Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лирика:: генеалогия рода Ширин

генеалогия беев Ширинских

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
АСЫ — АЛАНЫ В СОСТАВЕ НОГАЙСКОГО НАРОДА
Р.Х. Керейтов
http://ilmu.su/asy-alany-v-sostave-nogajskogo-naroda/
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
РАШИД-АД-ДИН
СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
http://www.vostlit.info/Texts/...ext3.phtml
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
Аги́ш — мангытский вождь, один из сыновей, бия Ногайской орды Ямгурчи В 1502—1504 годах, когда его отец, после смерти бия Мусы возглавил Ногайскую Орду. Агиш был «правителем улуса», то есть возглавлял собственно мангытские улусы. Однако, после смерти его отца Ямгурчи, эту должность занял Алчагир, сын Мусы, двоюродный брат Агиша.

После смерти бия Хасана в 1509 году, видимо, стремясь поднять свой статус, Агиш затеял большой поход ногайцев на Крым, к участию в походе примкнули многие ногайские вожди, в частности Саид-Ахмет, сын Мусы и ещё 40 мирз. Примкнул к походу и астраханский хан Абд ал-Керим. В Крыму были оповещены о сборах и восприняли угрозу очень серьёзно. Менгли Гирей провёл полную мобилизацию. Возглавлял войско наследник престола (калга) Мухаммед Гирей. Племенные ополчения возглавляли карачибеки барынов, ширинов и мангытов, которых вёл Хаджике. Войско насчитывало до 250 тысяч человек. Крымское войско обрушилось на ногаев, когда только наполовину переправились на правый берег Волги и были заняты сборами в поход. Разгром ногаев был полным. Было захвачено всё их имущество, скот и сами люди. Добычу гнали через Перекоп в течение многих дней. По некоторым данным сам Агиш попал в плен.

В последующие годы в Ногайской Орде происходила напряжённая междоусобная война между Алчагиром и Шейх-Мухаммедом, которая сменилась нашествием казахов под предводительством Касым-хана и изгнанием ногайцев на запад, на правый берег Волги. После смерти Касима и ослабления казахского ханства началось возвращение ногайских вождей. Основных виновников распри Алчагира и Шейх-Мухаммеда уже не было в живых. В этих условиях Агиш, его двоюродные братья Мамай и Саид Ахмет, снова выдвинулись на первые роли.

В 1523 году крымский хан Мехмед Герай с помощью своих подданных ногаев предпринял поход на Астраханское ханство. Астрахань была сдана без боя, так как сопротивление такой внушительной силе было бесполезным. Однако через некоторое время после успешного взятия города ногаи напали на крымского хана, убив его и его наследника Бахадыр Гирея, когда те были вне города. Внезапное нападение вызвало беспорядочное и паническое бегство крымских татар. Причины и обстоятельства внезапного поворота событий, а также главных виновников называют по-разному. По одной из версий именно Агиш убедил другого мангытского лидера Мамая в необходимости освободиться от тяготящей власти крымского хана. В любом случае Агиш принял участие в последующем победоносном вторжении ногайского войска в Крым, когда ногайское войско ограбило весь полуостров и захватило множество пленников. Уцелели только города и крепости, которых кочевники брать не умели.

После разгрома Крыма обостряются противоречия между Агишем и Мамаем, претендующими на роль лидера. Первоисточники часто предвзято трактуют историю и называют правителями Орды того или иного лидера, умалчивая о другом. Поэтому с учётом многовластия трудно восстановить последовательность правителей или оценить их легитимность. Русские источники называют потомков Агиша детьми князя, а Мамая называют мирзой «на княжье место», как бы подчеркивая незаконность занятия им престола. Видимо Агиш воспринимался, как более легитимный вождь.

После похода на Крым обозначилось не только личное противостояние, но различие в политике. Агиш, видимо был настроен на примирение конфликтов. Он вступил в переговоры с астраханским ханом Хусейном, и с новым крымским ханом Саадет Гераем. В 1524 году создался направленный против Мамая союз, к которому пытались привлечь и великого князя московского Василия III. Саадет Гирей обращался к Агишу с просьбой не пропускать через Волгу враждебно настроенных против него мирз. Одновременно в 1524 году Агиш устанавливал отношения с Литвой обещая союз против Крымского ханства. При этом он просил о освобождении бывшего хана Золотой Орды Шейх-Ахмета, который по его словам, должен был возглавить борьбу с Крымом. Он намеревался стать при Шейх-Ахмете беклярбеком, что должно существенно поднять его статус. Однако в том же 1524 году произошло, видимо случайное, столкновение Агиша с бывшим казанским ханом Сахиб Гиреем, который возвращался из Казани в Крым. В этом столкновении Сахиб Гирей разбил Агиша. Вероятно Агиш погиб в этом столкновении, так как сведения о нём далее отсутствуют.

Литература
В. В. Трепавлов. История Ногайской Орды. Москва. Издательская фирма «Восточная литература», РАН

https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D0%B9
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
Урук-Тимур, отец бея ширинов Тегине, женился после гибели беклярбека Мамая (после 1380 г.) на его вдове Тулунбек-ханум, дочери (или сестре) хана Золотой Орды Бердибека.
У Тегине был сын Мамак (также называемый в генеалогии Ширинов Мамай), тоже бей Ширинов.

столица владений Тегине в Крыму город Солхат (или Эски-Кырым - Старый Крым), ранее это владение беклярбека Мамая.

Тегине Ширин унаследовал Солхат от Мамая ???.
Т.е. Ширины и Мамай родственники ???
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
Сасаниды и Ширин

шахиншах Ирана Хосров II Парвиз, одна из жен Ширин, их сыновья Мерваншах и Шахрияр, сын Шахрияра Йездегерд III, последний шах Ирана.

Хосров II Парвиз (Абхарвез, Апарвез, «Победоносный») (591—628) — последний великий Сасанид. Внук Хосрова I Ануширвана и сын Ормизда IV.

Йездеге́рд III — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 632/633 — 651/652 годах. Последний шах из династии Сасанидов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/...%D0%B4_III
Внук Хосрова II Парвиза и Ширин, сын Шахрияра, он был вельможами Парса вознесён на шатавшийся трон империи Сасанидов почти мальчиком (до 16 лет) в конце 632 или начале 633 года.[2]


Во время междоусобиц, вспыхнувших в Халифате после гибели халифа Усмана (656 год), некоторые области Ирана вновь восстали, но арабам достаточно быстро удалось их усмирить. Примерно тогда же сын Йездигерда III Пероз при поддержке китайской империи Тан был провозглашён шахом в Тохаристане. Но время Сасанидов прошло. Четвёртый халиф Али организовал на Восток карательную экспедицию. Взяв Абаршахр, мусульмане захватили одну или нескольких дочерей последнего сасанидского царя, не причинив им, впрочем, никакого вреда. Отголоском этих событий служит сообщение персидского историка ад-Динавари о том, что сопротивление возглавляла дочь Йездигерда. Вообще с дочерью (дочерьми) последнего шахиншаха связано много преданий, в которых они выступают связывающим звеном между Ираном старым и Ираном новым. Так, есть рассказ средневекового историка Хузали о том, что внучка Йездигерда (дочь его сына, родившегося от наложницы в Мерве) стала женой халифа аль-Валида I таким образом правнук последнего Сасанидского царя стал халифом Язидом III. Но более важной является другая история. В Средние века иранские шииты с глубоким уважением относились к царевне (шахрбану) Джаханшах, дочери Йездигерда III, чья гробница располагалась в окрестностях Рея. Согласно преданию, она под именем Сулафы стала женой имама Хусейна (принявшего мученискую смерть в битве под Кербелой в октябре 680 года) и матерью четвёртого имама — его сына Али ибн Хусейна Младшего (ал-Асгара).

Разбитый арабами Пероз отступил в Китай[, где через несколько лет умер, имея китайский военный чин Его сыну Нарсе удалось опять-таки с помощью китайцев взять на какое-то время Балх, но в начале VIII века город был окончательно захвачен арабами. Нарсе, как и отец, возвратился в Китай, а следы его потомков затерялись навсегда. В конечном итоге знатные эмигранты из Ирана, не желавшие признавать новую власть и веру, рассеялись по всему Востоку, вплоть до Китая и Японии.

severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
Йездигерд III домигрировал до Мерва, где тамошний марзпан Махуйе и тюркский князь Бижан-Тархан напали на его свиту и ограбили (тюрок-де обиделся, что шаханшах отказался выдать за него свою дочь). Правитель укрылся на какой-то мельнице близ Мерва, но ночью мельник его зарезал и выбросил в арык, где того и нашли поутру. Зороастрийцы считают, что это случилось 11 июня 652 года (для них это начало новой эры - "после Йездигерда"). Его сыновья и сопровождавшие их люди бежали в Китай, где нашли убежище при дворе династии Тан - Пероз [III] (умер после 679 года), Нарсе [II], Бахрам [VII] (умер в 710) и Хосров [VI] титуловались шаханшахами, периодически просили у китайских императоров помощи в отвоевании "наследия предков" и даже несколько раз появлялись на границах бывшей державы Сасанидов.

https://qebedo.livejournal.com/1075971.html

severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
С гибелью Йездигерда попытки свергнуть власть арабов в Иране не прекращаются. Сын Йездигерда Пероз, бежавший в Тохаристан, отправил посланника к танскому двору, донося о своих трудных обстоятельствах и рассчитывая на помощь Китая. В ответ государь Гао-цзун извинился за то, что отдаленность пути не позволяет ему предпринять похода. Пероз однако не отступился. Он вновь жалуется танскому двору на вторжение войск Арабского халифата. В это время танский престолонаследник вынашивает планы распространения власти Китая на сопредельные земли Запада (Сиюй). С этой целью учреждается Босы дудуфу ("Персидское наместничество") и в ранг дуду, китайского наместника, возводится Пероз. Этот эфемерный протекторат сокрушило войско халифата. Дуду Пероз бежал на восток и в 670-673 гг. прибыл ко двору Гао-цзуна. Тот обошелся с ним милостиво, пожаловал Перозу чин "юувэйцзянцзюня" ("воевода западной охраны"). В 679 г. указом танского государя на запад был отправлен с войском начальник Чиновного приказа Пэй Синцзянь с целью возвести в сан персидского царя Персе, сына умершего Пероза. Пэй, однако "из-за дальности пути" не выполнил поручения и вернулся восвояси. Персе даже не смог вступить в пределы былого царства, которым владели предки. Очевидно, Пэя заставили отступить не тяготы дальнего пути, а арабские войска, дислоцировавшиеся в Мавераннахре. По прибытии в Китай Персе получил воинское звание "цзовэйцзянцзюнь" ("воевода восточной охраны")47.

Эстафету борьбы с Арабским халифатом принял другой сын Пероза и внук Йездигерда III Хосров. После того, как в 705 г. (709?) арабский полководец Кутейба предотвратил антиарабские выступления в Хорасане, Хосров отправился в Китай, чтобы дождаться благоприятного случая. И когда в 727- 728 (729 г.) тюргешский каган продолжил кампанию против арабов, кагана в походе сопровождал упомянутый Хосров. Присутствие его в тюргешском войске может быть расценено как свидетельство того, что танский двор не воспрепятствовал своему протеже участвовать в антиарабской акции. Попытки сына Йездигерда III Пероза (Фируза) сбросить иностранное господство и его имя послужили стимулом в борьбе за независимость Ирана и возврат к прежней вере. В первой половине VIII в. в связи с пророчеством о прекращении власти ислама в Иране возникает движение за возврат к зороастризму, ожидалось даже появление самого пророка Зороастра. В Хорасане Сумбад поднимает восстание и объявляет себя "испехбедом" Фирузом по имени сына Йездигерда III48. В 766 г. войска халифа Мансура положили конец царству испехбедов.Согласно традиции шиитский имам (предводитель) Хусейн, сын дочери пророка Фатимы и его кузена Али, был женат на дочери Йездигерда III Шахр-бану (ас-Сулафа, Шах-и-Занан). Шииты считают это историческим фактом49.

Имя Йездигерда III сохранилось в генеалогических преданиях азиатских правителей, в топонимике Ирана, в летосчислении. Родоначальник династии Яминья, чьей столицей был город Газни и к которой принадлежал султан Махмуд Газневи, говорят, был потомком Йездигерда III50. В путевом журнале Е. И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению в 1849-1852гг., описаны развалины замка (крепости) Йездигерда III в окрестностях Зохаба и они же нанесены на карту к упомянутому путевому журналу51.

https://istorja.ru/forums/topic/937-yezdigerd-iii/
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
Существует версия, согласно которой Йездигерд III был основателем грузино-армянской аристократической династии Мхаргрдзели.

https://ru.rodovid.org/wk/%D0%...%8C:282345

severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
http://www.ethnonet.ru/etnogra...v-chast-1/

К вопросу о происхождении саманидов. часть 1. бахрам...

ethnonet.ru›etnografiya…proishozhdenii-samanidov…


severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7154
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2384
Глава седьмая Бегство царицы Туркан-Хатун Весной этого страшного года Дракона (1220) весь Мавераннагр уже находился под властью Чингисхана. Как старательный хозяин, получивший в свое владение ценное наследство, монгольский каган стал заботиться об установлении порядка и мирной жизни. Во всех городах Чингисхан поставил татарские гарнизоны, назначил туземных хакимов и к ним приставил своих монгольских правителей, чтобы все видело, все знало недремлющее око великого кагана. Некоторые крестьяне, еще напуганные и недоверчивые, стали постепенно возвращаться в свои поселки и принялись за обработку полей. Но порядок восстанавливался медленно: по всей стране бродили шайки голодных бездомных беженцев, и вслед за монголами, в поисках еды, они также грабили разоренные селения. Оставались еще непокоренными только низовья Джейхуна, коренные земли Хорезма, где находилась богатая столица хорезм-шахов Гургандж – она оставалась в середине владений монгольских, подобно шатру с перерезанными веревками. Чингисхан решил наложить свою руку на эти земли и поручил завоевание этой области своим трем сыновьям: Джучи, Джагатаю и Угедэю. Им он выделил значительные части своего войска. Джагатай и Угедэй пошли на Хорезм с юга, берегом реки Джейхуна, а всегда непокорный Джучи стал медлить, оставаясь со своими отрядами около Дженда, где он занимался охотой на диких ослов и отбирал коней у кочевников, требуя только белых и саврасых, любимых каганом. Чингисхан приостановил поход своего главного войска и решил провести зиму на берегах реки Джейхуна. Он отправил в Гургандж Данишменд-хаджиба, одного из передавшихся на его сторону сановников хорезм-шаха. Тот прибыл к старой царице Туркан-Хатун и объявил ей, что великий каган воюет не с нею, а только с ее сыном, Мухаммедом, хорезм-шахом, и не столько из-за преступлений, которые тот совершил, сколько желая наказать его за непослушание и за оскорбления, нанесенные им своей матери. Данишменд-хаджиб еще добавил, что если Туркан-Хатун выразит покорность, то Чингисхан обещает не трогать и не разорять областей, находящихся под ее властью. Но разве коварная царица Туркан-Хатун могла поверить монгольскому владыке, который был честен только со своими монголами, а на всех других людей смотрел, как охотник, который играет на дудочке, приманивая козу, чтобы ее схватить и приготовить из нее кебаб. Одновременно с прибытием Данишменд-хаджиба в Гургандж прибыли лодки из Келифа. В одной из них находился переодетый простым батраком Инаньч-хан, который привез письмо от хорезм-шаха. Падишах извещал мать, что покидает заставы на берегу Джейхуна. Он удаляется в Хорасан, чтобы собрать там большое войско, и зовет Туркан-Хатун выехать к нему со всем его гаремом, не доверяя Чингисхану Это известие настолько встревожило Туркан-Хатун, что она даже перестала прикладывать к своим глазам примочки, которыми старалась сделать их более красивыми. Поняв, что оставаться в Хорезме опасно, она приказала навьючить большой караван, собрала всех жен и детей хорезм-шаха, нагрузила верблюдов ценностями и направилась через каракумские пески на юг, к горам Копет-Дага. Перед отъездом старая царица решила обезопасить своих внуков от возможных впоследствии соперников. Она приказала главному палачу: всех юных заложников, живших при шахском дворе, не считаясь с их возрастом, вывезти на лодках на глубокое место реки Джейхуна и там сбросить в воду с большими камнями на ногах. Все двадцать семь мальчиков и юношей, сыновья крупных феодальных правителей Хорезма, были утоплены. Из всех заложников Туркан-Хатун сохранила жизнь одному Омар-хану, сыну владетеля Язера[124] в земле Туркменской. Она сделала это только потому, что сама направлялась туда, а Омар-хан и его слуги знали дорогу через пустыню. Во время трудного перехода через пески Каракумов, длившегося шестнадцать дней, они верно и безропотно служили старой шахине. Но когда караван уже приближался к границам Язера и за песками показались скалистые вершины гор, Туркан-Хатун, выждав, когда Омар-хан заснул, приказала отрубить ему голову. Она направила караван к неприступной крепости Илаль, расположенной на вершине одинокой скалы. Здесь она пребывала со всем своим двором, пока поблизости не появились передовые монгольские отряды, искавшие шаха Мухаммеда. Один из начальников охраны шахини предложил ей немедленно бежать оттуда под покровительство ее внука Джелаль эд-Дина, собиравшего в Иране бойцов для борьбы с монголами. Все только и говорили о его мужестве, о силе его войска, о том, что он сумеет прогнать врагов. – Никогда! – воскликнула в ярости старуха. – Лучше мне погибнуть от меча монгола! Как? Чтобы я унизилась до того, чтобы принять милость от сына ненавистной мне туркменки Ай-Джиджек? Чтобы я жила под его покровительством, пока у меня имеются внуки моей благородной кипчакской крови? Лучше я попаду в плен к Чингисхану и перенесу у него унижение и позор. Вскоре примчались монголы и осадили крепость. Они построили вокруг скалы сплошную ограду, отрезав у осажденных всякую связь с остальным миром. Осада продолжалась четыре месяца, и когда в цистернах и погребах высохла последняя припасенная вода, Туркан-Хатун решила сдаться. Монголы захватили вместе с шахиней-матерью весь гарем и малолетних сыновей хорезм-шаха. Все мальчики были тут же зарезаны, а дочери и жены шаха и сама Туркан-Хатун отправлены в лагерь Чингисхана. Всю же свиту и охрану монголы перебили. Монгольский владыка немедленно раздал дочерей хорезм-шаха своим сыновьям и приближенным, а злобную шахиню Туркан-Хатун держал для показа на своих пирах. Она должна была сидеть около входа в шатер и петь жалобные песни; Чингисхан бросал ей обглоданные кости. Так питалась Туркан-Хатун, бывшая раньше самодержавной повелительницей Хорезма и называвшая себя «владычицей всех женщин вселенной». e-reading.club

Глава седьмая Бегство царицы Туркан-Хатун - Чингисхан
https://www.e-reading.life/cha...ishan.html
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
Вверх ⇈