Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Книга об инженерах-путейцах

О том, как создавалась книга

← Назад    Вперед →Модератор: Nathalie
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 21792
Недавно вышла из печати книга "Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени",
работе над которой я отдала почти пять лет. Здесь я постараюсь рассказать, о чем эта книга, зачем мне понадобилось ее писать, почему она написана именно в таком "странном жанре". Хочу рассказать и о том, какие сложности возникали в работе, как мне удавалось - или не удавалось - их преодолевать.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 21792
Невольно откладываю рассказ о том, как писалась книга. Временами процесс этот был радостным и захватывающим, а порою становился непосильным, и тяжесть возвращается, когда начинаешь говорить о книге. Я имею в виду не трудоемкость процесса поиска, сбора и обработки информации, не сложности связного оформления своих мыслей, хотя все это имело место, - но это совершенно нормальные сопутствующие факторы.
Я говорю о тяжести, которая наваливалась на меня, когда я писала о последних днях жизни героев книги, когда знакомилась с "расстрельными" делами. Это страшное чтение. У меня было ощущение, что аккуратные страницы протоколов залиты кровью. Приходилось читать их по несколько раз, прежде чем удавалось справиться с волнением и начать анализировать, а затем описывать - по возможности кратко, сдержанно, без эмоций. Боюсь, что это мне не всегда удавалось.
Есть в книге и совсем другие страницы (их, по счастью, гораздо больше), веселые и грустные, описывающие встречи и расставания, обретения и потери, мелочи быта и приметы времени, - в общем, жизнь в самых разнообразных ее проявлениях. Книга посвящена судьбам трех инженеров-путейцев, начинала я ее писать как семейную сагу и предназначала исключительно для семейного чтения, широко используя фотографии, письма и документы из семейного архива.
Но фигуры трех инженеров, много сделавших для развития российских путей сообщения и участвовавших в целом ряде событий отечественной истории, перестали умещаться в рамках обычного семейного повествования. Кроме того, мне показалось интересным сравнить, как сложились судьбы людей, начинавших практически одинаково, но избравших, в силу разницы политических убеждений и характеров, совершенно разные пути.
Писать об инженерах было невозможно, не затрагивая их профессиональную деятельность, и так родился этот "странный жанр", не то мемуары, не то научное исследование. Но исследования мои не имели отвлеченного, самостоятельного характера и лишь служили лучшему раскрытию истории героев. Так, я указала на ошибку в датировании станции Основа, столетие которой пышно отмечалось в Харькове в 2008 г. Но не могла же я промолчать, когда узнала, что только в 1909 г. мой дед начал проектировать эту станцию.
Хочу еще раз подчеркнуть, эта книга не о железных дорогах. В первую очередь, это - книга о людях, увлеченных своим делом, книга не только о самих инженерах, но также об их семьях, близких и дальних родственниках, друзьях и коллегах, о том, как жили все эти люди до и после 1917 года, как отразились на их судьбах трагические и противоречивые события нашей истории.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 21792
Коль скоро речь зашла о станции Основа, расскажу, что не получилось.
Удалось многое: были найдены в архиве чертежи и пояснительная записка к проекту, сделанные Пешелем. Были установлены даты строительства, начала временного движения и постоянной эксплуатации.
Но! Здание, построенное Пешелем, было разрушено в годы Отечественной войны. После войны его восстановили, а к 2008 году - "юбилею" - реконструировали.
Мне не удалось найти фотографий того здания, которое строил мой дед.
Буду благодарна, если кто-нибудь поделится довоенным фото Основы, неважно, какого качества.
Вот современное фото станции:


[
Изображение на стороннем сайте: d87f9187686ct.jpg ]

Источник
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3942
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 21792
После выхода книги имя одного из героев книги, моего деда Ю.А. Пешеля внесено в ряд других славных имен на сайте "Некрополь российского научного зарубежья". После стольких лет полного забвения на родине!
http://www.russiangrave.ru/?id=21&prs_id=275

ПЕШЕЛЬ
(Pechel)
ЮЛИУС АДОЛЬФОВИЧ

[
Изображение на стороннем сайте: c4aca057a567.jpg ]

1881 - 1944
Инженер путей сообщения


Дата рождения: 24.03.1881
Страна рождения: Россия
Город рождения: Клинцы Черниговской губ.
Биографическая справка:
Окончил 2-ю гимназию в Киеве с золотой медалью (1899), Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в СПб. (1904). С ноября 1904 по январь 1909 в службе движения Управления Санкт-Петербургской сети Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (чертежник, инженер, начальник технического отдела). С января 1909 — в Управлении по сооружению Северо-Донецкой железной дороги (Харьков), автор проекта крупнейшей сортировочной станции Основа. С 1912 начальник службы эксплуатации и 1-ый заместитель управляющего Северо-Донецкой дорогой. В ноябре 1915 назначен членом комиссии по изучению положения дорог Московского узла под руководством профессора Ю.В. Ломоносова. В декабре 1915 – марте 1916 вместе с инженером путей сообщения Б.Д. Воскресенским командирован в Москву для экстренной разгрузки Московского железнодорожного узла, перестройки и организации работы Московско-Курской, Нижегородской и Муромской дорог. С мая 1916 начальник службы движения Московско-Казанской железной дороги. В 1919 работал в Ростове, руководитель транспортного отдела Хозяйственно-технического союза освобожденных областей. В сентябре подготовил аналитический обзор состояния железнодорожного транспорта на территории, контролируемой Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР). В декабре 1919 – марте 1920 особоуполномоченный Главного начальника военных сообщений ВСЮР в Новороссийске. Покинул город на одном из последних транспортов. С весны 1920 в эмиграции в Константинополе, в 1922–1925 жил в Париже (Франция). С 1923 член Союза русских дипломированных инженеров во Франции, участник заседаний ЦК Федерации союзов русских инженеров за границей. С конца 1925 жил в Льеже (Бельгия), инженер, член правления крупной промышленной компании. Член Русского национального объединения.


[
Изображение на стороннем сайте: 2cab92e4afd7t.jpg ]

Дата смерти: 24.08.1944
Похоронен на кладбище Робермон, Льеж, Бельгия.

Библиографическая справка:
Соч.: Доклад о работах по Московско-Курской железной дороге и Московскому узлу. Харьков, 1916 (совм. с Воскресенским Б.Д.);
Доклад Общему собранию членов Хозяйственно-технического союза 29 сентября 1919 г. Ростов-на-Дону, 1919.

Лит.: Тахтамышева Н.А., Ящуржинская О.А. Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. № 3. С. 152—164;
Тахтамышева Н.А. Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени. М., 2014.



← Назад    Вперед →Модератор: Nathalie
Вверх ⇈