Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Смоленские помещики

по воспоминаниям Бахрушина Ю.А.

    Вперед →
Zabellisa
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 11505
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 10008
Смоленские помещики — представители дворянских родов, которые владели имениями на территории Смоленского уезда. Процесс поместных раздач на Смоленщине начался в 40-е годы XVI века, и уже в 1543 году в обиход вошёл термин «смоленского помещика».
Состав смоленских помещиков был разнообразным: в него входили потомки польских служилых родов, семьи русского происхождения и выходцы из Белоруссии.

Книга воспоминаний написана Юрием Алексеевичем Бахрушиным (1896–1973), сыном создателя известного театрального музея А.А. Бахрушина.

Из 12 главы воспоминаний

Только тут я узнал, куда мы едем. Наш путь лежал на Брестский вокзал, где мы должны были сесть на поезд, отходивший на Смоленск, и ехать до станции Ярцево, а оттуда пробираться двести с лишним верст на лошадях в город Поречье.
<...> Мы подъезжали к Ярцеву — было около пяти часов утра.
<...> Нил опять помолчал, а через несколько минут спросил:

— Значит, сейчас к Забелле поедем? Это верст с десять отсюда будет.

— К Забелле так к Забелле — вези куда знаешь, наше дело ехать! — согласился/
<...> Смоленщина в этой своей части не отличается лесистостью. Мимо нас мелькали бесконечные поля с наливающейся рожью и овсом, сменяясь изредка низкорослыми перелесками. В безоблачном небе заливчато звенели неугомонные жаворонки и медленно кружили ястреба. Дали были подернуты сиреневой дымкой просыпавшегося дня, и чистый воздух еще не успел пропитаться мелкой дорожной пылью.
<...> Когда наши ноги уже начали затекать от долгого сидения в бричке, впереди, в лощине, замелькали какая-то купа деревьев и ряд небольших построек, над которыми расстилался приветливый печной дымок. Нил обернулся к нам и, указывая на лощину своим кнутовищем, проговорил:
— Вон и Забелло.
Минут двадцать спустя мы вкатили в довольно обширный двор помещичьей усадьбы. Одноэтажный деревянный барский дом новой стройки скорее напоминал зимнюю дачу владельца средней руки, нежели дворянскую резиденцию. Вокруг двора высились всякие хозяйственные постройки — скотный двор, птичник, амбары, конюшня. На всем лежал отпечаток новизны и бесхозяйственности. Казалось, у человека, воздвигавшего все это, вдруг неожиданно появилась откуда-то изрядная сумма денег, которую он сразу и убухал на обзаведение помещичьего хозяйства. К концу стройки денег стало не хватать, а когда все было отстроено, то финансы и вовсе перевелись — так все и стояло, неизвестно зачем и для чего выстроенное.illyustraciya_k_pomeschikam.jpg
На части здания были какие-то временные крыши, на людской избе не хватало наличников у окон, к сараю были прилажены какие-то старые ворота, облезлые и пошарпанные, неизвестно откуда сюда попавшие. К нашему экипажу немедленно подбежал какой-то работник и встал как вкопанный в нескольких шагах, всецело отдавшись молчаливому созерцанию.
<...>На балконе барского дома нас приветствовал хозяин, грозными окриками сдерживавший целую стаю стриженных наголо пуделей. Собаки, покрытые какими-то язвами и болячками, были явно недовольны появлением нежданных посетителей и сильно нервничали. Сам помещик, наоборот, был, видимо, искренно рад гостям, могущим хоть чем-нибудь разнообразить его скучное существование.

Это был человек лет пятидесяти, тучный, неопрятный и явно заспанный. Весь его внешний вид свидетельствовал о том, что он «с утра». Облачен он был в засаленный стеганый халат неопределенного цвета, накинутый поверх некогда чистой ночной рубашки, и в чесучовые брюки, для удобства застегнутые лишь на верхнюю пуговицу. Завершали его туалет стоптанные туфли, надетые на босу ногу. Волосы у него были не чесаны, борода в виде двух бакенбард по сторонам выбритого подбородка спутана, обильная растительность на могучей груди сваляна. Перед ним на столе, покрытом грязной дырявой скатертью, дымился и пыхтел давно не чищенный медный самовар и в беспорядке была раскинута разрозненная посуда. Чашки были без ручек, с выбоинами, со всевозможными неподходящими блюдцами, чайник без носика, молочник с замазанной замазкой трещиной. Когда мы уселись, хозяин немедленно начал нас угощать, налил чаю, причем заботливо отковырнул грязным ногтем что-то прилипшее ко дну одной из чашек, стал убеждать отведать сливок и откушать меду «собственных пчелок».
za_obedom_shishkin_a..jpg
Не довольствуясь этим, он кликнул девку и приказал ей доложить барыне, что приехали гости из Москвы, а также подать домашней наливочки, попотчивать гостей.
<...> Хозяин явно расстраивался нашей вялости в еде и всячески понуждал нас отведывать предложенных яств. Разговор сразу перешел на расспросы о Москве, в которой хозяин не был уже лет пятнадцать.

— С смоленским дворянством на коронацию приезжал, а с тех пор в Смоленске-то раза два-три был, не более, — пояснил он.

Далее беседа перешла на хозяйственные темы. Говорил об урожае, о скотине, о дороговизне сена и о прочем.
<...> После того как было выпито достаточное количество чашек чаю, хозяин предложил осмотреть дом.dvoryanskaya_usadba_19_vek_interer.jpg
Нас повели в «парадные» комнаты. Дом был новый, из числа тех, что скроены нескладно, да крепко сшиты. Никаких обоев или облицовок стен не было и в помине, взамен этого золотились натуральные могучие сосновые бревна. Мебель была также вся новая, частью сделанная по заказу хозяина местным столяром, частью, очевидно, приобретенная на ближайшей ярмарке. Предметов культурно-духовного обихода, как-то картин, книг, безделушек, видно не было, за исключением огромного чертежа в массивной дубовой раме, занимавшего наиболее видное место на главной стене «гостиной».

— Вот, — указал на раму хозяин, — наша родословная, вся семья Забелло. Сам чертил. Ведь мы прямые потомки Гедиминов!

Он подвел нас к чертежу и стал пространно объяснять, кто от кого происходит. Я рассеянно слушал объяснения, смотрел на бесчисленные кружочки и черточки, собранные под пышным цветастым гербом, украшенным дворянской короной, и думал, почему это обедневшие дворяне так любят при всяком удобном и неудобном случае подчеркивать древность своего рода по сравнению с родом царствующего дома.

— Тут вот, — закончил хозяин свое повествование, шаря в своем письменном столе и извлекая оттуда желтую грамоту на пергаменте, — у меня и грамота есть за подписью короля Стефана Батория, который пожаловал нам те земли, на которых вы сейчас находитесь!
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Лайк (1)
Zabellisa
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 11505
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 10008
Смоленские помещики владели имениями в разных населённых местах Смоленщины.

В Смоленской губернии в XIX веке упоминался помещик Франц Степанович Забелло. Это представитель дворянского рода Забелло, который в Смоленской губернии Духовщинского уезда появился из Гродненской губернии.

Франц Степанович Забелло и его дети владели деревнями Радынь, Лесковка, Харино, Шамово, Новосёлки, Безменово, Медведево, Ляды, Авдюново.Помещик имел: 425 крестьян, 85 дес. Усадебной земли, всей земли 4000 десятин.

[q]
Интересно, что крупный на Смоленщине город Ярцево в 1860 году представлял собою деревню с 61 крестьянином.
[/q]


В «Извлечениях из описания помещичьих имений» 1860 года по Смоленской губернии помещик Франц Забелло — владелец сёл Пышкова и Дунаева с 14 деревнями.

Некоторые сведения о помещике:
В 1823 году перемещён в Смоленскую губернию из Енисейской губернии (г. Красный).
В 1826 году определён оператором Смоленской Врачебной управы, в 1828 — инспектором.
В 1835 году — надворный советник.
За отличную службу награждён бриллиантовым перстнем с изумрудом (1836).
Потомки - У помещика Франца Степановича Забелло были дети:
в 1844 году — сын Стефан (Степан);
в 1849 году — Павел.
В 1897 году род Забелло внесён в родословные дворянские книги Смоленской губернии.

Какие ещё помещики из рода Забелло были в Смоленской губернии? - Забелло Пётр Николаевич — помещик Смоленской губернии, родился в 1879 году в имении Рядыни.
Некоторые сведения о нём: воспитывался во 2-й Московской гимназии, закончил юридический факультет Московского университета;
участник Первой мировой войны, подпоручик;
в 1931 году, как бывший помещик, вместе с семьёй был выслан из Смоленской губернии на Урал, в Тавдинский район.
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
    Вперед →
Вверх ⇈