Средне-Азиатская железная дорога.
Собираю всё, что связано с САЖД, точнее, ветки Ашхабад-Ташкент-Мерв-Оренбург: история - визуальные данные, письменные источники.
Alina_SМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1514 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5426 | Наверх ##
12 марта 2022 17:56 Средне-Азиатская жел. дорога Пролегает по территории Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Каракалпакии, Чимкентской и Мангышлакской обл. Казахстана, Ошской и Джалал-Абадской обл. Киргизии. Управление дороги в Ташкенте. В состав дороги входят Ташкентское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Ашхабадское отделения. Эксплуатационная длина дороги (1990) ок. 6200 км. Дорога граничит с Западно-Казахстанской железной дорогой (ст. Бейнеу), с Алма-Атинской железной дорогой (от Ченгельды), с Азербайджанской железной дорогой через Красноводскую морскую железнодорожную переправу, обеспечивающую бесперевалочные перевозки. Основные узловые станции дороги: Ташкент-Товарный, Ташкент-Пассажирский, Шумилова, Узбекистан, Кызыл-Тукумачи, Хаваст, Джизак, Самарканд, Суперфосфатная, Карши, Термез, Душанбе, Бухара, Чарджоу, Мары, Ашхабад, Аннау, Красноводск, Ургенч, Кунград, Коканд, Андижан. В состав дороги входят старейшие железнодорожные линии, построенные в 1895-1906. Необходимость прокладки дороги от Оренбурга до Ташкента была высказана специальной железнодорожной комиссией в 1874. По стратегическим соображениям было решено строить железную дорогу от восточного побережья Каспийского моря (первоначально от Узун-Ада) на Кизыл-Арват, Ашхабад и дальше. Сооружение Закаспийской железной дороги началось в ноябре 1880. В 1885 железная дорога достигла Ашхабада, в 1886 - Чарджоу, в 1888 - Самарканда. Впоследствии начало дороги было перенесено в Красноводск. В 1899 дорога доведена до Ташкента. Закаспийская дорога переименована в Среднеазиатскую железную дорогу (казённая), которая проходила по территории Сырдарьинской, Самаркандской, Ферганской, Закаспийской обл. и Бухарского ханства. Железная дорога соединяла Среднюю Азию с центром России. Средне-Азиатская железная дорога имела важное значение в вывозе хлопка и другой продукции. Основной поток грузов шёл через Красноводский порт и Ашхабад в европейские районы России и в Персию и через форт Александровский и города Мерв, Керки, Келиф - в Афганистан. В стратегическом отношении по линии Мерв - Кушка железная дорога давала стране выход к южной границе. До 1900 построены основные линии: Красноводск - Ташкент, Черняево - Андижан (движение открыто в 1899), Мерв - Кушка (1900). Строительство осуществлялось воинскими частями (выделено мной) в трудных условиях пустыни Каракум. Строители впервые в мировой практике доказали возможность прокладки железных дорог в условиях безводной пустыни и подвижных песков. Опыт строительства впоследствии был применён при проектировании и прокладке железной дороги в Сахаре. Возглавлял строительство М. Н. Анненков, принимали участие О. П. Вяземский, М. А. Данилов, А. И. Югович. Первым начальником дороги был М. И. Хилков. На Средне-Азиатской железной дороге построены 30-пролётный мост через р. Амударью у ст. Чарджуй (проект Н. А. Белелюбского); хлопко-очистительный завод на ст. Геок-Тепе; открыто 25 училищ. К 1913 в подвижном составе было 531 паровоз, 7953 товарных и 495 пассажирских вагонов. На дороге построены депо, вокзалы, железнодорожные мастерские (в Ташкенте и Кизыл-Арвате и др.). В конце 19 в. встал вопрос о соединении дороги с общей железнодорожной сетью линией Ташкент - Оренбург. К сооружению этого участка приступили в 1890. Строительство шло одновременно от Ташкента и от Оренбурга. В начале 1906 линия Ташкент - Оренбург вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход к торгово-промышленным городам Центральной России была организована Ташкентская железная дорога. Протяжённость всех железнодорожных линий Средней Азии составила 2740 км. Техническая оснащённость железных дорог оставалась слабой: подвижной состав был представлен маломощными паровозами серии О, Ш, Н и 2-осными деревянными вагонами с винтовой упряжью и ручными тормозами; в путь были уложены рельсы лёгкого типа на деревянных шпалах и песчаном основании; использовались несовершенные системы сигнализации и связи (жезловая система и телеграф); недостаточное развитие получили железнодорожные станции. Перегоны пропускали в сутки от 2 до 12 пар поездов массой не более 600 т, участковая скорость составляла 13 км/ч. В 20-е гг. и позже на дороге проводилась реконструкция. Построены новые линии: Амударьинская - Термез (1925), Термез - Джаркурган и Фергана - Кызыл-Кия (1926), Андижан - Тентяксай (1927), Джаркурган - Душанбе, Душанбе - Янги-Базар, Ассаке - Шахрихан, Карасуу - Ош, Джалал-Абад - Кок-Янгак (1928-32), Канибадам - Шураб (1933), Учкурган - Таш-Кумыр (1935), Ташкент - Ангрен (1941-45), Салар - Барраж (1947), Чарджоу - Кунград (1957), Навои - Учкудук и Сырдарьинская - Джизак (1962), Келес - Узбекистан (1966), Барраж - Ходжикент (1967), Суперфосфатная - Кашкадарья (1970), Термез - Курган-Тюбе (1974), Найманкуль - Нукус (1975), Нукус - Чимбай (1980). С 1963 действует паромная переправа Красноводск - Баку. Важнейшей железнодорожной линией является Кунград - Бейнеу (408 км), с вводом в эксплуатацию которой в 1972 Средняя Азия получила жизненно необходимый выход в европейскую часть страны. Опыт эксплуатации этой линии показал её исключительное значение. Перевозки по ней составили в 1990 более 1 млрд. тонн народно-хозяйственных грузов и 1,3 млн. пассажиров. В 1982 введён в эксплуатацию совмещённый мостовой переход через р. Амударью в районе г. Термеза, позволивший укрепить транспортно-экономические связи с Афганистаном. На Средне-Азиатской железной дороге в 1931 на участке Ашхабад - Душак и Ашхабад - Вами (бывшая Ашхабадская дорога) впервые в мировой практике начались регулярные пассажирские и грузовые перевозки на тепловозной тяге. В 1974 дорога первой на железнодорожной сети страны полностью перешла на тепловозную тягу. В 1933 организованы вагонная служба и вагонные участки, в 1935 были построены вагоноремонтные пункты на ст. Ашхабад, Чарджоу, Карши, Термез, Хаваст и вагонные депо на ст. Каган (Бухара), Коканд и Самарканд. Было положено начало укреплению производственно-технической ремонтной базы вагонов. К концу 80-х гг. на дороге действовало 16 вагонных депо, оснащённые необходимыми техническими средствами, технологическим оборудованием и механизмами. Созданы также ремонтно-экипировочные пункты пассажирских вагонов на ст. Кызыл-Тукумачи, Андижан, Ашхабад, 16 пунктов подготовки полувагонов и платформ, 13 пунктов комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов, 5 промывочно-пропарочных станций и пунктов экипировки рефрижераторных секций. На ст. Сырдарьинская построено рефрижераторное депо, обеспечивающее ремонт вагонов с механическим охлаждением. В составе пассажирских поездов курсируют комфортабельные цельно-металлические вагоны, оборудованные установками кондиционирования воздуха, люминесцентным освещением и электрическим отоплением. На дороге действуют 18 основных локомотивных депо, в которых выполняются все виды технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов. Практически на всём главном ходу дороги песчаный и гравийный балласт заменён щебёночным. На всём протяжении главных путей уложены стрелочные переводы тяжёлого типа, термически обработанные рельсы Р50 и Р65. Общая протяжённость ограждений пескозаносимых участков составляет 2660 км (более 40% всех путей). В 1971 началась электрификация пригородных линий Ташкентского железнодорожного узла на постоянном токе, а с 1990 грузовые и пассажирские перевозки осуществляются электровозами переменного тока. Электрифицированы участки Ченгельды - Келес - Ташкент-пассажирский - Хаваст, Келес - Далагузар, Ташкентский железнодорожный узел (Кызыл - Тукумачи - Хамза - Ташкент-Товарный). Электрифицировано 267 км железнодорожных путей на переменном токе и 67 км - на постоянном. В эксплуатации находятся электровозы ВЛ60, ВЛ80, электропоезда ЭР9Е. На всех грузовых станциях осуществляется комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. Почти полностью механизированы грузовые районы. Наличие техники позволило создать на дороге механизированные погрузочно-разгрузочные дистанции, которые выполняют грузовые операции на больших и малых станциях. Механизированы путевые работы. В организации движения используется электронная техника. В отправлении грузов преобладают минерально-строительные материалы, нефтепродукты, уголь, удобрения, цемент (более половины отправлений приходится на местное сообщение). Значительную долю в грузовых перевозках составляют хлопок, овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты, а также цветные металлы, сера, сульфаты и др. В 1990 грузооборот дороги достиг 110 млрд. тЧкм, паосажирооборот - ок. 7,4 млрд. пассажиро-км, грузонапряжённость - ок. 13 млн. тЧкм/км. В связи о наличием крупных промышленных центров и железнодорожных узлов (Ташкент, Самарканд, Андижан, Коканд, Красноводск, Чарджоу, Душанбе, Ашхабад и др.) развито пригородное движение, доля которого составляет примерно половину всего отправления и прибытия пассажиров. В Ташкенте с 1977 в городском сообщении значительный объём пассажирских перевозок осуществляет метрополитен. В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен с Казахстаном, центром европейской части страны (Московской, Октябрьской, Куйбышевской железных дорог), с Уралом и Сибирью. Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1981). Лит.: Иллюстрированный путеводитель по Средне-Азиатской железной дороге, Аш., 1912; Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Средне-Азиатской и Ташкентской, под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова, СПБ, 1912; Ахмеджанова З. К., К истории строительства железных дорог в Средней Азии (1880-1917 гг.), Таш.. 1965; В пути полвека, Таш.. 1869. Источник: https://rzda.ru/info/articles/sredne-aziatskaya-zhel-doroga/ --- География поиска: Екатеринослав,Тверская, ОВД,Кумылженская,Владикавказ, (Семипалатинская), Узбекистан,Ташкент, Пензенская. Все мои данные на сайте указаны с моего согласия. | | Лайк (6) |
Alina_SМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1514 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5426 | Наверх ##
12 марта 2022 18:02
 | | Лайк (2) |
Alina_SМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1514 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5426 | Наверх ##
12 марта 2022 18:19 12 марта 2022 18:33 | | Лайк (1) |
Katarina2023 Новичок
Санкт-Петербург, Россия Сообщений: 15 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
17 марта 2023 0:25 Здравствуйте, Алина , не знаете ли где можно поискать архивы сличными делами сотрудников? крестный моей прабабушки- Начальник 4 Дистанции Среднеазиатской железной дороги , штабс-капитан Чечелов Алексей Викторович. в 1900 г. в Тифлисе благодарю за информацию! --- Тифлис, Баку 1900-1930: Борновицкий, Рамзайцев
Харьков 1900-1940 : Луховицкий
Ишим, Тюменская обл, Украина : Бабинский, Дромарецкий,
Ишим: Панов
Мацукевич, Ефремов? | | |
Alina_SМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1514 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5426 | Наверх ##
25 апреля 2023 18:59 Katarina2023 написал: [q] Здравствуйте, Алина , не знаете ли где можно поискать архивы сличными делами сотрудников? крестный моей прабабушки- Начальник 4 Дистанции Среднеазиатской железной дороги , штабс-капитан Чечелов Алексей Викторович. в 1900 г. в Тифлисе благодарю за информацию![/q]
Здравствуйте! Извините, что отвечаю поздно. Попробуйте искать в РГАЭ, я там нашла своего родственника-железнодорожника по САзии. По Тифлису можно написать в их архивы, насколко я знаю, они могут ответить. | | |
tirael Сообщений: 742 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 1389 | Наверх ##
15 декабря 2023 2:19 15 декабря 2023 2:20 Alina_S написал: [q] Katarina2023 написал:
[q] Здравствуйте, Алина , не знаете ли где можно поискать архивы сличными делами сотрудников? крестный моей прабабушки- Начальник 4 Дистанции Среднеазиатской железной дороги , штабс-капитан Чечелов Алексей Викторович. в 1900 г. в Тифлисе благодарю за информацию!
[/q]
Здравствуйте! Извините, что отвечаю поздно. Попробуйте искать в РГАЭ, я там нашла своего родственника-железнодорожника по САзии. По Тифлису можно написать в их архивы, насколко я знаю, они могут ответить.[/q]
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а в каком фонде/описи вы нашли своего родственника и есть ли какой-нибудь онлайн поиск по делами или описям в РГАЭ? Это было отдельное личное дело на родственника или в каком-то деле нашли кусочек информации про него? --- Ищу сведения: Бродские (Одесса до 1887, ТуркССР, УзССР 1886-1925,1945+), Погореловы (Воронеж. губ до1925, Крым/Кубань с1925, Ленинград с 60х), Саватеевых/Савватеевых (Владимирская губ, Москва и обл.), Моисеевы (Рязанская губ. с. Добрые пчелы до1930,Кучино с 30х), Носовы (Кучино с 50х, Мск ~70х) | | |
Alina_SМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1514 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5426 | Наверх ##
18 декабря 2023 23:01 18 декабря 2023 23:04 | | Лайк (3) |
BoLos Начинающий
Russia Сообщений: 27 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
6 марта 18:16 6 марта 18:23 Alina_S написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя tirael от 15 декабря 2023 2:19
Здравствуйте! Вот описи по фамилиям. Фонд 1884, http://opisi.rgae.ru/scripts/u...ndmode=ops Еще мне интересны фамилии, которые Вы ищете в Узбекистане. Если хотите, можем пообщаться в личке.[/q]
Здравствуйте! Интересует персоналий/родственник, работавший на ж\д начальником (это по рассказам родных, но должность не помнят). Проживал в Ашхабаде. Период работы - середина 1960-ых по конец 1970-ых. Также он преподавал в каком-то институте Ашхабада. Сайт он-лайн РГАЕ меня для розыска описей почему-то не пускает. Как все-таки искать? --- Лосицкий - Стародубщина, Бодрихин - Московская губ. | | |
Alina_SМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1514 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5426 | >> Ответ на сообщение пользователя BoLos от 6 марта 2025 18:16 На сайте сканов за эти годы быть не может, вам нужно обращаться непосредственно в архив. | | |
|