Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кантонисты

Источники информации и конкретные вопросы

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 26 27 28 29  30 31 Вперед →
Модератор: shirsin
hleshka

Краснодар
Сообщений: 146
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 125

Yalena написал:
[q]
причисление происходило по личному прошению кантониста. Контроль за просрочкой причисления возлагался на околоточных . Первый мог и не знать , что ему надо причислится , а второй не обнаружил нужного персонажа по месту приписки , т.к последний жил в 100 верстах от него в другом городе. Видимо позже попался на глаза на новом месте.Вот по этим причинам и произошла отсрочка.
[/q]

Спасибо, с этим вопросом теперь понятно.

hsl написал:
[q]
он не успел поучится в школе кантонистов по малолетству , т.к. в 1856 году принудительное зачисление солдатских детей в военные учебные заведения отменили.
[/q]

Жаль, а я надеялся найти какие-нибудь дополнительные сведения об этом.

Yalena написал:
[q]
Иногда в посемейных списках писали место исхода, плюс в ревизии 1858 года должны быть солдатки с детьми указаны. Дело о причислении можно посмотреть, могут быть какие-то сведения.
[/q]

В посемейном списке жителей г.Ставрополя за 1874 год указано только упоминание о его семье.
В посемейном списке мещан г.Ставрополя за 1886 год указано, что Парамон Моисеевич живёт в ст.Баталпашинской. Но в исповедной росписи ст. Баталпашинской за 1848 г. фамилия Журавлёвых не значится. В сохранившихся метриках за некоторые годы по ст.Баталпашинской Журавлёвы упоминаются только после 1870хх годов. А если к этим фактам добавить семейную легенду, что Журавлёвы родом с Украины, из казаков, то возникает главный вопрос, откуда именно они???
В деле Реестр исповедным росписям городов, сёл и церквей Ставропольского уезда за 1845 год, в с.Сандата была найдена запись об отставном солдате Журавлёве Моисей в возрасте 51 года, а его жене 48. Парамон не указан и не мог быть указан среди их детей, потому что родился только в 1848 году... Указанный Моисей мог бы приходиться отцом Парамону, но смущает их возраст, поздновато для детей... В семейном списке селения Сандатовского за 1864 г. Парамон так же не указан. Отсюда вывод, либо найденный Моисей не наш, либо Парамон до 1864 года по каким-то причинам успел переселиться... пока тупик.
---
Ищу сведения о Назаренко, Грабовские, Алехины, Костенко, Крицкие, Кузовлевы, Журавлёвы.
hleshka

Краснодар
Сообщений: 146
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 125
А ещё вопрос, могли ли казаки называться кантонистами?
В документах указано, что мой предок был кантонистом(сыном солдата), при этом, по легенде, он был казачьего рода и переехал в Ставропольский край из Украины. Не противоречит ли одно другому?
---
Ищу сведения о Назаренко, Грабовские, Алехины, Костенко, Крицкие, Кузовлевы, Журавлёвы.
hsl

hleshka написал:
[q]
мой предок был кантонистом(сыном солдата), при этом, по легенде, он был казачьего рода и переехал в Ставропольский край из Украины. Не противоречит ли одно другому?
[/q]
противоречит. У войсковых казаков служба была своя и рекрутской повинности они не несли и в солдаты их не брали . Были еще НЕ войсковые малороссийские казаки Полтавской и Черниговской губерний , сословие которым было даровано за прежние заслуги и которые несли рекрутскую повинность . Но по закону они после отбытия 15 - ти летней службы возвращались в свое сословие и в свои общества . Дети , прижитые ими во время службы , оставались так же в казачьем сословии и кантонистами не становились.
valcha
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 27565
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15736

hleshka написал:
[q]
А ещё вопрос, могли ли казаки называться кантонистами?
В документах указано, что мой предок был кантонистом (сыном солдата), при этом, по легенде, он был казачьего рода и переехал в Ставропольский край из Украины. Не противоречит ли одно другому?
[/q]


Кантонистами называли еще и переселенцев.
Например тут:

29 ноября 1796 года указом императора Павла Первого Таврический конно-егерский полк в связи с сокращением
кавалерии был расформирован и преобразован в 5-й Отдельный Таврический конно-егерский легкоконный полк Его Императорского Величества цесаревича Александра. В его состав входили 17 полков легкой конницы общей численностью 17476 человек. Часть солдат, входивших в воинское соединение, получили статус «кантонистов», т.е. переселенцев, и поселилось в степных и горных районах Крыма.
......
После расформирования Таврического легкоконного полка в 1796 году срок службы солдат-кантонистов изменился с 25 до 15 лет. Солдат освобождали на 10 лет от налогов, выдавали от 10 до 30 десятин удобной земли и 300 рублей серебром на ведение хозяйства

В с. Мазанка поселились 17 семей Донского казачества. В 1853 г. там обвенчали 53 пары, созданные солдатами-кантонистами и вышедшими из «казачьего сословия».

https://minfo.rk.gov.ru/upload...2019-3.pdf
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО! Вопросы задавайте, пож-ста, в темах, которые я веду или модерирую

митоГаплогруппа H1b
Дневник
hsl

valcha написал:
[q]
Кантонистами называли еще и переселенцев.
Например тут:
[/q]
ошибка видимо при наборе текста. Должны быть " поселенцы " . Автор имел ввиду военные поселения объединенные в округа - кантоны . Позже этот опыт был распространен на материковой России под руководством Аракчеева.
Ошибки и далее встречаются в тексте . Вместо Новороссийского казачества упоминается Новосибирское и тд. , т.е. наборщик читал текст бегло.
valcha
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 27565
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15736
hsl

В чем-то соглашусь, но Вы не учитываете годы, указанные в вопросе hleshka - это уже 19 век, - 1848, 1864, 1870-е. Казацкие полки Гетманской Украины были уже давно ликвидированы и\ или переформированы в полки РИА (гусарские, пикинерские и т.д.) с другими правилами несения военной солдатской службы, а с 1805 г. до 1856 к кантонистам причисляли\именовали всех солдатских детей .

М.б. предок hleshka и служил когда-то, в 18 в. в каком нибудь казацком полку Малороссии, но в 19 веке его сын, внук - были солдатами РИА со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, к ревизии 1782 г. он должен был числиться (быть записан казаком ) доказав тем самым свое право владеть принадлежащей ему земельной собственностью. А доказательная процедура для подтверждения или возобновления (в случае насильственного захвата помещиком его земли, что в это время происходило в Малороссии) казачьего звания предполагала либо предоставление документальных доказательств на владение, либо свидетельских показаний под присягой, проситель должен был представить не менее 12 свидетелей, которые могли бы подтвердить его казачье происхождение, причем свидетели должны были быть или дворяне, или козаки, купцы и мещане ( это у Стороженко).
Не доказавший свое казацство казак становился посполитым - крестьянином

Зачастую малоимущие казаки переходили в посполитство к помещику добровольно.
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО! Вопросы задавайте, пож-ста, в темах, которые я веду или модерирую

митоГаплогруппа H1b
Дневник
hsl

valcha написал:
[q]
1848, 1864, 1870-е. Казацкие полки Гетманской Украины были уже давно ликвидированы и\ или переформированы в полки РИА (гусарские, пикинерские и т.д.) с другими правилами несения военной солдатской службы, а с 1805 г. до 1856 к кантонистам причисляли\именовали всех солдатских детей
[/q]
в 1831 г. вышел указ о создании 8 Малороссийских кавалерийских полков набиравшихся рекрутскими наборами из казаков Черниговской и Полтавской губ (ПСЗРИ 4536 ). В 1832 году узаконены обязанности этих казаков относительно военной службы ( ПСЗРИ 5458) . В п.11 этого документа говорится о детях : " Детей мужеска пола прижитых казаками на службе , как равно и по увольнении от оной оставить в семействах своих в первобытном состоянии отцов ".
В 1868 году указанные малороссийские полки распущены.
Лайк (1)
valcha
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 27565
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15736

hsl написал:
[q]
в 1831 г. вышел указ о создании 8 Малороссийских кавалерийских полков набиравшихся рекрутскими наборами из казаков Черниговской и Полтавской губ (ПСЗРИ 4536 )
[/q]


Но мы же не знаем доказал ли предок искомого персонажа свое "казацкое достоинство" к 1782 году, и попал ли под Указ
hsl написал:
[q]
в 1831 г. вышел указ о создании 8 Малороссийских кавалерийских полков набиравшихся рекрутскими наборами из казаков Черниговской и Полтавской губ (ПСЗРИ 4536 ). В 1832 году узаконены обязанности этих казаков относительно военной службы ( ПСЗРИ 5458) . В п.11 этого документа говорится о детях : " Детей мужеска пола прижитых казаками на службе , как равно и по увольнении от оной оставить в семействах своих в первобытном состоянии отцов" В 1868 году указанные малороссийские полки распущены..
[/q]

М. б. он и не служил в этих полках, за старостью или увечьем или попал в совсем другие полки.
.
Семейная легенда гласит, что был из казаков и, тем не менее персонаж записан - кантонистом (сын солдата). Указ указом, а действительность, она многогранна.


hsl написал:
[q]
противоречит
[/q]

Я противоречия не вижу.









---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО! Вопросы задавайте, пож-ста, в темах, которые я веду или модерирую

митоГаплогруппа H1b
Дневник
hleshka

Краснодар
Сообщений: 146
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 125
hsl, valcha, спасибо вам за интересную дискуссию!

valcha написал:
[q]
Семейная легенда гласит, что был из казаков и, тем не менее персонаж записан - кантонистом (сын солдата).
[/q]

По моей истории появилось небольшое прояснение. Недавно родственники предоставили фотографию, на которой была надпись, сделанная дочерью искомого Парамона: "Отец - украинец, Мать - Кубанская казачка". Возможно, в дальнейшем, эти два определения объединились в "из Донских казаков"...
Но теперь задача легче не стала... нужно понять, как и когда кантонист Парамон Моисеевич (или его отец) попал в Ставропольский край? Почему жил в Баталпашинске, а в Ставрополе стал мещанином? dntknw.gif
Были ли какие-нибудь известные переселения кантонистов на Кубань?
---
Ищу сведения о Назаренко, Грабовские, Алехины, Костенко, Крицкие, Кузовлевы, Журавлёвы.
Leontiya
ПОИСКИ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ Петербурга и др.

Leontiya

Частный специалист

Волгоград, Санкт-Петербург
Сообщений: 5414
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 6688
hleshka Отец служил на Кавказе, а сын хоть и записан в кантонисты, но воспитывался по малолетству при матери. Искать метрику о рождении надо де-то возле Баталпашинской. где могла стоять часть или отставной отец получил осёдлость (солдат Кавказской армии стремились оставлять на Кавказе после отставки, иногда (к Вашей легенде) записывая в казаки), в т.ч. в по метрическим книгам военных храмов (ЦГИА, РГВИА, возможно, даже РГИА) В РГВИА фонд с метрами Кавказских частей оцифрован недавно, слышала
---
ПРИГЛАШАЕМ В НАШЕ СООБЩЕСТВО https://vk.com/infogen
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 26 27 28 29  30 31 Вперед →
Модератор: shirsin
Вверх ⇈