Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
РИКЦ
(реклама от russia-israel.ru)

Учительские семинарии

Общая информация по Разделу
Учительская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.
Не ПУТАТЬ с духовными семинариями, готовившими духовенство.

    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
valcha
Модератор раздела


Сообщений: 24223
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 16616
Первые учительские семинарии в России были открыты при Московском университете (1779) и в Петербурге (1783-1804).

Семинария готовила небольшое число преподавателей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов.

С 1860-х годов получили развитие земские учительские семинарии, которые строили свою деятельность на основе «Проекта учительской семинарии», разработанного К.Д. Ушинским.
В 1870 году правительство издало «Положение об учительских семинариях», предусматривающее создание государственных учительских семинарий.

С 1872 года вместо учительских курсов в 5 учебных округах (Московском, Казанском, Петербургском, Харьковском и Одесском) в ведении попечителей округов стали создавались учительские семинарии с 3-летним курсом обучения

В 1875 году была издана «Инструкция для учительских семинарий министерства народного просвещения», действовавшая до 1917 года.

В 1890-х годах функционировало более 60 учительских семинарий, к 1917 году — 174 семинарии, в том числе 45 мужских и 29 женских.
Выпускники учительских семинарий не имели права поступать в высшие учебные заведения.

Создавались также учительские семинарии для лиц иных христианских исповеданий и для мусульман: Закавказская учительская семинария (1876) с обучением на русском языке, Дерптская учительская семинария (1878), татарские, чувашские, казахская и др.

В учительскую семинарию принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении» и выдержавшие приемные испытания в объеме программы двухклассных начальных училищ.

Нуждающимся воспитанникам в учительских семинариях выдавались стипендии, получение которых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее четырех лет.

Воспитанники жили в интернате, в их составе преобладали дети крестьян.
Срок обучения составлял три-четыре года, в некоторых семинариях — пять лет.
В учебную программу входили: закон божий, русский язык, церковнославянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение.
Педагогическая практика была организована в опытных школах при учительской семинарии, а затем и в массовых школах.
Школы учительских семинарий были методическими центрами для учителей своего региона.
К 1917 году в Российской империи была 171 мужская и женская учительские семинарии, в которых обучались около 20 тысяч учащихся.

После революции 1917 года учительские семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах

митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Модератор раздела


Сообщений: 24223
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 16616
http://www.ruscadet.ru/education/edsystem/history/70.htm


Учительская семинария военного ведомства


Новым для своего времени учебным заведением явилась Учительская семинария военного ведомства, располагавшаяся в здании Московской прогимназии. Как уже отмечалось, в нее могли поступать лица, успешно окончившие военные прогимназии и достигшие 16-летнего возрасте; кроме того, принимались и молодые люди «со стороны»», если они успешно сдавали вступительные экзамены, а также «приходящие ученики» с разрешения Главного управления, сверх комплекта и без всякой платы. Учебный курс семинарии был рассчитан на 3 года и, помимо общепринятых предметов, включал «главные положения о воспитании с общей дидактикой и методикой каждого из предметов военно-прогимназического курса». Первый, или младший, курс считался теоретическим, второй — теоретическим и практическим, третий — практическим. При семинарии действовала образцовая школа для солдатских детей, в которой воспитанники семинарии под руководством своих преподавателей получали первое знакомство с обязанностями воспитателя.

Успешно закончившие курс Учительской семинарии могли быть оставлены для работы в своем учебном заведении или, как исключение, прикомандировывались к военным гимназиям с правом преподавания в младших классах. Однако большая часть распределялась на должности воспитателей и преподавателей в военные прогимназии и фельдшерские школы. Выпускникам семинарии присваивался гражданский XII классный чин и выдавалось пособие в 150 рублей «на обмундирование». Ежегодно среди трех лучших выпускников семинарии делили проценты с капитала в 1750 рублей, завещанного для этих целей еще графом Аракчеевым в 1826 году в одну из тогдашних школ военного ведомства. После года службы при положительной аттестации выпускникам Учительской семинарии присваивалась квалификация прогимназических учителей. В военных прогимназиях воспитатели и учителя получали 360 и 240 рублей в год соответственно (к этому прибавлялась казенная квартира и бесплатное питание). После трех лет педагогической деятельности оклады повышались.

Как видим, в те времена труд воспитателей оценивался значительно выше, чем преподавателей. Наверное, это было естественно, т.к. теоретические вопросы воспитания тогда еще не были так глубоко разработаны, как дидактические, к которым в основном был прикован интерес педагогов. Поэтому воспитателям приходилось зачастую самим, действуя методом проб и ошибок, находить формы и способы своего нелегкого и ответственного труда. Надо сказать, что и Главное управление военно-учебных заведений постоянно подчеркивало приоритет воспитания над образованием, считая, что четкая воинская дисциплина, порядок и организованность должны являться не конечным результатом воспитания, а только его начальной ступенью; воспитание же должно глубоко проникать в душевный мир юноши, влиять на его сознание, психику, чувства, развивать моральные представления и ценности. Когда в гимназиях удалось навести порядок и освободиться от дурного наследия последнего периода существования кадетских корпусов (причем в данном случае меры принимались самые жесткие: переростков, отличавшихся буйным нравом и не желавших подчиняться новым порядкам, немедленно отчисляли в войска юнкерами или возвращали родителям), началась разработка методики нравственного воспитания гимназистов на основе принципов, предложенных лучшими педагогами-новаторами России и Европы.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах

митоГаплогруппа H1b
Дневник
Лайк (1)
svoboda27
Новичок

Сообщений: 13
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 3
Добрый день!
Мой дедушка в 1917 году окончил Архангельскую учительскую семинарию. Подскажите, пожалуйста, где можно почитать об этом учебном заведении.
Aleksandr_Aleksandr
Участник

Вологда
Сообщений: 67
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 61
Здравствуйте!

Интересует Мариинская учительская семинария принца Петра Ольденбургского в Павловске,
где обучались воспитанники Санкт-Петербургского воспитательного дома.

В ЦГИА в 8ом фонде есть несколько дел по этой семинарии, в основном это списки претендентов на поступление.
Подскажите, пожалуйста, где могут храниться списки учащихся или выпускников?
Интересует период 1914-1918 года.

P.S. Возможно, стоит создать отдельную тему с этой семинарией?
И прошу прощения, если не в той теме пишу данное сообщение.



Комментарий модератора:

Aleksandr_Aleksandr написал:
[q]
P.S. Возможно, стоит создать отдельную тему с этой семинарией?
[/q]


У Вас есть материал\инфа? Будет много материала -создадим yahoo.gif

valcha
Модератор раздела


Сообщений: 24223
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 16616

Aleksandr_Aleksandr написал:
[q]
Подскажите, пожалуйста, где могут храниться списки учащихся или выпускников?
[/q]



Могут храниться в фонде Ведомства, к которому относилось данное учебное заведение -

Могут храниться в фонде попечителя Петербургского учебного округа.

П.Г. Ольденбургский, возглавляя Главный совет учебных заведений и Ведомство учреждений императрицы Марии, имел возможность оказывать непосредственное влияние на деятельность сиротских приютов, содействовать учреждению новых. Особое внимание Петр Георгиевич уделял вопросу образования и воспитания детей-сирот и детей в беднейших семьях. Благодаря его усилиям существенно улучшились в приютах условия жизни воспитанников, а для приобщения их к началам образования по инициативе принца была открыта специальная Учительская семинария, готовившая учителей для Воспитательного дома и для 20 начальных
школ, в том числе и в приютах
.

В фонде самого попечителя этой семинарии, т.е. П.Г. Ольденбургского

Надо искать...
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах

митоГаплогруппа H1b
Дневник
irina_10
Новичок

Москва
Сообщений: 21
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 2
В Воронежской семинарии учился мой прадед Драный Павел Иванович, затем он продолжил обучение в Белгородском институте.

Прикрепленный файл: P1050663.JPGP1050664.JPG, 458910 байтP1050684.JPG, 342975 байт
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1348
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 780
Присоединяюсь к вопросу.

Дедушка мужа окончил Архангельскую учительскую семинарию в 1891 году. Насколько мы понимаем. учился три года: с 1888 по 1891.
Ищем сведения, где он мог родиться. ФИО - Любимов Александр Николаевич. Вообще, очень интересная личность, талантливый педагог, успешный методист.
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Поповы, Воронцовы, Приклонские, Партель
KonstantinKU
Начинающий

Челябинск
Сообщений: 43
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 13
Добрый день!
Мой двоюродный дед, Локтионов Евгений Александрович, 10.12.1892 г.р., уроженец с. Таяба Чистопольского уезда, окончил Казанскую Учительскую семинарию. Его отец - Локтионов Александр Павлович (мой прадед) был земским учителем в с. Таяба, умер в 1932 году. Подскажите, где могут находиться списки студентов, окончивших эту семинарию, она просуществовала с 1872 по 1918 г.г..
palex

palex

СПб
Сообщений: 1276
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 1951
>> Ответ на сообщение пользователя valcha от 16 октября 2019 12:55

По поводу возраста

Прикрепленный файл: 20200504_171212 - Средство просмотра фотографий Windows 2022-01-08 17.46.44.jpg
---
Всех Благ! Алекс
Лайк (1)
siao
Участник

Москва
Сообщений: 95
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 50
Женские учительские семинарии - было такое в Москве?
В дневнике деда он пишет о своей матери, что она получала образование в учительской семинарии в Зубове (это Хамовники или Пречистенская часть). Где-то можно найти сведения об этом учебном заведении? спасибо
---
Розановы - Звенигородский уезд, Истра и Москва, Торшины - Ольсово (Дмитровский уезд) , Хавские - Веневский уезд, Коломна, Москва; Лямины - Рогачево (Дмитровский уезд), Юматовы - Крым, Смирновы и Никифоровы (Гуляев) - Медынский уезд, Ивановы и Ильины - Лапшиха Нижний Новгород, Скитевы - Орловская гу
valcha
Модератор раздела


Сообщений: 24223
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 16616

siao написал:
[q]
Женские учительские семинарии - было такое в Москве?
В дневнике деда он пишет о своей матери, что она получала образование в учительской семинарии в Зубове (это Хамовники или Пречистенская часть). Где-то можно найти сведения об этом учебном заведении? спасибо
[/q]



Было такое в Москве

1. Трубниковский пер., 15, стр. 2. Городская усадьба П.С. Рунича – П.А. Новикова – Л.М. Савёлова, флигель, 1819, 1885–1886, 1904 (перестройка)
Сведения об основных создателях здания:
– Геппенер (Гепнер) Максим (Вильгельм–Эдуард Максимилиан) Карлович (1848–1924) –– архитектор (перестройка, 1885–1886)
– Благовещенский Николай Николаевич (1867–1926) –– архитектор (перестройка, 1904)
В разные годы здесь были:
– женская учительская семинария (1904–1917)
– Школа–колония имени А.В. Луначарского (после 1917)



2.Борисоглебский пер., 15, стр. 2. Женская учительская семинария, 1904 – не сохр.
На его месте – административное здание 2003 г.
Сведения об основных создателях здания:
Благовещенский Николай Николаевич (1867–1926) –– архитектор (проект, 1904) – не сохр.
В разные годы здесь были:
Женская учительская семинария (1904–1918) – не сохр.
Сведения о людях, связанных со зданием:
– Блонский Павел Петрович (1884–1941), философ, педагог и психолог, один из основоположников советской педологии (в которой позднее разочаровался); подвергался травле, были арестованы два его сына; умер в больнице от туберкулёза –– преподавал в Женской учительской семинарии (1904–1917)
– Селивачева Екатерина Сергеевна, жена мирового судьи, домовладелец –– владела доходным домом, который она сдавал в аренду под семинарию (1904–1917)

Трубниковский и Борисоглебский переулки должны были входить в Пречистенскую часть.
А Зубово - это уже Московская область.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах

митоГаплогруппа H1b
Дневник
    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈