Volga63 написал:
[q]
ДИЛАКТОРСКИЙ СТЕФАН ФЕДОТОВИЧ – ТЕСТЬ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДЬЯКОВА – ДОПОЛНЕНИЕ:
Из Клировых ведомостей Михаило-Архангельской Верхвологодской церкви Вологодского уезда за 1838 – 1840 годы следует, что в 1838 году священником вышеуказанной церкви служил Стефан Федотов Дилакторский – 55 лет, природой сын священника церкви Воскресения Христова, что в Городских Починках, Вологодского уезда.
Жена его Евдокия Андреева – 49.
Дети их:
Александр Дилакторский – 12 лет, учится в низшем отделении Вологодского Духовного Уездного Училища и Дмитрий – 6 лет.
[/q]
https://forum.vgd.ru/post/2001/69725/p2873847.htm#pp2873847Volga63 написал:
[q]
Сергей Александрович Дилакторский родился в Вологде 1 сентября 1859 года в семье эконома Вологодской духовной семинарии.[/q]
https://forum.vgd.ru/post/2001/69725/p2873854.htm#pp2873854СОСНИНА Л. Г., ДЬЯКОНИЦЫНА Н. М. «СЕРГЕЙ ДИЛАКТОРСКИЙ – ХУДОЖНИК ИЗ ВОЛОГДЫ»:
Современные исследования преподнесли сотрудникам Вологодской областной картинной галереи очередной сюрприз – открыто новое имя в культуре Вологды конца XIX – начала XX века –
Сергей Александрович Дилакторский. Интерес к его имени возник с момента появления в коллекции галереи четырех акварельных рисунков, подписанных фамилией – «С. Дилакторский» или просто «г. Дилакторский».
На первом этапе исследований биографии художника мы ориентировались лишь на данные III тома Биобиблиографического словаря «Художники народов СССР», вышедшего в 1976 году (1). Там было указано, что действительно в конце XIX – начале XX века в России работал художник-живописец, но никакого упоминания или связи с Вологдой его имени в этом материале не было.
Следующей попыткой расширить сведения об этом авторе стала «привязка» его имени к биографии вологодского краеведа, его полного тезки – Сергея Александровича Дилакторского (1858-1920), уроженца Кадникова, выходца из обедневшей дворянской семьи, ветеринара по профессии, но больше известного нам как общественного деятеля и исследователя народной культуры вологодской деревни конца XIX столетия. Об этом человеке писали вологодские исследователи и краеведы (2), но, ни в одном из документов не говорилось об увлечении рисованием. А наши акварели, особенно одна из них - «Пейзаж с домиком» (инв. № 8490-Г ВОКГ) несли в себе отпечаток руки рисовальщика-непрофессионала или только начинающего заниматься активным творчеством автора. Это читалось, прежде всего, в наивной иллюстративности деревенского мотива, показывающего одинокую избушку, затерянную на краю лесной чащи. Говорить о подлинном цветовом строе этой акварели (да и остальных тоже) было трудно, т. к. краски выцвели от времени и прямых солнечных лучей, бумага, пожелтев, существенно изменила колорит всей работы. Рука любителя прочитывалась и в акварели, названной нами «На краю деревни» (инв. № 8488-Г ВОКГ). Именно эти факты настойчиво подталкивали связать имя автора рисунков с человеком действительно не обладавшим профессиональными навыками художника, т. е. с «кадниковским» С. А. Дилакторским.
Наконец в 2009 году в свет выходит двухтомное издание альбома-каталога, посвященного частной коллекции живописи и графики А. Г. Егорова (3).
Во втором томе, отражающем графическую часть этого собрания, было опубликовано большое количество акварельных работ и биография художника Сергея Александровича Дилакторского.
Из текста альбома следовало, что будущий художник родился в Вологде 1 сентября 1859 года, с 1870 по 1876 годы учился в Вологодском уездном училище. После чего, в 1879 году Сергей подает прошение на поступление в ИАХ, но не выдерживает экзамен по общеобразовательным предметам. Несмотря на это, Правление Академии разрешило молодому человеку поступить вольнослушателем на отделение живописи, правда, обучение теперь нужно было оплачивать.
Из Вологодской духовной семинарии, где последний год работал отец Сергея, в адрес Академии художеств приходит отношение, где говорится о том, что оплачивать обучение сына отец не может.
Несмотря ни на что, вечерние классы С. Дилакторский посещает и даже думает выдержать заново экзамен в 1880 году, но на назначенные испытание не является.
Оказывается, с 1880 по 1882 годы Дилакторский проходит отсроченную ранее военную службу в Волынской губернии (северо-запад современной Украины).
Затем снова пытается поступить в ИАХ на «казенное» отделение, правда на экзамен опять не пришел. Так или иначе, но посещение вечерних классов Академии Дилакторский продолжал только до 1886 года.
После этого, наконец, окончательно принял решение – начать самостоятельную работу, пусть и без документов, полученных от Академии. Основной темой его акварелей стали сюжеты, близкие охотничьим сценам. Художник много работал в Ялте, Гурзуфе, других местах Южного берега Крыма.
Работы Дилакторского, чаще всего небольшие, в размер почтовой открытки, имели успех у отдыхающей публики. Есть сведения, что пейзажные виды художника приобретали Ф. А. Шаляпин, А. П. Чехов, А. М. Горький.
Существуют данные, что он был вхож в окружение служащих великокняжеских семей в период их крымского отдыха. Как и другие приезжавшие на побережье лица, они порой покупали его небольшие акварельные работы для использования в почтовой корреспонденции.
С 1904 года он нерегулярно экспонировал свои работы на столичных выставках, а в 1912 – был экспонентом 7-й Осенней выставки в Санкт-Петербурге.
Фамилия С. А. Дилакторского как жителя столицы впервые появляется в справочнике «Весь Петербург» в 1898 году и упоминается там с перерывами с 1900 по 1913 год.
Далее автор статьи о художнике высказывает предположение о болезни, отъезде его на родину и кончине там около 1920 года.
В этом же тексте автор публикации связывает родственными узами художника С. А. Дилакторского с краеведом и ветеринаром С. А. Дилакторским,, жившим в Кадникове, называя их братьями. Потому дату смерти акварелиста Дилакторского исследователь предполагал в дальнейшем уточнить, считая, что умер художник после 1920 года.
Эти сведения (без упоминания о родственниках) вошли в словарь Художники Вологодской области ХХ – начала ХХI века, подготовленный и выпущенный коллективом Вологодской областной картинной галереи в 2011 году. И, наверное, последние годы и дата смерти еще долгое время оставались неизвестными, если бы не обидные ошибки, допущенные при издании первой монографии об этом малоизвестном широкой публике вологодском авторе (6).
Именно это стало толчком к проверке архивных данных и новым поискам, проведенным сотрудником Вологодской картинной галереи Дьяконицыной Ниной Михайловной в начале 2014 года.
И вот что ей удалось найти (7). Сергей Дилакторский родился в Вологде 1 сентября 1859 года.
Его отец Дилакторский Александр Степанович – родился 19 ноября 1828 года,
сын священника, обучался в Вологодской духовной семинарии, из которой был уволен в 1845 году.
Работал:
С ноября 1848 года – Вологодская казенная палата, писец 3-го разряда на отделении питейного сбора.
С 23 января 1852 года – писец 2-го разряда.
С 11 июня 1852 года – писец 1-го разряда.
С 1 ноября 1852 года – за выслугу лет произведен в коллежские регистраторы.
1856 года – получил темную бронзовую медаль на владимирской ленте.
С 5 апреля 1857 года – губернский секретарь.
С 13 декабря 1857 года – экзекутор казенной палаты.
С 1 ноября 1857 года – коллежский секретарь.
С 30 декабря 1860 года – пристав на Сергиевском солеваренном заводе.
С 1 ноября 1862 года – титулярный советник за выслугу лет.
С 8 августа 1868 года – канцелярский чиновник Вологодской казенной палаты.
С 28 апреля 1875 года – эконом Вологодской духовной семинарии.
Получал жалование 36 рублей 75 копеек. В походах и сражениях не участвовал, недвижимого имения нет.
Уволен со службы в сентябре 1879 года – «по расстроенному состоянию здоровья».
Имел жену – Юлию Всеволодовну и пятерых детей, четырех дочерей:
Аделаиду (25 сентября 1857 года), Екатерину (7 октября 1861 года), Лидию (22 марта 1864 года), Юлию (26 января 1874 года)
и сына Сергея, который был в семье вторым по рождению ребенком.
С 1870 по 1876 годы мальчик посещал Вологодское уездное училище, где хорошие отметки получал только за чистописание, рисование и черчение, остальные предметы, особенно арифметика и русский язык давались ему с трудом.
В 1879 году Сергей подал прошение о поступлении в Императорскую Академию художеств, но экзамены по общеобразовательным предметам не выдержал.
Ввиду положительных отзывов о рисунках поступающего, руководство Академии предложило ему стать вольноприходящим учеником на отделении живописи.
С 1879 по 1880 годы Сергей Дилакторский начал свое обучение, но с 1880 по 1882 годы ему пришлось отбывать воинскую повинность.
Не стоит повторять уже известные факты биографии будущего художника, ранее опубликованные В. С. Погодиным в альбоме-каталоге коллекции А. Г. Егорова, потому что до 1886 года они почти полностью совпадают. Разночтения начинаются далее.
Как выяснилось из вологодских архивных документов, никаких братьев у Сергея Дилакторского не было, и в Вологду он уже не возвращался, разве что изредка приезжал туда для встреч с семьей.
После 1886 года его жизнь была полностью связана с Петербургом и летними поездками на юг России.
Интереснейшие сведения о дальнейшей судьбе художника находим в Интернете.
В Петербурге он снимает квартиру на улице Съезжинской в доме № 38. А в 1913 года приобретает недвижимость (дом или дачу) в поселке Келломяки (современном Комарове), что в 40 километрах к северо-западу от Петербурга на верхней террасе Финского залива.
В списке домовладельцев поселка Келломяки (с номерами участков по карте 1913 г.) недвижимость С. А. Дилакторского значится под № 457(6).
История поселка Комарово насчитывает немногим более 100 лет. До семидесятых годов XIX века жизнь тихих поселков Карельского перешейка проходила однообразно и незаметно.
Росту популярности одних и забвению других способствовало строительство железной дороги. 11 сентября 1870 года гудок паровоза нарушил тишину этих мест. Началось регулярное движение между Петербургом и Выборгом. Поезда шли и дальше через Рихимяки на Гельсингфорс. Петербургские жители принялись быстро осваивать живительные и удобные для отдыха берега Финского залива.
К началу ХХ века здесь сформировалось довольно крупное поселение, и в 1901 году при нем была устроена платформа, через год получившая статус станции. Первоначально поселок получил название Келломяки, что в переводе с финского означает «Колокольная горка». По легенде здесь находился колокол, звук которого собирал на обед рабочих, строивших станцию.
Но пожить долго в этих местах художнику было не суждено. 19 апреля 1915 года от паралича сердца скончалась его жена, Анна Тимофеевна (видимо по причине нездоровья жены Дилакторские и переехали загород), а некоторое время спустя, то есть 6 июня того же года умирает и он сам в возрасте 56 лет.
Данные об этом опубликованы в списке захоронений на Келломякском кладбище с 1913 по 1939 годы (6).
21 отпевание 06.06.15 года ДИЛАКТ0РСКИЙ Сергей Александрович – 56 лет, сын титулярного советника. От заворота кишок.
22 отпевание 19.04.15 года ДИЛАКТОРСКАЯ Анна Тимофеевна – 56 лет (?). От паралича сердца, жена Дилакторского Сергея Александровича.
Современные исследователи пишут о том, что на Комаровском кладбище находится около 60 могил, которые условно можно отнести ко времени до конца 40-х годов XX века. О времени захоронения можно судить по состоянию могил, за большинством из которых никто давно уже не ухаживает.
В настоящее время с достоверностью можно говорить о 20 могилах людей, имевших отношение к дореволюционному прошлому селения Келломяки. Большинство из них владело участками и дачами в этой местности до 1917 года.
Итак, теперь нам известно, что Сергей Александрович Дилакторский скончался 6 июня 1915 года в поселке Келломяки, и похоронен на местном кладбище (8), где позднее была погребена А. А. Ахматова, Д. С. Лихачев, где до сих пор покоится прах вологодского художника.
Ну а теперь проанализируем работы, находящиеся в собрании Вологодской картинной галерее.
О двух акварелях упоминалось в этом сообщение ранее: «Пейзаж с домиком» (инв. № 8490-Г ВОКГ) и «На краю деревни» (инв. № 8488-Г ВОКГ).
Первую из работ можно отнести к более раннему периоду творчества Дилакторского, т. е. к 1890-м годам. Об этом говорят обобщенная трактовка изображенного мотива, взятая скорее из головы, нежели с натуры, наивность композиционного и образного решения.
Вторая акварель уже ближе к натурным мотивам, напоминающим природу загородных районов Петербурга - Финский залив и окружающие его территории Карельского перешейка в то время малозаселенных и бедных.
А вот две следующие работы прямо говорят о том, что написаны они в Келломяки, природа которого включает в себя и большой сосновый массив, защищающую эту местность от морских ветров и живописный вид, открывающийся на взморье.
Вблизи поселка среди холмов, покрытых лесом, находилось озеро Щучье. Один из таких мотивов - край соснового бора с тающим снегом, можно увидеть в акварели «Пейзаж с соснами» (инв. № 8489-Г), другой «Летний пейзаж» (инв. № 8487-Г) - открывается вид на уголок Финского залива с луной, отражающейся в воде и парусниками, спешащими к берегу.
Эти работы, конечно же, связаны с природой, окружающей Келломяки, и которые можно датировать 1913-1915 годами.
Таким образом, коллекция ВОКГ обладает четырьмя акварелями художника, которые были созданы в Петербурге и его окрестностях, и характеризуют (в большей мере) творчество художника последних лет его жизни.
Примечания:
1. Биобиблиографический словарь Художники народов СССР. М.: Искусство. 1976. Т. 3. С. 382.
2. Веселовские А. и А. Вологжане-краеведы. Вологда. 1923. С. 19. Дилакторский П. А. Вологжане-писатели. Вологда 1900. С. 27. Коновалов Ф. Я.. Панов Л. С., Уваров Н. В. Вологда. XII - начало XX века. Краеведческий словарь. Архангельск. 1993. С. 170 – 171.
3. Погодин B. C., Погодина А. А., Егоров А. Г.. Леонов А. В. Акварель и графика. Русские и западноевропейские художники XVI - середины XX веков. Из собрания А. Г. Егорова. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки. 2009. С. 98-137.
4. Художники Вологодской области. XX начала XXI века. Биобиблиографический словарь / Составители И. Б. Балашова, В. В. Воропанов, Ю. А. Горелькова, М. В. Грибанова, Н. М. Дьяконицына, Е. А. Каткова, Е. А. Коновалова, М. И. Мурашова, С. Ф. Птухин, Л. Г. Соснина, А. В. Тихомиров, вступительная статья В. В. Воропанова. Вологда: ВОКГ. Издательство «Арника», 2011. С. 49.
5. Погодин B. C. Сергей Александрович Дилакторский. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрняки, 2013.
6. Кобак А. В., Нырков А. А., Пирютко Ю. М. Комаровский некрополь // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Выпуск 4. СПб.. 1997. С. 405 – 161.
7. Документы ГАВО:
Ф. 466 – Вологодская губернская семинария. Оп. 1, д. 502, листы 15 – 19; д. 515, листы 8, 8 оборот; д. 742, листы 1, 17.
Ф. 448 – Вологодское уездное училище. Оп. 1, д. 214, листы 10, 26, 47; д. 218, листы 14 оборот; д. 220, листы 23, 94; д. 223, листы 3; д. 233, листы 16 оборот; д. 258, листы 6; д. 292, листы 2; д. 299, листы 44, 73; д. 313, листы 27.
Ф. 34 – Вологодское губернское земство. Оп. 3, д. 505, листы 16, 16 оборот, 17, 17 оборот.
Ф. 453 – Вологодская мужская гимназия. Оп. 1, д. 23, листы 61.
8. Отпевание могло проходить в церкви Святого Духа (это был 13-главый храм с приделами, сгоревший в 1917 году) как единственном храме поселка, построенном в 1906 году по чертежам архитектора Н. Н. Никонова и на пожертвования самих дачников.
Библиография:
Соснина Л. Г., Дьяконицына Н. М. Сергей Дилакторский – художник из Вологды.
Источник:
https://yadi.sk/i/OuOLamHvMiIzDAМОЁ ПРИМЕЧАНИЕ:
Таким образом, из статьи Л. Г. Сосниной и Н. М. Дьяконицыной "Сергей Дилакторский - художник из Вологды" следует, что Вологодский художник Сергей Александрович Дилакторский - сын эконома Вологодской Духовной Семинарии Александра Степановича Дилакторского.
В свою очередь, Александр Степанович Дилакторский - сын священника. Можно предположить, что его отец - священник Михаило-Архангельской Верхвологодской церкви Вологодского уезда Стефан (Степан) Федотович Дилакторский.
Если так, то художник Сергей Александрович Дилакторский - внук священника Стефана Федотовича Дилакторского.