Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Романово, Горецкий уезд Могилевская губерния

Романовский приход Горецкого уезда

← Назад    Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Sima N
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Романовская церковь


Деревня Ленино до октября 1918 года называлась Романово. Известна с 16 века, упоминается в Договорной грамоте 1523 года о перемирии между Московским государством и Великим княжеством Литовским, подписанной Василием 3 и королем Сигизмундом, входила в Оршанский уезд Витебского воеводства.

В 1529 году имение Романово купил князь Острожский и поздней отдал его в приданное дочери Екатерине. С 1647 года известно как местечко, в котором было 56 дворов, винокурня, мельница, сукновальня, корчма и церковь.
В годы Северной войны в сентябре 1708 года здесь размещались отряды русских войск.

В 1741 году имение Романово - владение Радзивилов, 407 дворов, в 1777 году- 395 дворов. С 1772 года Романово вошло в состав Российской империи Оршанской провинции, потом Оршанского уезда, с 1802 года - Могилевской губернии.

В 1773 году владелец имения не принял присягу Екатерине II и местечко с 34 деревнями было конфисковано и передано в казенное управление. В 1774 г. оно было пожаловано во владение князьям Алексею и Ионе Дондуковым. Впоследствии Никита Иванович Корсаков (1775—1857), офицер, музыкант, поэт, в 1801 г. женился на Вере Ионовне Дондуковой и по ходатайству княгини Дондуковой, её зять получил 15 июля 1802 г. разрешение именоваться князем Дондуковым-Корсаковым и в подарок от тещи получил имение Романово. При нём в местечке был устроен конный завод, он начал собирать библиотеку, картины и другие музейные предметы.

С 1785 года – помещицкое владение: 38 дворов, 219 жителей. В 1797 году работало кирпичное предприятие, а в 1809 - 16 г. г.- суконно-текстильная мануфактура, на которой работали 86 крепостных крестьян и вольнонаемный мастер. В 1821 году основана винодельня (работала до 1914 года), с 1895 года действовала паровая машина.

В 1812 году местечко и имение захвачены армией Наполеона и разграблены. 8.11.1812 года здесь размещалась главная квартира М.И. Кутузова.

Жителей в Романово к 1860 считается 492 чел. (254 муж. и 238 жен.). В том числе православного исповедания 152 м и 124 ж, римско-католического 2 м и 6 ж, евреев 100 м и 108 ж. Домов каменных 2, деревянных 48. Две православные деревянные церкви и одна деревянная еврейская молитвенная школа. Винокуренный завод и водяная мельница.

В 1870—1880-х гг. владельцем имения был князь Алексей Михайлович Дондуков-Корсаков (1822—1894), действительный статский советник. Был известен тем, что занимался краеведческой деятельностью и участвовал в работе Археологического съезда в 1874 г. При нём начали строить в Романово каменную церковь (она была разрушена во время Великой Отечественной войны). Строительный материал привозили крестьяне окрестных деревень.

В 1880 году в Романово жило 728 чел. (359 муж. и 369 жен.), 340 православных, 5 католиков, 383 иудеев. По результатам переписи 1897 г. в местечке жило уже 958 жителей, работала церковь, 2 синагоги, кожевенный и клееварный заводы, 7 кузниц, церковно-приходская школа, народное училище, фельдшерский пункт, почта, 21 лавка, ежегодно проводилось 4 ярмарки. 5 августа 1877 Романово посетил известный белорусский художник и этнограф Наполеон Орда, который сделал рисунок с панорамой местечка. Последними владельцами имения были княгиня Мария Александровна и княжна Мария Владимировна Дондуковы-Корсаковы, которые занимались общественной деятельностью.

В октябре 1917 года был создан Романовский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов.

Вид на церковь (уже не существующую) и на барский дом (нынешнее общежитие) с другого берега Миреи. Дом в войну был разрушен, но не пострадал фундамент, на нем и отстроили общежитие, правда, без портиков, по пролетарски. Река раньше была узкая и мост находился именно в этом месте. Судя по всему это рисунок Наполеона Орды 1877 г

Прикрепленный файл: romanovo_1506624018_b1.jpg
---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Лайк (4)
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Полный список обитаемых мест Могилевская губерния Оршанский уезд приход Романовской рождества Богородицкой церкви (стр. 354) 1857 год

Название Число прихожан
местечко Романово 129
Деревни Азарово 124
Тригубова 149
Куртасы 107
Сукина 171
Асшташковичи 182
Займино (Займище?) 72
Парфеновка 48
Липовка (Ляховка?) 76
Гладкое 33
Сысоево 143
Старина 134
Чистенки (Чистяки?) 73
Батвиньево 100
Моисеево (?) 116
Староселье 156
Логовино 112
Пузики 61
Николинка 66
Коровяк 88
Вальково 88
Куртасы 233
Зайцово 75
Макаровка 15
Шалахановка 66
Антропенки 21
Шведы 28
Чашники 156
Итого: 3101
Духовных 28 Дворян 35 Военных 46 Вольных хлебопашцев и Мещан 140 Какого племени прихожане: Белоруссы Какого ведомсва: Помещичьи

Прикрепленный файл: Безымянный.png
---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Лайк (2)
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Имение Романово Оршанского уезда Могилевской области (современный Горецкий район Могилевской области).

Деревня Романово известна с XVI в. Упоминается в договорной грамоте 1523 г. о перемирии между Московским государством и Великим Княжеством Литовским. В 1529 г. Романово купил князь Острожский, а с 1741 г. это владение Радзивиллов. С 1772 г. Романово находилось в составе Российской империи. В июне 1773 г. после отказа Карла Радзивилла присягнуть на верность Екатерине II местечко вместе с 34 окрестными деревнями было передано в казенное управление.
В 1774 г. оно было пожаловано во владение князьям Алексею и Ионе Дондуковым. Дондуковы – вымерший княжеский род, происходивший от кал мыцкого хана Дондук-Омбо. Княжеский титул и фамилия Дондуковых трижды передавались по женской линии, дважды по фамилии Корсаков. Никита Иванович Корсаков (1775–1857), офицер, музыкант, поэт, в 1801 г. женился на Вере Ионовне Дондуковой.
По ходатайству княгини Дондуковой, имевшей единствен ную дочь, ее зять получил 15 июля 1802 г. разрешение именоваться князем Дондуковым-Корсаковым и в подарок от тещи получил имение Романово. Занялся устройством конных заводов, предавался своему любимому занятию – псовой охоте, а также посещению театра и собиранию картин и редкостей. Был членом Академии художеств, занимался
благотворительностью, оказывал помощь бедным художникам. Н. И. Дондуков-Корсаков умер в 1857 г. В 1870–1880-х гг. один из последующих владельцев имения князь Алексей Михайлович Дондуков-Корсаков (1822–1894), действительный статский советник, член смоленского окружного суда, занимался краеведческой деятельностью и участвовал в работе Археологического съезда в 1874 г. В третьем томе сборника «Полоцко-Витебская старина» (1916) опубликовал статью «Древний памятник „Волчьего хвоста“ в стране радимичей». Последние владелицы имения княгиня Мария Александровна и княжна Мария Владимировна занимались общественной деятельностью.
В 1918 г. имение было национализировано, имущество перевезено в Горки. Книги передали в уездную библиотеку, картины и уникальные вещи составили основу Горецкого краеведческого музея. В 1925 году картины Горецкого музея передали в Смоленской, а изделия фарфора Японии, Китая и другие вещи — в Государственный музей БССР. В настоящее время изделия фарфора хранятся в Национальном историческом музее Республики Беларусь.
---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Лайк (3)
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Горецкий свидетель дохристианской письменности славян

В небольшой деревне Пневщина Коптевского сельсовета сейчас проживает всего 35 человек. Но этот населенный пункт вошел в историю. Около него в 1873 году был найден памятник археологии – камень с надписями, которые более 100 лет изучают ученые.

Как нашли этот памятник археологии

В 1873 году Александр Михайлович Дондуков-Корсаков, владелец имения Романово (ныне Ленино) Горецкого уезда Могилевской губернии, решил построить каменную церковь (она была разрушена во время Великой Отечественной войны). Он предложил крестьянам уезда привозить бутовые камни для фундамента. Один из жителей деревни Кледневичи (ныне Дрибинский район) привез аж 2000 пудов (это 32 тонны) и заявил, что нашел целый курган из камней около деревни Пневщина, которая находится при небольшом ручье, называемом Любосвиже.

Среди валунов, привезенных из этой деревни, оказался один гранитный, весом 500 кг, пирамидальной формы с сильно закругленными краями, слегка приплюснутый сверху, с непонятными надписями, высеченными с двух сторон каким-то железным орудием.

На этот камень обратил внимание князь Дондуков-Корсаков. Он был известен как любитель старины, который собрал большую коллекцию памятников истории, картин, оружия и книг. Как вспоминал наш земляк писатель Лев Разгон, после революции 1917 года коллекция князя попала в Горки, и на ее базе в 1918 году был создан Горецкий исторический музей. Правда, вскоре его закрыли, а все экспонаты отправили в Смоленск, так как Горки тогда входили в Западную область.

Что показало обследование местности, где нашли загадочный валун

По поручению Дондукова-Корсакова его управляющий осмотрел местность, где были найдены камни, и сделал ее план. Валуны, привезенные крестьянином, лежали в одной куче, покрытые землей и кустарником.

Почему это место не было найдено раньше? Это объясняется тем, что некогда сложенный из камня курган находился близ болотистого места, поэтому мог своею тяжестью надавить на землю, уйти вглубь и, наконец, исчезнуть из вида совсем. Затем здесь выросли кустарники. Вот почему жители Пневщины не только ничего не знали об этом кургане, но у них даже не сохранилось о нем никаких преданий.

Некоторые историки считают, что название соседних Кледневичей имеет отношение к исчезнувшему кургану, ведь в некоторых источниках эта деревня называлась Кладневище.

Какова судьба камня?

Дондуков-Корсаков не мог прочесть надпись на камне и перевез его в 1874 году в свое имение в Смоленск. Там князь показал находку дворянину, который жил несколько лет в Архангельской губернии и видел на Мурманском берегу на камнях так называемые "рунические надписи". Дворянин признал сходство между рунами и знаками на пневщинском камне.

Летом 1874 года Дондуков-Корсаков поехал в Киев на съезд археологов России. Доставить туда камень было сложно, поэтому князь скопировал надписи и показал участникам конференции, а также предложил всем желающим осмотреть валун на месте.

Находкой заинтересовался ученый из Моравии Генрих Ванкель, который во время визита в Смоленск скопировал знаки.

К сожалению, вскоре случился пожар в каретном сарае, где лежал валун, и когда строение тушили, на раскаленный камень попала вода. Он раскололся на несколько частей – так исчез этот загадочный памятник земли радимичей, остались лишь рисунки.

Дондуков-Корсаков так ни разу и не попытался опубликовать информацию о камне. Уже после его смерти, в 1916 году, его родственники опубликовали статью в местном сборнике, однако публикация осталась незамеченной научной общественностью — шла Первая мировая война, начиналась эпоха великих социальных потрясений...

Что было написано на камне?

Приехав домой в Моравию, Ванкель пытался прочитать надпись с помощью скандинавских рун, однако не смог этого сделать. Тогда он обратился к А.Мюллеру, библиотекарю из моравского городка Ольмюц. В Пневщинском камне тот увидел следы пребывания финикийцев, а надпись посчитал выполненной "семитическим письмом", то есть на иврите – языке евреев. И прочел ее следующим образом: "Памятник Ваала. Здесь мы его выдолбили (высекли)".

Что касается надписи на обратной стороне, то Мюллер вообще не смог ее расшифровать. Об этом Ванкель написал в статье "Эротический валун с финикийской надписью, найденный около Смоленска в России", опубликованной в журнале "Витебско-Полоцкая старина".

Такая расшифровка вызвала критику и была отвергнута учеными. Им было непонятно, для чего нужно было выполнять такую трудоемкую работу, сооружать курган, затратив 32 тонны камней, чтобы высечь на одном из них фразу, лишенную всякой информативности.

При советской власти было еще несколько попыток расшифровки этих надписей, однако их также не принимала научная общественность.

В 2013 году свою версию выдвинул Ю.Д.Акашев, автор книги "История народа Рос. От ариев до славян". Он использовал метод прочтения славянского письма типа "черт и резов", разработанный Г.С.Гриневичем. Акашев посчитал, что на одной стороне написано: "Поляньчи, носите рыбно сьдесь". А на другой стороне: "Ино раби: и вои бойне, и дети, рыбу гарьбу и дищ". То есть полянам предписывалось приносить во время полюдья к кургану рыбу. А рабы, кроме того, должны были поставлять князю вооруженных воинов и молодых слуг, а также рыбу и дичь.

Предполагается, что в этом месте была граница проживания двух племен: полян и радимичей. Поляне – это название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. Если верить этой расшифровке надписи, поляне находились в особом положении, так как давно были под властью Киевской Руси. Заметим и то, что в этих краях в реках водилось много рыбы.

Кто же был назван рабами?

Для ответа на этот вопрос обратимся к статье А.М.Дондукова-Корсакова "Древний памятник "Волчьего хвоста" в стране радимичей". Она была опубликована в 1916 году в сборнике "Полоцко-Витебская старина" уже после смерти князя.

В статье, изучив древние славянские летописи, любитель старины предположил, что курган является памятником в честь победы воеводы Волчьего Хвоста (978-1015) над радимичами. Это был военачальник киевских князей Владимира Святославича и его сына Святополка.

Известно, что русские князья осенью отправлялись с дружинниками к подчиненным племенам на полюдье для сбора дани. Но часть радимичей перестали платить Киеву. И тогда в 984 году столица послала воеводу по прозвищу Волчий Хвост с войсками, он разбил радимичей на реке Пищане (Песчанка). Это приток Сожа, ныне расположен в Славгородском районе. Поэтому и сказано в "Повести временных лет": "Пищанцы от Волчьего Хвоста бегают".

Карательный поход, организованный киевским князем Владимиром, преследовал важную политическую цель: доказать непокорным радимичам, что они находятся в зависимости от Киева и должны платить дань.

Именно их, скорее всего, называет Пневщинский камень рабами. Кстати, Дондуков-Корсаков обратил внимание на то, что в десяти верстах от деревни Пневщина имеется селение под названием Городец (сейчас в Дрибинском районе), то есть укрепленное место. Это может свидетельствовать о пребывании здесь дружинников, поскольку во всех покоряемых землях князья оставляли отряд, которому поручалось следить за порядком и взимать дань.

Поэтому есть предположение, что курган из камней с памятным знаком был воздвигнут на границе мятежных радимичей, которых великий киевский князь назвал своими рабами. Это было сделано, чтобы впредь те не забывались платить дань. Заодно было сделано напоминание и своим подданным полянам.

Вне зависимости от последующего признания исследователями этого варианта расшифровки надписи на Пневщинском камне, само по себе его обнаружение уже свидетельствует о существовании у славян дохристианской письменности.

А ведь радимичи, кривичи, дреговичи – это далекие предки белорусов.


Комментарий модератора:
Автор статьи Владимир Лившиц


Прикрепленный файл: kamien.jpg
---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Лайк (2)
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Вот такой забавный факт нашла на просторах интернета.

Опубликовано: 4 ноября 2017
Источник: Сельская газета

Получи, деревня, трактор

ПО-ОСОБОМУ отметили первую годовщину Октябрьской революции жители местечка Романово в Горецком районе.
Имя вождя революции в 1918 году они увековечили в названии своей деревни. Организовав совхоз «Ленино», местные жители отправили Ленину телеграмму с просьбой быть шефом их совхоза. Вот ее текст:

«Москва, Кремль, товарищу Ленину.
Рабочие и служащие совхоза «Ленино», бывшего «Романово», поздравляют вас с выздоровлением и большим праздником Октябрьской революции и просят вас быть шефом совхоза «Ленино». При вашем идейном руководстве, нашем примерном труде расцвет совхоза будет обеспечен. Подробные сведения о совхозе вышлем почтой.

Председатель рабочкома Мишульский,
заведующий совхозом Свидерский».

ЭТОТ шаг дал практический бонус в виде одного из тысячи первых американских тракторов «Фордзон», прибывших в советскую страну. Так Ленин откликнулся на решение жителей белорусской деревни своего имени.



Комментарий модератора:
На всякий случай помещаю мелкие буковки, которые были в конце статьи.
gardiana69@gmail.com Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки
https://www.sb.by/articles/poluchi-derevnya-traktor.html .


Прикрепленный файл: 3b8f4c1acc75fc2f99930f6ebeb877f8.jpg
---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Лайк (2)
jelenika
Новичок

Москва/Можайск
Сообщений: 15
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 13
Последние владельцы поместья Романово
= Дондуков-Корсаков Владимир Михайлович * 14.09.1840 † 13.11.1902
Родился: 1840. Умер: 1902. Продолжительность жизни: 62
Отец: Дондуков-Корсаков Михаил Александрович (1794-1869) (4-2)
Мать: Дондукова-Корсакова Мария Никитична (1802-1884)
Жена: Фредерикс Мария Александровна * 14.06.1839 † 1.07.1885

Дочь: Дондукова-Корсакова Надежда Владимировна (1867-?) (29-19)
Сын: Дондуков-Корсаков Сергей Владимирович (1874-1898) (30-19)
Дочь: Дондукова-Корсакова Мария Владимировна 24.10.1870 – после 1907 (31-19)
---
Ищу сведения: 1. о Войновы Воиновы дер. Юдинки (Юденка), Фомино, Кромино, Алексеенки (Алексино) Бородинская волость Можайский уезд Московская губерния. 2. о Гузовы г. Горки, дер. Асташковичи Романовской (Баевской) вол. Оршанского (Горецкого) у. Могилёвской губ.3. Воронины дер. Сысоево Баевской вол.
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – переплетение истории и литературы

Я читала исторический роман-хронику Эрика Шабаева «Только б жила Россия».

Роман Эрика Шабаева охватывает важный период Северной войны, 1704—1709 годы, годы первых побед русской армии над шведами — взятие Нарвы, Полтавская битва, годы подъема национального самосознания народа.

И мне попадается удивительная связка героев, имен, мест. Просто какое-то мистическое совпадение. Конечно, принимать на веру слова, написанные в романе – нельзя. Но это такое красивое совпадение, что не смогла не отметить у себя на страницах.

Итак, мои предки – Можайские из Романово (Староселья).

Один из героев, который упоминается в книге – это Севостьян Титов из Можайск, по прозищу Можаец.

Ниже привожу цитаты, которые меня особенно зацепили:


Севастьян с Павлом и Макаром намеренно приотстали. Осточертел поганый лушневский язык, приелись дикие коленца — того и гляди нарвешься на беду… Шагали неторопливо, перебрасывались редкими словами.
— Будем в Можайске, непременно вырвусь на часок до своих, — мечтал Савоська, помаргивая увлажненными глазами. — Что они там, как они?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Савоська Титов думал о своем… Лето и осень прошлого, семьсот пятого года протекли точно сон долгий: в тысячеверстной ходьбе вперед-назад, сквозь каленую сушь, сквозь ливни, под градом и — что горше всего — мимо, второй раз мимо родного сельца. Можайск прошагали ночью, с горы на мгновенье-другое открылся памятный гавшинский дол, наглухо закиданный снегом, и хоть бы единый огонек сверкнул из темноты… Невесть где остались «короеды», осталась… та, по которой болело сердце…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Через день, сменившись, артиллеры вступили в село Романово, запруженное гвардией, кавалерийскими полками светлейшего, ротами конных гренадер. Что-то готовилось, назревало исподволь, а что именно — пока были только смутные догадки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Савоська молчал, продираясь в чащобе растрепанных дум. «Где я? С кем? Для чего? Надо… что, что надо? Сызмала вскок, и все на том же месте, рогами вниз… Нет, прав дорогомиловский: колготись или стоя спи — одинаково… А та с майором теперь! — взметнулось непрошеное. — Домок, замок, слюнявенький чмок… Л-ладно, забыто!»
…Пришел в себя под вечер, на сеновале, рядом с новой знакомкой. Последний солнечный блик скользил по матово-смуглой груди, в упор слепили вишенные глаза, струился шепот:
— Никому не отдам, слышишь? Ты мой, мой! А маркитантку встрену — выцарапаю шары!
Там, в полутьме, и отыскал их Филатыч: испуганно взвизгнула темнобровая, прикрываясь руками, страшный удар отбросил артиллера к лестнице.
— Лежишь-полеживаешь? Выступаем, черт!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Артиллеры малость пришли в себя на коротком привале, у костерка, разведенного под елью. Оглядывали друг друга, посмеивались. Село Романово покинули в синих тугих треуголках, пламенно-алом кафтанье с васильковыми обшлагами, вычищенных до блеска сапогах, — теперь все побурело, слиплось от грязи, начисто потеряло прежний вид.
— Ох, и устряпались, братцы милые…
— Зато колеса подзамокли — краше не надо! — сострил Макар, косясь в сторону Петра. Тот смешливо дернул мокрыми усами.
— Твоя правда, канонир. Всегда блюди пользу воинскую, даже в гроб ложась, — и последнее слово за тобой останется!....

Петр оглядел пушкарский круг, остановился на Савоське. — А ты, ефрейтор, чего пасмурный?
— Грех попутал, — строго молвил сержант.
— По сердечной склонности, ай мимолетом?
— Скорее в отместку.
— Сердитый парень. Чей?
— Можайский… — Савоська сидел ни жив, ни мертв.
Петр поиграл глазами.
— Кто не греховодничал, окромя сивого мерина, кто своей бабке не внук? Женский род, одно слово. Губит, под корень рубит, человеком делает…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
У Савоськи Титова, спокойного с виду, пресекалось дыхание. «Только б жила Россия!» — сказано-то как. Будь рядом Ганька — не преминул бы вставить поганое, вроде: аль сгоряча ляпнул, кат всесветный, аль со страху, аль тонкая сатанинская игра… Севастьян тряхнул головой. Нет, изнутри вырвалось, выношенное годами, болевое, первозданно-человечье, — ни прибавить, ни убрать.
Радость вспыхнула и угасла. «Кланяйся своим на Можае!» — помнится, велел бомбардир. А кому — своим? Лапотным, подъяремным, безысходной тоской придавленным? И он словно посмотрел на себя их строгими глазами. Смирился, мать-твою-черт, или нос под хвост? Не то, совсем не то. Постиг многое, прежде укрытое за семью замками, принял как свое — верней будет…




Комментарий модератора:
Так и хочется добавить – ага! Вот так и появились «Можайские» в Романово101.gif Вот такая лирика

---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Ведомость о Церкви
Рождество Богородицкой Оршанского Уезда местечка Романова

1. Построена неизвестно когда и кем.
2. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, в 1838 году снаружи и внутри возобновлена с таковою же колокольнею, устроенною в 1832 году Помещиком Князем Дондуковым Корсаковым.
3. Престолов в ней два, в настоящей холодной Во имя Рождества Богородицы, а в приделе во имя Святителя Николая.
4. Утварью достаточна.
5. Причта по штату Выочайше утвержденному в 4 день апреля 1842 года положено: Священников два, Диакон один, дьячков два и просфирня.
6. Земли при сей церкви усадебной и огородной семь, а пашенной и сенокосной шестьдесят пять десятин, из которой двадцать десятин пашенной, согласно проекту оной церкви, учиненному на основании Высочайше утвержденного в 20 день июля 1842 года положения об улучшении состояния сельского духовенства. Владельческая Економия приняла в свое ведение и обрабатывает, а за оную дает в год каждому священнику хлебом по тридцати пяти четвертей. Сена по 500 пудов, по одному работнику и работнице а равно на содержание оных по 57 руб и 14 ½ копеек сер. Остальная же пашенная и покосная земля, предоставлена впользу Диакона и церковнослужителей ипрсфирни. На сию землю, ни планов, ни межевых книг при церкви не имеется, дела о ней никакого не производится и ею сами священнослужители владеют.
7. Домы у всех священно церковнослужителей приходские, построенные для них прихожанами в следствии проекта.
8. На содержание священно церковнослужителей по штату Высочайше утвержденному в 4 день апреля 1842 года положено жалованья 544 рубля серебром.
9. За уничтожение в 1853 году с разрешения Епархиального Начальства по желанию Владельца, пяти ветхих лавочек, находившихся в оградецерковной, получается от Романовской Экономической конторы ежегодно по одиннадцати руб. сер.
10. Расстоянием сия Церковь от Духовной Консистории в 80 верстах, а местный Благочинный находится при сей Церкви.
11. Ближайшыя к сей церкви Баевская Вознесенская в 7 вер. И Городецкая Успенская тоже в 7 верстах.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Домовая в самом местечке Церковь деревянная, двухэтажная, три престольная: во имя св. Равно-Апостольныя Марии Магдалины, св Мученицы Софии и трех ея дщерей: Веры, Надежды и Любви и четырех Митрополитов Моссковских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Устроенная тщанием покойной Помещицы Княгини Марии Васильевны Дондуковой в 1787 году


Комментарий модератора:
Данные из НИАБ ф 2001 оп 1 д 844 Ведомости и акты осмотра церквей м Ляды и Романова Оршанского уезда 1860-1864

стилистику текста сохранила, но возможны и погрешности из-за сложностей прочтения некоторых мест в документах

---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Sima N
Модератор раздела

Sima N

Москва
Сообщений: 370
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 242
Продолжаю изучать это интересное дело.

Суть в том что 01 декабря 1859 года господином Мейером были осмотрены церкви в местечках Лядах и Романово. Так вот этот господин составил акт, что имеются две Церкви - приходская деревянная и одна домовая, принадлежащая Дундуковым Корсаковым. Так вот деревянная приходская еще ничего прям себе, и утварь прекрасная в изобилии, и ризница довольно хорошая, только вот купол подтекает, его надо снять и скатной крышей заменить. А вот с домовой церковью Дондуковых Корсаковых прям беда. И сама старая, и потолок протекает, и обои отходят. В общем, имеет смысл вместо двух церквей в таком состоянии построить одну — каменную.
Дальше Князь Михаил Александрович Дондуков Корсаков пишет ходатайство. Мол готов помочь чем смогу, но только имение и капиталы разделил между детьми, и перекладывать эти проблемы на них не хочу. Помогу, чем могу, но в разумных пределах. А потом еще и крестьяне вопросы задавать стали - а почему у нас то Храм новый каменный не строят?
А все потому что в деле лежит следующий документ (подпись плохо читается, но вроде подполковник Щербинский, или Щербинин). Де есть еще куча церквей в Могилевской губернии, которые надо дообследовать на предмет помощи, и многие из них в гораздо более плачевном состоянии, да и на Князя в материальном плане мало надежды. Готовы выделить средства, если оные останутся после вложения в более насущные нужды других Храмов Губернии.

На этом это дело и заканчивается. Но, заглядывая назад во времена, надо сказать, что Князь все же начал строить каменную Церковь (которую окончательно разрушили в Великую Отечественную). И есть такая фраза на просторах интернета, что материал помогали свозить крестьяне из окрестных деревень. Так что Михаил Александрович не знаю насколько материально помог, но организовал таки строительство каменного Храма в местечке Романово.
---
Можайские и Беляцкие(Горецкий уезд, Романовская волость), Сологубовы, Савочкины и Василенковы (Рославльский уезд, Прыщанская и Ершичская волость)
Дневник Sima N
Mbroc
Новичок

Сообщений: 25
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 13
Случайно наткнулся на такой интересный факт. В 1852 году в этом имении проживал мой пра4дед - дворянин Каштан Иосифович Тржаско-Тышко с сыном Констатнтином.
К сожалению, что они там делали и как долго жили не известно. Но факт задокументированный.

Прикрепленный файл: IMG_9773.jpeg
← Назад    Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Sima N
Вверх ⇈