Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Историческое и стастическое описание церквей города Вельска

Историческое и стастическое описание церквей города Вельска и Вельского уезда (по благочинным округам, составленное многими авторами в 1851-1857 гг. 7 рукописей).
Фонд № 883. Оп.1. Д. 162

Даты документов: 1851-1857

Кол-во листов: 530

← Назад    Вперед →Модератор: akpetrov
akpetrov
Модератор раздела

akpetrov

Малоярославец
Сообщений: 5961
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1385
Выписал Лев Толстиков
ГАВО. Ф.883, Оп.1, Д.162, Л.181-188, 354-357об. 530 листов. 1851-1857гг. Историческое и статистическое описание церквей города Вельска и Вельского уезда (по благочинным округам, составленное многими авторами в 1851-1857 гг. 7 рукописей).
Церковноисторическое и Статистическое описание Вельского уезда 3-го благочиннического округа.

Вельский 3-й благочиннический округ начинается от своего уездного города Вельска в 25-ти верстах, лежит прямо от онаго к югу; по средине коего проходит к губернскому городу от уездного Вельска Московский почтовый тракт, по обеим сторонам невдалеке от коего расположены все церкви сего округа. В 3-м округе 17 приходов, в коих 20 причтов, 3 прихода в сем округе двухклирные. В нем по настоящее время 10 каменных церквей с таковыми же колокольнями и 4 деревянных. Во всех 17-ти приходских церквах 54 во имена различных Угодников, вместе с храмами во славу Спасителя и в честь Божией Матери престолов или приделов. Из числа каменных церквей, одне построены сообразно с древним Византийском стиле, а другие новейшей архитектуры, и все с внешней стороны приличных фасадов, а внутри весьма достаточно украшены раскрашенными и по местам золоченными столярной работы иконостасами, живописной работы иконами и прочею церковною утварью. Более достаточные церкви покрыты железом, а прочие деревом. Каменные церкви в сем округе уже являются в начале XIX столетия, именно в 1802, 1803, 1816 годах. Только в Шелотском Троицком приходе каменную церковь начали строить в 1785 году, но по причине падения верхнего этажа в 1808 году, окончена в 1821 году. … из деревянных церквей есть очень древние, именно в приходе Рождества Предтечи, что в Верхопежемском монастыре две деревянные церкви, одна построена в 1686 году, а другая в 1725; в Кулойском Покровском приходе тоже две, одна существует с 1765 года, а другая с 1799г. В Кочеварском Богородском приходе деревянная церковь построена в 1758 году. (Краткое описание древнейших из них. См. на листах: 50,- 132, 103 и 12). Стоит заметить при этом еще, что в Двиницком Михайло-Архангельском приходе с 1639 по 1755 год существовала церковь теплая черная. Образа в сей церкви так почернели от чаду, что при постройке в 1755 году вместо ея белой церкви, они оказались совершенно негодными для церкви. Некоторые из церквей венчаются пятью главами с прилитными раззолоченными крестами. Последний из сего округа приход по тракту отстоит от своего уездного города на 105 верст, и преткнувшись Кадниковским уездом не достиг до губернского своего города Вологды 165 верст. Причты при всех приходах, по штатам до ныне полные, но прихожанами не все приходы достаточные, ибо очень довольно в сем округе церквей малоприходных. Вообще приходы в сем округе заключают от 90 до 1050 душ, и немного более женского пола. Все прихожане в сем округе принадлежат только к двум ведомствам, кроме духовных – к Казенному и Удельному, и все вообще издревле Православного исповедания, кроме одной крестьянской веры казенного ведомства в Куло-Покровском приходе.
О начале и распространении христианской веры в сем округе никаких письменных сведений при церквах, равно и устных преданий не имеется, так как многие древние первоначально деревянные церкви, а с ними все церковные записи и документы сгорели; потому и нельзя с точностью определить когда именно в сем месте воссиял впервые свет христианства. Впрочем, основываясь на исторических фактах описания Ваги* (* – Историческое описание Ваги Матвея Николаевича Мясникова помещено в Отечественных записках 1829 года), должно полагать, что свет христианской веры распространился здесь в XI столетии. Ибо коренные жители Ваги были народы, известные по именем Заволочской Чуди. А по истории Ваги видно, что христианское благочиние на Ваге среди Чуди восприяло начало в XI столетии, когда вместе с Двинскою Чудью и Важская Чудь приняла крещение. Должно думать что христианская вера распространена была Новгородцами, под управлением коих находился сей край. Но в какие именно годы, кем и сколь долго продолжалось обращение здешних жителей в христианство и крещение новообращенных, неизвестно.
Первоначальное существование и распространение в сем округе церквей также неизвестно. С точностью известно только то, что в конце XVI столетия уже существовали в сем округе церкви, ибо в Верхопежемской мужской пустыне, что ныне Верхопежемский Иоанно-Предтеченский приход, церковь существовала еще в 1591 году по Рождеству Христова, что видно из выписи при той церкви, из переписных межевых книг 1682 года, написано: «Верховажской четверти от Морозовской и Олюшинской волостей вверх по реке Пежме Верхопежемская пустыня над рекой Пежмою, а в ней храм с трапезою Николая Чудотворца, в церкви алтарь царские двери, … столбцы писаны красками, в часовне образ Николая Чудотворца, у церкви на паперти три колокола, по весу колокол 30 фунтов, два колокола 20 фунтов. В той же пустыне три кельи, в них живет Строитель черный поп Иаков с братиею. Построена церковь лета 7099 (то есть 1591-го года по Рождеству Христова) и прочее. Около того же самого времени становится известна и Шелотская Троицкая церковь. На существование в это время ясно указывает надпись на местной иконе Живоначальной Троицы (см. лист 83-й). Около же половины XVIII столетия существовали в сем округе уже многие церкви. Так а) Кулойской Покровской церкви, Одигитриевской церкви (что ныне упраздненная Столбинская Христорождественская) 1) Грамота Царя и Великого Князя Алексея Михайловича дана земля 1668 года (грамота при архиве Кулойской Покровской церкви); б) 2) Из грамоты Святейшего Иосифа Патриарха Московского видно, что в Спасоборовинском приходе церковь существовала ранее 1652 года (копия с грамоты при Спасоборовинской церкви); в) Из выписки при Олюшенской Николаевской церкви видно, что церковь в том приходе была строена 1670 года; г) Из надписи на одном из Евангелий при Жаровской Петропавловской церкви открывается, что в том приходе церковь деревянная существовала в 1669-м году; д) Из копии грамоты, данной Преосвященным Митрополитом Аффонием видно, что деревянная церковь в Двиницком Михаило-Архангельском приходе построена была в 1639 году при державе Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича в разделении от Шелотской Троицкой церкви; следует, что Шелотская Троицкая церковь существовала еще ранее Двиницкой Михаило-Архангельской. (копия с грамоты Двиницкой Михаило-Архангельской церкви).
Первоначально в сем округе усердием прихожан были построены все церкви деревянные, а со временем в 10 приходах таковым же усердием прихожан вместо деревянных построены церкви каменные. О случае же первоначального построения церкви никаких сведений не имеется, кроме некоторых церквей, которые построены для разделения приходов, за дальним расстоянием прихожан от первобытной церкви. Каковы суть: 1-ое Угронская Введенская отделившей от Староборовинской; 2-ое Лиходиевская Ризоположенская – от Кулойской Покровской; 3-е Терминская Воскресенская – от Верховажского Успенского Собора и 4-ое Двиницкая Михаило-Архангельская, отделившись от Шелотской Троицкой церкви.
Значительных перемен в порядке существования церквей и приходов в сем округе не было, кроме того, что три церкви сего округа первоначально были монашескими пустынями, именно:
1-я Верхотермингская Воскресенская церковь. Она, как говорит предание, была прежде пустынею, от чего и до сих пор между простым народом она называется монастырскою церковью, но с которого времени и до которого, а также мужского или женского была прежде пустынею, неизвестно, ибо никаких записей и актов при церкви не осталось.
2-я Верхопежемская Иоанно-Предтеченская церковь. Церковь сия, как видно из выписки переписных межевых книг, первоначально была мужскою пустынею, но с которого времени неизвестно, причем существование пустыни кончилось не ранее 1769-го года, ибо в 1769-м году был послан Указ Архангелогородской Духовной Консистории о смерти и поминовении Преосвященного Иоасафа, Епископа Архангелогородского еще такая ж Верхопежемской пустыни, а в 1771-м году был уже здесь белый священник Стефан Никифоровский, что видно из письма, данного сим священником крестьянам Чушевицкой волости на владение оброчивсти монастырскими пустошами. Видно из сего, что с 1771-го года церковь сия существовала уже приходскою. В 1833-м году по малочисленности прихожан она была по распоряжению высшего Духовного Начальства закрыта и причислена со всем имуществом к Олюшенской Николаевской церкви. А в 1850-м году церковь сия, вследствие прошения прихожан той церкви, при положении навсегда известного пособия … продовольствию той церкви причта Верховажскими купцами Персиковыми и Пестеревыми, Указом Епархиального Начальства, опять восстановлена в приходскую церковь.
3-я Спасоборовинская. Церковь сия, как показано уже выше сего, первоначальное свое существование восприяла ранее 1652-го года под именем приходской церкви в царствование Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, как видно из грамоты Святейшего Иосифа, Патриарха Московского, данной 1659-го года крестьянину Сидору Тимофиеву после сгорения первого храма, на построение нового храма на месте сгоревшего. Потом, неизвестно с чьего разрешения в 1656-м году Сийского монастыря иеромонах Иов, придя на Вагу, на Боровин начал заводить монашескую мужскую пустыню, а после Иова, как говорится в истории Российской иерархии, строительство принял сын его Иона. Иеромонах Иона, устроив пустыню, жил в оной до 1678-го года. В 1678-м году, по грамоте Преосвященнейшего Корнилия, Митрополита Новгородского, Боровинская мужская пустыня отведена пришедшей старице Дорофее с сестрами, коего и устроена здесь женская пустыня. Это видно из царской грамоты 1695-го года февраля 28-го дня, и еще из записи, данной (из Важской Воеводной Канцелярии) в 1750-м году февраля 12-го дня на владение землею бывшему в то время священнику Иоанну Кутейникову. Но женская пустыня существовала только 6 лет. Монахини, как говорится в царской грамоте, оставив церковь со всем ея имуществом и строением, разошлись по своей воле в разные места. С тех пор, а именно в 1685 году Спасская Боровинская сперва мужская, а потом женская пустыня, была обращена Преосвященнейшим Афанасием, Архиепископом Архангелогородским и Важеским, по прошению крестьян Важеского уезда Низовской десятины в приходскую церковь, что самое подтверждается такоюж царскою грамотою.
Земля, примежеванная в 1678-м году женской пустыни, бывшей на месте Спасоборовинского прихода, в 1784-м году приписана к Спасской Боровинской церкви.
Остатков монастырских зданий при сих церквах никаких не имеется.
Святых Угодников, прославившихся нетлением мощей, в сем округе нет.
Чудотворные, по преданиям иконы особенно достойны замечания: 1-ое При Верховской Воскресенской церкви икона Божия Матери Казанская, о коей предание говорит, что она невидимою рукою была износима из нескольких церковных пожаров. 2-ое При Чушевицкой Покровской церкви образ Введения во храм Божия Матери; икона сия, по преданию спасла Чушевицкую волость от нашествия Чуди, поразив врагов слепотою. 3-е При Верхопежемской Иоаннопредтеченской – образ Святителя Николая, явившаяся во сне, три года бывшему в расслаблении крестьянину Ембовской волости, деревни Агафоновской Феодору, от коей иконы Феодор получил излечение, что и было причиною основания там мужской пустыни. 4-ое При Кулойской Покровской церкви образ Божией Матери Одигитрии, явившейся во сне слепорожденной старой девице, которая, взяв икону в поле на трех ржаных колосьях, якобы прозрела; от коей иконы будто-бы в старину много было и других исцелений.
Впрочем о всех сих прописанных при церквах иконах записей, свидетельствующих о их чудотворениях, никаких нигде не имеется.
Сверх упомянутых икон достойна замечания по древности икона Св.Троицы при Шелотской Троицкой церкви; ибо как видно из надписи на той иконе, она писана 1595-го года при Государе Царе и Великом Князе Димитрии Иоанновиче в первое лето царства Его и пришествия Его в Москву, при Патриархе Иове.
Как образ Божией Матери Одигитрии, при Кулойской Покровской церкви, первоначально находился при Столбинской Христорождественской (ныне упраздненной) церкви; то каждогодно 12-го числа июня бывает от приходской Кулойской Покровской церкви к упраздненной Христорождественской Столбинской, в честь Божией Матери, крестный ход, где и совершается того дня Божественная Литургия. Кроме сего особенных крестных ходов в 3-м округе ни при какой церкви не бывает.
Почти все и всех вообще церквей прихожане, кроме обыкновенных, Православною церковию принятых постов, имеют благочестивое обыкновение поститься неделю прежде дня Св.Пророка Илии; по окончанию коей, в самый праздник Св.Илии с ревностию и усердием, отслушав Божественную Литургию, большая часть богомольцев служат Пророку молебны. В некоторых приходах священноцерковнослужители со славою имением, неся из храмов образ Пророка, по домам прихожан и совершают Угоднику молебны. Предание говорит, что обычай сей взят издревле, якобы по случаю бывшего в одно время сильного мора на скот.
В некоторых приходах, прихожане по обещанию, в день сего Праздника или перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы, приводят к церкви несколько быков. Одного из них после Литургии за оградою церкви колют. Часть жертвы сей отделяют приходскому причту, другую тут же за оградою варят, чем и угощают прихожих богомольцев и вместе с ними едят сами. Остальной, приведенный к церкви скот, назначается в продажу в пользу той церкви. Это обыкновение древнее, при разных приходах соблюдается в разные праздники. Случай и начало таковых обыкновений неизвестно.
Также почти всех церквей прихожане, хотя и не в равной степени имеют обыкновение по обещанию ходить на поклонение Св.Угодникам, и особенно Соловецким, Киевским и другим, а более всего, как вблизи почивающему Преподобному Феодосию Тотемскому. Обыкновение сие заметно год от году усиливается и поклонники умножаются. А в некоторых приходах есть обыкновение во дни некоторых праздников, в летнее время, после Литургии служить молебны на полях, посвящать, … освященного тогда же водою, сеяния, где и читается священником положенная на сей случай молитва. Обычай путешествовать на поклонение Угодникам посвящать поля – древнее, а повод к сему – усердие к Угодникам и молитва к Богу.
Раскольников в сем округе нет, кроме прихода Кулойской Покровской церкви, но в том издавна гнездилось только трое явных раскольников, а по настоящее время из них остается только уже одна, довольно старая крестьянская вдова Казенного ведомства, толка Поповщины.
Благочинный Угронской Введенской церкви священник Евграф Пинаевский.

Церковноисторическое и Статистическое описание
Вельского уезда Шелотской Троицкой церкви.
1.)Когда началось и кем распространено в сем приходе христианство и первейшее основание церкви неизвестно.
2.) Значительнейших перемен в продолжение существования церкви ни по каким церковным документам не значится; только известно что первоначальная была церковь деревянная.
3.) Ныне существующая церковь каменная двухэтажная начата строить с 1785-го года тщанием прихожан по благословению Преосвященнейшего Вениамина, Епископа Архангельского и Холмогорского, и строение ее продолжалось по причине падения, бывшего в 1808-м году, до 1821-го года.
Святых престолов в ней пять: В верхнем этаже два: 1-й во имя Живоначальной Троицы; 2-й в трапезе во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. В нижнем три: 1-й Святых мучеников Флора и Лавра; 2-й Святого Пророка Илии и 3-й в трапезе Святителя и Чудотворца Николая.
4.) Сия церковь с первоначального своего существования была и есть приходскою.
5.) Святых угодников почивающих в церкви нет.
6.) Особенных постов и крестных ходов ни по каким случаям установленных нет и не бывало.
7.) Святых икон чудотворных и явленных нет; Замечательнейшим по особенной древности имеется местная икона Живоначальныя Троицы, что видно из надписи на оной: В лето осьмыя тысящи сто третьяго года (от Адама 7103, от Христа 1595) июня в 24-й день на память Святаго Славнаго Пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна рождества его начать бысть писатися сий святый образ Пречистыя Живоначальныя Троицы во храме ея в Шелотех при Государе Царе и Великом Князе Димитрии Иоанновиче всея России Самодержце, в первое лето Благочестивыя державы царства его, и пришествия Его в Москву, и при Преосвященнейшем Патриархе Иове Московском и всея России, и при Митрополите нашем Исидоре – Великаго Нова Града Пскова, совершен бысть сий образ Пресвятыя Троицы того же лета июля 9-го дня на память Святаго Священномученика Панкратия, Епископа Тавроменийскаго, после церковнаго Троицкаго втораго погорения седмия недели во вторник.
8.) В сем приходе никаких расколов никогда не бывало.
9.) Никаких древних зданий, ни урочищ приносящих выгоды церкви и священноцерковнослужителям нет и не бывало.
Вельского уезда Шелотской Троицкой церкви
Священник Василий Андреев Сацердотов.
Священник Михаил Стефанов Левитский.
Диакон Николай Алексиев Тодорский.
Дьячек Григорий Алексиев Попов.
Дьячек Александр Иванов Туров.
Пономарь Иван Иванов Кулаков.
Пономарь Арсений Димитриев Тодорский.


Описание Шелотской Троицкой церкви
в отношении преимущественно Статистическом.
1. О церкви.
Церковь. Сия церковь во имя Живоначальныя Троицы каменная о двух этажах в одной связи с колокольнею начата строить в 1785-м году и строение верхнего этажа продолжилось по причине падения, бывшего в 1808-м году, до 1821-го года.
Святых престолов в ней пять. В верхнем этаже два: 1-й во имя Живоначальной Троицы; 2-й в трапезе во имя Рождества Богородицы. В нижнем три: 1-й Святых мучеников Флора и Лавра; 2-й Святого Пророка Илии и 3-й в трапезе Святителя и Чудотворца Николая.
Вид или оклад церкви. Церковь построена в сем погосте; основана на возвышенном месте в 200-х саженях от реки Ваги, квадратная, пятиглавая, оба этажа заняты церквами. В вышину 11, в длину 14 и в ширину 8 сажень.
2. Металлические изделия, находящиеся в церкви.
Оклады. Евангелиев шесть, на одном оклад медный посеребренный, весом 15 фунтов, из них три со средниками и наугольниками серебренными, и три со средниками и наугольниками медными. Риз на святых иконах две серебренных на местном образе Живоначальной Троицы и на иконе Святого мученика Мины весом семь фунтов.
Обрачные венцы. Венцов на иконах серебреных 12, из них 6 позолоченных, весом 5 фунтов.
Сосуды служебные. Три потира, три дискоса, три звезды, лжиц две и блюдец шесть – серебреные позолоченные; все весом 6 ¾ фунта.
Два копия железные в деревянных черешках.
Кресты. Крестов напрестольных серебреных позолоченных два – первый весом один фунт и 38 золотников, второй в три четверти фунта и два креста медных под белью весом один фунт.
Запрестольный крест один деревянный вызолочен из ольхового дерева.
Ковчеги. Ковчег для хранения святых Даров медный под белью весом три фунта с половиною.
Кадилы. Кадил медных шесть, из них три посеребреные, все весом шести фунтов.
Подсвечники. Подсвечников медных четыре, каждый весом десять фунтов.
Лампады. Лампад медных больших 28, каждая весом 5 фунтов; и малых 7, каждая весом один фунт с половиною.
Паникадилы. Паникадило медное посеребреное – весом два пуда.
Ковшики для теплоты. Ковшиков для теплоты два медных под белью весом ½ фунта.
Блюда. Блюдо медное одно кропильное весом восемь фунтов и четыре оловянных весом тринадцать фунтов и одно медное с прибором для выноса благословенных хлебов, весом три фунта и три четверти.
Чаши. Две чаши медные для освятия весом 17 фунтов.
Венцы брачные. Венцы брачные медные весом два фунта.
Купель. Купель для крещения медная весом тридцать шесть фунтов.
Выносной фонарь. Выносной фонарь один деревянный еловый четырехгранный с крестом.
Налои и столы. Налоев три из соснового дерева, покрытых нанкою и ситцем; и столов церковных четыре из соснового дерева.
3. Шитая церковная утварь.
Облачения шитые. Риз 27, из них лучших 6, средних 11, ветхих 10.
Подризников 12, из них лучших 4, средних 4, ветхих 4.
Набедренников 3, из них лучших один и средних два.
Епитрахилей 17, из них лучших 5, средних 5 и ветхих 7.
поясов 8, из них лучших два, средних 4, ветхих два.
Поручей 21, из них лучших 6, средних 9, ветхих 6.
Стихарей 14, из них лучших 3, средних 7, ветхих 4.
Орарей 9, из них лучших 3, средних 4, ветхих 2.
Все сии облачения из разных материй – парчовые, штофные, грабстуровые, плисовые и тафтеные.
Воздухов 15, из разных материй, из них лучших 5, средних 8, ветхих 2.
Плащаниц две, одна в стеклянном киоте писана на дереве живописной работы, обложена полубархатом, длиною в один аршин десять вершков, и шириною в один аршин; другая писана на холсте иконописной работы, длиною в 2 ½ аршина и шириною в один аршин десять вершков.
Хоругвь пять – писаны на холсте иконописной работы.
4. Церковная библиотека.
Синодиков, описных и вкладных книг, грамот Царских и Патриарших, древних рукописей и старопечатных книг до 1700-го года не имеется.
Служебных и поучительных книг всех вообще 81 книга.
Притч. Священников два, диакон один, причетников четыре.
Заштатные. Заштатных причетников два.
Земля принадлежащая приходу. Земли обмежеванной, принадлежащей причту пахотной 28 десятин 991 сажень, сенокосной обрезной одна десятина 1386 сажень.
Домы священноцерковнослужителей. Домов священноцерковнослужительских семь, собственных на церковной земле построенных.
Число душ. Душ в приходе вообще 2829, мужского пола 1360, женского пола 1469 душ.
В частности военных мужского пола 13, женского 22 души.
Удельных крестьян мужского пола 1347, женского 1447 душ.
Вероисповедание. Все они православного вероисповедания.
Колоколов при церкви семь.
1-й весом 45 пудов 17 фунтов.
2-й весом 12 пудов.
3-й весом 6 пудов 16 фунтов.
4-й весом 5 пудов.
5-й весом 1 пуд 13 фунтов.
6-й весом 32 фунта.
7-й весом 25 фунтов.
К сему описанию сей церкви священник Василий Сацердотов руку приложил
Сея ж церкви священник Михаил Левитский руку приложил
Той же церкви диакон Николай Тодорский руку приложил
Тоя ж церкви дьячек Александр Иванов Туров руку приложил
Тоя ж церкви дьячек Афиноген Ржаницын руку приложил
Той же церкви пономарь Михаил Иванов Кулаков руку приложил
Тоя ж церкви пономарь Арсений Димитриев Тодорский руку приложил.
← Назад    Вперед →Модератор: akpetrov
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник akpetrov » Вологодское духовенство » Историческое и стастическое описание церквей города Вельска [тема №107822]
Вверх ⇈