Киев еврейскийАвтор → Артем Козаков
В рамках проекта "Публичные лекции "Політ.ua" прошла презентация новой книги о Киеве. В данном случае – о еврейском.
"Еврейские адреса Киева" Михаила Кальницкого – фундаментальный путеводитель по Киеву с точки зрения исследователя его еврейской составляющей. Эта книга – важный шаг в деле осознания еврейского наследия города и введения еврейской темы в общекультурный городской контекст. Как это и принято в современном Киеве, шаг этот сделан издательством "Дух і літера" и издателями Леонидом Финбергом и Константином Сиговым.
Именно Леоднид Финберг, представляя Михаила, рассказал отличную историю: во время визита Адама Михника в Киев автором книги была проведена экскурсия для почетного гостя, и пан Михник, простояв возле очередного дома 15 минут, тихонько спрашивал Леонида Финберга: "Где ты его нашел? Он знает о доме слишком много – что было, что есть и что будет".
В зале Дома ученых собрались киевляне, для которых судьба родного города значит очень много. Потому автору, презентовавшему свою книгу, можно было предполагать наличие у слушателей определенной суммы знаний – если не о евреях, то о Киеве. Скажем, отсылка к небоскребу Гинсбурга была "скушана" залом без проблем – все, в общем, знают, где находился этот дом и какая история произошла с советским разведчиком Иваном Кудрей, у которого там была явочная квартира.
Потому лекция Михаила Кальницкого была очень продуктивной – зрители услышали много и интересной исторической информации, и занимательных баек.
Автор, представляя результат многолетнего труда, рассказал, что книга "Еврейские адреса Киева" состоит из двух частей: исторического очерка о том, как складывались судьбы еврейского народа в Киеве, и части, связанной с конкретными еврейскими местами. Кальницкий особо отметил, что есть разница между путеводителем и монографией, в последнем случае она бы требовала большего количества ссылок, критического освоения корпуса литературы, и прочего, и прочего. В частности, отметил автор, не существует общепризнанных версий по вопросу истории евреев в Киеве добатыйских времен. Возникают вопросы: почему автор не рассмотрел такие-то или сякие-то публикации, скажем, о хазарах? Кальницкий специально отметил, что принимал традиционные взгляды на эту, давнюю, историю, что вполне логично для путеводителя.
В ходе лекции слушатели узнали, например, что в 1840-50-х годах в Киеве, где жить евреям на постоянной основе не разрешалось, все же существовало 5 молитвенных домов для солдат-кантонистов, в которых, конечно, молились и гражданские евреи. А при Николае Втором число евреев в Киеве достигло 10% от всего населения, и период с 1860 до 1917 годов является самым богатым во всех отношениях в еврейской истории города.
Были и отсылки к современной политической ситуации. История о том, как царская юстиция вынесла оправдательный приговор Бейлису – это пример того, как присяжные вынесли не тот вердикт, которого от них хотели власти. Конечно, - отметил автор, - это не то, что сейчас.
С делом Бейлиса связана и другая история: про табличку на могиле мальчика Андрея Ющинского, в смерти которого пытались обвинить евреев – в 1990-х на могиле появилась табличка с текстом кроваваго навета, через некоторое время ее сняли, но теперь (и в этом может убедиться каждый, прийдя на Лукьяновское кладбище) на могиле лежит плита с цитатой из решения суда в той части, где утверждается, что этот мальчик был "умучен жидами". Трудно соотнести этот факт со вторым десятилетием XXI века, но – тоже ведь в некотором смысле "еврейский адрес"…
Число синагог дореволюционного Киева определить трудно, но, в любом случае, их было значительно больше, чем это было указано в справочниках тех времен. Их было "кільканадцять". Скажем, заявлений на регистрацию от киевских еврейских общин в первые годы советской власти было подано аж 90.
Говоря о непосредственных трудностях исследований еврейских адресов, автор отметил, что одна из основных – определение еврейского здания в случае, например, усадеб, когда по данному адресу находятся несколько зданий, и исследователям предстоит определить, какое же из них действительно принадлежало общине. С другой стороны, архивы жандармского и охранного отделений дают многочисленные данные о евреях. В частности, есть прекрасный доклад о неделе жизни Шолом-Алейхема с точки зрения филеров охранки: даты, встречи, адреса… Все это дает пищу и для серьезных исследований жизни великого писателя, и для каталогизации самих адресов.
И даже нынешний Дом ученых, в прошлом Дом киевского общественного собрания, также, безусловно, является еврейским адресом – в списочном составе общества было до 80% евреев. И при этом в 1914 году это общество было единственным учреждением, которому, в обход официальных запретов, удалось отметить столетие Шевченко, правда, в виде детского утренника.
Конечно, кое-что в путеводитель не включено. Михаил Кальницкий отметил, что, например, в здании театра им. Леси Украинки собирался и БУНД, и КУЛЬТУРЛИГА, да и сейчас там руководителем Резникович.
Отвечая на вопрос о современной еврейской жизни, Михаил Кальницкий отметил, что, с одной стороны, кажется, что еврейская ниша в Киеве опустевает, а с другой стороны – еврейская жизнь с каждым годом активизируется, количество еврейских общественных организаций и печатных изданий в городе "зашкаливает", если отнести их количество к числу евреев.
По вопросам чисел и количеств не могу удержаться и не привести прямой цитаты из выступления Михаила. Говоря о изданной ранее карте еврейских мест Киева, выдержавшей несколько переизданий, он сказал: "Раньше была карта-схема киевских адресов, и туда мы были вынуждены внести конечное количество объектов, бесконечное же число этих объектов туда нельзя было ввести из-за ограниченности размеров листа карты".
Да, именно так. Число объектов – бесконечно, как бесконечно время. Книга написана, но работа над ней продолжается. 368 страниц на мелованной бумаге с прекрасными цветными иллюстрациями – не предел. В авторском предисловии сказано: "Автор будет рад получить от читателей замечания и дополнения. Просьба направлять их по адресу mik-kiev@yandex.ru или почтой Киев-50, 04050, а/я 27".
Так и поступим.
http://polit.ua/articles/2012/04/19/jk.html