Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Первый выборный (!) священник в роду


← Назад    Вперед →Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Mikle_1980
Участник

Москва
Сообщений: 58
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 32
Всем добрый вечер!
Во многих книгах по истории церкви написано, что священники в 15-17 вв. были выборными.
Судя по тому, что я прочел любой человек соответствующий критериям священника (возраст, образование, образ жизни) мог претендовать на священническое место и если его "избирал" народный сход, то он становился штатным священником местного храма. Безусловно я упрощаю детали. Уже позднее (в Петровскую эпоху) священников стали назначать на места, стало формироваться "закрытое" духовное сословие.
Мне стало очень любопытно. Знаете ли Вы случаи, когда кто-то "докопался" так глубоко в свои священнические корни, что обнаружил документ в котором бы было написано, что его предка выбрали священником? Чтобы было четкое упоминание, что, например, посадский житель Иван Иванов был избран попом в церковь такую-то.
---
Ищу информацию о Савченко, Корченко, Шевченко, Кузьминых, Патеевых (Витебская область, Витебский уезд); Сорокиных, Павловых, Орловых, Некрасовых (Москва и Московская область)
Лайк (2)
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область
Сообщений: 14541
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8815

Mikle_1980 написал:
[q]
Уже позднее (в Петровскую эпоху) священников стали назначать на места
[/q]

Это началось при его отце Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.
Лайк (1)
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 727
Скажем, составляя родословные многих своих родственников- священнослужителей я доходил до их предков крестьянского сословия. Что же касается конкретных документов 15-18 вв., то дело в том, что они, мягко говоря, сохранились далеко не все...
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Mikle_1980
Участник

Москва
Сообщений: 58
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 32

AK-63 написал:
[q]
[/q]

Но в любом случае можно видеть основоположника священнического рода - родился в крестьянском сословии, а стал священником. А к какому временному периоду относятся эти находки? И правильно ли я понимаю, что в подавляющем числе случаев первые священники были выходцами из податных сословий - крестьяне, посадские люди, а не выходцы из бояр/дворян (говорю дворяне в допетровском понимании этого слова). Т.е. на Руси даже в момент формирования духовного сословия и в период выборности священников не сложилась система как, например, во Франции при которой первое сословие (первым сословием считалось именно духовенство) формировалась во многом за счет знати?
---
Ищу информацию о Савченко, Корченко, Шевченко, Кузьминых, Патеевых (Витебская область, Витебский уезд); Сорокиных, Павловых, Орловых, Некрасовых (Москва и Московская область)
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 727
Временной период - в основном начало 18 века (уточняю, что речь идет об Уральском регионе, который тогда интенсивно осваивался). Что же касается дворян, то они не шли в духовенство наверное из-за того, что это означало для них существенное понижение статуса (все-таки, у нас не Франция)...
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Лайк (1)
Seagirl

Seagirl

Екатеринбург
Сообщений: 2616
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 5061

AK-63 написал:
[q]
Временной период - в основном начало 18 века (уточняю, что речь идет об Уральском регионе, который тогда интенсивно осваивался). Что же касается дворян, то они не шли в духовенство наверное из-за того, что это означало для них существенное понижение статуса (все-таки, у нас не Франция)...
[/q]

101.gif Известно довольно много случаев, когда впоследствии потомки священников вновь становились крестьянами

Ибо приходов было значительно меньше. чем желающих попасть в них, а потомков было много
---
"Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".

дневник Seagirl
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24325
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20209
.Собрание сочинений. Том 2. Письма ко всем. Обращения к народу 1905-1908. Авторы: Валентин Свенцицкий

или читать здесь
http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0059.shtml

Или читать Голубинского Е.Е. История русской церкви.

или тут для старообрядцев
http://www.bratstvo-rdc.narod.ru/txt/page60.htm

или
http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/duhovenstvo.php

....... В жизни белого духовенства в продолжение монгольской эпохи сохраняется и крепнет выборное начало, которое дважды подтверждено как закон — на Виленском (1509) и Стоглавом (1551) Соборах. Однако выборное начало имело то неудобство, что влекло за собой много злоупотреблений. Мало того что по выбору прихожан на священнические места поступали лица малограмотные и незнакомые со Священным Писанием, часто случалось, что в священники попадали лица невысокой нравственности или не удовлетворяющие каноническим требованиям — двоеженцы, троеженцы, находящиеся под запрещением, и т.д. С другой стороны, выборное же начало создавало трения между приходом и архиереем, который часто не мог дать своего благословения на выбор приходом священника. Наконец, выборное же начало лишало пастыря в трудных случаях нужного авторитета и настойчивости, так как ставило его в зависимое положение от прихожан. Последние, если им чем-нибудь священник не угодил, отбирали у него церковные ключи и прогоняли его от себя. Благодаря такой системе определения священников на места, вне зависимости от числа приходов и данной потребности в священнослужителях, создавался и рос контингент безместных священников. Безместное духовенство вело почти бродячую жизнь и не могло быть в силу своей неоседлости подчинено какому-либо контролю и надзору. В Москве из бесприходных священников образовались “крестцовые” попы, которые стояли на перекрестках улиц и предлагали желающим отслужить, совершить требу. Жизнь безместного духовенства не отличалась высокою нравственностью и являлась поэтому соблазном для народа. Это зло настолько распространилось и увеличилось в монгольскую эпоху, что власти, и светские, и духовные, сочли необходимым принять для его искоренения ряд мер. Так, в н. XVI в. было ограничено право выбора священников мирянами. Виленский Собор определил для выбора священника приходом или т.н. патроном трехмесячный срок, по истечении которого право назначения священника предоставляется епископу. Это был первый шаг к ограничению. Затем митр. Иосиф II в своей грамоте к виленским гражданам расширил право епископского выбора и назначения кандидатов на священнические места на тот случай, когда по усмотрению епископа избранный приходом кандидат оказался бы недостойным священнического места. Во всяком случае избранный приходом кандидат на занятие места должен был получить благословение епископа. Наконец, три Собора — Владимирский (1274), Виленский (1509) и Стоглавый (1551) — выработали ряд мер к тому, чтобы преградить доступ к занятию священнических мест лицам порочной жизни, малограмотным и несведущим. Согласно постановлениям этих Соборов, епископ производит испытание, или “обыск”, кандидату на священническое место в присутствии его духовного отца, духовных лиц и мирян. “Обыск” обнимает прошлую и настоящую жизнь испытуемого лица, касается его нравственных качеств, знания церковных служб, его склонности к пастырской деятельности и т.п. Попавшие же в клир обманным путем подвергались запрещению в служении. Затем особое внимание было обращено на вдовое духовенство, которое своей предосудительной жизнью производило большой соблазн в народе. После ряда частных мер, направленных к упорядочению жизни вдового духовенства и не давших осязательных результатов, на Московском Соборе 1503 было постановлено воспретить вдовым священникам служение вообще, разрешив только достойнейшим из них исполнение должностей чтецов и певцов. Это постановление было еще раз подтверждено на Стоглавом Соборе, причем священнослужение вдовому священнику разрешалось лишь по принятии им монашества. Что касается вообще кандидатов на священнические места, то к ним тоже применяются известные требования в семейном отношении. Постановлением Владимирского Собора определено, что ищущий себе место в клире должен быть или девственным, или женатым на деве. Даже причетники, согласно постановлению Стоглавого Собора, должны были быть единобрачными, а для кандидаток в просвирни даже определялся возраст, с которого они могли наниматься для печения просфор, а именно 40 — 50 лет. Для упорядочения жизни духовенства и поднятия в народе его авторитета был применен еще ряд других мер. При избрании в члены причта епископам запрещено было брать мзду для себя или подарки для свиты. Самое постановление должно совершаться всенародно в храме, в присутствии тех свидетелей, которые участвовали в производстве “обыска” ставленнику. Не позволялось посвящать в клир неизвестных лиц или лиц, перешедших из чужой епархии и не имеющих отпускных грамот. Наконец, строго было запрещено поставлять рабов. Однако на практике не все эти меры можно было осуществить вполне, а потому нестроение в церковной жизни продолжалось. Так, не всегда было возможно выполнить требования об образовании и начитанности священников, по Стоглавому Собору — “искусных и грамоте гораздых, Священное Писание вконец ведующих и могущих строить все пастырское”, потому что почти не было школ, где бы кандидаты на священническое место могли изучать грамоту, церковное пение и “налойное чтение”. Точно так же нельзя было сразу уничтожить явления безместных священников, “крестцовых попов” и т.д. Материальное положение низшего духовенства продолжает оставаться весьма незавидным. Новых источников дохода по сравнению с периодом домонгольским не прибавилось, а расходы как в пользу государства, так и в пользу высших духовных властей увеличились в невероятной степени.......В монгольский период рельефнее наметилось и обособление духовенства от других сословий, и выделение его в отдельное сословие — духовное, которое, как таковое, вполне сложилось в последующие периоды жизни духовенства. Выделение духовенства из других сословий происходило постепенно и естественным путем. Духовенство более других сословий учило своих детей Священному Писанию и порядку отправления церковных служб, а потому именно в семьях духовенства всегда было наибольшее число кандидатов в священство. Поэтому после смерти отца выбор мирян останавливался преимущественно на сыне. На юге России было даже как бы узаконено, что священник свое место сохраняет за нисходящим потомством, причем в жалованных грамотах оговаривалось, что в случае малолетства детей и внуков вместо них и до достижения ими соответствующего возраста служение может совершать наемный поп. Затем, в ханских ярлыках и в грамоте Василия Дмитриевича митр. Киприану устанавливается коренное различие между братьями и детьми духовных лиц, живущими вместе с последними или отдельно от них. Последние должны были платить дань, тогда как первые приравнивались к духовенству и были свободны от дани. Такое различие говорит уже о полуоформившемся представлении о духовенстве как о сословии. Еще определеннее говорит в этом направлении постановление Стоглавого Собора: “который поп или дьякон овдовеет, а будет у него или сын, или брат, или зять, или племянник, и на его место пригож, и грамоте горазд и искусен, то его в попы на место поставити”. В противоположность низшему духовенству материальное положение высшего духовенства не заставляло желать ничего лучшего.

.........

и далее уже о допетровском и петровском периоде...



---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
Mikle_1980
Участник

Москва
Сообщений: 58
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 32
Очень интересно! Спасибо!
---
Ищу информацию о Савченко, Корченко, Шевченко, Кузьминых, Патеевых (Витебская область, Витебский уезд); Сорокиных, Павловых, Орловых, Некрасовых (Москва и Московская область)
Maksim Andreevich

Москва
Сообщений: 10132
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5135

Seagirl написал:
[q]
Ибо приходов было значительно меньше. чем желающих попасть в них, а потомков было много
[/q]

именно этот факт в том числе подпитывал разночинцев.
Mikle_1980
Участник

Москва
Сообщений: 58
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 32
Можно ли из всего вышеизложенного сделать вывод, что мой прямой предок бывший в конце 1600-х гг. священником ("попом") в Подмосковье, родом из крестьян или из числа посадских людей? И если даже получится найти его отца и он тоже будет священником, то все-равно корни приведут к какому-нибудь податному сословию? Или могут быть еще варианты?
← Назад    Вперед →Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈