Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   СТРАНЫ И РЕГИОНЫ »   Украина (Україна) »   Украина, условно Юг »   Город Аккерман и его посады. Бессарабская губерния
RSS


Город Аккерман и его посады. Бессарабская губерния

Списки жителей и чиновников Аккермана XIX век и начало XX. Колония Шабо и Аккерманские посады Аккембет, Шабалат, Папушой.


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 ... 47 48 49 50 51 52 [ >>>>>> ]
kolchak73
Долгожитель форума

kolchak73

Гондурас, Гваделупа
Сообщений: 2630
Регистрация: 2015
Рейтинг: 365 

Интересны носители фамилии Колчак-Кольчак и Куруч :confz:

---
В связи с разрешением модераторов, писать сообщения на данном русскоязычном форуме, на родном языке, согласно заселения и проживания на территории - пишу на болгарском!!!
NewKent
Участник

NewKent

Аккерман
Сообщений: 72
Регистрация: 2012
Рейтинг: 78 


kolchak73 написал:
[q]
Интересны носители фамилии Колчак-Кольчак и Куруч
[/q]

Нет, такие фамилии не встречались. Их нет среди жителей города и его посадов, также нет в списках чиновников.
Может быть они жили или служили где-нибудь в уезде?
simeona
Почетный участник



Сообщений: 129
Регистрация: 2015
Рейтинг: 51 

NewKent
Спасибо, что откликнулись.
Наверное это другая ветвь.
Вот что знаю:Турлаки
Гетманченко Иван Григорьевич 1755гр
жена Марина ( 2 брак) 1785г.
Сын (от 1 брака) Герасим 1790
2 брак: Иосиф 1820;
Гавриил 1822;
Радион 1824 - мой предок
Ирина и Акелина
У Радиона было два сына Дорофей( Ерофей) 1865-1910 и Артамон 1858/601926 ??- мой прадед. Они уехали из Аккермана в Майкоп и записались там в мещане
но когда ? неизвестно.
Вот пока все что знаю. Вдруг Вам что интересное для меня попадется, дайте знать, пожалуйста
Спасибо
kolchak73
Долгожитель форума

kolchak73

Гондурас, Гваделупа
Сообщений: 2630
Регистрация: 2015
Рейтинг: 365 

Спасибо! :confz:

---
В связи с разрешением модераторов, писать сообщения на данном русскоязычном форуме, на родном языке, согласно заселения и проживания на территории - пишу на болгарском!!!
NewKent
Участник

NewKent

Аккерман
Сообщений: 72
Регистрация: 2012
Рейтинг: 78 

Добрый день
Подкину вам немного информации для размышления по Аккерманскому уезду.

1. Ваш прадед Гегер Яков Иванович, лютеранин, то есть немец-колонист.

2. В 1812 году к Российской Империи была присоединена Бессарабия. В 1820-х император Александр I выделил в бессарабских степях две большие области для немцев-беженцев от наполеоновских войн. Началась немецкая колонизация Бессарабии. Кроме того, была основана отдельная колония Шабо около Аккермана для швейцарских французов (позже туда стали заселяться и немцы).

3. В том числе был образован и Клястицкий колонистский округ, включавший в себя 15 сел-колоний. "Столицей" округа была большая колония Клястиц (названная так в честь победы русской армии под с. Клястицы в 1812 году; вообще, большинство колоний получило названия в честь мест сражений этой войны - были колонии Париж, Лейпциг, Бородино, Тарутино и т.д.)
В наши дни Клястиц - село Веселая Долина Тарутинского района.

4. В 1871 году при пребразовании Бессарабской области в губернию немецкие колонии были упразднены, на месте округа была создана Клястицкая волость. Колонисты получили название "поселяне-собственники" и им было разрешено покупать землю и основывать новые поселения. Но село Клястиц оставалось немецким (лютеранским) - например, по переписи 1897 года из 2371 жителей 2238 были немцы. Соответственно, православного прихода в селе не было.

5. В моей базе данных есть информация о Гегере Готфриде Ивановиче - возможно это брат вашего прадеда?
Он был купцом и носил звание "Бородинский поселянин-собственник", то есть был приписан к бывшей колонии Бородино (около Клястица). Но жил он в посаде Шабо (пригороде Аккермана), в 1882-1885 году был посадским головой посада Шабо, одновременно, в 1882-1888 годах был членом уездной земской управы.
Есть также информация о его сыне - Гегере Генрихе Готфридовиче. Он жил в собственном доме, оцененном в 130 рублей (это большой сельский дом).

6. Гегеров надо искать среди колонистов (на сайте мормонов есть переписи колоний). По крайней мере, этой фамилии не было среди основателей Клястица:
https://www.armin-zimmermann.eu...stitz.html
и не было среди основателей Бородино:
https://www.armin-zimmermann.eu...odino.html

7. В г.Аккермане в 1907 году жил мещанин Чапля Григорий Андреевич - это не отец вашей прабабки?

Вот примерно такая информация.
simeona
Почетный участник



Сообщений: 129
Регистрация: 2015
Рейтинг: 51 

NewKent

Добрый день. Хотела спросить, вдруг вы знаете. Турлакский пасад. Когда основан и кем заселялся? Немного истории.
Предполагаю, что название произошло от турлак ( саманный дом).
Т.к. мои Гетманченко проживали уже в 1817/19гг, задаюсь вопросом, как и почему они там оказались. Вряд ли они были коренным населением.
С уважением Лена
NewKent
Участник

NewKent

Аккерман
Сообщений: 72
Регистрация: 2012
Рейтинг: 78 


simeona написал:
[q]
Турлакский пасад. Когда основан и кем заселялся?
[/q]


Название Турлаки произошло от турецкого имени Днестра - Турла.

После перехода Бессарабии к Российской Империи вокруг Аккерманской крепости начал быстро разрастаться форштадт - прикрепостное поселение. Постепенно начало возникать жилье в некотором отдалении, вдоль основных дорог от крепости.

Сразу за форштадтом, вдоль дороги на Каушаны-Кишинев было поселение Папушоя (по молдавски "кукуруза") - в советское время это село Переможное, а сейчас в составе Белгорода-Днестровского.

За Папушоей было несколько поселений - Кривда и Каменный мост.

Здесь оседало масса народу - беглые бродяги, казаки Дунайского войска, отставные солдаты. Кроме того, напомню, что до 1861 года за Днестровским лиманом было крепостное право, а в Бессарабии крепостных не было никогда. Поэтому сюда бежали с Херсонщины, покупали паспорта и становились жителями посадов. Погуглите, что значит "бессмертные аккерманские мещане".

В 1841 году Высочайше был утвержден план г.Аккермана. По этому плану пригороды превращались в отдельные посады, в которых было свое полицейское и общественное управление. Жители стали числиться мещанами посадов, они обладали правами горожан.

Было образовано три посада: Шабо, Папушой и Турлаки (бывшая Кривда).

О том, как жили мещане посадов, говорит отрывок из Кишиневских епархиальных ведомостей:

"Съ 1829 года по 1841 годъ посадъ Турлаки, составляющій предмѣстье города Аккермана, носилъ названіе: Кривда; а съ 25 іюля 1841 года переименованъ въ посадъ Турлаки.

Посадъ Турлаки стоитъ на ровномъ мѣстѣ въ 161 верстѣ отъ Кишинева. Съ одной стороны при выѣздѣ изъ Аккермана—находится въ 2-хъ верстахъ отъ Турлакъ посадъ Папушой, а съ другой стороны при выѣздѣ изъ Турлакъ въ 2 хъ верстахъ находится Николаевская церковь, именующаяся каменномостскою посада Турлакъ.

Мѣстность, занимаемая посадомъ, не представляетъ для жителей никакихъ выгодъ. Особенная невыгода для жителей та, что посадъ владѣетъ малымъ количествомъ земли, а именно: подъ хлѣбопашество имѣется у посада не болѣе 600 десятинъ, и изъ нихъ 420 десятинъ засѣваютъ хлѣбомъ, а 270 десятинъ. идутъ подъ огороды. Нуждаясь въ землѣ подъ хлѣбопашество, жители нанимаютъ для этого землю у сосѣднихъ помѣщиковъ, платя за десятину для хлѣбопашества 4 руб. а для баштановъ и огородовъ до 12 рублей. При урожайныхъ годахъ плата эта еще не такъ обременительна; но иногда нѣсколько лѣтъ сряду бываютъ неурожаи, что приводитъ жителей въ совершенное раззореніе и лишаетъ иныхъ послѣдняго состоянія."

Из-за отсутствия земли население посадов уезжало - в Сибирь, в Ростовскую область. Иногда они покупали земли у разорившихся помещиков и строили там саманные дома под соломенной крыщей - так возникло еще одно село за Турлаками - Молога.

Уезжали они и в близлежащие села. По крайней мере в селе Староказачьем я знаю две семьи Гетманченко.

В наши дни бывший посад Турлаки - это село Выпасное.

Прикрепленный файл turlaki.jpg
Юрвен
Долгожитель форума

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 3995
Регистрация: 2009
Рейтинг: 3172 


NewKent написал:
[q]
Название Турлаки произошло от турецкого имени Днестра - Турла.

После перехода Бессарабии к Российской Империи вокруг Аккерманской крепости начал быстро разрастаться форштадт - прикрепостное поселение. Постепенно начало возникать жилье в некотором отдалении, вдоль основных дорог от крепости.

Сразу за форштадтом, вдоль дороги на Каушаны-Кишинев было поселение Папушоя (по молдавски "кукуруза") - в советское время это село Переможное, а сейчас в составе Белгорода-Днестровского.

За Папушоей было несколько поселений - Кривда и Каменный мост...
[/q]


Алексей, благодарю за развернутую информацию по посадам Аккермана! Интересные названия!

---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили, гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Юрвен
Долгожитель форума

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 3995
Регистрация: 2009
Рейтинг: 3172 


По страницам метрических книг 1812 года
old_akkerman December 22nd, 2015

В начале октября 1806 года Александр I велел командующему Молдавской армией генералу Михельсону занять Молдавию и Валахию. Началась очередная русско-турецкая война.
11 ноября российская армия перешла Днестр, а 30 ноября крепость Аккерман была занята без единого выстрела генерал-лейтенантом Дюком-де-Ришелье, тем самым, что стоит сейчас в Одессе в виде памятника возле Потемкинской лестницы.
На целых шесть лет вся Бессарабия оказалась в оккупации, в подвешенном состоянии, пока Бухарестский договор не закрепил эти земли за Российской Империей.
Вскоре после взятия крепости прошла "Перепись находящимся в Аккермане на жительстве обывателям с показанием, каких наций и чем пропитание имеют". По этой переписи, в Аккермане числилось 342 хозяйства с населением в 1727 человек.
В то время в самой крепости и недалеко от Килийскийх ворот еще стояли две недействующие турецкие джемии-мечети.
Местные же христиане – греки и армяне – так же, как и во времена турок, посещали свои древние церкви. Богослужение там происходило на национальных языках.
В Аккермане, как и во всех других крепостных округах, ощущалась нужда в постройке церквей для русской администрации и солдат крепостных гарнизонов. Во многих городах – Килие, Рени, Измаиле, Браилове и других с благословения экзарха Бессарабии Гавриила проходила перестройка и освящение бывших джамий в православные церкви.
«Крест сменил двурогую луну на бывших минаретах, возвестив миру торжество христианства».
В 1807 году одна из двух Аккерманских мечетей была переделана и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. По другим данным это была в 1909 году.
Какая же это была мечеть - не совсем ясно. Была ли это Султанская мечеть в крепостном дворе или же другая, перед центральными воротами ?
«Аккерманская церковь Казанской Божей матери, соборная, из обращенной турецкой мечети, строения каменного, крепкая, ризницей и утварью средственная, книгами достаточная. Построена в 1809 году.»
"Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812-1813 годах", И.Халиппа
Итак, к 1812 году в Аккермане было всего три церкви.
Армянская Успения Пречистой Богородицы, затерявшаяся в лабиринтах «армянской махалы», подчинялась своему Католикосу.
Соборная же церковь Казанской Божей матери и Греческая Иоанно-Предтеченская, также как и все церкви южной Бессарабии, были под управлением протопопа Федора Малявинского.

Кроме них, в Аккерманском уезде практически не было селений с храмами. Была Свято-Николаевская церковь в селе Шабо «строением деревянна, промежду кольев хворостом плетенная, глиной обмазанна и камышем покрытая». До прибытия первых колонистов оставалось еще 10 лет.
Была еще каменная церковь в селе Ханкишла (сейчас Удобное).
При всех церквах священники вели «метрические книги», в которых регистрировали рождения, браки и смерти. Фактически, они выполняли функции сегодняшних ЗАГСов.
…Я люблю листать эти старые страницы. Для меня это своеобразная «машина времени», уносящая в те далекие времена, почти канувшие в лету.
Давайте посмотрим на метрические книги акерманских церквей за 1812 год. Они исписаны разным почерком – то калиграфическим, то с трудом разбираемым. В них можно найти столько «говорящих» деталей…
Вот, к примеру, заголовок метрической книги Греческой церкви за 1812 год.
Скорее всего это церковно-молдавский. Еще несколько лет в Греческой церкви книги будут вестись на этом наречии, а потом богослужение в приказном порядке перейдет на русский язык.
А вот «Метрика, учиненная по силе предписания Кишиневской духовной дикастерии города Аккермана церкви Казанской божией матери о родившихся, браком сочетавшихся и умерших обоего пола людей с показанием в каких летах мужеска пола померли 1812 года».
Из нее можно узнать, что за год в приходе этой церкви зарегестрировано 60 рождений и 36 смертей, а также состоялось 25 бракосочетаний. Явно виден прирост населения после военных лет.
Интересно разбирать фамилии прихожан. Вот только с первых страниц: Кравченко, Брагарь, Завадский, Мельник, Крылов, Михайлов, Бурлака, Игнатьев, Волошин, Кравец, Кожухарь, Твердохлеб, Сокол.
Видно, что большинство пришли с русской армией или имеют казацкие корни. Некоторые фамилии до сих пор распространены в Аккермане.

Обычных жителей крестили, обручали и отпевали священники Соборной Казанской церкви – Иаков Малиновский и Василий Чайковский.
А для начальства служил сам протоиерей Федор Малявинский.
8 апреля 1812 года «У жителя города Аккермана плацъ маiора Стефана Неделкина и жены его Катерины родилась дочь Елисавета. Молитвовал, крестил и миром святым помазал бессарабский протоиерей Феодор Малявинский.
Восприемницей была аккерманской крепости Коменданта Сергея Арсеньева жена.»
Интересно, что детей 200 лет назад называли почти так же как и сейчас:
Девочки – Анна, Надежда, Наталья, Елена, Мария, Евдокия, Татиана, София, Настасья, Иустина, Варвара.
Мальчики – Федор, Стефан, Михаил, Петр, Григорий, Мирон, Никита, Василий, Пантелеймон, Константин, Иван.
«Екатеринославскаго гарнизонного полка у поручика Георгия Афанасьева и жены его Софии родилась дочь Надежда.
Восприемницею была того же города басарабского протоиерея жена Александра».
Еще в октябре 1810 года Екатеринославский гарнизонный батальон был наименован Аккерманским. Через несколько лет он, как и другие гарнизонные батальоны, был упразднен. Из рот бывших гарнизонов были сформированы десять Мушкетерских и три Егерских полка.
А военные командиры нашей крепости станут первыми аккерманскими дворянами, землевладельцами. Полковник Арсеньев будет владеть хутором Шаболатом, а Афанасьев – хутором Базарьянка.
«Погребал протоиерей Феодор Малявинский города Аккермана жителя штаб капитана Арсения Захарьева дочь Надежду. Померла нагарячку в возрасте 1 год. Погребена на отведенном кладбище».
Жители города в те времена жили натуральным хозяйством – разводили виноградники, продавали вино, выращивали овощи на чаирах – при лиманных огородах, пасли скот на близлежащих лугах.
Осенью играли свадьбы, зимой гуляли крестины. Почти половина детей умирали, не доживши до 1 года. «Бог дал – бог взял». Медицинской помощи практически не было - только в 1813 году в Аккерманском уезде появился один цинутный врач на весь уезд.
А вот страницы из метрической книги Свято-Николаевской церкви села Шабо:
«Тетрадь метричная Кишиневской епархии Области бесарабской Аккерманского цинута селения Шабы Святониколаевской церкви для описания родившихся, браком сочетавшихся и умерших обоего пола людей за 1812 год».
Можно много любопытного отсюда почерпнуть – и то что название Шаба использовалось местными жителями задолго до колонистов, и что в 1812 году это было обычное селение рыбаков и виноделов – оставалось еще 10 лет до отведения их земель швейцарским колонистам и 30 лет до присвоения Шабо статуса «посада» – городского пригорода со своим управлением.
В приход шабской церкви входило население окрестных хуторов и выселков –упоминаются слобода Аккембет и хутор Шаболат.
«У жителя Слободы Аккембета Данила Флоры и жены его Марии родился младенец Тарас. Оного младенца молитвовал и святым миром помазал священник Анастасий Бандак.»
Сейчас и бывший Аккембет, и Шаболат – это современное село Беленькое.
Селение Ак-Кембет – «Белая могила» - названо так по высокому кургану, и сейчас еще видному недалеко от Затоки. На современных картах этот курган обозначен как «Попова могила».
А хутор Шаболат назван так, потому что находится на берегу Шаболатского лимана. Это был «владельческий» хутор. Земля, на которой он находился, была пожалована в вечное пользование полковнику Аккерманской крепости Арсеньеву.
Ну что ж, на этом пока и закончим нашу маленькую экскурсию в прошлое…

---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили, гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
NewKent
Участник

NewKent

Аккерман
Сообщений: 72
Регистрация: 2012
Рейтинг: 78 


Юрвен написал:
[q]
По страницам метрических книг 1812 года
[/q]

Это мой журнал. Там еще много интересного )
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 ... 47 48 49 50 51 52 [ >>>>>> ]
Генеалогический форум ВГД »   СТРАНЫ И РЕГИОНЫ »   Украина (Україна) »   Украина, условно Юг »   Город Аккерман и его посады. Бессарабская губерния
RSS
Пользователи на сайте

Генеалог
Tiana717

Москва

Генеалог
Yama

СПб
Восстанавливаю старые фотографии.

Генеалог
Olga Nikolaevna

мой старый ник Мы Николай Второй