На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
Оценка архива как оффлайн-сервиса:
Оценка архива как онлайн-сервиса:
Ваш голос учтен!
ЭСМИНЕЦ "КАРЛ МАРКС", КБФ
Эта ветка посвящена ПАМЯТИ МОРЯКОВ ЭСМИНЦА и МО - 410, погибших в Финском заливе, бухта Хара - Лахт, причал Локса, 08.08.1941 года.
ЭТА ВЕТКА ПОСВЯЩЕНА ПАМЯТИ МОРЯКОВ ЭСМИНЦА "КАРЛ МАРКС", И МАЛОГО ОХОТНИКА "МО - 410" , ПОГИБШИХ в Финском заливе, бухта Хара - Лахт, причал Локса, 08.08.1941 года.
Начну с того, что в в 1974 году ко мне обратилась мама мужа и попросила написать запрос в Гатчинский архив, чтобы выяснить судьбу своего брата.
ВИЛЬКОВ АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ, 1920, матрос, радист эсминца "Карл Маркс" Балтийской эскадры, был призван на флот по комсомольскому набору 1939 года и очень гордился службой на таком замечательном корабле.
Ответ ЦАМО был неутешительным : Ваш брат, Вильков Александр Абрамович, пропал без вести 08.08.1941 года на Балтике.
Прошло много лет. Когда открылись архивы Министерства Обороны, я снова решила попробовать послать запрос. И я отправила его в Музей Краснознаменного Балтийского Флота. Директор Музея любезно переслал документы в ЦВМА и ЦАМО. Потом было много запросов, много ответов разных архивов. Я не буду все их перечислять, хотя у меня есть весь список с адресами архивов. Всего отправлено 82 запроса ( только письменных). "Добралась" даже до Тюмени, т.к. Тюменская область была шефом нескольких кораблей КБФ, вела переписку с моряками, отправляла вещевые и продовольственные посылки морякам и многие жители Тюмени служили на кораблях КБФ.
Через интернет связалась с Юрием Сильмансоном, руководителем "Виронии" (вначале мы вели переписку на форуме не зная, кто есть кто ) и он, в свой выходной на ведосипеде, совершил вояж из Таллинна в Локса, сфотографировал и прислал мне фотографии братской могилы моряков. Честь и хвала таким людям ! Спасибо, Юрий ! В то время я разместила фотографии захоронения на нескольких сайтах в надежде, что, возможно, их увидят в интернете ветераны эсминца или их потомки и мы, "всем миром" будем вместе продолжать поиск, делясь информацией...
Я получила сообщения от двух потомков моряков эсминца. К сожалению, на указанные ими мейлы они не ответили.
И вот, благодаря полученным сообщениям, я и открыла эту ветку и хочу изложить в ней всю полученную информацию об эсминце и о событиях 08.08.1941.
Потом я узнала о существовании сайта "Одноклассники", написала тем, кто закончил школу в Локса и до сих пор переписываюсь с ними. Вы не поверите! Локса- город небольшой, но откликнулись около тридцати человек ! И все ответили; одни - что ничего не знают и, к сожалению, помочь не могут. Другие выразили готовность поискать информацию в архивах Локса и Таллинна, библиотеках, разузнать у старожилов,...
Сегодня, по прошествии десятилетий, трудно восстановить истину. Есть официальная версия произошедшего, подтвержденная донесениями, хранящимися в ЦВМА и ЦАМО, мемуарами, выдержками из книг. Есть информация, полученная непосредственно от старожилов города Локса и их потомков, отличающаяся от официальной версии.
Речь не о том, какая из версий верна, а какая нет. Речь о том, все ли моряки, спасавшиеся вплавь с горящего эсминца, имеют на месте своего последнего пристанища, пусть не памятник со звездой, но хотя бы надгробный камень ?! И поэтому поиск будет продолжаться...
Имена двадцати одного члена экипажа "МО - 410", сгоревших заживо 08.08.1941, будут восстановлены, чтобы увековечить их имена в г.Локса.
Хочу выразить благодарность и признательность за помощь : Юрию Сильмансону ("Вирония", Эстония), перевому откликнувшемуся на мой запрос ! Архивариусу Морского Музея Эстонии, господину Урмасу Дрезену ! Кандидату исторических наук полковнику Мирославу Эдуардовичу Морозову http://www.brummel.fastbb.ru ! Жителям (настоящим и бывшим) замечательного города Локса (Эстония) за их отзывчивость, стремление помочь в поиске, за предоставленную информацию и фотографии ! ( Я пока не называю их имена, так как не имею на это их согласия.) Сотрудникам Музеев, Архивов, Военкоматов, ФСБ, СБУ, МВД, Красного Креста ! И всем, кто консультировал меня на разных форумах !
С уважением, Ella.
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Далее будет размещена информация об эсминце, истории " Изяслава", участии в финской кампании, участие в ВОВ, установленные имена экипажа, установленные судьбы моряков эсминца,...
Я так же все, что смогу узнать о сгоревших заживо двадцати одном члене экипажа морского охотника "МО - 410".
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Заказаны по программе "усиленного" судостроения на 1913-1917 гг. ("Большой" судостроительной программе) в числе 36 эсминцев 35 узловой скорости для Балтийского флота. Наиболее мощные по вооружению и крупные эсминцы русского флота. Фактически являлись лидерами, хотя официально такого класса кораблей в дореволюционной России не существовало.
Построены акционерным обществом "Беккер и Ко".
Тактико-технические данные:
Водоизмещение: стандартное - 1,390 тонн
Силовая установка: 2 паровые турбины " Браун-Бовери-Парсонс" суммарной мощностью 32,700 л.с. (по контракту) в 2-х машинных отделениях. На эсминцах "Изяслав" и "Автроил" - завода фирмы "Браун-Бовери". Фактически из-за срыва поставок: на "Изяславе" левая турбина фирмы "Браун-Бовери", левая - Балтийского завода. 5 водотрубных котлов "Норманд" в 5-ти котельных отделениях (Франко-Русский завод) 2 винта 2 турбо-генератора по 50 кВт и 1 динамо-машина мощностью 15 кВт
Дальность плавания: 360/1,880 миль (35/21 узловым ходом) Дальность хода: полным ходом: у всех эсминцев примерно равная 1000 миль. экономическим ходом: у всех эсминцев от 1200 мили до 1700 миль. Тип двигателя: 2 или 3 паровые турбины АЕG-Вулкан или Броун-Бовери-Парсонс суммарной мощностью до 32.000 л.с.
Артиллерийское вооружение: 5х1 102мм/60 орудий, 2х1 7.62-мм пулемета, 1х1 63.5мм/38 орудие (в 1917 г. заменено на 76.2мм/30 орудие) вооружение на каждом корабле было индивидуальным, особенно зенитное. Примечание: в перегруз на палубу эсминцы могли принять 8 полевых орудий (с расчётами, боекомплектом, и передками) или 1500 солдат. К окончанию войны почти все корабли данного типа были вооружены РЛС типов 291 или 286PV и SF, а также станциями ГАС типа "Дракон-128С" на Северном флоте. Вооружение главного калибра было неизменным ещё с момента постройки, а вот зенитное вооружение менялось и дополнялось. Но неизменными оставались (на всех кораблях) 76 мм орудия системы Лендера.
Минно-торпедное вооружение: 3х3 457-мм торпедных аппарата (боекомплект - 11 торпед) 80 мин заграждения 2 прожектора диаметром 60 см
Радиотелеграф: станция мощностью 4 кВт (Морское ведомство, 1911 г.) с радиусом действия 300 миль
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины - 9/6/135 человек ..
"Изяслав"
(с 14.06.1915 г. - "Громоносец", с 31.12.1922 г. - " Карл Маркс ")
28.09.1913 г. зачислен в списки судов Балтийского флота, 27.10.1913 г. (по другим данным 06.09.1913 г.) заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических, механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 09.11.1914 г., вступил в строй 16.06.1917 г. Приемные испытания эсминца начались осенью 1916 г., но из-за неисправности воздушно-конденсатных турбонасосов и аварии носового конденсатора их пришлось прервать и возвратить корабль на завод для устранения замечаний. Формально с декабря 1916 г. числился в составе 13-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота. Фактически ходовые испытания закончились 16.06.1917 г.
В период первой мировой войны нес дозорную и конвойные службы, обеспечивал действия различных сил флота. С 29.09. по 06.10.1917 г. участвовал в Моонзундской операции. Принимал участие в февральской революции. 25.10.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. С 11.04. по 17.04.1918 г. совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С октября 1918 г. по 10.12.1919 г. находился в резерве из-за отсутствия подготовленного личного состава. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11.01.1935 г. – Краснознаменного Балтийского флота. 04.09.1925 г. приказом Реввоенсовета СССР N 561 в звании Почетного рулевого эсминца был утвержден Народный комиссар по Военному и Морскому делам М.В. Фрунзе. Прошел капитальный ремонт с 01.11.1925 г. по 17.12.1927 г. и в 1934-1937 гг. С 08.08. по 11.08.1930 г. совершил визит в Осло (Норвегия).
Во время советско-финляндской войны обстреливал укрепления противника на побережье Финского залива.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Финского залива, нес конвойную службу. 07.08.1941 г. при нахождении в бухте Хара-Лахт подвергся ударам немецкой авиации и, получив прямые попадания несколькими авиабомбами, лег на грунт. На следующий день был окончательно уничтожен экипажем после подрыва боезапаса. В 1962-1963 гг. по частям поднят аварийно-спасательной службой Балтийского флота, доставлен в Таллин и сдан на слом. http://flot.parus.ru/rusdd139.htm
Еще в 20-е годы все « новики », находившиеся в строю молодого советского флота, получили названия в честь выдающихся революционеров — « Карл Маркс » (б. « Изяслав »), «Энгельс» (б. «Десна»), « Карл Либкнехт» (б. «Капитан Белли»), «Куйбышев» (б. «Капитан Керн»), «Фрунзе» (б. «Быстрый»), «Калинин» (б. «Прямислав»), «Яков Свердлов» (б. « Новик ») и др. http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/lenin_em.htm
"МИННЫЙ КРЕЙСЕР и ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ - ЭСМИНЕЦ" - боевой корабль, предназначен для уничтожения ПЛ и надводных кораблей (судов) противника, противолодочной и противовоздушной обороны своих соединений кораблей и судов на переходе морем и в бою, для обеспечения высадки десантов, морских перевозок и минных постановок.
Эсминец типа " Изяслав " "Третья балтийская серия"
Эсминцы т. " Новик "
Эскадренные миноносцы типа " Новик " являлись самыми современными и крупными эсминцами Российского Императорского флота. Они стали поворотной вехой для русских кораблестроителей данного класса кораблей. С 1913 года по 1918 год в строй вступили 29 " новиков " ещё 24 находились в постройке и 5 кораблей существовали только в виде проекта. В ходе Первой Мировой войны Российский флот потерял один эсминец, во время Гражданской войны и интервенции флот лишился ещё 17 кораблей. Оставшиеся 11 вместе с 6 достроенными в 20-ых годах вошли в состав РККФ СССР. Из них 10 кораблей погибли в ходе Великой Отечественной войны.
"Карл Маркс" бывший "Изяслав" (тип "Новик") - 21 апреля 1921 года вновь вошёл в состав Балтийского флота. В 1925-27 и 1934-37 годах прошёл капитальные ремонты. Участвовал в Срветско-Финской войне. 22 июня 1941 года встретил под командованием капитана 3 ранга Л.В.Дубровицкого в составе 3-го дивизиона эсминцев КБФ. 23, 25 и 26.06.41 г. - в составе отряда кораблей участвовал в постановке оборонительного минного заграждения в устье Финского залива. 29.06.41 г. - около Таллина имел ложный контакт с подводной лодкой. Атаковал её глубинными бомбами, из-за взрыва одной из них была разрушена кормовая часть коробля.01.07.41 г. - возглавлял эскорт кораблей из Таллина в Кронштадт. 08.08.41 г. - пришёл в залив Хара-Лахт для поддержки дозора. Пришвартовался к пристани рядом с местечком Локса. В это время советские войска уже ушли из Локса, узнав об этом командир стал сниматься с якоря но в этот момент эсминец был атакован четырьмя немецкими самолётами. От разрыва серии бомб рядом с кораблём и взрыва глубинных бомб на СКА "МО-229" стоявшего рядом, вышли из строя все три котла и было затоплено машинное отделение. В 17 часов 55 минут корабль затонул на мелком месте (глубина 11 метров). 11.08.41 г, - воизбежании подъёма врагом эсминец атаковали и полностью разрушили советские ТКА. Вооружение: 5х1-102-мм, 1х1-76-мм "Лендера", 4х1-45 мм "21-К", 2х3-450 мм ТА, 40 мин заграждения, 2 бомбосбрасывателя. http://russ-flot.narod.ru/x-0013_Novik_BMC_CCCP.htm
Эсминец "Крл Маркс" Водоизмещение 1800 (первоначальное 1350) т. Длина 107,1 м, ширина 9,4 м, осадка 3,0 м. Мощность механизмов 32700 л.с., скорость 27 уз., при скорости 16 уз дальность плавания составляла 1560 миль. Вооружение 5 102-мм, 1 76,2-мм и 4 45-мм орудия, 2 трехтрубных 450-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя 40 мин заграждения. Экипаж: 168 человек. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Noviki/13.htm
Сообщение с форума Тема: Re: ВЕТЕРАНЫ КБФ Прислал: Денис | 03-07-2007 06:30:36 | Ответ: На эсминце Карл Маркс воевал прадед моей жены Гусев. Если у вас есть любая информация о нём буду благодарен если вы ею поделитесь.
Неизмеримо хуже приходилось старым эсминцам . Эсминец « Карл Маркс » дореволюционной постройки вместе со всеми кораблями своего типа был задействован с первых же дней войны, конвоируя десант на о.Сейскар. 6 декабря эсминец в условиях страшного шторма снимал с мели подводную лодку «Щ-311». Работа длилась более суток, измотав до предела личный состав. Без всякого отдыха « Карл Маркс » получил приказ обстрелять финскую батарею «Сааренпя», где чудом избежал гибели, потеряв убитыми двух человек.
8 декабря « Карл Маркс » получил приказ поддержать огнем сухопутные войска в районе деревни Муурила. Льды сжимали эсминец . Ледяная гора по правому борту выросла выше палубы. Турбины работали на полную мощность, но эсминец не двигался. Появились две пробоины между шпангоутами. Переборки трещали, непрерывный скрежет заглушал все звуки. Матросы забивали клиньями пробоины, но вода продолжала поступать. В это время финская батарея Киркамансаари открыла огонь. Первые же снаряды упали в пяти метрах от корабля, засыпав ют осколками и выкосив прислугу кормовых орудий. Следующий залп финнов лег у самого борта. Осколки засыпали шкафут, полубак, мостики и ростры. Падали убитые и раненые. Укрывшись дымзавесой, эсминец с трудом вышел из зоны огня. На переходе в Кронштадт обнаружили еще одну пробоину в носовой части. Оказался затопленным форпик.
18 декабря, спешно залатав пробоины, « Карл Маркс » вышел в море для сопровождения линкора «Октябрьская Революция», который должен был бомбардировать о.Бьерке. Пробившись через лед, выставили параваны. Сильный юго-западный ветер поднял крутую волну. Она заливала корабль, грозя смыть за борт людей и боезапас.
Как всегда, финны открыли огонь первыми, сразу же накрыв линкор. Началась артиллерийская дуэль, закончившаяся быстрым отходом советских кораблей от убийственно меткого огня противника.
24 декабря эсминец вышел из Кронштадта в Лужскую губу для соединения с эсминцами своего дивизиона. Корабль сжимало льдами. Два ледокола с трудом пробивали ему дорогу. Обшивка левого борта прогнулась. Ребра-шпангоуты еще держали, но деформированная обшивка зияла пробоинами. Лед забил решетки холодильников. Левая машина надолго вышла из строя...
Уничтожив и захватив в результате подобных действий несколько финских каботажных пароходов и около дюжины барж и шаланд, флот, фактически не оказав никакого содействия сухопутным войскам, сам понес чудовищный урон. Практически все задействованные в войне корабли были искалечены, кончив войну с разбитыми машинами, загубленными котлами, с деформированными корпусами, погнутыми винтами и изуродованными системами.
К началу Великой Отечественной войны их так и не удалось довести до довоенного проектного номинала. Пневмония, радикулит, ревматизм, обморожения также невосполнимо уменьшили личный состав — драгоценные кадры специалистов.
Солдаты, наконец, были одеты в полушубки и валенки, доставили мази от обморожения, ввели водочное довольствие — так называемые «наркомовские сто грамм». Началась серьезная подготовка к прорыву линии Маннергейма...." http://www.winterwar.ru/bunich.htm
Подлодка "Щ - 311"
6 декабря ( 1939 г.) Щ - 311 «Кумжа» (командир — капитан-лейтенант Ф.Г. Вершинин) вышла из Кронштадта в новую базу — с началом военных действий 21-й дивизион должен был базироваться на Таллин. Переход осуществлялся в условиях плохой видимости, и спустя пару часов лодка села на мель в районе Деманстейнских банок. Вызванный на помощь эсминец « Карл Маркс » снял субмарину и сопроводил обратно в Кронштадт, где произвели осмотр ее подводной части. К счастью, обошлось без серьезных повреждений, и уже 9-го подлодка прибыла в Таллин. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2002_02/
В 0 часов 15 минут 30 ноября 1939 года по флоту был дан сигнал "Факел" приказывающий начать боевые действия против Финляндии. И в этот же день стали сказываться отсутствие опытных командных кадров и слабая боевая подготовка личного состава. Перед началом десантной операции на острова Сескар и Лавенсаари командующий Балтийским флотом флагман 2 ранга В.М. Трибуц, не доверяя данным разведки и проведенной накануне рекогносцировке, приказал нанести по островам мощный авиационный и артиллерийский удар. В результате впустую были сброшены более тысячи авиабомб, выпущены более 30 тысяч авиационных пуль и снарядов, а так же несколько десятков 305-мм и 180-мм снарядов береговых батарей и корабельной артиллерии. При этом по ошибке летчики атаковали эсминцы прикрытия " Карл Маркс " и "Володарский", которые, в свою очередь, открыли зенитный огонь. К счастью, потерь с обеих сторон не было. Затем около 400 глубинных бомб было сброшено на несуществующие финские подводные лодки. Аналогичная картина происходила в следующие дни при захвате островов Нерва, Соммерс и Б. Тютерс. http://www.rosflot.ru/date/12/10.shtml
С обложки журнала
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
" ... 5 декабря ( 1939 г.) советское командование приняло решение о проведении десантной операции силами Балтийского флота и 7-й армии в районе Питкяпаси. Этому десанту могли помешать минные заграждения и береговые батареи финнов, вооруженные 254-мм и 152-мм орудиями. Точные сведения о количестве финских орудий, их местонахождении, дальности огня и секторах обстрела отсутствовали. В связи с этим командование КБФ решило провести [659] разведку боем. Лидер "Минск", старые эсминцы " Карл Маркс " и "Володарский" 6 и 7 декабря обстреливали остров Кильписари с дистанции до 10 кабельтовых (1,85 км). Финны на огонь не отвечали. С той же целью над островом Биоркэ проводились разведывательные полеты самолетов на высоте всего лишь 20-30 метров. Однако летчики не смогли обнаружить хорошо замаскированные тяжелые орудия, а из-за плохих метеоусловий и сильного зенитного огня потеряли три истребителя И-15 и два разведчика Р-5.
15 декабря эсминцы " Карл Маркс " и "Энгельс" обстреляли финские батареи на островах Ранкки, Кирккомансари, Хапасари и Кильписари. В этот раз 254-мм береговая батарея открыла огонь по эсминцам и тем обнаружила себя. Советские корабли попаданий не получили. .. http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/9_09.html
Макет эсминца
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
" Прошел июнь месяц. Всего 10 дней войны. На Балтике бои все более и более развивались. Корабли возвращались с повреждениями в Кронштадт.
2 июля в док вошел эскадренный миноносец « Карл Маркс ». Коллектив, узнав, что восстановление корабля поручено нашему заводу, с горячим желанием взялся закончить все работы в кратчайший срок. А дела было очень много. Вражеская мина разрушила корму, повредила переборку румпельного отделения, порвала ряд шпангоутов, снесла палубу с кормовым орудием. На корпусный цех возлагалась основная и самая сложная задача. Но для того чтобы корпусники могли приступить к возрождению эсминца , требовалось в кратчайший срок создать чертежи ремонта. Конструкторский отдел справился с этой задачей. Восстанавливать корабль пришлось необычными для завода способами. Принято решение. Технологический процесс ремонта ясен. Работа закипела. Разбит плац в плотницком цехе. Засняты шаблоны шпангоутов и листов кормового набора. В практике работы завода почти не применялись плазовые работы, и специалистов по ним не было. Начальник корпусного цеха инженер Эсмонт совместно с инженером Цындря сами стали на план в качестве плазовщиков. Взяв себе в помощь плотников, они за короткий срок произвели разбивку кормовых оконечностей. Подав личный пример, добились большой производительности. Работа развернулась в две смены. Около 120 человек одних корпусников отдавали всю свою энергию для ремонта эсминца « Карл Маркс ». Механическому цеху пришлось немало поработать над восстановлением валовой линии, которая была совершенно нарушена. Рулевой машине и кормовой лебедке также необходим был серьезный ремонт. Корпусники приложили максимум стараний, чтобы эсминец « Карл Маркс » был возрожден. И снова среди всех был Александр Михайлович Захаров. Он знает, что корабль нужен балтийцам - первым защитникам родины. Никто иной, а родина. Советская страна, ждет защитников. В кипучей работе на эсминце « Карл Маркс » приняли участие и рабочие электротехнического цеха. По 18—20 часов трудились слесарь-арматурщик Константин Елисеев, электромонтажник Григорий Кулинич и другие. " http://www.kronstadt.ru/books/history/morzav_8.htm
В связи с приведенным выше текстом.
ОБИДНО, ОЧЕНЬ ОБИДНО, что в Кронштадте, бывшей военно - морской базе КБФ, на МЕМОРИАЛЬНОЙ ПЛИТЕ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА, имя эсминца "КАРЛ МАРКС" НЕ ЗНАЧИТСЯ в списке кораблей, участвововших в обороне Прибалтики и Ленинграда !
Трибуц Владимир Филиппович "Балтийцы сражаются ".
Часть первая. " Балтийцы вступают в бой "
В первые же минуты войны Балтийский флот оказался на одном из основных стратегических направлений. Встала задача огромной [12] важности — сделать неприступными морские подступы к Ленинграду.
Получив от народного комиссара ВМФ утром 22 июня разрешение на постановку мин заграждения, предусмотренных планом, я вызвал в Военный совет флота командующего эскадрой контр-адмирала Д. Д. Вдовиченко и приказал ему руководить первой операцией на море.
«Отрядам минных заградителей и эскадренных миноносцев под прикрытием авиации сегодня в ночь выйти на минную постановку, — говорилось в приказе. — С запада вас будет прикрывать отряд легких сил в составе крейсера «Максим Горький» и первого дивизиона эскадренных миноносцев. Отряд легких сил выходит из Усть-Двинска и будет к 24 часам 22 июня к западу от кораблей, производящих минную постановку. Вам находиться на лидере «Минск». Все донесения с кораблей и авиации — вам, в копии — мне. Требую усилить все виды обороны. Не исключена возможность появления в районе нахождения крейсера подводных лодок противника. По окончании минных постановок крейсеру возвратиться в Таллин. Мины на миноносцы принимать немедленно, приказ об этом начальником тыла капитаном 1 ранга Москаленко получен».
Командир Прибалтийской военно-морской базы контр-адмирал П. А. Трайнин также получил приказ начать минные постановки в Ирбенском проливе эскадренными миноносцами, базирующимися в Усть-Двинске.
Почти в это же время с разрешения наркома ВМФ был отдан приказ командирам соединений подводных лодок капитану 1 ранга Н. П. Египко и капитану 2 ранга А. Е. Орлу начать развертывание подводных лодок в отведенных районах, вести боевые действия, топить все корабли и суда противника. Командиры соединений получали самостоятельность в управлении своими кораблями, хотя, разумеется, они информировали штаб флота о своих действиях. Они сами определяли районы походов подводных лодок, им запрещалось выходить пока лишь в Ботнический залив.
Потом последовали новые и новые боевые приказы. События быстро развертывались по всей операционной зоне флота — от Кронштадта, откуда шла основная морская коммуникация и по которой снабжались почти все военно-морские базы, до устья Финского залива и далее через Моонзунд на юго-запад до Лиепаи — протяженностью тысячу с лишним километров.
Приказы и распоряжения доходили до любой точки на морском театре в кратчайшие сроки. В этом была заслуга отлично поработавших накануне войны флотских связистов, сумевших обеспечить Таллин и Кронштадт отличной проволочной, телефонной, телеграфной связью между всеми военно-морскими базами.
Уже 22 июня из Главного штаба контр-адмирал В. А. Алафузов передал следующий приказ:
«Один крейсер и дивизион эскадренных миноносцев держать в Рижском заливе, второй крейсер и дивизион миноносцев иметь в Таллине, линейным кораблям находиться в Кронштадте».
Это было правильное решение: последующие события подтвердили, что нам следовало остерегаться мин противника. Так, эскадренный миноносец «Смелый», встречая из Ханко турбоэлектроход с семьями военнослужащих, в Суропском проливе параваном подсек вражескую мину, получив повреждения, правда незначительные. О минах на подходах к Таллину были оповещены все корабли флота. Вскоре командир военно-морской базы Кронштадта контр-адмирал В. И. Иванов доложил о том, что на траверзе Петергофа подорвался на вражеских минах пароход «Рухну».
Минная обстановка выявлялась по мере накопления и анализа донесений кораблей, постов СНиС (служба наблюдения и связи) и разведывательных самолетов, а также путем разведывательного траления. В первый же день войны базовый тральщик 216, находясь в дозоре к северу от маяка Ристна, подсек и уничтожил мину, а на другой день командир тральщика старший лейтенант С. В. Панков донес о том, что при возвращении в Таллин обнаружены оголившиеся буйки на линии минного заграждения юго-западнее острова Найссар. В результате их обследования флагманский минер охраны водного района капитан 3 ранга П. Я. Вольский установил, что это минные защитники со взрывающимся устройством в донной части. Сразу же наши тральщики произвели в этом районе разведывательное траление и установили границы минного поля.
24 июня подорвался, видимо, на магнитной мине и затонул базовый тральщик 208. В тот же день к северу от мыса Юминда были [14] обезврежены три плавающие мины. Обнаружены были также пять мин в районе острова Мохни.
Враг ставил мины и в районах других военно-морских баз. Уже на второй день войны они были обнаружены у плавучего маяка «Таллин», к северу от острова Нарген, к западу от Суропского прохода, в устье Финского залива, у входа в Моонзунд.
Штаб флота принимал срочные меры для определения границ минной опасности и информации кораблей об обстановке на море. Поэтому потери от подрыва на минах в первые дни боевых действий были невелики. Но в дальнейшем минная обстановка значительно усложнилась из-за новых постановок, производимых авиацией, катерами и подводными лодками противника.
В западной части Балтийского моря — от Таллина до Лиепаи — противоминная обстановка обеспечивалась лишь на отдельных участках, на большее не хватало сил. Это мы почувствовали особенно остро, когда эскадра вышла в устье Финского залива для постановки минного заграждения.
В море вышли минные заградители «Марти» и «Урал» под общим командованием капитана 1 ранга Н. И. Мещерского, лидеры и эскадренные миноносцы «Суровый» капитана 2 ранга В. Ф. Андреева, «Минск» капитана 2 ранга П. Н. Пётунина, «Ленинград» капитана 3 ранга Г. М. Горбачева, «Володарский» капитана 2 ранга Н. В. Фалина, « Карл Маркс » капитана 3 ранга Л. В. Дубровицкого и «Артем» старшего лейтенанта А. Б. Сея. В пределах дальности полета корабли прикрывались истребительной авиацией.
Так как в составе флота не было эскадренных тральщиков, противоминное обеспечение возлагалось на корабли отряда, имевшие параваны. В подчинении командующего эскадрой контр-адмирала Д. Д. Вдовиченко находился и отряд прикрытия: катера — охотники за подводными лодками, торпедные катера, 71-й истребительный авиационный полк майора А. В. Коронца и 73-й бомбардировочный авиационный полк майора Ф. Н. Коптева. Прикрытие постановок было необходимо, так как 22 июня наблюдательные посты базы Ханко обнаружила в банке Олег крейсер, два эсминца , тральщики и несколько сторожевых катеров противника, скрывавшихся в шхерах. Я приказал также отряду легких сил в составе «Максима Горького» и трех эскадренных миноносцев под командованием капитана 2 ранга И. Г. Святова выйти из Рижского залива и прикрыть с запада корабли, производившие минные постановки. Эту же задачу выполняла и часть подводных лодок, развернутых к западу от устья Финского залива.
Минные постановки были выполнены успешно. ........................... В 1939 году Ефета назначили командиром эсминца « Карл Маркс », он принимал со своим кораблем активное участие в войне против белофиннов, двенадцать членов экипажа были награждены орденами и медалями. Ефет был удостоен ордена Красного Знамени. Накануне Великой Отечественной войны Евгений Борисович стал командиром эскадренного миноносца «Гордый». Он знал настроение своих людей, любил общаться с ними, воспитывал у них стремление к подвигу, к прославлению военно-морского флага.
Под стать командиру был военком эсминца батальонный комиссар Д. И. Сахно. В 1936 году он окончил Военно-политическое училище имени Энгельса. Уже спустя четыре года получил назначение военкомом эсминца «Энгельс». В июле 1941 года эсминец попал под удары вражеской авиации. Одна из бомб сильно повредила корпус корабля. В эти часы Сахно вместе с краснофлотцами заделывал пробоины и щели в разорванных бортах, подбадривая личный состав. «Энгельс» пришел своим ходом в Таллин, после чего был направлен на ремонт в Кронштадт, но до базы он не дошел. Подорвавшись на минах, эсминец погиб. Комиссар вместе с командиром последними сошли с корабля. Получив назначение на «Гордый», Д. И. Сахно с присущей ему энергией и деловитостью быстро вошел в жизнь нового коллектива.
И вот жизнь этих отличных военных моряков, настоящих большевиков — командира корабля Е. Б. Ефета и комиссара Д. И. Сахно, — так же как и жизнь их боевых друзей, трагически оборвалась. http://victory.mil.ru/lib/books/memo/tributz_vf/01.html
" ... Одновременно с новой системой траления 16 июля (1941) штаб КБФ ввёл инструкцию по организации конвойной службы. Формирование конвоев возлагалось на командиров ОВР Главной базы и Кронштадтской ВМБ. Они устанавливали пункты передачи конвоев командирам участков, назначали командиров конвоев и выделяли конвойные силы в зависимости от ценности транспортов и грузов, а также давали командирам конвоев указания о маршруте перехода и доводили до них обстановку в районе перехода. Командиру конвоя предоставлялось право вызова истребительной авиации с ближайших аэродромов. В случае нападения артиллерийских кораблей противника выделенные в охранение конвоя корабли, а это чаще всего тральщики и катера МО, могли рассчитывать только на свои собственные силы, т. к. планом обеспечения конвоев специальные отряды поддержки не выделялись. Впрочем, в этом не было особой необходимости, т. к. активность противника выражалась в использовании авиации, подводных лодок и торпедных катеров.
Выхода немцев 7 августа на побережье Финского залива значительно усложнил положение флота. 8 августа по этой причине погибли эсминец « Карл Маркс » и морской охотник МО № 229 правильно - "МО - 410"). Эсминец пришел в залив Хара-Лахт для поддержки дозора и пришвартовался к пристани поселка Локса. Но советские войска уже покинули посёлок, и к нему приближались немецкие войска. Узнав об этом, командир начал сниматься со швартовых, но в это время его атаковали четыре самолета противника. В результате взрыва бомб вплотную у правого борта, а также взрыва глубинных бомб на стоявшем рядом катере МО № 229 (правильно - "МО - 410") вышли из строя три котла, и вода затопила обе машины. В 17:55 эсминец затонул на мелком месте. 11 августа эсминец был окончательно уничтожен советскими торпедными катерами. С тех пор дозорная служба осталась только в зоне ответственности Кронштадтской ВМБ. http://www.headway.us/read.php?i=678
Фото. Карта и месторасположение эсминца, где он сел на мель. Снимок прислан Владимиром Мищенико.
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Привожу Вам выписку из ответа Морского архива Эстонии по событиям, произошедшим в бухте Хара-Лахт 07-11.08.41г. Удивительно, но архив указывает и события последующего после 07-08 августа дня, - 11 августа!
"В "Зимней войне" 1939-40гг., эсминцем командовал любимый командой и уважаемый офицерами-Евгений Ефет. Он заботился о корабле и о людях (радистов на флоте поощряли очень редко,чаще ругали и наказывали). В 1941г. командиров ЭМ стал Леонид Дубровицкий-беспечный флегматик. Старпомом был Виктор Черноусов. На совести этих людей лежит гибель корабля и части его команды.
6 августа 41г. в дозор на линию п-ов Юминда-о.Мохни вышли СКР "Аметист" и, в поддержку дозора, со стоянкой в бухте Хара-Лахт, ЭМ " Карл Маркс ". Ввиду штормовой погоды ЭМ зашел в гавань Локса и стал кормой на выход, к причалу возле навигационного знака, чей огонь работал на ацетиленовых баллонах, хранившехся рядом. Командир не был извещен о том, что Локса оставлена красноармейцами (немцы не успевали идти за ними). Контакт с администрацией порта не установлен, разведка в гавани не проведена.
К борту ЭМ разрешили подойти и стать на швартовы "малому охотнику "МО-410" (быв. "ПК-229"), с комплектом глубинных бомб и полными цистернами бензина Б-70 в корпусе. (Катер был прислан для уничтожения судоремонтного завода, причалов и стоявших в гавани судов, в чем команда ЭМ должна была ему способствовать). Есть 2 версии дальнейшего: Либо из старой зенитки, по глупости, обстреляли немецкий самолет-разведчик, чем привлекли его внимание. Либо обстреляли пролетавших стороной 3-4 бомбардировщика и привлекли их к себе..." *************************** ( Мои замечания) Я считаю, что верна 2-я версия. На немецком сайте фондов кино-фотодокументов за 41г., я просматривала ежедневный отчет вылетов юнкерсов за 07-08 августа 41г. по Финскому заливу. Полеты бомбардировщиков - целенаправленны, указываются населенные пункты и координаты для бомбометания, а так же номера машин и фамилии летчиков (немецкий педантизм!). О бухте Хара-Лахт - данных нет. Если бы бомбардировщики вызвал немецкий самолет-разведчик, то имелась бы запись об этом и видео-, и фото материалы. **************************** ( Продолжение текста ответа Музея) "... 07.08.41г. в 13.56 самолеты сбросили серию бомб на ЭМ. 1. Бомба на причале взорвала ацетиленовые баллоны, струей горячего газа на палубе ЭМ обожгло людей. 2. Бомба на катер. Вызвала взрыв глубинных бомб и разлив горящего бензина по гавани. Команда катера (21 человек) сгорела. Попавший на палубу ЭМ бензин вызвал пожар, стоявшие на палубе люди были обожжены, а, кто упал за борт,- сгорел (этим обожженным и помогли жители поселка, не знавшие, зачем пришли корабли). 3. Пара бомб у борта и взрыв глубинных бомб катера повредили эсминец . Повреждена 1 машина, разошлись стыки обшивки и в корпус начала поступать вода. ( Из ниже приведенных данных школьного Музея г.Локса, в первые же минуты после взрыва авиабомб, вышла из строя рация эсминца и в дальнейшем связи со штабом у командира эсминца не было.)
В 17.55 ЭМ все же попытался выйти из гавани задним ходом. В 350м от входа он сел на мель и был остановлен. Команда переправилась на мол гавани и заняла оборону. Из Таллина прибыл санитарный автобус, который забрал обожженных и тяжелораненных. Утром следующего дня в гавань зашел СКР "Аметист" и забрал команду эсминца. Вскоре, в бухте Хара-Лахт от передал всех на прибывший спасатель "Сатурн" . Никаких тральщиков там не было.
Спасать в шторм ЭМ, сидящий на мели у входа в гавань, было невозможно, а при занятии гавани немцами-тем более. 11.08.41г. присланным ТКА эсминец был торпедирован. Разрушен и выступал из воды до 1963г. ( Мое замечание - Это звучит опровержением версии Степанова и Цветкова. Получается, что экипаж эсминца свой корабль не подрывал).
Рекомендации. 1. Информация должна быть в ЦВМА (Гатчина) в картотеке на военнослужащих срочной сдужбы. 2. Разыскиваемый может быть в Списках Медико-Санитарного Управления КБФ (прибывшие живыми в Кронштадт из Таллинского перехода 41года)." Списки хранятся в ЦВМА.
С уважением, Урмас Дрезен."
Цитирую информацию Музея в надежде, что кому-то она может помочь в поиске. **************
Из переписке на форуме. Игорь В Сети нашел вот такую информацию: г. Локса (Loksa), Харьюский уезд, Эстония Известно, что жители городка Локса, после гибели кораблей оказывали всяческую помощь вплавь добиравшихся морякам. Ввиду того, что гибель кораблей сопровождалась пожарами от разлитого мазута, многие моряки были обожжены, из-за чего, в местной школе был развернут минигоспиталь. После войны, командир эсминца , спасенные моряки и местные жители регулярно встречались в Локсе. Это известная в исторических кругах информация.
Теперь по поводу списочного состава катера (" МО - 410"). Судя по выложенной выше ссылке, катер до Войны входил в состав 2 БОПС (Балтийский отряд пограничных судов) НКВД, на с 25.07.1941 г. он перешел в ссостав регулярных сил Балтийского флота, т.е. на момент гибели, его экипаж уже не был пограничным и он не фигурирует (увы), в ведомственной Книге Памяти ФПС РФ. Советую обратиться на сайт поисковиков СОЛДАТ.Ру, или же обратиться непосредственно в Центральный архив ВМФ РФ:Центральный военно - морской архив, г. Гатчина Ленинградской области, Красноармейский проезд, 2 О том, как делать запрос, вот порядок запроса: О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СПРАВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ *** Название МО-410 не ошибочно. Посмотрите здесь -
У Ю.Г.Степанова и И.Ф.Цветкова "Эскадренный миноносец "Новик" -http://www.base13.glasnet.ru/text/novik/6.htm - глава 8, стр. 192 - говорится о МО-229, но это ошибка.
По первой ссылке, номер 11 читаем : МО-229 заложен в конце 1944, спущен летом 1945. Присутствовать в августе 1941 в бухте Хара-Лахт МО-229 никак не мог. Это же подтверждает и выписка о последнем бое эсминца " Карл Маркс ", полученная мною из Морского Музея Эстонии.
Фотографии памятника в Локса, сделанные для меня Юрием Сильмансоном, главой военно-исторического объединения "Вирония"(тогда мы общались через форум), я переслала на www.rkka.ru/memo/ и www.randewy.ru/index.html . *** Игорь: Как говорят в Одессе, МО-410 и МО № 410, это две большие разницы. Хотя я и должен был это учесть как моряк, но сразу не учел. Каюсь…
Катер тип «МО-2» ПК-229, с 25.07.41 г. – МО № 410. Построен в 1935-1936 гг. и в качестве ПСКА включён в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского ПО, 22.06.41 г. вошёл в оперативное подчинение, а с 25.07.41 г. включён организационно в состав КБФ. Участвовал в ВОВ: защита коммуникаций и несение дозоров в Финском заливе. Источник: Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – стр. 259.
Катер типа «МО-2» ПК-229, с 25.07.41 г. МО № 410 В качестве ПСКА входил в состав МПО НКВД Прибалтийского ПО. 22.06.41 г. вошёл в оперативное подчинение, а 25.07.41 г. включён организационно в состав БФ. 08.08.41 г. стоял в бухте Хаара-Лахт у пристани Локса (Финский залив) у борта ЭМ « Карл Маркс ». Сброшенные с 4 бомбардировщиков противника бомбы вызвали взрыв глубинных бомб на МО, и катер затонул. Источник: Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45 гг. / Под общей редакцией А.Е. Тараса. Справочник. – Мн.: Харвест, 2002. – 151 стр.
Есть еще пару авторитетных справочников, которых, к сожалению, сейчас нет под рукой. Также сейчас нет под руками сводки гибели кораблей и катеров во время ВОВ.
От себя могу сказать, что 2-й Балтийский ОПС базировался в г.Таллинне, и как соединение был создан 18.10.40 г.
Вот статья из журнала «Огонёк» 5/1962. Увы, страницу не скажу – у меня лишь вырезка.
ВСТРЕЧА В ПОСЁЛКЕ ЛОКСА
8 августа 1941 года эскадренный миноносец Балтфлота « Карл Маркс » выполнял боевое задание, пришёл в маленький эстонский посёлок Локса. Здесь корабль подвергся ожесточённому налёту фашистских «юнкерсов». Бой сложился неудачно для эсминца . Серия бомб легла по правому борту, разорвав его. Одна из бомб попала в катер, на котором находились бочки с бензином. Горючее разлилось по гавани и воспламенилось. Многих матросов сбросило в воду. Вода горела… Многие моряки получили тяжёлые ожоги. Погиб корабельный доктор. И тогда жители Локсы пришли на помощь нашим матросам. Врач Херман Вальток организовал на берегу перевязочный пункт. Провизор Арнольд Саар отдал все бинты и пасту от ожогов, которые были в местной аптеке. Женщины принесли чистые полотенца, простыни, скатерти и разорвали их на бинты. А в это время в местной школе-интернате учителя Микивер, Тампалу, школьницы Эви Пармас, Хильма Юргенс, Сальме Вейденберг устроили госпиталь. Расставили койки, положили простыни, подушки, одеяла. Вскоре на лошадях привезли матросов. Раненные, обожженные, они нуждались в заботливых женских руках. И Пармас, Килланди, Трус, Лузенберг, Тиик, тампалу, Алик и многие другие женщины посёлка добровольно стали медицинскими сёстрами, санитарками. Они приготовили обед, принесли ягоды, фрукты, свежий домашлий хлеб. Рабочий кирпичного завода Юлиус Юргенс привёз несколько бидонов молока. Был составлен график ночного дежурства у коек матросов. Рядом были фашисты… Они ворвались в посёлок на следующий день. Но матросы уже были вывезены в талин. За помощь морякам фашисты арестовали многих локсанцев: Лайнела, Юргенса, Тампалу и других. От рук бандитов погиб Леонхард Гнадеберг. Так маленький посёлок в Эстонии совершил коллективный подвиг. Пять лет разыскивал я участников этого волнующего эпизода Великой Отечественной войны. И вот спустя 23 года жители Локса встретились с бывшим командиром эсминца « Карл Маркс » капитаном 3-го ранга в отставке Л.В. Дубровицким. И, конечно, всем захотелось сфотографироваться у школы, где когда-то лежали раненные матросы…
М. Корсунский
От себя хотел бы добавить по статье. Очень похоже, что тот катер, на борту которого были бочки с бензином, это и был бывший ПК-229. У таких катеров (МО-2) были по три бензиновых двигателя, и суммарные расход топлива был довольно большим. Учитывая, что побережье было занято немцами, нередко, на палубе перевозили дополнительное топливо, чтобы увеличить дальность хода без промежуточных дозаправок с берега. Эсминец бункеровался мазутом, поэтому бензин как топливо ему был не нужен. С уважением, Игорь http://forum.pogranichnik.ru/index.php?showtopic=4826
ФОТО. 1. Эсминец сел на грунт у Красного Маяка. Снимок Виктора, Локса. 2. Локса : док, верфи.
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.