Колпино и Пушкин: соприкосновение исторических судеб
02.09.2008 Презентация книги «История Колпина» в Пушкине в феврале этого года собрала в помещении библиотеки им. Мамина-Сибиряка около 40 человек, в основном членов Пушкинского краеведческого общества. Нам, авторам, было приятно увидеть интерес пушкинских краеведов к книге об истории города-соседа. Поэтому темой свого выступления на презентации я сделал взаимосвязь, переплетение судеб наших городов.
Среди городов-спутников Санкт-Петербурга трудно найти столь непохожие, как Колпино и Пушкин. Но у них есть немало точек исторического соприкосновения.
Их возникновение приходится на петровскую эпоху и тесно связано с личностью самого Петра Великого. Годом основания Пушкина (Царского Села) считается 1708 г. Тогда по указу Петра от 31 мая Саарская и другие мызы, бывшие в шведском владении, были подарены Екатерине Алексеевне, его будущей супруге (с 1707 г. они принадлежали А.Д. Меншикову). В числе пяти подаренных мыз была и Антель.
Мыза Антель по сей день остаётся неразгаданной исторической загадкой. В публикациях разных периодов о ней говорилось как о существовавшей на территории современного Колпина. Так, в описании «Колпино. Селение Адмиралтейских Ижорских заводов» 1854 г. утверждается, что она находилась «в смежности с новой лесопильнею на правой стороне Ижоры». Но в очерке 1854 г. есть существенные противоречия (в частности, в датах) с источниками, достоверность которых сомнения не вызывает. Это не позволяет считать утверждения автора описания по этому вопросу бесспорными. На известных картах XVII-XVIII вв. мыза Антель не встречается. Тем не менее, ижорская лесопильня, положившая в 1722 г. начало будущему селению, стала называться Антельской, или Колпинской.
Не позднее 1785 г. Колпино обрело статус села и было включено в состав Софийского уезда (София возникла в семидесятые годы XVIII в. южнее Царского Села). Об этом свидетельствует составленный в том году землемером Дмитрием Седовым «Специальный план Софийского уезда села Колпина государственной адмиралтейской коллегии». После соединения в 1808 г. Софии с Царским Селом Колпино оказалось в границах Царскосельского уезда.
Начало XIX века ознаменовано масштабной реконструкцией Адмиралтейских Ижорских заводов. Архитектурное решение проекта реконструкции принадлежит Вильяму Гесте. Гесте оставил заметный след в создании архитектурного облика как Колпина, так и Царского Села. Выходец из Шотландии, он в 1784 г. по приглашению Чарльза Камерона прибыл в Россию, поселился в Царском Селе, в 1792 г. зачислен на службу архитектором. В 1803-1805 гг. Гесте – архитектор Ижорских заводов. Он автор проекта главной конторы заводов, зданий мастерских, дома директора. С 1808 г. Гесте – архитектор Царского Села; он составил комплексный план его застройки, ставший образцом для провинциальных городов России.
На середину XIX века приходится сооружение шоссейных дорог, связывающих Колпино с Царским Селом. Первым (в 1847-1849 гг.) было проложено шоссе через Ям-Ижору, а в 1854 г. построили и шоссе через Московскую Славянку. Этой дорогой пользовалась императорская семья для проезда из Царского Села на Колпинскую железнодорожную станцию, чтобы продолжить путь в Москву. В пределах Колпина она получила название Царскосельский проспект и стала главным въездом в селение.
До 1878 г. управление селением осуществлялось не из уездного центра, а из Адмиралтейств-коллегии военно-морского министерства. Указом императора Александра II от 23 октября 1878 г. Колпино было передано в гражданское ведомство и получило статус посада Царскосельского уезда. В последующие четыре десятилетия Колпино находится в административном подчинении Царскому Селу как уездному центру. И этот период отмечен наиболее тесными взаимоотношениями в сферах здравоохранения, пожарной охраны, судопроизводства и др.
Газета «Царскосельское дело», издававшаяся с 1906 г. и до Февральской революции 1917 г. уездным отделением партии октябристов, является едва ли не единственным источником регулярной информации о Колпине накануне Первой мировой войны. Мы в книге активно использовали публикации колпинского корреспондента для воссоздания картины жизни колпинцев того времени. Они дают представление о политической жизни, культурном досуге, состоянии морали, криминогенной ситуации, отражают быт и нравы жителей.
В 1912 г. Колпино получило статус города, но оставалось в составе Царскосельского уезда вплоть до 1920 г.
В первые десятилетия Советской власти среди работников Ижорского завода было немало жителей Детского Села (с 1937 г. – г. Пушкина). В начале 1930-х годов – около трёхсот. Это определило актуальность налаживания транспортного сообщения между этими городами. Летом 1928 г. открылось автобусное движение, но просуществовало недолго. Известно, что в 1939 г. оно было восстановлено.
В декабре 1930 г., в соответствии с постановлением Совнаркома от 8 декабря, обязывавшим Наркомат путей сообщения в срочном порядке соединить Колпино и Слуцк, началась прокладка железнодорожной ветки Колпино – Детское Село. В 1932 г. строительство ветки со станцией Красная (Московская) Славянка, было завершено. Поезд из 10 вагонов ходил в обе стороны по 5 раз в сутки со временем в пути 31 минута. Железнодорожная ветка Колпино – Детское Село была разобрана во время Великой Отечественной войны, а после войны восстановлена. Действовала она до середины 1960-х годов.
Ижорскому заводу принадлежало четыре деревянных многоквартирных дома в Детском Селе. В 1936 и в 1937 гг. ввели в строй два жилых четырёхэтажных дома по 47 квартир. Эти дома использовались для расселения ижорцев-колпинцев, находившихся в крайне тяжёлых жилищных условиях.
С началом Великой Отечественной войны Колпино и Пушкин входили в Слуцко-Колпинский укрепрайон, имели общую линию обороны. Но судьба их во время войны различна. Сентябрь 1941 г. отмечен ожесточёнными боями на этом участке фронта, в частности, на подступах к Московской Славянке. Эти бои завершились взятием немецкими войсками Пушкина и временной стабилизацией линии фронта в районе Колпина.
…Конец восьмидесятых. Многим ещё памятны несколько месяцев жаркой предвыборной кампании за мандат народного депутата СССР. Колпинский и Пушкинский районы тогда составляли один избирательный округ. Гражданская активность жителей обоих районов привела к срыву плана партаппарата провести в депутаты на практически безальтернативной основе председателя Ленгорисполкома, члена ЦК КПСС В.Я. Ходырева. Но на повторных выборах позиции пушкинцев и колпинцев разошлись. Борьба велась не на шутку и временами принимала формы острого противостояния. В результате пушкинский экономист Алексей Левашёв с минимальным преимуществом победил ижорского инженера-металлурга Андрея Ошуркова. В ходе кампании завязались новые знакомства пушкинцев и колпинцев, и в обоих городах себя проявило немало ярких общественных деятелей, некоторые из которых оказались востребованными уже через год на выборах в местные советы. На всех выборах в Госдуму, пока существовали одномандатные округа, Колпинский и Пушкинский районы также входили в один округ.
Есть немало людей, в чьей биографии оба эти города занимают важное место. Уже упоминался архитектор В. Гесте. В Пушкине в последние годы жила глава Территориального управления Колпинского района Л.Ю. Гладышева, жизнь которой трагически оборвалась 25 ноября 2002 г. на Московском шоссе при возвращении домой. В Пушкине родилась директор детской художественной школы г. Колпино Е.В. Дымова. Пушкинцем с двухмесячного возраста является бессменный с 1976 г. начальник ЦЛНМК Ижорского завода Р.Л. Табакман. Можно назвать также начальника Колпинского райотдела милиции (в 1951-1957 гг.) А.Т. Графова, переведённого затем в Пушкинский райотдел, и начальника Колпинского РУВД А.А. Шмонова (в 1973-1983 гг.), переведённого с должности зам. начальника Пушкинского райотдела милиции. В Пушкине служили известные колпинцы: художник Олег Васильев, общественный деятель А.А. Селезнёв, депутат ЗакС трёх созывов С.А. Житков, священники Александр Селиванов и Николай Ким, работали директор колпинской Школы искусств С.В. Гуськова, директор садово-паркового предприятия «Колпинское» Л.И. Хнаева, главврач стоматологической поликлиники Ж.Ф. Платонова и др.
Так что наши города многое объединяет. Более 130 лет эта связь была территориальной, а из них более 40 лет – административной. Мы были рядом в дни суровых испытаний, нас связывают интересные политические события. Колпино и Пушкин стали частью биографии многих известных людей. Именно эту мысль мы, авторы книги «История Колпина», и стремились донести до пушкинских краеведов. И, как нам кажется, Колпино стало для них ближе и понятнее.
© Евгений Сизенов
https://kolpino.ru/city/history/5/214/