На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Материалы для истории русского флота: Всего томов 17
Место издания: СПб.
Год издания: 1865
Первые 5 томов издания «Материалы для истории русского флота», изданные в 1865-1875 гг., были подготовлены историографом Российского флота С. И. Елагиным (1824 — 1868). После его смерти работу по написанию «Материалов...» продолжили его сотрудники и Ф.Ф. Веселаго. Всего же было издано 18 томов в период с 1865 по 1904 гг.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
1 октября в возрасте 91 года ушла из жизни приматолог Джейн Гудолл. Она совершила открытия, изменившие не только наши представления о шимпанзе, но и о месте человека на планете.
В английском есть слово «champion». Одно из его значений — «представитель от лица кого-либо». Боец, которого выставила от себя какая-то группа. Джейн Гудолл была как раз таким champion от имени человекообразных обезьян. Она написала несколько замечательных книг о жизни шимпанзе, но это были некоторым образом «отходы производства», побочный продукт ее удивительной судьбы. Прежде всего Джейн оказалась человеком, который разрушил стену между одними и другими приматами, между людьми и шимпанзе (но не только).
Было два ученых, принявших на себя эту миссию: она и недавно скончавшийся Франс де Вааль, автор блестящего и очень смешного сочинения «Политика у шимпанзе», а также главной книги на тему с названием «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?». Но если де Вааль всё-таки работал с приматами в зоопарке, то Гудолл была первым человеком, который взял на себя труд не наблюдать за животными, исторгнутыми из естественной среды, а наоборот, отправиться к ним и раствориться среди шимпанзе.
Шимпанзе, как и многие другие человекообразные обезьяны, — очень иерархичные животные. Там совершенно понятно, кто вожак альфа, который может проявлять агрессию ко всем, кто — бета, гамма, дельта. Когда Джейн после большого мирового турне вернулась в заповедник, то по отношению к ней проявлял агрессию Фродо, довольно низкоранговый шимпанзе.
Это важно, потому что среди шимпанзе Гудолл сознательно и полноценно принимала самый низкий статус. Она пришла к ним не как животное, которое может им всем накостылять огнестрельным оружием, — не «сверху вниз», а «снизу вверх». И именно поэтому шимпанзе открылись ей так, как никому до нее.
То, что Джейн делала в отношении шимпанзе, правильно назвать антропологией. Только антропология — это включенное наблюдение за жизнью людей, а она те же самые методы применила к жизни шимпанзе. Луис Лики (1903–1972; кенийский антрополог, изучавший этологию приматов и происхождение человека), который изначально нанял Джейн секретарем в заповедник, довольно быстро увидел у нее выдающиеся антропологические способности и перевел ее в ученые. Он неоднократно говорил, что Джейн смогла увидеть то, что увидела, потому что у нее не было достаточной научной подготовки.
Ученый, прошедший нормальную школу и учившийся у приматологов XIX — начала XX века, точно знал, что приматы, в отличие от людей, не способны к чувствам, к образованию долгосрочных связей, к использованию инструментов. Джейн была первой, кто, наблюдая за приматами, обнаружил, что их жизнь устроена гораздо сложнее и гораздо ближе к тому, как устроен Homo sapiens. Сейчас об этом даже странно говорить, но Джейн была первым приматологом в истории человечества, который заметил, что шимпанзе активно используют инструменты. Самый простой и бесконечно воспроизводимый опыт — то, что шимпанзе засовывают палочку в термитник и, когда термиты заползают на нее, облизывают палочку, съедая термитов. Но были, конечно, и более хитрые орудия — не найденные, а видоизмененные.
Трудно поверить, что десятилетиями приматологи смотрели на это и вообще не видели. Человек так устроен, что способен увидеть только то, что готов увидеть. Похоже ведь было и с петроглифами: долгие годы исследователи смотрели на стены пещеры и не видели рисунков, потому что там не могло быть рисунков. Откуда? В них ведь жили пещерные люди, которые могли, конечно, возюкнуть по стене краской, но совершенно не были способны к настоящему искусству. Нам понадобилось пересобрать свое видение, чтобы увидеть бизоньи стада, бегущие по стенам французских пещер. Так и Гудолл пересобрала свое зрение.
Помимо того, что шимпанзе изготавливают и используют орудия труда, Джейн обнаружила, что они воюют. Этому посвящена книга «Невинные убийцы». Джейн была профессиональным свидетелем в хайнлайновском смысле («беспристрастный свидетель» — концепция писателя-фантаста Роберта Хайнлайна, означающая, что свидетель описывает только то, что видит, не оглядываясь на собственный былой опыт, интуицию и т. д.). В тот момент, когда она отказалась считать приматов существенно эволюционно оторванными от людей, она должна была бы попасть в другую ловушку, которую расставил XVIII век с его мечтой о прекрасном, блаженном дикаре. Если дикарь был не хуже современного человека, значит, он был лучше: добр, милосерден и не способен к агрессии.
Но Джейн показала, что шимпанзе могут быть несправедливы, могут убивать друг друга, могут проявлять агрессию просто ради агрессии. Своим свидетельством она отбрасывала одну за другой те формы предрассудков, которые производила человеческая культура.
Она показала, что приматы, которые очень близки к нам, людям, способны быть такими же чудовищами, как мы. Приматология двояка: с одной стороны, она рассказывает нам о жизни обезьян, но с другой — говорит о том, как устроен человек.
Наблюдение за агрессией приматов и их способностью убивать друг друга, организовывать политические комплоты и вести организованные войны возвращало Homo sapiens его подлинную размерность. Больше всего на свете мы склонны к гордыне: мы единственные на свете такие злые, единственные такие добрые, единственные такие благородные или коварные. А Джейн показывала, что обезьяны злые, как мы, и добрые, как мы. Мы одни из приматов и не сильно отличаемся от других в этом смысле. То разрушение безумной человеческой гордыни, которое начал Чарльз Дарвин, не могло бы быть завершено без усилий Гудолл.
Сейчас многие вспоминают замечательную историю, когда карикатурист Гэри Ларсон нарисовал картинку, где шимпанзе, вычесывая самца, говорит: «Прекрасно... Еще один белый волос! Опять занимался “исследованиями” с этой шлюшкой Джейн Гудолл?!»
Институт Джейн Гудолл был возмущен и едва не подал на художника в суд с требованием отовсюду убрать эту карикатуру. Всё это происходило до тех пор, покуда картинку не увидела сама Джейн, которая страшно хохотала и потом подружилась с карикатуристом.
У нее не было необходимости считать себя выдающимся исследователем, про которого нельзя так пошутить. В этой истории отказ Джейн от гордыни проявился так же, как и во всей ее работе.
Джейн поддерживала большое количество движений, связанных с защитой природы. Но ее активизм к этому не сводится. Сама ее наука была активизмом. Ведь в тот момент, когда мы постулируем, что приматы обладают разумом и сложной душевной жизнью, мы должны задать себе вопрос: «А почему тогда у Homo sapiens есть право нарушать их пространство обитания? Почему мы имеем какие-то более существенные права, чем они?» От этого вопроса — прямой путь к экологическому активизму как таковому. У этой планеты есть множество хозяев и обитателей. Человек — лишь один из них, и вовсе не самый яркий.
Гудолл смогла использовать в интересах своего призвания всё, что было ей даровано. Судя по тому, что и ей, и ее старшей сестре был поставлен диагноз «прозопагнозия» (неспособность различать лица), Джейн была тем, что теперь называется «в спектре». Но «спектр» дал ей способность зацикливаться на своих собственных интересах — и без нее она вряд ли смогла бы совершить тот грандиозный прорыв в приматологии.
Безусловно, Гудолл смогла использовать свою внутреннюю свободу. Ведь она на какое-то время ушла жить в стаю шимпанзе младшим шимпанзе — без каких-то преференций, без дома, без связей с людьми. Джейн была благословлена неувядающей красотой. Она была невероятной красоткой в юности, но и в 80 лет осталась красивой женщиной. Это очень важно, потому что одним из важных рубежей, который не позволял людям увидеть, как устроено сообщество человекообразных обезьян, было именно эстетическое отторжение. Ну как они могут быть нашими родственниками? Они уродливые, косматые, с красными задницами. И вдруг от имени шимпанзе стала говорить образцовая красавица.
Для Британии, где в институтах первые женские туалеты появились на рубеже 1960–1970-х, потому что раньше женщина просто не могла оказаться ученым, ее жизненный путь был отказом от добровольно принятых ограничений. Может ли женщина быть ученым? Да, если хочет. Может ли женщина отказаться от идеи семьи как таковой и уйти жить к шимпанзе? Тот же ответ (Гудолл была дважды замужем: первый брак закончился разводом в 1974 году; второй муж умер в 1980-м. От первого брака у нее остался сын). Для западного мира Джейн — еще и образец женщины, отказавшейся жить по законам XIX века и отстоявшей право быть собой.
Невозможно не обратить внимания на ее совершенно комиксную фамилию. Goodall — всё хорошее, всё благое в каком-то древнем смысле, как good book — это благая книга, Библия. Джейн встает в ряд людей, которые с выдающимся самоотвержением искали пути сближения человека с миром. Как Франциск Ассизский, который проповедовал птицам. Как Антоний Падуанский, который проповедовал рыбам. Джейн Гудолл сделала шаг гораздо более смелый, чем Франциск и Антоний. Она не проповедовала Христа обезьянам. Она проповедовала мир с обезьянами людям. И в этом смысле она в одиночку совершила революцию в нашем отношении к животным, к мирозданию и к собственному эволюционному прошлому. Если бы не Джейн Гудолл, каждый из нас, знающий это имя или не знающий его, жил бы в абсолютно другой реальности.
Такие дела. Берегите себя!
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
...а на самом-то деле "волапюк" это была первая попытка создания простого международного искусственного языка общения, предпринятая в 1879 году немецким священником-лингвистом Иоганном Мартином Шлейером
Принцип построения языка: говорить как писать, писать как читать.
После смерти Шлейера "волапюк" прекратил свое существование, интерес к нему пропал. А потому , что появился более простой язык - "эсперанто", придуманный варшавским врачом Людвиком Заменгофом.
В настоящее время в мире насчитывается всего около 30 людей, владеющих волапюком и до нескольких миллионов людей, владеющих "эсперанто".
А в наши дни есть еще и такое явление как упрощенные языки - пиджины. Они возникают как средство общения между этническими группами, говорящими на взаимно непонятных языках, но вынужденных контактировать друг с другом. Например, - совместная работа за границей.
Яркий пример пиджина - бокситский язык, который изобрели работники «Русского Алюминия» работающие в Новой Гвинее, франкоговорящей стране. Не тратя драгоценное время на изучение французского языка, наши соотечественники изобрели этот язык-пиджин, сильно упростив французский. Учится он за 8 минут )) Угадайте, чей это стих на "бокситском языке" )))
- УМ ГРАН МОДЭЛЬ, КУЛЁР БЛАНШЭ,.. БОКУ, БОКУ МОДЭЛЬ ПАРТИ… КУА?.. КУА МОДЭЛЬ ШЕРШЭ?.. ПРОБЛЕМ МЕЗОН – ПЕТИ-ПЕТИ!
Тут мне в руки "упала" книга Иванова Е.П. Меткое московское слово. Быт и речь Старой москвы. М.: Моск. рабочий, 1982.— 320 с. в бумажном варианте. Интересное чтение.
Книга знакомит с бытом и словом антиквариев, букинистов и ремесленников разных профессий Москвы начала XX века. Автор рассматривает слово вместе с бытовыми реалиями, предметами повседневного обихода, постоянно окружающими человека на работе и в частной жизни. Эти материалы являются замечательным дополнением к москвоведческим работам И А Белоусова, П. И. Богатырева, В. А. Гиляровского, И. Т. Кокорева, И. А. Слонова, Н. Д. Телешова. Являясь сочинением популярным, интересным широкому современному читателю, не знакомому с ушедшим бытом, книга также представляет интерес и для знатоков фольклора, живого русского слова.
Кто такой Иванов Е.П., бытописатель и собиратель живого слова, можно прочитать в Предисловии А. П. ЧУДАКОВА. Оказалось, что он - интереснейшая личность.
Прочитала пока немного, но в этом "немногом" нашлось примечатеьное для т.ск. ономастики: происхождении фамилии и ее значении.
— Птичка-то эта с похлебкой!
(Записано в 1916 г. от московского ловца певчих птиц И. И. Баранова.) «С похлебкой» — специальное определение характера пения птицы («гайка», или «попик», из породы малых синиц), которая щебечет, как бы захлебываясь, без свиста. Любителями певчих птиц это вменяется экземпляру в большой недостаток. Примененная к определенному лицу, острословица указывает на некоторые недостатки речи: «Поет-то, говорят, ладно поет, да с прихлебкой (или «похлебкой»)».
М.б. оттуда пошла фамилия Похлёбкин, кстати довольно известная в кулинарном мире (В.В. Похлёбкин) и не только? Хотя Википедия утверждает, что это была партийная кличка его отца - революционера Василия Михайловича Михайлова (1888—1954), типографского рабочего родом из Гжатска, участника революционного движения с 1906 года. Его подпольный псевдоним Похлёбкин, позднее заменивший фамилию, вероятно, был взят в честь деда, крепостного, который служил поваром у помещика и преуспел в приготовлении похлёбок, за что и получил соответствующее прозвище.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
РЕБЕНОК ВНЕБРАЧНЫЙ - в народной культуре считался существом маргинальным в силу своего происхождения. Терминология, относящаяся к внебрачному ребенку, во многом параллельна терминологии, описывающей девушку-мать. Наряду с широко распространенными терминами типа в.-слав, байструк (рус. диал. бастрык, бастрок , бастрюк , укр. байстря ), полес. бенок , бенко, бенкач, .... з.-укр. /гору/, ...... употребляется и лексика, образованная от названий локусов предполагаемого зачатия или рождения: в.-слав. крапивник , москов. крапивный, жигальник (от жигала ‘крапива’), с.-рус., ю.-рус. заугол, зауголыш , заугольник, архангел, пауголок, ярослав. подкрылечник, подкустарничек, подпечник , соломенника , сибир. подстожник, подогородник , курск. луговой, Петербург. подъельняжник, казан, боровичок, дон. подтынник, просторен, подзаборник , полес. подплотнік, витеб. конопельник, ....... Подвергается резкому осуждению то ложе, на котором был зачат такой ребенок: ............................... Его появление связывается и с представлением о том, что детей приносят птицы: рус. москов. журавый (ср. сходные объяснения происхождения детей в ст. Младенец). В терминологии находит отражение двойственность восприятия Р.в. С одной стороны, этот ребенок «найденыш»: рус. диал. найдак, найдена, находка, пол. диал. ( і)па}(іиск , гпа]с1ек, гпаіегіепіес , чеш. веЬгапес, веЪгапек; не имеющий правильной генеалогии: рус. выродок, полес. самосей, саморожджэны , сибир. половинкин сын, ярослав. коектыч, коектовый, смолен, безбатешник, полес. безбатчына, бел. безбатькович-безматкович, рус. диал. мирской, мирён, сибир., Владимир., нижегород. материн, сибир. девочий, смолен. девкин, кубан. девчачий, полес. дяучур, ......... появившийся на свет без свадьбы: укр. безкоровайний син, безкоровайчук, т. е. незаконно: карел, беззаконный, смолен, беззаконник или слишком быстро: рязан., калуж. обыдённый. Его происхождение приписывается неблаговидному поведению матери: рус. выблядок, пригульный, пригулыш, пригульник, нагуленный. нагульный, нагулыш, жировой, жировик, похотень, выпороток, смолен, выпузок, Саратов, конфеточник, псков. блудник, выделок, полес. набеганеи, нагулочка, ....... Р.в. приписывается особая «сырость», откуда такие его обозначения, как псков. сырометный, сыромолотый. А с другой стороны, в терминах возникает тема «божественного» происхождения ребенка: карел., псков. богдан, бог(о)дановеи„ бог(о)данович, богданенок , смолен, богданчик, богданов ребенок; повсеместно считают, что такому ребенку помогает сам Господь Бог.
Р.в. в народных представлениях отличается от обычных детей тем, что душу ему дает не ангел, а черт (рус.), а после смерти она не переселяется в другого человека (серб.). Незаконное происхождение налагает отпечаток на судьбу ребенка. Так, при крещении священник дает ему «непрестижное» имя вроде Аркадий, Сусол, Тит, Софрон, Мартин, Лукьян для мальчика или Мокрена, Хувра и Докейда, Катерина, Калина для девочки или, наоборот, имена первых людей: Адам или Ева (Полесье, Западная Украина). У чехов, если отец ребенка был известен, имя Р.в. образовывалось с помощью уменьшительного суффикса от имени отца: сын Яроша звался Ярышек, а дочь — Ярышче, Михала — Михалче и т. п. Фамилию же Р.в. носил материнскую. У сербов такой незаконнорожденный обязан был всю жизнь носить серьгу в левом ухе (долины рек Тары и Лима).
У чехов был распространен следующий обычай выявления отцовства Р.в.: родители или друзья девушки-матери приносили предполагаемому отцу выпечку в форме младенца ( госіепік , госііпік). Если тот признавал ребенка, он отламывал и съедал кусочек от выпечки, это означало, что он женится на матери ребенка. В противном случае он отсылал фигурку младенца назад.
В традиционных представлениях внебрачному ребенку приписывается красота («красив, как выродок», зап. Сербия), но, главное, невероятная удачливость в любых начинаниях: как в хозяйстве (пол.), так и на поле брани (Тимок). Своей продуцирующей силой он способен наделить всех, кто вступает с ним в контакт (з-. и в.-слав.): и повитуху, и крестных. Как полагают, тому, кто окрестит внебрачного ребенка, будет везти и в поле, и с лошадьми, и с домашней птицей. В крестные к такому ребенку с удовольствием шли девушки, которые долго не могли найти себе пару, в надежде дождаться жениха.
На Балканах убийство Р.в. или даже его рождение считается причиной засухи (Сербия), проливных дождей, градобития (о.-слав., см. Град) или мора скота (Бургаско). Чтобы прекратить засуху, раскапывают могилу Р.в. и поливают ее водой или купают женщин со словами: - Закопан, закопан байструк в неизвестной могиле в нашем селе. Мы пойдем и откопаем его мотыгами, выкинем вилами, побьем лопатами, проткнем бритвами, обрызгаем водой. Иди, байструк, в другое неизвестное село, в другую неизвестную могилу] (ПВП 1:78, Хомолье). Внебрачные дети как отклонение от заведенного порядка угрожают сообществу. Р.в. заказаны многие ритуальные роли: в Болгарии он не бывает полазником, сурвакаром**, нукером, участником русалий, колядником, лазаркой, Еньовой булей****. Его не приглашают в шаферы, свахи, кумы, он не может стать побратимом при лечении.
Подозревают, что девочка, родившаяся вне брака в третьем поколении, будет ведьмой (бреет.). У украинцев Харьковской губ. эти страхи приобретают эсхатологический характер: внебрачная дочь в пятом (или седьмом) поколении родит антихриста, который перед концом света будет 33 года ходить по земле.
**Сурвакар — участник традиционного новогоднего обряда «Сурваки» у болгар и македонцев, который проходит в ночь на 1 января (на Васильев день). Сурвакары — это парни или дети, которые ходят от дома к дому с украшенными веточками кизила, поют благопожелания хозяевам, желая здоровья, благополучия и богатого урожая.
*** Еньова буля (досл. «Иванова девушка») — главное обрядовое лицо одноимённого комплекса ритуальных действий, совершаемых у южных славян (в ю.-вост., частично с.-вост. Болгарии, у болгар-переселенцев в Бессарабии, а также в Северной Македонии и с.-вост. Сербии) на Ивана Купалу (болг. Еньовден), реже в Юрьев день. Основной мотив обряда — «женитьба солнца».
Еще нужно было бы коснуться одной стороны деревенской жизни, столь модной сейчас темы – секса, половых отношений. Однозначными эти отношения назвать нельзя: все зависело от местности и местных традиций. На Севере, особенно у старообрядцев, девушкам, «потерявшим девичью честь», парни мазали дегтем ворота, и это накладывало пятно на всю семью, на всех женщин и девушек из семейства. Поэтому отцы, задав таску виновнице позора, старались еще до того, как вся деревня увидит измазанные ворота, соскрести, сострогать деготь. Да ведь свежестроганые доски все равно видно. Да и парни не слишком соблюдали тайну: для виновника позора его поступок был подвигом. Зато в центральных и особенно южных губерниях, а особенно в конце XIX в., да в пригородных или заводских слободах, добрачные связи ничего не значили. Ну, родит ребенка, назовут его Богданом, Богдашкой, и примут в семью, как своего, и никто никогда не попрекнет происхождением, разве что соседи будут дразнить крапивничком. Конечно, если родится девочка, то хуже – просто потому, что девка, – а парень – лишний работник будет. «Чей бы бычок не вскочил, а телятко наше». Хотя на девушку позор и ложился (да и то не везде), это тоже немного значило. В свое время выйдет замуж. Конечно, уж не по своему выбору, а за кого придется, например, за вдовца с детьми. Но, впрочем, парень, виновник случившегося, а иной раз и не причастный к делу, иногда брал перед родителями вину на себя, так что замужество могло оказаться вполне благополучным. Что же касается парней, то тут никаких запретов и препон вообще не было, и соблазнивший девку даже хвастался своим поступком перед друзьями. Правда, если у девки были братья, последствия подвига могли быть весьма болезненными. Не слишком строгим было обычно и поведение замужних женщин, особенно в южных или в неурожайных губерниях: «Как не поеси, так и святых продаси». Особенно, если за грех можно было получить деньги. Для проезжего купца, приказчика, чиновника 3, 5, даже 10 рублей ничего не значили, а для деревенской бабы, зарабатывавшей копейки, это были очень большие деньги. «За деньги баба продаст любую девку в деревне, сестру, даже дочь, о самой же и говорить нечего. «Это не мыло, не смылится», «это не лужа, останется и мужу», рассуждает баба» (107, с. 273). Или, как поется в популярной песне, «Ухарь-купчина тряхнул серебром: «Нет, так, не надо, другу, мол, найдем». Такая ситуация была тем более реальна, что мужики нередко на месяцы уходили из дома на заработки, там сами пользовались свободой, и бабы дома, при случае, охулки на руку не клали. Ну, вернется, узнает (в деревне ничего не скроешь), поколотит, да и поколотит иной раз для вида, для людей, если баба за это деньги получила. По всеобщим суждениям современников, отходничество, особенно сильно развившееся в пореформенные годы, фатальным образом влияло на нравственность деревни, в том числе принеся в нее «дурные» болезни.. Кроме того, что мужики, уходя на заработки, оставляли жен надолго одних, в деревне немало было в полном смысле одиноких женщин. Например, солдаток. При длительных сроках службы (в XVIII в. – пожизненной, с 90-х гг. до 30-х гг. XIX в. – 25-летней, потом 20-летней и даже с 1874 г., если без льгот по образованию, то все равно 7-летней) жена солдата оставалась фактически на вдовьем положении. Да еще и вернется ли: русская армия теряла огромные массы людей не столько от боевых действий, сколько от болезней и телесных наказаний, и в военное, и в мирное время. По законам, существовавшим до введения с 1874 г. всеобщей воинской повинности, жена и малолетние дети солдата перечислялись в военное ведомство: муж и отец передавал свое социальное положение жене и детям. А значит, ни помещик, ни староста, ни сход, ни мужнина семья, ни свои родители солдатке уже не были хозяевами. Поэтому солдатки или «жалмерки» и считались в деревне заведомо женщинами легкого поведения. Ведь свободная женщина считалась уже сама себе хозяйка. Одинокие работницы на заводах или батрачки вели себя нередко чрезвычайно свободно и, по свидетельству современников, после найма большого количества батраков на все время сезона образовывались постоянные пары; измена в таком случае вызывала примерно те же последствия, как и при законном браке. Специфической чертой старого семейного деревенского быта, вызванной длительным отсутствием мужей – отходничеством и солдатчиной, – было снохачество: принудительное сожительство свекров со снохами. Ведь большак был полноправным распорядителем в избе и сопротивление ему было невозможно. Обычно стыдливо обходимая исследователями, а, особенно, популяризаторами крестьянского быта, эта проблематика довольно подробно освещается в недавно изданных первичных материалах Этнографического бюро князя В.Н. Тенищева (11, с. 236-263, 274-278). Неоднократно касался их также А.Н. Энгельгардт. Таким образом, все отношения были просты и в то же время жестоки. Потому, что проста и в то же время жестока была жизнь. Речь шла о выживании в суровой среде обитания, и здесь сантиментам не было места.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
РЕБЕНОК ПЕРВЫЙ, РЕБЕНОК ПОСЛЕДНИЙ занимают особое место в семейной структуре, им приписываются магические свойства. Терминология подчеркивает первенство: рус. первенец, рус. диал. первец, первак, первончик, первок, первыш , карел. первородок, болг. първак, первачок, первончик, первок, первыш, первышек, карел. первородок, болг. първак, първенче или раннее появление ребенка: полес. ярчук. Названия последнего ребенка указывают на его место по отношению к братьям и сестрам: брян. паследак , ю.-урал. опоследушек , москов. последышек , урал. дёбышек (диал. деб ‘край’), карел, остатник , полес. паследаш, позадок, характеризуют его как ребенка позднего: с.-в.-р. поздыш , полес. пазднюр, пазнячок , самого маленького: полес. миньшак, твер. мальга. Женское чрево мыслится как квашня, полная теста, необходимого для воспроизводства, которая периодически наполняется и опорожняется (см. Дежа). Когда почти весь запас теста исчерпан, по стенкам остается несколько последних комочков теста, из которых и «изготовляется» последний ребенок — поскребыш. Общие для последнего хлеба и ребенка термины встречаются во многих славянских языках. Для разных диалектов характерны производные от *скреб-: рус. диал. оскрёбок, оскребух, соскрёбушек, оскрёбыш, заскрёбок, заскрёбыш ; полес. падскрёбыш, сашкробак, ашкробак, саскрёбух, пашкрубак , подскрёбух, поскрёбок, пошкрибок, пошкрёбка, пашкрыптач, скребач, выскрыб, вышкробок, вышкребец, выскребтуха, заскрёбыш, от *дер"-: рус. костром. выдерок, ; от *род"-: серб, изрод , полес. выродок, от *нес"-: серб, износак , полес. знисок, *ср-: рус., высерок. Ребенок последний получает название мизинца: архангел., вологод. мезенька , брян. мезённы; укр. мізинеи,ь, мізинчик, полес. мазинни , в.-пол. тігупек, тігупіес, словен. тезіпес, тезіпек, с.-х. мезимаи,, мезимица, мезимаи, ........... болг. мизиня, мизинче, мизинец, мизул, мюзюль. Обозначения последнего ребенка отражают и его особый семейный статус: его лелеют и пестуют больше других, отсюда пол. Іеіек, На Левобережной Украине именно он в случае выделения старших остается в отчем доме и берет на себя заботы о престарелых родителях, ср. бел. апикун, опекуш; за эти заботы ему достается дом, откуда полес. термин наследничек.
Образ последнего ребенка в народных представлениях противоречив: с одной стороны, его считают слабым и хилым, а с другой — ему приписывается дар целителя, способность лечить и людей и животных, в том числе излечивать болезни, насланные колдунами. Подобный талант целителя приписывается и первому ребенку, при этом иногда уточняют, что старшие дети сильнее в начале лунного месяца, а младшие — в конце. Дар лечить у последнего ребенка объясняют «чистотой» его крови (полес.) Первому и последнему ребенку доверяются многие обрядовые функции. Первенец участвует в изготовлении свадебных пирогов, первой стрижке ребенка (ярослав.), первая или последняя дочь при живых родителях становится Еньовой булей**, пеперудой*** (болг.). Первенца просят испечь хлеб, который затем используется для борьбы с градом, пожарами и птицами (Волынь). Полагают, что если последний ребенок будет собирать травы в поле, то они наверняка окажутся целебными; если он засеет первые семена, уродится хороший урожай. Поэтому стараются начать сев в тот день недели, когда он появился на свет. Последнего ребенка просят вымести дом в Чистый четверг, чтобы весь год было чисто; его просят сесть на основу, чтобы полотно ткалось гладко и ровно (полес.); он же срезает дожинальную «бороду» (болг.). Последний ребенок может поймать и обезвредить ведьму (брян.); если он пожелает доброго пути призывнику, тот вернется домой целым и невредимым (полес.). Последнего ребенка, как и первенца, просят остановить град, проглотив или раскусив несколько градин или вынеся из дома хлебную лопату (в.-слав., ю.-слав.), выбросив на двор ветку вербы, которой выгоняли в первый раз на выпас скотину (укр.). Последний (младший) ребенок выступает главным героем во многих волшебных сказках.
** Еньова буля (досл. «Иванова девушка») — главное обрядовое лицо одноимённого комплекса ритуальных действий, совершаемых у южных славян (в ю.-вост., частично с.-вост. Болгарии, у болгар-переселенцев в Бессарабии, а также в Северной Македонии и с.-вост. Сербии) на Ивана Купалу (болг. Еньовден), реже в Юрьев день. Основной мотив обряда — «женитьба солнца».
*** «Пеперуда» — это название болгарского языческого обряда вызывания дождя, а также его центрального персонажа. Это слово также может означать «бабочка» на болгарском языке. Обряд проводится в случае засухи с участием девушек, которые ходят по домам, поют и выполняют определенные ритуалы для вызова дождя.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
МтДНК гаплогруппа H1b характеризуется дополнительными мутациями 3796G, 16189C и 16356C. При этом, по мнению Mannis van Oven, наличия 16356C уже достаточно, чтобы определять как H1b (даже если нет 3796G).
МтДНК гаплогруппа H1b имеет наибольшее распространение в Восточной Европе (7 % всей гаплогруппы H), на севере Центральной Европы (5 % гаплогруппы H) и на северо-западе Сибири (5 % гаплогруппы H у народа манси).[7] Пик распространения гаплогруппы H1b в Восточной Европе находится на границе современных Латвии и Литвы, южнее Риги[9] и совпадает с областью расселения балтского племени земгале в Средние Века.
По данным Eva-Liis Loogväli et al. (2004) гаплогруппа H1b встречается среди эстонцев (5,3 %), восточных славян (2,8 %), балканских народов (1,8 %) и словаков (1,7 %) и НЕ встречается среди финно-угорских народов Поволжья, турок, народов Ближнего и Среднего Востока и в Азии.[7]
Несмотря на преобладание гаплогруппы H1b среди народов Восточной Европы, она встречается и на Западе (испанцы, баски, французы, немцы), но в значительно меньшей доле. В популяциях Ближнего Востока и Кавказа, Roostalu et al. (2007) обнаружили гаплогруппу H1b у карачаевцев (4,1 %), адыгов (1,1 %), балкарцев (1 %), осетин (0,3 %) и турок (0,3 %).[8] Возраст гаплогруппы H1b — 7,2—14 тыс. лет.[1]
Вероятно, гаплогруппа H1b возникла в южной Франции или в Иберии вскоре после окончания Ледникового периода. Женщины, несущие H1b, путешествовали в восточном направлении с территории современной Франции, прошли к северу от итальянских Альп и вошли в современную Словакию. Оттуда, H1b распространилась на север.
Возможно, на севере Центральной Европы гаплогруппа H1b была связана со свидерской культурой финального палеолита, распространённой в X—IX тыс. до н. э. на территории современных Польши, Литвы и Западной Белоруссии. Носители Свидерской культуры, мигрируя на северо-восток и юго-восток, в VIII тыс. до н. э. могли принести гаплогруппу H1b с севера Центральной Европы на территории современных Эстонии, Южной Финляндии и Центральной России (бутовская мезолитическая культура Волго-Окского междуречья VIII—VI тыс. до н. э. и кундская мезолитическая культура Восточной Прибалтики VIII—VI тыс. до н. э.).
boomboom.gif В митохондриальной гаплогруппе H1b митохондриальная последовательность сына Ефросиньи Мстиславны венгерского короля Белы III имеет самое близкое отношение к человеку из группы KL-VI Карпатского бассейна[10]. И напоследок tongue.gif Результаты исследований палеоДНК гаплогруппы H1 Nikitin et al. (Unpub) в пещере Вертеба (Позднее Триполье) в Тернопольской области Украины были обнаружены 2 образца мтДНК гаплогруппы H1 датированные 4300—3100 г.г. до н. э.[9] Lacan et al. (2011), исследуя Treilles (Южная Франция), из 29 образцов выявили 3 мтДНК гаплогруппы H1 датированные 3000 годом до н. э.[11]
У представителя волынцевской культуры из разновременного поселения Куриловка-1 (Суджанский район Курской области) определили митохондриальную гаплогруппу H1b. Его полный митохондриальный геном оказался полностью идентичен геному венгерского короля Белы III (правил в 1172—1196 гг.), матерью которого была Ефросинья Мстиславна — дочь Великого киевского князя Мстислава и внучка новгородского посадника Дмитра Завидича, и современному геному из Дании (гаплотип 16183C) [12].
По данным генетиков, у венгерского короля Белы III определена митохондриальная гаплогруппа H1b[13]. У Ласло I определили H1u2[14].
Nilsson et al. в 2010 году исследовали предполагаемые останки католической святой XIV века — Бригитты Шведской.[15] Принадлежность останков святой подвергается некоторому сомнению из-за их радиоуглеродного датирования: возможно, останки относятся к XIII веку, в то время как святая Бригитта жила в XIV веке. МтДНК гаплотип останков (263G, 315.1C, 3010A, 16189C, 16519C) принадлежит гаплогруппе H1b, f, g, k, q, характеризующейся мутацией 16189C.
Интересно, были ли указанные выше личности потомками участников легендарного ЧВК скандинавского бога Одина, читай - Рюрика, Трувора или Синеуса?
Заключение!
valcha написал:
[q]
6. Если после ряда аргументов, необходимо подкрепить свою позицию крепким словцом, существует на выбор несколько вариантов: - "Баран\Овца, за базар ответишь?!" - "Я недосягаем/а для Ваших дерзновенных аргументов и дедукций"; - "Тормоз ты редкостный\ая" - "Да Вы просто рутинер, милейший!"; - "Сама поняла, что сказала\написала, дебил\ка?" - "Ваши слова, уважаемый, бурлеск чистой воды. Равно как и Вы - акциденция современности".
[/q]
valcha написал:
[q]
Из "Правила речи благородных господ
[/q]
" См. выше
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
происходит от ветви H1, называемой H1b. Общий предок гаплогруппы H1b жил примерно 5000–7000 лет назад на юго-западе Европы. Ее предки по материнской линии были среди бывших жителей континентальной Европы, но массивные ледниковые покровы во время последнего великого пика холода в конце ледникового периода вытеснили их из внутренних районов континента. Они укрывались на протяжении тысячелетий в более теплых убежищах вдоль Средиземноморья. Затем, когда ледниковый период закончился, они вновь появились и мигрировали на север.
Хотя женщина, давшая начало H1b, вероятно, жила на юге Франции или на Пиренейском полуострове, ее потомки чаще всего встречаются среди жителей Восточной Европы. Женщины-носители H1b отправились на восток из юго-западной Европы, прошли к северу от итальянских Альп и попали на территорию современной Словакии. Оттуда H1b распространился на север по всему региону, прилегающему к Балтийскому морю и Волго-Уральскому региону России. Члены H1b также перебрались в Юго-Восточную Европу, на Украину, на Балканы и в Кавказские горы.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b