Образование в Кромском уезде
Земские школы, министерское училище
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:06 СОСТОЯНИЕ ШКОЛ КРОМСКОГО УЕЗДА В 1876 Г.
Несмотря на то, что большая часть учебных заведений в уезде начала появляться с 1875 г., практически сразу обнаружились проблемы, вызванные поспешным строительством и нехваткой учителей. Нашему вниманию доступны отчет членов училищного совета от земства и доклад ревизионной комиссии за 1876 г., с которыми и предлагаю познакомиться. Документы написаны 145 лет назад, а проблемы в современной действительности во многом остались все те же:
"Пособие от земства получили училища: Воронецкое, Муравльское, Апальковское, Мухановское, Козмодемьянское, Гостомольское, Гнилецкое, Плосковское, Гуторовское, Трасненское, Черкасское, Красниковское, Сосковсское, Кировское, Высокинское, и Коровье-болотовское (последнее открыто в этом отчетном году).
В материальном отношении положение Воронецкой, Красниковской и Гостомльской школы улучшилось, так как земство построило для этих школ вполне удобные помещения. В нынешнем году окончил курс в Карачевской учительской гимназии стипендиат земства Вознесенский, который определен учителем в Черкасское училище, а другой стипендиат Случевский, не окончив курса, выдержал экзамен на учителя в Кромском уездном училище и также определен в Высокинскую школу. В произведенном в нынешнем году публичном испытании 22 мальчика сдали экзамен и получили льготу по образованию. Первое место по успехам в нынешнем году заняла школа Черкасская, затем Гостомльская, Рождественская, Красниковская, Гуторвская, Воронецкакя, Мухановская и Трасненская. В двух школах: Плосковской и Козмодемьянской ученики не сдали экзамена.
Замечено, что помощник законоучителей и некоторые лица из духовного звания не оправдали надежд, возлагаемых на них училищным советом в деле народного образования.
Успехи женской школы, что было видно из экзамена в текущем году, заметно увеличились. Желающих поступить очень много. Это служит хорошим доказательством своевременности этого учреждения и умения вести школьное дело. Так как дом для школы отделан, то ее перевод в новое здание дает возможность учиться и тем девочкам, которым по тесноте помещения приходится отказывать.
Для дальнейшего улучшения народного образования в уезде необходимо:
1) Устройство, по возможности, более удобных помещений для школ за счет земства, так как крестьяне вряд ли в состоянии устроить школы.
2) Приглашение еще учителей и учительниц.
3) Чтобы приглашение учителей имело успех, необходимо увеличить их содержание от 200 до 300 р. в год.
Для придания институту учителей большей жизненности, необходим, хотя бы раз в год учительский съезд под руководством инспектора народных школ и устройство при земской управе небольшой педагогической библиотеки.
Ревизионной комиссией школы, за исключением Воронецкой, найдены вполне удовлетворительными. Воронецкая, по мнению комиссии не может пока исполнять своего назначения. В ней следует сделать следующие переделки: в крайних комнатах поставить по железной печке, а существующие печи, сделанные из кирпича не годятся, во-первых, потому что они сделаны из кирпича, а не из кафеля. По взлому полов, сделанному комиссией, оказалось под пол мало насыпано земли, потолки ни чем не насыпаны. Кроме того, вблизи самой школы стоит хата, крытая соломой, принадлежащая бывшей дворовой женщине Воронецкой экономии, которую следовало бы перенести, из-за возможного от нее пожара. Земской управе необходимо переговорить с владелицей хаты, — предложить ей вознаграждение за перенос ее на другое какое-нибудь место.
Кромское женское училище, сделано во всех отношениях как образцовое здание и вероятно далеко превосходит ту сумму, которая назначена по смете земским собранием, за что мы должны быть благодарны подрядчику, нашему гласному, З.Я. Лапшину". --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:06 СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ К 1872 Г.
Школы помещались в удобных домах или собственных, или наемных; классной мебели было достаточно, учебных пособий и учеников тоже; в наставники избирались лица из священнослужителей или из воспитанников духовной семинарии. Неоднократно училища осматривались или чиновниками от палаты государственных имуществ, или от министерства народного просвещения, учение продолжалось с сентября по июль. Но какую пользу принесли эти школы крестьянам? Можно только сказать, что несмотря на достаточную организацию училищ, школы не принесли той пользы, какой правительство ожидало от них, они мало повлияли на улучшение крестьянского быта и на умственное развитие народа. Причина этого неутешительного явления заключалась в недостаточной подготовке наставников к их специальной профессии и в отсутствии у школьных ревизоров знаний в области педагогики и дидактики. Учение в школах большей частью шло без определенных педагогических методов, — механически: на умственное развитие детей мало обращалось внимание, так как было мало опыта в организации учебного процесса. Главной заботой со стороны наставников было научить бегло читать по книге, о понимании же прочитанного мало думали; по арифметике заботились более о том, чтобы уметь производить арифметические действия над отвлеченными, большими числами. Однако не предпринимались действия, чтобы крестьянские дети могли решать задачи, встречающиеся в их обыденной жизни, тренировка устного счета также не применялась. По закону Божьему успехи учащихся тоже были слабы: законоучителя на своих уроках не беседовали с учениками, как отцы с детьми, а заставляли дословно учить и священную историю, и катехизис, и учение о богослужении. Это приводило к тому, что дети уча молитвы, рассказывая события из священной истории, не проникались духом христианского учения и такое преподавание закона Божьего, столь важного предмета, не имело влияния на развитие религиозно-нравственного чувства в детях. Преподавание в училищах не дало толчка и не указало способа к дальнейшему самообразованию детей за пределами училища. После уроков дети быстро забывали то, чему учились и часто по уровню знаний дети посещающие школы не отличались от детей, не ходивших в школу. Но крестьянам было не чуждо желание учиться, у них же сложилось мудрое изречение: ученье — свет, а неученье — тьма; не хочется им быть темными людьми. Это касалось и государственных и временнообязанных крестьян. Но у последних школы находились в жалком положении: обучение шло в крестьянских избах, в которых вместе с школьниками помещались и хозяева избы, и их скот. У временнообязанных крестьян кроме псалтыря, часослова, сказок лубочной печати, никаких других учебных пособий не было. И бедные дети по всему этому учились целыми днями , почти без отдыха и ничему не научились, кроме бессмысленного чтения псалтыря, после трехлетнего мучительного труда. Школы , предоставленные в распоряжение сельских обществ, с самыми незначительными средствами содержания, с 1868 по 1871 г. более и более приходили в упадок. И само число этих школ подвергалось произвольному колебанию: в 1868 г. их было 38, в 1869 г. — 25, в 1870 г. — 38, а в сентябре 1871 г., когда собрали более точные сведения о положении школ, их оказалось только 29. Очевидно, что или школы закрывались, или их считали больше на бумаге, а само число учащихся было фиктивное. В 1872 г. получили пособие от земств 14 школ — деньги на жалование учителям и книги, 8 школ — только учебные пособия и книги, остальные ничего не получили. В 1871-1872 г. всего было 29 школ, в них 46 работников, 1501 учащийся (1481 мальчика и 20 девочек). --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:07 О СОСТОЯНИИ НАРОДНЫХ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1873-1874 ГГ.
В течение 1873-1874 учебного года 16 школ пользовались субсидией от земства. Все эти школы устроены были при волостях и носили название волостных школ, так как содержались за счет средств всей волости. Учебные заведения были инспектированы протоиереем отцом Иосифом Васильевым и бывшим штатным смотрителем г. Ильченко. Были посещены школы: Черкасская, Плосковская, Гуторовская, Космодемьяновская, Воронецкая, Бырдиных, Тросенская, Добрынская и Кутафинская. Они были осмотрены во всей подробности и ученики были подвергнуты экзаменам пред поступлением каникулярного времени. На основании произведенной инспекции можно придти к следующему заключению: лучших школ в уезде три, а именно: Бырдиных, черкасская и Добрынская, успехи учеников в последних весьма удовлетворительны, в особенности в школе Бырдиных, которая отличается от прочих по высшему уровню умственного развития учеников. Остальные же школы следует отнести к разряду посредственных и слабых. Из посредственных школ лучшей должна считаться Гуторовская, но в ней не заметно движение вперед. Уже несколько лет эта школа в одном и том же положении. Познания учеников там весьма неплохи в Законе Божьем, в остальных предметах слабые. Худшей школой во всем уезде следует назвать Плосковскую, где ученики лишены самых элементарных знаний. Причина эта заключается в наставнике, обращавшим, как видно, мало внимания на свое дело. В Космодемьяновском училище заметен прогресс к лучшему, и это также надо приписать новому наставнику, который отсился к своим обязанностям с любовью и должным усердием. Тросенская школа обещает также улучшиться, что можно ожидать и от Кутафинской. Остальные же весьма слабы и на дело их улучшения будет обращено самое строгое внимание со стороны училищного совета. Вследствие принятия нового устава о начальных народных училищах ожидается благотворное влияние на успехи школьного дела, если члены нового училищного совета отнесутся у своим обязанностям с должным вниманием. В течение минувшего учебного года были назначаемы ежемесячно заседания совета, но на них присутствовало лишь половина членов совета. Главной причиной неудовлетворительного состояния многих школ можно считать недостаток надзора за ними. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:07 С появлением земств в сельской местности стало активно развиваться образование, однако процесс распространения просвещения был длительным и с первых лет работы земских учреждений стало понятно, что многие трудности в этой сфере искоренить не так-то просто. Чтобы понять, с какими сложностями сталкивались земства, обратимся к источнику:
О РЕОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ. ЧАСТЬ I. Каждое время, как известно, имеет свои задачи, и таковой в наше время является народное образование. На вопрос этот в Кромском уезде до сих пор обращали мало внимания, хотя великое общественное значение его признавалась всеми гласными Кромского уезда. 6 лет прошло с тех пор, как земство приняло участие в народном образовании уезда. Спрашивается, чего же недоставало нашему школьному делу для того, чтобы оно, крепчая постепенно, приобрело желанную силу и принесло видимый результат? Разумная же и правильная организация школьного дела возможна только в том случае, когда ясно определена задача народной школы. До сих пор в Кромском уезде не имелось правильной организации, велось почти без всякой системы и шло нередко в разрез с местными условиями, сами же школьные помещения не представляли никаких удобств для учебных занятий. Большая часть из них помещалась при волостных правлениях и обыкновенно имела такой вид: низенькие потолки, маленькие окна, пропускающие слабый свет, громадная печь, занимавшая чуть ли не половину классной комнаты, грязные стены и страшная теснота. В волостных школах, из соседней комнаты часто приходится слышать разного рода разбирательства с крестьянами, неприличные выражения. Если к этому прибавить духоту от тесноты и отсутствии всякой вентиляции, недостаток мебели, так что детям, за неимением мест, приходится сидеть на полу, окнах и кровати учителя, который часто помещается в тех же комнатах; тесноту, от которой ученики с трудом всматриваются в книги и тетради, холод, от которого приходится дрожать, и чуть ли не постоянный угар от дурно устроенных печей, то еще нужно удивляться, как находились охотники посещать такие школы, а от тех, которые являлись, трудно даже и ожидать значительного успеха в обучении. В большинстве этих жалких школ и обучение было, гармонирующее обстановке. Из лиц, занимающих места учителей в школе были: Из местного духовенства — 2; Окончивших полный курс в духовных семинариях — 7; Учившихся в семинариях и окончивших курс в духовных уездных училищах — 6; Окончивших курс в уездном училище — 1; Нигде не окончивших курс — 15. Большая часть учителей, как можно видеть из приведенного состава, обладают весьма слабым умственным развитием, ничтожными научными сведениями и не имеют никакой педагогической подготовки, и только незначительная часть из окончивших полный курс семинарии и слушавших педагогические чтения на так называемых учительских курсах, читанных 3 года при Орловской губернской управе, имеет некоторые понятия о правильном ведении учебного дела. Чему же и какими способами могут научить детей в народной школе учителя, не имеющие и сами надлежащих сведений? Между тем, сельский учитель должен быть сведущим и образованным человеком, в противном случае, он может вести обучение только чисто механическим способом, не только не развивая и не расширяя детской мысли, а напротив, притупляя естественную способность, любознательность, живость и восприимчивость в ребенке. При неимении удовлетворительных учителей, школы наши не снабжены и в достаточном количестве и учебными пособиями: часто можно встретить, что в одной и той же школе некоторые ученики учатся по одним книжкам, другие - по другим, терпят недостаток в бумаге, перьях и прочих учебных пособиях; конечно, подобные школы не могут вести дальше простой полуграмотности и не только не служат рассадниками образования, но, напротив, наносят последним страшный вред, вселяя в крестьян, предубеждения относительно полезности просвещения. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:07 О РЕОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ. ЧАСТЬ II.
Некоторые земства обращались к правительству с ходатайствами о введении обязательности обучения для устранения неаккуратности посещения учениками школ, приносящей действительно большой вред успеху школьных занятий. На это правительство ответило, что обязать поголовно всех детей посещать столь безобразные школы, каковы в настоящее время земские, невозможно, и что прежде введения означенного принципа необходимо организовать правильно устроенные народные школы. В нерабочее время, когда погода стоит удовлетворительная, то и школы посещаются детьми исправно. Но вот наступают проливные дожди, земля растворяется, дороги портятся, ударит трескучий мороз или поднимется метель, и тогда сразу школа пустеет, ближайшие к училищу ученики еще приходят, но дальних нечего и ожидать. Если бы еще дети имели теплую одежду и хорошую обувь, а многие их них по бедности и зимой дома бегают босиком, в кое-каких зипунишках или напяливают отцовские сапоги и верхнюю одежду — вот, следовательно, главная причина отсутствия детей в школе, а не нежелание их учиться. Многие земства начали строить при школьных домах помещения для дальних учеников. В этих помещениях мальчики из дальних деревень, запасшись хлебом, проводят по целой неделе, возвращаясь домой только на праздники. Некоторые же из детей не посещают школу потому, что их родители по крайней бедности своей не могут содержать своих детей отдельно от семьи. В этих случаях некоторые земства выдают пособие родителям бедных детей мукой по ½ пуда в месяц на 1 ребенка и такими средствами сокращается значительная неаккуратность посещения учениками школы. Слабый состав учителей в наших школах зависит от скудности содержания, положенного преподавателям, которое составляет от 100 до 180 р. в год. Спрашивается, кто же из образованных людей решится при ужасающей обстановке наших школ, за столь ничтожное вознаграждение, посвятить себя столь трудному делу, как народное образование. Управа обращалась ко многим наиболее многочисленным сельским обществам, приглашая их принять добровольное участие в устройстве земских школ в их местности и получила согласие от 4 обществ в форме общественных приговоров.
Временнообязанные крестьяне села Красникова, сельца Разсоховца и д. Гунявки: Уступают из выгона с. Красникова ½ десятин земли под дом и огород. Дают на устройство дома 208 р. 50 коп., солому для крыши и подводы для перевозки материалов на 30 верст. Принимают на себя расход на содержание сторожа, ремонт, отопление и освещение дома.
Для Воронецкого училища: Граф Рибопьер разрешил отвести участок земли не менее одной десятины и отпустить лесной материал по усмотрению управляющего имением. Крестьяне дают на устройство дома 300 р., солому на крышу и подводы под перевозку материалов на 30-верстном расстоянии.
Принимают на себя расходы на ремонт, отопление и освещение училища крестьяне сельца Гостомля: Уступают выгона ½ десятины. Дают на устройство училища 180 р., солому на крыши, подводы для подвозки материалов на 30 верст. Принимают на себя расход на содержание сторожа, ремонт, отопление и освещение училища.
Соглашение с крестьянами с. Тросны о подобных пособиях последовало, но приговора крестьян еще не получено. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:07 О СОСТОЯНИИ НАРОДНЫХ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1875 Г.
В 1875 г. в ведении земства находились: 21 школа, 32 преподавателя, 1284 учеников и 114 учениц (на 4 школы больше, чем в 1873 г.). В смету расходов земства внесено на 1876 г. 8000 р., из которых определено выдать на пособие Кутафинскому обществу на устройство образцовой школы министерства народного просвещения — 1000 р., на отправку учителей в учительскую семинарию на учительские курсы — 300 р., а остальную сумму отправить на устройство школы и на учебные пособия. В этом году, в первый раз, 35 мальчиков окончили курс народной школы с правом на льготу по воинской повинности. Кроме женской школы, в этом же 1875 г., согласно постановлению собрания начаты постройки 3 сельских народных школ: Гостомльской, Воронецкой и Красниковской.
Гостомльская школа длиной 25 аршина и шириной 18 аршин, из которых классная комната длиной 20 аршин и шириной 9. Среди других помещений также были комната для учителя, кухня, передняя, библиотека. Вышина школы — 4 аршина, здание деревянное, крыто соломой под щетку с глиной, фундамент каменный. Постройка этой школы стоит 1804 р. 73 к., из которых 180 р. заплатили гостомльские крестьяне. Осенью 1875 г. постройка завершена и школа открыта.
Здание Воронецкой школы равной величины с Гостомльской, но расположение комнат и их размеры изменены. Воронецкая школа состоит из 2 классных комнат, из которых одна 16 аршин длиной и 9 аршин шириной, а другая 9 аршин длинной и 8 аршин шириной. Число и назначение прочих помещений такое же, как и в Гостомльской, лишь с некоторыми изменениями в размерах. Само здание деревянное, а крыша железная, окрашена, каменный фундамент, кроме того, заказ сарай для дров. Постройка Воронецкой школы обошлась в 2140 р. 51 к.
Красниковская школа устроена с тем же расположением и назначением помещений, как и Гостомльская, но размеры помещений меньше. Она имеет длины 19 аршин и ширины 13 аршин. высота одинаковая с Гостомльской. Строение деревянное с каменным фундаментом, крыто соломой под щетку с глиной. Школа открыта. Постройка Красниковской школы обошлась земству в 1026 р. 82 к., и кроме того крестьяне с. Красникова, д. Гунявки и Разсоховца внесли 208 р. 50 к. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:08 О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1877 И 1878 Г.
В 1877 г. внесено в смету на содержание школ 4500 р. Всего в уезде 21 земская школа, учащихся мальчиков 1663, девочек — 147. Окончили курс народных школ 27 мальчиков из школ: Воронецкой, Черкасской, Добрынской, Гуторовской, Высокинской. Кроме того, из Красниковской, Тросненской и Мухановской школ 9 мальчиков получили награды за успехи, но по малолетству, оставлены в школах еще на год. Успехи женской школы, выразившиеся на экзамене, оказались очень хорошие: 2 из окончивших курс получили свидетельства, а остальные 5, по своему желанию, остались в школе. Постоянное стремление детей в женскую школу доказывает своевременность учреждения училища и умение вести школьное дело. Из окончивших курс в женской школе в 1876 г., две ученицы, Орлова и Игнатова, приготовились, выдержали экзамен на звание учительниц народных школ и пожелали продолжать учение в учительской семинарии, на что собрание постановило выдавать им, по их прошению, по 150 р. в год с тем, чтобы по окончании курса, стипендиатки прослужили в земских школах столько лет, сколько пользовались стипендий.
В 1878 г. внесено в смету 5500 р. на содержание школ, которых было 21. Мальчиков и девочек в сельских школах — 1723, в женской школе девочек 142, число окончивших курс увеличивается. Доверие населения к школам начинает расти более и более. Дети, которых прежде загоняли в школу приказами, сами стали ходить в школу. Население само стало стремиться к устройству школ при пособии от земства, и таким образом, из года в год стали устраиваться новые школы. Сначала пособия от земства были очень большие — 2000 р. на школу (Воронецкая, Гостомльская), но потом они стали уменьшаться с принятием сельскими обществами большого расхода на устройство школ, так пособия были в размере 800-300 р. Так открылись новые школы: Кривчиковская, Алмазовская, Павловская, Коровье-Болотовская, Сосковская и Короськовская. Земством по-прежнему доставлялась необходимая мебель. В этом году был, впрочем, случай, что вследствие равнодушия сельского начальства и общества и ввиду непроизводительности затрат, пришлось закрыть школу в с. Плоском, переведя ее в с. Кривчиково. В Плоском школа была при волостном правлении, помещение было очень неудобно. Расход на содержание школы, отопление и освещение прежде принимало общество, затем оно отказалось от этих расходов. Сносного помещения для учителя не было и потому учителя менялись очень часто; вследствие всех этих неудобств, успехи Плосковской школы сравнительно с затратами земства были очень незначительны. Впоследствии, при устройстве помещения учителя, Плосковская школа снова стала получать пособие от земства и была открыта. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:08 О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1879-1881 Г.
В 1879 г. было определено земским собранием пособие на существующие школы — 5500 р., на устройство новых школ — 800 р. Школ в это время было 25. Лучший успех замечается в тех школах, где есть хорошие помещения для учеников и учителей; родители учащихся начинают интересоваться успехами своих детей. В этом году, при пособии земства, открыты 2 школы: в с. Павлове и Алмазове. Школы эти устроены довольно хорошо: классные комнаты большие и в обоих школах есть помещения для учителей. Население более и более приходит к сознанию в необходимости учения. Так, о пособии просят для школ: Коровье-Болотовской, Сосковской и Короськовской. Коровье-Болотовская школа до сих пор помещалась в 9-ти аршинной избе и так была переполнена детьми, что некоторым приходилось заниматься стоя. В Соскове школа помещается при волостном правлении, что очень неудобно как для волости, так и для школы. Для учителя там никакого помещения нет и ему пришлось отводить маленький угол школы. В Короськове школа помещается в небольшой избе, где бывает ужасная теснота и давка. В Красной Роще сельское общество, без пособия от земства, устроило школу, которая стоила 900 р. и просит от земства учителя и учебные пособия В 1880 г. на народное образование собранием ассигновано 6000 р. и на пособие устройств школ: Верхне-Боевской, Бельдяжской и Глинской. Кроме того, ассигновано единовременное пособие сыну псаломщика села Сомова, Попову, при поступлении его в Карачевскую учительскую семинарию — 120 р. В 1881 г. на содержание земских школ ассигновано 8000 р. и на пособие к устройству 3-х школ: Чернской, Мухановской, Короськовской — 800 р., на устройство центральной учительской библиотеки — 150 р. и на содержание 3 крестьянских мальчиков, окончивших курс в народных школах, пожелавших продолжать обучение в 2-х классной Колкской школе с тем, чтобы потом поступить на казенный счет в Карачевскую учительскую семинарию — 135 р. Школы, существующие при пособии от земства, удовлетворяют своему назначению, но некоторые из них тесны, холодны и без помещений для учителей. Эти неудобства частью устраняются, но совершенно устранить их на средства одних только местных обществ — нельзя, так как население очень бедно. К числу таких школ, ожидающих пособия от земства относятся: Тросенская, Мухановская, Высокинская, Кировская и Плосковская. Число окончивших курс ежегодно увеличивается, — в нынешнем году сдало экзамен 90 мальчиков. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:08 О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1882 Г.
В 1882 г. были выданы пособия на устройство Короськовской и Черкасской школы и исправлены помещения с добавлением новой мебели в Апальковской, Коровье-Болотовской, Плосковской, Сосковской, Красниковской школах. Желание населения устраивать школы, при пособии от земства, постоянно увеличивается. Так, Жерновецкое общество устроило школу, которая обошлась ему в 1100 р. и земство дало на нее пособия 350 р., Чернскому обществу — 150 р. Хмелевскому, Толмачевскому и Глинскому обществам собрание ассигновало в пособие на жалованье учителям и на учебные пособия — 750 . Кроме того на содержание 5 мальчиков в Колкской школе земство выделило 225 р. Помещения большей части школ довольно хороши; общий ход школьного дела в уезде найден в этом году вполне удовлетворительным. Учителя и учительницы, проникнутые сознанием своих обязанностей, ведут дело вполне добросовестно и если есть небольшие исключения, то их только незначительное число и притом можно надеяться, что и они увлекутся общим движением честно послужить народной школе. Доверие населения к школам растет год от году, а это есть лучшая оценка школьного дела. Преимущественным правом на пособие со стороны земства должны пользоваться те общества, которые устраивают школу за свой чет, но лишь тогда, когда земское собрание признает школьное помещение соответствующим своей цели, при этом страхование вновь открываемых училищных зданий должно производиться за счет земских обществ. При устройстве школ, которые будут приняты в ведение земства, со стороны последнего выдается необходимая классная мебель и затем дальнейший ремонт этой мебели и самой школы лежит на том сельском обществе, которое приняло участие в устройстве школ. И затем это общество обязывается в точности исполнять все требования земства в отношении теплоты, чистоты и ремонтирования школы. При неисполнении обществом этих требований, земская управа напоминает в первый раз письменно, во второй — через своего члена мирскому сходу, а если и затем не будут исполнены обязательства, приняты на себя обществом, то управа докладывает об этом земскому собранию, от усмотрения которого и будет зависеть, отказать как в выдаче денег на содержание учителя, так и в учебных пособиях. Церковно-приходских школ в настоящее время нет: некоторые из них закрылись, а некоторые вошли в состав земских. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
| Tilo | Наверх ##
21 января 2023 20:08 О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В КРОМСКОМ УЕЗДЕ В 1888 Г. Окончили курс в народных школах в текущем году 165 мальчиков и 21 девочка. От исправления Муравльской школы общество отказалось и потому придется продолжать в этой школе учение только до холодов, а затем в виду отказа общества, дальнейшее пособие от земства на эту школу прекратить. В текущем году, при содействии г. предводителя дворянства В.А. Шеншина, управа пригласила 19 мальчиков из окончивших курс в школах: Черкасской, Кривчиковской и Козмодемьяновской в Кромы, где в земском саду под наблюдением земского садовника Драчева, они обучались прививке плодовых деревьев . Особое наблюдение за прибывшими мальчиками было поручено учителю Гнилецкой школы Кочеткову. Земская управа предполагает вблизи каждой из упомянутых школ развести питомник для плодовых деревьев , посадив первоначально дички и посеяв семена яблонь и груш, и затем кульивировать их. Все это будет поручено осенью садовнику, который и научит мальчиков на местах как обходиться с посадкой, выращиванием и прививкой плодовых деревьев. расход на это со стороны земства будет очень незначительный, а польза дл населения несомненна. В смету на народное образование внесено всего 11934 р., в том числе: на жалование учителям 36 школ — 9004 р., законоучителям -1430 р., на книги и учебные пособия — 1000 р. — всего 11434 р. На пособие ученику 2-хклассной школы — 25 р., на пособие ученикам Карачевской учительской семинарии — 100 р., на пособие церковно-приходской Ретяжской школы — 25 р., в пособие бедным ученикам городского училища — 50 р., в награду учителям — 300 р. --- Ищу ДАНЮКИНЫХ; ЛЫКОВЫХ (Дмитровский уезд, Орловская губерния) ФЕДОСОВЫХ, СИРОТИНЫХ (Малоархаргельский район); Лапиных (священников); КУРБАТОВЫХ (из Шаблыкино Карачевского уезда), АВДЕЕВЫХ (Кромской уезд и Сибирь Красноярский край), УСОВЫХ (Алтай) Мой ДНЕВНИК | | |
|