Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ковакса

Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
VirinaV

г.Арзамас Нижегородской обл.
Сообщений: 1838
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 2375
Однажды здесь уже была ссылка на рассказ Люсии Пент История рода Антоновых из Коваксы
https://forum.vgd.ru/post/2340/87600/p2669552.htm#pp2669552

В сетях Интернета обнаружились ещё её же произведения о Коваксе:

История села Ковакса
https://proza.ru/2014/11/30/673

Коваксинские говоруньи
https://proza.ru/2014/11/30/637
Лайк (6)
Domitian
Модератор раздела

село Виняево Арзамасского района
Сообщений: 842
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 691
Ф.21 Оп.1 Д.344 Л.154-154об
Список отставных нижних чинов, проживающих в Коваксинской волости как пострадавшие при обороне Севастополя, так и болезненные, поступившие на службу до 8.09.1859 г., но не состоящие под покровительством Александровского комитета о раненных:

1. Унтер-офицер Семен Агафонов Жулин, время поступления на службу 8.12.1855 г., уволен в отставку 20.01.1876 г.
2. Рядовой Василий Яковлев Жулин, поступил на службу 24.09.1851 г., уволен в отставку 01.01.1872 г.
3. Отдельный унтер-офицер Иван Андреев Илюхов, поступил на службу 22.06.1854 г., уволен в отставку 2.01.1875 г.
4. Унтер-офицер Иван Ефимов Чахлов, поступил на службу 7.12.1855 г., уволен в отставку 5.01.1876 г.
5. Рядовой Михаил Васильев Голов, поступил на службу 3.11.1853 г., уволен в отставку 25.01.1874 г.
6. Рядовой Никифор Иванов Лямаев, поступил на службу 2.11.1853 г., уволен в отставку 25.01.1874 г.
7. Рядовой Иван Филиппов Филиппов, поступил на службу 3.11.1853 г., уволен в отставку 25.01.1874 г.
8. Унтер-офицер Федор Антонов Боровков, поступил на службу 26.07.1875 г. (так в документе), уволен в отставку 2.01.1875 г.
---
Ищу любую информацию по с. Виняево Ардатовского (Арзамасского) уезда и его жителях
Лайк (4)
fisherboy

Москва
Сообщений: 180
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 499

Domitian написал:
[q]
ГАВО г. Владимир Ф.556 Оп.4 Д.202 Прошение помещика и прихожан Арзамасского уезда Коваксы и Котихи о построении новой деревянной церкви 1776 г.
[/q]


Данное дело оцифровано и стало доступно в личном кабинете на сайте Владимирского Архива https://vladimir.kaisa.ru/login :

№ п/п
Фонд
Опись
Дело
Заголовок
Хронологические рамки
Кол-во листов

8
556
4
202
Прошение помещика и прихожан вотчинных деревень Арзамасского уезда Коваксы и Котихи о построении новой деревянной церкви
31 июля 1767 г. – 29 ноября 1776 г.
109

Лайк (3)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
В данной теме неоднократно затрагивалось дело 448 – состоит из нескольких донесений воеводы г. Арзамаса Тимофея Булгакова. (РГАДА . Ф . 159 . Оп . 3 . Д. 448) но полностью не выкладывалось и не анализировалось.

1. Донесение из Арзамаса о самосожжениях старообрядцев в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда. 1675г. (л. 25-28)

/л. 25/ Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, холопы твои Тимошка Булгаков, Васка Мордвинов челом бьют.

В нынешнем, Государь, во 183-м году, мая в 14 день бил челом тебе, Великому Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу полковник Василей Челюскин, в Арзамасе, в приказной избе подал нам, холопам твоим, челобитную, а в той челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, мая против третьяго на десять число в ночи огорели ево, Васильевы, крестьяне Арзамасского уезда деревни Коваксы Александрко Васильев с женою и с детми, да у Мамошки Сергеева шестеро детей на овинах самохотно. А он де, Мамошка, взят был к нему, Василию, на двор и, услышав де он, Мамошка, что те крестьяне погорели, и он де, Мамошка, сам себя ножем поколол.

И, чтоб ты, Великий Государь, пожаловал ево, Василия, велел из Арзамаса послать дозорщика и тех погорелых крестьян дозрить и Мамошку роспросить и взять в Арзамас. И против ево, Васильева, челобитья посылали мы, холопы твои, арзамасской приказной избы подьячего Василия Шумилова для досмотру и допросу, и для прелесников, кто их /л. 26/ тому прелесному делу учил и на овинах жетца.

И арзамасской избы подьячей Василей Шумилов подал нам, холопам твоим, в приказной избе доезду своего память, а в доездной памяти и в росписи написано: самосгорело деревни Коваксы разных помещиков крестьян на двух овинах 73 человека.

Да полковника ж Василья крестьян Челюскина, тое ж деревни Коваксы Мамошка Сергеев перед нами, холопами твоими, в приказной избе в допросе сказал: детей де у него Мамошкиных сгорело три сына да три дочери лет по семнадцати и по десяти и меньше, и от чего они сгорели, от какой прелести, и он, Мамошка, того не ведает, в то число был у помещика своего в селе Туманове, а ножом де поколол он, Самошка, себя сам только услышал то, что дети ево пожглись.

Да той же деревни вдовы Орины, Гавриловской жены Козлянинова, крестьянская вдова Палашка, Офонасьева дочь, в расспросе сказала: муж де ее Емелька от какой прелести на овине сгорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью, у сонной, а прелесников де она, Палашка, в той деревне никого не видела.

Да в нынешнем же, Государь, во 183-м году, июня в 10 день бил челом тебе, Великому Государю, стольника Петров крестьянин Матюшина Арзамаского уезду деревни Пасьяновы Петрушка Иванов с това/л. 27/рыщи в Арзамасе, в приказной избе нам, холопам твоим, подал челобитную, а в челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, июня против десятого числа стольника Петров крестьянин Матюшина деревни Пасьяновы Мишка Ильин сгорел в бане с дочерми своими и со внучаты, сам шесть, неведомо каким умыслом и чтоб ты, Великий Государь, ево, Петрушку, пожаловал, велел те горелые тела дозрить и челобитье ево записать, а иных крестьян в том пожеге допросить.

И июня ж в 10 день для досмотру тех погорелых крестьян посылали мы, холопи твои, приказной избы подьячего Афонасья Попова, и подьячей Афонасей Попов, приехав в Арзамас, подал нам, холопам твоим, в приказной избе доезду своего память за руками, а в доездной памяти написано: стольника Петра Матюшина крестьянин деревни Пасьяновы Мишка Ильин с дочерьми своими и со внучаты сгорели шесть человек.

Да стольника ж Петра Матюшина деревни Пасьяновы крестьяне Фетка Марков, Кирюшка Лукьянов перед нами, холопами твоими, в Арзамасе, в приказной избе в допросе сказали: крестьянин Мишка Ильин с детьми своими и со внучата каким умыслом и какою прелестию сгорели /л. 28/ и кто их в бане зажигал, и они де того не ведают, и прелесников де у себя в той деревне Пасьянове никаких не видали.

И мы, холопы твои, тех деревень приказщикам и старостам и крестьянам заказ о прелесниках учинили крепкой — буде где объявятся прелесники, и тех прелесников велели мы, холопы твои, имать и приводить их в приказную избу.

2. Грамота по донесению воеводы г. Арзамаса Тимофея Булгакова. 1675г. (л. 29-30)

/л. 29/ От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца в Арзамасе воеводе нашему Тимофею Богдановичу Булгакову да подьячему Василию Мордвинову. В нынешнем во 184-м году октября в 12 день писали вы к нам, великому государю, что полковника Василия Челюсткина и иных разных помещиков многие крестьяне с женами и с детьми самохотно сгорели, а кто их прельстил, про то не сыскано.

И как к вам эта наша, великого государя, грамота придет, и вы об прелестниках в Арзамасе, на посаде и в Арзамасском уезде заказ велели учинить накрепко и клич велели кликать по многим торговым дням всем, чтобы всяких чинов люди таких прелестников к вам в Арзамас в приказную избу и сами б, где такие раскольники и прелестные люди, которые таковому злому делу учат, сыщутся, велели их имать и сажать в особую тюрьму скованных и велети их беречь накрепко, /л. 30/ чтоб из тюрьмы не ушли, и караулить их велети стрельцам и пушкарям и затинщикам, скольким человекам пригож, и о том к нам, великому государю, писали тотчас, а отписку велели подавать в Новгородском приказе боярину нашему Артемону Сергеевичу Матвееву, да дьяком нашим думному Григорию Богданову да Василию Бобинину, да Емельяну Украинцову.

Писан на Москве лета 7184 году октября в 13 день. Память дьяка Емельяна Украинцова послана с пушкарем с Матюшкою Пусковым.

Вот как эти события Н.Ф. Филатов описывает в своей книге «Веси Нижегородского края», 1999 год:

В хронике событий Нижегородского края после подавления крестьянской войны под предводительством Степана Разина, в ходе которой Арзамас, как известно, был не только главным штабом дворянского ополчения Ю. А. Долгорукова, но и местом массовых казне повстанцев на «ивановских буграх», есть важная летописная запись 1672 года «… в Нижегородском Закудемском стану во многих селах и деревнях крестьяня к церкви Божией не приходили, и пения церковнаго и таинств не принимали, и во всем от раскольников развратилися, и многия по прелести их с женами и с детьми на овинах пожигалися».

Во время повстанческого движения в Поволжье 1670 года деревня Ковакса оказалась в зоне активных действий разинцев, поэтому прибывший 4 октября в Нижний Новгород из Суздаля полк рейтар полковника Василия Челюскина был незамедлительно отправлен в район арзамасских сел Чернухи и Никольского, прошел «огнем и мечом» через деревню Коваксу. После этого она долгие годы сохраняла следы разорений. За участие же в подавлении разинского движения полковник Василий Челюскин получил деревню Коваксу с округой в поместье. [К сожалению у Филатова не указан источник откуда взята данная информация. Видимо крестьяне Коваксы и соседних сел принимали участие в бунте или скрывали мятежников у себя.]

Узнав о массовых самосожжениях крестьян, Василий Челюскин отправился в свое поместье, после чего 14 мая 1675 года подал в приказной избе Арзамаса воеводе Тимофею Богдановичу Булгакову и государеву подьячему Василию Мордвинову челобитье.

В Коваксу для следствия был направлен местный подьячий Василий Шумилов, который по возвращении представил воеводе и государеву подьячему Арзамаса «доезду своего память» [отчет]. В котором указано о самосожжении на двух овинах 73-х крестьян разных помещиков, в том числе у полковника Василия Челюскина крестьяне: Александрко Васильев с семьей, да у Мамошки Сергеева дети.

Сам Мамошка Сергеев во время разыгравшейся в ночь на 13 мая 1675 года трагедии находился в усадьбе своего помещика, в селе Туманово. Известие о гибели сразу всех детей настолько ужаснуло отца, что Мамошка от горя ударил себя в грудь ножом, но его удалось спасти, а затем и допросить о случившемся в деревне.

Дала воеводе показания и жена сгоревшего тогда крестьянина деревни Коваксы Емельяна Афанасьева Пелагея, которая «в расспросе сказала: «Муж де ее, Емелька, от какой прелести на овине згорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью у сонной, а прелестников де она, Палашка, в той деревне никово не видала».

Следствие зашло в тупик, ибо крестьяне при всем трагизме событий категорически отказывались называть имена, да и сам факт пребывания в селениях старообрядческих наставников. Поэтому Арзамасский воевода, выполняя строжайшее правительственное предписание о борьбе с «пожогами», разослал по всем селам и деревням к посельским старостам и приказчикам местных вотчинников свой наказ, о поимки «прелестников» и направлении их в город Арзамас.

Таким образом, ответом на жестокие репрессии против участников разинского повстанческого движения в Арзамасском крае и на усиление духовного гнета, проявившегося в насильственном проведении церковных реформ патриархом Никоном, стало массовое самосожжение старообрядцев и их сторонников в Нижегородском Поволжье, переставших надеяться на установление на земле когда-либо социальной справедливости.

Если верить архивным документам и историку Филатову то с 1670 по 1675 год на крестьян обрушились подряд одно за другим два бедствия: разорение деревни полковником Василием Челюскиным и самосожжение 73-х человек. Такие события должны были привести к значительному запустению деревни и уменьшению количества, как людей, так и дворов.

Ужасную картину казней бунтовщиков описывает В. Г. Короленко в своем очерке – «Божий городок Арзамас», 1894 год:

«Коротки и кровавы были дни молодецкого разгула и мести, коротка и жестока была также и расплата. Настроили заплечные мастера целый лес столбов с перекладинами. Кто же это висит там, на горе? Злодеи и напрасные душегубы, проливавшие неповинную кровь, или подлинные защитники народной воли, грозные мстители вековечной неправды? Правда, казацкая сабля плохо разбирала друзей и врагов, хмельной разгул вольной волюшки лил кровь, как вино; и об атамане Степане Тимофеевиче тоже вспоминали, наверное, не в одной деревне: "Строгой был, строгой, нечего сказать, строгой!"
И в жесточи, очевидно, недостатка не было. Бунтовщиков свозили к Арзамасу. По дорогам стояли виселицы, колья и колеса, и город во время одной из подобных расправ, по словам очевидца-современника, походил на ад: более недели кругом стояли стоны нестерпимых мучений, и хищные птицы носились над местом казни...»

Но просматривая количество дворов и крестьян, указанных в переписных книгах за 1646 и 1678 годы, выясняется, что население деревни ни то чтобы резко не уменьшилось, а даже незначительно увеличилось:
1646г. - 16 дворов, 102* души;
1678г. – 21 двор, 122* души,
* - количество душ указано с учетом женского пола грубым увеличением в 2 раза, т.к. учитывали только мужской пол.

На небольшую убыль указывает и переписная книга Арзамасского уезда 1678 года, где писцами отмечены всего 4-е пустых двора в Коваксе:

1. двор пуст: Федоска Якимов с женой и с детьми собрався на овин сгорели.
2. двор пуст, Антропка Васильев с женой и с детьми бесовской прелестью собрався на овин сгорели в 183[1675] году.
3. двор пуст, Ивашка Герасимов собрався с женой и с детьми дьявольским наветом на овин сгорели.
4. двор пуст, Ивашка Семенов с женой и с детьми дьявольским наветом собрався на овин сгорели.

Совсем не похоже на массовые «пожоги» или следы усмирения бунтовщиков.

Здесь либо подьячий Василий Шумилов что расследовал данное дело приписал лишних крестьян в мертвые души. Либо писцы что описывали деревню «пропустили» слишком много крестьянских дворов, так как их в первую очередь интересовало налогообложение а не религиозные споры. На самом деле число погорельцев должно быть больше, в действительности часть дворов где сгорели не все жители, не попали в этот перечень.

Попробуем разобраться что представляют из себя овины и сколько могло в них поместиться крестьян, в этом нам помогут исследования Нижегородского Архитектурного-этнографического музея-заповедника.
Овины - это были «очень небольшие деревянные постройки, где обычно перед обмолотом сушили снопы.
Деревянный овин — помещение двухъярусное. Сначала обустраивался подовин. Эта яма размером 3 х 4 метра, иногда и больше, служила как топка, оборудовался печью без дымохода. Стены такого земляного яруса укреплялись бревнами, сложенными или как сруб - горизонтально, или вертикально. На верхний ярус овинов (садило, сушило, насад, колосник) сажали снопы, посредством специальных жердей-колосников.
При очень влажных почвах (в северных областях) яму не выкапывали, нижний ярус строили или на земле (верховой овин), или наполовину врытым (полуверховой).
В связи с высокой пожароопасностью, их обустраивали за пределами крестьянских дворов, вдали от хозяйственных построек. Крестьянские общины достаточно часто строили один овин на несколько семей. Зажиточные же крестьяне могли сооружать их несколько и сдавать внаем беднякам, получая плату за это или снопами, или оказываемыми услугами. Ничто так быстро не воспламенялось, как эти срубы.
Верховой овин из деревни Шашки Семеновского уезда Нижегородской губернии, являет собой классический образец подобных сооружений, тип которых получил широкое распространение в средней полосе России в XIX столетии. Он представляет собой двухъярусный бревенчатый сруб 4×6 м.

Предположим что крестьяне собирались на верхнем ярусе, с учетом того что на нижнем ярусе или яме располагалась топка и размещался различного горючий материал, то несложно подсчитать сколько человек помещалось в различных типах овина. Неизвестно какой тип постройки был в Коваксе в 17 веке, но теоретически размещение 73-х человек на 2-х овинах не было не выполнимой задачей.

Остается еще одна неувязка в деле о самосожжении 1675 года, это то что имена крестьян указанные в отчете следователя Василия Шумилова не совпадают ни с одним именем в опустевших дворах в результате «гарей» в подворовой переписи 1678 года.
Рассмотрим более раннюю перепись 1646 года в которой попытаемся найти семьи связанные с «гарями»:

1. Двор: Васка Иванов сын Кадомец, с детьми: Александр, Антропка.
Глава семьи этого двора является отцом как крестьянина Александра Васильева указанного в 1675 год, так и Антропки Васильева отмеченного в 1678 году. Вероятнее всего два родных брата вместе с семьями и пожглись на одном из овинов.

2. Двор: Сергейка Иванов сын Кадомец с детьми: Степанко, Мамон, Елисейко, Лучка.
Здесь находим также крестьянина Мамошку Сергеева, 6-ть детей которого сгорели на овине. Три родных его брата отсутствуют в переписи 1678 года, большая вероятность что все они также пожглись в 1675 году. Судьба самого Мамошки Сергеева не известна чем закончилась после следственных дел, так как в последующих ревизиях он не встречается, зато в Коваксе записан двор братьев Федора и Игошки Мамонтовых, возможно не все его дети были принесены в жертву огненной смерти.

3. Двор: Васка Иванов сын Кадомец с сыном Исайка.
Этот двор интересен тем лишь, что в переписи 1678 года Исачко Васильев проживал с братом Сенкой, который указан писцами как бежавший в 1675 году, а также общим прозвищем с выше написанными дворами – Кадомец. Предполагаю в отчете следователей некоторые члены этой семьи также были записаны в список погибших при самосожжении.

4. Крестьянин Емельян Афанасьев отсутствует как в переписи 1646г. так и в 1678г.

5. Двор: Симонко Григорьев с детьми: Ивашко, Васка, Гаврилка.
Двор Ивана Семенова указан в писках 1678 года пустым в результате гарей. Гавриил Семенов не поддался «бесовской прелести» и остался жив, записан в 1678 году в отдельном дворе «бобылем», а вот его брат Василий не указан в дальнейших переписях, скорее всего, умер либо разделил участь старшего брата Ивана.

6. Двор: Гараска Микитин с детьми: Ивашко, Илюшка, с зятем Куземкой Фроловым да у Куземки сын Макарко.
Страший сын Иван Герасимов с семьей отмечен сгоревшим на овине в 1675 году. Младший сын Илюшка переведен в деревню Котиху, возможно из-за того что все его родственники «пожглись». Зять Кузьма Фролов с сыном пропал из переписей.

7. Оставшийся один двор Федоски Якимова указанный в 1678 году пустым в результате гарей не найден в списках 1646 года, возможно, это крестьяне которые переселились в деревню Коваксу между переписями.

Образуется группа из 7 дворов с разным количеством людей в каждом из них, связанных с самосожжением. Одна из таких групп (3 двора) носит общее прозвище - Кадомец, логично предположить, что так называли крестьян выходцев из города Кадома или Кадомского уезда. Возможно существует связь с крестьянами пришедшими из Кадома и самосожжением старообрядцев. Но род этот полностью не исчез в «огненной смерти» а продолжился в одной семье уже с прозвищем Кадомцев, которое потом трансформировалось в известную в селе фамилию Белоусовы. Белоусовы (по ул. Мушины) – один из родов, который участвовал в основании деревни Ковакса и по праву является первым кто заселял поселение.

В итоге информация в деле о самосожжениях, подтверждается записями в переписных книгах 1646 и 1678 годов. Расчеты по сохранившимся схемам и описаниям овинов позволяют сделать вывод, что с технической стороны у крестьян не должно было возникнуть проблем в осуществлении своего плана по самосожжению. Но количество сгоревших 73-х человек вызывают большие вопросы, так как достоверно известно, только о 5-ти семействах, остальных крестьян только косвенно можно отнести к участникам этих событий.

Для справки: События произошедшие в 1675 году и описанные в деле 448 одновременно в деревнях Ковакса и Пасьяново, не просто совпадение, эти поселения принадлежали до 1671 года одному помещику Морозову Ивану Глебовичу и скорее всего между ними присутствует связь при организации самосожжений старообрядцев.
Лайк (2)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Опись делам арзамасского уездного суда из сборника "Нижегородская ученая архивная комиссия"
1841 год

дело 301—3800. „О связывании села Коваксы крестьянином Афанасием Егоровым веревкою жену свою Авдотью Андрееву за непослушание".

Сотский доносит становому, что соседи усмотрели, как Егоров (66 лет) бил жену свою Авдотью (63 Лет), втащил ее в свою избу веревкой, привязал ее за ноги и за шею и повесил на жердь удавкою; узнавши об этом я побег к оному Егорову и снял женку Егорову еле живую". Афанасий Егоров показал, что он ходил к соседу звать свою жену топить печь и готовить обед, но она не слушалась, а при том еще бранилась, за что он связал ей ноги веревкой, опутав всю и в таком виде принеся в избу, положил на пол, а чтобы она опять не ушла, свободным концом веревки привязал ее за жердь, так что удавиться ей никак было нельзя. Показание его подтвердили свидетели и сотский за несправедливый донос приговорен был к аресту на 7 дней.

Сотский староста или сотский — административная должность — один из низших чинов полиции на селе. Свои обязанности исполнял, как правило, безвозмездно, в порядке натуральной мирской повинности. Не являлся должностным лицом сельского управления. Выбирался ежегодно на сельских сходах по одному от 100—200 дворов.

Посмотрев РС подтвердилось, что данная семья проживала в селе Ковакса, а крестьяне числились за помещиком Новосильцевым.
глава семьи: Афанасий Егоров (1777-1854)
жена: Евдокия Андреева (1777- 1850/54)
сын: Андрей Афанасьев (1805-1826)
сын: Артемий Афанасьев (1810-1815)

Афанасий прожил 77 лет, но род его не продолжился т.к. дети его умерли в раннем возрасте и потомства не оставили (по документам).

Семейно-патриархальный строй определял характер бытовых взаимоотношений в семье, создавал ее общую моральную атмосферу. Выработанный веками порядок держался на безусловном авторитете старшего в семье.
В то время никто в крестьянском обществе не мог оспорить слово главы семьи. Здесь отношения строились на безоговорочном подчинении младших членов семьи старшим, а власть хозяина над домочадцами была абсолютной.

Лайк (4)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25311
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7627
Очень бы хорошо было бы набить все известные фамилии по населённом пункту в экселе. Для создания будущей общей базы фамилий по губернии
По принципу Фамилия уезд населённый пункт и если есть ссылка на фонд опись дело
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

ivn_vk

Нижний Новгород
Сообщений: 601
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 474
Интересная веха, которая коснулась и Коваксу, но видимо всем повезло) - не было больших людей по мерке.
...Вместе с сопровождающим письмом Петр Великий ( для справки, его рост составлял 2,03 метра) отправил бумажную ленту с указанием главного критерия отбора - минимально необходимого роста 193,5 см. Затем Сенат издал указ о поиске 211 мужчин такого роста и выше в возрасте до 50 лет в разных частях России. Было найдено всего около 60 человек требуемого роста, и 54 или 55 из них были действительно отправлены в Пруссию в 1718 году. Вместе с людьми Петр послал Фридриху вырезанную им деревянную чашу и токарный станок. Подарки вместе с солдатами были вручены монарху в ходе помпезной церемонии. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/post/history/2020/11/10/260509

Ф. 350, оп. 3, д. 96 - сказки о крестьянах высокого роста Арзамасского уезда (1723 г., 169 л.)
За копии дела спасибо Rurikid

Прикрепленный файл: Большие люди.jpg
Лайк (4)
recn
Новичок

Сообщений: 26
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 13
>> Ответ на сообщение пользователя Domitian от 4 декабря 2020 21:29

интереснее будет прочитать здесь
https://proza.ru/2020/01/11/734
---
Спасибо
Лайк (3)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Опись документам Владимирской духовной консистории из дела 202:

1. Прошение помещиков вотчинного села Туманово его Преосвященству Павлу Епископу Владимирскому и Муромскому о помощи в построении новой церкви в деревне Ковакса (31 июля 1767 года – на 3-х стр.).
2. Резолюция его Преосвященства Павла Епископа Владимирского и Муромского на написание указа в Арзамасское духовное правление с приказом исследовать прошение помещиков (3 августа 1767 года – на 1-ой стр.).
3. Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской провести исследование Арзамасскому духовному правлению, учинить рапорт и направить оный в духовную консисторию (8 августа 1767 года – на 4-х стр.).
4. Рапорт Арзамасского духовного правления в духовную консисторию его Преосвященства Павла Епископа Владимирского и Муромского о получении указа Ея Императорского Величества (14 августа 1767 года – на 1-ой стр.).
5. Рапорт Арзамасского духовного правления о предоставлении результатов следствия и документов на рассмотрение в духовную консисторию (25 октября 1767 года – на 2-х стр.).
6. Выводы следствия Арзамасского духовного правления по сказкам церковных служителей близлежащих сел от деревни Ковакса (8 сентября 1767 года – на 4-х стр.).
7. Выводы следствия Арзамасского духовного правления по сказкам крестьян деревни Ковакса и Котихи о разных трудностях при посещении церкви в селе Туманово (8 сентября 1767 года – на 4-х стр.).
8. Сказка священника села Туманово о том что ни каких споров и челобитья при разделе Тумановского прихода производится не будет (8 сентября 1767 года – на 1-ой стр.).
9. Сказка священника села Селякино (8 сентября 1767 года – на 1-ой стр.).
10. Сказка священника села Никольское, Майданская поляна тоже (8 сентября 1767 года – на 1-ой стр.).
11. Ведомость приходских дворов деревень Ковакса и Котиха (8 сентября 1767 года – на 5-и стр.).
12. Указы Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской выписанные из духовной консистории о правилах ремонта ветхих и построение сгорелых и новых церквей (разных годов – на 16-и стр.).
13. Выпись из духовной консистории о количестве приходских дворов и притча в селах Селякино и Никольское (разных годов – на 1-ой стр.).
14. Выпись духовной консистории о слушании рапорта Арзамасского духовного правления с постановлением: преподнесённое исследование и данную выпись предоставить на рассмотрение епархиальных иерархов (20 марта 1768 года – на 7-и стр.).
15. Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской дать Архипастырскую грамоту на построение новой деревянной церкви в деревне Ковакса и какие-то указания Арзамасскому духовному правлению (22 марта 1768 года – на 4-х стр.).

Пропущено несколько листов (4-е стр.)

Предположительно с 1768 по 1772 год была построена деревянная церковь в деревне Ковакса.

16. Рапорт Арзамасского духовного правления в духовную консисторию в ответ на присланный указ Ея Императорского Величества от 10 апреля 1768 года о дозволении строить церковь (7 марта 1773 года – на 8-и стр.).
17. Запись выборных людей от помещиков на письмо Арзамасской провинциальной канцелярии крепостных дел (27 февраля 1773 года – на 3-х стр.).
18. Первое прошение священника новопостроенной церкви села Ковакса его Преосвященству об освящении (1773 года – на 2-х стр.).
19. Справка духовной консистории его Преосвященства Епископа Владимирского и Муромского о ходе дела по построению новой церкви (… – на 13-ти стр.).
20. Выпись духовной консистории о слушании прошения священника села Ковакса с отказом по причине несоответствия выделенных церкви земель положению межевой инструкции.(9 июля 1773 года – на 7-и стр.).
21. Указ Ея Императорского Величества (18 июля 1773 года – на 1-ой стр.).
22. Рапорт Арзамасского духовного правления в духовную консисторию его Преосвященства Павла о получении указа Ея Императорского Величества (23 июля 1773 года – на 1-ой стр.).
23. Рапорт Арзамасского духовного правления (10 июня 1776 года – на 3-х стр.).
24. Записка выборных людей помещиков (12 матра 1776 года – на 2-х стр.).
25. Второе прошение священника новопостроенной церкви села Ковакса в духовную консисторию об освящении (16 ноября 1776 года – на 2-х стр.).

Пропущено несколько листов (8-мь стр.)

26. Справка духовной констситории (… – на 4-х стр.).
27. Резолюция его Преосвященства освятить новопостроенную церковь в селе Ковакса и подготовить грамоту (… – на 1-ой стр.).
28. Грамота на освящение церкви (19 ноября 1776 года – на 5-и стр.).

Источник: ГАВО г. Владимир Ф.556 Оп.4 Д.202 Прошение помещика и прихожан Арзамасского уезда Коваксы и Котихи о построении новой деревянной церкви.

По данным ведомости духовной консистории за 1772г. (из дела 202), первые священнослужители в селе Ковакса:

Священник - Павел Петров, переведен из села Туманово в 1771 году.
Дьякон - Пётр Степанов.
Дьячок - Николай Павлов.
Исполняющий пономарскую должность дьячков сын Яков Максимов.

Лайк (6)
BobkovNV

BobkovNV

Г. Жуковский, МО
Сообщений: 605
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 490
Информация по религиозным согласиям из дел ЦАНО (доступны благодаря ivn_vk)

Реестр Николаевской церкви Арзамасского уезда села Ковакса прихожан не бывших на исповеди и Св. причастии более 3-х лет за 1882 год. (Источник: ЦАНО Ф570.ОП559.Д148).

1. Военные села – 37 душ.
Причина: За нерачением с детства в следствии зарождения духа раскола, только смерть заставляет прибегать к исповеди и св. причастию.

2. Крестьяне – 340 душ.
Причина: За нерачением с детства в следствии зарождения духа раскола, только в болезни приступают к исповеди и св. причастию.

3. Сектанты – 314 души.
Спасово согласие, приемлющие таинства: крещение, миропомазание и брак, остальное не принимают.
Причина: За расколом.

4. Сектанты – 247 душ.
Не указано согласие, не приемлющие ни каких таинств.
Причина: За расколом.

5. Сектанты – 54 души.
Не указано согласие, не приемлющие ни каких таинств.
Причина: За расколом.

Реестр Николаевской церкви Арзамасского уезда села Ковакса прихожан не бывших на исповеди и Св. причастии более 3-х лет за 1903 год. (Источник: ЦАНО Ф570.ОП559.Д134).

Крестьяне и сектанты – 1062 души.
Причина: За нерачением или с детства небыли по расколу.

Реестр Николаевской церкви Арзамасского уезда села Ковакса прихожан не бывших на исповеди и Св. причастии более 3-х лет за 1906 год. (Источник: ЦАНО Ф570.ОП559.Д148).

Крестьяне и сектанты – 1050±50 душ.
Причина: За нерачением или с детства небыли по расколу.


Список находящихся в пределах 2-го стана Арзамасского уезда регистрированных и не регистрированных вероисповедных согласий (старообрядческих и сектанских) 1909 года. (Источник: ЦАНО Ф333.ОП1.Д387).

1. Старообрядцы Белокриницкого священства.
Село Чернуха – 1200
Село Мотовилово – 120
Деревня Кокоревка – 70
Поселок Питер – 50
Село Ковакса – 50
Деревня Пиявочное Озеро – 170

Исполняют все таинства православной веры и крестятся двумя перстами. В селе Чернуха имеются два старообрядческих храма: во имя Успения Божией Матери и Святой Мученицы Прасковьи. При каждом храме имеется священник. В селе Мотовилово имеется молитвенный дом, в котором совершаются только некоторые церковные требы: как-то крещение. В деревне Пиявочное Озеро имеется церковь, в которой службы совершает старообрядческий священник села Чернухи. В остальных селениях молитвенных домов нет и старообрядцы этих селений причислены к приходу села Чернухи. Общины старообрядцев села Чернухи зарегистрированы.

2. Старообрядцы Спасово согласия.
Село Пустынь – 450
Деревня Меньщиково – 120

Приемлют в православной церкви крещение и брак, остальных таинств не приемлют и обряд погребения совершают сами. Особых молитвенных домов не имеют и для молитвы собираются в разных домах. Община их не зарегистрирована.

3. Понеты – беспоповцы (они же спасовцы).
Село Пустынь – 250

Приемлют в православной церкви крещение, брак и погребение, но совершают их сами, водное крещение не приемлют, других таинств не признают. Особого молитвенного дома не имеют и для молитвы собираются в разных домах. Община их не зарегистрирована.

4. Поморцы - безпоповцы.
Село Чернуха – 400
Деревня Ветошкино – 60

Приемлют в православной церкви крещение, брак и погребение, но совершают их сами. В селе Чернуха имеется молитвенный дом. В деревне Ветошкино молитвенного дома нет, для молитвы собираются в разных домах.

5. Старообрядцы Спасово согласия - безпоповцы.
Село Чернуха – 350
Село Ковакса – 300
Село Большое Туманово – 80
Деревня Булдаково – 30

Приемлют в православной церкви крещение, брак и погребение, но совершают таинства и обряды сами. В селах Чернуха, Большое Туманово и Ковакса имеются молитвенные дома. В деревне Булдаково молитвенного дома нет. В селе Большое Туманово община их зарегистрирована в остальных селениях нет.


В 1916 году старообрядческая община села Ковакса «Спасово согласие» подает прошение на внесение в реестр религиозных согласий и была зарегистрирована под №110 в том же году. (Источник: ЦАНО Ф5.ОП51.Д25475).

Состав - 400 человек.
Духовный наставник из крестьян села - Семен Федоров Гришин (41 год).
Фамилии членов общины: Гришины, Жучковы, Устимовы, Федотовы, Абросимовы, Трошины, Евстюшины, Феофановы, Букины, Корневы, Оканины, Шушуновы, Агаповы, Петровские, Вяхиревы, Шокуровы, Лоськовы, Муравьевы, Масловы, Герасимовы, Птицины, Мишины, Красниковы, Зуйковы, Чирковы.



Лайк (3)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈