На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Святодуховская церковь, домовая церковь мужской гимназии, 1837 года, каменная. Престол в честь Святого Духа.
В ночь на 15 февраля 1916 года в церкви произошёл пожар от загоревшейся у дымохода балки. В пожаре погибля явленная Тихвинская икона Божией Матери в серебряной позолоченной ризе с драгоценными украшениями, стоимостью по описи 500 рублей. Огнём попорчены: антиминс, плащаница, икона "Неопалимая Купина", иконостас, стены, оконные рамы и паркетный пол, закопчены местные иконы. Все священные предметы из алтаря и церковная обстановка вынесены в присутствии законоучителя гимназии священника С. Видякина, частью в квартиру директора и частью в актовый зал. Убыток оценён в сумму сыше 3000 рублей.
Священники
(1870) 1884 Пухидинский Николай 1884 (1886) Преображенский Виктор
Диаконы
1867 1872 Билев Василий 1872 1882 Лобанов Александр 1882 (1882) Мальцев Яков Филикиссимович
Билев Василий
образование: уволен из среднего отделения ВДС
6 ноября определён (?) и 18 декабря 1867 г. рукоположен в сан диакона к Вологодской градской гимназической Свято-Духовской церкви. 20.1.1872 определён на священническое место к Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда, 28 января рукоположен в сан диакона. Рукоположен в сан священника (?). 30.4.1891 перемещён к Чадромской Николаевской церкви Вельского уезда.
ВЕВ. - 1867, №24, с. 475; 1868, №2, с. 42; 1872, №4, с. 77; 1876, №17, с. 301; 1891, №11, с. 164.
Дата последнего обновления: 24.05.2016
Лобанов Александр
Дьячок Кадниковского Николаевского собора. 11 декабря 1866 г. посвящён в сан диакона. С 31 мая 1871 г. - на причетнической вакансии при Богородской Нижнедольской церкви г. Вологды. 31 марта 1872 г. перемещён на диаконскую вакансию к гимназической Свято-Духовской церкви. 19 января 1882 г. переведён к градской Предтеченской Рощенской церкви.
ВЕВ. - 1867, №2, с. 27; 1871, №13, с. 245; 1872, №9, с. 217; 1882, №4, с. 32; 1885, №11, с. 151.
Дата последнего обновления: 01.11.2014 Мальцев Яков Филикиссимович
происхождение: сын диакона Заячерицкой Богородицкой церкви Филикиссима Мальцова
образование: Уволен из низшего отделения ВДС
7 марта (8 мая?) 1868 г. рукоположен в сан диакона к Васильяновской (Васильевской?) Кубеницкой церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. В феврале 1870 г. перемещён к Заячерицкой Богородицкой церкви Тотемского уезда. Зачислен псаломщиком. 3 августа 1881 г. определён псаломщиком к Вологодской градской Вознесенской церкви. 11 февраля 1882 г. перемещён на диаконскую вакансию к гимназической Свято-Духовской церкви. Уволен от места? 6 августа 1886 г. произведён во священника к Воскресенской Городско-Починковской церкви Вологодского уезда. 7 декабря 1889 г. перемещён к Домшинской Христорождественской церкви того же уезда.
ВЕВ. - 1868, №7, с. 167; №12, с. 315. (выписки О. В. Обнорской)
ВЕВ. - 1870, №6, с. 137; 1881, №17, с. 221; 1882, №5, с. 40; 1886, №18, с. 247; 1888, №10, с. 91; 1890, №1, с. 8, 10.
Дата последнего обновления: 18.07.2015
Преображенский Виктор
образование: Казанская ДС, кандидат богословия
7 августа 1884 г. определён законоучителем мужской гимназии и реального училища и настоятелем Святодуховской гимназической церкви г. Вологды.
ВЕВ. - 1884, №19, с. 291; 1885, №20, с. 314; 1886, №8-9, с. 86.
Дата последнего обновления: 16.02.2015
Пухидинский Николай
Протоиерей Вологодской Свято-Духовской гимназической церкви. Умер 9 марта 1884 г.
ВЕВ. - 1870, №3, с. 64; 1871, №12, с. 221; 1875, №14, с. 175; 1884, №7-8, с. 97.
У часовни преподобного Герасима города Вологды установили поклонный крест
С именем преподобного Герасима Вологодского связано основание первого на Вологодской земле монастыря, освященного в честь Пресвятой Троицы.
Монастырская жизнь продолжалась на том месте несколько сотен лет до Смутного времени, когда обитель была полностью разорена.
Возрождение памяти основателя города связано со строительством деревянного, а потом и каменного Троицкого приходского храма, где также на протяжении столетий звучала молитва. И этот храм был полностью стерт с лица земли при советской власти.
После строительства часовни преподобного Герасима Вологодского, возведенной на народные пожертвования, возникла мысль поставить поклонный крест в память о монастырской братии, настоятелях и прихожанах Троицкого храма, молитвенно подвизавшихся в этом святом для каждого вологжанина месте.
Инициатива прихода Лазаревского храма встретила поддержку со стороны Администрации города Вологды, которая и нашла благотворителей для этого святого дела.
К Троицкой родительской субботе крест был готов. После Литургии и панихиды из Лазаревского храма крестный ход отправился к часовне преподобного Герасима, где состоялся чин освящения креста.
Прихожане храма Святого Духа села Архангельское отметили престольный праздник
Праздничное богослужение совершил благочинный Сокольского округа иерей Алексий Лисенков.
Ему сослужили настоятель храма Святого Духа иерей Владимир Соловьев и настоятель храма Вознесения Господня города Сокола протоиерей Анатолий Балясин.
Прошло уже 25 лет с тех пор, как возобновилась богослужебная жизнь на приходе. Храм Святого Духа был построен в 1850 году и служил кладбищенской церковью, так как недалеко от него находился еще один храм – Архангела Михаила, построенный в 1770 году, один из самых крупных храмов на Вологодчине. Оба храма служили людям до 30-х годов XX столетия, а потом были закрыты. Они избежали участи быть разрушенными - здания использовали под хозяйственные нужды. В 1991 году протоиерей Алексий Бриленков вновь освятил храм Святого Духа, в нем стали проходить богослужения.
Сейчас храм Архангела Михаила является памятником культурного наследия федерального значения. Последние десять лет здесь совершались молебны Архистратигу Михаилу и проводились экскурсии для паломников.
В начале лета 2016 года митрополит Игнатий благословил совершать Литургию в храме Архангела Михаила в теплое время года.
Прихожане с радостью откликнулись на предложение настоятеля отца Владимира подготовить нижний этаж храма для совершения богослужений к празднику Святой Троицы. За три недели храм
преобразился: верующие установили иконостас, укрепили на стенах иконы, хранившиеся в запасниках и ожидавшие своего часа, соорудили свечную лавку и клирос. Старинные вышитые полотенца украсили подоконники, на свежевыкрашенный пол легли яркие половички и ковры.
И когда в день Святой Троицы старые стены храма Архангела Михаила гулким эхом откликнулись на пение «Царю небесный», прихожанам, приехавшим в село Архангельское в этот день, казалось, будто бы и не прерывалась литургическая жизнь на 90 лет.
3 июля - прославление святаго праведного Николая Вологодского, Христа ради юродивого.
3 июля 1988 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена совершено местное прославление блаженного Николая Рынина. На торжества присутствовал недавно почивший архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (бывший Вологодский Владыка). После Литургии в Кафедральном соборе был совершен крестный ход и освящена отреставрированная часовня над местом погребения юродивого. Праведный Николай Вологодский и сегодня почитается жителями Вологды и приезжими. В кафедральном соборе ведется журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю. После литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы клиром и прихожанами к часовне был совершён крестный ход и отслужен молебен.
Николай Рынин родился 9 мая 1777 года в Вологде в богатой купеческой семье. Крещен во Власьевской церкви, в приходе которой находился двухэтажный полукаменный с солодовенным заводом дом его отца. Еще в молодости он отверг богатство, посвятив себя служению Богу. Николай Матвеевич раздал имение нищим и сам сделался нищим.
Любимым местом для молитвы и уединения праведного был Прилуцкий монастырь. Николай Матвеевич скитался с места на место, подолгу проживал в Вологде, Кадникове, Тотьме. Он ходил с большим посохом в руке, зимой и летом без шапки (иногда голову повязывал полотенцем), в синем холщовом балахоне. По воспоминаниям современников, Рынин был высок, худощав, с длинными растрепанными волосами и черной бородой; говорил отрывисто и скороговоркой, густым хриплым басом.
Вел себя Николай Матвеевич странно, за что не раз попадал на излечение в дом умалишенных. Почтение к нему от этого не уменьшалось. Вологжане считали Рынина провидцем. Многие его предсказания сбылись, регистрировались случаи исцеления больных после общения с юродивым, отступала эпидемия холеры. К его мнению прислушивались и сильные мира сего, и рядовые прихожане. Особенно к нему тянулись дети.
Скончался праведный в марте 1837 года. Вот что писал о похоронах Николая Рынина иеромонах Неофит в статье «Через 70 лет на могиле Николая Матвеевича Рынина», опубликованной в 1909 году в журнале «Церковное слово»: «27 марта 1837 года улицы города Вологды, ведущие от Власьевской церкви к Богородскому кладбищу, запружены были народом. Казалось, что сюда собрался весь город. Глубоко уважая покойного, всяк старался протискаться к его гробу, чтобы проститься с ним, отдать ему последний долг. Народ останавливал гроб. Шествие совершалось весьма медленно, и когда оно вступило в ограду кладбища, с соборной колокольни понеслись звуки колокола к вечерне, и вспомнились тогда слова брата Николая Матвеевича – Ивана, не пожелавшего исполнить завет покойного – похоронить его в Прилуцком монастыре, потому что погребение здесь сопряжено было для брата с большими заботами, – брат с сердцем говорил: „Ну, его, дурака, пожалуй, к вечерне туда в монастырь не довезти”»...
При жизни Николай Матвеевич говорил брату: «Когда я умру, ты не ставь надо мною ни креста, ни памятника, не то крышу у тебя сорву». Этот завет был исполнен – на его могиле долгое время не было креста, хотя за это и упрекали его родных. Первый крест на могиле Рынина в честь своего исцеления от недуга поставила крестьянка Воздвиженского прихода Кадниковского уезда. Женщина сама несла крест до Вологды 52 версты.
Песок с могилы блаженного считался чудотворным. Приходили за ним не только вологжане и жители окрестных деревень, но и приезжающие из Тотьмы, Устюга, Архангельска и других городов.
Как указывает иеромонах Неофит, в 1880-х годах могила Николая Матвеевича «отличалась от других разве тем, что была сильно изрыта почитателями юродивого, берущими из нее песочек, так что крест на ней стоял покривившись».
0 98a3c 24310513 XLВ 1880-х годах купеческая вдова Наталья Коровина устроила над могилой крышу на 4-х деревянных столбах и довольно высокие перила, а в 1899 году почитательница покойного А. М. Крылова построила дощатую часовенку с небольшою из белого железа главкою и железным крестом. «В часовне 4 окна, вход в нее с западной стороны. На могиле поставлен деревянный крест, сама же она покрыта парчовым покровом».
В 1905 году часовня окрашена голубой масляной краской. На восточной стороне ее был поставлен столярный с золоченою резьбой иконостас с тремя большими образами: в середине – Воскресения Христова, направо – Успения Божией Матери, налево – святителя Николая Чудотворца. На стене висел портрет Николая Матвеевича: худое, с заостренным носом, подвижническое лицо, черные задумчивые глаза.
В 1914 году старостой храма Рождества Богородицы Николаем Кубряковым (по другим данным, в 1916 году) на пожертвования вологжан, возводится каменная часовня во имя Николая Чудотворца, сохранившаяся до наших дней. Автором проекта однокупольной постройки в духе эклектики выступил известный вологодский инженер Девятков.
Закрыта часовня в 1938 году, купольное завершение ее утрачено. Здание использовалось в качестве склада. Часовня во имя праведного Николая Рынина возвращена верующим в 1988 году. Приходу Богородицкого собора пришлось очищать ее от мусора, ремонтировать пол, делать внутренний и наружный косметический ремонт, восстанавливать купол, ставить крест.
3 июля 1988 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена совершено местное прославление блаженного Николая Рынина. На торжества прибыл архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (бывший Вологодский Владыка). После Литургии в кафедральном соборе был совершен крестный ход и освящена отреставрированная часовня над местом погребения юродивого.
Праведный Николай Вологодский и сегодня почитается жителями Вологды и гостями Северной Фиваиды. В соборе ведется журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю. vologda-mitropolia.ru›Публикации›item/3901-nikolaj…
В день празднования Рождества Иоанна Предтечи митрополит Игнатий совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском храме в Рощенье .
7 июля, в день празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, правящий архиерей Вологодской епархии митрополит Игнатий совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи в Рощенье города Вологды.
Владыке Игнатию сослужили: благочинный Вологодского Центрального округа иерей Кирилл Киселев, настоятель храма Иоанна Предтечи иерей Александр Грибанов, заместитель руководителя Службы протокола иерей Арсений Шульгин, клирики Вологодской епархии.
За Литургией епископ Игнатий совершил сугубое моление о мире на Украине.
В этом году исполняется 10 лет с момента возрождения богослужебной жизни в храме Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Рощенье. Этот один из красивейших и старейших приходов Вологды за свою многовековую историю пережил многое и, как и большинство церквей города, был возвращен верующим в достаточно плачевном состоянии, несмотря на уникальность и значимость его как памятника архитектуры федерального значения.
По окончании богослужения владыка Игнатий обратился с архипастырским словом к прихожанам Иоанна-Предтеченского прихода и в день памятной даты к престольному празднику удостоил ряд прихожан храма Архиерейскими грамотами.
В Вологодской епархии продолжает осуществляться проект «Полеты над Северной Фиваидой».
Из дневника проекта «Полеты над Северной Фиваидой», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2015 -2016» в направлении «Информационная деятельность» (Вологодская область, г. Вологда).
Снят и смонтирован четвертый фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Место основания Вологды, часовня преп.Герасима Вологодского, храм Лазаря Четверодневного, часовня Белоризцев
Целью проекта «Полеты над Северной Фиваидой» является использование уникальных возможностей, которые предоставляет видео съемка с этого квадрокоптера, позволит создать цикл из 18 видео фильмов и сохранить историческую память о святынях Северной Фиваиды, их современное состояние и точное местоположение.
Вологодский край издавна называли Северной Фиваидой по множеству расположенных в её пределах монастырей и пустынь. Крупные монастыри – Свято-Успенский Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий Димитриев, Свято-Троицкий Павлов Обнорский и другие стали школами православного подвижничества всей Святой Руси.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ. О том, как проводили вологжане свой досуг, имеются лишь сведения, относящиеся к концу XIX - началу XX в. В 1897 один из современников писал: "Увеселительная часть в Вологде более чем скромна. Имеются два клуба: "дворянский" и благородное семейное собрание. На грязной немощеной Парадной площади стоит старое деревянное здание городского театра, в котором в течение зимнего сезона даются представления приезжими труппами... есть "Артистический кружок" - вот, кажется, и все самое достопримечательное по части зимних общественных увеселений. Летом гуляют на бульварах и в общественном саду, где устроена эстрада для музыкантов, поставлено несколько беседок и летних лавочек для продажи шипучих вод, конфет и пр. Патентованный спорт выражается в существовании Императорского общества охоты; неофициальный же спорт проявляется в катании на лодках, плавании в реке, ужении рыбы, уличных драках и проч. Как увеселительные места в зимнее время могут быть указаны буфеты и обеденные комнаты местных гостиниц, куда сходятся умирающие со скуки горожане, чтобы встретиться друг с другом, разбраниться и при этом удобном случае напиться по мере возможности водкою, пивом, кашинским хересом или хотя бы "китайскими травами первых сортов". Это описание дополняют воспоминания вологжанина, опубликованные в 1908 г.: "Зимою давались спектакли в плохоньком театре, изредка устраивались балы в дворянском и чиновничьем клубах, всегда шумно и весело проводились святки... Универсальным занятием летом являлось гуляние на бульварах, куда ежедневно стекалась со всего города публика со своими чадами и домочадцами и здесь взад и вперед апатично бродила, беседуя о своих делишках и отчаянно судача. Иногда на бульваре играл гарнизонный оркестр, который услаждал нетребовательный вкус публики разными маршами. Бывали и представления каких-нибудь заезжих акробатов. Бульвар и Соборная горка служили не только для отдохновения публики, но и местом объединения молодежи обоего пола, которая тут знакомилась между собой. Кроме бульвара, народным развлечением служил... Самаринский сад, расположенный на окраине города близ вокзала, где давались кое-какие представления, и самый вокзал, куда ежедневно стекалась публика по вечерам встречать приходившие поезда. Вологжане летом любили проводить время на лоне природы, осуществляя свои стремления в форме различных загородных прогулок пешком и на лодках в пригородные села Ковырино, Прилуки, Турундаево. ...Из подгородних мест в описываемое время наибольшей симпатией вологжан пользовалось село Ковырино, принадлежавшее богатому помещику А. П. Набалову и славившееся своей чудной березовой аллеей, тянувшейся среди хлебных полей версты на 1,5, и огромным садом. В последнем, досыта нагулявшись, всегда можно было найти за 20-30 коп. объемистый самовар. Дорогой любители собирали в аллее грибы и ягоды. Прогулка в Ковырино, так же как и в другие места, всегда завершалась традиционным усиленным чаепитием и закускою, после чего шло возвращение в город. Путешествие в Прилуки... и Турундаево предпринималось большей частью на лодках. Последние доставались всегда у Красного моста, у некоего Ситникова, где всегда можно было найти три-четыре десятка всяких размеров, фасона и окраски, отдаваемых в прокат за один сребреник в сутки. Первая, самая оживленная, поездка в Прилуки всегда предпринималась 3 июня (день Дмитрия Прилуцкого), когда в монастыре был праздник и совершался из города крестный ход. В этот день монастырь и прилежавшие к нему селения Прилуки и Коровничье буквально захлебывались от наплыва горожан, коим нередко не хватало даже места для чаепития, а река от города и до монастыря день и ночь пестрела множеством лодок с разнаряженной публикой. При поездках в Турундаево ... привалы делались наичаще в усадебном саду Сорокина, куда был свободен доступ для горожан, реже - в крестьянских избах. Если в компании преобладали молодые, то останавливались где придется, в любом пункте берега, и здесь, прямо на траве, под открытым небом происходили под песни и гармонику оживленные танцы и разные игры. ...Кроме описываемых ... удовольствий, носивших некоторый оттенок общественности, существовали развлечения и занятия исключительно мужские, как, например, охота и рыбная ловля, насчитывавшие сотни любителей и заядлых поклонников среди вологжан. Оба эти занятия процветали, ибо птицы и рыбы под Вологдой водилась масса и успех был всегда обеспечен". Александров Л. Д. Летние удовольствия вологжан // Дневник писателя. 1908. N 5-6. С. 72-76; Наш Север. Вологда, 1897. С. 219.
РЕМЕСЛЕННЫЙ ПРИЮТ (1880). Находился в ведении Волог. благотворительного об-ва. Размещался в деревянном двухэтажном доме на ул. Архангельской (ныне ул. Чернышевского, зд. неизвестно) совместно с Убежищем для бедных детей. Из последнего дети старше 16 лет переводились в Р.П. Содержалось от 20 до 25 мальчиков, их обучали столярному и токарному ремеслам. Занятия проводились с 7 до 19 час. с двухчасовым перерывом на обед и отдых. В 1910 преобразован в Школу ремесленных учеников им. Д. С. Пермякова. Отчет Вологодского благотворительного общества за 1892 и 1893 гг. Вологда, 1895. С. 23-39; Отчет по Вологодскому благотворительному обществу за 1904. Вологда, 1905. С. 30-45.
РЕЧКИ И РУЧЬИ в черте города были следующие: Золотуха, она пересекает город с юга на север и впадает в р. Вологду, представляет из себя часть крепостного рва; Чернавка, или Жигачиха, протекала в юго-зап. части города и впадала в р. Золотуху около Глинковской ц., в наст. время засыпана; Содемка протекала там же, чуть южнее Чернавки, и вместе с последней образовывала единое устье при впадении в р. Золотуху; Шограш протекает в юго-вост. части города и впадает в р. Вологду, в наст, время на значительной части засыпана; Леонтьевский ручей протекал в Заречной части города и впадал в р. Вологду в районе Леонтьевской ц., в наст. время засыпан; Кайсаров ручей протекает в сев.-зап. части города и впадает в р. Вологду севернее Ленивой площадки, летом почти высыхает. Хрулев ручей протекал в сев.-зап. части города и, огибая с севера Ленивую площадку, впадал в р. Вологду, в наст. время засыпан.
РОЩЕНЬЕ - часть территории Вологды вдоль ул. Московской (ныне Советский пр.) от ц. Иоанна Предтечи до ц. Кирилла Белозерского (примерно от центра города до речного вокзала). По легендам, здесь некогда находились небольшие березовые рощи, сохранившиеся после разработки земли под поля и луга, откуда, вероятно, и пошло название местности. В XVII в. почти вся она уже была застроена дворами посадских людей. Название сохранилось в названии улицы (Рощенская) и церквей (Иоанна Предтечи в Рощенье и Кирилла Белозерского, что в Рощенье). В наст. время название не употребляется. Суворов Н. И. Церковь св. Иоанна Предтечи, что в Рощенье в гор. Вологде // ВЕВ. 1872. N 24; 1873. N 1-5.
САМАРИНСКИЙ САД. Принадлежал крупному домовладельцу Самарину. В XIX в. в нем находилось специальное здание колонии для малолетних преступников. В наст. время остатки сада сохранились в виде сквера около Дворца культуры железнодорожников. Коваль С. Приложение к плану гор. Вологды. Вологда, 1908. С. 26.
СВЯТО-ДУХОВ (СПАСО-КАМЕННЫЙ) МОНАСТЫРЬ. Основан в первой четверти XVII в. монахом Галактионом. Первоначально назывался Галактионовой пустынью. С 1654, после строительства соборной Свято-Духовой ц., стал называться Свято-Духовым, а в 1775, после соединения с упраздненным монастырем, стоявшим на Каменном острове Кубенского озера, получил по указу Синода название Спасо-Каменный. В 1654 на вклад царя Алексея Михайловича здесь была построена соборная пятиглавая и однопрестольная ц. Сошествия Святого Духа. В 1810 - 1811 к ней пристроили трехъярусную колокольню, а в середине XIX в. еще и "каменную палатку" с трапезной и ризницей в нижнем этаже и библиотекой в верхнем. Кроме того, в ансамбле монастыря были ц. Знамения Пресвятой Богородицы, пятиглавая, четырехпрестольная, теплая (1861-1867), настоятельский корпус, каменный двухэтажный (1872-1884); часовня (1868); хоз. постройки: амбар, конюшня, каретник, погреб (1875-1883); 2 каменных жилых корпуса (по обеим сторонам Святых ворот). Ансамбль окружала построенная в 1800 каменная стена. Управление монастырем до серед. XVII в. было строительское, затем игуменское, а с 1798 - архимандритское. Монастырь был безвотчинный, поэтому в 1764 оставлен за штатом - "на своем содержании". В 1885 имел 65 дес. земли в Волог. и Грязовецком уу., мукомольную мельницу на р. Комеле и "рыбную ловлю" на Кековском озере. В 1861 к нему приписана упраздненная Арсениево-Масленая Одигитриевская пустынь. В 1885 в монастыре проживало 18 чел., денежный доход составлял 6 345 руб. Описание Вологодского Спасо-Каменного Духова монастыря // ВЕВ. 1885. N 1-6.
СЕВЕРНЫЙ КРУЖОК ЛЮБИТЕЛЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ (СКЛИИ). Устав утвержден волог. губернатором 18 февр. 1906. Целью СКЛИИ являлось "распространение культуры на Севере", в частности пропаганда искусства путем организации выставок и создания музеев. Кружок планировал также помощь местным художникам, создание библиотеки и худож. школы, изучение местной старины и издание о ней исслед. материалов. Члены-учредители СКЛИИ - художники А. А. Борисов, А. Н. Карийская, инженер-технолог А. Н. Белозеров, проф. Академии художеств А. А. Киселев, тайный советник С. В. Рухлов. С 1906 пред. был А. И. Сермягин, а с 1912 - Е. Н. Волкова. Почетным членом СКЛИИ был Г. К. Лукомский, постоянными членами - художники Ф. М. Вахрушов. Е. Е. Лансере. И. Е. Репин. В 1915 СКЛИИ объединял около 90 чел. В 1913 кружок вошел на правах филиала в Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. СКЛИИ организовал 6 худож. выставок в Вологде (1905, 1908, 1909, 1913, 4-3012 1914, 1918), на которых были представлены художники всех основных творческих направлений. Вел активную пропаганду достижений худож. культуры. По его приглашению в Вологде выступали с лекциями известные искусствоведы и худож. критики: Г. Аукомский, А. Ростиславов, Н. Машковцев, В. Курбатов, С. Глаголь. В 1914 по материалам и на средства СКЛИИ Г. К. Лукомский выпустил книгу "Вологда в ее старине". В 1916 вышел первый выпуск журнала "Временник". СКЛИИ занимался и худож. воспитанием: в 1906 организовал рисовальные классы, а в 1912 открылась худож. школа Е. Н. Волковой, на базе которой в 1919 были созданы Гос. свободные худож. мастерские (Госвохум), а затем Волог. худож. техникум (1921-1924). При кружке имелась библиотека. С начала 1910-х стал создаваться Волог. худож. музей. Его коллекция формировалась из пожертвований коллекционеров и художников и приобретений с выставок. Музей размещался в одной из комнат зд. Дворянского собрания, а после революции - в доме Е. Н. Волковой на ул. Петроградской (ныне ул. Ленинградская, 28). В 1920 СКЛИИ прекратил свое существование. Коллекция и библиотека были переданы в Волог. краевед. музей. Эрнст С. Десятилетие "Северного кружка любителей изящных искусств" // Временник. Вып. I. Вологда, 1916. С. 1-5; Непеин А. Северный кружок любителей изящных искусств в Вологде (К 10-летию со дня основания) // Русский экскурсант. 1916. N 2. С. 36-39; Му-нин А. Н. Художники-вологжане. Вологда, 1959. С. 123-130; Аринин В. Вологодские любители изящных искусств // Вологодский комсомолец. 1967. 31 мая; Аринин В. Мастера и любители прекрасного // Кр. Север. 1975. 25 нояб.; Отчет о деятельности Северного кружка любителей изящных искусств. Вологда 1916.
СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ (ныне пл. Революции) - торговый центр города в XVII - нач. XX в. Здесь крестьяне близлежащих деревень продавали прямо с возов продукцию своих х-в, в т. ч. сено. В XVII-XVIII вв. на С.П. были возведены 3 церкви: Спасо-Всеградская, Николая Чудотворца и Афанасия Александрийского (не сохранились). В нач. XIX в. на вост. стороне С.П. был разбит Александровский сад, во второй пол. XIX в. построено зд. город. думы, а в конце XIX - нач. XX в. - гостиницы "Золотой якорь", "Эрмитаж", "Пассаж", и площадь приобрела современный вид. В наст. время на ней находится Комсомольский сквер с мемориалом "Вечный огонь" и сквер, созданный в 1954 по проекту архитектора М. П. Амчиславской, с установленным в центре его Памятником жертвам революции и гражд. войны.
СЛАВЯНО-ЛАТИНСКАЯ ШКОЛА. Открыта в 1730 епископом Афанасием (Кондоиди). В документах именовалась школой и словено-латинской семинарией. Первоначально преподавались славяно-российская грамматика и латинский язык. Первыми учителями были "ученик Московской славяно-греко-латинской академии Иван Толмачев и студент Киевской академии Н. Г. Соколовский". В 1735 в школе было 20 учеников, в 1739-29. С 1740-х наиболее способных учеников стали посылать в столичные академии для подготовки "к учительскому званию". По-видимому, первым учителем-вологжанином был Иван Ключарев, окончивший Моск. академию в 1751 и преподававший философию (в 1754 назначен префектом С.Л.Ш.). В 1749 в школе было 4 класса: риторический, пиитический, грамматический и инфимический [8] [В инфимическом классе изучали основы латинской грамматики и перевода.]. В 1751 добавился философский класс, в 1778 - богословский. В 1781 введены полный курс богословия, преподавание языков, географии и истории. С этого периода С.Л.Ш. превратилась в среднее учебное заведение - семинарию. Первоначально размещалась в каменном корпусе, примыкавшем к южной стене Архиерейского дома, а с 1761 - на втором этаже консисторского корпуса. Суворов И. Из истории Вологодской духовной семинарии // ВЕВ 1908. N 2. С. 462-469.
СОБОРНАЯ ГОРКА - участок правого берега р. Вологды около Софийского собора (отсюда и название). По преданию, Иван Грозный намеревался строить на этом месте дворец и даже заложил здесь каменный фундамент. Позднее, в XVI-XVII вв., по берегу реки проходила крепостная стена, а между стеной и собором были выстроены 2 каменные палаты для хранения пушечных запасов, к концу XVII в. они были уже разрушены. В южной части С.Г. в конце XVII в. находилась каменная кладовая, а также перекрытый сводами подвал разрушенного здания. Дальнейшая их судьба неизвестна. В 1804 лекарь Флеров рассказал о якобы проводившихся в серед. XVIII в. раскопках на С.Г., в результате которых были обнаружены подземные сводчатые помещения с железными дверями. Суеверные "испытатели" услышали за этими дверями сильный шум и, полагая, что там "жилище духов", не решились заглянуть внутрь. Флеров приводит легенду о существовании подземного хода, который вел в Спасо-Прилуцкий монастырь. Между 1726 и 1729 на С.Г. был выстроен летний Архиерейский деревянный дом, который просуществовал до нач. XIX в. В 1823 на сев. стороне С.Г. стояли деревянное подворье Спасо-Прилуцкого монастыря и 2 частных дома, а в южной части был пустырь. В 1824 на С.Г. был разбит сквер, который в перепланированном виде сохранился до наших дней. Суворов Н. Соборная гора в Вологде Археологическое исследование // ВЕВ, 1866 N 15, 16, Флеров Археология // Северный вестник. 1804. N 11. С. 204-210, Степановский И. К. Вологодская старина Историко-археол. сб. Вологда, 1890. С. 310-315.
СОЮЗ ОХРАНЫ - добровольная город, милиция. С.О. создан по инициативе либеральной общественности 20 окт. 1905 в ответ на активизацию черносотенцев. 25 окт. 1905 утвержден город. думой. С.О. было предоставлено полное самоуправление и выделены 2 тыс. руб. на покупку оружия. Насчитывал около 250 чел., разделенных на три отряда. Милиционеры круглосуточно патрулировали на улицах, охраняли собрания, митинги. На вооружении С.О. имелись винчестеры, браунинги, берданки. Начальником был избран А. И. Окулов. В дек. 1905 губернатор запретил деятельность С.О., однако неофициально он продолжал существовать. Принимал участие в наведении порядка в городе 1 мая 1906, когда подверглись разгрому Пушкинский дом и редакция газ. "Северная земля". Последним действием С.О. было патрулирование на улицах города 14 сент. 1906 в связи со слухами о возможном погроме. Очерки истории Вологодской организации КПСС Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. С. 56-57, 83, 91.
СОЮЗ СВОБОДНЫХ КАМЕНЩИКОВ - строит артель в Вологде. Создана в 1903. В разработке устава артели принимали участие А. В. Луначарский и А. А. Богданов. Возглавлял артель В. М. Марков - техник земской управы. Артель строила больничный корпус в с. Кувшиново, ремонтировала в 1905 здание ж.-д. больницы, в 1906 участвовала в строительстве дома для Страхового об-ва (ныне ул. М. И. Ульяновой, 7). Распалась в 1907. Марков Н Союз свободных каменщиков // Кр. Север, 1968, 21 июня
СОФИЙСКИЙ СОБОР. Построен в 1568-1570. В качестве архитектурного образца для него, по свидетельству летописцев, был избран Успенский собор в Москве. Существует легенда о том, что "великий государь царь Иван Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы поставить внутри города у Архиерейского дому". Строили ее два года, а когда церковь была готова и Иван Грозный посетил ее, то "нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу, и того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать", но затем "преклонися на милость". Однако многие годы церковь была не освящена. Лишь в 1587 освятили Предтеченский придел. В 1612 собор был разгромлен захватившими Вологду поляками и поврежден пожаром. После ремонта (1612) был освящен главный престол. В 1686- 1688 собор был расписан артелью яросл. мастеров во главе с иконописцем Дмитрием Плехановым. По окончании росписи мастера оставили надпись на стенах: "Благословением Бога Отца Вседержителя иже прежде век сый пребывает и споспешением единородного Его Соприсносущного Сына Господа нашего Иисуса Христа и содействием Свя-таго и Животворящего и Всеосвящающего Духа начала бысть сия святая соборная апостольская церковь Софии Премудрости Слова Божия стенным писанием при державе благочестивейших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев при великом святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея Руси благословением и снисканием благолепия в дому Божий господина нашего преосвященнейшего Гавриила архиепископа Вологодского и Белозерского в лето от создания мира 7194 месяца июля в 20 день на память пророка божия Илии и во второе лето боговрученного ему святительства и совершися 7196 года". Вдоль сев. и южной стен С.С. находятся захоронения 12 архиереев: епископа Вологодского и Великопермского Киприана (умер в 1556, останки его были перенесены в собор из деревянной соборной Воскресенской ц., что на Ленивой площадке); епископа Вологодского и Великопермского Антония (1588), местно почитаемого святым; архиепископов Вологодских и Велико-пермских Иоасафа (1610), Корнилия (1625), Нектария (1626); архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (1707); епископов Вологодских и Белозерских Павла (1725) -духовника имп. Петра I и Пимена (1753), Сера-пиона (1762), Иосифа Золотого (1774); епископа Вологодского и Устюжского Иринея (1796); епископа Вологодского и Устюжского Арсения (1802). Кроме того, у сев. стены захоронен протоиерей В. В. Нордов (умер в 1883). В 1923 С.С. был закрыт и передан краевед. музею. В нем разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929. Рядом с С.С. возвышается колокольня. Ее построили между 1654 и 1659. Колокольня была первоначально шатровой, в 1869-1870 основательно перестроена по проекту губ. архитектора В. Н. Шильдкнехта. В начале XX в. на ней было 27 колоколов, наиболее старыми среди которых являются: "Часовой" (1627), "Великопостный", или "Водовоз" (1643), "Большой", или "Праздничный" (1687, отлит в Любеке), "Большая лебедь" (1687, мастер И. Моторин), "Архангельский" (1689). На колокольне сохранились часы, изготовленные на фабрике братьев Бутеноп в Москве и установленные в конце XIX в. Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 345- 350; Описание Вологодского Софийского кафедрального собора // ВГВ. 1851. N 38, 39; 1852. N 14-18, 43, 44; Суворов Н. О внутреннем устройстве Вологодского Софийского собора в нач. второй пол. XVII в. // ВГВ. 1862. N 10,11; Суворов Н. Трехсотлетие Вологодского Софийского собора // ВЕВ. 1868. N 14; Известия императорской археологической комиссии. Вып. 59. (Вопросы реставрации). Пг., 1915. С. 117-121; Вологодский иллюстрированный календарь. 1893. Вологда, 1893. С. 39-40; Бочаров Г., Выголов В. Вологда. Кириллов. Ферапонтове. Белозерск. М., 1966. С. 37-39.
СОЮЗ КООПЕРАТИВОВ СЕВЕРНОГО КРАЯ - см. Коммерческий отдел ВОСХ.
СПАС-ОБЫДЕННЫЙ - церковь в Вологде, построенная "в один день" (отсюда и вторая часть названия - "об ин день", т. е. в один день). Появление связано с "открывшейся" 1 сент. 1654 моровой язвой в городе. Для избавления от нее решили построить всем миром церковь. Был написан обетный приговор и назначено время работ. Строительство началось около 19 час. 17 окт. и продолжалось всю ночь при свете факелов. В работе участвовало большинство вологжан. Утром 18 окт. церковь была освящена архиепископом Маркелом, иконы для нее были собраны из других церквей. По преданию, "умилостивися Господь и с этого дня прекратилась в народе смертоносная язва". Первоначально церковь была деревянной, а в 1688-1698 выстроили каменную. Во время возведения каменного храма деревянная церковь оставалась внутри и в ней продолжалась служба. В 1718 каменная церковь была расписана. 29 нояб. 1895 Спасо-Обыденная Всеградская ц. по указу Синода возведена в степень собора. Ежегодно 18 окт. в храме проходило торжественное богослужение в память избавления вологжан от моровой язвы, совершался также крестный ход. Этот день считался общегородским праздником, а сам храм был наиболее почитаемым в Вологде. После революции в соборе размещался Дворец искусств, затем - кинотеатр, а в 1970-х он был разрушен. Сказание о милости божией и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в городе Вологде ради избавления его от смертоносной язвы. Вологда, 1905; Сказание о построении обыденного храма в Вологде "во имя избавления от смертоносной язвы". М., 1893 ТЕРРИТОРИЯ. До начала XVI в. город, очевидно, помещался в небольшом квадрате нын. ул. Ударников, Мохова, Маяковского и Воровского. В XIV-XV вв. город был укреплен и стал крепостью. Внутри крепости помещался гарнизон и стояли "осадные дворы" монастырей и знатных лиц. Владельцы использовали их во время неприятельского нашествия. На Ленивой площадке стояла соборная ц. Воскресения, а около нее располагался торг. Дорога на Белозерье шла мимо Горбачевского кладбища, через Бесов луг и Кирилловскую слободу к р. Вологде, где около Прилуцкого мон. был перевоз. Не исключено, что монастырь сам и держал этот перевоз. Местность по р. Чернавке (Житачихе), Новинки, Рощенье, Козлена, Заречье до XVI в., очевидно, не были заселены. Существовало лишь с. Фрязиново, которое, предположительно, появилось в XIV в. В 1565 Иван Грозный "повелел рвы копать и сваи уготовлять и место чистить, где быть градским стенам каменного здания". Строительство Вологодской крепости (см.) велось на чистом, незаселенном месте в квадрате современных ул. Мира, Октябрьской, Ленинградской, С. Орлова. В центре крепости был поставлен кафедральный Софийский собор. Была ли эта Т. заселена, неизвестно, в документах упоминается лишь перенос на другое место (в район, где ныне - корпуса гор. больницы) ц. Петра и Павла, стоявшей на берегу р. Вологды примерно в устье нын. р. Золотухи. Очевидно, вместе с ней были перенесены и окружавшие ее дома причта и посадских людей, хотя о них в документах ничего не сообщается. Вокруг крепости был выкопан ров. Уже в XVI в. Вологда была тем узловым пунктом, через который пролегал торговый путь из центр. губерний на Север и в Сибирь. Дорога на Москву или, точнее, на Кострому брала начало в р-не нын. ц. Константина и Елены и, пересекая Т. города по диагонали, уходила в районе нын. Богородского собора далее. Около Владимирской ц. в то время существовала слобода, где стояли кузницы (к названию церкви иногда прибавлялось: "что в Старых Кузнецах"). Тогда же образовалась Рассыльничья слободка, в которой проживали рассыльники - люди, посылавшиеся в столицу и уезды с известиями и указами. Слободка находилась в р-не современной гостиницы "Вологда". Во второй пол. XVI в. стал формироваться Нижний посад. Он тянулся от устья р. Золотухи вниз по берегу р. Вологды. В начале XVII в. город состоял из двух посадов - Верхнего и Нижнего, крепости, или Города, и Заречья. Т. Верхнего посада по сравнению с XVI в. чуть выросла и находилась, вероятно, в пределах ул. Ленинградской, пр. Победы и ул. Мохова. В Верхнем посаде было 10 улиц, переулок и площадь. До "вологодского разоренья" в нем насчитывалось 38 церквей. В Городе, по сотной грамоте 1627, насчитывалось 6 улиц и 7 переулков, 15 церквей и один собор. Здесь стояли воеводский и дьячий дворы (на берегу р. Вологды, где теперь стоит 1-е здание ВГПИ). В Городе была Стрелецкая слободка, которая находилась где-то в р-не ул. К. Цеткин, в ней значилось 13 дворов с 28 стрельцами. Остальные стрелецкие дворы стояли в Верхнем посаде. Всего их было около 100, проживало в них 120 стрельцов, составлявших, по-видимому, гарнизон крепости. В р-не бывшего Ярмарочного дома (ул. Мира, 6) располагался Гостиный двор с лавками и государевыми амбарами, рядом (ближе к р. Золотухе) - торговые ряды. В р-не Владимирской ц. существовала слободка Обухове. Возможно, это Старые Кузнецы, но жили в ней каменщики и "разные архиепископские люди". Рассыльничья слободка в начале XVII в. почти опустела, причем еще до литовского разоренья. Причина этого неизвестна. В Нижнем посаде в XVII в. обозначились 6 частей. Старая торговая площадь, которая образовалась в 1560-1570-х (занимала Т. между нын. Каменным мостом и "Золотым якорем"), здесь были рынок (после 1612 переведен в Город), "харчевенные избушки" и 21 кузница (сама местность одно время называлась Кузнецкой слободкой). Берег р. Вологды от устья р. Золотухи вниз по течению до безымянной речки у Кирилловской ц., что в Рощенье, заселен, вероятно, еще во второй пол. Вологда XIX в Здание железнодорожного вокзала XVI в. В устье р. Золотухи были владения богатых купцов Юдиных, далее - купцов Булгаковых, ниже по течению - двор Кирилло-Белозерского мон. (владел с 1588), далее - двор Ивана, Петра и Андрея Строгановых (владели с конца XVI в.). В р-не, где ныне расположен театр кукол "Теремок", стоял двор Спасо-Прилуцкого мон., рядом - двор Спасо-Печенгского мон., еще ниже по течению реки на берегу, прерываясь дворами посадских людей, шли дворы монастырей Соловецкого (владел с 1580-х), Сийского (1583), Архангельского в Великом Устюге ( 1627), Николо-Карельского (1603), Кандалакшского, Троице-Сергиева (с 1620-х), Спасо-Рабангского, ближе к ц. Богородицы на Нижнем долу стояли дворы "немецких гостей" Девогелярда и Юрия Клинкина и моск. купца Ивана Коломнетина. Далее от реки, образуя второй ряд, стояли дворы менее богатых монастырей: Спасо-Нуромского (владел с 1594), Евфимьева (из Заозерья на Сямжене, владел "исстари"), Ииокентьевской пустыни ("исстари"), Спасо-Печенгского (1576). Здесь же находилось "место" Подольного мон. (1594) (возможно, самого двора уже не было). Вероятно, каждый из крупных торговцев имел на своем участке берега пристани для погрузки и выгрузки товаров. Новинковская слобода тоже почти сплошь состояла из торговых дворов. Здесь стоял двор иноземного купца Исаака Мота (с 1617), два двора "английских торговых немец" Фабия Ульянова "с товарищи" (с 1580-х), Романа Юрьева (1614), Елисея Ульянова (с 1617), Ивана Еремеева (1627), Ондрея Бука (1612), Еремея Пантелеева (1612), в Новинках находился также "двор государев", где было 6 сараев и 7 амбаров над погребами и стояли дворы Арсениевой пустыни (владела "исстари"), Троице-Сергиева мон. (1584), Павлова, Никольского Озерского и Корнильева мон. (все владели этой землей "исстари"), через Новинки проходила в XVII в. моск. дорога. Козлена - слобода с двумя церквами, здесь жили каменщики, воротники, пушкари (слободу окружали незаселенные места); Рощенье - часть моск. дороги от ц. Кирилла Белозерского до ц. Иоанна Предтечи, что в Рощенье, вдоль которой тянулись посадские дворы; слободка Фроловка, где жили разные ремесленники. Между Фроловкой, Козленой и Рощеньем, а также южнее были незаселенные места. Заречье делилось на 5 частей: Никольская Владычная слобода, в которой жили различные ремесленники и торговцы, в середине XVII в. была приписана к посаду; левый берег р. Вологды от ц. Дмитрия Прилуцкого до Леонтьевского ручья; Калашная ул.- единственная улица в Заречье, которая тянулась параллельно берегу; Кирилловская слобода за Леонтьевским ручьем (это были земли Кирилло-Белозерского мон.), но какую Т. она занимала, неизвестно: Дюдикова пустынь (см.). На левом берегу р. Вологды стояло село Фрязиново, принадлежавшее в начале XVII в. царскому двору и пожалованное в 1617 боярам Морозовым. В XVIII в. новых структурных частей в городе не появилось. Т. Верхнего посада почти не изменилась. Здесь было 12 улиц и 1 переулок. Из промышленных заведений - несколько "солодежен", кожевенных и салотопенных "заводов". Город тоже вырос незначительно, осваивались лишь Т. по р. Жигачихе. Крепость пришла в упадок и была окончательно разрушена в период с 1780-х до 1820-х. В Городе было 13 улиц и 16 переулков. Наиболее бурно рос Нижний посад. Шло активное заселение пустых земель между слободками, которые, постепенно разрастаясь, заняли огромную Т. от р. Золотухи до Новинок и Козлены. На посаде было 15 улиц, 17 переулков и 2 площади - Большая и Старая. Центром промышленного производства стало Рощенье, где находились солодовенные, прядильные, салотопенные, мыловаренные и маслобойные заведения. В Заречье сначала была освоена Т. между набережной и ул. Калашной от Владычной слободы до Леонтьевского ручья, а затем началось заселение земель далее на север. По современным ориентирам границы города в XVIII в. проходили на западе не далее ул. Мохова, на юге - по ул. Кирова и Чехова, на востоке - по ул. Яшина и далее по левому берегу р. Вологды, а на севере - примерно в р-не ул. Некрасова. В XIX - начале XX в. Т. города вышла за указанные границы незначительно. Увеличилась лишь плотность город, застройки и изменился ее характер: вместо избы появился город. дом (часто - двухэтажный), сократилось количество земли, используемой под сенокосы и огороды. К началу XX в. границей города с запада и юга была железная дорога, с других сторон - нын. ул.: Левичева - с юго-востока, Горького - с востока и северо-востока. На севере (в Заречье) тянулся узкой полосой небольшой р-н между совр. ул. Чернышевского и р. Вологдой, оканчивавшийся где-то в р-не ул. Лаврова. На правом берегу, западнее Горбачевского кладбища, построек не было. Суворов Н И Источники истории города Вологды и Вологодской губернии: Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г. Вологда, 1904; Вологда в начале XVIII столетия. Топограф. и стат очерк // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1861 год Вологда, 1861, Мерцалов А. Е. Очерк города Вологды по писцовой книге 1627 года. Вологда, 1885.
Краеведческий словарь. Вологда XII - начало XX века(3_2)