Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Православие Вологодчины (прошлое, настоящее, будущее)

Иерархи, служители и миряне православной церкви, служившие на Вологодчине, и другое интересные события из жизни епархии.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14  15 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модератор: Crotik49
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048

Восстановление Храма

Прикрепленный файл: Рисунок5.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
В 1992 на пожертвования местных жителей и при содействии Монзенского ДОКа началось строительство храма в п. Вохтога.

3 января 1996 года освящение храма в честь Архистратига Божьего Архангела Михаила и первую божественную литургию совершил благочинный центрального округа протоиерей Георгий Иванов.

В 1998 году храм посетил Архипастырь Епископ Маскимилиан, а 1 сентября 1999 года при храме открылась Воскресная школа. Позднее стали осуществлять свою работу детская православная студия «Свечечка», организованная для детей младшего школьного возраста, и Православный молодёжный клуб.


вохтога.рф›О поселении›history.php






Прикрепленный файл: Рисунок7.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
Какую тайну скрывала амбарная дверь?


Мироточение - появление благоуханной маслянистой жидкости на иконах или мощах святых. Химический анализ мира не дает ответа на вопрос о его происхождении. Верующие считают мироточение чудом, неверующие разводят руками. Мироточение наблюдается с первых веков христианства до наших дней, нередко происходит и сейчас. Так, постоянно на протяжении столетий мироточат мощи Святителя Николая в городе Барии (Италия). Есть много мироточащих икон, причем миро появляется и на новых, даже бумажных иконах.


В середине мая исполнилось 14 лет с того дня, как в Кирилловском храме Кирилло-Белозерского монастыря замироточил образ Святителя Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца.

Ручейки на иконе

Мне удалось побывать в Кирилло-Белозерской обители в 2002 году, примерно спустя месяц после того, как икона замироточила. Рассказывая о произошедшем на глазах у всех, кто был в тот день на всенощном бдении, отец Лаврентий (Середнев), тогдашний наместник монастыря, заметно волновался - не каждому доводится своими глазами видеть, как совершается чудо. На иконе появились капли какой-то темной жидкости, говорили очевидцы, их становилось все больше. После службы все разошлись, но вечером, после молитвенного правила, насельники монастыря вернулись в храм. Всем хотелось убедиться, что не показалось, не почудилось… Убедились. Мироточение усилилось.

- Было отчетливо видно множество ручейков мира, спускавшихся до основания иконы, - вспоминал отец Лаврентий. - Заметны были крупные капли мира на надписи «Чудотворец».

На следующий день миро не появлялось. «Что это значит? - спрашивали люди сами у себя. - Как это понимать?» Обычно говорят, что такими чудесами Господь напоминает нам, маловерным, о Своем присутствии в мире, подсказывает, что не все можно объяснить нашим скудными познаниями. Наверное, больше тут ничего выдумывать не надо. Не стоит стараться разгадать подоплеку - Бог говорит не на нашем языке. Его язык не логика, а вера.

Вера и мастерство

Совсем недавно я узнал, в каком виде попал Никольский образ в Кирилло-Белозерский монастырь, и подумал: может быть, чудо - награда тем, кто трудился над спасением этой иконы? Судите сами.

- Передо мной, - рассказывает реставратор Алла Фомичева, - была старая дверь в хозяйственные помещения, покрытая толстым слоем грязи, с выпиленным отверстием для птиц в нижней части и отпиленными дверными петлями.

Как в этом предмете узнаешь икону? Никто ее и не узнавал. Дверь, много лет закрывавшая амбар, сломалась, хозяин попытался ее почистить и, видимо, обнаружил следы росписи. Хорошо, не сжег, не выкинул на помойку, а принес в монастырь.

Историю о том, как негодной двери вернули ее первозданный вид, рассказала недавно кирилловская журналистка Мария Голубева в районной газете «Новая жизнь».

Потребовалось много времени, сил, умения… Священник Алек-сий Фомичев восстановил целостность иконного щита - он профессиональный художник, резчик и реставратор. Затем за дело взялась его жена - реставратор Алла Александровна. Как много находок подарила эта амбарная дверь!

- Выяснилось, - продолжает Алла Александровна, - что икона находится под сплошным слоем записи, датируемой концом XIX века. После ее удаления перед нами предстала достаточно хорошо сохранившееся авторское письмо второй половины XVIII века.

Великим постом 2002 года готовую икону передали в монастырь, и она наконец-то услышала молитвы, а не кудахтанье. Ну а вскоре после Пасхи икона замироточила.

Сейчас эта икона находится в красивом резном киоте. Его изготовили специально и освятили два месяца назад. Некоторые прихожане считают образ чудотворным.

На фотографии: образ Святителя Николая Чудотворца в Кирилловском храме Кирилло-Белозерского монастыря находится в специально приготовленном резном киоте.

Андрей Сальников
«Красный Север» №61 (27 622) СРЕДА, 8 июня 2016

Вологодская митрополия

vologda-mitropolia





Прикрепленный файл: fa710098f4978096ec9633bcd16d843b_L.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048



Сегодня, 17июня 2016 г. День памяти протоиерея, настоятеля церкви Покрова на Торгу , ректора Вологодскго духовного училища о.ВАСИЛИЯ ПАВЛОВА.
Батюшка о. ВАСИЛИЙ трагически скончался ровно 15 лет назад, но память о нем , как о любимом учителе, наставнике, друге многих и многих людей и не только прихожан Покровского храма, не только его учеников, но и всех, кто только его знал, осталась навсегда.
Пролетели года, как же нам всем, знавшим и любившим о. Василия, так его не хватает ! Не хватает его мудрых советов, не хватает его шуток, не хватает его игры на фортепиано... В трудные минуты жизни многие из нас приходят к его могиле возле Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, где сегодня, в день его памяти, будет совершена заупокойная лития. Многие придут с цветами, будут молиться о упокоении любимого батюшки и просить его заступничества. Именно так, я уверена, всем всем, кто знал и любил о. Василия при его жизни, он помогает и будучи в ином мире. Для всех нас о. ВАСИЛИЙ остался жив !
Не смотря на прошедшие 15 лет, память о незабвенном батюшке нисколько не изменилась, наоборот, он незримо присутствует в наших жизнях, мы у него спрашиваем мысленно совета, как поступить в тех или иных обстоятельствах жизни, как не впасть в уныние, как укрепить веру. Молимся, помним, любим !
Царство Небесное и вечная память батюшке о. ВАСИЛИЮ !


Комментарий модератора:
На стр. 1 этого раздела подборка, посвященная памяти о. Василия Павлова.


Прикрепленный файл: file.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
17 июня день памяти о. ВАСИЛИЯ ПАВЛОВА. Царство Небесное и вечная память !



Лазаревский храм города Вологды

16 июня


17 июня исполнится 15 лет со дня кончины протоиерея Василия Павлова.
Отец Василий с 1981 года был регентом архиерейского хора Рождества Богородицкого кафедрального собора.
В 1983 году был рукоположен в сан иерея.Служил в соборе, Лазаревской церкви и в Благовещенской церкви в селе Дмитриево Череповецкого района.
Был ректором, вновь открывшегося в Вологде, духовного училища.
В последние годы был настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу.
Мы предлагаем нашим читателям воспоминания близких и друзей отца Василия Павлова.
Теплые слова напомнят знавшим отца Василия о светлом образе и радостных днях общения с добрым пастырем.
Вечная память, Вам, отец Василий!


Вологда. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

16 июн 2016 в 13:33

Он учил своим примером
Протоиерей Алексий Сорокин

Впервые услышал я об отце Василии, еще не зная его: именно к нему, ректору Вологодского духовного училища, была обращена рекомендация, которую дал мне отец Лукиан, мой духовный наставник. Я тогда заканчивал Санкт-Петербургский университет, был уже воцерковленным человеком, очень хотел служить в церкви и чувствовал необходимость получить духовное образование.
С отцом Лукианом (тогда он был настоятелем петербургского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а сейчас - наместник Александро-Свирского монастыря) мы нашли в "Журнале Московской Патриархии" список учебных заведений - и были рады, что в моем родном городе Вологде есть духовное училище.
Увидел я о.Василия впервые на вступительном экзамене, который он проводил вместе с отцом Сергием Телицыным в епархиальном управлении. Было это в 1993 г. Все поступающие ужасно волновались, и я тоже, конечно. Но когда сел отвечать - волнение куда-то ушло, я почувствовал теплое внимание к себе и успокоился. Отец Василий спросил меня о евангельских притчах, я рассказал притчу о блудном сыне. Мы побеседовали, а потом батюшка произнес: "Вот такие люди нам нужны!" Эти слова ободряют меня и сейчас. В них я слышу не признание каких-то моих достоинств, а пастырское доверие, отеческую поддержку. Внешне отец Василий казался человеком грозным и суровым, и я побаивался идти к нему на исповедь, но батюшка оказался мягким, не обличал, а утешал - и тем помогал противостоять греху. Он прекрасно понимал душу человеческую и он поразил меня глубиной своих советов на исповеди.
В училище меня приняли, нужно было решать вопрос с работой. И тут помог о.Василий - взял к себе в Покровский храм алтарником..
Тогда храм не имел того великолепного вида, как сейчас: не было иконостаса, росписи находились в плачевном состоянии... Но службы шли каждый день, хотя священников было всего двое - отец Василий и отец Николай Кагалевский. Кроме богослужений, кроме восстановления храма, кроме руководства духовным училищем, отец Василий нес и еще много трудов. Тогда только-только Церковь получила свободу действий, священников было мало. Мы с отцом Василием в Явенгу ездили, в Вожегодский район, служили, так сказать, в походных условиях. Приходилось и пешком по несколько километров ходить, но никто не жаловался: нас так тепло встречали, так мы были нужны людям... Уже позднее о.Василий ездил в Сямжу за 120 км. Оттуда позвонили, попросили - и он не отказался, хотя никто его не обязывал ездить за тридевять земель. Батюшка чувствовал, что люди ждут Слова Божьего, помощи Церкви - и шел к нуждающимся.
Несколько лет отец Василий ездил в женскую тюрьму в Вологде, наш приход опекает дом-интернат для престарелых и инвалидов в Молочном, школу-интернат № 1 в Лукьянове... Он никого не оставлял без заботы, к нему тянулись очень разные люди, подходили с вопросами. Отца Василия любили все - и старушки церковные, и руководители самого высокого ранга. Он рад был помочь всем как священник.
И всегда вокруг него собирались люди, тянущиеся к Богу, желающие послужить матери-Церкви. Именно рядом с отцом Василием начинали свой церковный путь нынешние священники - отец Игорь Шаршаков, отец Владимир Пьянков, отец Александр Лебедев...
Когда я поступил в семинарию, приезжая на каникулы, обязательно заходил в свой родной храм. Сюда мы с моей невестой пришли, чтобы батюшка Василий нас обвенчал - специально приехали из Москвы, в знак признательности ему. Отец Василий благословил нас, очень тепло поздравлял, напутствовал. Во диакона меня рукоположили еще в семинарии, и когда я вернулся в Вологду, то очень хотел служить с отцом Василием. Но владыка Максимилиан благословил мне проходить богослужебную практику в кафедральном соборе, и я переживал, что не в Покровском храме. И очень был рад, когда все-таки направили меня под крыло к батюшке.
Отец Василий подсказывал, как служить, как священник может помогать людям. Но самая главная помощь от него не в советах выражалась; он просто своим примером учил, как относиться к людям.
Батюшка переживал, что моя хиротония во священника все откладывалась. А получилось очень даже хорошо. Владыка Максимилиан рукоположил меня как раз 31 октября 1997 года, в день освящения Поклонного Креста, поставленного на месте Спасо-Всеградского собора. Тогда у нас служил Владыка, со всего города собралось духовенство, прихожане, а потом все вместе совершили крестный ход к Поклонному Кресту. Отец Василий радовался, что все получилось так торжественно. Он и за приход радовался, что именно нам выпало хранить связь со Спасо-Всеградским собором, поддерживать порядок у Креста, поддерживать горение неугасимой лампады.
Отец Василий всегда останется в моей памяти как светлый человек, который во многом направил мою церковную жизнь, помогал её наладить. Только сейчас, когда я исполняю обязанности настоятеля, я ощутил всю тяжесть, какую он нес. Помнится, когда настоятель был на приходе, всё было ясно, всё шло как надо, и мы, священники, ни о чем, кроме богослужений, не заботились. С его уходом приход осиротел. И все-таки, мы, христиане, понимаем: значит, так надо, раз Господь его призвал. Мы ведь не остались без заботы отца Василия, он нас и сейчас опекает.

Люба Русских

Прикрепленный файл: svecha.gif
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
Суббота, 18 Июнь 2016 13:17
Снят и смонтирован первый фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Соборная горка, Софийский собор, Вологодский кремль

В Вологодской епархии стартовал проект «Полеты над Северной Фиваидой».


Из дневника проекта «Полеты над Северной Фиваидой», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2015 -2016» в направлении «Информационная деятельность» (Вологодская область, г. Вологда).

Снят и смонтирован первый фильм из цикла «Полеты над Северной Фиваидой»: Соборная горка, Софийский собор, Вологодский кремль.

Целью проекта «Полеты над Северной Фиваидой» является использование уникальных возможностей, которые предоставляет видео съемка с этого квадрокоптера, позволит создать цикл из 18 видео фильмов и сохранить историческую память о святынях Северной Фиваиды, их современное состояние и точное местоположение.

Вологодский край издавна называли Северной Фиваидой по множеству расположенных в её пределах монастырей и пустынь.
Крупные монастыри – Свято-Успенский Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий Димитриев, Свято-Троицкий Павлов Обнорский и другие стали школами православного подвижничества всей Святой Руси.


Прикрепленный файл: 2b15a68d2dc5188a94d8216e5409f29f_L.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048
Вологда. Свято-Духов Вологодский мужской монастырь. Собор Сошествия Святого Духа.

Прикрепленный файл: 01091bb.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
Crotik49
Модератор раздела
почётный участник

Crotik49

Вологда,
Сообщений: 20294
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 27048

Свято-Духов мужской монастырь

Духов монастырь, Спасо-Каменный Духов монастырь

Свято-Духов монастырь основан в начале XVII века преподобным Галактионом, вологодским чудотворцем (скончался в 1612 году).

Согласно данным Жития преподобномученик Галактион, урожденный Гавриил, родился в 1535 году в Москве в семье боярина Ивана Бельского. Однако ряд исторических источников свидетельствует, что боярин был бездетным. Возможно, Гавриил являлся воспитанником или кем-то из слуг Бельских. Когда ребенку было семь лет, И. Бельский подвергся опале, был сослан на Белоозеро и позже убит. Его родственники и друзья скрыли Гавриила в Старице (Тверская земля), приказав таить от всех свое родство и звание. В Старице Гавриил проводил время в молитве, посещал церковные службы и упражнялся в чтении божественных книг.

Пробыв в Старице недолгое время, Гавриил в одежде простолюдина тайно уехал в Вологду. Выдавая себя за безродного сироту, он нанялся в ученики к одному из чеботарей (сапожников), жившему неподалеку от церкви святых мучеников Флора и Лавра (ныне Николы на Глинках, сохранилась, действующая).

Когда молодой царь Иван IV Васильевич сделал брата Гавриила Дмитрия Бельского одним из приближенных и доверенных к себе лиц, Гавриил отказался переезжать в Москву, отказался от родительского наследства, предпочитая боярской простую и более спокойную жизнь ремесленника. Скиталец решает навсегда остаться в Вологде. Чтобы окончательно порвать связь со своим прошлым, он вступил в брак с девицей из простого звания.

Неожиданная смерть молодой супруги разрушила в самом начале спокойную и счастливую жизнь Гавриила и возложила на него много новых забот и попечение о воспитании дочери. Осиротевший Гавриил решил оставить мир и целиком посвятить себя иноческой, затворнической жизни. Он принял монашество под именем Галактион.

Монах упросил городских жителей дать ему несколько сажен пустопорожней земли на речке Содиме (встречается написание Содема) близ посада, выкопал небольшую землянку-келью, колодец и окружил все это прудом-рвом (по другим данным рвом было старое русло реки Содимы, которая после земельных работ во времена Ивана Грозного стала течь по новому искусственному руслу – реке Золотухе). Он никогда не выходил из кельи, так как приковал себя цепью к потолку. Пищу – кусок хлеба и воду – принимал в маленькое окошечко, но при этом, чтобы иметь возможность питаться трудами рук своих и не быть кому-либо в тягость, не оставлял прежнего сапожного ремесла. Одну треть своего заработка он отдавал церквям, другую – нищим, а третью оставлял себе на пропитание. Имущество его состояло из деревянной чашки и рогожи, на которой он молился.

Автор жития преподобного Галактиона, подробно описывая его подвиги, ничего не говорит о его духовном сане, не упоминает даже и о том когда, кем и в каком из монастырей Вологды он был пострижен в монашество. Несомненно то, что преподобный имел иерейский сан, в каком и записан современниками в Софийском синодике в числе убиенных поляками в 1612 году в Вологде.

Молва о его необыкновенной жизни, о совершенном нестяжании, об отеческой ко всем заботе и душеполезных беседах-наставлениях вскоре распространилась по всей округе. Горожане и жители окрестных деревень стали приходить к нему одни из любопытства, иные за благословением и молитвой, за советом и утешением.

Когда в Вологде случилась чрезвычайная засуха, тогдашний архиепископ Вологодский со всем городским духовенством попросил затворника прийти в храм для совершения молитвы. Преподобный Галактион тогда впервые расковал свою цепь и явился на всенародную молитву. После богослужения земле был дарован долгожданный дождь. Современники приписали это чудо молитвам Галактиона.

Второй раз он вышел из кельи, чтобы предупредить вологжан о надвигающейся опасности – нападении на город отрядов поляков и литовцев.

Вот что говорится о святом в его Житии:

«Со временем преподобный достиг таких высот в духовной жизни, что ему была дана благодать презирать и предсказывать будущее. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из своей кельи в цепи своей, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас Ляхов и Литву; пусть горожане начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Небесная Царица, как прежде Новгород, избавит Вологду от гнева Божия», Но один из именитых вологжан – Нечай Проскуров – сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет он, – ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, когда умрешь ты, старец?»

Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог, – построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен, и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма св. Димитрия Прилуцкого, Галактион громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город; но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет». Житие повествует о том, до какой степени нужна была Вологде проповедь о покаянии и как исполнилось пророчество праведника:

«...Беда разразилась 22 сентября 1612 года. С понедельника на вторник в темную осеннюю ночь польские и литовские люди, черкасы, казаки и русские воры неожиданно напали на Вологду и, ворвавшись в город, начали грабеж и разорение его сожжением церкви преподобного Димитрия Прилуцкого. Кроме множества убитых и взятых в плен людей разного чина и возраста злодеи убили городского воеводу и дьяка, а архиепископа Вологодского Сильвестра четыре ночи держали в плену и несколько раз тоже собирались убить, ограбили и выжгли почти весь город и посады, а жители, оставшиеся в живых, разбежались, кто куда мог».

Келья преподобного Галактиона, окруженная со всех сторон водой и деревьями, оставалась целой во время всеобщего городского пожара и по невзрачности и бедности не привлекла к себе внимание грабителей. Но дочь преподобного, не имея нигде себе пристанища, устремилась к отцу и таким образом обратила на себя внимание иноземцев. Вломившись в келью, злодеи бросились на святого старца. Его выволокли за цепь на улицу стали избивать и рубить мечами. После трехдневных тяжких страданий преподобный Галактион тихо скончался 24 сентября 1612 года, а 25 сентября и неприятели ушли из Вологды.

Вот что писал в Москву о последствиях разорения Вологодский архипастырь Сильвестр: «Нынешнего 121 (1612) сент. 24 д. с понедельника на вторник, в последнем часу ночи, разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христа, Поляки и Литовцы с Черкасами и Русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божии, сожгли город и посады, – воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташёв убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною, – едва живого отпустили. Когда Ляхи и Литва пришли к Вологде, то, по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости; у ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как Литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты. – С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов с своим полком прибыл с Белоозера и занял Вологду: но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду».

Оставшиеся в живых жители Вологды, услышав о кончине старца, собрались у кельи страдальца Галактиона, погребли его в ней с подобающей честью и возложили на могилу его цепь и вериги. Почитая память затворника, народ не переставал после его смерти ходить на могилу. В 1627 году над местом упокоения святого была построена часовня. Близ нее жили три отшельника.

До 1654 года все строения Галактионовой пустыни были деревянными. При епископе Варлааме (1627–1645) над мощами преподобного построен храм в честь Знамения Богоматери, а при архиепископе Маркелле (1645–1663) в 1654 году на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, рядом с местом духовного подвига преподобного возведен каменный соборный храм в честь Святого Духа. После этого Галактионова пустынь стала именоваться Свято-Духовым монастырем. Тем самым исполнились предсказания мученика. От мощей преподобного Галактиона истекало множество чудес, как и от воды из выкопанного им колодца.

В течение XVII века не один раз вологжанами поднимался вопрос об освидетельствовании мощей Галактиона и о причислении его к лику святых. Так, в 1669 году игумен монастыря Сергий с братией и со 111-ю других людей просили у патриарха Иоасафа об освидетельствовании мощей преподобного и о дозволении петь ему вместо панихид молебны. Преемник Иоасафа Питирим в 1673 году разрешил просимое.

Попытки освидетельствовать мощи пр. Галактиона, как видно из сохранившихся документов, были и в последующие времена. В 1697 году преосвященный Гавриил, apxиeпископ Вологодский и Белозерский, докопался до гроба и нашел его вполне сохранившимся. Об этом свидетельствует сочинитель службы Преподобному, некий Иван Слободской, очевидец события. Однако от Патриарха Адриана (1690–1700) архиепископу Гавриилу пришел такой ответ: «Сего ради мерность наша, – таковая смотревше, из земли мощей их (Галактиона и еще других Вологодских угодников – Герасима и Игнатия) изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви, яко совершенных мнимых чудотворцев, пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает, и, святи ли они, подлинно неизвестно».

Несмотря на это, в 1717 году в честь преподобного Галактиона, почитаемого святым без формальной канонизации, в Вологде была составлена особая служба. В Знаменской церкви Духова монастыря был устроен придел во имя святого. Над его мощами в нижнем этаже церкви установлена медная посеребренная рака с изображением Галактиона. У раки висели его вериги, железные шапка и цепь.

В 1775 году указом Святейшего Синода обитель переименована в Спасо-Каменный монастырь – по наименованию сгоревшего и упраздненного Спасо-Каменного монастыря, братия которого была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь. С Каменного острова привезли и раку с мощами благоверного князя Иосафа Каменского. Сначала они покоились в храме Святого Духа, а с 27 ноября 1867 года – в Знаменской церкви. В 1892 году мощи Иоасафа (во исполнение указа Святяйшего Синода) были перенесены обратно на остров в возрожденный Спасо-Каменный монастырь. Обитель в Вологде вновь стала именоваться Свято-Духовым монастырем.

Около 1800 года монастырь был обнесен каменной стеной с круглыми угловыми башенками. По указу Святейшего Синода от 8 мая 1861 года от вологодского кафедрального собора к Спасо-Каменному Духову монастырю приписана упраздненная Арсениево-Маслянская Одигитриевская пустыня, находившаяся в Вологодском уезде близ приходской Маслянской Борисоглебской церкви.

На территории монастыря было кладбище, пруды, парковые аллеи, где в день Святого Духа проводились народные гуляния.

Во владении монастыря имелось 7 сенокосных дач, мукомольная водяная мельница. Доход обители приносила и рыбная ловля.

До 1918 года внутри монастырской ограды находились следующие каменные здания:

1. Соборная церковь Сошествия Святого Духа – одноэтажный пятиглавый холодный однопрестольный храм. Построен в 1654 году. В 1810 и 1811 годах с западной стороны к нему пристроена трехъярусная, тосканского ордена, колокольня. В 1871–1872 гг. церковь и колокольня были обновлены и капитально отремонтированы. В советское время собор лишился своего пятиглавия и колокольни.

2. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, двухэтажная пятиглавая четырехпрестольная. Деревянный Знаменский храм над могилой преподобного Галактиона был построен при епископе Варлааме (1627–1645). Затем храм заменили каменной постройкой, которая была разобрана по причине ветхости и пожара в 1854 году. На ее месте в 1861–1867 гг. возвели новую теплую церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь до основания уничтожена в 1930-е годы. Весь строительный материал, включая кирпичный фундамент и даже бутовые камни, повторно направлен на строительные нужды.

3. Восьмиугольная готической архитектуры часовня с девятью куполами (к югу от Знаменской церкви против алтаря над колодцем, выкопанным по преданию преподобным Галактионом). Построена в 1868 году. В настоящее время снесена, на ее месте частично расположен жилой дом.

4. Корпус настоятельских и братских келий (к северу от Знаменской церкви). Частично сохранился.

5. Святые ворота (пристроены к оградной стене). При них с наружной стороны по правую сторону была устроена часовня с иконами и кружкой для пожертвований. Святые ворота и каменная стена уничтожены в 1960-е годы при строительстве пятиэтажного дома по адресу ул. Герцена, 14, с магазином «Океан» на первом этаже.

6. Каменные, в одной связи, хозяйственные постройки (к северо-востоку от настоятельско-братского корпуса). Частично сохранились.

В 1918 году были закрыты все монастыри Вологды. В то же время, официально упразднив монастыри, местные власти не закрывали монастырские храмы – в них продолжали совершаться богослужения, были организованы приходские общины. До 1923–1924 годов часть монахов Свято-Духова монастыря оставалась жить в стенах бывшей обители.

В первые годы советской власти в противовес захоронению на монастырском кладбище при царском режиме только богатых и «благородных» горожан, было решено открыть в бывшей обители Красный пролетарский некрополь видных партийцев и их сторонников. Однако вскоре погост был закрыт окончательно. Часть кладбищенской земли отдали под спортивную площадку КИМ (Коммунистический Интернационал молодежи), открытие которой состоялось в 1926 году. Стадион «Динамо» и поныне располагается частично на территории бывшего Свято-Духова монастыря.

24 сентября 1924 года постановлением Вологодского губисполкома были закрыты церковь Сошествия Святого Духа и часовня в Свято-Духовом монастыре. В 1925 году управление спортгородка КИМ запретило производить звон к богослужению и закрыло вход на колокольню церкви Святого Духа. А в 1928 году завершились богослужения в Знаменской церкви. С инициативой закрытия храма выступила Х стрелковая дивизия по причине того, что «церковь находится на территории, занятой Военведом и его складами».

В конце 1920-х – начале 1930-х годов все постройки бывшего Свято-Духова монастыря были отданы сначала военному ведомству, а затем Вологодскому управлению НКВД. В середине 1990-х рядом с бывшим храмом Святого Духа был установлен поклонный камень, а затем, в 2000-е, и мемориал в память жертв политических репрессий.

В 2012 году исполняется 400 лет представления преподобномученика Галактиона Вологодского. К этой дате на месте Знаменского храма предполагается установить Поклонный крест или памятную часовню.

Три постройки бывшего Свято-Духова монастыря – «Собор Святого Духа, 1652–1654 гг., кон. XIX в., каменный, ул. Предтеченская, 58 г», «Игуменский корпус, II пол. XIX в., каменный, ул. Предтеченская, 58» и «Кельи, II пол. XIX в., каменные, ул. Предтеченская, 58 б» являются выявленными объектами культурного наследия и находятся под охраной государства

cultinfo.ru›Проекты›Вологда›Свято-Духов мужской монастырь








Прикрепленный файл: c2631535e8620ba80c28e46e282d340d_8b82cf9f906e48085e8c1c2328e96247.jpg
---
Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых.
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 11 12 13 14  15 16 17 18 19 20 21 Вперед →
Модератор: Crotik49
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » Православие Вологодчины (прошлое, настоящее, будущее) [тема №62705]
Вверх ⇈