Ivtur написал:
[q]
в Усерд, Яблонов, Верхососенск и пр. были поселегы на вечное житье. В этих города в 39-48 года были переведены 1100 стрельцов из самой Москвы и столько же из других городов.[/q]
Ivtur написал:
[q]
Dim-ev написал:
[q]
московские стрельцы могли находиться на службе в каком либо другом городе
[/q]
.
Статья есть на этот счет хорошая, к сожалению, там больше про яблоновских ставших потом белгородскими московских стрельцов, а усердские только вскольз упомянуты. По статье не понятно кому подчиняться стали усердские стрельцы после создания Белгородского разряда, но в чигиринских походах они точно еще принимали участие. Это по фамилиям погибших видно.[/q]
По Яблонову такая история, что московские стрельцы в начале находились в Яблонове только на временной службе (обычно с апреля по сентябрь). В первые пару лет они особо активно строили сам острог, потом укрепления. Часть из них записались в итоге в казаки и остались в Яблонове. Это явление наблюдалось в 1638 и 1639 гг. и поощрялось из Москвы (в конце 1639 г. таких 240 человек). А в начале 1640 году массово набрали казаков и стрельцов из разных городов (более 20-ти городов, но не из Москвы) именно для постоянной службы. Для сравнения в Усерд в этот же год планировали выбрать и перевести на вечное житье служилых только с Ельца - 28 стрельцов, 32 беломестных казаков и 5 полковых казаков (но по Усерду я не отслеживал, сколько в итоге перевели).
Позже, в конце 40-х - начале 50-х в Яблонове также числятся московские стрельцы, но их судьбу сложно отследить, так как они практически все без фамилий (в отличие от сведённых с других городов стрельцов). В списках они явно выделяются и записаны отдельно от стрельцов из других городов.
Кстати из тех казаков, которые записались в конце 30-х гг. в Яблонов из московских стрельцов к началу 40-х гг. числилось очень много беглых (в отличие от семьянистых казаков и стрельцов, набранных из других городов). Поэтому они не сильно котировались воеводами.
А ещё, все годы, начиная со строительства Яблонова в 1637 г. и по середину 1640-х гг. на службе продолжали находиться на временной основе (сезонно) служилые из разных городов, причем в том числе и дети боярские. То есть были как временные, так и поселенные постоянно.
romaf написал:
[q]
И если стрелец записан как московский, значит он с самой Москвы? И до поселения на Усерде его надо искать в Москве?[/q]
Самая разная география. Но такие сведения встречаются очень редко. Вот, например, пара примеров по Яблонову:
- Ивашко Денисов сын Муравлев, казак из московских стрельцов, сбежал в 149 г.; холост, родом из
Юрьевца Повольского, осталось полизбы (во второй половине - сбежавший Трофимко М. Шмак)
- Васка Дружинин сын Наметкин, казак из московских стрельцов, сбежал в 152 г.; родом
галичанин; осталось полизбы с казаком Левкою Семеновым, земли полдесятины
- Евсик Епифанов сын Овсяников, казак из московских стрельцов, сбежал в 149 г.; уроженец
Переславля Залеского, жена в Переславле; осталась полизбы с казаком Еркою Микитиным
- Ондрюшка Гаврилов сын Ожегов, казак из московских стрельцов , сбежал в 152 г.; холост, родом
костромитин; осталось дворовых денег 3 рубли у поручиков
- Федка Парфеньив, казак из московских стрельцов, сбежал в 149 г.; холост, родом
каргополец, двора нет
- Олешка Иванов сын Плотник, казак из московских стрельцов, сбежал в 152 г.; родом
казанец, остался мерин сер крив, жены и детей не осталось, земли три осминника
А в Москве Вы вряд ли их найдете... Я таких списков не видел. Документы стрелецкого приказа ведь в большей части утрачены.