Система укомплектования действующих частей армии
на фронтах Первой мировой войны
М.Б. Оленев
2019 г.Система укомплектования действующих частей армии на фронтах Первой мировой войны в 1914-1918 годах была крайне сложна (как собственно, и вся система укомплектования армии, разработанная при графе Д.А. Милютине и введенная в действие в 1874 году).
В «классическом» (простом и всем понятном) варианте все должно быть элементарно: новобранцы и ратники ополчения вначале должны были поступать для обучения в запасные батальоны, расположенные в непосредственной близости от их места жительства, откуда по подготовке передавались в распоряжение фронта.
На деле же все оказалось далеко не так.
Каждой армии были приданы запасные пехотные бригады, в состав которой входило несколько запасных батальонов.
Так, например, в январе-марте 1916 года
1-й армии Западного фронта была придана 7-я пехотная запасная бригада, состоявшая из 36-го, 69-го, 263-го и 266-го батальонов. Все они дислоцировались в Смоленской губернии – 69-й батальон на ст. Уваровка, а Управление бригады и три остальных батальона – в уездном городе Гжатске.
При этом, в составе отдельного фронта могло находиться несколько запасных пехотных бригад разного количества (3 - в составе Северного фронта, 4 – в составе Юго-Западного фронта и 5 – в составе Западного фронта).
Каждый батальон комплектовал определенную часть (а некоторые - даже по нескольку). Так, 37-й запасной батальон из состава 2-й запасной бригады Западного фронта, имевший в январе – мае 1916 года квартиры в городе Жиздре, Калужской губернии, был придан 4-й армии и в сентябре 1916 – декабре 1917 годов комплектовал 1-й Сибирский корпус.
Сквозная соседняя нумерация не всегда обозначала принадлежность к частям одного фронта. Так, соседний с 37-м 38-й батальон из состава 24-й запасной бригады уже Северного фронта (с квартирой в г. Осташкове Тверской губернии), был придан 28-му армейскому корпусу и комплектовал 60-ю пехотную, 1-ю Кавказскую и 3-ю стрелковую дивизии.
Ситуация осложнялась постоянными изменениями состава частей – в корпуса могли добавлять новые дивизии, а также перемещать их по мере решения боевых задач в другие соединения.
Запасные батальоны могли менять свою подчиненность. Так, 12-й батальон в августе 1915 года входил в состав 26-й бригады Северо-Западного фронта, а уже в мае 1916 года – 16-й бригады Западного фронта, а в декабре 1917 года – 23-й бригады того же фронта.
Менялись, естественно и квартиры. Так, 11-й батальон менял их четырежды (!): в августе 1915 года штаб располагался в Кобрине,в январе – июне 1916 года – в Калуге, в сентябре 1916 – феврале 1917 года – в Брянске, а в декабре 1917 года – в Гжатске!
В состав запасных бригад входило по нескольку запасных батальонов. Так, в составе 21-й пехотной бригады Юго-Западного фронта в январе 1916 года числилось 3 батальона (7-й, 17-й и 23-й), а в составе 22-й тыловой бригады того же фронта – 4 батальона (4-й, 10-й, 15-й и 22-й).
В начале мая 1917 года в составе 34-й бригады, приданной 4-й армии Северного фронта, значилось 3 батальона (5-й, 7-й и 36-й), а у соседней, 6-й – 4 (19-й, 277-й, 284-й и 300-й).
В целом порядок распределения пополнений был следующий.
1) Новобранцы, ратники 2-го разряда и выздоровевшие нижние чины внутренних округов поступали для обучения в запасные батальоны Империи, откуда по подготовке передавались в распоряжение фронтов (Северного, Западного и Юго-Западного). Незначительное число новобранцев и ратников (не из всех призывов), по ходатайству Западного фронта, назначались в его запасные (маршевые) батальоны (не приданные армиям).
2) Запасные (маршевые) батальоны фронта, неприданные армиям, были сведены в несколько бригад (в каждом фронте – по разному) и состояли в распоряжении Штаба фронта, являясь запасом долгосрочного обучения и служили для регулирования притока пополнений в наиболее нуждающиеся в этом армии. Подготовленные в них пополнения направлялись в запасные (маршевые) батальоны армий, а в случае срочной необходимости в укомплектовании армий – непосредственно в эти последние.
3) Поступающие на фронт укомплектования вливались непосредственно в части, а при отсутствии в последних некомплекта поступали в приданные армиям запасные батальоны, где составляли ближайший источник пополнения фронта.
4) Нижние чины, выздоровевшие на фронте, пропускались для возобновления знаний и восстановления дисциплины через запасные (маршевые) батальоны, приданные армиям.
5) Каждая армия имела свою запасную (маршевую) бригаду из 2-х батальонов, которая состояла в исключительном распоряжении данной армии. Батальоны эти окончательно готовили поступающие из внутренних округов пополнения, а также нижних чинов, выздоровевших на фронте, и передавали их в части.
6) Корпуса и дивизии высылали в запасные (маршевые) батальоны своей армии командный состав, который вел окончательную подготовку пополнений и приводил их в свои части.