Новый выпуск Youtube-передачи ВГД уже доступен, смотрите интервью с Милой Куликовой
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Истрянова

история деревни

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, McLoud
Velem1980

Сообщений: 314
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 236
Мда... интересно!
Вы молодец как всегда!
Кужлей - приток р. Пузы сейчас суходольный овраг... но как- то не совсем соответствует положению.
Velem1980

Сообщений: 314
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 236
Древня Истряново, анализ родословий.
По вашему материалу .
При рассмотрении всех пока доступных источников по д. Истряново можно утверждать о двух населенных пунктах Старом Истряново и Новом Истряново. Эти поселения существовали поэтапно. Что сподвигло сняться население с одного места и основать поблизости новое поселение - не выяснено.
Следует учитывать что мордовские ( а значит и бортные) поселения существовали в рамках родовой общины( или одной семьи), подтверждением этого служит и выбор одинакового « сьорма» или «тяште»- звезда ( это очень важно в дальнейшем)
Разделив население Истряново на рода , выявлено 6 семей . При рассмотрении и составление родословий средневековой мордвы следует учитывать культурологические и бытовые особенности уклада эрзи. Например - родство признавалось только по женской линии , соответственно зять - входил в семью жены, а не жена в семью мужа. Соответственно сьорма походила на знак родственников жены .
Сьорма старейших жителей Истряново - действительно напоминает звезду , возможно так сохранилось это название у местного населения.
Знак базируется у более старших жителей на значке - I - , видимо обозначающее место жительства и на элементе X , который в свою очередь следует воспринимать как элемент / . Короткие черточки и точки - обозначение детей непосредственно у владельца сьорма . Элемент / - соответствует старой Баевской мордве.
Есть упоминание о межевом акте 1576 года д. Больших Лихачей и мордве « Арзамас , лакош и чокай» интересны и знамёна , особенно Арзамаса Терентьева = , c пересечённой поперечной чертой , буквально обозначающие границы.
А вот в поселении Истряново - соответствует « звезде». Так что скорее всего выходцы с Кузолея - перешли родовой общиной на кужелей ...
Исключение знак Якушки Самойлова - соответствует знаку Сыресевской мордвы .
При переписи и составлении книг писцы не всегда воспринимали на слух сложные для них имена поэтому чаще всего они искажены при записи: напр. сурдяй, сулдяй, судей, это искажение имени Судось. Кистан - Кеста . Ушмой - Учай . Сопряжено с разговорным сокращением имён и « проглатыванием двойных согласных».
Интересно, что постоянно комбинируется эрзянский и русские имена , в этом процессе проглядывает не христианизация , а скорее адаптация к пришлому русскому населению.
Ещё интересен факт отчеств - данных по крещению ... выбираемых по крестному, а не благозвучию имени отца. Факт перекрещения уже с русскоязычными именами , тому подтверждение.

При угасании поселения Истряново после 1677 года , выходцев этой деревни находим в списках « будных станов» с выходцем из Камкины ( видимо зять) , в крестьянах с. Смолино - Любим Иванов 1650 года. Д. Ростовской ( уже крещёный Исай Иванов) и в Б. Лихачах , но уже перекрещеный Терентий Иванов .
В списках д. Камкина Измайко Атяшев. В Малых Лихачах - Ливан Иванов и т.д.
При пополнении списков - возможно проследить дальнейшую судьбу жителей этой деревни.
Epar

Сообщений: 93
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 242

Rurikid написал:
[q]
[/q]


Вами проделана огромная работа, спасибо! я сейчас потратил несколько часов, чтобы проделать то же самое, при этом основывался в том числе и на Вашем материале. Думаю, что Вам будет интересно посмотреть наработки, http://paradeev.com/2018/02/369/ . Там есть несколько человек, которых у Вас нет в списке. Также я выдвинул предположение о местоположении Истряновой и дал координаты.

Надеюсь, что Вы не против, что я сослался на Вас и использовал также Ваш фрагмент в части налогообложения по предыдущим проверкам с небольшой коррекцией.
---
Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com
Velem1980

Сообщений: 314
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 236
Epar , спасибо за такой сайт и доступ к первоисточнику. Работа прекрасная!
А вот с местоположением вы как - то поторопились, на чем базировались ваши заключения?
Кроме приведённых обозначений границ?
Epar

Сообщений: 93
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 242
Честно говоря только межевыми границами и мог пользоваться так как в них указаны сохранившиеся ныне ориентиры р. Пуза и р. Сухая Иржа, при этом Пуза течёт на юг, а Сухая Иржа течёт (текла) на север в сторону Теши. Кужелей мне не известен, и название может восходить либо к куз - ель, либо к кужа - поляна, то и другое весьма часто употреблялось в названиях. Также у нас есть овраг Липовый на месте современной деревни Липовки. А у Вас какое мнение на этот счёт? Если есть версия, я ее добавлю с отсылкой на Вас.
---
Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com
Velem1980

Сообщений: 314
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 236
Epar .
Дело в том, что связываю своих предков с одним из « эрзянских» поселений как раз на реке Пузе или ее притоках.
Поэтому уделил внимание всем « пропавшим» населенным пунктам этого района.
Так как в ходе исследования выяснилось что по течению Пузы образовывались владельческие поселения примерно через каждые 1,5-2 км , со временем большие поглотили меньшие и т.д.
Чуть позже станет ясно почему это важно.
Владельческое население деревень формировалось из привезённого русского населения и местного обрусевшего до 1649 года, вдальнейшем в основном за счёт привозного крестьянства.
Из-за малочисленности и ограничений « дач» распахивались небольшие участки близлежащих угодий, вытесняя бортный промысел . В дальнейшем пахотные угодья расширялись , достаточно быстро.Таким образом , постепенная замена топонимов на более удобные в русском произношении и восприятии - зачастую базировались на « исконном» значении. Поэтому многие топонимы сохранились только у потомков тех эрзян, живших до активной ассимиляции культур.
Что можно утверждать из имеющихся источников .
1. Что имелось два поселения - вывод следует из слов « старые угодья»
2. На реке Кужалей располагалось « новое поселение». Где было старое ? - где старые угодья.
3. Наличие сакральных мест - « мордовская кладбищенская поляна»
4. Упоминание о межеваниях, - опять же тут интересный вопрос .....
5. Если мы посмотрим на карту - ( убрав современную дорогу арзамас- Дивеево ) с нанесёнными населенными пунктами , то заметим что « поляна» между Суворово- Ивановским - Трудовым и Лихачами « слишком свободная от поселений.
И самое интересное, непростительно свободные два притока Пузы , которые согласно межевым картам середины 19 века носят названия Полянный , липовый , хивинский.
При этом сохранились и эрзянские топонимы ... но Кузалей и Кужолей ( как понимаете в искаженном варианте могли звучать одинаково )
Возможно , поэтому Гераклитов и помещал Истряново между Лихачами и Суворово ....
В противовес - на впадении Кужолея в пузу находилась пропавшая д. Ростовская.
В плюс - на межевых картах виден клинообразные куски земель - характерные для 17 века.

Кузолей - упоминание о мордовском поселении « через овраг» от земель Калины Наумова межевой акт номер 1. ( см веселовского) , обнаружение украшений и костей при строительстве « царской дороги» в лагере рабочих . А противовес : год акта 1585 пр , а значит - чересчур удаленность « от старых угодий» , они же сено косили - его и довезти ещё нужно... 101.gif
В плюс - огромное количество мистических баек о этом месте, подчёркнутая связь с потусторонним миром , т.е. Сакрализация ( точечная).

Ещё одна точка - камень у села Суворова, и прилегает к угодьям , и старая помра на притоке пузы ( овраг к сухой ирже) , и сакральное чествование умерших у этого камня.
Вот только названия Кужелей там нет. « как и названия Тот свет у местных» - часто встречающееся в описаниях.
Скорее всего там и располагалось - СТАРОЕ поселение и описываются старые угодья.( и сухая иржа, и земли Булгакова ,Пушкина и пр)
К сожалению, я не имею списков крестьян деревни ростовской 1700 года . Но могу утверждать , что частично жители Истряново связаны с бортниками Камкины ( кошелихи) (но это разные семьи/ общества)
Со старой сыресевской мордвой ( брак) и мордвой из поселений около Лихачей ( старой Баевской мордвой).
Нужны списки - дер. Ростовской ( 1700) пр и акт межевой 1576 года Лихачей , на который ссылается Гераклитов с « присутствующими Арзамасом, Чокаем и Локашем» и их знамёна .
Epar

Сообщений: 93
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 242
Спасибо за подробный ответ, содержащий множество любопытных подробностей! Что касается связи между Истряново и Камкино она есть хотя бы во владении одним бортным угодьем. Камкину я уже выложил, там можно посмотреть жителей Истряново среди бортных угодий: http://paradeev.com/2018/03/411/

Я в целом такие связи очень часто видел, когда изучал свою линию по Корино. Были браки с женщинами из Атингеево, из Малого Макателема и Кардавили, то есть между соседними деревнями постоянно происходили тесные контакты.

Многие бортные угодья, куда ходили бортники разных деревень, называются уж очень одинаково (похоже просто по-разному искажено одно название писцами)

Также я видел и по писцовым книгам как исчезали деревни, которые в АПА упоминались часто - в этом отношении анализ Гераклитова прекрасный материал для осознания того, как шла колонизация края. Та же Пакстянова (современное Пасьяново) тому пример.

Кладбища, как я понимаю, располагались в 2-3 км от селения.

Я поизучаю вопрос местоположения Истрянова и постараюсь к нему вернуться в ближайшее время.

---
Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com
Velem1980

Сообщений: 314
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 236
Epar , у вас чудесный сайт , полезный сайт, вы молодец!
Но мне бы хотелось бы обратить внимание на некоторые « невнимательности».
При исследовании эрзянских диалектов важно учитывать диалект той местности откуда был взят материал.
Единого языка не было... были диалекты, формирующиеся в пределах одной достаточно « изолированной семьи/ рода» .
Поэтому лексическая нагрузка на слова может варьироваться до неузнаваемости , отсюда следует и искажение произношения, вплоть до изменения принципов грамматики.
Это разговорный или бытовой язык... предметный язык: на слове « пенге» я б искал обрубок прута, на слове суро - что то желтое , а на сурось - спелое зерно в поле. По звуку « ю» в словах уточнил бы вы из Шокши или из- за леса? ....к слову «ват» - следил бы глазами куда показали , так как это « угол , сектор, направление» а вот при « Кудоват» - угол дома отличающийся от всех чем то.
- лей - ручей с быстрым течением ( а значит перепадом высот), - са - тихая заболоченная речушка. Пулай- задник , а пулагай - правильно задник с металическими украшениями. Га - что то большое ( в значении торжественное). Карь - лапоть, лычка для лаптя то ж карь . Семар - связка лык ( в бабине), отсюда Семарь - тот кто ходит готовить лыко. А вот камень Ков , луна Ков, поэтому Кавлей - каменный ручей, а не лунная Вода, как бы можно было подумать.
Помра - бросовая земля заросшая березняком, дубняком, липняком . Как правило , русские земледельцы оставляли нераспаханными неудобья; кладбища и некие сакральные места.
Поэтому да роща, но нужно понять - почему ее оставили ...
А с именами - иногда просто анекдот.
Читал ревизию так и записал « вдов Александра» ... и ищу пропавшего Александра, пять раз прочитал , ну нет и все. В другой деревне нашёл запись Александра Иванов .. жена Феокттиста....
Вернулся в первую сравнил колонки и почерк - так и есть . Писец записал малоупотребимое ( тогда) имя как Александра - « неведома зверушка такая».... 101.gif
Поэтому помните того периода святцы кардинально отличаются от современных « постниконовского периода» отсюда забылись многие мученики и блаженные римского периода первых веков ...
Сион, Ур , Парод Болгарский , Тарох и т.д поэтому тщательнее анализируйте каждый отдельный случай русское отчество - наверняка крещён ( но в старообрядческой традиции)...

Кстати, в нашей местности формирование личных имён идёт на ай ( Коляй, Ванай, Панай, Васяй).
В Кошелихе ( Колек, Восек, Ванек). И вроде бы рядом а диалекты рознятся... даже забавная присказка- дразнилка есть:
« В ЛихаЦАх Зацепили , в КошОлихе зацкОвали( заковали), Смолиньски сВизли ойкали , а Камкиньски - заЧавокали...»

Прикрепленный файл: 29528ABC-A792-48BA-8984-DBFC9CCC002D.jpeg
Лайк (1)
Epar

Сообщений: 93
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 242
Документ 1716 года из дела об отдаче Истряновской пустоши.

Рассчитывал, что будет какая-то справка о том, когда запустела деревня, но оказалось, что уже с 1713 года ее земли были переданы крестьянину села Страхова, более ранних сведений не приведено.


Прикрепленный файл (Истряново.pdf, 109688 байт)
---
Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com
Rurikid

Сообщений: 1102
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 533
В архиве РГАДА в фонде 1103 "Арзамасская приказная изба" есть дело № 1899 "Об отдаче на откуп земли и сенных покосов беглых крестьян деревни Истряновы, Тарталей и других крестьянам разных вотчин" (1711-1713 гг.). Так что, вероятно, запустение деревни Истряновы - это результат правления императора Петра I, когда с крестьян взымались непосильные налоги, и они разбегались целыми деревнями.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, McLoud
Вверх ⇈