| Кто умер, но не забыт - тот бессмертен (Лао-Цзы)
Просьба в разделе новые темы на несколько сообщений – НЕ СОЗДАВАТЬ! Пишите в существующих.
Фотографии ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! максимально подписываем из имеющейся информации (ФИО, надписи на обратной стороне, полный адрес и т.п.), и к сообщению прикрепляем через функцию «ВЫБРАТЬ файл» или «МЕНЕДЖЕР загрузки». Просьба через сторонние сервисы не прикреплять, если Вы хотите сохранить свое фото на нашем форуме. |
"НЕКРОПОЛИСТИКА"
историко-генеалогическая (биографическая) дисциплина, специфика раздела, термины и понятия используемые в некрополистике
ЮрийАлекс-41фрегат  Сообщений: 963 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 624 | Наверх ##
16 октября 2009 2:57 25 октября 2009 14:54Раздел "Некрополистика" НЕКРОПОЛИСТИКА - историко-генеалогическая (биографическая) дисциплина. Имеет теоретико-методологический и прикладной разделы, перспективна. Основные письменные источники по некрополистике: а) рукописные ( метрические и кладбищенские книги, синодики, завещания и т. п.); б) печатные (некрологи, надгробные слова и т. п.); в) эпитафические (оригинальные тексты на погребальных сооружениях, кенотафах и памятных досках). Важнейшие научные направления некрополистики - погребения исторических деятелей и исторические погребальные комплексы (просопографические, археологические, историко-архитектурные и искуствоведческие исследования). По некрополистике имеются богатейшие материалы: источники, книги, internet-сайты. РЕДКОЕ ФОТОhttp://www.ethnomuseum.ru/section343/1489/2497.htmДеревянный столб с крестом на монастырском кладбище. Карелы. Олонецкая губ., Повенецкий у., с.Данилово. ХIX век
 --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41фрегат  Сообщений: 963 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 624 | Наверх ##
17 октября 2009 22:23 МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
БСЭ Метрические книги, в дореволюционной России реестры, в которых регистрировались акты гражданского состояния. После Октябрьской революции 1917 Метрические книги велись до принятия в 1918 Кодекса законов об актах гражданского состояния. В СССР записи о браке, рождении, смерти совершаются в актовых (реестровых) книгах в органах ЗАГСа.
Акты гражданского состояния, регистрация и учёт фактов рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии. С регистрацией А. г. с. закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, имеющих существенное значение. Например, установленные законом права и обязанности супругов возникают только после регистрации брака в предусмотренном законом порядке.
В СССР актовые записи введены декретом СНК от 18 декабря 1917, этим же декретом созданы органы загса. Актовые записи осуществляются в городах и районных центрах городскими (районными) бюро записей А. г. с. (ЗАГС), состоящими в ведении местных Советов депутатов трудящихся, а в сельских местностях и рабочих посёлках — сельскими и поселковыми Советами. Записи производятся по заявлению заинтересованных лиц, а в некоторых случаях — с разрешения соответствующих органов (например, при изменении фамилии или имени — с разрешения загсов исполкомов краевых или областных Советов). Некоторые записи производятся только по предварительному решению органов государства (например, об усыновлении — по решению органов опеки и попечительства). Записи А. г. с. заносятся в реестровые книги, а гражданам выдаются соответствующие документы по установленной форме (свидетельства о браке, о рождении и т. п.). Все записи производятся бесплатно (за исключением актов о регистрации брака, развода и перемене фамилии и имени). Для некоторых записей А. г. с. законом предусмотрены обязательные сроки: для записей рождений — не позднее 2 месяцев со дня рождения ребёнка, смерти — не позднее 3 суток после наступления смерти, а при насильственной смерти, самоубийстве, смерти от несчастного случая, а также обнаружении трупа — не позднее 24 часов. Исправление ошибок и внесение изменений в записи А. г. с. допускается по решению вышестоящих органов загса при отсутствии спора по этому вопросу; в противном случае решение вопроса возможно лишь в судебном порядке.
В дореволюционной России все записи А. г. с. осуществлялись в церковном порядке. Впервые такие записи были введены в 1722, когда Петр I установил обязательную регистрацию рождений у православного населения. Для лиц неправославного вероисповедания запись рождений была введена позднее (для лютеран — в 1832, для католиков — в 1826, магометан — в 1828, евреев — в 1835, старообрядцев — в 1874).
В социалистических странах регистрация А. г. с. производится в учреждениях записи А. г. с. (бюро в ПНР, службы в НРБ и т. п.), состоящих в ведении местных органов власти. В капиталистических странах А. г. с. регистрируются — в зависимости от вида акта — в муниципалитете (например, рождения) или полицейском учреждении (например, смерть). Регистрация брака производится либо в церковных учреждениях (Испания, Греция, Португалия), либо в муниципалитетах (Франция, ФРГ), либо даже у судьи (отдельные штаты США). --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41фрегат  Сообщений: 963 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 624 | Наверх ##
17 октября 2009 22:38 17 октября 2009 22:42 КНИГА ЗАПИСИ УМЕРШИХКнига записи умерших - https://forum.vgd.ru/132/10167/документ учета гражданского состояния. Факты смерти граждан России регистрировались в III части метрических книг или в отдельных книгах у евреев и мусульман, а в полковых церквях эта обязанность была возложена на полковых священников. Кроме метрических книг, книги записи умерших велись в больницах, родильных приютах и воспитательных домах и содержали те же сведения, что и записи об умерших в метрических книгах. --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ЮрийАлекс-41фрегат  Сообщений: 963 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 624 | Наверх ##
17 октября 2009 22:41 18 октября 2009 3:36 СИНОДИКСинодики (помянники) (позднегреческое, единственное число synodikón), 1) название особой церковной службы, составленной в Византии в память победы православной церкви над иконоборчеством в 843. Служба отправлялась один раз в год. Во время неё провозглашалась «вечная память» ревнителям православной церкви и предавались анафеме (проклятию) её враги. 2) Название списков умерших, которые подаются в церковь для поминания. Синодики бывают родовые, церковные, монастырские и др. (см. также « Синодик опальных Грозного»), являются важным историческим источником. 3) В России 2-й половины 17-18 вв. - литературный памятник, в который входили византийские и русские сказания, а также переводные повести из " Великого Зерцала"(с 18 в.). « Синодик опальных Грозного», составлен в 1582-83 по указу IV Васильевича">Ивана IV Васильевича Грозного с целью поминания в монастырях людей, казнённых в годы его правления. (В ««Синодик опальных Грозного»» входит лишь часть убитых опричниками, точное же число жертв террора неизвестно.) ««Синодик опальных Грозного»» включает подробные списки лиц, казнённых по делу о заговоре князя В. А. Старицкого в 1567-71 (примерно 3200 человек из 3300, записанных в ««Синодик опальных Грозного»»), а также списки казнённых в 1564-65 и 1571-75. ««Синодик опальных Грозного»» является одним из основных источников по истории опричнины. « Великое Зерцало», сборник средневековых нравоучительных рассказов; впервые переведён в сокращённом виде с польского на русский язык в Москве в 1677. Дополнен русской повестью о Тимофее Владимирском. Польский оригинал сборника является переводом с латинского сборника 1605. ««Великое Зерцало»» вобрало материал житийной и апокрифическо-легендарной литературы, а также светской литературы - повествовательной и анекдотической, восточно-византийской и западноевропейской происхождения. Темы ««Великое Зерцало»» отразились в лубочных картинках, духовных стихах, легендах, в «Синодике». Это интересно...Загадка ишимского помянника http://ershov.ishimkultura.ru/events.php?id=56
 --- Предки - Абрамовы и Кузенковы. Пензенская губ. Мокшанский уезд д. Маровка (ныне Пензанская обл. Иссинский р-н с. Маровка); Ставропольская губерния. | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 812 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 695 | Наверх ##
7 ноября 2009 21:50 7 ноября 2009 21:52 Кладбище, территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами и др., а также административными и санитарными нормами, устанавливаемыми органами власти.
Группы захоронений, относящихся к времени первобытнообщинного и раннефеодального обществ, принято называть могильниками. К. античного мира, древних Востока, Средиземноморья и Причерноморья обычно называют некрополями. В России сельские К. называют погостами. Места захоронений выдающихся людей иногда называют пантеонами. В ряде случаев установленные на К. гробницы и надгробия имеют художественную, а надписи на них (эпитафии) историческую ценность.
В России К. создавались при монастырях, городских и сельских церквах. Покойников хоронили при каждой приходской церкви. Так, в Москве в конце 17 в. было более 300 мест погребения. Для иностранцев существовало особое «немецкое» К. Усыпальницей московских князей и русских царей служил Архангельский собор Московского Кремля, русских императоров — Петропавловский собор в Петербурге, высших иерархов русской православной церкви — Успенский собор Московского Кремля. В октябре 1723 император Петр I издал указ, запрещавший захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но указ этот почти не выполнялся. В 1758 открылось первое в Москве городское К. — Лазаревское. В связи с эпидемией чумы Сенат указом от 24 марта 1771 предписал хоронить умерших от чумы в Москве в особых загородных местах, а прочих — в отдалённых от центра города монастырях и церквах. Затем указом от 1 ноября 1771 Сенат запретил по всем городам захоронения при церквах и потребовал создать К. за городской чертой. Эпидемия 1771 привела к появлению в Москве новых К. — Преображенского и Рогожского, ставших своеобразными центрами старообрядческих (раскольничьих) религиозных общин. В начале 70-х гг. 18 в. в Москве были основаны городские К. — Ваганьковское, Даниловское, Калитниковское и др. Традиционными местами погребения московской аристократии стали К. при монастырях — Андрониковом, Даниловском, Донском, Новодевичьем. Постепенно К. в городах приобретают архитектурно-планировочную организацию.
В 18—19 вв. появляются К. военные, морские, тюремные (за стенами Шлиссельбургской крепости, т. н. раскольничье К. за стенами Соловецкого монастыря), инфекционные и др. В 19—начале 20 вв. в России в связи с ростом населения и территории городов увеличивалось число К. Многие К., образованные в конце 18—начале 19 вв. за городом, оказались в черте города. Некоторые старые К. закрывались или переносились на др. места. Связь государства с церковью, существование официальной господствующей религии — православия —определяли существование К. по религиозно-национальному признаку («армянские», «еврейские», «иноверческие», «лютеранские», «мусульманские», «римско-католические», «татарские» и т.д.).
Ещё в дореволюционное время в крупнейших городах России ряд К. превращается в своеобразные национально-исторические памятники. В создании надгробий и памятников на К. участвовали виднейшие скульпторы — Ж. А. Гудон, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, П. П. Трубецкой и др.; в советское время — С. Д. Меркуров, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, Г. А. Йокубонис и др.
После Октябрьской революции 1917 декреты Советской власти об отделении церкви от государства, о свободе вероисповеданий превратили К. из религиозного учреждения в гражданское, светское. На смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Изменяется вид надгробий, на которых появляется советская эмблематика (пятиконечные звезды, серп и молот и т.д.) Эпитафии утрачивают религиозное содержание. Рост современных городов и их социалистическая реконструкция вызывают необходимость в закрытии и частичной ликвидации старых К. Новые К. сооружаются с учетом современных санитарно-технических требований. Например, по действующим в СССР основным правилам, К. располагаются на расстоянии не менее 300 м от жилых и общественных зданий. Участок под К. отводят из расчёта 1,2 га на каждые 10 тыс. жителей. К. должны иметь зелёные насаждения, составляющие не менее 20% всей их площади. Соблюдение существующих санитарных правил обеспечивает нормальное обезвреживание и минерализацию трупов и исключает возможность превращения К. в источники эпидемий или инфекционных болезней.
Захоронения участников военных действий и революционных событий производились зачастую в братских могилах вне К., иногда с особыми почестями в центре городов; таким образом возникли своеобразные мемориалы (Марсово поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве и т.д.).
После Великой Отечественной войны 1941—45 в СССР созданы мемориалы на К., где захоронены лица, погибшие во время военных действий, блокады и т.п. (Пискарёвское кладбище в Ленинграде, Парк Славы в Калининграде, Холм Славы во Львове).
В 20 в. К. начинают частично использоваться как места захоронения или хранения урн с прахом. См. также ст. Мемориальные сооружения.
В СССР наиболее известные К.: в Москве — Новодевичье кладбище Донского монастыря, Введенские горы, Ваганьковское, Преображенское; Ленинграде — Александро-Невской лавры (ныне Музей городской скульптуры), Волкове (Литераторские мостки), Смолянское; Киеве — Байково; Риге — Братское и Райниса; Тбилиси — Пантеон на Мтацминде; Львове — Лычаковское; Вильнюсе — Воинское; Таллине — Метсакальмисту (Лесное К.).
Наиболее известные зарубежные К. — Хайгетское в Лондоне, на котором похоронен К. Маркс; Пер-Лашез в Париже; Арлингтонское в Вашингтоне; Кампосанто в Пизе и Генуе и др.
Лит.: Розанов Н. П., О московских городских кладбищах, М., 1868: Остроухов В., Московское Лазарево кладбище, М., 1893: Историческая справка о петербургских кладбищах, СПБ, 1896; Шамурин Ю., Московские кладбища, в кн.: Москва в её прошлом и настоящем, в. 8, [М.,1911]; Шамурина З. И., Великие могилы, там же, в. 10, [М., 1911]; Соболевский Н., Скульптурные памятники и монументы в Москве, гл. 4, Мемориалы и надгробия, М., 1947; Тбилисский пантеон на Мтацминда. (Путеводитель), Тб., 1956; Энаколопашвили И. К., Дидубийский пантеон, Тб., 1957; Геродник Г., О Парках добрых воспоминаний, Тал., 1970; Белявский М. Т., Память нужна живым, «История СССР», 1972, № 3: Grab und Friedhof der Gegenwart, hrsg. von S. Hirzel, Münch., 1927: Auzelle R., Derniers demeures, P., [1965].
В. И. Канатов. | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 812 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 695 | Наверх ##
7 ноября 2009 21:51 7 ноября 2009 21:57 Погребение, похороны, обычаи, связанные с различными способами захоронения покойников и выражающие отношение людей к умершим и к смерти. Мертвецов хоронили в ямах и пещерах уже в среднем палеолите. Это была известная форма заботы об умершем, связанная с зарождением религиозных представлений. Со временем вера в загробную жизнь породила в первобытном обществе двойственное отношение к умершему: с одной стороны, заботясь о нём, его украшали, одевали в особый костюм, оставляли ему пищу, орудия труда, оружие, иногда и средства передвижения (сани, лодку и т.п.); с другой стороны, опасаясь покойника, старались его обезвредить и помешать его возвращению — труп иногда связывали в скорченном положении, выносили из жилища через специально сделанное отверстие и т.п. Кроме наиболее распространённого захоронения в землю, с эпохи бронзы известно сожжение трупов. У европейских народов после сожжения покойника прах погребался в землю; у некоторых народов Средней Азии — помещался в миниатюрные гробики — оссуарии, устанавливавшиеся в особых помещениях — наусах. Индуисты и ныне сжигают трупы на кострах, а прах бросают в воду. Некоторые народы (например, в Океании) клали умершего в лодку и спускали её на воду. Австралийцы, североамериканские индейцы, некоторые народы Сибири оставляли труп на воздухе (на деревьях, помостах). Парсы оставляют трупы в особых башнях на съедение птицам. С распадом первобытнообщинного строя обряды П. резко дифференцировались: для племенных вождей, князей и шаманов, а позже жрецов и царей был выработан сложный ритуал; культ предков перерос в культ умерших царей и высшего жречества. Вера в то, что душа будет существовать пока сохраняется тело, породила обычаи консервации трупа (например, мумификация у древних египтян и инков), а также создания портретных изображений — масок погребальных, надгробных фигур и т.п. В честь умерших на могилах насыпали искусств. холмы — курганы, возводили пирамиды, строили заупокойные храмы, часовни. Для умилостивления духа умершего властителя ему приносили жертвы: убивали рабов и жён, закалывали скот, коней (у скифов, древних славян и др.). Над могилой устраивали пиршества и игры (см. Поминки). У современных народов распространены как захоронение в землю, так и сожжение трупов (см. Кремация).
А. Л. Монгайт.
| | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 812 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 695 | Наверх ##
7 ноября 2009 21:54 Оссуарий (позднелат. ossuarium, от лат. os, род. падеж ossis — кость), вместилище для захоронения костей покойников. В русской археологической литературе О. назывались преимущественно керамические, алебастровые и каменные ящички, в которых среднеазиатские зороастрийцы (см. Зороастризм) хоронили кости покойных. Найденные в Хорезме древнейшие О. (появились в конце 1-го тыс. до н. э.) имеют форму статуй и изображают обожествленных умерших. О. служили объектом поклонения в культе предков, особенно характерном для среднеазиатского варианта зороастризма. В 5—8 вв. О. были широко распространены в Средней Азии; иногда они воспроизводят форму погребальных построек, украшены рельефами. На поздних хорезмийских О. встречаются многоцветные росписи и надписи, в которых О. называют «тапанкук».
Лит.: Рапопорт Ю. А., Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии), М., 1971. | | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 812 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 695 | Наверх ##
7 ноября 2009 21:54 Наус, в трудах средневековых арабоязычных авторов — название немусульманских погребальных построек. Н. были распространены в древности и в средние века у некоторых народов Средней и Передней Азии, религия которых запрещала погребение умерших в земле. В русской и советской востоковедческой и археологической литературе Н. принято называть склепы, которые зороастрийцы сооружали из глины, саманного кирпича или камня для хранения оссуариев или для наземных захоронений.
Лит.: Борисов А. Я., О значении слова «наус», «Тр. Отдела Востока Гос. Эрмитажа», 1940, т. 3; Ставиский Б. Я., Большаков О. Г., Мончадская Е. А., Пянджнкентский некрополь, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 37, М. — Л., 1953; Рапопорт Ю. А., Из истории религии древнего Хорезма, М., 1971 (Тр. Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 6).
| | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 812 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 695 | Наверх ##
7 ноября 2009 21:56 Поминки, обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; встречается у большинства народов. Во время П. на могилы возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу. В обряды, сопровождавшие П., входили также траурные процессии, оплакивание, а на могилах мужчин — состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян и др. народов). В христианском культе П. устраивают в определённые дни, установленные церковью.
| | |
ГЕРОдотОлег  СамаРа, область Сообщений: 812 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 695 | Наверх ##
7 ноября 2009 21:58 Кремация (от лат. crematio — сжигание), сжигание трупов в особых печах, один из видов похорон. Возникновение трупосожжения относится ко времени позднего неолита и ранней бронзы. Сожжение трупов на кострах было распространено у греков, римлян и некоторых др. древних народов; его применяли и древние славяне. Издавна трупосожжение применяется в Японии, а также в Индии и др. странах Юго-Восточной Азии, преимущественно там, где исповедуются буддизм и индуизм. С распространением христианства, особенно в европейских странах, где оно стало господствующей религией, сожжение трупов было запрещено, поскольку христианство считало его языческим способом погребения, противоречащим христианскому учению о «загробной жизни», «воскресении из мёртвых». Лишь во 2-й половине 19 в. в европейских странах вновь начали сжигать трупы. Были сконструированы специальные печи для К., в которых сжигание происходило в струе раскалённого (до 1000 °С) воздуха, и построены первые крематории (Милан, 1876; Лондон, 1885; Стокгольм, 1887, и др.), были установлены требования, которым должна отвечать К. Преимущество К. перед др, способами погребения заключается в полном и быстром (1—1,5 ч) уничтожении органических веществ трупа в строго гигиенических условиях. В СССР К. санкционирована декретом СНК РСФСР от 7 декабря 1918. Начиная с 20—30-х гг. 20 в. К. получила значительное распространение во многих странах. Прах после К. помещают в урну (см. Урна погребальная) и хранят в колумбариях или хоронят в земле.
Крематорий (новолат. crematorium, от лат. cremo — сжигаю), особо оборудованное здание, предназначенное для сжигания (кремации) умерших. Первый К. был открыт в Милане в 1876. В современном К. размещаются кремационные печи, траурный зал для погребальных обрядов и др. помещения. На участке, окружающем К., обычно резервируется площадь для захоронения урн и строятся колумбарии. В СССР первый К. был открыт в Москве в октябре 1927. | | |
|