Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Имена, фамилии и географические названия - этот раздел на форуме открыт для вопросов о возможном их происхождении, а НЕ для объявлений о поиске. Не рекомендуется открывать новую тему по ОДНОЙ фамилии или по одному имени. Такие темы будут удаляться.

Не НУЖНО копировать многоступенчатые диалоги. Такое копирование подлежит удалению. Отвечайте на конкретный заданный вопрос.
Пустые сообщения с "спасибо........" удаляются без предупреждения. Есть три возможности поблагодарить: кнопка "лайк" в поле сообщения того, кто вам помог, кнопка " + " под аватаркой, благодарность по кнопке "Отзыв" там же.

Фамилии\имена лиц духовного сословия

версия происхождения

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 Вперед →
Модераторы: valcha, Geo Z
skatya
Участник

skatya

Москва
Сообщений: 62
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 12
Я заинтересовалась этой темой. Какие есть по этой теме исследования и мнения? Я в частности интересуюсь истоками происхождения фамилии Пифиев. Греческого происхождения фамилия в Казанской епархии.
У Оленева (2001) я прочитала следующее:
"Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. Между прочим - Лужков, Высоцкий, Озеров и даже Майоров и Люминантов. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие российские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов земного шара возникли приблизительно при одних и тех же обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство, которое, в отличие от других конфессий, никогда не пыталось "прижать к ногтю бессерменов", внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и многие другие "



Чтобы среди будущих священнослужителей не было никого с грубыми, земными фамилиями, им придумывали нечто звучное, высокопарное, а попросту непонятное. Поскольку народ в греческом был, естественно, не силен, брали за основу слова именно из этого древнего языка. Так появились Агапитов (‘любимый’); Акустьев (‘услышанный’), Аморский (‘несчастливый’), Аретинский (‘добродетельный’); Велтистов, Велтищев, Вельтищев (‘самый лучший’); Вианоров (‘сильный’); Дидимов, Дыдымов (‘близнец’); Евпсихеев (‘мягкосердечный’); Иссахаров (‘награжденный за труды’); Лампадов (‘светильник’); Неофитов (‘новообращенный’); Оров (‘гора’); Павсикаиев (‘отвращающий зло’); Паламонов, Палемонов (‘придумщик’); Паригорьев (‘утешитель’); Пародов (‘шествующий’); Пасикратов (‘всемогущий’); Пионов (‘богатый’); Пирров (‘рыжий’); Пистов (‘верный’); Полигнотов (‘хорошо известный’); Полиентов (‘похвальный’); Полихроньев (‘долговечный’); Проскоков (‘ожидающий’); Протов (‘первый’); Родопианов (‘с глазами, подобными розе’); Сосипатров (‘спасенный отцом’); Соссиев (‘невредимый’); Софотеров (‘мудрый’); Танаевский (‘длинный’); Тарахов, Тархов (‘волнующийся’); Тахистов (‘быстрый’); Тихиков (‘удачный’); Трифенин (‘роскошный’); Трихинский (‘волосатый’); Фермов (‘теплый’); Филадельфов (‘любящий’); Филологов (‘словолюб’); Филоматинский (‘с охотой относящийся к учебе’); Философов (‘любитель мудрости’); Фотов (‘светлый’); Фусиков (‘естествоиспытатель’); Харисогонов (‘златорожденный’); Харитин, Харитов (‘изящный, прелестный’). Впрочем, последние две фамилии могли иметь источником православное имя Харита, Харитина (от греческого ‘изящная’).
---
Екатерина Сергеевна Шелехова
Гаршины, Шелеховы, Пифиевы
Garshin, Shelekhov, Pifiev

Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23507
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 19115
.Институт славяноведения РАН. Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. 2017 г.

Тема этой книги — история монашеских (иноческих) именований и переименований.

Авторы попытались ответить на вопросы: когда и как у инока менялось имя? на какой стадии духовного совершенствования это происходило? насколько обязательной была перемена имени? каким образом осуществлялся выбор имени? могло ли имя монаха последовательно меняться несколько раз? как бытовали иноческие имена? Работа основывается как на древнерусском, так и современном материале, и предназначена в первую очередь для филологов и историков.

Оглавление
От авторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

І. Общие предпосылки

1. Постановка проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Три степени монашества: рясофор, малая схима, великая схима . . . . . . . 11
3. Три вида пострижения: в рясофор, в малую схиму, в великую схиму. . . . 15
4. Изменение имени: всегда ли оно сопровождалась пострижением? . . . . . . 18

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика
1. Вопрошение имени у новопостриженного монаха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2. Когда происходит изменение имени? Противопоставление прежнего и нового имени в обряде монашеского пострижения . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

1. Вопрос о последовательном изменении имени при каждом пострижении. . . . 29
2. Изменение имени при пострижении в рясофор как поздний обычай на Руси. Вопрос об украинском влиянии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3. Казус Кирилла Белозерского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
4. Изменение имени при пострижении в рясофор у греков. . . . . . . . . . . . . . 36

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?. . . . 46

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема
Печерских . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский. . . . . 62
8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских
архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии
(Василисы). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в.. . . . . . . . . . . . . . . 77

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

1. Сохранение мирского имени при постриге в Древней Руси. . . . . . . . . . . . 82
2. Сохранение мирского имени при постриге в России нового времени. Мена патронального святого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3. Вопрос об изменении патронального святого в Древней Руси. . . . . . . . . . 95

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

1. Две традиции выбора иноческого имени: по созвучию с мирским именем,полученным при крещении, или по календарю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
2. Почитание алфавита у греков и выбор иноческого имени. . . . . . . . . . . . 112

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

1. Общий принцип: имя выбирает совершающий постриг. . . . . . . . . . . . . . 116
2. Провиденциальные основы определения иноческого имени. Выбор по жребию. Рясофорное имя Паисия Величковского: Парфений или Платон?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120

VІІІ. Выбор схимнического имени

1. Выбор схимнического имени по созвучию с прежним иноческим именем (полученным в малой схиме) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
2. Возвращение в великой схиме к мирскому имени. Имеет ли место при этом возвращение к патрональному святому, полученному
при крещении?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
3. Сохранение в великой схиме прежнего иноческого имени (полученного в малой схиме). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
4. Сохраняется ли патрональный святой при сохранении монашеского имени в великой схиме?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

1. Обычай давать при постриге редкие имена (которые не даются при крещении). Относительность понятия редкого имени . . . . . . . . . . . . . . . 132
2. Новые иноческие имена, появляющиеся после реформ патриарха Никона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
3. Женские иноческие имена, образованные от мужских (имена мужских святых у инокинь) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
4. Южнославянские формы мужских иноческих имен после второго южнославянского влияния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

Х. Иноческие имена в быту

1. Сочетание иноческого имени с отчеством и фамилией. . . . . . . . . . . . . . . 145
2. Уменьшительные формы иноческих имен в нейтральном (непейоративном) значении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
3. Уменьшительные формы иноческих имен в пейоративном значении. Самоуничижительная форма иноческого имени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
4. Иноязычные (греческие) формы иноческих имен: казусы митрополита Климента Смолятича и Льва, епископа Ростовского в ХІІ в.. . . . . . . . . . 158
5. Прозвища монахов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
6. Монашеские литературные псевдонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
7. Монашеские инаугурационные имена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
8. Именование монаха мирским именем. Возвращение к мирскому имени при расстрижении. Мирское имя монаха в пейоративном значении; в нейтральном значении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187

Экскурс І.

Предсмертный постриг в Древней Руси
1. Предсмертный постриг в великую схиму в монастырях. . . . . . . . . . . . . . 203
2. Предсмертный постриг в великую схиму у мирян. . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
3. Предсмертный постриг в великую схиму в династическом контексте: конфликт с традицией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
4. Специфика свидетельств о предсмертном постриге у мирян. . . . . . . . . . 217

Экскурс ІІ.

Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

1. Постриг вдов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника. . . . . . . . 226
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака. . . . . . . . . . . 237

Экскурс ІІI.

Историографические мифы: мнимые схимнические имена . . . . . . . . . . . 246
Цитируемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Условные сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Указатель имен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
От авторов


Работа полезна для тех, кто разбирает Синодики и Помянники
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23507
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 19115
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
kamasja59
Новичок

Сообщений: 19
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 19
Здравствуйте, форумчане! Хотела бы услышать ваше мнение насчет фамилии МИЛОСТИНСКИЙ. Мой предок по материнской линии - государственный крестьянин села Торговое. Примерно 1850 года рождения. Переселился в Торговое в 1870 - е годы. В отличие от многих других переселенцев, которые большими семьями переселялись, он был один. В МК первая запись о нем, что у него и законной жены его Анисии Ивановны в 1875 году родился сын. МК по этой церкви есть только с 1874 года. Записи о бракосочетании ни за 1874, ни за 1875 год не обнаружила. Так что никакой другой информации нет. Мне кажется, что не очень похожа фамилия МИЛОСТИНСКИЙ на крестьянскую. КАК по вашему, может быть эта фамилия связана с духовным сословием? Притом очень редкая фамилия. Все известные мне на сегодняшний день Милостинские ведут свою родословную именно от ЭТОГО МИЛОСТИНСКОГО.
NORD-OST

Сообщений: 1193
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 3531
>> Ответ на сообщение пользователя kamasja59 от 10 февраля 2021 22:45
А от слово "милостыня" не может происходить фамилия?
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1563
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1077
А я обнаружила, что среди братьев-сестёр Поповых один священник (Вологодская губерния, Великоустюгский уезд) 1812 года рождения вдруг стал Дроздовым. Вот гадаю: то ли взял фамилию жены, то ли голосистый был (дрозд - птичка певчая). Очень активная персона, пользовался всяческим одобрением начальства, 25 лет благочинный округа, долго жил (до 1886 года).
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 23507
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 19115
>> Ответ на сообщение пользователя kamasja59 от 10 февраля 2021 22:45

Уже обсуждали Здесь

Посмотрите Здесь
статья УКРАИНСКИЕ ФАМИЛИИ ЦЕРКОВНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕРКАССКОЙ ОБЛАСТИ, УКРАИНА)
ЦЕХМИСТРЕНКО О.В
Чтобы прочитать, надо зарегистрироваться в библиотеке
или найти здесь МИЛОСТИН
https://lib.vsu.by/jspui/bitst...05-208.pdf
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Иринна

Иринна

Воронеж
Сообщений: 2106
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 19642
СОБОЛЕВ АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ
здесь
https://drevo-info.ru/articles/23878.html\\


ВЕВ номер 10за 1901 год
Н Е К Р О Л О Г Ъ .
(1* Заштатный протоіерей Андрей Стефановичъ Соболев.
13 Апрѣля сего 1901 г . въ 1 ч . 30 м. пополудни 7 0 л. отъ роду скончался отъ бронхита заштатный протоіерей Пятницкой церкви г . Воронежа Андрей Стефановичъ
Соболевъ.
Изъ родословной почившаго о . прот. заслуживаетъ внииманія слѣдующій фактъ:
Въ 18 в . купецъ (торговавшій мѣховыми товарами) г . Енифани *) Василій Ивановичъ Поповъ явился къ Моссковскому митрополиту Платону съ просьбою опредѣлить его
въ духовное званіе и при семъ въ даръ Его Высокопр. приннесъ пару живыхъ соболей. Владыка милостиво исполнилъ просьбу благочестиваго купца, рукоположивъ его во священнника и , затѣмъ далъ ему новую фамилію <Соболевъ>.
---
Прадед Силецкий Иван Рафаилович, крестьянин однодворец Витебской губернии Невельского уезда Зябкинской волости.
Священнослужители Федоровы, Путилины, Станковские, Понятовские, Поповы, Черницкие, Шакины, Шишловы из Воронежской губернии
Возничихины, Тугариновы, Курышкины, Большаковы, Шумиловы-купцы
Лайк (1)
Sinterson

Sinterson

Москва
Сообщений: 446
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 332
Судя по фамилии купца, он изначально был духовного сословия, потом перешёл в купечество, а затем решил вернуться
---
Интересует духовенство Новгородской губернии: Новая Русса, Черенчицы, Ляховичи, Левоча, Строилово, Молвотицы
Iratim
Участник

Сообщений: 55
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 91
Здравствуйте!
В одном документе 17 века встречаются записи одного имени разным людям таким образом:
Семен, Семейка, Симанка.
Возможно ли предположить, что Симанка от того, кого называли Симон
ну а другие от Семена?
---
Гвоздовские, Малевы (Богучарский у.), Хренковы (Могил губ),Громовы (с.Красное), Посох (Вилейский у.), Тимшины (Уржумский у.), Сандрацкие,Червинские Липовецкий у.)
Sinterson

Sinterson

Москва
Сообщений: 446
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 332

Iratim написал:
[q]
Здравствуйте!
В одном документе 17 века встречаются записи одного имени разным людям таким образом:
Семен, Семейка, Симанка.
Возможно ли предположить, что Симанка от того, кого называли Симон
ну а другие от Семена?
[/q]

Семен и Симон и Симеон, скорее всего лишь варианты написания
---
Интересует духовенство Новгородской губернии: Новая Русса, Черенчицы, Ляховичи, Левоча, Строилово, Молвотицы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 Вперед →
Модераторы: valcha, Geo Z
Вверх ⇈