Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лирика:: генеалогия рода Ширин

генеалогия беев Ширинских

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12  13 14 15 16 17 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
№ 28.

1517 сентябрь — ноября 30.

I. Лета 7026-го сентября. Приходили крымские татарове на великого князя украйну на тулские места: Агишев княжой сын Шыринов, Токузак мурза, да Удем князь Мангыт Телеш мурза Мангыт, Кудаш мурза Ширин, Берючюков брат, Кочкар мурза Зезеут, Мамышев сын, со многими людми, да поимав были и прочь пошли. И великого князя люди тех татар иных побили и полон у них отполонили, а иные с полоном ушли; а от царя у великого князя весть никакова не бывала. И князь великий говорил с братьею с своею и с бояры, пригоже ли послати в Крым ко царю казаков своих с грамотою того деля, чтоб царь прямо не отстал от великого князя. Да и приговорил князь великий, что ему пригоже послати в Крым ко царю казаков своих, того деля чтоб царь прямо от него не отстал, и весть бы из Крыма была у великого князя.

Да сее осени приходили твои люди на нашу украйну: Агишов княжой сын Ширин, да Токузак мурза, Удем князь Мангыт, Телеш мырза Мангыт, Кудаш мырза Ширин Берючеков брат, Кочкар мырза Зезеут Мамышов сын, да поимав прочь пошли.



А се грамота от великого князя Агишу князю Ширину с Кельдишом с товарищи. — Великого князя Василья Ивановича всея Русии слово Агишу князю Ширину. Слово наше то: Как еси наперед того дела нашего берег, а нам служил, и ты б и ныне наше жалованье к себе [491] памятовал и дела нашего берег, а нам служил, а мы к тебе и вперед свое жалование хотим держати. Писана на Москве лета 7026-го ноября 30.

http://www.vostlit.info/Texts/...-40/28.htm
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
Князья Мангушевы

Если Чегодаевы и Мустафины проживали в Арзамасском, то Мангушевы имели поместья в Алатырском уезде. В дошедших до нашего времени документах информация о князьях Мангушевых очень скупа. В письме, написанном во второй половине XVII в. [20. С. 283–285] [8] , новокрещен Иван князь Бакаев сын Ширинский пишет своему родственнику князю Петру Ширинскому, что его прадед после взятия Казани служил по Алатырю и был пожалован Иваном IV селом Мангушевым. В документе имя прадеда не указано, указывается только, что он, его сын и внук князь Бакай были некрещеными. Можно предположить, что это был князь Мангуш, от которого и пошли фамилия и название села, т. к. в алатырской договорной записи 1699 г. упоминается Кулайберда князь Мангушев, а его сын — новокрещен носил имя князя Афанасия Ширинского [20]. Значит, князья Мангушевы происходили из рода Ширин и были в тесном родстве с князьями Ширинскими. В списках новокрещенных стольников упоминаются имена пяти Ширинских и всего одного Мангушева [21]. Можно предположить, что татары-мусульмане носили фамилию Мангушевых в отличие от своих крестившихся родственников, которые предпочитали зваться Ширинскими.

В 1618 г. в грамоте царя Михаила Федоровича упоминается Ямаш мурза князь Мангушев, представляющий, наряду с князем Баишем Разгильдеевым (про него см. ниже), алатырских князей, мурз и татар [22. С. 54–55]:


М.Ишеев, М.Акчурин
Татарские княжеские роды в Арзамасе и на Алатыре
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
По Ширинам во второй половине 17-18 вв.

Кутлу-Шах уп. 1644

Кадир-Шах уп.1688

Абд аль-Азиз защищал Чонгар в 1695

Сары Кадир-Шах уп.1702,1708

Гази-Шах ?

Мубарек-Шах б.Кутлу-Шах умер в 1721

Эльхадж Джантемир б.Эльхадж Мехмед 1721-1725,1730-?

Кадир-Шах 1725-1730

Эльхадж Муртаза калга Ширинов 1725-1730.Умер в 1730.Зять хана Саадета IV Гирея.

Сефер-Гази нурадин Ширинов в 1725-1730

Инает-Шах б.Эльхадж Муртаза уп.1735

Абу Саид убит в 1738 в сражении с русскими

Мамбет-Гирей 1775-1777 при хане Девлете IV Гирее

Сеит-Шах б. Джелал 1782 при хане Бахадыре II Гирее



карачибей Ширинский Мелди-Гирей, упомянутого под 1654 годом,выступавшего против кандидатуры на ханский престол Мехмеда IV Гирея.
Г.А.Санина."Отношения России и Украины с Крымским ханством в середине XVII века"(М.,1987)


23.01.1711 г.дается перечень Ширинов: Али-шах Ширин, Мустафа Ширин, Хасан Бетмур Ширин, Тухмис-эмир Ширин, Мурад-шах Ширин, Эльшаги-калга Ширин, Мубарек Шахмурза Ширин, Каплан-мурза Ширин.
(Между Крымом и Сечью)


http://www.historica.ru/index.php?showtopic=12148&st=15
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
Поколенная роспись ранних Ширинов (XV-XVI вв.)
Дангы.Бек(бей) Ширинов в улусе Урус-хана.Отец Урук-Тимура.
I-е поколение.
1.Руктемир (Урук-Тимур) (-1385). Бек Ширинов.Эмир хана Тохтамыша.Женат на сестре хана Джанике-Слухани.
II-е поколение.
1.1.Йахши-ходжа (род. 1365-).Бек Ширинов. Эмир хана Тохтамыша.
III-е поколение.
1.1.1.Темир-ходжа.Бек Ширинов.
1.1.2.Тегине (-после 1434).Бек Ширинов.Эмир правого крыла хана Улуг-Ммухаммеда. Провозгласил царевича Хаджи Гирея ханом Крыма.Баш-карача Крымского ханата.
1.1.3.Отец Хусейна (Усейна), постельничего хана Улуг-Мухаммеда.
IV-е поколение.
1.1.1.1.Карач (Караш).Вероятно с ханом Улуг-Мухаммедом пришел в Казанские пределы.
1.1.2.1.Мамак (-1473).Баш-карача Крыма и бей Ширинов в 1454-1473.
1.1.2.2.Эминек (-1482).Баш-карача и бей Ширинов в 1473-1482.В 1478 вызвал из Турции и закрепил ханат за Менгли Гиреем.
1.1.2.3.Кара-Мирза (-1476).Его дочь Бараш-Султан была старшей женой хана Айдера.
1.1.2.4.Неизвестный по имени (-1476).
1.1.2.5.Йахшим (Яким)-ходжа.Упоминается в 1452 и 1480 гг.
1.1.2.6.Айдыш.Упоминается в 1480.
1.1.2.7.Когуш (-1482).Возможно краткое время был баш-карачей и беем Ширинов.
1.1.2.8.Хаджике (-1484).Баш-карача и бей Ширинов в 1482-1484.
1.1.3.1.Хусейн (Усейн).Постельничий хана Улуг-Мухаммеда.После изгнания хана из Сарая оставил службу при дворе.Вероятно, ушел в Мещерский край, в "Андреев городок".
V-е поколение.
1.1.1.1.1.Сатылган.
1.1.1.1.2.Бегиш. Бек и карача в Казанском ханате.
1.1.2.1.1.Сейдак (-1475).Недолго был баш-карачей и беем Ширинов при хане Айдере в 1475. На его дочери был женат хан Мехмед I Гирей.Был убит своим дядей-соперником Эминеком.
1.1.2.1.2.Айдешке.
1.1.2.1.3.Мамаш (Мамыш) (-1528).Был женат на дочери хана Мехмеда I Гирея.Был убит по приказу хана Саадета I Гирея из-за подозрения в организации покушения на жизнь хана.
По данным Абд аль Гаффару был беем 7 лет.
1.1.2.2.1.Девлетек.Абд аль Гаффар дает ему 2 года бейства.Был женат на Махдум-Шах,дочери хана Менгли I Гирея.
1.1.2.2.2.Бараш.Был беем.Его дочь Ширин-Бек была замужем последовательно за сыновьями Менгли I Гирея калгой Ахмедом Гиреем (-1519) и ханом Саадетом I Гиреем (1492-1538).Участвовала в заговоре против второго мужа.Очевидно погибла вместе с сыновьми от первого брака в 1531.
1.1.2.2.3.Кочек.
1.1.2.7.1.Агиш (-1523).Бей.По Абд аль Гаффару правил 15 лет.
1.1.2.7.2.Кудейар. Его дочь была с 1491 г. женой Япанчи, сына Йамгурчи б. Хаджи Гирея, первого калги Крыма.
1.1.2.7.3.Бакши-бек.
1.1.2.7.4.Казы-Мансур.
1.1.3.1.1.Бахмет.Бек в Касимове.
VI-е поколение.
1.1.1.1.1.1.Бустай.Бек в Казани.
1.1.1.1.2.1.Утеш.Бек в Казани.
1.1.2.1.2.1.Акмамай.
1.1.2.1.3.1.Мама.Был беем.
1.1.2.1.3.2.Темеш.
1.1.2.1.3.4.Йамгурчи.
1.1.2.1.3.5.Баба.Упоминается в 1546 г.Возможно был ширинским беем, погибшим в Судьбищенской битве в 1555 г.
1.1.2.2.1.1.Авлейар.
1.1.2.2.1.2.Бахтейар.Был беем в 1528-1531 гг.Был женат на Кутлу-Султан,дочери хана Менгли I Гирея.Не простил хану казни своего родича Мамыша.Казнен в 1531 году по приказу хана Саадета I Гирея из-за участия в заговоре ханши Ширин-Бек и ее детей,пасынков хана.
1.1.2.7.1.1.Малик-Баши.Недолго с 1523 года был беем при хане Саадате I Гирее.В Литве остались его потомки Маликбашичи.Его дочь Заня -жена Озбек-султана, царевича Острынского, сына Шейх-Ахмеда, последнего хана Большой Орды.
1.1.2.7.1.2.Докузак. Донес хану на своего родича Бахтейара и стал беем в 1531 году.
(продолжение следует).
1.1.2.7.4.1.Мангуш.Бек в Алатыре в 1552 г.
1.1.3.1.1.1.Беклемиш.
VII-е поколение.
1.1.1.1.1.1.1.Чебелек.Бек в Казани.
1.1.1.1.2.1.1.Булат.Бек в Казани.
1.1.2.2.1.1.1.Юнус.Участвовал в доносе Докузака в 1531 г. Стал при нем калгой рода Ширинов.После сменил его на карачабейском посту.
1.1.2.2.1.1.2.Чигирян.
1.1.2.2.1.1.3.Бакырган.Сменил Юнуса на бейском посту.
1.1.2.2.1.2.1.Зиеш.
1.1.2.2.1.2.2.Кудеш.
1.1.2.2.1.2.3.Берючак.
1.1.2.2.1.1.1.Усейн.
1.1.2.2.1.1.2.Асан.
1.1.2.2.1.1.3.Муртаза.
1.1.2.7.1.2.1.Хаджи.Бей.Был женат на Кутлу-Султан,дочери хана Девлета I Гирея. Упом. в 1563 г. Участвовал в Молодинской битве в 1572 году,в которой погибли три его брата.
VIII-е поколение.
1.1.1.1.2.1.1.1.Нур-Али.Бек в Казани.
1.1.1.1.2.1.1.2.Мамай .Бек в Казани.
1.1.2.2.1.1.3.1.Али б.Бакырган.Бей.Был женат на Исаян-Султан,дочери хана Мехмеда II. Гирея.Тем не менее в 1584 г. перешел на сторону хана Ислама II Гирея.
1.1.2.7.1.2.1.1.Кутлу-Гирей б.Хаджи.Был карачабеем Ширинов при хане Гази II Гирее. Казнен в 1601 г. за участие в заговоре против хана нурадина Девлета Гирея.
1.1.1.7.1.2.1.2.Сафа б.Хаджи.Бей.Погиб в персидском походе в 1617 г.
1.1.2.7.1.2.1.3.Азамет б.Хаджи.Был изгнан из Крыма Кантемиром Мансуром в 1628 г.В наказание за поддержку в третьей династической войне старшей линии Гиреев руководство Ширинами было передано ханом Джанбеком Гиреем в руки мансурских беев.Был женат на Халиме Султан Ханым, сестре хана Джанбека Гирея, исполнявшей роль анабеим ханского двора.


http://www.historica.ru/index.php?showtopic=12148&st=15
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
Губернии, в РК которых внесён род
Смоленская, Таврическая, Ярославская

Части родословной книги
V, II, III

Родоначальник
Кинбар Ширинский

Место происхождения
Золотая Орда

Ширинские-Шихматовы — старинный княжеский род, записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень».

В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. — de facto, 1702 г. — de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство.

Другой Ширинский бей — Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его — Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич — известный боевой воевода середины XVI века.

Часть Ширинских оставалась вассалами крымских Гиреев. В 1555 году, при поражении Девлет-Гирея в Судбищенской битве, И. В. Шереметевым взято было в числе трофеев знамя Ширинских мурз; в 1572 году при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ширинских; в 1594 г. Ширинский мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла; в 1622 году во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость взят в плен Ширинский мурза Котлуш.

Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие. Так, упоминается в шведском походе 1549 г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в 1630 г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I (1702).

В 1784 г. Мехметши-бею Ширинскому Потемкин назначил ежегодное жалованье в 2000 руб., императрица Екатерина II повелела избирать губернских предводителей дворянства Тавриды из рода Ширинских.

У Александра Прохоровича Ширинского-Шихматова (умер в 1794 году) было девять сыновей, из которых более известны Сергей Александрович, в иночестве Аникита (см. соотв. статью), и Платон Александрович, бывший министром народного просвещения (см. соотв. статью); внук Александра Прохоровича — тоже Александр Прохорович (1822—1884) был попечителем учебных округов: Виленского, Киевского и Московского, товарищем министра народного просвещения и сенатором.
Ширинский-Шихматов, Алексей Александрович (1862—1930) — князь, русский общественный деятель.
Ширинский-Шихматов, Платон Александрович (1790—1853) — князь, член Российской академии (1828), председатель Археографической комиссии

Род князей Ширинских-Шихматовых был окончательно утверждён правительствующим сенатом в княжеском достоинстве в 1836 году. Есть ещё два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной книги Таврической и Ярославской губерний.

В 1922 г. сёстры Екатерина Андреевна (род. 1904) и Мария Андреевна (род. 1899) Ширинские-Шихматовы были высланы в Пишпек в ссылку сроком на 3 года. Позднее их вывезли в зимнюю стужу из Фрунзе (бывшего Пишпека) в товарных вагонах и выгрузили на полустанке в Голодной степи, где никакого жилья не было. Предполагают, что они погибли от голода и холода.
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
«Грамотка» князя Ширинского: примечательное простодушие

Б. М. Пудалов


В исторических исследованиях принято опираться на комплекс разнообразных источников, но порой интересные наблюдения делаются на материале небольшой группы архивных дел или даже по отдельному документу. В особенности это характерно для периода средневековья: утраты источников здесь весьма значительны, так что историкам волей-неволей приходится анализировать уцелевшие крупицы и учиться «выжимать» из них максимум информации. Примером может служить изучение повседневной жизни и нравов государева двора XVII в.: здесь для специалистов имеет значение любая, даже косвенная информация, потому что наиболее показательный источник – личная переписка («грамотки») – встречается крайне редко.

Тем большее значение имеет «Грамотка» князя Ивана Байкаевича Ширинского, сохранившаяся в коллекции Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (Центральный архив Нижегородской области. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743). Этот небольшой документ, представляющий собой частное послание, интересен уже тем, что и его автор, и адресат – представители служилой аристократии XVII в. Дополнительный интерес придает документу принадлежность автора и адресата к хорошо известному и разветвленному роду князей Ширинских – татарского феодального рода, который вплоть до XVIII в. играл ключевую роль в Крымском ханстве. Все эти обстоятельства заставляют внимательнее отнестись к грамотке и ее содержанию.

Грамотка представляет собой документ на двух листах-«сставах», имеющих незначительные повреждения. Источник его поступления в коллекцию НГУАК неизвестен, но к Нижнему Новгороду он отношения не имеет: грамотка была послана из Москвы в Казань. По содержанию грамотку можно датировать временем между 1678 г., когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин (в приказе Большой казны), и не позднее 1685 г. (время его смерти), но интервал следует сузить до 1682 г. (после стрелецкого бунта царский титул начинает упоминаться во множественном числе, тогда как в нашем документе он все еще в единственном числе: «ваш царского величества стряпчей»). Текст написан приказной скорописью на бумаге с филигранью 1670-х гг., так что сомневаться в подлинности грамотки нет оснований. Вместе с тем совершенно очевидно, что документ – не автограф князя Ивана Байкаевича: хорошо разработанный почерк и складный слог послания указывают на то, что писал его опытный приказный «крючок», а не молодой служилый князь, более привычный к сабле, чем к перу. Следовательно, перед нами образчик «письма на заказ», составленного по воле и со слов его автора.

Известно, что представители рода крымских мурз Ширинских выезжали на службу к великому князю московскому еще в XV в. На русской службе находились также автор и адресат грамотки, но их служебный статус различен. Адресат – князь Петр Степанович Ширинский – принадлежал к верхушке провинциального дворянства: он входил в состав казанского служилого «города», но служил «по дворянскому списку по выбору». Судя по его православному имени и отчеству, его предки достаточно давно выехали на Русь («старых лет колена Ширинских»), так что эта «веточка» рода уже успела обрусеть. Автор же грамотки столь заметно обрусеть еще не успел, и его предки стали русскими подданными только после взятия Казани Иваном IV. Князь Иван Байкаевич Ширинский служил непосредственно при государевом дворе в Москве, и, хотя чин его был невелик (стряпчий – предпоследний по значимости среди дворовых), он имел здесь могущественного покровителя – боярина И. М. Милославского.

Собственно, именно со служебным статусом связано первое примечательное откровение князя Ивана. Даже не зная степени родства с князем Петром, он тем не менее предлагает ему вместе добиваться продвижения по службе: «…Мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив». За этой короткой фразой скрывается многовековая традиция государственной службы: карьеру здесь сплошь и рядом делали по родству, а не по реальным заслугам. К вершинам власти восходили феодальные кланы, представители которых поддерживали друг друга, так что возвышение одного становилось началом возвышения его родичей, а падение опять-таки одного означало крушение всех надежд для многих, невзирая на заслуги или способности кого-либо из них. «Командный метод управления» на деле означает не только руководство с помощью команды-окрика, но и подмену коллектива профессионалов командой единомышленников-родичей, связанных между собою принципом «Ну как не порадеть родному человечку?». При таких порядках власть руководствовалась отнюдь не государственными, а клановыми интересами, что особенно ярко проявилось в эпоху опричнины и стоило государству немалых жертв. Пагубность этого отчетливо ощущалась окружением царя Федора Алексеевича, которое в 1682 г. приняло решение отменить местничество. Однако то, за чем стояла традиция, не так-то легко отменить росчерком правительственного указа. Лишнее тому доказательство – процитированный призыв князя Ивана Байкаевича к князю Петру, о деловых качествах которого он не осведомлен, но зато твердо знает, что это родич (и неважно, в какой степени) и к тому же знатный («и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть»).

Второе откровение князя Ивана Байкаевича также весьма примечательно: он сообщает адресату о своем крещении. И вот тут-то этот потомок мурз, «прадет и дет и отец» которого «владели и жили и померли некрещены», простодушно раскрывает мотивы своего перехода в православие. Разумеется, не глубины христианской философии влекли его (да полно, знал ли их служилый татарин, прибывший ко двору «на ловлю счастья и чинов» и наскоро нареченный «Иваном»?); нет в его словах и намека на стремление приобщиться к высокой культуре. Зато князь Иван подробно расписывает родичу, сколько он поимел деньгами и чинами, приняв православие, а заодно упоминает и о наглядном примере некрещеных предков, которые «потому не были взысканы» (то есть не были приняты ко двору и не смогли сделать карьеру). Комментарии, как говорится, излишни. По одному документу делать обобщения рискованно, но вкупе с тем, что сегодня известно историкам о придворной службе татарской знати, приходится делать вывод, что для феодальной верхушки (или по крайней мере для большей ее части) социально-классовые интересы оказывались гораздо важнее национально-религиозных.

Приложение (текст документа).

Между 1678–1685 гг. – Грамотка стряпчего Государева двора князя Ивана Байкаевича Ширинского в Казань князю Петру Степановичу Ширинскому с изъявлением родственных чувств и о своей жизни после принятия крещения.

(л.1) «Государю моему, ко мне приятелю, князю Петру Степановичю с Москвы однород[ец][1] ваш царского величества стряпчей Ивашко князь Байкаев сын Ширинской челом бьет. Здравств[уй], государь, з благодатным своим домом и з де[тьми] на много лета. А про меня, государь мой, изв[олишь] спросить, и я на Москве божиею милостию и великого государя жалованьем и при милостии государя моего боярина Ивана Михайловича Милославского в пресветлой ево государской трапезе в покое июня по [пропущено] число жив обретаюся. Да прошу заочно твоего к се[бе] жалованья: пиши ко мне о сво[ем] и родителей своих о здоровье, а мне, слыша, о Бозе радоватца.

Да вестно мне учинилось ныне, что-де ты, государь мой, в Казани в чину по дворянскому списку служишь по выбору, а дед и отец твои и ты старых лет колена Ширинских, что в Крыму, и старых-де царей грамоты у вас за их государскими вислыми печатьми есть, и мочно тебе, государю моему, быть и в стольниках. И о том станем милости просить у великого государя сопча и у приятелей своих, хто ко мне милостив. А я от того ж Ширинского коле[на], и чиню тебе, государю, вестно, как божиею милостию блаженной памяти великому // (л. 2) государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии вручил Бог царствующий град Казань, и в то время он, великий государь, блаженные памяти прадеду моему[2] указал с Казани, где похотя ему, великому государю, служить. И прадет мой по ево государьскому указу служил по Алаторю и пожалован был селом Мангушевым, семьсот дворов крестьян да пятнатцать деревень мордовских. И теми дачами дед и отец мои и сродники владели, только крестьяне в тех дачах перевелись в прошлых лет[ах] в приход крымских татар и в-ыные – нагайское разоренье и в моровое поветрие, и в то число стало малое число. А прадет и дет и отец мои владели и жили и померли некрещены, и потому были не взысканы. А я ныне, познав истиннаго всещедраго Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в православную християнскую веру крестился и от великого государя пожалован на платье сто рублев, камка да две тафты да два сукна, за крещенье кормовыми деньгами мне по 5 алтын на день, человеку по 10 денег, лошеди по 4 деньги на день же, и через чин, не быв в жи[льце]х[3], пожалован в стряпчие по передней.

И ты, государь мой князь Петр Степанович, удиви надо мною милость свою, пиши ко мне о своем дому и родителей моих[4] о здоровье, а мне бы, слыша, о Бозе радоватца. А как пожалуешь, станешь писать, и на грамотке прикажи подписать: «Отдать на Москве государю боярину Ивану Михайловичю», потому что меня либо в то время на Москве не излучится, и грамотку отдадут и тому кому, а ко мне и не дойдет. Да пожалуй, отпиши ко мне ведомо, как тебя Бог принес[ет] к Москве, чтоб мне в то время не быть в деревне».

ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 743.

Подлинник. На 2 л. Листы повреждены по правому краю, с незначительными утратами текста. Размер листа: 37,5 х 15,5 см (л. 1), 35 х 15,5см (л. 2). Знаки бумаги: лилия геральдическая в щите (нижний фрагмент, л. 1, 2) – схожие ГИМ-1, № 926 (1671 г.).

Пометы и записи. На л. 1 об. адрес: «Отдать грамотка в Казане князю Петру Степановичу Ширинскому». На л. 1 об. вверху помета XVIII в.: «грамотка», ниже карандашом: «письмо». На л. 1, 1 об, две фиолетовые мастичные оттиски печати НГУАК.

Комментарий. Документ следует датировать временем не позднее 1685 г. (время смерти боярина И. М. Милославского) и не ранее 1678 г. (когда И. М. Милославский начинает упоминаться как боярин в приказе Большой казны).

severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
князья Ширинские в Касимове и Казани

Грамота от 1563 г. Ивана Грозного в ответ на жалобу князя ногайского Исмаила, что с его людей взимают лишние пошлины: «А что еси писал к нам о тамге, ино тамги тем обычаем велися из стари, что зде на Москве на нас тамгу емлют. А коли поидут на Резань и на Коломну, и они емлют на Коломенского наместника тамгу ж. Ино то твоим людем кабы две тамги кажютца. А коли поидут на Володимер, и тогды тамгу другую емлют на Володимерского наместника. Да на Володимир же коли ходят твои послы, тогды им лучитца идти на Городок. А у нас исстари живут на Городке Цари и Царевичи. Ино на Царя и на Царевича идет пошлина ж, да на болшего Князя на Ширинского идет пошлина ж. И после того твои послы нам били челом, что их Шигалей (Шейх- Али) царь обидит, а емлет у них лутчие лошеди в пошлину. И мы того для все пошлины велели имати на Москве».

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gus/s/60-1-0-1552



В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. — de facto, 1702 г. — de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство. В 1919 году последние Ширинские покинули Касимов

https://ru.wikipedia.org/wiki
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
КНЯЗЬЯ МЕЩЕРСКИЕ
cnfhsqgjcfl.narod.ru›zagadki..kasimova.htm
Со знатным родом князей Ширинских связано название с. Подлипки (Шырын)…
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
Шеджере Ширинских. Середина XIXв. араб. Отдел рукописей ИЯЛИ. Ф.99, оп.1, д.40.
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7181
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2388
синодик Киевомихайловского Златоверхого монастыря

с.22
род Маликович
Феодосия, Евсевия, Марию, Ивана, Ермолы, Агапии, Парасковгеи, Иоанна

с.24 = род Мины Маликович: Мины Анны Марии

с.25 - род Богдана Маликовича: Лоукьяна, Феодора, Ивана отца и в мтре и вся родителя его
Фомы, Димитрия, Анны,.



Богдан Маликович, киевский мещанин. 1552. Арх. VII, 1, 114.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 9 10 11 12  13 14 15 16 17 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
Вверх ⇈