⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Пестречинский приход (жители, краеведение) Казанской губернии и уезда, Кулаевской волости
|
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 Вперед → Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb |
kutsenko_id Новичок Ялта Сообщений: 18 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 31 | История прихода в селе Пестрецы Часть 1 Православие как основа жизни духовной в нашем крае истоками уходит в 16 век, когда Казанские земли стали частью Российского государства. К этому же времени относится и начало истории села Пестрецы. Примерно в 1560-65 годах по Указу Ивана Грозного «земли от Шихазды до Девлизерского оврага передаются в вотчинное пользование Троицко-Сергиевскому монастырю с горы Свияжской». Мастеровые из Костромского края, строители этого монастыря, начинают заселять здешние места. Поселение назвали Троицкая пустошь. Через некоторое время была построена деревянная церковь Святого Николая-Угодника и Сергия Радонежского. Название церкви легло в наименование села Никольским. Несколько десятков лет оно существовало под этим названием. В архивах Казанского госуниверситета хранится подлинный письменный источник – рукопись середины 17 века, имеющая прямое отношение к истории Пестрецов. В источнике сказано: «Лета в 7158-го (1650 года) генваря живоначальные Троицы-Сергиева Казанского монастыря память мне строителю старца Кирилу Конищеву, заговорил крестьянин Офонасья Бедерева ис поместья, его Иван Оксенов того же Троицко-Сергиева монастыря в вотчине Малых Пестрецов…». Этот документ дает право утверждать, что в 1650 году наше село уже называлось Пестрецы. В писцовых книгах Казанского уезда, относящихся к 16-17 векам, есть несколько зафиксированных фактов перемещения населения, где упоминается поселение Пестрецы с координатами ныне существующего села. Источник: храм-в-пестрецах.рф |
kutsenko_id Новичок Ялта Сообщений: 18 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 31 | История прихода в селе Пестрецы Часть 2. До 30-х годов XX века Никольский приход имеет давнюю историю, которая, безусловно, связана с историей страны, с историей народа. Приход проживал и переживал вместе с народом, с прихожанами события большие и малые, радостные и трагические, повседневные и эпохальные. В 1819 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм во имя Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского и Пресвятой Троицы. Храм построен на возвышенности, с юга болотистая местность, ранее было озеро, которое постепенно заиливалось, засыпалось. Архивные данные 19 и начала 20 веков, редкие фотографии позволяют представить, что представлял собой храм, как проистекала жизнь прихода. Внешний вид храма по фотографиям и описаниям воссоздал Р.Эсеинов. В справочной книге Казанской епархии, изданной в 1909 году, под порядковым номером 102 приводится следующее описание : с.Пестрецы (Никольское). Приход с 1780 г. Церковь каменная, построена в 1819г. на средства прихожан, трех-престольная: главный, холодный – во имя Святого Николая Чудотворца; пределы теплые, с правой стороны – во имя Святой Троицы, с левой – во имя Сергия Радонежского.» В справочной книге указывается: количество дворов в приходе – 384, общее количество прихожан мужского пола -1094, женского – 1199; по национальности и вероисповеданию – русские, православные; в селе работают земские мужская и женская школы, церковно-приходская школа. Справочная книга в штате прихода называет двух священников: Сергея Ивановича Писарева и Пантелеимона Иасоновича Соколова; диакона Андриана Александровича Троицкого и двух псаломщиков: Варварина С.А. и Высоцкого М.А. Эти скупые данные и цифры скрывают за собой насыщенную жизнь с ее повседневными заботами, радостью и светом таких праздников как Рождество и Пасха, с рождением и крещением детей. Сохранились списки церковных хоров Никольского прихода, где пели целыми семьями: Бабушкины, Сазоновы, Гнидины, Гусевы, Чесноковы, Пашины, Поляковы, Васины, Евстигнеевы, Смолевы. Из истории мы знаем о земской реформе Александра Освободителя и о реформах Петра Столыпина, которые давали начало экономическому и духовному возрождению России и ее народов. Но случилось то, что патриарх Тихон обозначит как «Россия в проказе». Пришедшие к власти в 1917 году силы не захотели договориться и страна вверглась в пучину братоубийственной гражданской войны, которая перевернула основы и устои жизни людей, изменила историю страны вопреки законам добра и света, законам логики. В самом начале этих событий в январе 1918 года в Новогоднем слове патриарх Тихон скажет: «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к деньгам, упились вином свободы… Заботимся о том, что преходит, прилежать же о душе бессмертной совсем забываем… Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим». Не услышали и не обратились! Что за этим последовало, мы знаем. Жизнь Никольского прихода после революции и гражданской войны уже не текла своим чередом, она еще происходила какое-то время по инерции, благодаря тому, что приход был далек от тех мест, где вершились страшные дела. Но избежать участи тысяч приходов и храмов в государстве воинствующего атеизма Никольскому приходу не удалось. Показательна история здания храма, которое по воспоминаниям старожилов, хоть и не было разрушено физически, но было экспроприировано, все ценное растворилось во времени и пространстве, а в уцелевших стенах размещались магазины, ресторан. В настоящее время на месте здания храма вновь торговые ряды. Последним священником Никольского прихода в Пестрецах был Далызин Степан Иванович, который служил с 1925 года по 1937 год, когда приход был закрыт. Это были страшные годы в истории страны и церкви. Можно только догадываться, что пришлось испытать отцу Степану, у которого была большая семья. В стране везде шла охота на «врагов народа» и священники в списках таких «врагов» занимали первые строчки. Дочь священника Раиса Степановна не хотела много говорить об этом ( к сожалению, ее не стало чуть более года назад – она умерла 7 июля 2013 г.), но известно, что отец Степан в 30-х годах неоднократно вызывался в НКВД, чудом избежал ареста в эти годы. Но власть, все-таки, не оставила его в покое. После закрытия прихода, отец Степан работал в разных артелях счетоводом, кассиром; по ложному обвинению в 1940 году был арестован и отправлен в Минскую область, где с началом войны пропал без вести. Восхищает и поражает судьба семьи священника! В ней отразилась трагическая и драматическая судьба всей России. Сыновья: Виктор,1913г.р.,погиб на фронте в 1942 году; Валентин, 1915г.р.,погиб в Германии в самом конце войны. Дочери: Лидия, 1918г.р.,участница Великой Отечественной войны, после много лет работала на железной дороге; Раиса, 1922г.р.,участница Великой Отечественной войны, воевала на Дальневосточном фронте, имела боевые награды, ветеран педагогического труда; Людмила, 1924 г.р., участница Великой Отечественной войны, принимала участие в обороне Москвы, проживает в Москве; приемная дочь, татарка по крови, Тамара, 1925 г.р., также была участницей боевых действий, имела награды. Все люди родом из детства и мы обнаруживаем небывалую силу духа, которую привил своим детям отец Стефан. Источник: храм-в-пестрецах.рф |
kutsenko_id Новичок Ялта Сообщений: 18 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 31 | История прихода в селе Пестрецы Часть 3. 90-е годы XX века – начало возрождения Когда в Пестрецах закрыли церковь, многие Пестречинцы ходили в Аркатовскую церковь, в церковь в Казань, в Царицыно. По большим праздникам собирались по домам и молились. Зинаида Степановна вспоминает: “Я Степанова Зинаида дочь Ксении Дорофевой. Моя мама была из рода верующих, её предки (мужчины) как только заканчивали уборочные работы , уходили с сумой за плечами в паломничество и возвращались под конец зимы. Мама тоже из семьи верующих: её братья пели на клиросе. Когда разорили церкви, людям не хватало общения с единоверцами для молитвы. Верующие женщины собирались у мамы в доме, пока она жила в Козылях, молились. Когда деревня распалась, все жители из неё уехали. Мама в 1981 году поселилась в Пестрецах. Землячки, также переехавшие из Козылей, бабушки, тетя Маша Сорокина, тетя Паша Агеева, тетя Валя Дорофеева, тетя Паша Павлова стали ходить к ней на молитву. Потом пестречинцы стали узнавать, что в этом доме молятся и людей стало собираться все больше и больше. Со временем становилось тесно и душно. Собирались и в других домах села Пестрецы. Потом Кузнецова И. И., Матросова А.Г. стали ходатайствовать, чтобы дали им другое, более подходящее помещение.” В 90-е годы стали открываться храмы. Там же где церкви были разрушены или отсутствовали, приспосабливались под богослужебные цели т.н. молельные дома. Внешне они поначалу оставались прежними, а затем уже на крышах устанавливался крест, а внутри выделялась часть помещения под алтарь. Так было и в Пестрецах. Уже на первом сходе 2 июня 1994 года, когда собралось 257 человек, в присутствии Главы района было решено образовать общину православных христиан и богослужения проводить регулярно, пригласив священника. Первый народный сход православных жителей был насыщен эмоциями, как после засухи люди осознали, что они могут исправить то, что было сломано в духовной жизни села. Звучали предложения строить церковь у памятника или же на месте бывшего пожарного депо. Кто-то даже предложил начать строительство на месте, где ранее располагалась редакция и типография (ныне – банк “Ак Барс”). 5 августа 1994 года вышло Постановление “О распределении квартир” определявшее, что “освободившийся жилой дом №50 по ул. Советской выделяется под церковь”. Данное решение было закреплено “Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”. 11 апреля 1997 года Совет Пестречинского местного самоуправления расширил территорию молельного дома. Возрождение приходской жизни было трудным: нужно было многое начинать с самого начала. Первой старостой была Кузнецова Ираида Ильинична. Сама приобретала богослужебные книги, совместно с прихожанами формировала библиотеку. За церковной утварью для богослужений и распространения приходилось выезжать за пределы села или даже республики. В те времена было сложно что-либо приобрести для приходской деятельности. Церковь православная только восстанавливалась, вставала на ноги. Большое число людей только начали осознавать себя православными. Однако, как и бывает на приходе: желающих получить готовые результаты в Пестрецах было больше, чем верующих тружеников. Были и внутренние нестроения на приходе. Но как трудности роста были со временем преодолены. К сожалению, уже в первые три года сменилось три настоятеля. Возможно, по этой причине были некоторые разногласия. Но и не для кого не секрет, что после обвала экономики ко времени девальвации рубля (1998 год), когда тысячные купюры “теряли нули” было бы практически невозможно отстроить новую церковь. За кладбищем на ул. Никольской был заложено основание под церковь, но после установки фундамента строительство остановилось. Было бы не лишним отметить, что даже за фундамент приход не смог рассчитаться своими силами. В 2000 году настоятелем стал протоиерей Сергий Степанов. К этому времени здание молельного дома обветшало. У дореволюционной постройки полы в храмовой части стали провисать под тяжестью богомольцев. Было необходимо срочное решение вопроса. Прихожане собрали около 1000 подписей для рассмотрения вопроса на высшем республиканском уровне. Минтимер Шарипович, президент республики, взял вопрос под личный контроль. Администрация района предложила готовое здание оставленного больницей хирургического отделения. Для осмотра приехал Владыка Анастасий. Архиепископу здание понравилось. Трехсторонняя встреча Главы района, настоятеля храма и правящего архиерея привела к решению приспособить больничное здание под церковь. Таким образом, 800 квадратных метров и 0,5 га были переданы приходу. Источник: храм-в-пестрецах.рф |
salavat-nab г.Набережные Челны РТ Сообщений: 543 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 515 | >> Ответ на сообщение пользователя kutsenko_id от 27 января 2022 14:46 Название села Пестрецы вроде в 1602 году встречаеся.Хохловы из карамыш Уланова перед этой датой передали часть своих поместий для строительства храма.Троицкий строитель Парамон? и поп Федор? На границе 16-17 веков занимались строительством чего то в Пестрецах. |
Лайк (1) |
anytka75 Начинающий Крым Сообщений: 27 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 14 | Добрый день, мой дед родился в с.Пестрецы 1908 году, есть МК или РС чтобы найти его родителей? |
Km Чебоксары Сообщений: 122 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 81 | anytka75 написал: Добрый день, мой дед родился в с.Пестрецы 1908 году, есть МК или РС чтобы найти его родителей? https://www.familysearch.org/a...cc=1931806 |
anytka75 Начинающий Крым Сообщений: 27 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 14 | Km написал:
Спасибо, пересмотрела все за 1907, 1908,1909, но ничего не нашла. |
Km Чебоксары Сообщений: 122 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 81 | Спасибо, пересмотрела все за 1907, 1908,1909, но ничего не нашла. А как звали Вашего деда? |
anytka75 Начинающий Крым Сообщений: 27 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 14 | Km написал:
А как звали Вашего деда? Никифоров Михаил Григорьевич, но нашли уже в Казылях. Просто сбило с толку что на Памяти народа он рожден в с.Пестрецы, а на самом деле в Казылях. |
salavat-nab г.Набережные Челны РТ Сообщений: 543 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 515 | kutsenko_id написал: История прихода в селе Пестрецы в источниках 1600 года в с. Пестрецы были попы Девятой и Оникий Федоровы. В то время строителем церкви был Парамон. |
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * 2 Вперед → Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Приволжский округ » Республика Татарстан » Пестречинский приход (жители, краеведение) [тема №129458] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались - покиньте сайт. Политика персональных данных Содержимое страницы доступно через RSS. Пользуясь сайтом вы принимаете условия пользовательского соглашения © 1998-2023, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |