⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Спонтанно возникающие дискуссии Все, что не относится к заявленной теме и
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед → Модераторы: valcha, Geo Z |
Гринцевич2 Минск Сообщений: 2659 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14415 | ибо они есть продукт интеллектуального народного и моего труда Очуметь можно. |
Vasylenko Участник Киев Сообщений: 64 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 3712 | Гринцевич2 Очуметь можно. Правда? Думал я один очумел от этой повести о Чумаках! |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24843 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20473 | Шедевр!!! psyandr написал: Извозчик (он мог быть "три в одном" - "водитель", повар и "охранник" [читай, казак], но скорее была кооперация с возможным частичным разделением труда). Так вот, извозчику постоянно приходилось звуком "ЧУ" (незначительное экономное раскрытие рта, с наименьшим вероятным вдохом насекомых, вирусов, холодного воздуха) окликать волов (быков, лошадей), чтобы те поддерживали желаемую скорость. Также схожими звуками "чу" или размахивая чем-либо ("чу" могло войти в оборот именно от подражания шуршащим звукам при расскекании воздуха предметами, создавая тем самым некоторую ударную волну с относительно низкочастотным диапазоном, инстинктивно пугающим живность) отпугивали наглых голодных насекомых и птиц от себя и от рыбы. Тем более, что логистика связана была с югом (районы Чёрного и Каспийского морей - и на север по рекам). Vasylenko написал: Правда? Думал я один очумел от этой повести о Чумаках! Гринцевич2 написал: Очуметь можно. Я тоже слегка прибалдела!, слово оЧУМела не решилась использовать, вдруг кто что подумает (см. ниже)и все будут ненавидеть. ![]() А это, ваааще! Надо дать медикам почитать, пусть знают!! psyandr написал: P.S. Чума пришла со Средней Азии, собственно с помощью первых чумаков - купцов, богатых или нанятых перевозчиков. В те века, их конечно, ненавидели за это, когда стали понимать, что они со своим товаром виновники - и эпидемии было дано имя их переносчиков (бактерии чумы и в той же рыбе бывают).Либо, проводя татарско-тюркские нити, cuma (турецкое, читай тюркское) - круглые нарывы, шишки. Также dzuma (польск.), šumа (др.евр.) - во многих языках звучание схожее. После долгого размышления решила скопировать в "Юмор на форуме", больше некуда. |
Geo Z Модератор раздела LT Сообщений: 20028 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 13232 | valcha написал: Не то слово. Это вообще новое слово в науке. Явно кандидат на будущую Нобелевскую премию. А может Шнобелевскую. Шедевр!!! |
ozerskaya Калининград Сообщений: 4017 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3570 | psyandr написал: Происхождение "черкас" - от чирканья обувью (детско-фонетически так и произносили обозначая звук передвижения в обуви, "чирк-чирк"), А я то всю голову сломала, от чего же запорожских казаков называли черкасами, а тут вон оно что - ногами "чиркали". Видно старенькие все были, ноги не могли поднять. ![]() ![]() ![]() |
Seagirl Екатеринбург Сообщений: 2639 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 5066 | Действительно, скопировалось как-то криво ![]() Гринцевич2 написал: ибо они есть продукт интеллектуального народного и моего труда Vasylenko написал:
valcha написал: Шедевр!!! Но.... Человек думает. Правильно или нет Но думает.. Хорошо. что не копирует бездумно статьи публиковавшиеся в интернете. Меня тоже "улыбнул" этот пост. Но когда-то казалось странным,когда человек приходил к выводу, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца. Прошло время... И сейчас будет забавно слушать, что земля плоская и покоится на трех слонах. Желаю всем думать ![]() |
Format477 Новичок Набережные Челны Сообщений: 23 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 0 | Здравствуйте! psyandr написал: согласно списку деревень - вовсе не по реке Умяк, а вдоль берега р. Вятка Скажем так, в верхнем левом углу прямоугольника, образованного реками Умяк (с севера), Вятка (с запада) и Кама (с юга), т.е. все-таки по рекам Умяк и Вятка, до которых им от 0 до 5 км, в то время как до ближайшего берега Камы не менее 20-ти. psyandr написал: Эти (в частности) нижневятские казаки (пограничники с проживанием на границе) прозывались черкасами, и это активно выражается в топонимах (д. Чирши, д. Черкасова, что возле упомянутой д. Шурняк; ещё две деревни "Черкасы" напротив на другом берегу Вятки - за считанные секунды "пограничники" могли добраться до реки, где-то ранее 18 века тут могло пресекаться передвижение с юга, рядом уже башкирские степи). С тем, что они выполняли функции казаков на приграничных землях не спорю. Все перечисленные населенные пункты, в том числе и обозначенные Вами Черкасово (Черкассы) согласно Сказкам о помещичьих, служилых, новокрещенных и татарах Зюрейской дороги Казанского уезда относятся к кряшенским служилым и ясачным деревням. Кряшены же (согласно "Tatarica : энциклопедия / авт.-сост. М. С. Глухов. — Казань : Ватан, 1997. — 503 с. : ил.") как этноним, по всей вероятности, восходит к историческим керчинам (от санскр. кер — гора + кит. чин — человек), т. е. жители гор, и в прошлом, очевидно служил, этническим названием одного из татарских племен, известных как кераиты (гераиты) — основа населения средневековой Керии — наследницы первого Тюркского каганата....В составе единого государства кераиты мирно сосуществовали с уйгурами-манихеями и несторианами по вероисповеданию. Тюркоязычность кераитов многократно подтверждена исследованиями специалистов (Муканов М. С., Викторова Л. А., Ховорс Г., 1984). Как на реликт прошлого можно указать на керчинов и / начинов, еще в конце XIX в. обитавших в долинах Керчин-Дарьи и Тарима (Северо-Западный Китай). В конце XII в. татары, в т. ч. и кераиты, будучи покоренными Чингисханом, оказались в монгольской среде, ... вместе с представителями других покоренных Чингисханом тюркских племен, преимущественно — кипчаков, заложили основы ногайства и казачества. Усиление позиций ислама в Джучиевом улусе (Золотой Орде) со второй половины XIV в. вынудило многих татар-казаков покинуть свою страну. Они поступали на службу в Великое княжество Литовское, Московскую Русь, Королевство Польское и Османскую Турцию, что стало одной из причин начала распада Золотой Орды. ... При образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств (первая половина XV в.) большое число казаков-кераитов во главе с Казы-Гиреем и Улуг (Олуг) Мухамедом оказалось в Крыму и на Средней Волге. Считается, что лякиб гирей (гэрэй), непременно имевший место в имени всех крымских ханов, а также многие ныне русские фамилии Киреевы, Каратеевы, Керенские, Киреевские и т. д восходят именно к кераитам (Будагов Л. З., 1871). В топонимике Крыма вплоть до конца XIX в. встречались Болканд-жи-Кирей, Курчи-Кирей, Тозанай-Кирей, Бешаран-Кирей, а в Евпаторийском уезде — Кереит. Новейшие исследования (Исхаков Д. М., 1996), показывают, что немало кераитов оказалось и в Низовьях Камы. При формировании национального самосознания среди казанцев, какая-то их часть, видимо, «вспомнила» свое былое самоназвание — керечины (в русской огласовке — кряшены). Этноним керечи в связи с бондюжскими кряшенами, например, зафиксировал в своей энциклопедии «Живописная Россия» П. П. Семенов (Тян-Шанский). Так или иначе, но ввиду обособленности существования этой части татар ещё во времена Казанского ханства (они в основном принадлежали к казачьему сословию и после наделения их землею жили компактно,...), со временем у них сложился своеобразный быт, сформировались характерные только для них представления, поверья и пр. Этноним кряшен (керечин), не только как самоназвание, — в татарской огласовке — кэрашен — имеет место в исторических актах XVIII и. (Алишев С. Х.., 1973). Как считал видный этнограф 1-й половины XIX в. профессор Н. И. Воробьев, «эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт» (см.: Кряшены и татары. — Казань, 1929). Мало того, в Свияжском кантоне Татреспублики в 20-е годы он же столкнулся с фактом, когда местные жители называли себя «некрещёными кряшенами». Это ещё раз говорит в пользу того, что кряшен не только можно, но и необходимо рассматривать как особую этническую (а не этноконфессиональную всего лишь) общность." "К чему столь длинное лирическое отступление?" - спросите вы. К тому, что согласен с Вашим отнесением жителей данных сел и деревень к казакам. Не к общепринятым казакам (кубанским там, донским и прочия), а к тем, кто являлся ими по роду своей деятельности, по выполняемым в государственном плане функциям. psyandr написал: Происхождение "черкас" - от чирканья обувью (детско-фонетически так и произносили обозначая звук передвижения в обуви, "чирк-чирк"), причём обувь была приметная (тёплая и высокая, кожаная с мехом - чтобы пограничники не мёрзли максимально долго, аналог унт), отчего прозвище было дано всему сообществу казаков. Обувь именовалась просто "чирки", а носители обуви - чиркисы, чиркицы. Что касаемо происхождения "черкас" - ничего добавить не могу, сим вопросом не интересовался. psyandr написал: Но фактически казаки были крестьянами, особенно после уменьшения пограничного значения после расширения Империи. А вот с сим соглашусь в полном объеме. |
Format477 Новичок Набережные Челны Сообщений: 23 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 0 | psyandr написал: ЧУМАК. В старое время: крестьянин, занимающийся перевозкой и продажей соли, рыбы, хлеба и других товаров. Здесь, вы извините, но ничего новго, всю эту инфу в данном или ином прочтении наблюдал в куче других источников, в том числе и в высказываниях уважаемых "постеров" настоящего Форума. psyandr написал: Жители данных пунктов могли иметь и "украинско"-"казацко"-черноморско-каспийское происхождение. А вот это то как раз и вызывает множество вопросов. Отмечал уже выше, что кряшен на эту землю пришли не с юга России, не с Малороссии. И к народностям, населявшим те земли отношения не имеют. Более того, родоначальники мои из коренных кряшен, т.е. предполагать, что они были ЧУМАКами, мигрировавшими из мест зарождения чумакского промысла не приходится. Более того, кличка/имя/прозвище ЧУМАК к ним "пристало" еще в бытность их крепостными крестьянами. не думаю, что они могли мигрировать с Украины в Повольжье и "закрепоститься"" тут.))) Напомню, крепостное право отменили в о второй половине 19-го века и в это же время они стали именоваться Чумаковыми. Когда они успели приобщиться к столь вольному промыслу, как чумачество? Пока в моей неумной голове вариант только один: ЧУМАКами они стали по "заданию/поручению государства". Так сказать в рамках государевой службы. Ибо были все в основной массе своей из отставных солдат и после службы оставались государевыми крестьянами. Более того, кряшен - тюркоязычная народность. Что подсказывает возможность именования извозчиков по некоторым деталям их аммуниции, которые в тюркском языке именовались именно как "ЧУМАК". По разным источникам это могли быть как оружие (персидские версии палицы), так и разные варианты тары (короба, мешки и т.п.). Т.е. слово "ЧУМАК" не заимствовано из чумацкого промыла, развитого на юге России, а самостоятельно образовалось в данном регионе исходя из местного языка. Кстати, язык кряшен, благодаря тому, что они из язычества сразу перешли в православие, не содержит арабизмов, так присущих языкам тюркского происхождения, но принадлежащих народам мусульманского вероисповедания, в том числе казанским татарам. P.S.: Прошу не кидать в меня камни и не пинать больно, как произошло с psyandr. Мое мнение не претендует на единственно верное, да и вообще не претендует на то, что оно верное, но оно - МОЕ МНЕНИЕ - право на которое, я так думаю, имею в не зависимости от стажа на настоящем много мною уважаемом Форуме. |
valcha Модератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24843 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20473 | Seagirl написал: Хорошо. что не копирует бездумно статьи публиковавшиеся в интернете. В Интернете есть множество сайтов с вполне научными статьями по отраслям филологии и лингвистики господ ученых, которые многотрудно и многовременно (начиная с 18 в.) исследовали практически все явления русского и пр. языков. Некоторые их выцводы могут, конечно, смутить неподготовленного читателя, который привык пользоваться своими навыками т.наз. "народной" этимологией вроде: происхождение "черкас" - от чирканья обувью (детско-фонетически так и произносили обозначая звук передвижения в обуви, "чирк-чирк"), причём обувь была приметная (тёплая и высокая, кожаная с мехом - чтобы пограничники не мёрзли максимально долго, аналог унт), отчего прозвище было дано всему сообществу казаков. Обувь именовалась просто "чирки", а носители обуви - чиркисы, чиркицы. Надо только уметь их найти и понять, что в этих статьях может послужить нашему делу. |
Гринцевич2 Минск Сообщений: 2659 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 14415 | Слава Богу, что Андрюша привязал черкесов только к чирканью сапожищами. А мог и к "черкашам" привязать запросто. ![]() |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед → Модераторы: valcha, Geo Z |
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Ономастика (антропонимы, топонимы и пр.), этимология » Спонтанно возникающие дискуссии [тема №94190] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |