Марина нашла ещё интересную информацию о внуке Майи Эглите, урождённой Звирбуле.
В семье Майи и Карлиса Эглитис было двое детей: дочь Эда, 1880 г. р. и сын Карлис, 1887 г. р.
В некрологе Скривенской матушки упомянут ее
внук, «военный историк Артис». Он был известным человеком своего времени, издавшим под псевдонимом Артис в 1936 году книгу «Тайны Мировой войны», позже книгу «Такой была война» и еще множество статей о войне в журналах и газетах Латвии. Причем, поначалу, не только простые читатели, но и коллеги самого Артиса, не знали тайну его псевдонима.
На самом деле военного историка звали
Арсений Подниекс, он родился 3 сентября 1900 года в Эргельской волости, в семье учителя Андрея Подниека и Эды Эглит (двоюродная сестра Карлиса Звирбулиса).
Арсений учился в эвакуированной в Рыбинск Вентспилской реальной школе. 1 июля 1919 года, уже в Эргли, был призван в Латвийскую армию, отправлен в батальон Независимости. Оттуда поступил в военную школу. Участвовал в битвах против войск Бермонта, в мае 1920года. По окончании военной школы, получил чин лейтенанта.
24октября 1919 года, во время жестокого обстрела Риги, когда посты латвийской армии оставили свои позиции у моста, Арсений по своей инициативе вынес пулемет на конец моста и во время нападения с применением боевых отравляющих газов обстреливал противника, который уже готовился к удару. Отравленный газами, он продолжал бой и вынудил бермонтовцев остаться на позициях. Был унесен с поля боя в бессознательном состоянии.
В 1920 году Арсений определен в 6 Рижский пехотный полк, а в 1921году переведен в Авиационный дивизион. Окончил курсы летчиков-наблюдателей, в 1925году повышен до капитана.
Арсений уволился по собственному желанию 1октября 1926 года. Журналист. В 1926-1938г.г. член редакции журнала"Латвийский Воин", в 1939 году редактор журнала "Страж Родины". Награжден орденом Виестура, орденом Бельгийской короны 5 степени. В 1941-1944 г.г. технический редактор газеты "Отечество". Награжден за битву 24 октября 1919 года, возле нового Железного моста в Риге. Подниекс в 1921 году награжден орденом Лачплеша 3 степени.
В изгнании жил в Германии, работал в редакции газеты "Голос Латвии". В 1948 году выехал в Англию. Редактор латышской "Лондонской Газеты". Умер в Лондоне, 30 мая 1951 года.» (Перевод Марины с сайта кавалеров ордена Лачплесиса:
http://www.lkok.com/detail1.asp?ID=1210 ).
Арсений Подниекс был страстным читателем и каждую свободную минуту и каждый лишний лат отдавал на книги, собрал большую библиотеку.
После смерти Подниека, его вдова и единственный сын Интс, переехали в Канаду в Торонто, к семье брата Арсения –инженеру Артемию Подниеку, бывшему баскетболисту Латвийской сборной.
На сайте
http://www.periodika.lv/period...ssueType:P написано, что в семье Подниеков было три брата: Арсений, Артемий и Аркадий.
http://www.periodika.lv/period...ssueType:P«Лондонская Газета» нр.1303, 19.11.1971.Заметка «Умер инженер».
9 октября в своем доме в Торонто найден без признаков жизни инженер Артемий Подниекс 62 лет. Брат ушедшего, Арсений Подниекс, бывший редактор «Лондонской Газеты» и других изданий, а также автор военных книг (Артис), умер от инфаркта в Лондоне в 1951 году. Второй брат Аркадий живет с семьей в Огайо, США. Покойный работал в Канаде по своей профессии и принадлежал к студенческой корпорации Ритумс.
http://www.periodika.lv/period...ssueType:P Из ссылки на газету «Латвия в Америке» от 30 октября 1971 года ясно, что об усопшем инженере Подниексе скорбят не только супруга Валия, племянник Интс Подниекс, но и дочь Эдите Гундега, проживающая с мужем Улдисом Альбертом Дельвиком в Калифорнии.
В газете «Время» нр.100., 15.12.1979. помещена заметка о вдове Арсения Подниека, Эмилии Подниеце.
«Почетная председательница Балтийского женского совета в Канаде, Эмилия Подниекс, отмечает 80-летний юбилей. ……. Эмилия Подниекс родилась 8 ноября 1899 года и пережила всех своих близких: мужа Арсения Подниека (1951), брата мужа Артемия Подниека (1971) и его супругу Валию (1973), а в 1977 году потеряла своего единственного сына, психолога и журналиста Инта Подниека, умершего по достижении 48 лет, оставившего жену Элизабету и двоих детей.
http://www.periodika.lv/period...ssueType:PИз ссылки ясно, что Интс Подниекс тоже умер от инфаркта.
Газета «Время» нр.94., 25.11.1989., поздравляет Эмилию Подниеце с 90-летним юбилеем! Есть фото. «В кругу друзей и близких 8 ноября на 90 прожитых лет оглядывалась Эмилия Подниеце. Идее общества Балтийцев она служила еще со времен скитаний беженцев, в Англии участвовала в создании Балтийского объединения, после приезда в Канаду в 1952 году участвовала в создании Балтийского женского совета. Долгие годы была членом латышской делегации совета. В свое время трудилась на руководящих и ответственных постах, получила всеобщее признание и в 1977 году выбрана почетным президентом совета.
Она родилась в 1899 году в Риге, где после окончания Английского института служила в правлении города Риги. Уже во времена свободной Латвии, ее супруг Арсений был известным редактором и автором нескольких книг, он и привлек в журналистику саму Эмилию и их сына Инта. Во время вынужденной эмиграции, в Германии и в Англии, юбилярша работала в редакциях латышских газет, и как знаток нескольких языков, служила в Латвийском посольстве в Лондоне.
Слишком рано, уже в 1951 году, потеряв своего друга жизни, Эмилия переселилась в Канаду, где в Торонто продолжила работу в инженерном бюро Артемия Подниека.
Свой значительный юбилей Эмилия Подниеце отмечала в кругу семьи: невестки Элизабеты Подниеце, внуков Элизабеты и Андрея, а также в кругу друзей и соратников.»
http://www.periodika.lv/period...ssueType:PТа же газета, от 14.05.1994., нр.39., публикует некролог Эмилии Подниеце. В заметке говорится, что кроме окончания Английского института, Эмилия еще изучала народное хозяйство в Латвийском Университете. О сыне Инте сказано, что он был преподавателем Университета Торонто. О внуках: Элизабете и Андрей, получили высшее академическое образование.
http://www.periodika.lv/period...ssueType:P Вот такая "география" потомков Эды Эглите: Калифорния, Огайо, Торонто!А вот с какой любовью и теплотой написана статья памяти редактора Арсения Подниека, в газете «Время» нр.46. 09.06.1951.
Ушедшему капитану.
В конце сентября 1919 года в первом полку кадетов формируемой Латвийской военной школы был юноша невысокого роста, но крепкого сложения; по характерно растянутому говору которого сразу можно было понять, что родом он из Эргли. В самом начале из обучения офицеров ничего не вышло, потому что сперва необходимо было отразить нападение бермонтовцев на Ригу, но зато 1 мая 1920 года, когда произошел первый выпуск Военной школы, форму 19-летнего лейтенанта Арсения Подниека украшал военный орденский знак Лачплесиса. Далее была офицерская служба в 6 Рижском пехотном полку, затем перевод в авиационный полк, а после, уже в звании капитана, перемещение в редакцию армейской газеты «Латвийский Воин». Кажется, там капитан Подниекс понял, что попал на свое истинное поле деятельности, он снял мундир офицера и стал газетчиком.
Поначалу его литературные интересы были довольно широки. Вместе с журналистикой он испытал перо в написании рассказов, но вскоре оставил это «увлечение» и занялся изучением мемуаров, особенно воспоминаний военных вождей и государственных мужей. Из этих исследований вырос замысел дать череду аутентичных очерков о драматических этапах битв Первой мировой войны на латышском языке.
Для воплощения такого замысла в латышской литературе не было никаких образцов, и молодой автор позже признавался, что написанное изначально перерабатывал пять или шесть раз. Тем не менее, когда около 1935 года в Рижских газетах появились описания морских битв, подписанные неслыханным еще автором Артисом, стало ясно, что читатели имеют дело с автором, полностью созревшим, нашедшим свой личный стиль и способ композиции.
В то время даже сотрудники редакции «Латвийского воина» не знали, что Артис – их коллега Арсений Подниекс, которого по старой привычке они звали капитаном. Многие не знали этого и тогда, когда Артис опубликовал уже несколько книг.
Примерно в это самое время «Крестьянские мысли» переняли еженедельное издание «Страж Отечества», и оно начало появляться в до того необычном в латышской журналистике оформлении: со множеством иллюстраций, с тремя страницами фотоснимков, с интересными обзорами. Люди были удивлены и предрекали изданию скорое банкротство, но капитан редакции – Арсений Подниекс – так не думал. И он победил, постепенно повысив тираж газеты от 4 000 до 60 000.
Пришел ужасный год, и капитану пришлось исчезнуть из Риги. Но когда летом 1941 года в доме на улице Блауманя создавалось новое латышское периодическое издание, капитан был уже там. Направление этого издания определяли не латыши, и меньше всего капитан. Но если читатели «Отечества» когда-либо чувствовали меньше тупых немецких подлостей, то часто это была заслуга «дипломатии» капитана, который умел найти оправдания для немецких глаз, чтобы объяснить, почему в газете получилось иначе, чем велели «господа».
Тяжелые дни были суждены капитану в Берлине 1944 – 1945 года. Не смотря на то, что при нем была заботливая подруга жизни и сын Интс, в голоде и холоде, при угрозе постоянных налетов капитан как-то надломился. Начало бастовать сердце. Весенней порой, когда начали уже распускаться почки, и не было больше ночей, когда сирены не меньше трех раз возвещали о налете, супруга понуждала капитана оставить разрушенный город и отправиться на юг. Но капитана что-то как-будто тянуло на север. Может, это была найденная на севере семья брата, может и что другое, но он откладывал поездку со дня на день.
Армию Запада капитан все же дождался на севере. Уже летом 1945 года он трудился в Любеке над созданием латышского информационного бюллетеня, и оставался в этом городе до того, как пошла волна переселения в Англию. Там два года он, не ропща, проработал в хозяйствах хостелов добровольных Европейских рабочих, пока в 1949 году не появилась возможность переселиться в Лондон. Капитана снова привлекла газета, на этот раз – «Лондонская Газета».
Только тот, кто сам работал над изданием латышской прессы на чужбине, знает, что это значит, хотя жизнь газетчика никогда не была розовой долиной. Поэтому слова письма поэта Петера Айгара, сообщающего о смерти Арсения Подниека пополудни 30 мая, являются свидетельством истории латышской журналистики.
Петерис Айгарс пишет: «Он болел сердцем уже долгое время. В последние три недели врач назначил ему постельный режим, но капитан все время продолжал работать в редакции.» Еще в последнем номере «Лондонской Газеты», от 1 июня, помещен остроумно схваченный обзор Корейской войны, дошедший до читателя тогда, когда сердце автора уже перестало биться.
Капитан остался на своем посту газетчика до самого последнего момента.
Со смертью Арсения Подниека латышское газетное дело теряет одного из самых выдающихся работников своего поколения, которому было дано похвальное в журналистике свойство уметь «серые» и «неинтересные» вещи оживлять так, чтобы они создавали в сознании читателя связную картину. Его перо превосходно умело из «сухого» сообщения получить живой очерк, из невыразительного в глазах неспециалиста военного описания – драматически напряженное повествование, и с помощью какого-нибудь анекдота представить политическую ситуацию в новом свете. Охотник за фактами, как и любой газетчик, капитан никогда не выкладывал перед читателем эти факты не расположенными так, чтобы одни факты не дополняли другие. Не зря его высказывание о газетных статьях было таким: «Хорошая статья не может быть слишком длинной, а плохая статья – слишком короткой.»
И не зря у него в обычае было приветствовать коллег при встрече такими словами: «Здравствуй, милый друг! Ну рассказывай, чего хорошего ты сделал?»
Как участнику боев за освобождение Латвии и кавалеру ордена Лачплесиса, Арсению Подниеку во время аграрной реформы в Эргльской волости было выделено небольшое новохозяйство. Там был построен красивый дом, а вокруг него посажен плодовый сад, туда была перевезена и обширная библиотека капитана. Уже будучи на чужбине, чаще всего он с большой сердечностью говорил о своей библиотеке и яблоньках….
Открылся другой мир, и другой яблоневый сад, в который вошел теперь капитан.
http://www.periodika.lv/period...%20PODNIEK