Библия, православные праздники, традиции
В теме рассказывается о Библии, Православии, избранных днях церковного календаря, православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
6 июля 2015 16:22 6 июля 2015 17:00 7 июля.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского ( ок.1224). Прав. отроков Иакова и Иоанна Менюжских ( 156н - 1569). Мчч. семи братий : Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина ( IV).
Рождество Иоанна Крестителя.
Святой пророк Предтеча Господень Иоанн Креститель родился в семье священника праведного Захарии и его жены праведной Елизаветы, живших в Хевроне, в Иудейских горах. Будущие родители Иоанна были людьми праведными и поступали по всем заповедям и уставам Божиим. Они были уже пожилые, и у них не было детей. Однажды, когда старец Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме и кадил в нем, ему вдруг явился Аргангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек скорое рождение сына. Захария сильно испугался. Архангел Гавриил сказал ему : " Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя : Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матеи своей. И многих из сынов Израйлевых обратит к Господу Богу их". Пророчество Архангела Гавриила привело праведного Захарию в сильное смущение. Усомнившись в словах Архангела, он стал просить у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. И в наказание за неверие мгновенно немота поразила его , маловерного. Вскоре Елисавета узнала о том, что у нее родится первенец. На пятом месяце беременности она удостоилась посещения своей родственница - Преблагословенной Девы Марии, уже носившей во чреве Предвечного Младенца. Праведной Елисавете, исполнившейся благодати Духа Святого, первой открылась великая тайна, и она узнала всвоей гостье Матерь Божию. Св. Иоанн Предтеча, взыграв во чреве матери, такой радостью приветствовал Приснодеву, носившую Сына Божия. На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники. В доме царила великая радость - с рождением ребенка с семьи снималось бесчестье, попущенного Господом. К этому дню полагалось дать младенцу имя, и гости решили назвать его Захарией - в честь отца. Однако св. Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном,что значит " благодать". Все присутствующие были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил отец младенца. На вопрос,как же все- таки назвать мальчика, он написал на дощечке : " Имя ему- Иоанн". И вдруг узы, связывающие его речь, разрешились, и св.Захария, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне - Предтечи Господнем и о грядущих событиях. Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлиеме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне, о коором уже слышал много чудесных рассказов. Он послал в Хеврон убийц. Однако в доме св. Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлиеме, вопль и стоны дошли дт Хеврона. Св. Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушли в горы, а св. Захария исполнял в это время богослужение в Иерусалиме. Праведная Елисавета со слезами молилась Богу о защите. И ктгда с вершины горы она увидела приближавшихся преследователей, то возопила от всег сердца, обращаясь к каменной глыбе : " Гора Божия! Гора Божия! Прими матерь с чадом!". Как повествует церковное предание, гора вдруг расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла матерь с сыном. Негодуя на то,что св. Елисавете с сыном удалось скрыться, Ирод решил отомстить св. Захарию. Он послал к нему своего оруженосца с пручением узнать, где находится его сын. В случае отказа выдать сына Иродпр казал убить отца. Св. Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении сына он ничего не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников так как верит,что Господь примет его душу. За эти слова он был убит, а кровь его, разлитая о мраморному полу, затвердела, как камень, превратившись тем самым в свидетельство преступления Ирода. По преданию,праведная Елисавета, пребывая с младенцем Иоанном в пещере, чувствовала особое благоволение Божие, ибо прямо возле пещеры внезапно выросла финиковая пальма, кормившая беглецов своими плодами, а также открылся источник. По прошествии сорока дней со вемени убиения св. Захария, преставилась и св. Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на свое попечение Ангел Божий. Так хранил и покрывал Господь святого пророка Иоанна, чтобы уготовил он путь Грядущему Срасителю рода человеческого. В честь Иоанна Крестителя Господня на Руси были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри. Кроме того, русские люди часто называли своих детей именем Иоанн.
" Русский народный Православный календарь" В.В.Усов, 1997 г., т.2, стр.110- 113.
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
6 июля 2015 17:16 6 июля 2015 17:45 Народные традиции 7 июля
Иванов день. Иоанн Креститель. Иван Купала. Иван Травник. Иван Колдовщик. Иван Цветной. Купала. Травник.
Самый почитаемый народом праздник. В народных верованиях он слился с языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил название Ивана Купалы.
В церковном календаре насчитывается 68 Иоаннов. Но Ивановым днем называется только 7 июля. Ивановщина - так называется именинный пир в этот день. Это самый разгульный праздник. День Ивана Купалы - олицетворение сил природы. В народе есть поверье, что в ночь на Ивана Купалу совершаются чудеса. Бытует легенда, что огненный цветок папоротника раскрывается на один миг лишь раз в году - в купальскую ночь и дарит счастье его увидевшему. На самом деле папоротник никогда не цветет. Поклонение меру растений дало название этому дню «Травник».
Праздник отмечается ночью с кострами, прыганием через них - на счастье, песнями до самой ясной зари, традиционными играми, хождениями с березкой, гаданиями. Этот праздник - культ света, солнца, всего живого, в это время «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Иоанн Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов». Основная особенность купальской ночи — очищение кострами. Вокруг костров плясали,прыгали: тот кто вышеи дальше всех пригнет тот будет самым удачливым. В особых местах, через святой огонь гнали домашних животных, этот огонь защищал их от злых сил. В этот день, матеря забирали у больных дочек сорочки, что бы все болезни сгорели вместе с сорочками. Молодёжь и дети, когда уже напрыгались через костры, устраивали громкие игры. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в ночь на Ивана-купала, нельзя было спать, потому, что оживает и становится особенно опасной вся нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были очень опасны. Они с легкостью могли своровать молоко у коров или испоганить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса, а еще смоляные бочки, после чего, сбрасывали с гор и насили на палках, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Иванов день - день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок). Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Обязательным обрядом праздника Ивана-купала было массовое купание: в этот день из всех рек бежала вся нечисть, поэтому аж до Ильина дня было безопасно купаться без страха.Еще, вода в праздника Ивана-купала станавилась целительной и магической то есть святой.
В реках, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Севере России в Ивана-купала растапливали бани, в которых парились и мылись, заваривали специальные собранные в этот день травы и делали из них венки. И вода, и травы в праздника Ивана-купала наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в этот день. Кроме того, в Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Цветы и травы собирали под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Этими травами окуривали больных, изгоняли не чистую силу, их бросали в натопленную печьку в то время как шла гроза, чтобы предохранить дом от удара молнии, используют травы и для розгара любви или для «отсушки».
Конечно главным из всех растением был несомненно папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Если человек находил папоротник который расцвел то он видел где спрятаны все клады и неважно как хорошо.
Кроме того, одним из самых главных символов Ивана-купала был цветок Иван-да-марья, он символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру: Иван Марью Звал на купальню. -Где Иван купался Берег колыхался. -Где Марья купалась Трава расстилалась. Купался Иван Да в воду упал.
krupenichka.ru›17/389-7.html
ЛЕБЕДЕВ Клавдий - Ночь на Ивана-Купалу
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
6 июля 2015 17:24 Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье
Иоанно-Предтеченская Рощенская
Церковь Иоанна Предтечи, находящаяся на юго-восточной стороне площади Революции, – единственный сохранившийся памятник большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Три других храма – Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградский собор и церковь Николы на Сенной – были разобраны в период с 1924 по 1972 год.
Церковь Иоанна Предтечи названа по главному престолу холодного храма, освященного во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Вторая часть названия – в Рощенье (встречается написание в Рощении) – происходит от местности, которая простиралась от нынешней площади Революции до церкви Кирилла Белозерского в Рощеньи (створ Советского проспекта и улицы Первомайской). Название свидетельствует о наличии на этом месте в древности каких-то рощ. Часть историков убеждена, что этот топоним возник еще в дохристианские времена, так как речь может идти о священных рощах-капищах язычников.
Точная дата возникновения храма неизвестна. Ряд исследователей связывает постройку церкви со временем правления Ивана Грозного. Первое ее официальное упоминание датируется 1618 годом. Согласно сведениям, указанным в окладных книгах XVII века, храмовый ансамбль включал в себя зимнюю деревянную церковь Алексия, митрополита Московского, холодную деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и отдельно стоящую колокольню. Приход церкви, насчитывающий 77 дворов, принадлежал к числу одних из самых богатых в Вологде. О внушительности церковных строений прихода можно судить по челобитной Вологодскому архиепископу Гавриилу 1618 года, где церковь именуется монастырем.
Деревянная зимняя церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года. Летнюю Иоанно-Предтеченскую церковь удалось отстоять от огня. Во избежание дальнейшего распространения пожара колокольня была специально растащена. «И как та колокольня упала, и в то число чуть не убило главой бывшаго твоего архиерейскаго подьяка Никитку Христофорова. А из церкви Божии святыя иконы и книги и ризы и всякую церковную утварь вынесли все в целости. А которые, государь, около монастыря дворы, и те дворы отстояли, только кровли и верхи сломали».
23 мая 1710 года состоялась закладка каменной церкви, о чем сохранилась надпись в простенке между окнами у левого клироса: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, зачата бысть сия святая церковь каменным строением, тщанием и радением сея церкви всех приходских людей, во имя святаго славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, на память преподобнаго отца нашего Михаила, Епископа Синадскаго и обретения честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия Епископа, Ростовскаго Чудотворца, лета 1710, Маия 23 дня». Дата окончания строительства и освящения храма во имя Иоанна Предтечи неизвестна. В ряде краеведческих работ называется 1728 год.
А вот дата росписи четверика известна точно – 1717 год. На клеймах не сохранилось имен художников. Существует предположение, что руководил росписью знаменщик Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова, автора фресок вологодского Софийского собора. Фрески представляют большой интерес. Они поновлялись (реставрировались) в 1856-1859 годах, вследствие чего появились тона, не свойственные росписи начала XVIII века.
Здание каменной Предтеченской церкви состоит из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого. Колокольня, пристроенная к теплой части храма, до середины XIX века была невысокой и заканчивалась шатровым верхом. В 1865 году на средства прихожанина купца В. А. Леденцова она была разобрана до звона и значительно надстроена, а шатровый верх заменен высоким остроконечным шпилем. Ранее – в 1851 году – деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной с железными решетками и двумя небольшими, но массивными восьмиугольными башнями на западных углах.
В холодной церкви располагался престол во имя усекновения главы Иоанна. В теплой церкви было два престола: на северной стороне – во имя Святого Алексия, митрополита Московского, на южной – во имя Святого Иннокентия Иркутского. Сооружен Иноккентиевкий престол в 1832 году на средства представителей известного вологодского купеческого рода Свешниковых. Как-то один из Свешниковых, находившийся в зимнее время по торговым делам в Иркутске, возвращался в Вологду вместе с женой и грудным младенцем. По дороге ребенок случайно выпал из повозки. Через некоторое время Свешниковы обнаружили пропажу и стали горячо молиться святителю Иннокентию Иркутскому о спасении чада. Развернув лошадей, они помчались обратно. Ребенок был найден живым и невредимым…
Первоначально Иннокентиевский придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году на средства купца Мешинникова теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и в 1863 году престол Иннокентия Иркутского перенесен туда. Этот придельный храм освящен 19 января 1864 года преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским.
В 1920-е годы прихожане Иоанно-Предтеченского Рощенского храма одними из первых в Вологде начали сбор средств в фонд Помгола (Помощи голодающим). В феврале 1924 года церковь Иоанна Предтечи была закрыта вместе с Софийским собором и храмами площади Революции – Спасо-Всеградским собором, Николы на Сенной, Афанасьевским. Причиной закрытия церквей послужил переезд советских партийных учреждений в здания, примыкающие к площади Революции, а также предстоящее сооружение по соседству с храмом памятника В. И. Ленину. Вместе с тем, уже тогда Иоанно-Предтеченский Рощенский храм был признан большой исторической ценностью и передан Главнауки. По этой причине вопрос о разрушении церкви не поднимался.
В 1930 году в бывшем храме был открыт антирелигиозный музей, позднее в нем находился детский театр. Известно также, что в разное время в нем располагались архив ЗАГСа, склад кинофикации (вероятно потому, что храм находился недалеко от кинотеатра имени Горького), билетная касса аттракционов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье с фресками, 1710 г., каменная, Детский парк (ныне Советский пр., 1)» была взята на государственную охрану как объект историко-культурного наследия федерального значения. В 1960-1970-х годах проводилась реставрация памятника.
В 2006 году церковь Иоанна-Предтечи в Рощенье возвращена верующим. 7 июля 2006 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, здесь был отслужен первый молебен, который возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.
cultinfo.ru›Проекты›Вологда›index.php…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
6 июля 2015 17:25
Старая Вологда
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
6 июля 2015 21:56 7 июля 2015 17:11 Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт - Петербург
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга имеет более чем двухсотлетнюю историю. Эта история тесно связана как с судьбой города на Неве, так и с судьбами Отечества Российского.
Осенью 1765 года Екатерина II подарила Каменный остров, бывший пригородом Петербурга своему сыну, наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Возникла необходимость строительства здесь Каменноостровского дворца — летней резиденции наследника престола. И обязательной при нём домовой церкви, которая и была построена менее чем за два года, — гораздо раньше, чем достроили сам дворец и отделали его интерьеры. Архитектура православной церкви, порой смущающая наших современников своим готическим видом, сохранилась до наших дней почти неизменной. Выбор неоготического стиля вполне соответствовал вкусам наследника престола, интересовавшегося западноевропейским культурным наследием, и отвечал вообще архитектурным изыскам петербургского общества эпохи переходной от барокко к классицизму, в которых часто обращались к "древнему", "заморскому", интересному и необычному —- от китайских мотивов до древнеримских, итальянских, английских. Цесаревич Павел Петрович оказался оригинален в выборе художественных форм для своей церкви, — неоготическая стилизация под западноевропейскую капеллу была с большим изяществом воплощена в постройке выдающимся архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном, бывшим в то время директором Академии художеств. Церковь заложили 17 мая 1776 года и по окончании строительства освятили в память Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1778 года.
Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года «собственным иждивением императора Павла I, в бытность его еще наследником престола. Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича».
После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился. Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати. Чтобы представить себе, как происходило превращение его в красивейший архитектурно-парковый ансамбль, небезынтересно взглянуть на историю Каменного острова со дня основания Санкт-Петербурга.
До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 году по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел. На обширном, местами заболоченном, зеленом острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Петр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г.И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии). При первом канцлере России Каменный остров, однако, все еще оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 году остров был продан жене графа А.П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А.П. Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы. В середине 18-го века здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными.
После покупки в 1765 году Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 гг. Россия вела войну с Турцией.
Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 году по проекту архитектора Ивана Кребера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола. В 1772 году цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. Его заботами несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, став жителями Инвалидного дома, получали здесь лечение и уход. Инвалиды продолжали по мере сил служить Отечеству по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого торжественно отпраздновали в 1866 году, к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня. В 1979 году при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.
Отложенная в связи с Русско-турецкой войной идея перестройки старого деревянного дворца не была возобновлена. Возведение нового каменного для цесаревича, так же как и церкви, было поручено архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Церемония закладки каменноостровской резиденции состоялась через полторы недели после закладки церкви — 28 мая 1776 года. К строительству привлекались кроме прочих и служащие Адмиралтейского ведомства, считавшиеся на всем протяжении 18-го века лучшими мастерами, так как им приходилось строить не только корабли, но и порты, производственные и жилые здания. Основной корпус дворца возвели в 1780 году, а работы по отделке интерьеров велись до 1782 года. Церковь же полностью построили к весне 1778 года, несмотря на разрушительное наводнение осенью 1777 года, после которого понадобилось просушивать строящиеся здания.
Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства. Еще за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, «которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту». Просьба была в точности удовлетворена. После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хоры и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в нее из личного владения Павла I. «Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставшихся и доселе употребляемых». От отделки интерьеров в наши дни ничего не сохранилось, но из описей, сделанных при ремонтах в 19-м веке, известно, что в храме находился «иконостас столярной работы вызолоченный», был устроен алтарь, поддерживаемый четырьмя колоннами и двумя пилонами, которые были выполнены в дереве, оштукатурены и вызолочены. Этот исторический алтарь в конце 50-х годов советского времени, по-видимому, был перенесен в храм во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, но без сени и серебряных риз на иконах. Имелись четыре изразцовые печи (при Павле I из синих изразцов, замененных при ремонте в первой половине 19-го века белыми), дубовый наборный пол, готические стрельчатые окна. Стены церкви в одно время были окрашены под мрамор, в другое — оштукатурены в цвете и украшены орнаментом. Балкон на хорах имел ажурную решетку, — единственный элемент внутреннего убранства, сохранившийся до наших дней. В храме была икона святых пророка Елисея и мучеников Адриана и Наталии, которой Екатерина II благословила великую княгиню Наталию Алексеевну в день бракосочетания с великим князем Павлом Петровичем в 1773 году. Древняя икона Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле Славы, Иверская икона с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и 12-ти апостолов на полях, крест янтарный, крест кипарисный — оба очень тонкой художественной работы, частица Животворящего Древа Господня, вложенная в серебряную оправу в виде креста, который, по преданию, император Павел I носил на своей груди, а также многие другие иконы и богослужебные сосуды, в золоте, серебре, драгоценных ризах были некогда украшением храма. При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан «художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву ... престол из серебра» скульптурной работы. Таким образом, на всем протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась.
В какое именно время ей было дано в народе название "красненькой" — не только за краснокирпичный цвет стен, но и за поражающую взор красоту внутреннего убранства — точно не известно, но в начале 20-го столетия петербуржцы между собой именно так именовали храм.
По свидетельству книги Пушкарева «Описание Санкт-Петербурга» празднество храма совершалось в самый день Рождества Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля по новому стилю). «Торжественных крестных ходов при сей церкви не бывает. В праздники Богоявления, Преполовения и 1-го августа (14-го по новому стилю) проходит крестное хождение на реку Неву для освящения воды, после чего окропляется внутренность дворца. При сих крестных ходах иногда любили присутствовать частным образом императоры Павел I и Александр I. Император Павел I иногда прежде торжественного освящения воды при Зимнем дворце изволил прежде присутствовать при освящении воды в праздник Богоявления на Каменном острове. Почему там была совершаема ранняя обедня и после нее крестный ход на воду в его присутствии.
... Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви... Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы». Таковы свидетельства современников.
С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается «Негласный комитет», обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своем дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.
С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В 19-м веке Каменный остров наряду с Елагиным и Крестовским стал престижным дачным местом отдыха петербуржцев. Начало этому было положено еще Павлом I, который ввиду необжитости острова и быстрейшего его благоустройства пришел к мысли давать своим приближенным участки земли в вечное и наследное пользование под строительство дач. Причем владелец имел право закрепленный за ним участок, кроме передачи по наследству, продавать, дарить и закладывать (однако, с ведома императора, как собственника земли). Владельцы дач не платили в казну никаких налогов. В 1808 году были введены лишь «шоссейные деньги», платившиеся владельцам острова и назначавшиеся для поддержания в порядке дорог и мостов. К 1828 году на острове был уже 21 участок с дачами, благоустроенный их владельцами. В первой четверти 19-го века Каменный остров превратился в красивейшее место отдыха, содержавшееся в образцовом порядке. Специальными правилами, введенными в это время и обязательными для исполнения всеми собственниками дач, поддерживались благопристойность и чистота на протяжении всего 19-го века. Близкая ко двору петербургская знать и чиновничество, среди которых немало было вершителей судеб Отечества, имея свои летние резиденции на Островах, не могли не посещать близ расположенной церкви, в которой к тому же часто молились царские особы, становившиеся иногда, по сохранившимся архивным данным, восприемниками от купели детей своих приближенных. В церковь ходили молиться Г.Р. Державин, А.В. Суворов, А.С. Пушкин и другие великие люди. Известно, что в ней были крещены трое детей А.С. Пушкина — Александр, Григорий и Наталья.
Старший сын поэта, Александр, родившийся 6 июля 1833 г. был крещен 20 июля 1833 г. Крестными стали П. В. Нащокин и Е. И. Загряжская. При крещении сына Григория, родившегося 14 мая 1835 г., состоявшемся 22 мая того же года, восприемниками были друг Пушкина В. А. Жуковский и Е. И. Загряжская. Четвертый ребенок четы Пушкиных — Наталья — была названа в честь матери и родилась 23 мая 1836 г. на Каменном острове, на даче Доливо-Добровольской, где поэт с семьей провел два летних сезона — 1834 и 1836 годов. Младшую дочь Пушкины крестили 27 июня 1836 г., крестными были друг поэта М. Ю. Виельгорский и Е. И. Загряжская.
На Каменном острове в 1836 году Пушкин создал небольшой "каменноостровский цикл" стихов, отчасти связанный, как полагают литературоведы, с событиями Страстной седмицы Великого поста.
В тридцатых-сороковых годах XIX века приход церкви Рождества Иоанна Предтечи был сравнительно невелик и состоял в основном из людей придворного круга и высокопоставленных особ. Но пройдет совсем немного времени и храм будет иметь свой территориальный приход из разных сословий, оставаясь все же церковью при дворце. Этому способствовало географическое расширение границ города и заселение района Черной речки. По клировой ведомости церкви Рождества Иоанна Предтечи за 1859 год у храма был уже приход из более чем четырехсот человек, принадлежащих к разным сословиям и проживающих не только на Каменном острове и Строгановской даче, но и на Черной речке и Выборгском шоссе, с которыми территориально связывали Каменный остров новые мосты.
В конце XIX века на острове вновь произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.
После 1917 года церковь Рождества Иоанна Предтечи долгое время продолжала быть действующей.
Как до революции, так и после, особенно учитывая, что храмы новой — советской — властью активно уничтожались, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове продолжала быть очень посещаемой. Из отчета от 11 апреля 1934 года заведующего сектором административного надзора облисполкома о пасхальных службах в Ленинграде известно, что «в Красненькой сергеевской церкви на Каменном острове количество исповедывающихся доходило до 800 человек в день». Такое положение дел раздражало атеистическую власть, и с начала 30-х годов готовится закрытие церкви Рождества Иоанна Предтечи, которое и произошло в 1937 году. От неминуемого уничтожения храм спасло решение Отделения охраны памятников Управления по делам искусств при Ленсовете взять его как памятник архитектуры под государственную охрану, что и было сделано постановлением ВЦИК от 20 марта 1935 года. Как действующая, церковь была закрыта 13 декабря 1937 года. Здание долгое время использовалось как мастерская скульптора Крестовского, а впоследствии было передано военному санаторию, — в нем был устроен спортивный зал. Имущество церкви было изъято и исчезло, а во время одного из пожаров оказались уничтоженными стенная роспись и то немногое, что оставалось в храме. Дальнейшая судьба национализированного имущества храма до настоящего времени остается неизвестной.
В 1990 году образовалась община верующих христиан, которым руководство военного санатория в лице начальника Михаила Николаевича Симчука пошло навстречу. Молитвами, стараниями общины, в частности ее председателя Н. А. Лукиной церковь была передана православным христианам. В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва было совершено богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи, святого Пророка, подготовившего путь самому Иисусу Христу призывом народа к покаянию и крестившего Господа в реке Иордан.
Храм и приходская жизнь получили возрождение с назначением 6 апреля 1996 г. настоятелем прихода 25-летнего священника Вадима Николаевича Буренина. Начались работы по реконструкции здания церкви и ремонту всех ее коммуникаций, для нужд прихода были получены и подняты из развалин часовня и церковный дом.
Как известно, у каждой действующей церкви большое хозяйство, и его надо где-то размещать... В 1990 году при передаче приходу здания храма не была учтена насущная потребность в подсобных помещениях, отобранных после революции: на протяжении десяти лет (с 1990 по 2000) все службы прихода, канцелярия, бухгалтерия, ризничная, склад размещались в двух маленьких комнатках — четыре и восемь метров — в южном приделе церкви, отгороженных стенкой от основного пространства храма еще в советское время, когда здесь был спортзал. По-видимому эти комнатки служили когда-то раздевалкой. Руководство военного санатория, несмотря на неудобство, радушно приютило Воскресную школу прихода в стенах Каменноостровского дворца.
Строить рядом с храмом городские власти не разрешили, и в 2000 году настоятель был вынужден обратить внимание на аварийное полуразрушенное после пожара здание бывшей оранжереи дачи принца Ольденбургского на Набережной Малой Невки. Этот исторический памятник как минимум пять лет стоял брошенным и обгоревшим, без крыши. После получения здания приход с затратой огромных усилий восстановил его, и к 300-летию Санкт-Петербурга церковный дом был принят госкомиссией без замечаний. Сразу же здесь началась работа всех необходимых приходу подсобных служб, библиотеки духовной литературы, с начала учебного года получила, наконец, свое помещение Воскресная школа для взрослых и детей, а также по благословению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира начали действовать Православные катехизаторские курсы.
Церковь открыта каждый день с 9 до 19 часов, ежедневно совершаются утренние (литургия в 10.00, в воскресенье и праздничные дни — две литургии в 7.00 и 10.00) и вечерние богослужения (в 17.00). Каждый понедельник в 17.00 читается акафист небесному покровителю храма Иоанну Предтече. Ежедневно в 14.00 совершается таинство крещения. На насущные вопросы прихожан в любой день может ответить дежурный священник.
В 2003 году в день празднования Казанской иконы Божией Матери произошло знаменательное событие: по просьбе настоятеля церкви из Святой Земли игуменией Горненского монастыря Георгией была передана приходу частица мощей небесного покровителя нашего храма святого Иоанна Предтечи.
Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г. Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны. Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов (каждый вторник в 17.00 служится водосвятный молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и каждый четверг — афонскому образу Богородицы «Всецарица»), не перестает возносить ежедневные молитвы Богу о нашем православном Отечестве.
Рядом с храмом находится часовня во имя иконы Божией Матери «Всецарица». Списки с благодатного афонского образа давно находятся в России, а в Петербурге Пресвятая Владычица изволила устроить для него особую часовню. Часовня воздвигнута на месте бывшего здесь до 40-х годов XX века церковного дома-сторожки. В 1953-54 годах при реконструкции Ушаковского моста архитекторами П.А. Арешевым и B.C. Васильковским здесь был возведен небольшой круглый павильон для разводки моста. Его удивительно удачная неоготическая стилизация на фоне фельтеновской церкви создала гармоничный архитектурный ансамбль.
Ушаковский мост давно уже не разводят, и павильон, утративший свое функциональное назначение, не без промысла Божия превращен к апрелю 2002 г. в часовню Божией Матери «Всецарица». В нее был перенесен намоленный чудотворный храмовый образ «Всецарицы», пред которым с этого времени стали служить ежедневные молебны в 15.00 (по четвергам в 17.00). Это очень важно для людей тяжелобольных, особенно онкологическими заболеваниями, в том числе посещающих расположенный здесь же — на Каменном острове — городской онкодиспансер. По вере молящихся и заступничеством Пресвятой Богородицы Господь врачует души и тела болящих и страждущих.
Духовенство храма посещает все близко расположенные лечебные учреждения, исповедуя и причащая людей, прикованных болезнью к постели. Многие врачи и медицинский персонал являются прихожанами церкви.
В Институте мозга человека РАН, а также в Доме ветеранов войны № 2 созданы и на протяжении нескольких лет действуют часовни. Духовенством храма постоянно окормляются больные в Городском онкологическом диспансере и других больницах города, а так же дети Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия», где так же создана православная часовня. Для решения своих духовных проблем приходят в храм военнослужащие и курсанты Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского.
Учащиеся Воскресной школы для взрослых и детей и прихожане совершают паломничества к святыням Санкт-Петербургской епархии. Детская Воскресная школа ежегодно принимает участие в епархиальных Рождественской и Пасхальной выставках.
Для детей прихода устраиваются Рождественские елки и Пасхальные праздники.
Воскресная школа для взрослых любима прихожанами за новые богословские познания и возможность получить ответ священника на многие вопросы. Не один год уже действуют при храме Православные катехизаторские курсы для всех желающих повысить уровень своих знаний. Систематическое изучение Нового и Ветхого Заветов, истории Церкви и различных богословских дисциплин дают много полезного для души и ума.
Милость Божия не оставляет верующих во Христа. Яркое тому свидетельство — возрождающаяся духовная жизнь в церкви. Сотни людей, принимающих в ней таинство крещения, венчания, посещающих Воскресную школу и курсы находят для себя ответ на извечный вопрос о смысле человеческой жизни.
family-history.ru›temples/temples_9.html
Источники:
1. «Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга». Издание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, 2006 год
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
7 июля 2015 17:06 7 июля 2015 17:25 8 июля.
Прмц. Февронии девы ( ок.304). Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии , Муромских чудотворцев ( 1228). Прп. Далмата Исетского ( 1697).
СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ.
Житие Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.
Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, - святые супруги, ставшие символом супружеской преданности, воплотившие в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, любви и верности.
История жизни святых чудотворцев, благоверных князей Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края, их удивительная жизнь стала гимном супружеской любви и верности.
Записал повествование о святых Петре и Февронии в 16 веке священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви, - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана по распоряжению митрополита Макария к московскому церковному собору 1547-го года, на котором были канонизированы святые муромские супруги. Преподобный Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда: по наваждению дьявола к его жене стал летать блудный змей. И волшебством своим перед ней он являлся в образе князя Петра. Долго продолжалось такое наваждение. Обеспокоенная и опечаленная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Рассказал Павел брату своему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его — не ведал он ничего об Агриковом мече.
Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквям. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: «Да увижу, где он!» Отрок же сказал: «Иди вслед за мной». И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему обо всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.
В один из дней пришел Петр в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего. Твердо уверившись в том, что это не его брат, а коварный змей, ударил мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.
Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.
И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала – «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!»
Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома. А то, что я сказала тебе, что отец мой и мать пошли взаймы плакать – это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это – плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония». И тот юноша сказал ей: «Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. В своем княжестве искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имен их, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них». На это она ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Юноша же сказал: «Что это ты говоришь – кто может требовать моего князя себе?! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому (если вылечит) — большую награду. «Я хочу его вылечить, — просто ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах – так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно – взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти
Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Благодатная девица, имевшая премудрость святых отцов, назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священному Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха.
Подивился князь столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять в жены Февронию из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла. Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.
И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, определила ему тоже самое лечение. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди.
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Они не желали иметь правительницей над собой крестьянку, поэтому подталкивали своих мужей к недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание, чтобы заповеди божьей не нарушить. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они проснуться, как приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные князья Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Они соблюдали все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.
Когда пришла старость, они в одно время приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божьи в двадцать пятый день месяца июня.
После их преставления решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые и положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе.
И после этого, уже не смели трогать их святые тела, и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того, чтобы все припадающие с верой к раке с их мощами щедро обретали исцеление. До советских времен мощи святых, ставшие общероссийской святыней, почивали в Богородице-Рождественском соборе Мурома. Позже богоборцы передали мощи в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен. В 1989 году мощи вернули Церкви. С 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря. Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Статус всероссийского праздника в 2008 году приобрел День семьи, любви и верности, который отмечается .8 июля. В этот день Православная Церковь вспоминает святых Петра и Февронию, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар. Отсюда и второе название праздника – День Петра и Февронии Муромских
liveinternet.ru›Bolgarozka›post330213945
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
7 июля 2015 17:31 Памятник Петру и Февронии (Муром)
Создатели памятника: Московский архитектор, скульптор и художник Владимир Александрович Суровцев Архитекторы Олег и Владимир Сягины
Местоположение: На площади у стен Свято-Троицкого женского монастыря рядом с городским рынком, недалеко от автобусной остановки "Витязь" 7 июля 2012 состоялось открытие памятника святым благоверным князьям Петру и княгине Февронии.
Меч в руках князя Петра — это символ княжеской власти и нерушимости русского духа. Княгиня Феврония, стоящая рядом с князем прикрывает ему плечи своим покрывалом — это символизирует женскую мудрость и покровительство. Женщина издревле считается хранительницей домашнего очага. По легенде, в семье Петра и Февронии жил домашний кролик. Поэтому именно это животное сидит у ног муромских святых.
Феврония, была простой крестьянкой и целительницей, хранила единство с окружающей природой. Кролик на скульптуре символизирует эту связь. Кролик также является символом размножения и плодородия. Добавляя его в скульптурную группу, авторы, представили, что с этой фигуркой может зародиться какая-нибудь добрая традиция. Так и произошло - теперь проходящие мимо люди трут кролику на памятнике Петру и Февронии нос на счастье. book33.ru›murom…pamyatnik-petru-i-fevronii…
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
7 июля 2015 17:34 Памятник Петру и Февронии в Великом Новгороде, Россия
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
7 июля 2015 17:41 8 июня 2014 в столице Коми на территории Свято-Стефановского кафедрального собора прошло освящение и открытие памятника святым Петру и Февронии Муромским. Монумент окропил святой водой епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.
Церемония прошла с участием начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Коми Александра Протопопова и его супруги Елены. Их присутствие на торжестве объяснимо и оправдано. Во-первых, Александр Витальевич представлял ГУФСИН как структуру, уже давно сотрудничающую с епархией. Памятник покровителям брака – один из результатов успешного партнерства уголовно-исполнительной системы и церкви. Напомним, скульптуры Петра и Февронии изваял Андрей Галушкин, будучи в местах не столь отдаленных. Выйдя на свободу, Андрей трудоустроился штатным скульптором в Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию.
Во-вторых, чета Протопоповых инициировала проект по созданию и установке памятника защитникам брака. Что не преминул отметить в своем выступлении Владыка Питирим.
- Александр Витальевич и Елена Александровна рассказали, что святые Петр и Феврония являются личными покровителями их брака. Чета Протопоповых глубоко почитает защитников семьи, - раскрыл подробности православной жизни генерала и его жены Владыка Питирим.
Вокруг "святых в камне" оборудован сквер. К самому памятнику ведет дорожка, в начале которой установлена арка с тремя деревянными дощечками с надписями «Вера», «Надежда» и «Любовь». Владыка в своем выступлении выразил надежду, что появление фигур святых Петра и Февронии даст начало новой традиции: молодожены после церемонии венчания будут приносить к ним цветы. И этот красивый ритуал станет отправной точкой в многолетнем православном супружестве.
Скульптуры Петра и Февронии схожи с памятником Стефану Пермскому – первой работе Андрея Галушкина, появившейся год назад возле собора. Сходство позволяет легко догадаться, что обе работы выполнены одним мастером в одной технике. В перспективе территорию Свято-Стефановского собора украсит третья работа Галушкина. Сейчас «ваятель» получил заказ на выполнение памятника святым равноапостольным первоучителям и просветителям славян Кириллу и Мефодию.
progorod11.ru›События›view/188270
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Crotik49Модератор раздела почётный участник  Вологда, Сообщений: 20488 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27668 | Наверх ##
7 июля 2015 17:45 7 июля 2015 17:49 Муромский Свято-Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь расположен в самом центре древнего Мурома, в Старом Вышнем Городище, где в древности стоял первый Муромский кремль. Православные люди называют это место самым намоленным в городе. На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии. Каждый воскресный день в шесть часов утра перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом. 8 июля, в день святых Петра и Февронии, по традиции, божественная литургия проходит на монастырской площади у стен Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом вокруг монастыря. Поломники со всей России и даже из зарубежья едут поклониться главной святыне - мощам святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Сестры монастыря собирают свидетельства о благодатной помощи даровании бездетным супругам благословенного чада, благополучных разрешений затрудненных обстоятельств[/center]
 --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
|
в мои студенческие годы доводилось не раз любоваться необыкновенной архитектурой и убранством Иоанновского храма ...и это тоже ностальгия...