Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Осипов Михаил Михайлович, 1918 г.р.

Герой Советского Союза, пропал без вести 26.05.1943 г

← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, Gogin10, tatust
parabellum58
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1
Здравствуйте ! Хотелось бы попросить помощи в установлении обстоятельств гибели и двоюродного брата моей бабушки, Осипова Михаила Михайловича, Героя Советского Союза, пропавшего без вести 26.05.1943 во время воздушных сражений на Кубани в Районе станицы Киевской - Плавненской - Тамбуловской в составе 42 гвардейского истребительного авиационного полка (42 гв. иап,8 иап, 5-РАГ).
По разным данным, которые описывают события того дня:
Подробно этот бой описал также в своей работе «М. М. Осипов с нами» В.Н. Армиевский, который в своё время вместе с группой школьников побывал в Таманской дивизии, глубоко изучил документы, воспоминания друзей М. Осипова о нём. В.Н. Армиевский писал:
«Истребитель капитана Осипова оказался в зоне артиллерийского обстрела… Осипов маневрировал, пытаясь сбить пламя. И лишь, когда самолёт был охвачен пламенем, лётчик выбросился на парашюте. Кубанские плавни, куда опустился Осипов, поглотили отважного лётчика… Жестоко отомстили друзья за смерть героя. Страшен был удар по врагу»

Из именного списка безвозвратных потерь личного состава частей 21 Авиационной дивизии:
Пом. Командира по ВСС 42 ГИАП Герой Советского Союза Капитан Осипов М.М. 26.5.43 вылетел в составе 10 самолетов Як-1 на прикрытие своих войск в р-не Киевское - Плавненский - Тамбуловский - с задания не вернулся.
Из книги Григория Родионовича Павлова "Однополчане":
Последний бой Осипова
Конец мая. Над степью и плавнями колышется марево. Легкий полуденный бриз доносит до аэродрома дыхание Азовского моря. Все самолеты в воздухе. Только одинокий «як» сиротливо стоит в капонире. Тоскует и техник. Он давно приготовил самолет к бою, но лететь некому — заболел летчик, накануне его отправили в госпиталь.
Михаил Осипов вышел из штабной землянки и остановился на невысоком, степном кургане. Отсюда он хорошо видел и рокочущее море, и капонир, и техника. Быстро сбежал с кургана и — к самолету.
— Парашют! — приказал он гвардии технику-лейтенанту Зиновьеву.
— Вам же не разрешается, товарищ гвардии майор, — возразил техник. Однако парашют из-под плоскости взял, расправил лямки, накинул их на плечи Осипова. Они давно вместе воюют, и Зиновьев на правах старого сослуживца твердо заявил: — Не пущу!..
— Слушай, друг. Ты же меня знаешь. — Осипов сел в кабину. — Не могу я прохлаждаться в штабе, когда товарищи в бою. Слышишь? — И он взглянул на небо. — Хоть одного срежу.
— А приказ?
— В критическую минуту, если нет командира, солдат сам принимает решение. Понимаешь, ни шагу — назад. А вперед, на врага — можно. И командир разрешил бы, да там он, воюет... От винта! — нетерпеливо крикнул Осипов, запуская мотор.
Винт завертелся, набирая обороты, и самолет с ходу пошел на взлет. Теперь никакая сила не смогла остановить Осипова. Он не мог поступить иначе. Неодолимая жажда мести звала его в бой.
Он взял курс на Киевское. Под крылом самолета блеснула серебристая лента Кубани, дальше, на юг, начались плавни, сплошь затопленные весенним половодьем.
Эскадрилью Приказчикова обнаружил быстро; восемь остроносых «яков», кто парами, а кто в одиночку пронизывали пространство вниз-вверх, атакуя и отстреливаясь. Их поливали огнем пятнадцать «юнкерсов» и десятка два «мессершмиттов».
— Я «Сокол первый», противника вижу. Атакую!
Позывной и голос Осипова летчики узнали сразу у них будто прибавилось силы и мастерства. Один «юнкерс» задымил, второй. А третий от прямого попадания снарядов, выпущенных Алексеем Приказчиковым взорвался на собственных бомбах.
Ох, как боятся этого фашисты. Ведь только одно попадание в бомбу — и взрыв! Не надеясь больше на «мессершмиттов», «юнкерсы» освободились от бомб и повернули назад.
Михаил прицелился по «юнкерсу» на развороте и ударил из пушки и пулеметов. Дальность стрельбы оказалась большой, и трасса лишь зацепила крыло бомбардировщика. Осипов пошел в догон, уточняя прицеливание, и выпустил еще одну очередь. Из правого мотора «юнкерса» повалил густой черный дым. И в этот напряженный момент Осипов почувствовал удар сзади. Красноватые шнуры мелькнули над головой и вдоль фюзеляжа, несколько бронебойных снарядов стукнуло по гаргроту, прошило бронеспинку. В плечо и грудь больно кольнуло, руки ослабли. Мотор запарил, в кабине запахло гарью. Винт, словно зацепив за булыжник, издал металлический скрежет и остановился. Самолет пошел вниз...
Осипов тряхнул головой, разгоняя темноту. Левая рука послушно потянулась вверх и отбросила назад, подвижную часть фонаря кабины, упругий воздух ударил в лицо, дышать стало легче. Отстегнул привязные ремни, усилием воли приподнялся с сиденья, и набегающий поток выхватил его из кабины. Левой рукой выдернул вытяжное кольцо, парашют раскрылся.
Вспомнил, что надо подтянуться на лямках, подправить подвесную систему. И не смог — правая рука не действовала. Вверху узнал свой самолет. Объятый огнем и дымом, он шел с пологим снижением и кренился в сторону, как орел с перебитым крылом. «Прощай, боевой друг!» — как к живому обратился Михаил к догорающему «яку».
Внизу, куда он; снижался, блестели на солнце топкие плавни...
Это были последние минуты жизни Героя.

С одного из форумов ПО:
Один из пилотов после совершения тарана остался жив, но потерял глаз. ВВК списала его с летной службы. Летчик с этим смириться не мог, угнал с аэродрома истребитель Як-7 и вступил в бой, сбил одного JU-88, но был атакован истребителями сопровождения и погиб. Имя летчика Осипов Михаил Михайлович, погиб 25.05.43 г.
Ясно лишь одно, что полеты ему тогда были разрешены лишь в развед.целях, своего самолета за ним судя по всему не числилось. Получается что самолет, на котором он вылетел, числился за другим летчиком, который находился в то время в госпитале. Можно ли как то найти донесения по 42 гиап, на чьём, и на каком все-таки самолете он вылетел, так как в арсенале 4 ВА на тот момент были и Як-1 и Як-7 и Як-9.
Спасибо

Прикрепленный файл: osipov_mm3.jpg
Михаха

Михаха

Сообщений: 4157
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3967

parabellum58 написал:
[q]
Можно ли как то найти донесения по 42 гиап, на чьём, и на каком все-таки самолете он вылетел,
[/q]

Вам нужно после карантина приехать в ЦАМО, заказать или опись по 4 ВА или опись по 21 АД и в любой из этих описей найти дело "Акты расследования причин летных боевых потерь" за 1943 год.
Лучше, конечно, искать в описи дивизии, меньше документов для просмотра.
Из акта вы узнаете подробности последнего боя Осипова, в том числе тип самолета, бортовой номер, другие технические подробности, расширенную информацию о летчике и его квалификации (общий налет, налет на данном типе ВС) и другие сведения.
parabellum58
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1
>> Ответ на сообщение пользователя Михаха от 19 мая 2020 10:19

Хорошо, как будут сняты ограничения и предоставится возможность поеду. Им нужны какие-то подтверждающие родство документы ?
Михаха

Михаха

Сообщений: 4157
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 3967

parabellum58 написал:
[q]
Им нужны какие-то подтверждающие родство документы ?
[/q]

В данном случае - нет.
← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, Gogin10, tatust
Вверх ⇈