В преддверии 80-летия Победы в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (09 мая 2025 г.) предлагаю Вашему вниманию статью и фотографию
«Сотрудники ЦКБ-18. Горький. 1945 год» с сайта ЦКБ МТ «РУБИН»
https://ckb-rubin.ru/ckb_mt_rubin/istorija/pamjat/ПАМЯТЬ
9 мая 1945 года над Москвой прогремел победный салют, посвященный победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта война велась за продолжение жизни на нашей планете, за то, чтобы все люди имели возможность оставаться людьми и жить по-человечески.
К началу войны Советский Союз располагал самым крупным в мире подводным флотом. За три предвоенных пятилетки по проектам ЦКБ-18 - единственной в те годы отечественной проектной организации подводного кораблестроения (в настоящее время - ЦКБ МТ "Рубин") - были построены и сданы Военно-Морскому флоту 206 подводных лодок, которые участвовали в боевых действиях на всех морских театрах Великой Отечественной войны; 95 подводных лодок находились в постройке в разной степени готовности.
С первых дней войны коллектив ЦКБ-18 вместе со всей страной поднялся на борьбу с врагом. 23 июня 1941 года в бюро состоялся митинг, все работавшие мужчины, независимо от возраста и состояния здоровья, подали заявления в Ленинградское народное ополчение, однако ввиду необходимости сохранения квалифицированных кадров и для обеспечения достройки заложенных подводных лодок были удовлетворены просьбы только 34 сотрудников. Позднее в действующую армию были мобилизованы еще 20 человек.
11 июля 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление об эвакуации из Ленинграда ряда предприятий оборонной промышленности. 164 сотрудника ЦКБ-18 с семьями, а также семьи ушедших на фронт были отправлены в г. Горький (Нижний Новгород), около 100 человек были переведены на остававшиеся в Ленинграде заводы и организации. 22 июля 1941 г. эшелон ЦКБ-18 прибыл в г. Горький, 1 августа бюро приступило к работе.
Советские подводники вписали множество славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Они вели боевые действия на всех флотах: на Севере, Балтике, Черном море и Дальнем Востоке. В сложнейших условиях, прорываясь через минные поля и заграждения, нанося внезапные удары из-под воды, они топили корабли и суда противника торпедным, минным и артиллерийским оружием, вели разведку, высаживали в тыл врага разведывательно-диверсионные группы, обстреливали береговые позиции врага, эвакуировали мирных жителей и раненых, доставляли войскам, отрезанным от основных сил, оружие, боеприпасы и продовольствие. Потопление крупнейшего германского лайнера "Вильгельм Густлов" подводной лодкой Балтийского флота "С-13" под командованием А.И.Маринеско вошло в историю подводной войны как "атака века". Незабываема и боевая операция по торпедированию германского линкора "Тирпиц" подводной лодкой Северного флота "К-21" под командованием А.Н.Лунина.
Однако подводные силы несли и потери. Из боевых походов не вернулись 103 подводные лодки. Ратный труд экипажей этих кораблей навсегда занесен в летопись подводного флота России.
Деятельность ЦКБ-18 в годы войны была направлена на оказание технической помощи действующим флотам непосредственно на соединениях подводных лодок, конструкторское обеспечение на заводах-строителях достройки заложенных до войны подводных лодок, улучшение тактико-технических характеристик действующих подводных лодок, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью обеспечения развития подводных сил ВМФ СССР. Наряду с обеспечением достройки подводных лодок, оказанием помощи флотам по устранению боевых повреждений кораблей, изучением опыта боевых действий подводников в годы войны велась разработка новых проектов подводных лодок. Сотрудники ЦКБ-18 и члены их семей также принимали участие в противовоздушной обороне г. Горького, строительстве оборонительных сооружений, собирали теплые вещи для фронтовиков, отчисляли часть своей заработной платы в Фонд обороны СССР.
Труд конструкторов заслужил высокую государственную оценку. В марте 1944 года ЦКБ-18 было награждено орденом Трудового Красного Знамени за создание советских образцов подводных лодок, успешно действовавших против немецко-фашистских захватчиков.
47 сотрудников бюро были отмечены орденами и медалями СССР.
В мае-июне 1945 года ЦКБ-18 возвратилось из эвакуации в Ленинград. В 1946 году все сотрудники, работавшие в бюро во время войны, были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
11 сотрудников ЦКБ-18 пали смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны:
Алексеев Павел Николаевич
Биргер Борис Лазаревич
Вагунин Виктор Иванович
Евтропова Анна Николаевна
Копылов Лев Алексеевич
Кухто Николай Петрович
Лилин Алексей Алексеевич
Островский Валентин Степанович
Пименов Владимир Иванович
Свиридов Владимир Иванович
Халин Федор Иванович
В 1975 году в память о погибших в здании ЦКБ МТ "Рубин" была установлена мемориальная доска.
После Победы на работу в ЦКБ-18 вернулись 13 фронтовиков. Страна возвращалась к мирной жизни. Пришли в бюро и фронтовики, избравшие своей профессией проектирование подводных лодок. В разное время после окончания действительной военной службы на работу поступали участвовавшие в Великой Отечественной войне кадровые офицеры и специалисты из других организаций. В послевоенные десятилетия при их непосредственном активном участии был создан мощный подводный флот, способный решать стратегические задачи.
Мы знаем и всегда будем помнить, сколь долог и труден был путь к победе. Она потребовала крайнего напряжения сил всего народа и неисчислимых жертв, унеся жизни десятков миллионов людей. За прошедшие после войны десятилетия многие раны войны затянулись, но и в наши дни земля, где шли сражения, еще хранит останки павших бойцов. Эту память мы сохраняем и передаем новым поколениям!
На фото (слева направо) 47 работников Центрального Конструкторского Бюро № 18 и Наркомата Судостроительной Промышленности, награжденных орденами и медалями Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года
1-й ряд
1.ЕГОРОВ Сергей Алексеевич
2.БАЕВ Юрий Константинович
3.ЗАЕЗДНЫЙ Александр Менделевич
4.ЗЮЗИН Иван Васильевич
2-й ряд 1.ФИНКИЛЬШТЕЙН Рафаил Мордухович
2.СЕГАЛЬ Валентин Францевич
3.ШЛЮПКИН Алексей Кузьмич
4.ФУНИКОВ Виталий Петрович
5.ВАСИЛЬЕВ Василий Иванович
6.ЖИЛЯЕВ Михаил Иванович
7.МЕРКУРЬЕВ Алексей Иванович
8.СОЛОВЬЕВ Александр Павлович
9.КРИТСКИЙ Владимир Федорович
10.ГОЛОСОВСКИЙ Петр Зиновьевич
11.ГОРЯЧЕВ Владимир Петрович
12.ЛЕОНОВ Иван Петрович
13.ВАВИЛОВ Николай Михайлович
3-й ряд1.ПУХОВ Иван Степанович
2.ЕВГРАФОВ Яков Евграфович
3.МИХАЙЛОВ Василий Антонович
4.БАЗИЛЕВИЧ Александр Васильевич
5.ДЕРИБИН Зосим Александрович
6.ПОЛУШКИН Федор Федорович
7.ПЕРЕГУДОВ Владимир Николаевич
8.САВИНОВ Павел Сергеевич
9.АНУЧИН Николай Васильевич
10.БЫКОВ Николай Михайлович
11.ЛЕПИЛИС Шлема Фронмович
12.КРАСНОПОЛЬСКИЙ Петр Павлович
13.БУНЗЕН Вольдемар Александрович
4-й ряд1.ТЮЛЕНЕВ Александр Тимофеевич
2.РАЗУМЕЙКО Александр Николаевич
3.СТЕПАНОВ Владимир Яковлевич
4.ЕВДОКИМОВА Надежда Игнатьевна
5.ИВАНОВ Владимир Николаевич
6.ГОЛУБЕВ Иван Тихонович
7.ГАЛКИН Александр Михайлович
8.ОБРАЗЦОВА Мария Васильевна
9.ИВАНОВ Николай Васильевич
10.ТАШМАН Виктор Алексеевич
11.ВОЛКОВ Александр Иванович
5-й ряд1.КАЛИНИНА Александра Ивановна
2.ЧИСТОВ Александр Васильевич
3.НИКИТИНА Мария Федоровна
4.ОМИНИНА Раиса Петровна
5.ГЛАДКОВ Виктор Иванович
6.ЗАПОЛИНА Мария Яковлевна
Отсутствуют фото шестерых работников, отмеченных орденами и медалями Указом Президиума Верховного Совета СССР, а именно:
1.Апухтин Петр Акимович – заведующий лабораторий теории корабля ЛКИ
2.Егоров Михаил Васильевич – начальник главка НКСП
3.Иоффе Иосиф Мойсеевич – начальник группы конструкторского бюро завода № 709 награжден
4.Евдокимов Петр Павлович – старший инженер отдела Главного управления НКСП
5.Мансуров Яков Филиппович – старший инженер отдела Главного управления НКСП
6.Яковлев Виктор Иванович - старший инженер отдела Главного управления НКСП
С уважением, Наталья Мартынова