Самарские городские и сельские кладбища
Тема для обсуждений, разговоров, вопросов, размещения единичной информации о захоронениях, кладбищах, памятниках, мемориалах. Открыты новые темы по самарским кладбищам...
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 610 | Наверх ##
13 мая 2009 15:10 19 сентября 2011 13:01САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ КЛАДБИЩА: утраченные, закрытые, действующие
Содержание темы.
Самарские городские кладбища: новости, полезные ссылки, интересная информация. Сообщение отправлено: 13 мая 2009 15:12
• Утраченные 1. Старейшее - первое общее кладбище Самары; утрачено. 2. Старые кладбища Самары; утраченные к середине XIX в. 3. Всесвятское, поликонфессиональное; утрачено, разорялось в 30 – 40-е гг. XX в. 4. Иверское, монастырское; утрачено, разорялось с 1925 г 5. Мещанского посёлка; утрачено, функционировало с 1910 – до 1930 гг. 6. Николаевское, монастырское; утрачено, разорялось с 20-х гг. XX в. 7. Покровское; закрыто в 1857 г., статус мемориального до 1910-х гг., утрачено. 8. Томашева Колка; утрачено в 1930-х гг. 9. Эпидемические (холерные) кладбища; действовали с 1891 г., разорены в 1940-х гг. • Действующие ограниченно 10. Безымянское; действующее с 1941 г., ограничено. 11. Рубёжное; частично действующее, функционировало с 1972 – по 1984 гг., возобновлено в 1990-х гг. 12. Старые городские кладбища; действовали в 1930 – 1960 гг., ограничено • Действующие 13. Берёза; действующее, 1960 г. 14. Зубчаниновское; действующее, с 1910 г. 15. Кряжское; открыто в 1930 г. 16. Лесное; действующее, с 1981 г. 17. Мехзаводское; действующее, с 1949 г. 18. Песчаная Глинка; действующее с 1955 г., возобновлено в 1990-х гг. 19. Прибрежное; действующее, с 1950 г. 20. Сорокины хутора; действующее, с 1940 г., возобновлено в 1990-х гг. 21. Управленческое; действующее, с 1940 г. 22. Южное; действующее, с 1984 г. 23. Яблонька; действующее, с 1940 г. • Национальные, действующие 24. Еврейское, центральное; действующее. 25. Татарское; действующее. • Литература, архив новостей и ссылок
| | Лайк (2) |
ГЕРОдотОлег СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 677 | Наверх ##
10 июля 2009 20:19 10 июля 2009 20:45 ЮрийАлекс-41
Здравствуйте Юрий!
Снимаю шляпу перед опубликованным Вами списком погребенных в некрополе Иверского монастыря! Если нужно, я при случае, заеду в Иверский монастырь и сфотографирую нужные вам захоронения Алабина и Самарского батюшки (покрупнее, чтобы хорошо просматривались эпитафии). Насчет восстановленной могилки монахини Нины, которую упоминала Марина, я ничего не слышал. Но поинтересоваться можно... Да, давно я там не был...
Юрий, я в теме видел, что у Вас кто-то работает над списком умерших от ран и болезней в госпиталях Самары, упокоившихся на Городском кладбище. Если что, я мог бы помочь - у меня были отсняты могильные плиты с именами. А имен там немало...
Олег. | | |
ГЕРОдотОлег СамаРа, область Сообщений: 830 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 677 | Наверх ##
10 июля 2009 20:35 10 июля 2009 20:41 Katinka Екатерина, добрый вечер! Вы правы - я был не прав. Это по поводу разрушенного здания на пересечении ул. Куйбышева и Некрасовской Его, действительно и не собираются приводить в божеский вид. Насчет самарских церквей - я не очень большой специалист, но образовываться в этой области всегда готов. По поводу дома Курлиных - он сильно пострадал в конце 2008 г. от пожара. Здесь, в теме обсуждали этот факт и Марина даже разместила ролик, где он горит синим пламенем. https://forum.vgd.ru/28/23478/200.htm?a=stdforum_view&o=http://photobank.smbc.ru/video/?show=4Так, что "жемчужина самарского модерна" осталось только у Вас на открытке! Екатерина, новые фото постараюсь выложить уже завтра. Олег. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 610 | Наверх ##
10 июля 2009 21:29 10 июля 2009 21:57 ГЕРОдотОлег, добрый вечер! По Городскому кладбищу нам действительно нужна помощь, буду ОЧЕНЬ признателен. Я отправил Вам на эл. почту координаты Сергея, проконсультируйте его, пожалуйста! Серегу я уже поставил в известность Свежие снимки Иверского монастыря нам тоже нужны. Я наконец-то сориентировался в нынешних погребениях на его территории. В самом Иерусалимском храме вряд ли разрешат фотографировать, но снимки интерьеров храма и гробницы Св.пр. Чагринского есть в интернете. О гробнице Св. пр. Чагринского мы теме говорили с Валек, но я повторюсь для памяти Об Александре Юнгерове - Св.пр. Чагринском "Благовест": http://www.cofe.ru/blagovest/a...ticle=5753"Род Юнгеровых" - родословная... http://www.cofe.ru/blagovest/a...ticle=6563... А еще при жизни Чагринского старца всероссийский батюшка - отец Иоанн Кронштадтский - говорил приезжавшим к нему самарцам: "Зачем вы едете ко мне, когда у вас есть отец Александр?" Почитание отца Александра Чагринского продолжалось даже в годы гонений. А когда в Самаре был вновь образован Иверский женский монастырь, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Иоанной (Капитанцевой) стали подготавливать материалы к канонизации протоиерея Александра Чагринского. Были обретены его мощи и перенесены в Иверский монастырь в г. Самаре. А в октябре 2001 года святой праведный Александр Чагринский был прославлен в лике святых. http://www.cofe.ru/blagovest/a...ticle=5809"Монастырь при Чагре"... Жизнеописание местночтимого святого Самарской епархии – праведного Александра Чагринскогоhttp://www.jmp.ru/jmp/05/02-05/08.htm... 4 января 2005 года в Иверском женском монастыре в Самаре состоялось торжественное богослужение с молебном у честных мощей местночтимого святого Самарской епархии – праведного Александра Чагринского, недавно канонизированного и входящего в Собор Самарских святых. Божественную литургию и молебное пение в день памяти святого преподобного Александра Чагринского возглавил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении местного духовенства. Обретение мощей Чагринского старца – протоиерея Александра Юнгерова состоялось 22 июня 2000 года по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия стараниями настоятельницы Иверского монастыря игумении Иоанны (Капитанцевой), духовника этой обители игумена Софрония (Баландина), а также сотрудников Самарского областного отдела охраны памятников истории и культуры. С этого времени мощи угодника Божия почивают в Иверском монастыре, в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Юрий. Рака с мощами святого праведного Александра Чагринского --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 610 | Наверх ##
10 июля 2009 21:45 10 июля 2009 21:47 В день прославления святого праведного Александра Чагринского, 15 октября 2001 года --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 610 | Наверх ##
10 июля 2009 21:47 10 июля 2009 21:48 Обретение мощей отца Александра --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
Валекг. Самара Сообщений: 3298 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9300 | Наверх ##
10 июля 2009 22:10 11 июля 2009 3:17 ЮрийАлекс-41 Здравствуйте, Юрий! Сегодня мне не удалось сюда заглянуть. Скопилось много писем, на которые надо срочно отвечать. Готовила заявки в архив. А вы опубликовали уже много по Иверскому монастырю. Некоторые года "урожайные" - много погребений. И успеваете еще оказать внимание остальным - похвально!
Вижу, устали, в сон клонит - пора отдыхать! Пусть не потревожит никто ваш богатырский сон! --- Валек
| | |
ЮрийАлекс-41Модератор раздела фрегат Сообщений: 1000 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 610 | Наверх ##
10 июля 2009 22:36 10 июля 2009 22:36 ВалекВаля, добрый вечер! Да, статистика по некрополю Иверского печальна - слишком много маленьких детей погребено было там... На сегодня прощаюсь, подустал немного Спокйной ночи! Юрий. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
Валекг. Самара Сообщений: 3298 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9300 | Наверх ##
10 июля 2009 22:58 11 июля 2009 0:05 http://sva-slava.narod.ru/krae...stroit.htmПо материалам сайта "Samara.ru" http://www.samara.ruИз большого рода Шихобаловых внимание исследователей привлекает прежде всего жизнь и деятельность Антона Николаевича. Причин тому много. Его имя фигурировало во время судебного процесса над П.В.Алабиным, обвиненным в покупке непригодного хлеба во время голода 1891 года. Антон Николаевич строил храмы, больницу, богадельню, жертвовал крупные суммы на другие благие дела. Ему присвоили звание Почетного гражданина Самары, поставили памятник, назвали его именем улицу, написали о нем прекрасно изданную в 1912 году книгу, которая облегчила работу всех, кто интересовался столь крупной личностью в истории Самары. Словом, и при жизни, и после смерти он не был обделен вниманием, не был забыт. Иначе сложилась судьба других представителей семейства Шихобаловых: Михея, Матвея, Емельяна. А ведь они тоже играли весьма заметную роль в жизни губернского города, заложили основы материального благополучия самого Антона Николаевича. Но оказались как бы в тени своего младшего брата. Поэтому меня и заинтересовал один из них – Емельян Николаевич, главный строитель кафедрального собора Самары.Дед и отец Шихобаловы, крестьяне села Наченалы Симбирской губернии, жили, не бедствуя. Имели салотопенный завод, закупали скот в Уральске, Оренбурге, Самаре. В 1833 году все имущество Шихобаловых сгорело. Заняв в долг 12 тысяч рублей, семья, в ней насчитывалось 23 души, отправилась искать счастья в Самару. Здесь глава Иван Андреевич отделил своих младших сыновей Иосифа и Лаврентия. Сам остался со старшим сыном Николаем, у которого были сыновья Михей (27 лет), Емельян (14), Антон (6) и три дочери: Евфимия (17), Марья (11), Марина (1 год). Семья Николая Ивановича поселилась в собственном доме на углу Панской и Николаевской (Ленинградской и Чапаевской).Приобщение самого Емельяна Николаевича к возведению храмов произошло в 1857 году. На бывшем городском кладбище наметили построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Вести сбор пожертвований и контролировать строительство доверили специальному комитету, в который входили Емельян Николаевич, Антон Николаевич Шихобаловы и дворянин Алексей Михайлович Паршенский. Официально Покровское кладбище закрыли в 1857 году, но захоронения на нем в некоторых случаях еще продолжались. Видимо, они были прекращены к началу 70-х годов. Тогда «строители храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы самарские купцы I гильдии Емельян, Матвей и Антон Шихобаловы» обратились к Самарскому губернатору. Они сообщили, что в принадлежащем им каменном склепе погребены их родители, родственники и просили не закрывать склеп для новых погребений. Они также извещали, что дают на изготовление ограды вокруг храма и разведение здесь сада две тысячи рублей. Обращение купцов было доведено до городской управы, и разрешение на дальнейшее захоронение они получили, нотолько родственников по прямой линии ([7]). Здесь, в фамильном склепе,обрели последний приют все братья. В годы советской власти семейную усыпальницу купцов Шихобаловых разрушили. Храм, по счастью, уцелел и с 1941 года стал именоваться кафедральным собором.В ноябре 1862 года, когда шло строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, деревянную церковь решили перенести со старого кладбища на новое. Мещанин Егор Пегасов изъявил готовность пожертвовать для этой цели строительные материалы, попросил принять их. Самарская духовная консистория обратилась 10 ноября в городскую Думу с пожеланием: поручить кому-то взять на себя труды по переносу церкви на новое место, принять и обеспечить хранение жертвуемых материалов. И вот 4 марта 1863 года 60 купцов Самары на общем собрании порешили возложить выполнение этой задачи на «… I гильдии купеческого брата Емельяна Николаевича Шихобалова». Емельян Николаевич отнесся к возложенному на него поручению в высшей степени добросовестно. Он осмотрел старую церковь и пришел к выводу, что переносить ее нет смысла: ветхая. И, самое главное. По высочайше утвержденному плану Самары на новом кладбище должна быть каменная церковь. На ее строительство требуется 200 тысяч штук кирпича. Но когда он познакомился с местом, где надлежало поставить храм, то нашел его непригодным. Грунт не очень хорош, фундамент может дать осадку. Делает вывод: «… церковь не будет представлять собой той благовидности, которая усваивается при условии строить церковь всегда на более высоких местах и может некоторым образом потерять значение архитектуры при всем старании соблюсти ее.» ([8]) Несколько месяцев продолжались согласования с Самарской губернской строительной и дорожной комиссией, главным управлением путей сообщений и публичных зданий. В конце концов решение приняли с учетом мнения Емельяна Николаевича и на новом кладбище поднялся в 1865 году каменный храм во имя Всех Святых.Составители книги «Православные святыни Самарского края», изданной в 2001 году, попечителем и строителем церкви во имя Всех Святых называют Михея Николаевича Шихобалова. Делают при этом ссылки на «Самарские епархальные ведомости» 1879 года. И в клировых ведомостях церквей Самары за 1907 год тоже говорится, что каменная теплая церковь построена на средства Михея Николаевича. Им же в 1883 году расширена и стала вмещать до 1000 прихожан. ([9]) Такой же точки зрения придерживаются и составители книги об Антоне Николаевиче Шихобалове, изданной в 1912 году. Более того, они пишут, что у Михея умер ребенок. В память о нем он и решил построить храм, в чем ему помогали Емельян, Матвей и Антон. В 1883 году храм был расширен Емельяном и Антоном за счет пристроя с восточной стороны. Должен заметить, что это все более поздние источники. Я жев своих суждениях опираюсь на архивное дело, которое называется так: «Избрание попечителем кладбищенской церкви купца I гильдии Шихобалова». Начато оно 14 ноября 1862 года и окончено 22 июня 1864 года. Кстати, в некоторых источниках именно к 1864 году относят возведение храма. О том, что построен он был на средства Емельяна Николаевича, содержится упоминание и в некрологе, опубликованном «Самарской газетой» 12 октября 1888 года. Возникновение таких противоречий лишний раз свидетельствует о том, что и в старые «добрые» времена отношение к истории города, края было не совсем уважительным. А с другой стороны говорит: к возведению храмов приложили труды свои и средства все братья Шихобаловы. Но главную роль играл все-таки Емельян Николаевич. Ведь именно на него возложили обязанности главного строителя кафедрального собора Самары. В 1886 году окончили возведение колокольни, а осенью следующего подняли крест на ее главный купол. Его кладку выполнили из пустотелого кирпича, изготовленного на городских заводах. Последнее время Емельян Николаевич частенько побаливал. Он отказался от многих общественных обязанностей. Но одну из них, самую главную, исполнил до конца. 7 октября 1888 года городской голова П.В. Алабин собрал экстреннее заседание Самарской городской думы. «В эту ночь, - объявил он, - скончался один из именитейших граждан Самары, один из ее достойнейших общественных деятелей, многие годы потрудившийся на пользу городского общества безвозмездным служением ему до последнего дня своей жизни».[15]
Петр Владимирович предложил поставить на видном месте в соборе икону святого Емельяна, ангела усопшего. На бронзовой доске сделать соответствующую надпись. За такое решение проголосовали единогласно.
Покойному оказали все возможные почести. Гласные думы присутствовали на панихиде, а затем и отпевании, которое прошло в храме Святой Троицы. Литургию и отпевание провел преосвященный Герасим, епископ Самарский и Ставропольский при пении двух хоров: Соборного и Спасо-Преображенского…
Строительство собора продолжил Антон Николаевич Шихобалов. В 1895 году Антон Николаевич известил городскую управу, что желает учредить в здании пожертвованной им городу богадельни и странно-приимного дома «… ежедневное, на вечные времена чтение псалтыри об упокоении усопших родителей моих Николая и Ксении, братьев Михея, Емельяна и Матвея, супруги моей Елизаветы и сына Петра и других моих сродников, кои будут указаны в особом поминальнике, а также служение панихид в церковные родительские дни». ([16]) Чтобы город мог выполнить его пожелание, он внес на вечные времена в Самарский общественный банк 10 тысяч рублей. Проценты с них должны идти на вознаграждение чтецов и чтиц, священнослужителям за совершение панихид, на свечи, ладан и масло для неугасимой лампады. Великий октябрь все изменил. Неугасаемую лампаду погасили, собор разрушили. На его месте давно стоит Дворец культуры имени В.В. Куйбышева. Впрочем, он больше известен как областной театр оперы и балета. Недавно на площадке перед ним появился крест. Наверное, в знак того, что здесь когда-то стоял кафедральный собор Самары. Никакой поясняющей надписи нет. Поэтому появление креста на площади у большинства горожан и гостей вызывает недоумение.Поминая добрым словом Емельяна Николаевича Шихобалова, городской голова Петр Владимирович Алабин мечтательно говорил: «Пройдут века и грандиозным памятником высоких чувств, одушевляющих наше городское общество, будет красоваться величественное здание нашего соборного храма. Желательно, чтобы будущее поколение в этом храме находили видимое свидетельство того, что общество наше умело ценить своих граждан, посвятивших ему свой многолетний труд и деятельность». ([17]) Давайте учиться этому заново. --- Валек
| | |
MARIRМарина Россия Сообщений: 2127 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2550 | Наверх ##
10 июля 2009 23:57 11 июля 2009 0:14 ВалекВаля, доброй ночи! Да, Юрий потрудился неплохо. Но именно имена погребенных и есть главное, в теме о кладбищах. Интересно, что здесь все становятся на равных... ФОНД 43 Самарский удельный округ, состоит из 20 описей. Полный их список я переписать не успела - увидела, что мне нужна Опись 1 и сразу в неё вцепилась. Но другие описи больше по хозяйственной части... Там довольно много названий сел, есть информация о церквах и раскольниках. И очень много документов о рекрутах. Причем, система совершенно непонятная - уходили в рекруты за кого-то и даже за целую семью, продавали какие-то рекрутовские квитанции (кто кому платил - неясно), кем-то составлялись целые списки рекрутов и пр. Хотя, если в семье были служилые - то с эти лучше разобраться, информация интересная и богатая. Даже жаль, что не смогу на неё отвлечься Валя, я себе выписала, какие "свои" села Вы перечисляли по Ставропольскому уезду. Он там тоже фигурирует, но пока я просмотрела очень мало страниц Описи 1, чтобы на что-то набрести стоящее. Марина. В свое время о Шихобаловых много писали, но как-то сейчас интерес несколько спал. Хотя огромное количество архивных документов оказалось неизученными. Даже на мой, беглый взгляд в ФОНДЕ 153 "Самарская городская управа" - документов о них, как о благотворителях великое множество. После упразднения Покровского кладбища, они заботились о саде, разбитом на его месте, строили там больницу для неимущих, школу для бедных... Кстати, купцов в Самаре было много, но благотворителей такого размаха - немного! --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
MARIRМарина Россия Сообщений: 2127 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2550 | Наверх ##
11 июля 2009 0:04 11 июля 2009 0:07 ГЕРОдотОлег, привет! Догадываюсь, какое дополнение "по факту расправы над Венцеком" ты хочешь сделать. Оно находится по адресу: г. Самара, ул. Венцека, дом №48. http://wiki.edc.samara.ru/inde...oldid=1780См. КАРТУ Сейчас уже поздно, а завтра я в этом же окошке набью материал об этом "факте расправы" из книги "Куйбышеская область" за 1967 г. Кстати, там найдется ответ и о братских могилах бело- и красно- гвардейцев в г. Самаре... Марина. --- Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, ... или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. ©Рэй_Брэдбери | | |
|