Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Чумайский родовед

Генеалогические исследования родов и фамилий, обосновавшихся в селе Чумай Кемеровской области (Томской губернии) в 18-20 вв.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 17 18 19 20 21 * 22 Вперед →
Модератор: fraujulika
thumai
Участник

Сообщений: 56
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 36
Спасибо за проделанную работу. Думаю, многие исследователи будут ждать результаты и расшифровку дела
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1898
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2259
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1885, № 6. С.5-6. ссылка


Пожертвования на достройку Кафедрального во имя живоначальные Троицы собора в г. Томске: … г) на построение сего же собора причтом с. Чумайскаго Вознесенской ц. представлено: шестнадцать рублей тридцать одна (16 р. 31 к.) копейка при нижеследующем письме:

Преосвященнейший Владыко,
Милостивейший Архипастырь и Отец!
Вашего Преосвященства святое воззвание воспламенило сердца многих на желание принести посильную жертву на достройку Томского Кафедрального собора, из числа коих и мы, недостойные, покорнейше просим вас принять от нас 16 р. 31 к., жертвуемые на сооружение губернского собора разными лицами, прихожанами Чумайской ц., значащимися в подписном листе представляемому при сем в подлиннике.

В представленном подписном листе значатся: священник Иоанн Григорьев 2 р., Чаусский мещанин Виктор Белету 1 р., крестьянин Агафон Сартаков 1 р., причетник Александр Мальцев, церк. староста Григорий Человечиков, сельский писарь, крест. Иван Колотушкин, Мариинский мещанин Давид Полушкин, крест. Давид Давидович и Феодор Малахов – по 50 к. каждый; Димитрий Попиралов, Михаил Сербин, Елисей Уляхин, Андрей Иванов, уволенный в запас армии, Ефрейтор Димитрий Кононыхин, Петр Баев, Филипп Волобоев, Феодор Пересыпкин, Стефан Ачкасов, Сампсон Головин, Алексей Холмогоров, Пелагия Синичкина и Тарас Матренин – по 20 к, каждый; Василий Матренин, Алексей Горощенко, Григорий Бурлакин, Семен Матренин, Егор Матренин, Поликарп Куликов, Емельян Королев, польский переселенец Иосиф Издековский, крест Иоанн Горбачев, Самуил Хорошилов, Иван Щетинин, Василий Волобоев, Илларион Пересыпкин, Анна Кононыхина, Николай Алексеенков: Гавриил Пересыпкин, Матрена Панкратова, вдова Харитина Ачкасова, Феодор Мичурин, Даниил Матренин и Абрам Гуляев – по 10 к. каждый; Памфил Самойлов, Сергей Пожидаев, Василий Ачкасов и Феодор Фролов – по 15 к. каждый; Порфирий Баев, Философ Кромаренко, Сергей Галактионов и Евфросиния Головина – по 25 к каждый; польские переселенцы: Киртяны 11 к., Иван Егоров Киляшов, учитель Чумайской школы Михаил Боярский и крест. Стефан Головин – по 30 к. каждый; Гавриил Масальский и Василий Горощенко – по 40 к., Трофим Кононыхин и Евдокия Кононыхина – по 60 к. каждый; и д) на достройку того же собора получено чрез Его Преосвященство, Преосвященнейшего Владимира, Епископа Томского, от неизвестных три рубля тридцать шесть (З р. 36 к.) копеек.


Прикрепленный файл: 3.jpeg5.jpeg, 199408 байт6.jpeg, 205844 байт
Лайк (1)
thumai
Участник

Сообщений: 56
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 36
Интересная информация! Примечательно, что среди жертвователей есть евреи и католики
nokto

Сообщений: 409
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 314

thumai написал:
[q]
Интересная информация! Примечательно, что среди жертвователей есть евреи и католики
[/q]



Как только фамилию Вигдора Шлемовича Беленького не переиначивали... такого варианта (Белету) еще не видел! У него, кстати, как минимум один сын (возможно, больше) был крещен
---
г.Тайга, Яшкинский р-н: Курочкин, Васильев.
Благовещенка, БлагЗавод Уфимского уезда: Васинские, Селезнев, Шадрин, Асеев. д.Ивановка Мариинского р-на: Колот, Накоренко, Косенко, Божко, Мусиенко, Лисий; г.Бузулук: Дубинин, Байков, Чернопятов; Куськино: Барков, Паньшин. Вольск: Барчонков, Колесников
thumai
Участник

Сообщений: 56
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 36

nokto написал:
[q]

thumai написал:
[q]

Интересная информация! Примечательно, что среди жертвователей есть евреи и католики
[/q]




Как только фамилию Вигдора Шлемовича Беленького не переиначивали... такого варианта (Белету) еще не видел! У него, кстати, как минимум один сын (возможно, больше) был крещен
[/q]



В итоге закрепилась фамилия Белинкины
Лайк (1)
Sergeyp1978
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 22
Итак сегодня пришли сканы. Попробовал сделать таблицу - уточнения и дополнения очень приветствуются.
Пока в таблице добавлены найденные люди из Исповеной росписи 1805 года по Новомарьевской из ГА Астраханской области (ГААО), фонд №599, опись №2, дело №1524.




Sergeyp1978 написал:
[q]
Проработал сегодня дело РГИА 1285-1-36 (Ссылка на опись фонда)
«По просьбе от однодворцев Кавказской Губернии села Новомарьевки поверенных Смольянинова и Скобелькина, о позволении им переселиться в Томскую Губернию»
[/q]

Klim2018

Klim2018

Сообщений: 26708
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 29808
В числе старожильческих селений, расположенных в этом районе, особенно выделяется село Чумай. С момента образования с. Чумай в начале ΧΙΧ в. число его жителей непрерывно росло, достигнув к 1917 г. максимальной численности в несколько тысяч человек. Накануне революционных преобразований с. Чумай стало одним из крупнейших сельских населенных пунктов Мариинского уезда. В связи с этим изучение причин роста народонаселения с. Чумай, на наш взгляд, является показательным во многих отношениях.
...
Первое упоминание о деревне Чумайской зафиксировано в метрических книгах прихода села Кийского за январь 1809 г.20, что дает основание полагать об основании селения в 1808 г. Как известно, первопоселенцами Чумая были выходцы из Кавказской губернии, получившие полуофициальное название кавказские переселенцы [28]. Согласно "Ведомости о числе родившихся, бракосочетавшихся и умерших Николаевской церкви села Кийского" за 1809 г., в Чумае проживало 35 глав семей, из них 25 кавказских переселенцев, 7 ясашных (Качкины, Кукарцовы и Колмогоров) и 3 крестьянских (Макарьев, Булатов, Шалимов)21. Ясашные, по всей видимости, находились в работниках у русских переселенцев и заметного влияния на демографическую ситуацию не оказывали [29]. Судя по анализу исповедных росписей и ревизских сказок по с. Чумай, людность крестьянского двора в первой четверти ХIХ в. составляла в среднем от 7 до 10 и более человек.
...

20. ГАТО. Ф. 173. Оп. 1. Д. 107. Л. 72.
21. Там же. Л. 72 – 112.

28. Кузьмин О.Ю. Заселение русскими бассейна реки Кия (на примере основания села Чумай Чебулинского района Кемеровской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 28 – 35. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-28-35
29. Кузьмин О.Ю. Ассимиляция русскими чулымских тюрок в первой половине XIX в. (на примере семьи Колмогоровых – старожилов села Чумай) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 1. С. 20 – 33. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-20-33


Источник:
Кузьмин О.Ю. Динамика численности населения села Чумай в ХIХ – начале ХХ в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 634, 636.
---
Знания - сила
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 26708
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 29808
В июле 1822 г. при перечислении Кийской волости из Красноярского уезда в Томский была составлена ведомость о количестве казенных поселян в селениях. Согласно данной ведомости, в деревне Чумайской проживало 188 душ обоего пола (89 мужского и 99 женского)22. Почти все население Чумая состояло из 25 семей кавказских переселенцев. В период между 1809 и 1822 гг. рост населения в Чумае не наблюдался. Ввиду трудностей, связанных с освоением территории, численность жителей Чумая не только не выросла, но и, видимо, немного сократилась. Несколько семей из числа первых поселенцев Чумая к этому времени переселились в другие окрестные селения.
Через 3 года демографическая обстановка в Чумае изменилась в сторону увеличения населения. Так, согласно исповедной росписи за 1825 г., в деревне Чумайской числилось 305 человек23. При этом необходимо иметь в виду, что в исповедной росписи записывались все православные прихожане за исключением младенцев в возрасте до 1 года.
Основу крестьянского населения по-прежнему составляли семьи кавказских переселенцев
Смоляниновых,
Конаныхиных,
Ачкасовых,
Долговых,
Курениновых,
Галактионовых,
Пожидаевых,
Булгаковых,
Лазаревых,
Матрениных,
Луневых,
Волобоевых,
Митиных,
Павловых,
Щетининых,
Пересыпкиных,
Малаховых,
Хорошиловых,
Корчагиных,
Севастьяновых
.
...

22. ИАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 38. Л. 17 – 28.
23. ГАТО. Ф. 173. Оп. 1. Д. 223. Л. 319 – 322.


Источник:
Кузьмин О.Ю. Динамика численности населения села Чумай в ХIХ – начале ХХ в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 636.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 26708
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 29808
Наряду с семьями первопоселенцев в исповедной росписи 1825 г. обозначается и ряд новых фамилий. Так, в росписи записаны не так давно причисленные семьи
Барабаш,
Андросовых,
Осколковых,
Носковых,
Солодовниковых,
Человечковых,
Худяковых,
Городских,
Ляховых,
Горощенко,
Кучиных,
Пацуло,
Абабковых,
Медведевых,
Караульных.


Подавляющее большинство вновь причисленных в Чумай были из ссыльнопоселенцев. Заметное влияние на демографическую ситуацию оказало массовое водворение в начале 1820-х гг. в Кийскую волость семей ссыльных малороссиян, часть которых была причислена в Чумай. Всего к середине 1820-х гг. в Чумае насчитывалось более 40 семей старожилов и ссыльнопоселенцев.
С учетом вышеприведенных данных прирост населения Чумая с 1809 по 1825 гг. произошел в результате водворения в село ссыльнопоселенцев, нескольких семей добровольных переселенцев и естественного воспроизводства.
Анализ метрических книг (МК) Кийской церкви за период с начала 1820-х до конца 1850-х гг. показывает, что прирост населения Чумая происходил в основном за счет причисления ссыльнопоселенцев, как одиноких, так и семьями. Процесс водворения ссыльных в Чумай, начавшийся в 1820 – 1830-е гг., в последующие годы принял более интенсивный характер. За период 1819 – 1830 гг. в Чумае фиксируется 37 фамилий ссыльнопоселенцев, ранее в МК не встречавшихся.
...
По ревизской сказке за 1858 г., в деревне Чумайской в подушном окладе состояло уже 633 государственных крестьянина и причисленных к ним поселенцев и поселенческих детей, а также отставных солдат; из них мужского пола – 318, женского – 31524. Кроме этого, в Чумае проживали 60 окладных и 1 неокладной поселенец. Вместе с женами и детьми поселенческие семьи состояли из 170 человек (107 мужского и 63 женского пола). К этому числу необходимо прибавить 25 поселенцев, проживавших в Чумае, но исключенных из оклада как "неспособных" и не записанных в ревизию25. Исходя из данных ревизии 1858 г., в Чумае проживало 828 человек.
...

24. ГАТО. Ф. 321. Оп. 1. Д. 52. Л. 145 – 168.
25. ГАТО. Ф. 321. Оп. 1. Д. 43. Л. 308 – 321.


Источник:
Кузьмин О.Ю. Динамика численности населения села Чумай в ХIХ – начале ХХ в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 636 – 637.
---
Знания - сила
Лайк (1)
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 26708
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 29808
Основными недостатками ревизских сказок как статистических источников являются содержащиеся в них неточности по количеству членов семьи. Нередко численность семьи умышленно уменьшалась, чтобы избежать подушной повинности. Также ревизия не охватывала подсчетами неподатные сословия. Несмотря на это, данные Х ревизии по количеству жителей Чумая в целом являются достоверными. Так, согласно "Списку населенных мест Томской губернии за 1859 г.", в деревне Чумайской (Чуманской) Дмитриевской волости был 121 двор и проживало 442 души мужского пола и 391 женского26. Соответственно, население Чумая составляло 833 человека (в среднем 6,8 человек на 1 двор), что фактически совпадает с данными Х ревизии.
Таким образом, за 34 года (1825 – 1859 гг.) население Чумая увеличилось на 166,6 %, почти в 2,5 раза. Фамильный анализ метрических книг показывает, что население Чумая росло исключительно за счет естественного воспроизводства и водворения ссыльных.
Добровольные переселенцы, появившиеся в Томской губернии в результате реформы П.Д. Киселева 1837 – 1841 гг., массово водворявшиеся в 1840 – 1850-е гг. в селения Дмитриевской волости27, в Чумай причислялись в единичных случаях. По всей видимости, крестьянское старожильческое общество Чумая выступало против водворения российских переселенцев.
В начале 1860-х гг. численность населения в Чумае не претерпела существенных изменений. По данным клировых ведомостей за 1861 г., в Чумае было 86 дворов государственных крестьян, в которых проживало 775 человек (398 душ мужского пола и 377 женского). Помимо этого, в Чумае находилось 5 дворов военных, в которых значилось 17 душ мужского пола и 26 женского28. Итого в Чумае проживало 818 человек без учета лиц, принадлежащих к другим вероисповеданиям и не являвшихся прихожанами Чумайской церкви. Людность двора в старожильческих семьях в это время составляла 8,9.
Со второй половины 1860-х гг. в Чумае наблюдается неуклонный рост населения. Связано это, прежде всего, с увеличением количества водворяемых в Чумай ссыльных. Так, только в 1864 г. в Чумай было причислено более 40 участников Январского восстания 1863 г., т. н. польских переселенцев29. Часть из них впоследствии по разным причинам выехала из Чумая. Однако, 15 польских переселенцев остались жить в селе. Все они были неженатыми молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Во второй половине 1860-х – начале 1870-х гг. польские водворенцы обзавелись семьями и со временем стали полноправными членами чумайского крестьянского общества.
...

26. Списки населенных мест Российской империи… Томская губерния… С. 117.
27. Так, по данным ревизских сказок за 1859–1863 гг., к селу Алчедатскому Дмитриевской волости в конце 1850-х гг. была причислена 21 семья крестьян – переселенцев из Пензенской губернии. ГАТО. Ф. 321. Оп. 1. Д. 52. Л. 954 – 955 об.
28. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 295. Л. 66 об.
29. ИАОО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 8960. Л. 195 об. – 199.


Источник:
Кузьмин О.Ю. Динамика численности населения села Чумай в ХIХ – начале ХХ в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 637.
---
Знания - сила
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 17 18 19 20 21 * 22 Вперед →
Модератор: fraujulika
Вверх ⇈