На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Москва Сообщений: 11505 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 10007
Наверх##16 сентября 2024 21:2616 сентября 2024 22:58
Данные из Википедии Монастыри́ще (укр. Монастири́ще) — село Ичнянского района Черниговской области Украины, центр сельского совета. Код КОАТУУ: 7421786801. Население по переписи 2001 года составляло 1149 Основано в 1600 году. Площадь 14310 км² Село Монастырище расположено в долине реки Удай (приток Сулы), в 18 км к юго-западу от районного центра и в 7 км от железнодорожной станции Яхновка участка Нежин — Прилуки Юго-Западной железной дороги. По территории села проложена автодорога Прилуки — Нежин. В окрестностях села Монастырище обнаружены поселения и могильник эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) и два древнерусских городища времён Киевской Руси (IX—XIII вв.)[3]. Первые письменные упоминания о Монастырище датируются началом XVII века.
В ХІХ веке село Монастырище было волостным центром Монастырыщенской волости Нежинского уезда Черниговской губернии. В селе была Рождество-Богородицкая и Михайловская церковь. см. XLVIII. Черниговская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года Черниговская губерния Нежинский уезд - стр.136
Скопировано с сайта "Откуда родом" На острову Удая, в пол версте от местечка, по ныне видна земляная крепость, возобновлявшаяся, едва ли не в последний раз, при Самойловиче. В 1634 г. Монастырище принадлежало кн. Иеремии Курибуту Вишневецкому, а по уряду гетманщины было сотенным местечком прилуцкого полка.
Вот что говорит народная память о судьбе Монастырища:
Когда носилось над Украйною горе общее для всех, когда русский народ страдал от набегов татар: несколько казаков из Прилуки поселились на острову р. Удая, на северо-восточной стороне нынешнего Монастырища. Насыпав земляной вал, они поставили в средине его церкви в честь рождества Богородицы, а вблизи слепили себе плетневые хаты и это место стали звать Монастырищем. Было ли это место памятником существовавшего когда-то монастыря или оно названо теперь Монастырищем, по уединенному положению? Неизвестно. Как бы то ни было: татары нашли казаков и в монастыре. Казаки долго отбивались от хищников. Татары насыпали плотину и по ней ворвались в монастырь; храм был ограблен и несколько казаков взято в плен. Пять или шесть хат после разорения татарского носили название монастыря. Прошло несколько лет и монастырь опять заселился. Опасность новых набегов заставила поставить сторожевых казаков на юге от Монастырища; сторожевые курганы их еще целы. – В одно время, вскоре после праздника рождества Богородицы, сторожевые дали знать о приближении татар. Жители, бывшие большею частью на полях, бросились в свой монастырь и поспешили уничтожить плотину, соединявшую остров с сухою землею. Татары, переправясь через Удай напали на монастырь со стороны, откуда не ожидали их. Мужество казаков было сломлено множеством татар и в другой раз монастырский город был ограблен и разорен, много жен и дев уведено в плен. «Нехай гетьману Богдану Бог даст царство свитле, як вин нашу гетьманщину збавив вид гиркой кары татарыв! В дидыв наших бул гетман дуже добрый, мов ридный батенько, да немало був и розумный, видав гетьманство руському царю. Без того мы мо и теперь терпелы вражу муку». Так говорят теперь старики. Этот отзыв дает видеть, что второе нападение татар было в то время гетманства, как монастырь был во власти польского магната, не очень заботившегося об участи подвластных. Казаки Монастырища не даром молятся за батька Богдана. – При нем ляхи готовы были истребить монастырь, тогда как после второго погрома татарского многие поселялись уже на правом берегу Удая. В 1653 г. Полковник Богун послан был с 4000 казаков против Чарнецкого; осторожный Богун, узнав, что у Чарнецкого более 15000 войска. Скрылся в Монастырище и дал знать Хмельницкому о своей опасности. Чарнецкий осадил Богуна в Монастырище. Он не раз покушался подавить казаков в слабом укреплении, но до 5000 ляхов легло у Монастырища. – Крепость была зажжена: но Богун ускользнул из укрепления и вместе с батьком Хмельницким явился в тылу ляхов. Чарнецкий, сильно раненый бежал со всем своим войском без оглядки. Предание народа помнит и о третьем печальном разорении Монастырища. По его рассказу оно было не легче прежних. Это разорение известно и по памятникам письменным. В 1664 г. свирепый Чарнецкий разорил Монастырище до основания; жители его частью перерезаны, частью отданы татарам и это только за то, что защищали свободу свою против безумного своеволия ляхов.
Древний храм рождества Богородицы перенесен с острова в местечко, на полтавскую дорогу, уже в 1831 г. и освящен здесь в 1833 г. Из трех евангелий его одно м. п. 1745 г. Другой храм в Монастырище в честь Архистратига Михаила. Он стоит на правом, возвышенном, берегу Удая, и основался здесь с того времени, как монастырцы стали переселяться с острова на открытый берег Удая. В архиве храма указы начинаются с 1722 г. апостол львов. п. 1696 г. В киоте под сербр. позлащенною ризою Иверская икона Божией матери, окруженная изображениями пророков и событиями Спасителя. Вверху надпись: и протетиса ту иверу. Внизу написано: «1742 г. июн. 20 д. изображен св. образ коштом преосвященного архиепископа Иоанна Моглянскаго, о спасении души своей». У образа привеска с надписью: «сия икона иверския Богоматери отдана в парафиальную монастырецкую церковь св. Архистр. Михаила от дому князя Алексия Николаевича Саадеиева, который родился 1720 мар. 8 а умер 1785 генв. 8 д.». Третий храм Монастырища в честь св. вм. Варвары. Он прежде стоял около Михайловского храма, был теплым. Здесь евангелие к. п. 1733 г. с надписью: «належить до храма св. Варвары кладьбищнаго, построеннаго 1792 г. У монастырцев много прекрасной земли; лишний хлеб продают они в Нежине и Ичне. На близкой степи выкармливается добрый скот. Некоторые ездят на Дон за рыбою и в Крым за солью, продавая до и другое с выгодою. Торг – в субботу, ярмарка – мая 9 и сент. 8 д.
С просторов интернета После присоединения Правобережной Украине к России в конце XVIII века Монастырище в 1797 году вошло в Липовецкий уезд Киевской губернии. Оно значилось местечком в ревизских сказках 1795 года и официально утверждено в 1811 году. Население преимущественно занималось земледелием, садоводством и бортничеством. В 1897—1898 годах здесь построен сахарный завод, на котором в 1900 году работали 420 рабочих. Кроме него действовали винокурня и кирпичный завод, принадлежавшие владельцу местечка, мыловаренный завод и более двух десятков мельниц и кузниц. По данным 1900 года, владельцу имения принадлежало 3020 десятин земли, церквям — 301 и 4118 десятин - жителям города, которых тогда насчитывалось 9503 человек.
--- С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь дневник Zabellisa
Москва Сообщений: 11505 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 10007
Наверх##16 сентября 2024 21:5616 сентября 2024 22:57
Скопировано с История Городов и Сёл Археологические находки, выявленные близ Монастырища, свидетельствуют, что эта местность была заселена еще в древние времена [1277, с. 86; 1357, с. 373]. Здесь были обнаружены: поселение эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) и 2 городища периода Киевской Руси (IX—XIII вв.), курганы скифского времени (V—III вв. до н. э.).
Первые письменные упоминания о Монастырище встречаются с начала XVII в. В 30—40-х годах XVII в. оно принадлежало магнату И. Вишневецкому [1609, с. 4]. В 1628 г. здесь было только 4 «дыма» и одна мельница [1609, с. 203]. В 1646 г. в поселении насчитывалось всего 7 лошадей [236, л. 219].
Во время освободительной войны украинского народа под руководством Б. Хмельницкого Монастырище было освобождено из-под ига шляхетской Польши. В 1649 г. оно стало сотенным местечком Прилукского полка [1609, с. 199]. В январе — феврале 1654 г. сотник, есаул, атаман, бурмистр и 374 казака и мещанина приняли присягу на верность России [1109, с. 535]. После окончания войны основная часть земельных владений попала в руки казацкой старшины. В 1664 г. польско-шляхетские войска с татарами напали на Монастырище, разорили его, часть жителей была взята в плен и угнана в Крым [1402, с. 402]. Согласно переписным книгам 1666 г. здесь числилось всего 45 крестьянских дворов [1609, с. 203]. Удобное географическое положение местечка способствовало его сравнительно быстрому восстановлению. В 1718 г. здесь насчитывалось 60 казацких дворов, 69 свободных крестьянских дворов и 44 двора зависимых крестьян (3 — чиншевых прилукского полковника, 25 — ранговых, 16 — духовенства) [1609, с. 203]. Последние нередко работали на своих хозяев по два — три дня в неделю, доставляли в господский двор сельскохозяйственные продукты [1974а, с. 34, 35].
В конце XVII — начале XVIII вв. усилился процесс имущественного расслоения населения местечка. Сотники Романовичи, заправляя сотней более полувека, прибрали к рукам значительное количество земли и поселили на них подсоседков. По сведениям 1729 г., ранговых посполитых в Монастырище числилось 173 двора и 130 подсоседков. В 30-х годах в местечке резко уменьшилось количество населения в результате переселения части жителей за Днепр. Так, в 1740 г. здесь насчитывалось 52 казацких двора (61 хата) и 78 бездворных хат их подсоседков, 39 крестьянских дворов (43 хаты) и 3 хаты их подсоседков [1609, с. 203, 204]. В 1763 г. Разумовский отдал ранговых посполитых в потомственное владение Максиму Соханскому (бывшему шаповаловскому сотнику) [1609,/300/ с. 202]. По данным ревизии 1764 г., в Монастырищенскую сотню входили одно местечко и 43 села, деревни и хутора. В сотне насчитывалось 5529 душ, в т. ч. 355 выборных казаков, 205 подпомощников, 4969 посполитых, разночинцев и дворян [1410, с. 77].
Главным занятием жителей местечка, как и прежде, оставалось хлебопашество. Хлеб продавали чаще всего в Нежине и Ичне. Часть жителей ездила в донские станицы за рыбой, некоторые отправлялись в Крым и Коломыю за солью. Привозимые товары сбывали в Прилуках и Ичне. Торги в Монастырище проходили каждую субботу, ярмарки устраивались дважды в год — 9 мая и 8 сентября [1410, с. 443, 445; 1609, с. 205]. На ярмарках торговали скотом, лошадьми, хлебом, овощами, солью, вяленой рыбой. В 1764 г. в Монастырище были четыре конных завода: князя секунд-майора Саакадзева, бунчукового товарища Петра Романовича, секунд-майора Степана Романовича и войскового товарища Игната Головни.
После ликвидации полкового устройства Монастырище в 1782 г. вошло в состав Нежинского уезда Черниговского наместничества (с 1797 г.— Малороссийской, с 1802 г.— Черниговской губернии). По сведениям за 1796 г., в Монастырище насчитывалось 2088 душ, в т. ч. 487 казаков, 941 крепостной крестьянин, 499 разночинцев, 91 чиновник, 70 дворян [649, л. 725—761]. Малоземелье вынуждало часть бедняцких семей покидать местечко и в поисках лучшей жизни переселяться в другие места. Еще в XVIII в. (по данным ревизии 1740 г.) за 6 лет (с 1730 по 1736 г.) из Монастырища ушло 20 крестьянских семей [302, л. 16]. И в дальнейшем из местечка уезжали семьи. Так, в 1809 г. отсюда в малозаселенные причерноморские степи выехала 21 казацкая семья [1609, с. 204]. Во время Отечественной войны 1812 г. более 50 крепостных крестьян из местечка вступили в ряды народного ополчения [645, л. 410—412].
Вследствие имущественного неравенства среди казаков в первой половине XIX в. образовались официально признанные царским правительством группы: «Достаточные», «Посредственного достояния», «Бедные» и «ничего не имеющие» (или «поденщики»). В 1838 г. из 1673 жителей местечка 1095 были крепостными [950, л. 37], остальные — казаки, чиновники, дворяне. В Монастырище из 388 казаков 23 были богатыми, 62 — среднего достатка, 108 — бедными и 195 — «ничего не имеющими». В местечке было 162 землепашца, 198 поденщиков и 10 батраков [1484, с. 67]. Таким образом, лишь незначительная часть казаков могла самостоятельно заниматься земледелием. Крупными землевладельцами являлись помещики — князь В. Воротов владел 1800 десятинами земли (по данным 1856 г.), помещик П. Забела — 1400 десятинами.
Монастырищенские крестьяне выращивали пшеницу, рожь, овес, гречиху, картофель, лен, коноплю, свеклу. В местечке работали три винокуренных завода кустарного типа, принадлежавших помещикам Забеле, Солоияку и Романовичу. Общая годовая мощность этих заводов — 38 727 ведер вина [1256, с. 298]. Интенсивно развивалось табаководство. Табак здесь начали выращивать еще в XVIII в. Табаководство было прибыльной отраслью сельского хозяйства и занимались им, главным образом, в помещичьих имениях и хозяйствах зажиточных казаков. Желая получить больше прибылей, помещики самовольно увеличивали количество дней барщины. Так, помещик Романович довел барщину до 5—6 дней в неделю. Осенью 1859 г., не выдержав жестокой эксплуатации, крепостные Романовича отказались отрабатывать барщину и платить оброк. Для расправы с крестьянами власти прислали солдат [953, л. 4].
Основная часть жителей Монастырища была лишена медицинской помощи, оставалась неграмотной. Только в 1857 г. здесь, как в волостном центре, открыли двухгодичное двухклассное приходское училище, количество учеников в котором колебалось от 30 до 50. Училище относилось к разряду низших и находилось на содержании сельского общества. Лишь небольшая сумма отпускалась для него из государственного казначейства [1256, с. 469, 473].
В Монастырище родился украинский скульптор П. П. Забела (Забелло; 1830—1917); с 1869 — академик петербургской Академии художеств. П. П. Забела является автором мраморного бюста Т. Г. Шевченко, скульптурных портретов М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Е. Маковского, Н. В. Гоголя, В. Л. Боровиковского, бронзовой скульптуры революционера-демократа А. И. Герцена (установлена на могиле писателя во французском г. Ницце) и др. [1546, с. 67]. На Монастырищенской почтовой станции останавливались Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка.
Накануне отмены крепостного права в Монастырище насчитывалось 605 казаков, 949 помещичьих крестьян [952, л. 76, 81], в т. ч. около 400, принадлежавших помещику Романовичу, 141 — помещице А. Железко. За помещиками сохранились все принадлежавшие им ранее земли и, кроме того, перераспределяя крестьянскую землю, лучшую они оставляли себе, а крестьянам выделяли худшую. Размеры крестьянских земельных наделов оказались меньше, чем до 1861 г. Если до реформы крестьяне помещика Забилы имели по 1 десятине и 1741 кв. сажени на ревизскую душу, то после нее — по 1 десятине и 1554 кв. сажени (на 187 саженей меньше). Сумма выкупных платежей за выделенную крестьянам землю равнялась 43 504 руб. Выкупная цена за десятину земли в два раза превышала ее рыночную стоимость [67, л. 15, 34, 35; 66, л. 34, 35; 65, л. 15, 34, 35]. До оформления выкупной операции крестьяне считались временнообязанными и выполняли повинности — барщину и оброк.
В пореформенный период создались благоприятные условия для более быстрого развития капиталистических отношений в местечке. Интенсивно шел процесс образования крупных хозяйств капиталистического типа. Это — кулацкие хозяйства Троцины, Сезонцева/301/ и др. Кулаки, скупая и арендуя землю у помещиков, становились собственниками крупных имений, в которых эксплуатировался труд батраков. Постепенно кулаки прибрали к своим рукам и богатые лесные массивы вокруг Монастырища. Так, Троцине принадлежало 445 десятин леса, Харитоненко — 244, Сезонцеву — 144, Московченко — 179. В собственности этих богачей находились 17 магазинов, 19 кабаков, 7 трактиров, заезжие дворы.
В Монастырище заметно возросло количество дворов и населения. Если в 1859 г. здесь насчитывалось 412 дворов, то в 1897 — 831. Количество жителей в 1897 г. (по сравнению с 1867 г.) увеличилось на 1435 человек и достигло 4680 [1360, Прилож., с. 217; 633, л. 158]. Выгодные пути сообщения благоприятствовали развитию торговли, росту экономики Монастырища. В конце XIX — начале XX в. здесь действовали 9 маслобоен, 3 кирпичных завода, мельница. Торговали в основном в лавках, годовой доход которых равнялся 5400 руб. Два раза в педелю происходили базары и четыре раза в год — ярмарки. Торговали, главным образом, хлебом, табаком, водкой, тканями, обувью, различным инвентарем.
Одновременно с ростом кулацких хозяйств шел процесс разорения крестьянской и казацкой бедноты. В 1897 г. 100 дворов были безземельными и бестягловыми. Часть обедневших крестьян переселялась в восточные районы России, некоторые — искали работу в промышленных городах. Но большая часть крестьянской бедноты оставалась здесь и полностью зависела от помещиков и кулаков. За аренду земли крестьянин платил помещику половину урожая, за десятину — отрабатывал 3—4 дня. Тяжелой была судьба батраков и поденщиков. Их работа оплачивалась крайне низко — во время летних полевых работ им платили от 15 до 40 коп. в день. Рабочие винокуренных заводов в Монастырище получали в день по 25 копеек [1256, с. 294].
Социально-экономические противоречия привели к обострению классовой борьбы. Во время революции 1905—1907 гг. в Монастырище произошло несколько массовых выступлений. 19 февраля 1906 г. в доме крестьянина А. Максименко перед собравшимися односельчанами выступили молодой крестьянин И. Ф. Погуляйло и дочь местного фельдшера В. Н. Литвинюк. Они читали односельчанам брошюру К. Либкнехта «Пауки и мухи», рассказывали о борьбе рабочих Петербурга, Москвы, Киева, призывали крестьян к участию в революционной борьбе против существующего строя. Участниками этого нелегального собрания были собраны деньги для приобретения революционной литературы. Полиция, узнав об антиправительственных призывах И. Ф. Погуляйло и В. Н. Литвинюк, арестовала их и заключила в тюрьму. 23 февраля 1906 г. был арестован Е. С. Волков, агитировавший батраков прекратить работу в помещичьих экономиях [265, л. 74; 264, л. 25; 331, л. 1]. В мае 1906 г. в Монастырище произошла забастовка батраков и крестьянской бедноты, работавших в помещичьих имениях и кулацких хозяйствах. Бастующие требовали снизить арендную плату за землю, сократить рабочий день, не нанимать рабочих из окрестных сел, а только из местных помещичьих экономии, повысить дневную оплату труда с 25 коп. до 1 руб. Помещики наняли поденщиков из других сел, которым платили по 50 коп. в день. В ответ на это 80 крестьян Монастырища прогнали нанятых рабочих. Монастырищенских бастующих поддержали крестьяне из соседних сел. Помещики вынуждены были пойти на уступку — повысили заработную плату батракам до 70 коп. [1680, с. 118; 327, л. 53, 54]. После прекращения забастовки началась расправа над ее участниками. Прибывшие из Нежина полицейские арестовали 10 крестьян. Арестованных жестоко избили и отправили в нежинскую тюрьму. Нежинский окружной суд обвинил их в организации «массового сборища» и антигосударственных действиях [339, л. 94, 95]. Но волнения в местечке продолжались. 23 декабря 1906 г. перед собравшимися на базарной площади выступил местный житель, ученик Нежинской гимназии П. Е. Фурса. Он призывал крестьян к борьбе против царя и помещиков [255, л. 1—43].
В конце XIX — начале XX в. земство провело некоторую работу в деле медицинского обслуживания населения, развития народного образования и культуры. В 1900 г. начали функционировать: участковая больница па 3 койки и фельдшерский участок (население в 1908 г. составляло 5261 человек) [698а, л. 46]. Медицинскую помощь жителям оказывали фельдшер и 2 сиделки. В 1917 г. Монастырищенский фельдшерский участок смог сделать прививку против оспы только 26 детям из 465, проживавших в местечке [651, л. 25]. В начало XX в. в местечке работали 2 одноклассные церковноприходские школы. С 1898 г. действовала земская однокомплектная школа. В 1903 г. жители Монастырища обратились в Министерство просвещения с просьбой преобразовать ее в двухкомплектное земское училище. Просьбу их удовлетворили только в 1913 г. [719, л. 97, 103]. В 1916 г. здесь была открыта однокомплектная земская школа [709, л. 103], а в 1917 г.— высшее начальное училище. С 1897 г. действовала библиотека-читальня [1855, Приложение, с. 49], с 1901 г.— земская библиотека. В 1909 г. между Монастырищем и Нежином наладили телефонную связь [707, л. 118].
Новые тяготы легли на плечи крестьян с началом первой мировой войны 1914—1918 гг. Большая часть мужского трудоспособного населения была мобилизована па фронт. Только по первой мобилизации ушло 200 человек. Старших по возрасту отправляли на строительство оборонительных сооружений. Отсутствие в хозяйствах рабочих рук приводило к сокращению посевов. И без того бедственное положение трудящихся масс усугубляли многочисленные реквизиции, дороговизна основных продуктов питания, нехватка товаров первой необходимости.
Украина, Черниговская область, Ичнянский район, Монастырище - Метрические книги ( 4 ) 1. Исповедные ведомости : Михаило-Архангельская церковь, 1787-1827; Рождество-Богородицкая церковь, 1787-1824
[q]
Ф. 679, о. 1, д. 140 (продолжение) Исповедные ведомости 1787 (стр. 494-519) International Film 2413765 Item 1 7779484 Ф. 679, о. 1, д. 573 Исповедные ведомости 1795 (стр. 735-736) International Film 2439561 Item 1 7778858 Ф. 679, о. 2, д. 5107 Исповедные ведомости 1824 International Film 2439561 Item 7 7778858 Ф. 679, о. 2, д. 5113 Исповедные ведомости 1827 International Film 2439561 Item 9 7778858
Дело 510. Ревизские сказки помещиков Ташевских м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (4) Дело 524. Ревизские сказки крестьян помещицы Ковалевской м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (4) Дело 525. Ревизские сказки крестьян помещиков Ковалевских м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (6) Дело 586. Ревизские сказки крестьян помещицы Соханской м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (5) Дело 587. Ревизские сказки крестьян помещика Соханского м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (3) Дело 588. Ревизские сказки крестьян помещиков Соханских м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (7) Дело 595. Ревизские сказки крестьян помещика Сементеева м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (3) Дело 623. Ревизские сказки крестьян помещика Михайловича м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (4) Дело 624. Ревизские сказки крестьян помещицы Михайловичевой м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. (4) Дело 626. Ревизские сказки м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. Дело 627. Ревизские сказки м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. Дело 629. Ревизские сказки м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. Дело 649. Ревизские сказки м. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. Дело 730. Ревизские сказки с. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. Дело 737. Ревизские сказки с. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г. Дело 738. Ревизские сказки с. Монастырище Нежинского уезда за 1834 г.
--- С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь дневник Zabellisa