически, с честью, поддерживая даже сокамерников, что подтвердил специально подсаженный к нему Н.Ф. Юрек, житель с. Туринцы Ржищевского района. Последний допрос о. Иоанна проводил начальник Ржищевского РО НКВД сержант Карчевский. Благодаря его детальным записям в протоколе мы имеем возможность соприкоснуться душой с непоколебимым духом о. Иоанна. Временами его ответы звучат даже иронично, например, на вопрос, кто входил в возглавляемую им подпольную контрреволюционную организацию, которой он будто бы руководил, о. Иоанн отвечал: «Арестованные и сосланные советской властью служители культа и сельские бабки». Вот некоторые показания свидетелей и ответы о. Иоанна Русановича: 21 сентября 1938 г. Из протокола допроса Конаха Л.И., 1898 г.р., бухгалтера промартели «Красный ткач», с. Гоголев: «Квартира Русановича была местом сборища контрреволюционеров с. Гоголева и попов из других сел – Плоского, Свитильного и других, фамилий я не знаю». 9 октября 1938 г. Ячник Я.Г., 1897 г.р., завхоз артели «Красный ткач» с. Гоголева: «Русанович происходит из семьи служителей культа, попов, и сам был попом. В начале революции был служителем культа в с. Плоское, а потом, приблизительно в 1928 – 1929 гг., прибыл в Гоголев, т.к. приход в Плоском был закрыт. В Гоголеве продолжал осуществлять религиозные обряды. Вызывали его в сельсовет, требовали подписку, что не будет совершать обряды. Он говорил: “Советская власть напрасно закрыла церкви, ей не сегодня-завтра придется их открывать. Веруйте в Бога, ибо написано было на небесах, что иначе погибнете”». 9 октября 1938 г. (очная ставка) Ячник Я.Г.: «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога». Русанович И.С.: «Да, это подтверждаю, но в Гоголев прибыл не в 1928, а в 1934 г.». 14 октября 1938 г. Из протокола допроса свидетеля Дейнеко А.Ф., 1893 г.р., с. Гоголев, контролера сберкассы: «Русанович по своим убеждениям ярый монархист и большой антисемит. Распространял слухи о будущей войне. Его квартира была местом сборищ всевозможных контрреволюционных элементов, он устроил у себя дома нелегальную церковь, где проводил разные обряды. Я лично сообщал в сельсовет об этих фактах контрреволюционной деятельности Русановича». Очная ставка с Дейнеко А.Ф.: «Распространял контрреволюционные пораженческие слухи. Говорил, что на небе было написано: “Час расплаты наступит”. Русанович: “Да, час расплаты наступит. Подтверждаю”». 7 января 1939 г. Из показаний Логвиненко Ф.Р., 1906 г.р., кассира потребкооперации: «Крестил детей, является контрреволюционным человеком». Вот другие выдержки из протокола допроса протоиерея Иоанна Русановича. Ответы И.С. Русановича: «Советская власть не в состоянии перевоспитать сознание людей, она думает, что убьет религию в народе, но это неправильно, народ верил и будет верить. Вот возьмите перепись 1936 г.: 75% населения записались верующими, а поскольку советской власти это невыгодно, будут проводить повторно, чтобы исказить истину». «Да, я говорил, что мы живем в нищете, в голоде и холоде, а при этом у нас отбирают и нашу духовную пищу – церковь и веру, всячески ее преследуют. Да, подтверждаю, я говорил, что с этой властью придет диавол. Вот возьмите 1933 год. Тогда правительство специально устроило голод, чтобы умертвить 22 миллиона людей, об этом советская власть умалчивает, но народ помнит и не забудет». «Да, я совершал религиозные обряды – крещения детей, чтобы они имели Божию защиту, совершал у себя дома молебны и богослужения и говорил о колхозах как о нежизнеспособной системе, что ведет к обнищанию колхозников. Да, я пробуждал религиозные чувства крестьян, говорил, чтобы верили в Бога, иначе погибнут». Вопрос следователя НКВД: «В 1932 году вы говорили Савеленко Марте и Савеленко Ольге, что скоро к власти придет Гитлер». Ответ: «Это и случилось». Вопрос: «Вы уклоняетесь от дачи исчерпывающих показаний о вашей контрреволюционной деятельности. Вы, будучи арестованным, в камере проводили контрреволюционную деятельность. Рассказывайте об этом». Ответ: «Да, арестованные в камере интересовались, какое положение на свободе и что слышно, какая их ждет доля. На этот интерес я отвечал: Советский Союз ожидает та же доля, что Австрию и Чехословакию. Красная армия, безусловно, не сможет выстоять против техники и могущества Германии. Да, я говорил, что в СССР армия недисциплинированная, а техника слабая. Советская власть сама порождает себе врагов, она у крестьян забирает продукты, а ныне и промтовары мы поставляем в Испанию и Китай, все, что есть лучшего в стране, отправляем туда, а сами сидим голодные и ободранные». «Да, я говорил, что Германия собирается напасть на Советский Союз, а наша армия не способна дать отпор, комсостав также неквалифицированный, вот хотя бы такой факт: Советское правительство обратилось с просьбой в Маньчжурию к офицерам царской армии, чтобы они возвращались в Россию командовать Красной армией, а из этого выходит, что не сегодня-завтра война. Арестованные, которые меня слушали, относились ко мне с полным доверием, особенно по вопросам о международном положении». Вопрос: «Вы говорили Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, что советская власть вечно существовать не будет?» Ответ: «Да, при совместном чтении газет я говорил об этом. Подтверждаю, я говорил, что когда-то к власти придут культурные и грамотные люди, они вспомнят нас и оправдают. Час расплаты наступит – так написано на небесах». Как видно, поведение о. Иоанна на допросах героичное, исполненное высокого достоинства и глубокой веры, а его слова пророческие… Из обвинительного вывода 9 октября 1938 г.: «В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с. Гоголев Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. На основе этих данных 25.08.1938 г. Русанович И.С. был арестован и привлечен к уголовной ответственности. Следствием по этому делу установлено, что Русанович является служителем культа – попом старославянской монархической ориентации, проводил контрреволюционную деятельность. Пробуждая религиозные чувства населения, вовлек в свою группу служителей культа Квятковского Василия, с. Свитильное, Платонова Феодосия, с. Русанов, Погребовского, с. Лемеши Козелецкого р-на, Полянского Гавриила, с. Гоголев, казначея потребсоюза (которые все осуждены). Каждое воскресенье под видом молебного служения собирал у себя дома верующих из окрестных сел, таких как Крикун Агафон, Борисполец Уляна Давидовна, Шевель Евфимия, Осьмак Христина, все из Гоголева, Павелко, Луста Роман и другие. В 1932 г. он говорил Волошину Александру, Строкач Дарии, Какун Марии, чтобы верили в Бога. Вел разговоры с жителями села Гоголев Савеленко Мартой и Ольгой об этом же. Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками». Последние допросы о. Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку подсудимый после многочисленных истязаний и избиений не мог ходить. Вот записи об этом от 27 декабря 1938 г. и 3 января 1939 г.: «Заключенный Русанович И.С. идти на допрос не может». Поскольку отец Иоанн категорически отказывался на допросах называть имена своих единомышленников и давать показания о них, чекистские палачи пытали его с изощренной жестокостью. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД были искалечены ноги, он стал инвалидом, однако сломить его палачам так и не удалось: он не оговорил себя и не выдал ни одного из своих единомышленников. 7 января, на Рождество Христово, состоялся последний допрос в жизни о. Иоанна. Поскольку ходить он уже не мог, в камере ему устроили очную ставку с кассиром Гоголевской потребкооперации Логвиненко Ф.Р., который подтвердил крещение детей. Других доказательств нет. Очевидно, каты НКВД их так усиленно «добывали», что на следующий после Рождества Христова день в 6 часов утра 8 января 1939 года протоиерей Иоанн мученически скончался. Это засвидетельствовано такой записью в деле: «Секретно. Начальнику 1-го спецотдела УДБ КВУ НКВД. Сообщаем, что арестованный Русанович Иван Семенович, который числится за вами, умер в больнице тюрьмы г. Киева 08.01.1939 г. Труп подлежит вскрытию, после чего акт вам будет выслан дополнительно. Одна из многочисленных справок свидетельствует, что вещественных доказательств по делу нет. Термин рассмотрения дела – до 13 января 1939 г. Поскольку несгибаемый о. Иоанн Русанович, несмотря на многочисленные истязания и пытки, так и не сделал наговор на себя и других, его фактически убили на допросах за пять дней до окончания термина следствия. На Освященном Соборе РИПЦ, прославившем Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви, принято постановление о причислении к лику святых и тех катакомбных Исповедников и Мучеников, материалы о которых будут поданы в Комиссию после прославления. По постановлению Собора, причисление к лику святых производится после рассмотрения Архиерейским Синодом поданных материалов. Свидетельства о мученическом подвиге о. Иоанна будут предоставлены на рассмотрение Архиерейского Синода РИПЦ. Прот. Иоанн Русанович, г. Бровары, 1918 г.
 | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
14 июня 2013 2:26 14 июня 2013 2:27 | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
14 июня 2013 3:16
 | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
14 июня 2013 3:24 14 июня 2013 3:24 Александрович Митрофан Николаевич — умер в Киеве в 1881 году. Был предводителем дворянства в Остерском уезде Черниговской губернии. Сначала писал на малороссийском языке, помещая в шестидесятых годах в журнале "Основа" небольшие, но исполненные наблюдательности этнографические очерки, подписываясь под ними псевдонимом Митро Олелькевич, а затем, много лет спустя, за несколько месяцев до смерти, выпустил в свет на русском языке начало обширного исторического исследования, обещавшего сделаться серьезной монографией в литературе об Украйне: "Остерский уезд. Вып. 1-й. Историческое описание, ч. 1-я. До окончания смут в Восточной Украйне 1669 г.". Главный интерес этой книжки заключается в совершенно новых архивных сведениях о заселении Остерского уезда в XVІ и XVII столетиях. "Киевская Старина", 1882 г., январь, стр. 204— 206. Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", выпуск II, СПб., 1885. С. А. Венгеров, "Критико-Биогр. Словарь", т. I, стр. 354. Энцикл. Словарь Брокгауза-Ефрона, т. І, стр. 380. {Половцов} Александрович, Митрофан Николаевич — помещал в "Основе" 1860 г. под псевдонимом "Митро Олельковича" небольшие статьи этнографическо-публицистического характера на малороссийском языке и написал на русском языке обширное историческое исследование по истории Украйны, обнимающее события до окончания смут в Восточной Украйне (1869); труд этот остался неоконченным по причине его смерти, последовавшей в 1881 г., вскоре по выходе в свет 1-го выпуска этого сочинения "Остерский уезд. Историческое описание" (Киев, 1881 г., 8°). {Брокгауз} http://ru.wikipedia.org/wiki/А...Николаевич | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
14 июня 2013 3:32 Остерский уезд (материалы из Википедии) http://ru.wikipedia.org/wiki/Остерский_уездОстерский уезд — административно-территориальная единица, учрежденная в 1781 году в составе Киевского наместничества (центр — город Остёр). ИсторияУезд создан в 1781 году в составе Киевского наместничества, в 1797 году ликвидирован, в 1802 году восстановлен в составе Черниговской губернии. География Остерский yезд располагался в юго-западной части Черниговской губернии. Граничил на севере с Черниговским, на востоке Козелецким уездами Черниговской губернии, на западе по Днепру с Киевской и Минской губерниями и с Полтавской на юге. Территория уезда занимала все понизовье реки Десны и побережье Днепра. Наибольшая длина уезда, с севера на юг составляла 117 километров (110 верст), а ширина была примерно везде одинакова — 40 километров (верст). Площадь уезда составляла 4 542,4 км² (3991,4 квадратных верст).[1] Большая часть территории, на которой располагался уезд не превышает 130 метров (60 сажень), в то же время в её самой северной части находятся холмы высотой до 170 метров (80 сажень), а по направлению дороги с Броваров на Козелец проходит узкая гряда, высотой 160—170 метров (75—80 сажень).[1] Территория, на которой располагался уезд занимала низину, образованную слиянием Десны и Днепра. Промежуточное между реками пространство — песчаная, частично болотистая низина, образованная отступающим на запад руслом Днепра. Десна на этой территории также отступает на запад, но в низовье на север. Поэтому все старицы и болота по Днепру лежат здесь на его восточном берегу, а Десна свои старицы в низовье бросает к югу, идя на север. Уровни Днепра в конце XIX века были самые низкие на территории, которую занимала южная часть уезда: на самой границе уезда — 90,25 метра (42,3 сажени), у Киева — 91,75 метра (43 сажени), у Вышгорода — 93,8 метра (44 сажени), а на территории, на которой располагалась северная часть уезда уровень составлял 103,5 метра (48,5 сажень). Уровень Десны у Остера составлял 96 метров (45 саженей).[1] Почти вся территория уезда временами затоплялась водой и тем самым, происходило подновление стариц и промывание болот, из которых в конце XIX века выделялись Трубайло (на восточной границе уезда), Большое Вершино, болота у Леток длиной 25 километров (верст), у Позняков и Осокорки (под Киевом), озеро-болота Бестравное, Рыбное, Окучиново, Валово, Святое. Кроме Днепра и Десны по территории, которую занимал уезд протекает также река Остер, впадающий в Десну около города Остера. Разливы Десны затопляли берега на протяжении до 10 километров (верст), причём подъём воды достигал 6,5—10,5 метров (3—5 саженей). Жители были вынуждены заблаговременно недели на три угонять свой скот в холмистую часть уезда.[1] Кроме новейших аллювиальных образований, занимающих значительное пространство в тальвеге рек Десна и Днепр, большая часть территории бывшего Остерского уезда занята напластованиями третичной системы: здесь выступают наиболее глубокие (древние) её пласты полтавского яруса (олигоцен). Это белые чистокварцевые пески большой мощности (до 30 метров). В них залегают иногда песчаники и подчинённые пестрые глины.[1] Буровая скважина, расположенная в конце XIX века у села Бобровицы соседнего Козелецкого уезда, глубиной 335 метров (1100 футов), находилась от границы Остерского уезда всего в 20 километрах (верстах).[2] Административно-территориальное деление В 1891 году уезд делился на 3 стана и 8 волостей:[3] Волость Волостной центр Количество сельских общин І стан Моровская Моровск 27 Сорокошичская Сорокошичи 19 Жукинская Жукин 16 ІІ стан Семиполковская Семиполки 19 Остерская Остер 74 Волчковская Волчок 19 ІІІ стан Броварская Бровары 17 Гоголевская Гоголев 12 НаселениеК 1 января 1896 года в уезде (без уездного города) проживало 138 210 человек (68 936 мужчин и 69 274 женщин). Из них по конфессиям было: православных — 134 634 человек, старообрядцев — 665 человек, католиков — 129 человек, протестантов — 37 человек, иудеев — 2 646 человек и прочих исповеданий — 99 человек.[1] По сословной принадлежности жители распределялись следующим образом: дворян — 869 человек, духовного звания — 712 человек, почётных граждан и купцов — 1 245 человек, мещан — 3 468 человек, военного сословия — 481 человек, крестьян — 127 811 человек, прочих сословий — 88 человек.[1] Согласно переписи населения Российской империи 1897 года в уезде проживало 150 358 человек. Из них 92,54% — украинцев, 4,2% — евреев, 2,77% — русских.[4] Согласно адрес-календарю Черниговской губернии на 1914 год в уезде проживало 225 405 человек.[5] ЭкономикаПо роду владения земли в уезде в конце XIX века распределялись следующим образом: крестьянской надельной 34,9%, частно-владельческой 22,6%, казённой земли 40%, остальной 2,8%. Средний размер владения в 1887 году: у дворян — 129,5 десятин, у купцов 101,1 десятин, у мещан — 15,9 десятин, у крестьян — 18,1 десятин, у остальных — 30,3 десятин. Из 348 657 десятин в 1887 году считалось пахотной земли 115 127 десятин , сенокоса и лугов — 39 317 десятин, леса — 134 628 десятин, остальной удобной — 19 303 десятин. В аренду сдавались 752 участка, в количестве 21 200 десятин земли. Под посевом озимых хлебов находилось 39 034 десятины, яровых — 38 162 десятины, под паром — 31 890 десятин, под сенокосом — 36 811 десятин.[1] Средний урожай ржи составлял 738 500 пудов, пшеницы — 8 850 пудов, овса — 143 900 пудов, ячменя — 35 500 пудов, гречихи — 253 100 пудов, проса — 15 000 пудов, гороха — 35 200 пудов, картофеля — 118 320 пудов, льняного семени — 30 200 пудов и волокна — 15 142 пудов, конопляного смени — 41 870 пудов и волокна — 38 230 пудов.[1] В уезде было 189 сельских обществ, 192 селения. Крестьянских дворов было 21 684, некрестьянских — 974. Крестьянские наделы варьировались от 1,5 до 4,5 десятин на человека.[1] В 1895 году в уезде числилось 18 478 лошадей, 48 230 голов рогатого скота, 52 450 овец, 1 580 коз,30 130 свиней. Заводов было 10: 4 кирпичных (с объёмом производства на 7 470 рублей), 1 мыловаренный (на 6 100 рублей), 2 лесопильных (на 51 500 рублей), 3 винокуренных (на 235 670 рублей).[1] Мирские расходы в 1891 году составили 41 056 рублей. Земские расходы составляли 85 480 pублей, в том числе на земское управление 8 935 рублей, на народное образование — 15 211 рублей, на врачебную часть — 20 850 рублей.[1] ИнфраструктураВ уезде имелось 68 православных церквей, 66 школ, 2 больницы на 17 кроватей, 4 врача, 11 фельдшеров, 1 акушерка.[1] Примечания ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Остер, уездный город Черниговской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. ↑ Н. Соколов, «Нижнетретичные отложения Европ. России» ↑ Календарь Черниговской губернии на 1891 год. Чернигов. Типография губернского правления. 1890. с. 45 ↑ Данные переписи населения 1897 года по Черниговской губернии ↑ Адрес-календарь Черниговской губернии на 1916 год. Типография Губернского правления. Чернигов. 1915 ИсточникиОстер, уездный город Черниговской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. ЛитератураАдрес-календарь Черниговской губернии на 1916 год. Типография губернского правления. Чернигов. 1915 (рос.) Александрович М. Н. «Остерский уезд. Историческое описание» (Киев 1881 год). Русов А. А. Описание Черниговской губернии. – Чн. : 1898 г., т. 1 = 378 с.; 1899 г., т. 2 = 327 с.
 | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
15 июня 2013 17:46 18 июня 2013 1:32 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Остёрский уезд (без города) Язык или языковая группа
Мужчины Женщины Оба пола
ИТОГО 70426 74562 144 988
Русский Великорусский 1984 1781 3 765 (2,6%) Малорусский 65580 70327 135 907 (93,7%) Белорусский 153 72 225 Итого 67 717 72 180 139 897
Польский 98 60 158 Чешский 1 1 2
Немецкий 38 22 60
Цыганский 21 33 54
Еврейский 2460 2252 4 712 (3,25%)
Турецко-татарские наречия Татарский 35 0 35 Башкирский 34 0 34
Лица, не указавшие родного языка Остальные 22 14 36
6 - австрийцев, 3 - американца (по рождению) | | |
Alec I-tzky Сообщений: 1524 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 7417 | Наверх ##
15 июня 2013 18:06 15 июня 2013 18:20 Пам’ять про невідомих предків Володимир Мельник П'ятниця, 04 травня 2012
«Українське село вигадливе на прізвиська. Причепить кличку – й носи на здоров’я усе життя» Василь Минко
Перед нами – виписки з метричних книг, які велися у ХІХ столітті при гоголівській церкві Святої Богородиці та Петропавлівській церкві в Броварах. У них – прізвища наших далеких предків, дідів і прадідів... Що ж означали їхні імена та яке їхнє походження? У книзі з гоголівської церкви згадується понад 130 козацьких прізвищ, частина з яких, очевидно, виникла ще у 17-му сторіччі. Деякі з них вказують на місцевість, звідки прибули в Гоголів переселенці – Кагарлик (існувала й похідна форма Кагарличенко), Пінчук (з Пінська у Білорусії), Борисполець, Чернявський, Немеровець, Синявський, Чорноостровець (із Черняви, Немерівки, Синяви, Чорного Острова – всі з Хмельниччини). Безсумнівно, мають білоруське коріння прізвища Малєжик (від білоруського слова «малєж» - ластовиння на обличчі), Стасько (син Стася), Литвин (так в Україні називали білорусів) та похідні від них Стасюк і Литвиненко. Ряд прізвищ-прізвиськ вказують на тюркське походження їхніх носіїв, або ж на те, що ті довгий час перебували в Туреччині чи Криму: Салтан, Хан, Конах (можливо, від тюркського слова «друг»), Басаман, Болобан (татарською мовою – «сокіл»). Гоголів – містечко на річці Гоголєвій. Дворів - 942, жителів - 5301, дві церкви, єврейський молитовний будинок, земська школа, базари, канатна фабрика, три ярмарки. (Енциклопедичний словник Брокгауза і Єфрона, 1890 рік). Прибулих із інших країв називали просто: Прибитько, Приходько, можливо й Примак та Дикун (з Дикого Поля – місцевості, яка у 16-17 століттях знаходилася на схід і південь від Білої Церкви). Гострі на язик козаки давали своїм односельцям і прізвиська, що вказували на особисті якості людини: Дерев’янка (мабуть, незворушний, позбавлений емоцій), Бреус (давнє українське слово, яке означало неповоротку людину), Кремець (мав твердий характер), Бутко (від «бут» - дебелий), Костяний (дуже худий), Дзюбенко («дзюба» - рябий від віспи), Талаш (литовською мовою означає «говірка людина»), Короткий (малий на зріст), Шкіль («шкіляти» - шкірити зуби; в’їдливий чоловік), Луста («лустати» - лузати горіхи чи насіння). Прізвища Крикун і Черевко говорять самі за себе. Похідними від професії чи заняття є прізвища Котляр і Колесник (виготовляли чи продавали казани-котли й колеса) та Хмизник (торгував хмизом). Войтенко був нащадком войта – керівника місцевого самоуправління, яке грунтувалося на Магдебурзькому праві (Гоголів мав Магдебургію з 1625 року; у 1666 році, наприклад, документи згадують гоголівського війта Романа Васильєва). У Ткалича, Фесенка й Кикті в роду була вдова, бо ж перший – «син ткалі», другий – «син Хвеськи», а слово «киктя» й означає вдову (в Україні материне ім’я переходило на нащадків лише тоді, коли батько, наприклад, загинув на війні й молода мати ставала, по суті, главою сім’ї). До шляхетських відносяться прізвища Іваницький, Ржанівський, Соболівський, що з’явилися приблизно у 2-й половині 18 століття. «Дейнека» - «козак, озброєний києм». Імовірно, вихідець із Полтавщини, де у 1657-1658 роках відбулося селянське повстання дейнеків, спрямоване проти наростання соціального гніту в Лівобережній Україні. Невідомо, чому людину назвали Осьмачкою чи Шостачкою (осьмак і шостак – польські срібні монети 17 ст.), або Проскуркою (похідне прізвище Проскуренко). Проскурка – білий хліб особливої форми, який використовують у богослужінні. Прізвиськами були спочатку прізвища Лебідь, Лось, Соболь, Комар, Рак, Середа (пізніше – Середенко), Жмінька, Ковбаска, Корж, Пиндюр та інші. Від особистих імен утворилися прізвища Філенко, Харченко, Тимко, Хавро, Оліференко, Дорошенко, Іллєнко (від Філ, Харко, Тимофій, Хаврон, Оліфер, Дорош, Ілля). Окремо стоїть у цьому ряду прізвище Ярко, яке, можливо, походить від давньоруського імені, що означало «людину з рудим волоссям». Неможливо пояснити такі прізвища як Коліушко, Тоткаль та інші. Бровари – містечко біля озера Свідловщина, станція Курсько-Київської залізниці. Дві православні церкви, єврейський молитовний будинок, школа, поштова станція, дві ярмарки, базари, кількість жителів 1900 чол. (Енциклопедичний словник Брокгауза і Єфрона, 1890 рік). Деякі гоголівські козацькі прізвища зустрічаються у метричних книгах Петропавлівської церкви Броварів (Болобан, Дейнека, Дзюба, Костяний, Талаш та інші), що свідчить про міграції частини населення Гоголева до сусідніх населених пунктів.
 | | |
|