Alexander2020 написал:
[q]
где есть метрические записи и исповедные ведомости жителей Малой станицы до 1859 года?[/q]
Из найденных – самые ранние записи по укреплению Верному в Книге брачных обысков за 1855–1858 гг., первая запись в которой сделана 13 ноября 1855 г. (это ЦГА РК. Ф. 360. Оп. 1. Д. 1. 69 л.).
Для того, чтобы Вам было легче ориентироваться, необходимо немного погрузиться в историю вопроса.
Укрепление Верное – это НЕ крепость. Это поселение, состоящее из собственно крепости, где обитали военные (чины и солдатики) и местное начальство, и казачьей станицы. В само́й крепости церкви никогда не было. А силами солдат и средствами жителей был построен молитвенный дом в станице Алматинской. С годами молитвенный дом преобразовали в церковь Св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в народе называлась Софийской).
Алматинская станица – это поселение казаков юго-западнее крепости. От нее, условно через дорогу, тоже селились казаки, впоследствии это стало Малой станицей.
В первые годы к приходу Софийской церкви относились жители всех поселений Заилийского края. Так, в книге «Бытия и небытия у исповеди и св. причастия» (исповедной ведомости) за 1859 год, кроме жителей самого́ укрепления и Алматинских станиц, значатся еще жители поселения Софийского (Талгар), казаки и крестьяне, прибывшие на водворение в выселок Надежный (Иссык). В 1860 году к ним прибавились еще поселенцы выселка Илийского, а в 1861 году – выселка Каскеленского, которые, по мере строительства новых церквей и открытия новых приходов, отчислялись из прихода Алматинской церкви.
28 ноября 1867 г. приход Софийской церкви состоял из двух многолюдных станиц (Большой и Малой), в приходе, кроме казаков и войск, постоянно проживали множество иногородних купцов, мещан и крестьян. Г.А. Колпаковский в своем письме к тогдашнему правящему архиерею епископу Томскому Алексию предлагал провести реорганизацию – отделить от Алматинского прихода в самостоятельный приход Мало-Алматинскую станицу.
Мне не удалось найти приказ о разделении прихода Алматинской церкви на два, но анализ метрических книг церкви Св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви за 1868–1869 годы показал, что отделение прихода Мало-Алматинской станицы произошло примерно в апреле 1868 года с назначением в приход священника Диомида Чернявского.
Кому интересно разобраться в хитросплетениях тогдашней жизни – почитайте работу «
Церковь Больше-Алматинская» – она «за жизнь», а не про саму церковь. Уверена, что найдете для себя много интересного. Работа основана на первоисточниках (архивных документах) и в ней не использовались плоды коллективного мифотворчества, созданные в последние десятилетия.
Alexander2020 написал:
[q]
В Историческом архивы Алматы нашел церковные книги начиная с 1859 года. "Метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших Туркестанской Духовной Консистории Казанской станицы Мало – Алматинской церкви за 1859 год."[/q]
Alexander2020 написал:
[q]
В 1994 году своими глазами видел эти исповедные ведомости. К сожалению копии нет, в то время даже ксерокса не было.[/q]
Документ, на который вы ссылаетесь, НЕ метрическая книга, а исповедка.
ЦГА РК. Ф. 360. Оп. 1. Д. 5. 265 л.
Она называется: Исповедные книги жителей Мало-Алматинской и Больше-Алматинской станиц за 1859-1861 гг.
Книга данная из Барнаульского Духовного правления на 1859 год для записи бытия и небытия у исповеди и Св. причастия Укрепления Верного Священнику Евтихию Иванову Вышеславцеву.
Однако, наименование дела полностью не отражает его содержания, а назвалась она так, потому, что первые листы, вшитые в эту книгу, относились к Мало-Алматинской станице. Дело – сплошная каша, но очень ценная каша.
В деле:
1859 г.
- Укрепления Верного Малой Станицы Алматинской. Лл 1-33
- Большой станицы лл 34об – 59
- Список жителей поселения Софийской л. 60-68об
- Казаки и крестьяне, прибывшие в 1858 г и 1859 г. на водворение в выселок Надежный лл. 69 - 78
Ведомость лл. 78об-79.
Далее идет Книга данная из Барнаульского Духовного правления на 1860 год для записи бытия и небытия у исповеди и Св. причастия Укрепления Верного Священнику Евтихию Иванову Вышеславцеву
- Большой станицы л. 80-107
- Малой станицы л. 107 – 135
- выселок Илийский л. 135
- поселение Софийское л. 137
- Поселение Надежное л. 171
Далее идет на лл. 195 – 265об Книга данная из Барнаульского Духовного правления на 1861 год для записи бытия и небытия у исповеди и Св. причастия Укрепления Верного Священнику Евтихию Иванову Вышеславцеву (идет двойная нумерация листов).
- Укрепления Верного лл. 195 - 213 (Больше-Алматинская станица)(листы книги 1861 года стр. 2-20).
- Мало-Алматинская станица л. 213об – 230 (стр. 20об-37)
Станица Софийская / Талгар лл. 230 - 244 (стр. 37-51)
Станица Надежная / Иссык 244 – 159об (стр. 51 – 66)
Выселка Каскеленского лл. 260 - и далее (стр. 67 – и далее).
В книге, среди записей за 1859 г., есть записи, вроде этой: «Укрепления Вернаго Малой станицы Алматинской. Вновь поступившие из крестьян в казаки». В 1860 г. эти крестьяне уже пишутся просто казаками.
В ЦГА РК. Ф. 23. Оп. 1. Д. 2. На 214 л.
Дело «О переселении чинов с линии на водворение в станицы Лепсинскую и Урджарскую и в укрепление Верное. 1856 г.».
На лл. Л. 164 – 191 «Список семейств переселившихся в Юго-Восточную часть Киргизской степи Семипалатинской области с зачислением в казаки в укрепление Верное, отправленных из Семипалатинска во 2-й партии».
Есть Максаров Лаврентий Егоров, 54 года и его семья.
Ялуторовского округа Казанской волости селения Ивановского.
В 2021 г. ко мне уже кто-то обращался с вопросами по фамилий Максаров и даже велась какая-то переписка, но потом она сошла на нет.
Огромное Вам спасибо, Светлана Ивановна, за столь содержательный ответ! И за внутренние реквизиты отдельно премного благодарны!