Шестиречье междуречья. Черновик, который будет пополняться.
в
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 13:29 Шестиречье междуречья. Черновик, который будет пополняться. Южнее Белгорода расположен водораздел семи рек http://ugrim.blogspot.ru/2016/03/blog-post_13.html, который активно использовался сторожевой службой Московского государства. В Харьковской области есть водораздел шести рек, о нем данный пост, который также использовался сторожевой службой. Место ключевое, на нем стояла целая голова. Цветной Шуберт Черно-Белый Шуберт http://www.etomesto.ru/map/online/shubert/24/map/24-14-1.pngВыписано из приговоров к 94 году. В прошлых годех от 81 году до 89 году ежегод стояли головы для береженья царя и больших воинских людей приходу на государевы Украины. Из Северы головы стояли на Донце на Северском усть Уде, а иное на Комольше усть Оскола; а людей с ними посылано из Украиных городов по росписи по 70 человек с головою, а розъезды от них были на право вверх Берестовые и Береке через Муравской шлях, проезду два днища, а назад тоже; а на лево вниз по Донцу до усть Оскола и до усть Ойдара, проезду пять днищ а назад тоже; а стояли головы переменяясь по два месяца опричь проезду на три статьи от весны и до зимы, а в головах стояли дети боярские добрые с больших статей из Колуги, из Мещеска, из Серпейска, изо Брянска, и с ними посыланы дети боярские с больших и с середних и с малых статей, оберегали те головы царя и больших воинских людей приходу через Донецкие перелазы и Муравским шляхом, а станицы от них ездили по наказу встречаясь и признаками станичники на урочищах менялись. И в прошлом в 88 году и 89 году станичные головы в роспросе сказали, что на Донце на Северском стоялым головам быти ненадобно, потому что стоят на Донецких сторожах дети боярские Путивльцы да Рыляне, а стоят с весны и до зимы до больших снегов переменяясь по шти недель и с проездом, да из Путивля ж ездят вниз по Донцу до усть Айдара станицы по росписи встречаясь объезжают все царевы дороги и воинских людей походы через Донецкие перелазы и Муравской шлях, и по тех станичных голов скаске от 89 году по 94 год на Донце на Северском головы не стаивали; http://www.vostlit.info/Texts/...-40/31.htmВ книге Большого Чертежу: А по праву Муравскои дороги, от речки Берестовой, подле Муравскои дороги колодезь, а ехать тем колодезем вверх Муравскою дорогою до речки до Орели верст с 30 и больши. А верх Орели на Муравскои дороге леса Кош боярак. http://dalizovut.narod.ru/kn_bch/kn_bch2.htmКак и многие другие ключевые места на водоразделах отмечено деревней Высокой http://ugrim.blogspot.ru/2016/03/blog-post_10.htmlРазрядная книга 1550-1636. том 1. Москва 1975. 176 7078 год Тово же году писал к государю из Рылска Семен Нагой: прислал к нему станишная голова Степан Соковнин ездока Истомку. А в распросе Истомка сказал: наехоли они верх Берек стоят многие люди августа в 9 день, а сметить себя не дали, место полявое, гоняли их два дни до Воадаловских ровней. А верх Тура стоят люди и огни горят многие, и слышить лошадиной прыск и ржание и и зук великой, чаять людей многих. А ис Путивля писал к государю князь Петр Татев, что месечных сторожей на Болуклейской да на Обышкинской стороже розгромили татаровя, голову Капусту Жидовинова сама друга взяли в полон, а двух человек убили. . --- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 13:34
 --- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 14:08 СЕГОДНЯ ПОЗНАКОМИЛСЯ С УЧАСТНИКОМ ТЕХ СОБЫТИЙ. https://maniragena.blogspot.com/Руандиец Валенс Манирагена — об образовании, частушках и том, как он переживает в Петербурге последствия гражданской войны на родине Когда Валенсу Манирагене было 26 лет, в его родной Руанде началась гражданская война, в которой погибла почти вся его семья. Не участвовавший в боевых действиях Валенс вместе с женой-украинкой и детьми бежал в Петербург. В России он преподает информатику, программирование и родной язык, участвует в жизни африканской благотворительной организации, помогая уроженцам других стран. Почему важно сохранять народные танцы, чем отношение россиян к власти похоже на руандийское и как петербургская архитектура и природа влияют на образ города — в рассказе руандийца для «Бумаги». ВОЗРАСТ 54 года РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преподаватель В ПЕТЕРБУРГЕ 24 года В 1987 году я поступил в ЛЭТИ в Петербурге. Там познакомился с будущей женой Ириной из Украины; она изучала французский язык, а я ей помогал. Мы влюбились, поженились, у нас родился сын. В 1991 году я вернулся в Руанду, где уже шла гражданская война, и преподавал в местном университете информатику и работал в компании, которая распространяла электричество и воду. Казалось, что боевые действия уже завершились, и через два года Ирина с сыном приехали ко мне, чтобы второй раз сыграть свадьбу и познакомиться с родственниками. Но оказалось, что война не закончилась. После массового убийства людей (в ходе гражданской войны между правительством народа хуту и Руандийским патриотическим фронтом начался геноцид народа тутси со стороны хуту; по различным оценкам, погибло от 500 тысяч до 1 млн человек, то есть около 20 % всего населения Руанды — прим. «Бумаги») власть взял Руандийский патриотический фронт, с которым я был не согласен. За время войны пострадали практически все мои родственники-хуту, которые в основном были крестьянами и разводили картошку: брат пропал без вести, маму убили возле дома, сестер расстреляли. Жить в своей родной деревне Женда было невыносимо. Из-за нового правительства мне угрожали тюрьмой — и мы с женой и уже двумя детьми сбежали в Конго. Нас вместе с россиянами МЧС эвакуировало в Петербург. Это стало возможностью жить по-человечески, но всё осложнялось тем, что нас с женой не хотели признавать беженцами. Я потратил около года, чтобы достать нужные документы и доказать, что я могу проживать в России. Мне было очень сложно найти работу, чтобы выживать вместе с двумя маленькими детьми. Когда все документы были готовы, я пошел преподавать в ЛЭТИ. Позже я также стал преподавать свой родной язык киньяруанда на восточном факультете СПбГУ, развелся с женой и вместе с другими беженцами из Руанды создал благотворительное общество «Ичумби», что в переводе с языка хуту означает «приют». Фото: Анна Шиллер Чему вас научила Россия? Еще когда я впервые побывал в Петербурге, меня удивило, что здесь, по сравнению с Руандой, большие дороги. Всё было красиво, хотя без множества многоэтажных домов, как сейчас. Вся организация города, движение транспорта, сам транспорт приятно удивляли. Для меня не стало шоком российское пьянство: в Руанде тоже много пьют. Когда я вернулся сюда в 1994 году, всё изменилось из-за развала СССР. До преподавания я рыл траншеи для проложения связи. Мне почему-то запомнилось, что, несмотря на то, что это считалось черной работой, мы делали ее с удовольствием. Теперь могу сказать, что лишь в России научился терпеливо ждать изменений и улучшений ситуации, но при этом не позволять плохо относиться к людям. У нас в Руанде есть пословица, которая гласит, что чем больше терпишь, тем больше получаешь. Если мне говорят что-то плохое, я могу и ответить, а если кто-то делает что-то несправедливое, борюсь с этим. А спокойно жду именно независящих от меня вещей — например, счастливого момента. Когда в 2015 году я приехал в Руанду (впервые с 1994 года), понял, что смотрю на всё уже с другой стороны, со стороны России. Было приятно увидеть отца, старых друзей, но я понял, что ошибаюсь относительно многих вещей, которые происходят там: те же руандийские протесты в России освещают с другой стороны. Кто сыграл для вас важную роль? В Петербурге благодаря многим людям я смог пережить последствия войны. Когда нас не признали беженцами, меня прописала знакомая женщина, просто решила помочь. Здесь было спокойно, была возможность переключиться на другие занятия. Сначала мы в «Ичумби», например, помогали только руандийским беженцам, но после стали способствовать получению политических убежищ людьми из разных стран Африки. Из-за сложностей с получением гражданства многие беженцы уезжали в Европу — и это плохо, ведь они профессионалы своего дела, которые должны быть востребованы здесь. Занятость помогала тогда и помогает мне сейчас. Какие-то отголоски той войны есть до сих пор. Людям кажется, что они знают что-то о войне в Руанде, но они понятия не имеют, как происходило всё на самом деле, какие процессы шли в обществе. Люди повторяют то, что говорят в СМИ. А то, что те, кто начал войну за демократию, установил впоследствии [при приходе к власти] жесткую диктатуру, никто не знает. Всё трактуется со стороны победившего, но с этим уже никто не может мне помочь. Что вы хотели бы перенести из своей страны в Петербург? Мне хочется обучать петербуржцев руандийским танцам. На мой взгляд, важно делиться культурой с другими, делать всё доступнее. Руандийское пение где-то может напоминать грузинское из-за специфического ритма. Руандийские танцы построены на подражании местным животным: хождению коров, полетам журавлей. Человек, увидевший это впервые, может перенестись в культуру, которую никогда не знал. Это помогает лучше понимать других людей. Когда экспаты приезжают в другие страны, им важно сохранять танцы и пение. Это позволяет не забыться. Кому-то это может показаться лишним, но в нашем представлении это важно. В остальном Руанда и Россия похожи: у нас, к сожалению, схожие менталитеты. Отношение к власти точь-в-точь одинаковое: люди считают, что раз человек у власти, то нужно его обязательно уважать. Многие думают, что не нужно ничего менять: якобы когда наступит «то самое время», всё решится. Пять находок в Петербурге 1. Площадь Мужества Это практически мое «место рождения» в Петербурге. Здесь я первое время жил и учил русский язык. Это одновременно достаточно сдержанное по архитектуре и красивое место, там чувствуешь себя комфортно. 2. Университеты и студенты Здесь много университетов — и, соответственно, образованных людей. Благодаря этому люди более трезво относятся к каким-то вещам. 3. Архитектура Мне очень нравится, как устроен Петербург с точки зрения сочетания каналов и построек XVIII и XIX веков. Когда идешь по Невскому, архитектура броская и импонирующая, а уже чуть поодаль всё спокойнее. 4. Частушки и пение на свадьбах Сейчас это не особо популярный формат выступлений, но частушки, пение на свадьбах — часть российской культуры, передающая колорит. Когда на свадьбе девушки поют и провожают невесту, это очень похоже на наш обычай. Для меня важны моменты, когда все радуются и плачут одновременно, — это передает гамму чувств. Обидно, что в городе именно таких свадеб становится всё меньше. 5. Отчужденность соседей В Руанде принято знать соседей, здороваться с людьми на улице, даже несколько раз за день. Здесь такого нет, и это понятно, люди к этому не привыкли. Но из-за этого они хуже друг друга знают. Зачем вы здесь? Я чувствую, что мне нужно говорить о том конфликте, который вынудил меня покинуть родную страну и приехать сюда. Для меня важно, чтобы люди знали вторую сторону этой войны. Насколько я делаю это успешно, не мне судить. --- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 14:09 С точки зрения исторической географии очень интересна логика походов Бату-хана.
Почему сначала последовал удар на северо-восток, а уже затем на Киев? На самом деле с точки зрения исторической географии удобнее атаковать сначала Киев, он ближе к степным районам, да и помощи от северо-востока при правильном выборе времени года ему не дождаться. --- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 14:10 Сторожи с Дедилова в 1571-1577 г. Истории изучения сторожевой службы Московского государства в 2016 году исполняется 170 лет. Свой отсчет она берет от работы 1846 года И. Д. Беляева «О сторожевой, станичной и полевой службе на Польской Украйне Московского государства, до царя Алексея Михайловича». Число публикаций использующих либо уточняющих труд И. Д. Беляева весьма обширно. К сожалению, в историографии возобладал упрощенный подход, при котором источник цитировался, но фактически не изучался. В 1948 году эту печальную тенденцию констатировал С. Л. Марголин в статье «Оборона русского государства от татарских набегов в конце 16 века»: «Карта, приложенная к работе Беляева, равно как и карта в атласе Замысловскаго, на которую нанесены сторожевые линии 16-17 веков, не способны нас удовлетворить: они, во-первых, слишком схематичны, тогда как источники дают детальный перечень урочищ; во-вторых они смешивают разновременные данные, в силу чего не получается синхронистической картины сочетания и взаимосвязи отдельных частей системы обороны юга; в третьих они не отделяют сторож от станиц; в-четвертых, наконец, содержат целый ряд ошибок, легко вскрываемых при внимательном пересмотре актов». Статья С. Л. Марголина была написана во времена сталинизма и несет на себе отпечаток времени. Тем не менее, выводы в ней о значении сторожевой службы в отечественной истории на наш взгляд сформулированы верно: «В связи с общей постановкой в нашей современной исторической науке задачи изучения истории русского военнаго искусства, его исторических корней и исторической значимости, желательно отметить то значение, какое стратегические принципы и тактические навыки, длительно вырабатавающиеся приемы и вековые традиции борьбы с татарами на южных рубежах и окраинах, могли иметь для формирования ряда специфических национальных особенностей и традиций военного дела в России и ряда черт национального характера, устойчиво проявляющихся в истории борьбы нашего народа с врагами. Оборона южных окраин от татар - это повседневная будничная работа, тянувшаяся из десятилетие в десятилетие, из поколения в поколение, менее эффективная, чем завоевание Казани, первые кампании Ливонской войны и Полоцкий поход или оборона Пскова и т. д. но, может быть, еще более важная для развития русского военного искусства, его специфики, его традиций». Полностью решить, сформулированные им задачи, С. М. Марголин не смог из-за проблем, прежде всего технического характера. Для поиска сторож он мог использовать лишь доступные в середине двадцатого века картографические материалы и опубликованные источники. Поэтому в его работе и появилась строка, во многом обесценивающая его труд: « «?» - Обозначение урочища, определенные приблизительно и требующие уточнения или отожествления сделанные гипотетически». Технологии двадцать первого века позволяют продолжить работу С. М. Марголина. Во-первых, теперь в свободном доступе имеется гораздо большее количество карт. Отметим среди них, прежде всего, карты Деллиля 1720-х годов, Планы уездов Генерального межевания времен Екатерины II, карту Шуберта, карту Генерального штаба РККА. Во-вторых, весьма полезны для изучения сторож снимки спутников предоставляемых такими сервисами как Гугл Мэпс и Яндекс Карта. В-третьих, возможности интернета позволяют связываться с жителями, краеведами и историками тех мест, где находились сторожи. Их усилиями количество архивных документов со сведениями по топонимике 16-17 веков увеличивается в свободном доступе ежедневно. Темой нашей работы избраны сторожи города Дедилова. Новейшая статья, в которой рассматривались Дедиловские сторожи, была опубликована сотрудником музея «Куликово поле» И. Г. Бурцевым в 2007 году под названием: «Город на польской украйне в середине 16 - первой половине 17 веков; население и государева служба". К несчастью, И. Г. Бурцев не заметил ни статьи С. М. Марголина (в списке указываемой им литературы она не значится) и не предпринял, сколь-нибудь убедительных попыток локализовать сторожи на карте и показать их взаимосвязь. На личный запрос автора в музей последовал лаконичный ответ: «Все давно уже известно и хорошо изучено. Прочитайте статью И. Г. Бурцева». Надо отметить, что и статья была выдержана в спартанском стиле. Локализации сторож И. Г. Бурцев отвел чуть более пол страницы: «Дедиловские и епифанские сторожа служили рука об руку - в составе "Донецких" 1-й сторожи на Сосне усть Ливен ("из Донкова, из Епифани, из Дедилова, из Новосили, из Мценска, из города по два человека, всего десяти человек"), 3-й сторожи "усть Воргла" ("из Дедилова, да из Епифани, да из Донкова по два человека из города, да Владыки Рязанскаго по два человека, всего их восемь человек"), 11-й сторожи "на Мечи у Турмышского броду") ("из Донкова да из Епифани да из Дедилова шти человеком по два человека из города") 12-й сторожи "на... Мечи меж Зеленкова и Семенцова броду ("из Донкова да из Епифани да из Дедилова 6 человеком из города по два человека"). Кроме общих "донецких сторож", епифанцы и дедиловцы служили на "польских" сторожах от своих городов: "вверх Сукромны и Непрядвы" (3 человека из Епифани), "на Уперте на Каменном броду" (по 2 человека из Дедилова и Епифани), "у Волова озера" (4 человека из Дедилова) ((весьма важная сторожа, поскольку в ее задачу входило "беречи им до верх Непрядвы на большую дорогу, которою дорогою царевичи приходили)), "у Владычня Кря у Муравские дороги" (4 человека из Дедилова") ((имеется ввиду западное ответвление Муравского шляха между Плавой и Соловой)), "У Куземкины Дубровы" (4 человека из Дедилова) Все эти сторожи перекрывали ответвления Муравского шляха». Не сложно констатировать, что для определения позиций дедиловских сторож потребуется гораздо более усилий. Сторожи с Дедилова известны в двух списках. Первый датируется 1571 годом, опубликован в Актах Московского государства под № 8-й и называется Роспись сторожам из украиных городов от польския украины по Сосне, по Дону, по Мече и по иным речкам. http://www.vostlit.info/Texts/...1-20/8.htmВторой датируется 1577 годом, опубликован там же под № 18-й и называется Государева грамота в Темников князю Еникееву о посылке сторожей на польскии сторожи и запись о посылке таких же грамот воеводам украинных городов, с приложением росписей сторожам. http://www.vostlit.info/Texts/...-20/18.htmПорядок перечисления сторож в двух документах разнится. В документе 1571 года отдельно перечисляются шесть сторож взаимодействующих с Данковым, затем 5 сторож собственно из Дедилова, и наконец одна сторожа, взаимодействующая с Новосилем. Всего двенадцать сторож. При этом в документе нет отдельного заглавия для сторож из Данкова, но есть заглавия для сторож из Дедилова и Новосиля: «Сторожи с Дедилова», «Сторожи из Новосили». Кроме того при описании 2-й сторожи из Данкова пропущено из каких городов на нее присылались сторожа. Следует полагать, на основании данных 1577 года, что там также были представителя Данкова и Дедилова. Описанные особенности позволяют констатировать, что документ 1571 года составлен небрежно. В документе 1577 года двенадцать дедиловских сторож перечисляются под заголовком «Дедилов». Кроме того, те же 12 сторож упоминаются и под заголовками других городов. Например, под заголовком Епифань «из Епифани да из Дедилова». Таким образом, документ 1577 года составлен более качественно. Одна и та же сторожа может быть упомянута в нем дважды и более раз, по числу городов участвующих в охране той или иной позиции. Несмотря на разницу между документами 1571 и 1577 годов в них перечисляются одни и те же 12 сторож в том же порядке. Это не сложно заключить из таблицы №1 Таблица №1. Сторожи 1571 года Сторожи 1577 года. 1 1-я сторожа на Сосне усть Ливен, 1-я сторожа на Сосне усть Ливенъ, 2 2-я сторожа усть Сернавы; 2-я сторожа усть Чернавы, 3 3-я сторожа усть Воргла, 3-я сторожа усть Воргла 4 4-я сторожа у Талецкаго броду, 4-я сторожа у Талицкого броду на Сосне ж 5 11-я сторожа на Мечи у Турмышскаго броду; 5-я сторожа на Мечи у Турмышского Броду, 6 12-я сторожа на той же Мечи меж Зеленкова и Семенцова броду, 6-я сторожа на Мечи меж Зеленкова броду и Семенцова на пятнатцати верстах, 7 1-я сторожа на Уперте на Каменом броду, 7-я сторожа на Уперте на Каменом броду, 8 2-я сторожа у Волова озера; 8-я сторожа у Волово озера, 9 3-я сторожа поставите присмотря, где будетъ пригоже, вверх Упы и Турдеевы Мечи, 9-я сторожа верх Упы у Турдеевы Мечи, 10 4-я сторожа у Владычня Кря у Муравские дороги, 10-я сторожа у Владычня Кря у Муравские дороги, 11 5-я сторожа у Куземкины Дубровы; 11-я сторожа у Куземкины Дубровы, 12 1-я сторожа вверх речки Любовши, против Судбища, 12-я сторожа вверх речки Любовши против Судбища, от Новосили верст с тритцать, Данные таблицы №1 позволяют сделать три вывода: Данные документов 1571 и 1577 годов дополняют друг друг друга. Документ 1577 года улучшенный вариант документа 1571 года. В 1570-е годы система Дедиловских сторож принципиально не менялась! И это несмотря на то, что документ 1571 года составлен до, а документ 1577 года после сожжения Москвы войсками Дивлет Гирея! Опираясь на сведения таблицы №1 не сложно заметить, что И. Г. Бурцев совершенно ошибочно в своей статье разделил Дедиловские сторожи на собственно Дедиловские и совместные сторожи Дедилова и Епифани. Он попросту не заметил сторожу №12 , в которой Дедиловцы взаимодействуют с Новосилем. Руководствуясь логикой, предложенной И. Г. Бурцевым, необходимо выделить три типа сторож: Дедиловские, Дедиловские совместно с Епифанскими, Дедиловские совместно с Новосильскими. Однако при таком подходе окажется, что в третьей строке будет только одна сторожа, тогда как в первой шесть, а во второй пять. Совершенно очевидно, что в основу размещения сторож лежал не принцип распределения по городам. А следовательно И. Г. Бурцев не только небрежно использовал источник, он неправильно понял и логику составителя. Однако прежде, чем классифицировать систему дедиловских сторож необходимо локализовать 12 точек на карте перечисленных в таблице №1. Для этого мы будем использовать данные С. М. Марголина, И. Г. Бурцева и новейшие находки. Сторожа на устье Ливен. Сторожа на усть Чернавы --- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 14:10 Кстати когда Петр Великий учредил деление на губернии их было 8. То Новосиль Чернь и Белев оказались в Киевской губернии. Это память о том что это литовские земли.
Тула понятно дело это Московская губерния. А вот как вы думаете куда пошли Ливны, Ефремов и Елец?
А это Воронежская а затем Азовская губерния (читайте земли по Дону).
Почувствуйте громадную разницу! --- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
slovohotovМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 2097 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 831 | Наверх ##
11 сентября 2023 14:13 Для восстановления Чертежа необходимо проникнуться духом древнерусского чертежного искусства. Лео Багров.
С научной точки зрения, согласно большинству гидрологических признаков, Кама является главной рекой, а Волга — её притоком.
чертеж Московского государства – pp. Волги, Дона и Днепра с их притоками, морей Каспийского, Азовского и Черного, который был составлен в Москве в 80-х годах XVII в. Чертеж этот был найден Л. С. Багровым в библиотеке Морской гидрографической службы в Париже среди других карт и атласов, принадлежавших известному французскому географу и картографу Гильому Делилю (1675–1726), и [90] напечатан Л. С. Багровым в его статье «A Russian Communications Mag ca. 1685» («Imago Mundi», IX, стр. 99–101, чертеж между стр. 100 и 101).
Плоский мир далеко не единственное изобретение средневекового человека. Пытаясь "приспособить" реальность к собственным потребностям человек шел на множество ухищрений, часть из которых пережили свое время и существует до сих пор. Наверное еще не все знают, что Волга на самом деле течёт из Камы, а не наоборот и эта "средневековая дикость" дань тому факту, что мы живём не в империи монголов, чьи земли на восток от Волги, а в русском государстве. Нам удобнее чтобы Волга была великой русской рекой. Вообще направление и исток рек, важнейший момент в истории человечества. Так например, египтяне называли реку Евфрат "великой перевернутой рекой". Всё дело в том, что река Нил течет с юга на север, а Евфрат с севера на юг. Изучая историю и географию русского народа можно найти много примеров того, как наши предки по-своему оценивали естественные рубежи своей родины. Для географии Московского государства 16-17 века факт того что точкой отсчета является Москва
чертеж Московского государства – pp. Волги, Дона и Днепра с их притоками, морей Каспийского, Азовского и Черного, который был составлен в Москве в 80-х годах XVII в. Чертеж этот был найден Л. С. Багровым в библиотеке Морской гидрографической службы в Париже среди других карт и атласов, принадлежавших известному французскому географу и картографу Гильому Делилю (1675–1726), и [90] напечатан Л. С. Багровым в его статье «A Russian Communications Mag ca. 1685» («Imago Mundi», IX, стр. 99–101, чертеж между стр. 100 и 101).
Чертеж украинским и черкасским городам, найденный Лео Багровым в 1920-е годы в государственном архиве Швеции, сегодня становится всё более популярным источником информации о средневековой географии Московского государства. Причиной тому доступность его электронной копии на сайте Шведского архива. "Внутренний мир" этого чертежа не богат. На севере Москва, на юге Крым, на западе и востоке речные рубежи Дона и Десны (впадающей в Днепр у Киева) , а в центре... пустота через которую вьется степная дорога из Москвы в Крым.
Не сложно предположить, что пустота эта была господствующей высотой раз с неё сбегают сразу семь больших рек Днепро-Донского междуречья: 1. Быстрая Сосна. 2. Оскол. 3. Северский Донец. 4. Ворскла. 5. Псёл. 6. Сейм. 7. Ока. Такая "картина мира" может показаться игрой ума одного автора. К сожалению, большинство чертежей Московского государства утрачены. Однако "центр господствующей высоты" присутствует и на другой находке Лео Багрова, которая получила название Русская коммуникационная карта.
Русская коммуникационная карта (около 1685 г.)
--- Ищу теперь Рыкачевых (бабка моего деда из них). Помогаю лермонтоведам. | | |
|