м. Молчадь Слонимского уезда
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 275 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1619 | Наверх ##
5 декабря 2023 16:29 Воспоминания молчадцев. Часть 5.
Воспоминания Михаила Звеняцкого.
Про Молчадскую школу. Наверное, у каждого есть река своего детства .У меня это-Молчадка до прихода мелиораторов.С тех пор я недолюбливаю представителей этой профессии.В Подлозянах на реке стояла плотина и работала мельница.Через плотину к железной дороге проезжал транспорт. За переездом дорога уходила налево, как и теперь-Своротва, Крупляны, Хорошки и дальше, на Новоельню.Плотина ветшала, её не чинили, а сделали за мельницей объездную дорогу с небольшим мостом. Потом от середины деревни насыпали новую дорогу с бетонным мостом.Песок брали со Слонимской горы-была такая,перерезанная дорогой на Слоним надвое.Тогда же срыли и один из древних курганов,стоявший слева от дороги.Тому, кто не видел весенних разливов Молчадки-до огородов!,не понять, зачем сделали такую высокую насыпь.Исчезла плотина, и разливов не стало. Kак раз тот старый Говор с трубкой в зубах рассказывал. ЧТО КРЕСТЬЯНЕ свозили лес на постройку на своих телегах-по два воза. Во время войны в школе стоял полицейский гарнизон, была окружена окопами, проволкой.Когда немцы ушли, а полицаи разбежались, сторож с кем-то из жителей все боеприпасы забросил в окопы и зарыл. Случайно это было обнаружено примерно в 61году-со школьного двора вывезли не то 2, не то 3 прицепа снарядов и мин и взорвали их в лесу, за железной дорогой. За год точно не ручаюсь, возможно, на пару лет позже. Кое-что про Молчадь знаю, но не смог зарегистрироваться на сайте- старый чайник. 1 сентября или сразу после этого дня , по указивке, полученной ещё перед каникулами, каждый ученик приносил в школу не меньше 2х берёзовых веников. Когда начиналась зима, веники стояли на парадном крыльце, и входящие обметали снег с обуви. Зимы были весьма неслабые, а многие ходили из соседних деревень, по много километров, и дорожки им никто не чистил.А когда мороз был 25 градусов, занятия отменялись, и вся молчадская детвора балдела на горках-санки у многих были ещё "с польского часу"- на кованных полозьях, вместительные и тяжёлые. А были и ледянки-кусок выдолбленного льда, в дырке верёвка, в ямке под зад клок соломы. Школьные вечера-я учился до того, как школу расширили. Актовым залом служили два класса-между ними была раздвигающаяся перегородка.Снимали классную доску, перегородку раздвигали к стенам.Из сарая вытаскивались козлы, на них укладывались толстые доски-и готова сцена. После торжественной части и концерта-танцы. парты вдоль стен, музыка из радиоузла-пластинки. На стенах на специальных полочках-заправленные керосиновые лампы, на случай перебоев с электричеством. Бывало, что и приходилось зажигать.У всех на груди номера, по залу снуют" почтальоны"-разносят записочки-номеру такому-то от номера такого-то, или неизвестно от кого.Волнующе, интересно, весело.... Весенние каникулы в школе зависели от погоды.Четверть заканчивалась,отметки выставлялись,но занятия шли-ждали, когда начнёт таять.Дороги местами заливало.В Молчади такой поток шёл со стороны леса, мимо колхозного двора, мимо еврейского кладбища и уходил на луговину.Улица была непроходима, ждали телегу.Любимые занятия-долбить канавки, спускать воду, пускать кораблики, щепки-всё, что плывёт.Домой приходили мокрые, но очень довольные(чего нельзя было сказать про наших мам) Был и такой "экстрим"-катались на льдинах-"на крыгах"по разливу. Мой одноклассник Лёня Фридрик упал со льдины в воду, пальто зимнее набрало воды мгновенно, еле вытащили.Потом просыхал на печке у Гриневецкого(хутор за речкой, видно с полустанка),пока за ним отец с ремнём не пришёл. Связь с миром. Почта находилась в домике по дороге в школу. В первой половине-"офис"-телефонистка возле ручного коммутатора-гнёзда, провода с медными наконечниками.Почта, переговорный пункт, сберкасса,огромный сейф, запах сургуча.Во второй половине-квартира начальника. В сараепочтовая лошадь, повозка, сани.Два раза в день почту доставляли к пригородному поезду, там же забирали.После сортировки почтальонши с тяжёлыми сумками топали кто по Молчади, кто в окрестные деревни. Почта была, наверное, самым информированным органом в деревне-кто кому куда пишет, откуда посылки,телеграммы, переводы, алименты и т.д.Телефонная связь была мягко говоря, не очень хорошая, в трубку приходилось кричать, и содержание разговора знали все, кто находился рядом. Со временем почтовую лошадь заменил фургон, почту стали привозить из Баранович. Потом почттовое отделение переехало в новое здание . Про диназавров. Во время очередного приезда к матери, где-то в середине 80-х, летом, побежал как всегда, в лес, хоть на пару часиков, грибы посмотреть.И встретил там свою бывшую классную, биолога, Веронику Ануфриевну Пикузо. Разговорились про то , что многое меняется-лес новый вырос, речку свели, люди не такие. И тут она выдаёт мне такое "прызнанне", что я на всю жизнь запомнил. Жаль. нет бел. алфавита, постараюсь, как могу, передать её мову. -Ведаеш, Мiхась!Калi я вам у школе апавядала пра розных дыназаурау, то прызнаюся, сама лiчыла, што гэта нейкая хлусня.А зараз, калi бачу. колькi усяго змянiлася за такi кароткi час, пры маiм жыццi-точна ведаю- былi дыназауры, былi!... Медицина. В центре деревни площадь, на неё выходит старое кирпичное здание-стоит и теперь , только окна заколочены. Сверху очень древняя надпись-АПТЕКА. Высокое крыльцо -с него , как с трибуны, выступали ораторы во время демонстраций по соответствующим праздникам. Перила завешивались ковром, на здании аптеки - портреты высокого руководства. Нажимаем на огромную латунную блестящую ручку и заходим внутрь. Запах трав и лекарств, на полках банки тёмного стекла, на некоторых череп и кости, надписи на латыни. В задней части здания- амбулатория. Два врача зубной и на все остальные случаи жизни, участковый. Акушерка.В зубном кабинете я ещё застал бормашину с ножным приводом, как в швейной машине-с зубами "везло" с детства. На улице коновязь- телеги-на приём ехали издалека. Однажды летом лошадь покусали то ли осы то ли пчёлы, и она понесла. Сорвалась с привязи, и понеслась.Через 50 метров телега уже развалилась- булыжная мостовая - не асфальт. Лошадь с оглоблями и передними колёсами смогли поймать толь ко на лугу. Середина лета, жара, примерно 67-68 года. Пожар начался днём, на углу площади и ул.Слонимской-дети зажгли стружки возле строящегося дома, новый недостроенный и соседний с ним уже горят. Сразу ветер, пламя гудит, люди кричат-страшно! Народ набежал с вёдрами,по лестницам передают на верх, поливают стены и крышу ближнего от пожара дома,трещат волосы, дымятся рубахи, поливают друг друга, но не уходят!Пустые вёдра летят вниз, их хватают, бегут к колодцам, и к ближним, и к дальним(на самой площади тогда было два колодца). Падающим ведром разбило голову Ире Шеховцовой, вся в крови.Кто не гасит, мечется по домам -вся площадь и улица дальше, до еврейского кладбища завалена вещами, мебелью, узлами-всё, что могли, повыносили, -дома стоят плотно, и если вспыхнет ближний-сгорят все!Одна женщина рассказывала-вбегаем в чей-то дом, а на столе-тарелки с супом!-выливать??Но дом отстояли, пожар дальше не пошёл. Воскресенье, утро. К роднику спускаются женщины, в белых передниках, босиком.Они из Савцевич, Иванович, возможно из Хорошков.Туфли висят на шее.Пьют из ладошек, умываются, моют ноги, одевают носочки, туфли.Круглые куски масла , обкрученные свежими лопухами, опускают в холодную воду-подтаяло за дорогу. Отдохнули, перевязали белые хустки, сложились и пошли-на базар и в церковь. Молчадский базар начинался воротами, расположенными справа от чайной(стоит заколоченная).Территория была огорожена,был и "базарный"- человек, который взымал плату с продавцов, в будни ремонтировал забор, прилавки, что-то прибирал.Длинные ряды телег, оглоблями к забору.Между оглоблями стоят выпряженные лошади, и пытаются прихватить клок сена с телеги. На возах-свиньи, овечки, рядом на земле в мешках визжат и хрюкают поросята. Откуда-то приезжали гончары-миски, плошки, жбаны всех размеров.На длинных столах-масло, творог, яйца, всё из садов и огородов.В кошыках под ногами-куры, гуси, цыплята, петухи-у всех ноги связаны.В деревянных павильонах выездная торговля магазинов, не только молчадских-одежда, галантерея, хозтовары. Много приезжих покупателей из Баранович, Новоельни-благо на поезде легко приехать. Всё это огромное скопление людей шумит,бурлит,передвигается, торгуется, продаёт. покупает, обменивается новостями-меня до сих пор удивляет деревенская осведомлённость- все про всех всё знают ., про своих, и про всю округу. Зимой вместо возов сани, а над всем базаром стоит туман-пар от дыхания людей и животных.Летом в толпе снуют мальчишки с бидонами, чайниками-свой "бизнес"-стакан холодной воды-копейка, периодически бегут к кринице-за новым товаром.И вдруг крики, хохот, митусня-сбежал поросёнок-эти ребята в юности очень шустрые!-и пол-базара его ловит!
___________________________________________
Воспоминания Оксаны Якимовой.
В 1945 году русских переселенцев по приказу КГБ вывезли из русской военной крепости Новый Двор под Варшавой.По рассказам родственников, проживавших в поселении Станиславово, во время Первой мировой войны, все жители( в основном мужья служили в царской армии) финансово поддерживали бызировавшихся тогда офицеров царской армии, помогали фронту.Поэтому после получения независимости, оставаться жить в Польше было невыносимо ,да и по словам очевидцев, было предложено:"Сами поедите или вывезем".Небольшое расстояние с Варшавы ехали около месяца в эшалонах.По дороге из красной материи шили женщины косынки, чтобы показать свою принадлежность к "русским". К сожалению, оказались и здесь в трудном положении.Еще и по ныне встречается, что некоторые считают "кацапами".Хотя все коренные русские.Это была большая волна послевоенных переселенцев.Наша семья Шеховцовых,как и многих других (Мироновых, Васильвых, Сайчуков,Чулковых,Федоровых) была поселена в Молчади,т.к. послевоенное местечко было немноголюдным. Привыкали трудно. Бабушка рассказывала про первое воскресенье и поход в церьковь. Как бывало, разнарядились, в туфельках...Местные смотрели искоса...Что и говорить, тогда не хватало хлеба покушать,не говоря про наряды,которые и у наших долго не задержались..Пришлось выменивать все,чтобы прокормиться. Не все смогли морально выдержать, заканчивали жизнь самоубийством. Мой дедушка, Петр Шеховцов, был неплохим кровельщиком в тогда еще Городищенском районе.Приглашали почти на целое лето крыть крыши. Его крыши во многих деревнях до сих пор можно определить по особой кладке,"с катиком".Хотя свою,как всегда накрыл самой последней на 81 году жизнь будучи неизлечимо больным.Позже работал на мельнице электриком.Всегда,возвращаясь домой, давал 3 раза сигнал,гося свет,чтобы домашние встречали..Были рады,когда он приносил подметенную с пола муку,бабушка ее перебирала и делала клёцки!!!Стеснялся своей изменённой с годами сутуловатой походке,поэтому до последнего ездил на велосипедеМоя бабушка Пелагея и её сестра Черноус Татьяна были умелыми портнихами-заказы шли наперебой,заказы исполнялись по самым модным журналам! О школьных вечерах,особенно о традиционных вечерах встречи,любит рассказывать моя мама, Ирина Шеховцова. Полы,в так называемом раздвижном зале натирали воском,чтобы можно было хорошо вальсировать,мяч или старый глобус обклеивали кусочками битого стекла и направляли на него свет.Конструкция была типа светомузыки или имитацией падающих снежинок.Мама была одной из первых в 67-68 годах заядлых лыжниц, дед также прибивал к ботинкам полозья-вот и коньки на зиму! Интнресным (для меня) было название (среди тогдашней молодежи)в Молчади одной из улиц-между Промтоварным магазином-Нью-Иорк.Кстати это последняя из мощеных улиц в Молчади.Были у нас и тротуары!Молодежь как и в 70 и в 80 проводила время в кино, в центре,на месте старой католической церкви,да и танцевали там тоже.К сожалению,фотографии её так и не сохранилось.. Извините за ошибки!!!В данный момент проживаю за границей.Мало языковай практики.. | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 275 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1619 | Наверх ##
14 декабря 2023 22:55 д. Молчадь - место массового уничтожения 3 600 граждан еврейской национальностиВ 1977 году в Молчади был установлен памятник «Советским гражданам, погибшим от рук фашистов». В 2012 был установлен новый памятник с надписью на белорусском, английском и иврите: «Жертвам фашизма. Тут в 1942 году были зверски замучены 3 600 евреев - местных жителей». Перед войной в деревне Молчадь проживало 1 020 евреев. Деревня была оккупирована с июня 1941 года по июль 1944 года. В июле 1941 года немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, согнали евреев Молчади и из ближайших деревень в гетто. Фрейдель Марголина Макранская вспоминала: «Унылая жизнь как-то продолжалась, мы готовились к любой беде, которая могла случиться. С помощью взятки можно было на время отсрочить конец, но время было использовано для подготовки к самообороне. Было несколько старых винтовок, которые были спрятаны у Хаима Уселюбского, а еще они выкопали тайник, чтобы спрятаться в нужный момент. В другом доме они соорудили большой тайник, который было трудно найти, и стали ждать, что будет дальше». В мае 1942 года евреев заставили вырыть котлован на «Поповских горах» и, чтобы не вызывать беспорядков, полиция объясняла, что ямы нужны для размещения топливных баков. Но люди поняли истинный смысл происходящего и даже нашли в себе силы пошутить: «Это будет мое место, а это будет ваше…». Когда ямы были подготовлены, в Молчади получил информацию о массовых убийствах в Барановичах, Городище, которые оказали сильное влияние на людей. Стало ясно, что скоро это произойдет и в Молчади. В ночь на 15 июля 1942 года нацисты и полицейские отбирали евреев группами по 100—120 человек и уводили к котловану, раздевали донага и расстреливали. Четырёхлетнюю дочь Зоси Шмилович немцы застрелили на улице, потому что она не успевала идти за остальными. Иосифа Синявского с женой и двумя детьми нашли на чердаке и убили на месте, прямо в постели застрелили больного Хаима Менделевича. 15 июля 1942 года расстреляли семью фельдшера Бочко, а двух его дочерей изнасиловали и затем убили. Фрейдель Марголина Макранская вспоминала: «Мои родители первое время умудрялись прятаться в своем приюте, пока не еврей, торговец свиньями, не нашел их и не передал полиции, которая отвезла их на место казни. Моя сестра Чаша, я и мой муж Давид остались в нашем укрытии вместе с несколькими другими людьми. Ночью мы вышли из убежища, перешли болото, железную дорогу и убежали в лес. После убийств в Молчади несколько евреев вернулись из лесов и поверили обещаниям, что с ними ничего не случится и, конечно же, всех схватили и расстреляли. Мы с сестрой побежали в село Мицковичи и посетили знакомого не еврея Березовского, который дал нам возможность спрятаться у него на чердаке . Мы жили там несколько недель, иноверец приносил нам еду, а ночью мы даже ходили к нему домой. Там мы услышали о трагедии, случившейся с евреями города, и среди них была вся наша семья: папа, мама, братья Яков, Моше, Мордехай, дедушка (Ашер), мои дяди и тети и их семьи». После этого немцы объявили, что всем оставшимся евреям гарантируют жизнь и работу если они переселятся в гетто. Буквально через 10 дней состоялась очередная «акция» (таким эвфемизмом нацисты называли организованные ими массовые убийства). С 15 по 18 июля 1942 года в урочище «Поповские горы» были расстреляны 3665 человек из Молчади и близлежащих населённых пунктов — среди которых почти все были евреи, а также 50 белорусов и 5 или 15 военнопленных. Многие моменты холокоста Молчади воссозданы по воспоминаниям местных жителей. Пугач Ю.Ю. вспоминает: «Житель Савцевичей Семеняк Никифор Васильевич и его сын Семеняк Лев Никифорович, которому было 12 лет, два месяца прятали евреев в лесу. Согласно рапорту, они были схвачены и расстреляны 17 сентября 1942 г., погребены вместе с евреями в общей могиле. Но ночью родственники погибших выкопали тела погибших и тайно похоронили их на православном кладбище в Молчади." Организаторами и исполнителями убийств были: заместитель гебитскомиссара Барановичей и Барановичского округа, руководитель войск СС (в одном лице) Крамфф, лейтенант войск СС Монджек и другие. Каратели приезжали в Молчадь и из других районов Барановической области. В том же году, позднее, во время очередной акции массового уничтожения в Молчади были убиты и захоронены в урочище «Поповские горы» более 200 последних узников гетто, работавших на торфяном предприятии. Небольшие группы молчадских евреев прятались в окрестных лесах, их называли «бункерными людьми» или «семейными лагерными людьми». Ханан Шмулович вспоминал: «Мы прятались около двух месяцев. Время от времени мы ходили в лес искать евреев.» В октябре 1942 года гитлеровцы осадили лес, но защитники трое суток сдерживали превосходящие силы противника. На помощь партизанам Зиммеля пришли другие партизанские отряды, и противник отступил. В этом бою погибли многие еврейские партизаны из Молчади. В 18 июля 2022 году прошли памятные мероприятия, посвященные 80-летию уничтожения Молчадского гетто. Главный раввин религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Республике Беларусь Григорий Абрамович отметил: «Здесь, в Молчади, было уничтожено 3 600 евреев, а всего по Беларуси – 800 тысяч. 80 лет: много это или мало? Как бы там ни было, это не должно быть забыто. Не должно повториться. Чтобы никто не пришел на нашу землю вновь с целью уничтожать». Год создания мемориала: 1977 год Координаты (широта): 53.3132 Координаты (долгота): 25.7160 Источник: https://izvezda.by/ru/genocide-ru/getElement/6530/
 | | |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2967 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4239 | Наверх ##
10 февраля 2024 4:27 Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, известно ли что-нибудь о сохранности при Молчадском православном храме метрических книг? Интересуют те (кроме предбрачных обысков), которых нет в НИАБ в г. Гродно, т.е. до 1941 г. --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | |
Elena Govor Canberra, Australia Сообщений: 194 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 182 | Наверх ##
13 февраля 2024 13:58 Ad-Reg-Tu написал: [q] Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, известно ли что-нибудь о сохранности при Молчадском православном храме метрических книг? Интересуют те (кроме предбрачных обысков), которых нет в НИАБ в г. Гродно, т.е. до 1941 г.[/q]
Мне кажется очень маловероятным, что метрические книги могли сохраниться в самом храме. В Литовском историческом архиве (и на familysearch) есть списки прихожан Молчадской греко-католической церкви (которая потом стала православной) за 1830 год. Там же несколько МК за 1815 и брак за 1827, 1828, 1830 г. В РГИА есть МК за 1798-1801 гг. греко-католической Молчадской церкви. Я занимаюсь генеалогией деревни Ивановичи, которая входила в приход Молчадской церкви. | | Лайк (1) |
| alenkabis Сообщений: 140 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 134
| Наверх ##
13 февраля 2024 18:14 >> Ответ на сообщение пользователя Elena Govor от 13 февраля 2024 13:58 Как раз оказалось, что во многих церквях и костёлах, а также на руках у жителей, есть не мало метрические книг, брачных обысков и исповедные ведомостей. Алексей Билецкий собирает их на сайте Жниво. https://zhnivo.com/ --- Ищу Сологуб Фёдора Матвеевича 1840 г р. | | |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2967 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4239 | Наверх ##
14 февраля 2024 1:40 Elena Govor написал: [q] Мне кажется очень маловероятным, что метрические книги могли сохраниться в самом храме.[/q]
Спасибо, что не прошли мимо. Но я задал здесь вопрос, предполагающий точный ответ, т.к. мне достоверно известно, что метрические книги за 1941 г. после войны при этом храме точно хранились. Вопрос - что с ними стало потом: их куда-то передали или они так и остались лежать при храме? В 2015 г. в НИАБ в г. Гродно поступили на хранение из Барановичского ЗАГСа метрические книги Молчадской церкви за период ВОВ. Но 1941 г. среди них нет. Вопрос - почему не поступил 1941 г.? Вряд ли бы его стали в ЗАГСе оставлять. Если он где-то есть сейчас, то, скорее всего, при храме. Вот это я и хотел уточнить, полагая, что кто-то может быть больше в теме. Elena Govor написал: [q] В Литовском историческом архиве (и на familysearch) есть списки прихожан Молчадской греко-католической церкви (которая потом стала православной) за 1830 год. Там же несколько МК за 1815 и брак за 1827, 1828, 1830 г.[/q]
А это мне и самому хорошо известно. Спасибо. --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | |
Gubko Брестская область, Беларусь Сообщений: 275 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1619 | Наверх ##
19 февраля 2024 22:57 19 февраля 2024 23:08 >> Ответ на сообщение пользователя Ad-Reg-Tu от 14 февраля 2024 1:40 Увы, точность в такого рода вопросах невозможная роскошь. Со слов настоящего настоятеля - сейчас в храме есть только "суверенные" метрики, которые стали вестись после развала Союза. Смею предположить, Елена Говор, видимо самый крупный специалист по истории молчадского региона, который занимается этим с середины 80-х гг. как минимум, и ее мнение дорогого стоит. Что касается молчадских метрик, то здесь следует отметить, что их официально не вели, если говорить о 1941 г. и далее. Если они и существовали (а они должны были существовать), то это была сугубо самодеятельность священника. Думаю по аналогии с люшневскими и близлежащими своротовскими метриками их вели в обыкновенных школьных тетрадках, так за официальный учет предусматривалась ответственность. Молчадский священник, который кстати по совместительству окормлял и люшневский приход, во время ВОВ зарекомендовал себя как борец за идеи БНР и соответсвенно в послевоенное время находился в преследовании (согласно документам Зонального архива в Барановичах). Возможно при обыске канули и метрики.. Что касается метрик и брачных обысков молчадского храма из барановичского архива ЗАГС, то они действительно там хранились, как не учтенные, более того скажу, что одновременно там были и более поздние документы за 18 в. но по другим церквям региона.. И только благодаря сознательности и ответственности на тот момент новой заведующей эти все документы были переданы в НИАБ, хотя в кулуарах высказывали разные версии их дальнейшего будущего. Все те документы, касательно Молчади я изучал, еще в пору когда они хранились в Барановичах, за 41 год там ничего не было. В храме же они маловероятно, действительно маловероятно, могли сохранится, если не сказать, что однозначно нет. Я тоже слышал эти все истории про то как на чердаках под стопками голубиного помета находили фолианты исповедалок или клировых ведомостей, но к сожалению это видимо про историю другого региона. Здесь же история была такова, что только за одну ночь три храма в Ятре, Своротве и Почапово были сожжены партизанами. Люшнево принудительно закрыли в начале 1960-х гг. и сделали магазин, а потом склад. Колокол директор школы сдал на металлолом. Хотелось бы ошибиться на счет Молчади. | | Лайк (2) |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2967 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4239 | Наверх ##
20 февраля 2024 3:48 Здравствуйте! Gubko написал: [q] Увы, точность в такого рода вопросах невозможная роскошь.[/q]
Именно поэтому я и попытал счастья именно в соответствующей узкорегиональной историко-краеведческой теме, а не в темах общего характера на форуме. За спрос ведь вроде ещё не бьют  Gubko написал: [q] Смею предположить, Елена Говор, видимо самый крупный специалист по истории молчадского региона, который занимается этим с середины 80-х гг. как минимум, и ее мнение дорогого стоит.[/q]
Так этого ж ведь никто и не оспаривает. Наоборот, я благодарен и Вам, и уважаемой Елене за то, что удостоили меня вашим вниманием к моему вопросу. Другое дело - что я здесь задал конкретный и лаконичный вопрос, дабы не растекаться по древу. Gubko написал: [q] Что касается молчадских метрик, то здесь следует отметить, что их официально не вели, если говорить о 1941 г. и далее. Если они и существовали (а они должны были существовать), то это была сугубо самодеятельность священника.[/q]
Ну это и так совершенно понятно. Я потому и спрашиваю, что меня интересует наличие тех метрических книг (неважно в каком формате - на старых типографских бланках или же в школьных тетрадях), которые как бы не должны были вестись. Мой вопрос связан с тем, что в семейном архиве (не моём) сохранилась справка, выданная (автограф) в марте 1948 г. настоятелем Молчадской церкви протоиереем Леонидом Гомолицким (бывшим настоятелем Жуховичской церкви) в том, что, на основании метрической книги этой церкви за 1941 г., такой-то младенец такого-то числа (после начала ВОВ) родился и такого-то числа был крещён в Молчадской церкви. При этом, справка тогда же была заверена (печатью и подписью) барановичским благочинным протоиереем Борисом Бураковым. То есть весной 1948 г. метрические записи Молчадской церкви о рождении/крещении за 1941 г. ещё хранились при храме, и на их основании людям выдавались справки. Понятно, что в конце 1940-х и в 1950-е гг. были случаи конфискации (отделами ЗАГС с привлечением представителей местных властей) в православных и католических приходах "неофициальных" метрических книг... Gubko написал: [q] Со слов настоящего настоятеля - сейчас в храме есть только "суверенные" метрики, которые стали вестись после развала Союза. <...> Все те документы, касательно Молчади я изучал, еще в пору когда они хранились в Барановичах, за 41 год там ничего не было.[/q]
Собственно этим Вашим ответом Вы и исчерпали мой вопрос относительно хранения сегодня при Молчадском храме метрических книг периода ВОВ и более ранних. Что же случилось с метрическими книгами Молчадской церкви за 1941 г. (и, возможно, за другие ближайшие годы) после весны 1948 г. - это уже другой вопрос. --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | Лайк (2) |
| SergeyTolkach Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2025 г. Рейтинг: 0 | Gubko написал: [q] Инвентарь описания молчадского имения 1697 года:[/q]
Где хранится этот документ? И есть ли перевод? Я читаю , но эта рукопись тяжело даётся | | |
Leontiya ПОМОЩЬ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ ПЕТЕРБУРГА Сообщений: 9349 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 8876 | | | |
|