Вологодчина. - О местах, где жили и служили мои предки
Достоверно известно, что мои предки жили и служили в Вологде, в Вельском и Кадниковском уездах Вологодской губернии; в Вытегорском уезде (районе) и в городе Белозерск.
эльмира катромская Вологда Сообщений: 16830 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15786 | Наверх ##
9 июля 2015 21:10 9 июля 2015 21:42 Терменгский приходСовременное местоположение: д. Куколовская, Терменгское с/п, Верховажский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния Терменгская Воскресенская церковь, 1791 года, деревянная. Главный престол в честь Воскресения Христова. Терменгская Всехскорбященская церковь, 1861 года, каменная. Престол в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Церковным старостой при Воскресенской церкви в 1905 г. на 8-е трёхлетие утверждён крестьянин Николай Кашинцев. Библиография ВЕВ. - 1905. - №5. - С. 45. ИИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 115. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 33, 139, 145. Церковь Воскресения Христова на Терменге Церковь Воскресения Христова в Старине (Куколовской) У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А Название Церковь Воскресения Христова на Терменге Синонимы названия Церковь Воскресения Христова в Старине (Куколовской) Обиходные названия Воскресенская церковь Тип постройки церковь Дата основания 1768 Дата постройки последнего здания 1796-1801 (см. постройки той же эпохи) Архитектор нет данных Историческое исповедание Православная Статус не сохр. Адрес на 1917 г. Вологодская губ., Вельский у., Терменгский пог. Современный адрес Вологодская обл., Верховажский р-н, д. Куколовская Краткое описание Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1796-1801. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, в которой помещался Никольский придел. Закрыта в кон. 1930-х, служила бондарным цехом, в 1950-х сгорела. с http://temples.ru/card.php?ID=17251Интересная информация Собор Софии Премудрости Божией. Кафедральный собор Вологодской епархии с конца XVI века до 1924 года. В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Т ерменгском железоделательном заводе. --- Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/ | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
9 июля 2015 23:29 Уважаемая Светлана!
Благодарю Вас за информацию о Терменгской Воскресенской церкви Вельского уезда, где, вероятно, служил мой прапрапрапрадед Стефан Левитский. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
11 июля 2015 19:56 12 июля 2015 23:05 По сведениям за 1851 год, мой прапрапрадед ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВ ЛЕВИТСКИЙ служил дьяконом Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 454. – Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда за 1851 год. – Под № 52 – Флоро-Лаврская Кумзерская церковь. – Лист № 276 – оборот. - (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ КУМЗЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ: Церковь Флора и Лавра на Кумзере, в Воскресенской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1638 года. Кумзерская Флоро-Лаврская церковь, 1856 года постройки, каменная. Престолы в честь: мучеников Флора и Лавра Иллирийских – главный престол, пророка Илии, Воскресения Христова. Воскресенский придел освящён 5-го сентября 1871 года. Придельный храм в честь мучеников Флора и Лавра освящён 18-го июня 1872 года. Новоустроенный придельный храм во имя св. пророка Илии освящён 12-го сентября 1875 года. Вторая церковь – Кумзерская Богоявленская церковь, 1803 года постройки, каменная. Престолы в честь: Богоявления – главный престол, святителя Николая Мирликийского и мученика Конона Памфилийского. В 1865 году было открыто приходское попечительство при Кумзерской Флоро-Лаврской церкви. Историческое местоположение: Кадниковский уезд Вологодской губернии. Современное местоположение: село Кумзеро Кумзерского сельского поселения Харовского района Вологодской области. Библиография: Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1865. - № 14. – С. 112; 1871. - № 20. – С. 441; 1872. - № 14. – С. 310; 1875. - № 20. – С. 276. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. – 1865. - № 21. – Прибавления. – С. 818. Церковно-исторический атлас Вологодской области: Т. 1. – Вологда: Древности Севера, 2007. – С. 97, 132 и 222. Источник: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=830 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
11 июля 2015 22:07 18 декабря 2021 23:01 Затем, по сведениям за 1854 год, мой прапрапрадед ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВ ЛЕВИТСКИЙ служил дьяконом Вологодской градской Благовещенской церкви. Библиография: ГАВО. – Фонд № 1063. – Опись № 1. – Дело № 27 "Ведомость о белом духовенстве по Вологодской градской Благовещенской церкви" начата в 1854 году, окончена в 1854 году на 1 листе. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). ВОЛОГОДСКАЯ ГРАДСКАЯ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ: По информации сайта "Православные приходы и монастыри Севера", Благовещенская церковь в Вологде упоминалась в документах 1627 года. Каменная церковь строилась в 1801 – 1817 годах. Престолы в честь: Благовещения Пресвятой Богородицы – главный престол, святителя Митрофана Воронежского, преподобных: Михаила Малеина и Феодосия Тотемского. Указом Святейшего Синода от 25-го января 1865 года за № 141 преподано благословение Святейшего Синода Селенгинскому 2-й гильдии купцу, почетному гражданину МИХАИЛУ ШАХОВУ за сделанные им пожертвования в пользу Вологодской градской Благовещенской церкви. Библиография: Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1865. - № 6. – 15 марта. – С. 51: http://www.booksite.ru/vev/1865/1865_6.pdfИИАК. – Петроград, 1915. – Выпуск 59. – С. 121. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. – 1865. - № 16. – Прибавления. – С. 645 и 646. Церковно-исторический атлас Вологодской области. – Вологда: Древности Севера, 2007. – Т. 1. – С. 48 и 123. Источник: http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=610 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
12 июля 2015 18:05 12 июля 2015 18:07 Volga63 написал: [q]
По сведениям за 1851 год, мой прапрапрадед ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВ ЛЕВИТСКИЙ служил дьяконом Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда.
Библиография:
ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 454. – Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда за 1851 год. – Под № 52 – Флоро-Лаврская Кумзерская церковь. – Лист № 276 – оборот. - (Выписки Ольги Николаевны Ивановой).[/q]
ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ КУМЗЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (дополнительная информация с сайта "Соборы.Ру"): НИКОЛАЙ БУЛКИН пишет, что: «Деревня Кумзеро известна с XII века. Ныне село имеет более 150 дворов и слилась с двумя соседними — Гришино и Максимовская. По некоторым данным, по состоянию на 1990 год в деревне проживало около 1500 человек. В течение 1990-х годов численность населения уменьшилась в два-три раза. С 18 марта в Кумзере, входившего до революции в состав Кадниковского уезда, начиналась ежегодная ярмарка. Оборот ярмарки выражался суммой в 100 тысяч рублей, по нему село смело равнялось с уездными городами в сельской тогда губернии. До революции посреди деревни стояла церковь Флора и Лавра (Спас на долу, построена в XVII веке) и рядом колокольня. В 30-ые годы церковь разграбили и оборудовали под МТС, а колокольню взорвали. В настоящее время здание церкви пустует. В начале 1990-х был начат процесс подготовки к реставрации церкви, но из-за экономического кризиса он так и не был реализован». АНОНИМНЫЙ АВТОР пишет, что: «К 18-му веку в кумзерском приходе было три деревянных храма. Местные древоделы считались одними из лучших в этих краях. Каменное здание зимней Богоявленской церкви строилось с 1799 по 1802 год бригадой крестьян, участвовавших в возведении Прилуцкого монастыря, во главе с мастером Степаном Прокопьевичем Кулешовым. Летняя Флоро-Лаврская церковь возводилось с 1816 по 1856 год, около сорока лет трудились над храмом местные мастера под руководством Кулешова и двух его сыновей. Официальное завершение работ, по воспоминаниям старожилов, праздновалось в 1897 году, так как на украшение церкви потребовалось больше времени, чем на ее строительство. Зимний храм имел колокольню. Ее высота составляла 75 метров, высота шпиля равнялась 30 метрам, а высота креста – семи метрам. Шпиль и крест сияли позолотой, а купола обмедным железом. Подъем на колокольню состоял из 12 лестниц. На ней размещалось 12 колоколов, самый большой из которых весил 309 пудов, а его «язык» - 12 пудов. Эти цифры были выгравированы по окружности колокола, была и другая запись: «староста В. Власов». Этот человек участвовал в Турецкой войне, и его медаль за храбрость хранится в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике. Звон колокола-гиганта был слышен за 15 километров. По словам Анны Васильевны Смирновой (1914 – 2009 годы жизни), уроженки деревни Ворсненская, под большим колоколом свободно вставали четыре человека. Нина Николаевна Смирнова (1921 – 1996 годы жизни) из деревни Угол рассказывала: «Мы, ребятишки, лазили на колокольню звонить, это было разрешено в радостную неделю (первую неделю после Пасхи). Надпись на колокольне я читала сама». Говорят, что колокола для Флоро-Лаврской церкви отливались на месте - на берегу Кумзерского озера, где до сих пор заметна яма. В храме, особенно в летнем, была прекрасная акустика. Хор певчих на клиросах в церкви состоял из местных крестьянок. Возглавлял хор Александр Апполонович Филичев, учитель церковно-приходского училища, который обладал очень красивым голосом. После репрессий Александр Апполонович остался в живых и обосновался в Москве. Многие иконы, сияющие позолотой и серебром риз, были переданы кумзерской церкви в дар. Например, икона казанской Божьей Матери в золотой ризе, выполненная на кипарисном дереве. Икона Пантелеймона-целителя заслуживает отдельного рассказа. Она была привезена на харовскую землю из Афона, греческого монастырского комплекса, расположенного в скалах полуострова Халкидики. Среди 20 монастырей Афонских гор и русский монастырь святого Пантелеймона, основанный в 12-м веке. Эту икону переправляли, неся на руках от церкви к церкви. Встречали ее в 1896 году и ученики местной церковно-приходской школы. Вместе со своей учительницей дети несли икону в лютый мороз, но никто из них не заболел. Богослужение в грандиозном соборе Флора и Лавра велось только 37 лет. В 1930 году были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Виктор с семьями. До 1934 года, когда обе церкви были закрыты, богослужение вел священник по фамилии Купоров. В 1935 году началось разрушение зимней церкви, но справиться с ней было нелегко. Перекрытия толщиной 60 сантиметров были как новые. Полы из толстых тесаных плах были сколочены так, что рубить приходилось наугад – различить слои не получилось. Железо на крыше за два с лишним столетия даже не проржавело. Оно пошло на самодельные тазы, ведра, формы – в общем, на то, что было в дефиците. Иконы и церковную утварь ломали и жгли возле церкви. Верующие боялись унести что-нибудь домой и спрятать, поэтому почти все было уничтожено. Зато детвора смело каталась на некоторых иконах по озеру. Вместо плотов… Колокольню ломали много лет. Шпиль пытались сбросить разными способами, но ничего не получилось. Он рухнул только во время сильной грозы. Обрушить саму колокольню удалось в начале 50-х. Когда она падала, в селе померк свет – от пыли разрушенных кирпичей стало темно. «Ломали ее свои, и было им за то Божье наказание. Умирали они тяжело, по два дня изводило им руки и ноги», - вспоминали старожилы. Любопытен и тот факт, что Флоро-Лаврская церковь трижды загоралась от молнии. По рассказам местных жителей, это случалось незадолго до революции, перед Великой Отечественной войной и накануне перестройки. Разрушить летнюю церковь полностью не смогли. Но достойные последователи варваров все же нашлись и оставили свой след в истории уникального храма. Сколько их, Аркаш, Валер, Тимуров побывало в этих стенах, когда-то известных на всю Россию?! И как старательно выцарапывали они свои имена на фресках и крушили все, что под руку попадется, избавляясь от «ненужного» прошлого. Материал подготовлен при содействии Харовского центра традиционной народной культуры. Источник: Газета "Агенство Журналистских Услуг"». Источник: http://sobory.ru/article/?object=09487 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
12 июля 2015 22:58 19 декабря 2021 21:49 БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА: В 1868 году журнал «Вологодские Епархиальные Ведомости» сообщил о том, что штатный священник Богородской Лысогорской церкви Алексей Беляев умер 1-го Января 1868 года. Алексей Беляев – тесть (отец жены) моего прапрадеда Анатолия Васильевича Левитского. После смерти Алексея Беляева священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви стал его зять (мой прапрадед) Анатолий Васильевич Левитский. По сообщению журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости», 1-го Февраля 1868 года кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии, студент Анатолий Левитский рукоположен в сан священника к Богородской Лысогорской церкви Кадниковского уезда. Анатолий Васильевич Левитский прослужил священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви до своей смерти 7-го Сентября 1901 года. После смерти Анатолия Васильевича Левитского священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви стал его зять (мой прадед) Александр Алексеевич Дьяков. Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что 14-го Октября 1901 года священник Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда Александр Дьяков, по прошению, перемещён на священническую вакансию к Богородицой Лысогорской церкви того же уезда. Мой прадед Александр Алексеевич Дьяков прослужил священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви до своей смерти 15-го Марта 1916 года. После смерти Александра Алексеевича Дьякова священником вышеуказанной Богородской Лысогорской церкви стал его зять Константин Николаевич Тюрнин. По сообщению журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости», 7-го Мая 1916 года кончивший курс Вологодской Духовной Семинарии Константин Тюрнин определён на псаломщическое место к Богоявленской Пежемской церкви Вельского уезда. 6-го Июня 1916 года псаломщик Богоявленской Пежемской церкви Вельского уезда Константин Тюрнин определён на место священника при Богородской Лысогорской церкви Кадниковского уезда. Библиография: Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1868. - № 3. – 1 февраля. – 74; 1868. - № 5. – 1 марта. – С. 119 и 120; 1901. - № 20. – 15 октября. – С. 321; 1901. - № 21. – 1 ноября. – С. 335; 1916. - № 9. – 1 мая. – С. ; 1916. - № 11. – 1 июня. – С. ; 1916. - № 13. – 1 июля. – С. НА ФОТОКОПИИ БОГОРОДСКАЯ ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ. КОПИЯ СНИМКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА НАЧАЛА XX ВЕКА. МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: ЭТУ ФОТОКОПИЮ МНЕ ПОДАРИЛ МОЙ ЗНАКОМЫЙ - ЖИТЕЛЬ СЕЛА УСТЬЕ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ ТРУДОВ. ЗА ЧТО ЕМУ ОГРОМНОЕ СПАСИБО. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
13 июля 2015 16:59 19 декабря 2021 21:45 БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА – ДОПОЛНЕНИЕ: Когда-то на Лысой горе в Кадниковском уезде Вологодской губернии находился Лысогорский Пречистенский женский монастырь, который назывался также - Пречистенский на Лысой Горе женский монастырь. НИНА МИХАЙЛОВНА МАКЕДОНСКАЯ в статье «Лысогорский Пречистенский женский монастырь» так пишет о вышеуказанном монастыре, а также о Лысогорском приходе: «Местоположение Монастырь находился на песчаном холме на левом высоком берегу реки Кубены вблизи впадения её в Кубенское озеро. Ныне – деревня Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области. Основание монастыря. Князья Заозерские. Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария Заозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября). Пречистенский монастырь в 15-16 веке На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская. Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости. Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский. В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года. Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви. Лысогорский приход По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие. Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского. В 1916 году Лысогорский приход Закушской волости Кадниковского уезда составили деревни: расположенные на левом берегу Кубены – Кочурово, Чернышево, Чирково; расположенные между Кубеной и Пучкасом – Макарьино, Невежино, Семеновская, Тупицыно; расположенные за рекой Пучкас на юг – Андреевское, Бурцево, Гавриловское, Горка, Гребенино, Залесье, Кобелево, Колябино, Лавы, Митинская, Семшино, Сергеево, Спасское. В деревнях Залесье, Кочурово, Митенское, Невежино, Семшино и Чирково стояли часовни. Современное состояние В настоящее время Афанасиевская церковь – действующая. В 1937 году она закрывалась на 10 лет. 21 сентября 1947 года богослужения возобновились и продолжаются до сих пор. Богородицерождественская церковь разрушена в 1958-59 годах». В Примечаниях к вышеуказанной статье НИНА МИХАЙЛОВНА МАКЕДОНСКАЯ отмечает, что: «1. Сторожев В. В. пишет (с. 371) «старцы разбрелись» (не старицы, а старцы!). Возможно, впоследствии, женский монастырь был обращен в мужской, но об этом нет никакой информации. 2. Дмитрий Шемяка (1420-1453) – князь Галицкий, сын Юрия Галицкого, внук Дмитрия Донского. Возглавлял войну против Василия Второго, в 1446 году ослепил Василия, занял великокняжеский престол. 3. Василий Васильевич Темный (1415-1462) - Великий князь Московский, взошёл на престол в 1425 году, всё время воевал со своим дядей князем Юрием Галицким и его сыновьями и победил». Библиография: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 551. Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. – 1909. Дьяков Александр. Исторические заметки. Вологодские епархиальные ведомости за 1906 год. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. Степановский И. К. . Вологодская старина (историко-археологический сборник) – Вологда,1890. Источник: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=271КАРТА ИЗ СТАТЬИ НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ МАКЕДОНСКОЙ: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
13 июля 2015 18:09 19 декабря 2021 21:47 БОГОРОДСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЛЫСОГОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАДНИКОВСКОГО УЕЗДА – ДОПОЛНЕНИЕ: Таким образом, из вышеуказанной статьи НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ МАКЕДОНСКОЙ следует, что Богородицерождественская церковь была разрушена в конце 1950-х годов. Афанасиевская церковь – не только сохранилась, но и действует. В 1937 году она закрывалась на 10 лет. 21-го сентября 1947 года богослужения возобновились и продолжаются до сих пор. Вот, что пишет о Свято-Афанасьевском приходе в деревне Чирково НАТАЛИЯ БУЙЛОВА в статье «Связь с великой стариной»: «Храм свт. Афанасия, что в деревне Чирково Усть-Кубинского района, находится в живописном уголке Вологодской области. Широкие просторы, многочисленные реки, зеркальная гладь Кубенского озера, лес... И вековая история!С древнейших времен Земля эта была заселена человеком с древнейших времен. Непроходимые бесконечные леса заставляли людей селиться по берегам рек, которые служили для них удобными водными путями. По данным археологических разведок, на берегу реки Кубены были найдены стоянки древних людей, датируемые VII - V тысячелетиями до нашей эры. Позднее здесь жили финно-угорские племена. А с IX-XI веков начинается постепенное проникновение славян. К концу XV века тут прочно обоснуются русские. Историю распространения христианства в этом районе связывают с основанием Спасо-Каменного монастыря (XIII век). Монахи-миссионеры несли свет веры Христовой местным жителям. Заозерское княжество До середины XV века часть Вологодских земель входила в состав Ярославского княжества, которое постепенно дробится. И к началу XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера и в бассейне реки Кубены образуется Заозерское удельное княжество. Оно принадлежало первому удельному Заозерскому князю Димитрию Васильевичу. Князь И чудятся мне подвиги людей и жизнь давно былая... Заозерский князь Димитрий Васильевич принадлежал к древнему роду князей Ярославского дома. Потомок святого благоверного князя Феодора Черного Смоленского († 1299; память - 18 марта и 2 октября), со чадами Давидом († 1321) и Константином (до 1321), Ярославскими, благоверного князя Василия Ярославского (†1344; память - в соборе Ростово-Ярославских святых), внуком которого и был князь Димитрий. Все они отличались христианским благочестием, милосердием и благотворительностью, любили строить и украшать храмы, да и сами нередко постригались в монашество, были смелыми и доблестными воинами. И князь Димитрий унаследовал добродетели предков. Он построил в деревне Чирково деревянную церковь в честь своего небесного покровителя вмч. Димитрия Солунского. И "никто не молился в ней с таким усердием и слезами". Помогал преподобным Александру Куштскому и Дионисию Глушицкому в основании новых монастырей. Наделял земельными угодьями, посылал мастеров, богослужебные книги и церковную утварь, "радуясь тому, что в его владения являются такие великие подвижники и молитвенники". В первой половине XV века князь погиб при защите Ярославля. Его супруга, княгиня Мария, также отличалась христианским благочестием. Как и предки их, они были причислены к лику святых (память в соборе Вологодских святых). Сын их, преподобный Иоасаф (в миру князь Андрей), в раннем возрасте ушел в Спасо-Каменный монастырь, где принял монашеский постриг. Мощи его находятся в верхнем храме кафедрального Рождество-Богородицкого собора г. Вологды (память 23 сентября). Монастырь Над водным раздольем обитель святая стоит как маяк... С именем благоверного князя Димитрия Заозерского связано основание монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На высоком левом берегу реки Кубены, рядом с деревней Чирково, находится песчаное возвышение, называемое Лысой горой. Именно здесь и был устроен Пречистенский монастырь. "А прежде сего издревле тут бывал монастырь Пречистыя Богородицы на Лысой горе..." В те времена по всей Руси воздвигались церкви и монастыри в честь славной победы русских воинов, которую они одержали над татарами в Куликовской битве. Строили храмы и в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.к. именно в этот день была одержана славная победа русскими воинами. Глубокая православная вера всего русского воинства, полководческий талант воевод, отвага и ратное мастерство были залогом этой знаменитой победы. Многим поколениям она явилась ярчайшим примером для подражания. Великий князь Василий Васильевич Ярославский (отец князя Димитрия Заозерского) был участником Куликовской битвы и сражался на левом крыле. Он и сына своего назвал в честь вмч. Димитрия Солунского, память которого празднуется церковью 9 ноября. Это был день, когда была отслужена первая панихида по павшим воинам. Второй храм обители был построен во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Для нас интересен и важен следующий факт. На Руси почитание святителя Афанасия начинается в XI веке. Столп был еси Православия... Святитель Афанасий родился в конце III века в Египте, где получил хорошее светское образование. Ревностно он изучал Слово Божие. Вел строгую подвижническую жизнь. Участвовал в I Вселенском Соборе, боролся с арианской ересью. Возглавлял Александрийскую кафедру около 47 лет, 20 из которых провел в изгнании. В его литературном наследии - работы по различным областям богословия. Для христиан он поистине является "великим столпом и твердой опорой православия". Афанасия Великого особенно почитал святой благоверный князь Димитрий Донской. Оказывается, на Руси в XIV веке были частицы мощей святителя - они были помещены в иконе-мощевике, которая принадлежала сыну святого Димитрия Донского. Свадьба князя Димитрия с Евдокией была приурочена ко дню памяти святителей Афанасия и Кирилла (31 января 1366 г.). Богородице-Лысогорский погост «Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался...» В. О. Ключевский В период польско-литовского нашествия монастырь запустел и на его месте во второй половине XVII века "уже находится погост в приход мирским людям, а на погосте церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы древяна да место церковное Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев... Во дворе поп Петр, церковный дьячок Ивашко, просфирня Настасьица, пономарь Завьялко, да пять келий нищих, питаются от церкви Божией..." Имелась и земля церковная: "погост, да пустоши, да пашни". Крестьяне из близлежащих деревень приходили на Лысую гору испросить у Богородицы помощи в их нелегком крестьянском труде, облегчения болезней и мирной христианской кончины. О церковном кладбище Мы с прошлым связаны и телом и душой, В нем черпаем мы все живительные силы, И эту связь с великой стариной Хранят в себе отцовские могилы. Лысогорское кладбище - очень древнее. Ему около 400 лет и оно могло бы рассказать нам о многих человеческих судьбах. "Человек прохожий! И ты здесь ляжешь, как и я. Сядь, отдохни на камне у меня". Это кладбище мало чем отличается от обычных сельских погостов. Оно занимает восточный склон Лысой горы и примыкает почти вплотную к храму. Тут и там густо стоят ветхие деревянные кресты, на которых до недавнего времени можно было прочесть нехитрую надпись: "Под сим крестом погребено тело раба Божиего...". Изредка встречаются могилы со старинными надгробиями, замшелыми плитами, с железными и чугунными крестами. За алтарями храмов обычно хоронили клириков и их родных, благотворителей, людей благочестивой и праведной жизни. Невольно вспоминаются слова одного писателя: "Люблю я наши сельские кладбища за их простоту, в которой так много смысла, за их покой, в котором так много чувств... Все тут просто и ясно, и грустно". Строительство каменных храмов Люди великой веры приступали к постройке храмов, имея в кармане буквально несколько рублей. И при таком начале воздвигали обширные богатые храмы. Е. Поселянин С 1781 по 1791 гг. "тщанием прихожан" велось строительство каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянный храм пришел в ветхое состояние, и вот - всем миром простой народ строит новую церковь. Крестьяне лысогорского прихода были мастеровиты. Их приглашали на строительство и Устьянских храмов. Кирпич изготовляли прямо у церкви. Наконец священник Феодор Иванов посылает прошение епископу Иринею, в котором сообщает: "... холодная церковь построена... Ваше преосвященство, покорнейше прошу дабы соблаговолено было вышеописанной Рождественской храм приказать освятить и выдать новой освященной полотняной антиминс..." 7 ноября 1791 года церковь была освящена. "Она имела вид великолепный, одноэтажная, о пяти главах... внутри верх украшен узорчатой лепниной - карнизом. Живопись настенная... Иконы старинной живописи..." В советское время были изъяты из деисусного чина иконы свт. Алексия, митрополита Московского, и вмч. Георгия, датируемые второй половиной XV века. Сегодня они находятся в Вологодском музее-заповеднике. Храм был закрыт в 1937 г. А в конце пятидесятых - разрушен. Старожилы рассказывают, что председатель поторопился взорвать храм. Через несколько дней после взрыва пришел приказ из Москвы: "Храм оставить". Но было уже поздно . Я Тебе, Владычица, принес Две жемчужины моих горючих слез, Сердца скорбного великую печаль И тоску о том, чего до боли жаль... Каменная церковь Афанасия Великого Второй каменный теплый храм с трапезною был построен гораздо быстрее - всего за два года, также трудами и заботами местных жителей. 29 декабря 1863 года - был освящен. Церковь находится в одной связи с высотной колокольней и превосходит своими размерами первый храм. Полный иконостас (к сожалению, до настоящего времени он не сохранился) был написан классным художником А.А. Скрипицыным вместе с братом. Кисти этого мастера принадлежали некоторые иконы из Спасовсеградского собора Вологды и других храмов Вологодской губернии. Престол был освящен в честь святителя Афанасия Великого. Сегодня многие иконы Свято-Афанасьевского храма также находятся в постоянной экспозиции Вологодского музея-заповедника. Эта церковь была закрыта в 1937-1947 годах. Ее подвальное помещение использовалось для хранения овощей. Осквернению она не подверглась. 21 сентября 1947 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы храм был вновь открыт. И вновь, как в былые времена, шли сюда уставшие измученные люди: К Богоматери стекался с упованием Православный страждущий народ. Пред заступницей склонялся на колени Чуждый мира и его забот. Правда, теперь приходилось приезжать сюда издалека. Но люди все равно шли! Это был единственный действующий храм на Усть-Кубинский, Сокольский и Харовский районы. Из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды и Череповца, Архангельска и Мурманска ехали сюда люди креститься, венчаться, исповедаться и просто помолиться. О священниках прихода До революции 1917 года здесь служили такие батюшки: о. Анатолий Левитский (почти 40 лет, его могила за алтарем церкви); о. Александр Дьяков, а последним настоятелем был о. Константин Тюрнин (он окончил Вологодскую духовную семинарию, был законоучителем 1-го Закуштского земского училища и Устьянской школы ремесленных училищ). Родился он в Усть-Кубинском районе. Люди его уважали и любили. Незадолго до 1937 года он был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. К сожалению, о дальнейшей его судьбе пока неизвестно. С 1947 года в Афанасьевской церкви служат протоиерей Димитрий Белов, иерей Николай Попов, протоиерей Николай Антонов, схиархимандрит Симеон (Чернов), митрофорный протоиерей Александр Лукин, о. Валентин Парамонов, игумен Стефан, о. Владимир Шило и др. В прошлом году приезжала на могилу о. Николая Попова его внучка. Она с радостью пообещала поделиться воспоминаниями о дедушке, привезти семейные снимки. Отец Николай служил в одном из храмов Усть-Кубинского района. В советское время был приговорен к 10 годам ссылки. Вернувшись (ему было 66 лет), он два года прослужил в храме. Его могила - за алтарем Афанасьевской церкви. Сегодня живы еще люди, которые помнят об этом священнике, он их крестил и исповедовал. А летом 2006 года навестила могилку деда внучка о. Александра Лукина. В 1955 году она вместе с мамой и дедом вернулись в СССР из эмиграции. 28 лет о. Александр служил в храмах г. Харбина (Китай). Три года он был настоятелем Свято-Афанасьевской церкви. О других священниках также собирается материал. Просим откликнуться всех, кто что-нибудь знает об этих священниках. *** ... Лежат на столе старые пожелтевшие снимки. Незнакомые люди, чьи-то забытые жизни. Может быть, они так и останутся до конца неузнанными... Но хочется верить, что придет время и эти старые фотографии заговорят и расскажут нам много удивительных историй. И научат самому важному - без истории, без памяти, которая передается из рода в род, не будет и нас, мы потеряемся в этом мире. Как дерево без корней не стоит, так и мы, если станем Иванами, не помнящими родства, тоже не устоим. 21 сентября 2007 года исполнится 60 лет со дня возрождения в Чиркове богослужебной жизни. 7 ноября 2006 года - 215 лет со дня освящения церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы». Библиография: Буйлова Н. Связь с великой стариной // Благовестник. - 2006. - № 7 - 9 - С. 21. Источник: http://www.blagovest.orthodoxy...n09s21.php --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
13 июля 2015 22:55 17 февраля 2017 23:01 Древние исторические места Кадниковского уезда. (Выдержка из письма) // Вологодские Губернские Ведомости. - 1844. - № 26. - 24 июня. - Часть неофициальная. - Прибавления к ВГВ. - С. 259 и 260: ПРИМЕЧАНИЕ: В этой статье есть сведения и о Лысой горе, и о деревне Чирково. Начало: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4014 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14244 | Наверх ##
13 июля 2015 22:57 17 февраля 2017 23:01 Древние исторические места Кадниковского уезда. (Выдержка из письма) // Вологодские Губернские Ведомости. - 1844. - № 26. - 24 июня. - Часть неофициальная. - Прибавления к ВГВ. - С. 259 и 260. Продолжение: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|