ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Учебные заведения - военные

Российское офицерство всегда считалось цветом нации

← Назад    Вперед →
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
Учебная - военная
Российское офицерство всегда считалось цветом нации. Почти три века насчитывает русская военная школа. Впитав в себя лучшие традиции военно-педагогической мысли, она на протяжении столетий была эталоном военного воспитания и образования. Все это вынуждало правительство создавать соответствующую систему подготовки военных кадров. Функции армии и военно-учебных заведений на протяжении довольно длительного периода в развитии России тесно переплетались. Отсюда складывалась традиция осуществлять обучение будущих офицеров на общих основаниях, в одних и тех же военных заведениях. Подобный подход диктовался требованием времени и существовал на протяжении длительного периода развития вооруженных формирований России – вплоть до 1917 г.

Из истории военно-учебных заведений
До XVIII в. в России для дворянства, которое обязано было нести для государства военную службу и получать образование, почти не было школ ни для специального военного, ни для общего образования.
Система обучения кадетов была несовершенной, а организация работы связана с трудностями. В учении господствовала зубрежка; однообразие и скука на занятиях были типичным явлением, все это являлось следствием общей не разработанности педагогики. Нужно было за время обучения в корпусе пройти четыре класса, на каждый из которых отводилось 5—6 лет. Характерной была много предметность, так как корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников.
Время дня распределялось так: вставали в 4.45 утра; в 5.30 молились и завтракали, в 6 уходили в классы; от 10 до 12 занимались строем; в 12 обедали; от 2 до 4 — опять классы; от 5 до 6 — строй; в 7.30 вечера ужинали, а в 9 вечера ложились спать.
Согласно уставу, Совету — органу управления корпусом — предписывалось принимать отроков в возрасте не старше шести лет. Прием должен был проходить после осмотра докторов и принимать в корпус можно было только здоровых детей. Нельзя было принимать мальчиков без достаточного доказательства о дворянстве и без свидетельства о крещении. В число воспитанников было поведено принимать и детей тех, кто служил в штаб-офицерских чинах в действующей армии, а также «помогать тем, чьи родители убиты или ранены на службе ради Отечества и коих судьба не одарила достатком». Все принятые мальчики распределялись по 5 возрастам:
1- й возраст — от 6 до 9 лет;
2- й возраст — от 9 до 12 лет;
3- й возраст — от 12 до 15 лет;
4- й возраст — от 15 до 18 лет;
5- й возраст — от 18 до 21 года.
В каждом возрасте кадету нужно было обучаться наукам, необходимым как для воинской, так и для гражданской службы. Для всех возрастов был установлен перечень тех наук, которые кадеты должны были начинать изучать в 1-м возрасте и углублять свои познания в них до 5-го возраста. Все науки были разделены на 4 раздела:
1. Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.
2. Науки, нужные прежде всего для гражданских занятий.
3. Науки, имеющие практическую пользу.
4. Художества.
Кадеты 1-го возраста «отдавались» на попечение управительнице и воспитательницам, их было десять. Должность управительницы заключалась в наблюдении за поведением и нравами воспитательниц и всех детей, принадлежащих к 1-му возрасту. Она должна была отвечать перед Советом за детей и за все, что происходит с ними. Непосредственно с детьми занимались воспитательницы, которые должны были «обучать кадетов со всякою ласковостью, терпением, любовью, наблюдать, чтобы отроки со служителями никакого сообщения не имели». Наряду с общеобразовательными науками кадеты 1-го возраста изучали вероучение, иностранные языки, рисование и танцы.
Вторым и третьим возрастами заведовали инспектора, которые выполняли ту же функцию, что и управительница в первом возрасте. На место воспитательниц-женщин приходили воспитатели-мужчины: начиная со2~го возраста кадетов воспитывали и обучали только мужчины. Инспектор 2-го возраста должен был носить голубое платье, а инспектор 3-го возраста — серое. Что касается наук, то большинство из них представляли собой более глубокий вариант «уже ранее изученных», но во 2-м возрасте добавлялась такая наука, как «учтивство и долг благопристойности», а в 3- м — «бухгалтерство и умение вести приходные книги» и «основание воинской и гражданской архитектуры». В 3-м возрасте решалась судьба кадета; быть ему военным или гражданским чиновником. Чтобы узнать, к какому призванию они имеют больше способностей, инспектору нужно было постоянно наблюдать за питомцами: на занятиях, во время отдыха. Воспитателям надо было стараться, чтобы все игры и гулянье служили только для пользы и увеселения.
В четвертом возрасте происходило распределение кадет на воинское и гражданское звания. Место инспектора теперь занимал подполковник, который должен был являть собой образец для подражания; в его обязанность входило следить за дисциплиной. В каждой из двух рот был капитан, так называемый местный инспектор, подпоручики и поручики — в должности воспитателей, прапорщики — в должности учителей. Все это относилось к воинскому званию, а в штат кадет гражданского звания входили: инспектор и один-два профессора, которые должны были носить платье зеленого цвета и выступать в роли воспитателей. Время пятого возраста служило для повторения и закрепления последних и самых важных частей наук: «Сей возраст долженствует быть жатвой посеянного в предыдущие четыре года». Кадет сам должен был понимать, что его будущее зависит от его знания наук, поведения и нравов. Кадеты отчитывались в своих познаниях в обязательном порядке: первый и второй возрасты — каждые 4 месяца, третий — через 6 месяцев, а четвертый и пятый ежегодно в присутствии всех членов Совета. По окончании корпуса отличившихся выпускников награждали медалями (всего 6 золотых медалей). Кроме того, те воспитанники, которые, по мнению Совета, отличились особо, выходили из корпуса в чине поручиков.

Привожу список военно-учебных заведений (ВУЗ) в которых проходили обучение представители фамилии Забела-Забелло и других фамилий большого семейства:
1. ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ
2. 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус
3. Александровское Военное училище на Знаменке
4. Сухопутный шляхетский кадетский корпус
5. Рижское Нахимовское военно-морское училище
6. Сумской кадетский корпус
7. Виленское военное училище
8. Чугуевское пехотно-юнкерское училище
9. Гродненский кадетский корпус
10. Орловский Бахтина кадетский корпус
11. Псковский кадетский корпус
12. Елисаветградское кавалерийское училище
13.
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
Начнем с военно-сиротского воспитательного дома - Павел I (1796-1801) внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в российской армии.
В 1798 году он учреждает Военно-сиротский дом и его отделения при гарнизонных полках. По уставу Военно-сиротского дома он разделялся на два отделения: первое предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, а второе — для солдатских сыновей. В 1829 году Императорский сиротский дом получил наименование Павловского кадетского корпуса (прекратил свое существование в 1863 г.).
Московский пр., 17 - Дворец графов Воронцовых
XVIII в. - автор не установлен
Военно-сиротский дом
Архитекторы:
Год перестройки:
Стиль:
Штауберт А. Е.
Архангельский Н. А.
1809-1810, 1894-1907
Классицизм
В XVIII веке на участке располагался дворец графов Воронцовых. Дворец был приобретен казной и в 1806-1809 гг. и перестроен по проекту арх. А. Е. Штауберта для устройства в нем созданного в 1795 г. Военно-сиротского дома, размещавшегося ранее в Гатчине. В этом учебном заведении было два отделения с учетом сословной принадлежности: дворянские сироты обучались по курсу кадетских корпусов и выпускались офицерами, на другом отделении обучали грамоте и арифметике и в 18 лет отдавали в солдаты.
В 1811 г. училищу передали соседний участок, который раньше занимал ботанический сад усадьбы почт-директора Ашева.
В 1829 г. Военно-сиротский дом преобразовали в Павловский кадетский корпус.
Училищный праздник - 23 декабря.
Храмовый праздник - 21 мая.
Расположение - Гатчина (до 13.08.1794-?);
СПб. в здании 1-го кадетского корпуса на Bacильевском острове (16.09.1864-24.11.1887 гг.);
СПб. в здании, принадлежавшее прежде Павловскому кадетскому корпусу (24.11.1887-1917 гг.).
Девиз: "Сам погибай, а товарища выручай!"
C 1823 по 1830 гг. здесь обучался Константин Петрович Забела (Забелло)

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус
В конце 1837 г. было утверждено положение об открытии в Москве наряду, с 1-ым Московским кадетским корпусом, еще одного кадетского корпуса. Открыт в декабре 1849 г. на 400 воспитанников из беднейших дворян от каждого уезда Московской губернии. Он состоял из четырех рот и размещался совместно с 1-м Московским кадетским корпусом в Головинском дворце, в другой его половине.
«На приказы самый главный –
То Второй Московский славный.
Представителен собой –
Корпус москвичей второй».
Журавель 2-го Московского Кадетского корпуса
Исполняющим обязанности директора 2-го Московского корпуса 1 января 1849 года был назначен полковник Сергей Петрович Озеров, который с 1837 г. состоял личным адъютантом Михаила Павловича, а с 1847 г. – дежурным штаб-офицером при штабе военно-учебных заведений. Полковник С.П.Озеров прибыл в Москву и вступил в командование готовящимся к открытию корпусом в феврале 1849 г. В это время шли работы по перестройке и подготовке к размещению будущего корпуса в той части Екатерининских казарм, которая была отдана 2-му Московскому кадетскому корпусу. Распорядительность и требовательность к строителям и инженерам, принимавшим участие в реконструкции здания, в значительной степени ускорили процесс подготовки помещений кадетского корпуса.
По словам историка 2-го Московского кадетского корпуса полковника Поливанова, Сергей Петрович Озеров, прослуживший в корпусе 12 лет, оставил о себе самую добрую память. В архиве корпуса хранилось большое количество написанных собственноручно С.П.Озеровым различных записок, резолюций, писем к высокопоставленным лицам, к родителям кадет, к офицерам, выпущенным из кадетского корпуса, на русском и французском языках. Все эти документы отличались безукоризненной грамотностью, точным и ясным изложением, великолепным стилем, что было большой редкостью для того времени. Двадцать три года прослужил С.П.Озеров на строевых должностях, прежде чем он был назначен директором кадетского корпуса, и, казалось, эти годы должны были воспитать в нем сухого, педантичного служаку, однако он предстал перед кадетами в качестве умного и исключительно тонкого педагога.
В этом корпусе с 1892 по 1900 гг. обучался - Забелло Сергей Иванович
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
Александровское Военное училище на Знаменке

Здание училища в Москве было построено в 1792 году известным архитектором Ф. И. Кампорези в формах раннего классицизма. Первоначально оно принадлежало графам Апраксиным.
В Москве после эпидемии холеры 1831 г. осиротело много детей гражданских и военных чиновников. С целью их воспитания и обучения было создано новое учебное заведение — Александринский сиротский институт. В просторечии институт называли «холерным». По своей программе и количеству классов был весьма близок к тогдашним кадетским корпусам.
Высочайшим рескриптом от 25 декабря 1849 года в Москве был создан Александринский сиротский кадетский корпус для 400 сирот штаб- и обер-офицеров, а также военных и гражданских чиновников из потомственных дворян. 25 августа 1863 года в связи с преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии на базе Александринского корпуса было создано военное училище. Вместе со зданием из бывшего кадетского корпуса в училище были переданы церковь, библиотека, архив и все материальное имущество. В 1864 году училищу был присвоен 3-й номер. Первым его начальником стал полковник Б. А. Шванебах.
27 апреля 1867 года училище посетил император Александр II, который остался очень доволен и заведением, и его воспитанниками и принял шефство над училищем. Впоследствии шефами училища были императоры Александр III и Николай II.
В училище принимали, в основном, дворянскую молодежь из выпускников военных гимназий. До начала ХХ века в училище принимались, в основном, представители столбового дворянства. Срок обучения составлял два года. В XIX в. здание было перестроено, и заняло целый квартал между Пречистенским (ныне Гоголевским) бульваром, улицей Знаменкой и Большим Знаменским переулком.
 книга Кедрина - АВУ 1863-1901 гг. (можно скачать)
 Другие названия: здание Генштаба
 Дата постройки: 1792 г., перестроено 1832-1833 гг. , 1944-1946 гг.
 Архитектор, скульптор, реставратор: Ф. И. Кампорези, перестройка И. Д. Васильев, перестройка арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц; инженеры М. Н. Вохомский, Н. В. Чернышев, скульптор Н. В. Томский
 Адрес: Знаменка ул., д.19.
Здесь обучался с 1900 по 1902 гг. - Забелло Сергей Иванович


---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
Сухопутный шляхетский кадетский корпус

С именем графа Павла Ивановича Ягужинского связано создание Кадетского корпуса России. Доверие к нему Петра I выразилось в том, что в 1722 г. он был назначен генерал-прокурором Сената, который получил большие полномочия. Не случайно генерал-прокурор Сената назывался «сердцем всего государства». П.И.Ягужинский показал себя на этом посту прекрасным администратором. После смерти Петра I П.И. Ягужинский служил послом в Польше, а затем в Пруссии. Там он познакомился с действовавшим кадетским корпусом. Его организации предшествовало создание кадетских рот, объединенных впоследствии в кадетский батальон, а позднее в кадетский корпус. В программу обучения немецких кадетов входило чтение, письмо, французский и немецкий языки, фехтование, вольтижировка, танцы. По инициативе П.И. Ягужинского и по представлению генерал-аншефа Х.А. Миниха императрица Анна Иоанновна в 1731 г. издала указ об учреждении Кадетского корпуса. 17 февраля 1732 г. в Петербурге было открыто учебное заведение закрытого типа для шляхетских (дворянских) детей от 13 до 18 лет. Императорский указ «Об устройстве корпуса кадетов» обосновал необходимость такого шага: «Хотя вечнодостойный памяти дядя наш, государь Петр Великий Император, неусыпными своими трудами воинское дело такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для происхождения определено было указом Его Величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем яко школою, далее дослуживаться... А понеже воинское дело поныне еще в настоящем добром Порядке содержится, однако, дабы такое славное и государству зело потребное дело наивяще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от малых лето в теории обучены, а потом и в практику годны были, тогда ради указали Мы: учредить Корпус кадетов, состоящих из двухсот шляхетских детей от тринадцати до осьмнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждому человеку природа к одному воинскому склонна, токож в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыке и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять. И на содержание того корпуса и на учителей и прочих расходов определяем сумму 30000 руб., и повелеваем нашему Сенату по сему учредить учреждение, каким порядком содержать и обучать, таким и штат как офицерам, учителям и прочим служителям определили, из вышеописанной суммы по достоинству жалование и к тому способный дом приискать, и нам о всем том немедленно донесть, для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате».
Сухопутный шляхетский кадетский корпус располагался во дворце А.Д. Меншикова. В 1732 году дворец, конфискованный у сосланного в Сибирь владельца, был передан первому в России кадетскому корпусу.

Николай Иванович ЗАБЕЛА, 22 сент. 1796 г. – кадет Сухопутного Шляхетного Кадетского Корпуса;

книгу можно читать онлайн
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
Рижское Нахимовское военно-морское училище

Краткая история: люди, события, факты.
Создано приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н. Кузнецова от 21 июля 1945, стало третьим нахимовским училищем в СССР (после Тбилисского и Ленинградского) и последним по времени создания. 30 августа 1945 года — дата начала формирования училища.В 1953 году расформировано. Кадры и воспитанники влились в Ленинградское НВМУ. Нахимовское военно-морское училище призвано вырастить из своих воспитанников пламенных патриотов своего социалистического Отечества, любящих военно-морское дело, верных защитников морских границ нашей Родины. Нахимовцы в училище живут кипучей, полнокровной жизнью. Они вырастают физически крепкими, смелыми, ловкими, выносливыми. Воспитанники нахимовского училища помимо общеобразовательных предметов изучают основы военно-морского дела, а по окончании училища направляются в высшие военно-морские учебные заведения.
komrlekszdanijuchilisha_(1).jpg<<< Комплекс зданий, где размещалось Рижское Нахимовское училище. В центре – Пороховая башня, слева – учебный корпус, справа – жилое помещение. Теперь здесь военный музей.

rnvmupubl6_27.jpg
Юбилейная встреча в Риге 27 сентября 1977 года. Слева направо: Евгений Павлович Семенов, Евгений Павлович Яковлев, Вадим Викторович Ильичев, Виктор Федорович Борисов, Валентин Александрович Евдокимов, Виталий Борисович Душацкий, Евгений Иванович Забелло, Юрий Сергеевич Хромов и Владимир Васильевич Гриневич.

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Модератор раздела
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 10618
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9219
СУМСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1919 гг, Сумы. Старшинство с 12.12.1899 г .)
Корпус основан 12.12.1899 г; открыт - 18.01.1900 г. Корпусный праздник 12 декабря; храмовый - 26 сентября.
В 1916 г. в Корпус прибыла младшая рота Полоцкого кадетского корпуса. В начале 1918 г. Корпус был закрыт, но при занятии г. Сумы Гетманом Скоропадским Корпус был вновь открыт под наименованием Сумской войсковой бурсы.
К этому времени в Корпусе собрались кадеты Орловского Бахтина, Воронежского, Московских, 2-го Петроградского и Морского корпусов. В начале 1919 г. Корпус был эвакуирован сначала в Киев, а затем - в Одессу. К середине 1919 г. Корпус переместился в Крым, где был произведен последний (ускоренный) выпуск и Корпус перестал существовать. Первый выпуск Сумского кадетского корпуса - 1907 год:
В 1900 году в Сумской кадетский корпус было принято 61 человек.
В Сборнике Сергея Кремра, в списке выпускников – 54 человека. Видимо занесены ошибочно или возможно также те, кто не окончил полный курс.
Журнал «Кадет» № 1 от 30 сентября 1907 года.
«Безусловно всякому кадету интересно знать въ какія училища вышелъ первый выпускъ нашего корпуса.
Въ виду этого мы приводимъ здъсь приказъ, которым первый выпускъ Сумцевъ былъ переименованъ въ юнкера.
Приказъ по Сумскому кадетскому корпусу27 іюня 1907 года.№ 218.
Кадеты, ниже сего именованые, успъешно окончившіе курсъ корпуса, распоряженіемъ Главного Управленія военно-учебныхъ заведеній, подлежатъ переводу въ военныя училища.
Въ Константиновское Артиллерійское:
9. Павел Забълло,

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
← Назад    Вперед →
Вверх ⇈