Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Вырица

Вы́рица — посёлок городского типа в Гатчинском районе Ленинградской области, административный центр Вырицкого городского поселения.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 14 15 16 17 18 19 Вперед →
Модератор: ЯТБ
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
Земли нынешней Вырицы в древности относились к Новгородской Водской пятине, на них проживали русские, ижора и водь.

В XVI веке земли Вырицы, тогда ещё не заселённые, относились к Грязевскому (Грезневскому Никольскому) погосту

На карте Ингерманландии А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года, она впервые упоминается как деревня швед. Werektca

На шведской «Генеральной карте провинции Ингерманландии» 1704 года, обозначена как швед. Duårnitza

Хотя история поселения насчитывает несколько веков, о чём свидетельствуют раскопанные близ деревни Вырица древние курганы, сама деревня возобновилась в начале XVIII века; посёлок образован в начале XX века в результате слияния деревень Вырица, Ново-Петровское и посёлков Княжеская долина, Бор, Заречье (Михайловка) и Посёлок.

ВЫРИЦЫ — деревня принадлежит Богдановой, Поручице, число жителей по ревизии: 34 м. п., 49 ж. п. (1838 год)

Как деревня Вырица (Выресица), упоминается в 1844 году на специальной карте западной части России Ф. Ф. Шуберта

ВЫРИЦЫ — деревня Господина Ракеева, по просёлочной дороге, число дворов — 16, число душ — 44 м. п.
НОВОПЕТРОВСКАЯ — деревня Господ Демидовых, по просёлочной дороге, число дворов — 5, число душ — 13 м. п.
ЗАРЕЧЬЕ — деревня Господ Черновых и Арненга, по просёлочной дороге, число дворов — 80, число душ — 211 м. п.(1856 год)

В середине XIX века земли западной части современного посёлка Вырица, получившие позже название Княжеской Долины, становятся владением князей Витгенштейнов[2].

ВЫРИЦЫ — деревня владельческая при реке Оредежи, число дворов — 69, число жителей: 201 м. п., 250 ж. п.
ВЫРИЦКИЙ — завод владельческий при реке Оредежи, число дворов — 1, число жителей: 6 м. п., 3 ж. п.; Завод лесопильный.
НОВОПЕТРОВСКОЕ — деревня владельческая при реке Оредежи, число дворов — 10, число жителей: 46 м. п., 30 ж. п. (1862 год)[8]

Согласно военно-топографической карте Санкт-Петербургской губернии 1879 года деревня называлась Выросица (Вырица), в ней была «Пильная мельница» и 4 крестьянских двора[9].

В XIX — начале XX века, деревня административно относилась к Рождественской волости 2-го стана Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии.

По данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» за 1905 год, мыза Вырица площадью 260 десятин принадлежала светлейшему князю Фёдору Львовичу Витгенштейну[10].

В начале XX века, при открытой в 1906 году железнодорожной станции Вырица Московско-Виндаво-Рыбинской (Царскосельской) железной дороги, планировалось построить концептуальный «идеальный город» или «город-сад», где при максимальном городском комфорте, человек мог жить в единении с природой[2].

В том же 1906 году в Вырице открылась школа. Учителем в ней работала «мадемуазель Сывина»[11].

В 1908 году по проекту архитектора Н. И. Котовича, на пожертвования местного населения в посёлке при станции был построен храм во имя святых апостолов Петра и Павла в память о чудесном спасении Царской Семьи во время крушения поезда в Борках (1888 г.). Церковь была построена в «новомосковском стиле» и вмещала до 1500 человек[12]. Ещё одна церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери, была заложена 14 июля 1913 года , а ровно через год, 6 июля 1914 года - освящена. Новая церковь была построена в древнерусском стиле, по проекту архитекторов М.В. Красовского и В.П. Апышкова.

В 1913 году Вырица насчитывала 27 дворов

В 1915 году по проекту петербургского архитектора М. М. Перетятковича была выстроена деревянная церковь-школа, освящённая в честь Преображения Господня. Церковь являлась приписной к Петропавловскому храму, позднее была обращена в приходскую[12].

В 1918 году была образована Вырицкая волость, выделившаяся из состава Рождественской волости. Волость была упразднена в 1922 году в связи с ликвидацией, а её территория вошла в состав Лисинской и Ропшинской волостей Гатчинского уезда[14].

По административным данным 1933 года в Вырицкий сельсовет Красногвардейского района входили 4 населённых пункта: деревня Красная Долина; хутор Красные; выселок Трезвенников и дачный посёлок Вырица, общей численностью населения 4898 человек[15].

По данным на 1 января 1935 года в дачном посёлке Вырица проживали 5430 человек[16].

В 1936 году в состав Вырицкого сельсовета входил всего 1 населённый пункт — дачный посёлок Вырица, 67 хозяйств и 1 колхоз[17]

Статус посёлка городского типа присвоен указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1938 года.

Вырица была освобождена от немецко-фашистских оккупантов 29 января 1944 года[18].
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
Вырица. Магистральный проспект. 1900-1910 гг.

Прикрепленный файл: 2.jpg
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
Современный поселок городского типа - Вырица сложился в результате плотной дачной застройки в царское время.
В декабре 1903 года было запущено новое железнодорожное сообщение Царское Село-Дно. В том же месяце появилось распоряжение губернатора о патентованных дачных пригородах. В результате владельцы земель на 50-60 верстах новой ветки, в разной степени коммерческой оснащенности приступили к продаже лесных участков по 600-1000 саженей. Это делалось и в конце 19 века, но носило характер личных сделок между владельцем и его знакомыми.
Ввиду красоты местности, хвойных лесов и высоких песчаных берегов Оредежа, станция Вырица была облюбована, как будущий железнодорожный центр дачной жизни и резиденция многочисленных Кампаний поволжских купцов, которые участвовали в построении дороги со стороны Рыбинска. Это объясняло смену названий Царскосельской дороги на Виндаво-Рыбинскую. Само название станции тоже оказалось случайным, - ранее был отвергнут западный вариант ж.д., предусматривающий прохождение ╚ветки╩ возле старинной деревни Вырица Рождественской волости.
По плану Генерального штаба местность вокруг станции относилась к Лисинской волости, что служило постоянной путаницей в документах, пока все деревни окрест станции Вырица не стали величать также.
Самая старая патентованная дачная местность Ново-Петровская Лесная дача была зарегистрирована в 1907 году; Поселок - в 1909-м; Княжеская долина - в 1910; Бор - в 1911-м; Заречье - в 1911; Катино - в 1912-м; Благоденствие - в 1914-м. При этом, в любом из этих поселков дачи возводились лет десять.
Повышение цен на летнее жилье в столице, налог на помещичьи леса, дачный кризис в Павловске и общий взгляд, что окрестности станции Вырица призваны разгрузить Царское Село, стать пригородом для многих деловых людей в столице, повлияло на развитие планов застройки и ажиотаж 1911 года. К этому времени, всех дачевладельцев и арендаторов было свыше 1,5 тысяч. Всего же летом в Вырице находилось до 13 тысяч петербуржцев.
Выполняя предписание губернского начальства, создатели дачной местности вынуждены были в скорейшем времени осуществлять свои социальные и духовные обещания. Так в 1908-м и 1914-м было построено две церкви, в 1915-м костел. С учетом того, что в конце станции Поселок Эдвардса проживали актеры Александринки и театральная публика с достатком, в 1908-1911г.г. по очереди возникло несколько театров.
Среднерусская природа и особая духовная атмосфера позволили добавить Вырице колорита исконной русской местности, что привлекло сюда не одну сотню купцов.
В 1909-м сквозь дачную местность Поселок была запущена узкоколейка с пятью остановками. Она шла в продолжение пути из Петербурга.
В Вырице любили бывать художник Е. Волков, строитель Охтинского моста полковник В. Апышков, знаменитости императорских театров. Такие владельцы дачной местности, как Эдвардс, Карнеевы, Сегаль, потомки фельдмаршала Витгенштейна, сумели привлечь образованную публику с достатком.
Революция ставшая катастрофой для России отозвалась в какой-то степени и в Вырице. С тех пор ей выпала участь периферии курортной славы, к чему уже приспосабливались легенды Нэпа и тайных церковных общин. В 30-е годы, в Поселке по разнарядке (20человек) происходили систематические аресты и расстрелы, но, состоящую из достаточного слоя "бывших", всю Вырицу посадить было невозможно.
В 1941 году волость была оккупирована фашистскими румынскими частями. Несмотря на голод и случаи геноцида, в отличие от Украины и Белоруссии, насилие немецкого постоя и командования ничем не отличалось от Первой Мировой войны.
После освобождения в Вырице были возвращены нормы советской жизни и дефицит, прописка и неожиданная постройка многих новых дач под старину. К тому времени, дореволюционных домов оставалось до 1000.
В конце 1960-х годов, советский быт догнал уровень 1913 года. Можно сказать, появилась и душа, детские спектакли, комсомольские вечера и авторской песни про археологов и белую березу.
В 60-е годы вновь открыли прекрасную Казанскую церковь и многие приезжали сюда из Ленинграда венчаться и крестится.
С середины 80-х общая атмосфера тоски помогала только рожать детей. Жизнь советских мещан давно отличалась от дореволюционных тем, что прежние могли наблюдать в вырицких театрах игру великих артистов Варламова или Аполлонского, иметь соседей по кварталу немцев, французов, поляков, придворных и тайных советников, а значит и самим выглядеть прилично. Теперь все, от доктора наук до работяги с Кирпичного завода ходили в пузырящихся "трениках", калошах и, выставляя на окно проигрыватель, слушали Аллу Пугачеву или оркестр Поля Мориа.
В конце 90-х местные работники культуры, позабыв дореволюционную историю пустили слух, что старорежимная Вырица насчитывала по два-три дома на проспект, а остальные пространства уже осваивались нашими тружениками. Труженики, слово в слово это подтверждают, до сих пор, удивляясь, правда, откуда при раскопках участка попадаются битые флаконы духов, дореволюционные монеты и кем-то зарытая посуда.
На самом же деле, территориальное развитие и застройка еле возрождалась в границах старых погоревших, заросших, как в сказке кварталов. В замен славной дачной истории стала проводиться мысль о современном развитии культуры в духе проживания здесь летом советских киноактеров.
С момента всенародной известности вырицкого подвижника иеросхимонаха Серафима, к Вырице стала возвращаться ее церковная составляющая дореволюционной славы. Однако, местные верующие давно разбились на два непримиримых лагеря: поклонников целителя от трезвости по молитвам братца Чурикова и преподобного Серафима Вырицкого. Если бы и те и другие понимали правильно основы христианства, то возлюбили бы друг друга.
Естественная замкнутость духовенства доказывает, что и оно не может выступать в деле объединения сторожил и творческой интеллигенции, пожилых честных коммунистов и монархистов, что ли, разве что по церковным праздникам. Поэтому настоящим духовным центром служит поселковая библиотека. В ней иногда собирается кружок желающих создать Вырицкое музейное общество, причем, если местные жители готовы обходиться стендами с наклеенными ксерокопиями, то петербургские энтузиасты считают, что музей обязан быть в одной из красивых старинных дач. Будем надеяться, что сей альманах привлечет дополнительных ревнителей стародавней традиции.
16.11.2004 Андрей Барановский

Прикрепленный файл: kontora_vitgenshtein.gif
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
У истоков Оредежа

Источник:
http://cult.gatchina.ru/oredez/veka.htm
Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью.. .Н.К. Рерих

Выра, Рождествено, Батово, Даймище...

Красивые места. Старинные... Не одно тысячелетие, должно быть, несёт свои холодные быстрые струи река Оредеж – то ласковая, задумчивая, как лесное озерцо, то вдруг закипающая сердитой пеной на гранитных перекатах. Многие века, верно, окаймляют бронзовые корабельные боры и берёзовые рощи каменистые на взгорьях и болотистые в низинах обширные поля. Лежат по обочинам дорог, по лесным опушкам да пригоркам одетые мхом седые валуны напоминанием о прошедшем здесь в незапамятные времена сокрушительном леднике.

А вслед за отступающим ледником пришли сюда люди. По рекам и озёрам – проводникам по дикой и полной опасностей стране – в поисках новых угодий поднимались всё дальше и дальше на север безымянные племена каменного века, оставившие следы своих стоянок на Луге, обронившие топор из лосиного рога на берегу Суйды, кремнёвые наконечники стрел близ Красного Села...

В то время как степи Великой Русской равнины были полны движения и жизни, её север, покрытый дремучими лесами, болотами и редко населённый племенами охотников и рыболовов, многие века пребывал в “сумерках истории”. Лишь в X веке Ижорского плато1, где обитало прибалтийско-финское племя водь, достигают первые славянские колонисты: в 947 году княгиня Ольга, по образному выражению М.В. Ломоносова, “по Мсте и Луге, где беспорядочные чудские жители худым домостроительством бедную жизнь препровождали, поселила славянских переведенцев, построив погосты”. Земледельцы и воины, новгородские словене и псковские кривичи расчистили здесь лес, распахали поля, срубили деревни, проложили дороги. Плодородные земли Ижорского плато, откуда стекают прозрачные воды Оредежа, были плотно заселены и освоены лишь в первые века русской истории.

Чем же жило население древних административно-территориальных образований “великой республики средневековья” – погостов2 Новгородской Руси? Ещё в конце прошлого столетия врач и археолог Л.К. Ивановский раскопал несколько древних могильников у Выры, Рождествена и других приоредежских сёл и деревень. Век спустя вновь застучали топоры археологов – на этот раз в даймищенских Сопках. Нет, не золотое седло, не золотую саблю шведского короля, по местной легенде, хранящиеся в недрах оредежской земли, они искали. Учёные решили заглянуть в глубь веков, чтобы летописные документы истории края пополнить вещественными.

Курганные могильники, что есть едва ли не у каждой здешней деревни, оказались полуязыческими кладбищами XI - начала XV веков, принадлежавшими одной либо нескольким сельским общинам: уж и кресты были на шеях, а всё клали умерших по курганам с чудскими арбуями3…

Летят комья земли. Мужские костяки чередуются с женскими; вместо топоров и ножей являются серпы и глиняные горшки, многочисленные и разнообразные украшения. Полное трупосожжение уступает место погребению в сидячем положении. Высокие курганы заменяются жальничными клетками. Древнерусские украшения соседствуют с водским инвентарём – тесно переплелись история и культура славян и прибалтийских финнов. Да и название Оредеж, по сообщению гатчинского краеведа А.Н. Лбовского, – водского корня4 и в переводе означает “голова коня”. И, хотя современные учёные-топонимисты обходят этот “крепкий орешек” стороной, культ коня был распространён и у славян, и у финнов, и у балтов, а в местных курганах не раз встречались коньковые украшения-привески.

Находки земледельческих орудий – серпов и кос – яркое свидетельство развитого земледелия, которое вместе со скотоводством было основой хозяйства оредежского крестьянина и в следующие века. Встречаемые изредка западноевропейские и восточные монеты могут рассказать о торговых связях древних новгородцев: ведь не за горами проходил великий водный путь “из варяг в греки”. Ну а боевые топоры (в могильнике у Даймища их находили в более высоких курганах – быть может, топоры, которые были и основным орудием подсеки, клали в могилы глав семей – патриархов, ведь вооружён был (в загробной жизни далеко не каждый!), пики, мечи и копья напоминают нам о грозных новгородских ополчениях, пеших “воях” Верхней Руси: “Кто против Бога и Великого Новгорода?!”

Очень образную картину погребального обряда с исторической точностью нарисовал наш земляк, известный философ, живописец и археолог Н.К. Рерих5, упоминавший даймищенские курганы ещё в прошлом веке:

“...Словно бы синей становится небо. Ярче легли солнечные пятна. Громче заливается вверху жаворонок. Привольное поле; зубчатой стеной заслонил горизонт великан лес; встал он непроглядными крепями, со зверьём – с медведями, рысями, сохатыми. Стонут по утрам широкие заводья и мочажины от птичьего крика. Распластались по поднебесью беркуты. Гомонят журавлиные станицы, плывут треугольники диких гусей. Полноводные реки несут долблёные челны6. На крутых берегах, защищённые валом и тыном, с насаженными по кольям черепами, раскинулись городки. Дымятся редкие деревушки. На суходоле маячат курганы; некоторые насыпи поросли уже зеленью, а есть и свежие, ровные, со стараньем обделанные. К ним потянулась по полю вереница людей.

У мужчин зверовые шапки, рубахи, толстые шерстяные кафтаны, по борту унизанные хитрым узором кольчужным... На ногах лапти, а не то шкура, вроде поршней. Пояса медные, наборные; на поясе всё хозяйство – гребешок, оселок, огниво и ножик. Нож не простой – завозной работы; ручка медная, литая... А другой, ничего что мирное время, и меч нацепил, выменянный от полунощных гостей7. На вороту рубахи медная пряжка. Пола кафтана тоже на пряжке держится, на левом плече; кто же побогаче, так и пуговицы пряжкой прихватит...

Женщины жалостно воют. Почтить умершего – разоделись они; много чего на себя понавешали. На головах кокошники, венчики серебряные с ну-ну. Не то меховые, кожаные кики, каптури, с нашитыми по бокам огромными височными кольцами; это не серьги, – таким обручем и уши прорвёшь... На ожерельях бус хоть и немного числом, но сортов их немало: медные глазчатые, сердоликовые, стеклянные бусы разных цветов... Ещё есть красивые подвески для ожерелий – лунницы рогатые и завозные крестики из Царьграда и от заката.

На груди и в поясу много всяких привесок и ну-ну; вместо ну-ну видны и монеты: восточные или времён Канута Великого, епископа Бруно... На руках по одному, по два разных браслета, и узкие, и витые, и широкие с затейливым узором... Подолы рубах, а может быть, и ворот обшиты позументиком или украшены вышивкой...
Опустили носилки. Выбрано ровное местечко, убито, углажено... Посредине его посажен покойник; голова бессильно ушла в плечи, руки сложены на ноги...

Загудела протяжная, тоскливая поминальная песня... В былых ногах и головах ушедшего к предкам, ставшего чуром блаженным, кладутся особо большие дикие камни, и приходятся они всегда на восход и закат, ибо лицо умершего всегда обращалось в священную сторону, откуда весело кажется миру вечный могучий ярило – красное солнышко, от него идут блага тепла, а с ним плодородия.

Быстро растёт возвышение; насыпь сыплют не из разной, какой попало, земли, с кореньями, с сорными травами, а из чистого песка или плотного суглинка... Сложили насыпь, аршина в два вышиной. Довольно. Пеплом ещё засыпали, принесли его с собой из дому; от родного очага не отлучился бы чур-домовой. Сверху ещё землёй забросали, выровняли правильный конус, поправили валуны в основании, чтобы одинаково торчали. Заботливо обошли кругом, разок посмотрели. Готово!

...Блестит заходящий месяц на рукояти меча, сверкает на бусах и гривнах; мутными пятнами рисуются белые рубахи уходящих домой поминальщиков. Не умрёт добрая слава покойного! Где же ей помереть? Велик его род; вечно будет от времени до времени правиться тризна... Реют, неслышно спускаются на остатки еды, на козлиные кости вещие вуроны, и они справят тризну...”
Удивительно зримое описание. А вот ещё одна зарисовка Рериха из тогдашней жизни:

“Видели вуроны и дубы старинные, развесистые; собираются под ними окрестные люди вершить мирские дела; собираются и в праздники: сидят старики на могучих корнях. Молодёжь ведёт хороводы... Под Ивана Купалу ярко горит здесь купальский огонь, прыгают через него парами; освящает огонь эти пары на вечный союз...

Ещё известны предания о провалившихся церквах, о землянках разбойников... Как видно, и прозаическая Санкт-Петербургская губ. тоже занимается своей стариной, не говоря уже о прекрасных памятниках екатерининского и александровского времени...”

Да, действительно, и название Даймище можно попробовать истолковать из водского tammi –“дуб”, и легенда о провалившейся Никольской церкви, известной по писцовым книгам, знакома рождественским старожилам, – этакий местный вариант “града Китежа”, а в окрестностях Сиверской ещё не заросла “разбойничья тропа”, которую называют иногда “Иоанновой”. Теперь уж не вспомнить, какому Ивану – III Великому или IV Грозному – обязана она своим именем. А потому самое время нам продолжить путешествие по средним векам.
* * *
...Год 1478-й. Замолк новгородский вечевой колокол. Князь сделался воеводой Иоанна, поместья новгородских вотчинников взяты в казну, либо розданы московским боярам...

Основным источником для изучения аграрной истории края “эпохи московского царства” (конец XV-XVI вв.) служат писцовые книги – результат переписей присоединённых Иваном III к Москве новгородских владений. Единственным городом на Ижорской возвышенности длительное время оставалось Копорье – военно-административный центр Водской земли и Копорского присуда или уезда, вокруг которого объединялись погосты. В писцовых книгах можно отыскать сведения о нескольких десятках поселений Зарецкого, Грезнёвского, Суйдовского и Орлинского погостов, существовавших в то время по Верхнему Оредежу: “В Грезнёвском же погосте Великого Князя, – читаем в переписной оброчной книге Д.В. Китаева и Н.С. Моклокова 1499-1500 гг., – волости и сёла и деревни за детми за боярскими в поместье...”

Никольско-Грезнёвский погост располагался на берегу речки Грязной; церковь “Велики Никола” стояла в конце старого рождественского парка – там, где из скал красного песчаника струятся студёные воды целебных родников. А в составе погоста, что раскинулся от Лядов до Вырицы, от Поддубья до Ящеры, упоминаются деревня Грезно на речке того же неприхотливого названия – нынешнее, в асфальте и зелёных садах, Рождествено, деревни Батово, Дамища, Выра, Замостье, Поддубье, Леда, многие другие, которых давно уж нет на карте и “днём рождения” которых, по принятому у историков правилу – первому известному упоминанию имени – можно считать год 1499-й.

Много интересного могут рассказать о жизни и быте наших предков писцовые книги. Видно из тех книг, что сельское население жило в многочисленных деревушках из одного-двух дворов; очень мало было крупных селений – короче, натуральное хозяйство... Земля отдавалась владельцами, среди которых встречаем московских служилых людей – бояр и детей боярских, ямщиков, Чащинский монастырь, лично великого князя Ивана, вольным арендаторам – крестьянам, которые за право пользования ею обязываются различными платежами, а сверх того платят помещику и “ключничью пошлину” – за то, что он ими управляет.

Чем же богат был тогдашний грезенский крестьянин, чем мог отплатить он боярину, монаху, великому князю за кормилицу-землю? На первом месте здесь стоят по-прежнему продукты земледелия и животноводcтва: “коврига”, “окорок мяса, ставец масла”. Помимо хлебных злаков выращивался лён для выделки тканей, очень часто хмель, изредка – конопля. Затем следуют продукты охоты (“4 белки”, “заец, 2 тетерева”) и рыболовства (“кол8 на Оредежи, а ловят рыбу белую с весны до Петрова дни, да и лососи”); наконец, находим в составе дохода деньги – свидетельство развития торговли и ремёсел. Феодальная рента отнимает пятую часть производимого крестьянином продукта – она не разоряет его, но два неурожая подряд обрекают земледельца на голод...

Собственную запашку феодала обрабатывали преимущественно холопы, положение которых, в отличие от часто менявших хозяев крестьян, мало чем отличалось от положения крепостных. Последние нередко давали на себя “служилую кабалу”, по которой должник обязан был отрабатывать “по вся дни” проценты долга своим трудом. “Кабала на Мосейка на Онаньина сына да на его мать Соломанидку Офонасьеву дочь да на его жену Марьицу Кондратьеву дочь да на его сёстр на Татьяну да на Онтонидку в пятинадцати рублех, – читаем запись 1573 г. – Денги занял у Богдана да у Вондрея у Коситцких. Послуси в кабале и у кабалы руки Грязенского погоста дьячка Васки Александрова... лета 7081”.

Этот документ относится уже ко времени Ивана Грозного, а о нём разговор особый...
Лайк (1)
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
Дачный град на Оредеже

Источники:
http://serafim.com.ru/site/nstr_11_01.html
http://gtnpravda.korpunkt.ru/news7056_508.html
Деревня Вырица получила широкую известность во второй половине XIX века. В то время она входила в состав Рождественской волости Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Позже это название получила обширная территория, расположенная в 60 километрах к югу от Санкт-Петербурга в огромной излучине реки Оредеж, в среднем ее течении. Высота над уровнем моря около 250 футов (76м). С севера на юг ее пересекала Москов-ско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. А с запада на восток -шоссе Каушта-Выра, имеющее выходы на Московский и Белорусский тракты (ныне Московское и Киевское шоссе соответственно).

Территория современного поселка сформировалась на рубеже XIX - XX веков в результате слияния деревень Вырица и Ново-Петровская, населенного пункта Поселок и дачных поселков Княжеская Долина, Бор и Заречье (Михайловка). Чистая речная вода, сухие песчаные берега и огромный лесной массив, состоящий из сосновых и еловых боров, создали исключительно благоприятный микроклимат и привлекательные условия для дачного отдыха жителей Северной столицы. Некоторое время не хватало лишь удобного транспортного сообщения.

Первым поселением считается деревня Вырица. Она появилась на левом берегу Оредежа в 125 километрах от устья в те времена, когда реки не только обеспечивали людей пресной водой и запасами рыбы, но и выполняли важнейшую функцию транспортных артерий. Топоним Вырица принято производить от древнерусского выр, вырь -пучина, омут, место быстрого течения в реке, что вполне соответствует ее характеру. Версия прибалтийско-финского происхождения также связана с речными особенностями и означает практически то же самое: литовское vyrius - водоворот и финское via - водоворот, омут. Последнее практически совпадает с названием другого известного населенного пункта, который находится в тридцати километрах западнее и выше по течению. Это деревня Выра. Нетрудно вспомнить еще один однокоренной топоним: эстонский город Выру. Однако спор о происхождении названия поселка этим не ограничивается. Существует еще одна версия, упоминаемая в краеведческой литературе. Ее сторонники приводят другой древнерусский корень -Вырей, что означает: сказочная страна древних славян, куда переселяются предки и птицы или славянский рай. Такое предположение должно подразумевать возникновение первого поселения в самом начале характерной излучины Оредежа задолго до восемнадцатого столетия. Согласно же первым исследованиям вырицких краеведов, деревню основали в 1717 году четыре семьи саратовских переселенцев. Некоторые из их потомков утверждают, что Вырица младше Петербурга всего на 3 года.

Следует заметить, что поволжские строители Северной столицы, бежавшие от непосильной работы на оредежские берега, пришли не совсем на пустое место. На топографической карте населенный пункт с названием Wiritza встречается в рукописном атласе отдела картографии БАН, который датирован 1699 годом. В этот период времени здешние земли входили в состав Ингерманлан-дии. Однако за двести лет до того в составе Никольско-Грезневского погоста существовала деревня Дверницы на реке Оредежи, которая упомянута в переписной оброчной книге Водской пятины 1499/1500 г.г. Известный в районе краевед Д. Рябов на основании собственных архивных исследований утверждает, что ее местоположение совпадает с Вырицей. Тем не менее, истинный возраст первого поселения на этом месте еще более почтенный. Дело в том, что в 1907 году на ее территории сотрудниками Археологического института был исследован могильник эпохи средневековья, который датируется Х-ХII в.в.
* * *
И все же существенное развитие населенного пункта под сегодняшним его названием следует отнести к тому периоду, когда здешние земли вернулись из-под Шведского владычества к России. Во всяком случае, в начале XVIII в. после окончания Северной войны в связи с необходимостью укрепления новых границ в районе пунктов Вырица и Поселок возникли военные форпосты, которые позже были преобразованы в оседлые лагерные поселения. В XIX веке эти земли были отданы на откуп. Одной из первых владелиц в начале столетия оказалась помещица Бороздина. В 1835 году деревня перешла к лейтенанту флота Линхарку, а в 1838 - Богдановой. В это время "Вырица относилась ко 2-му стану Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии и насчитывала 83 человека местного населения". В сороковые годы Вырица принадлежала генералу жандармерии Федору Спиридоновичу Ракееву, выходцу из древнего небогатого дворянс-кого рода Смоленской губернии. "Число дворов составляло 16, число душ - 44". В 1837 году он сопровождал тело Пушкина в Святогорский монастырь. Одна из улиц поселка, ведущая от Сиверского шоссе к церкви Казанской Иконы Божией Матери, получила его имя и сохранила его до наших дней.

К середине XIX века Вырица все чаще стала обращать на себя внимание петербуржцев. И лишь отсутствие хороших дорог все еще сдерживало бурное развитие местности. И вот "В 1857 году приступлено к устройству нового проселочного шоссе, от дер. Каушты до Динабургского шоссе, по направлению к с. Выра, на протяжении 30 верст 192 пог. саж; с тем чтобы соединить Николаевскую и Варшавскую железные дороги...". Движение по новому шоссе было открыто только в 1859 году. Задержка возникла из-за двух мостов. Один из них, через ручей Тонози возле Сиверской, сгорел от бушевавших в тот год лесных пожаров. При строительстве другого "через р. Оредеж, близ д. Вырицы, на глубине русла оказался плитный грунт, не дозволивший забивки свай до проектной глубины; по сему составлен заме-нительный проект на постройку моста не на сваях, а на ряжах".

Уже в 1864 году появляется первое упоминание о Вырице как о значительном населенном пункте. Печатный справочник этого года гласит: "Вырица - деревня владельческая Рождественской волости Царскосельского уезда при реке Оредеж; число дворов 21, число жителей 124". Этот рост мог быть гораздо интенсивнее, если бы первая в России железная дорога, соединившая столицу с Царским Селом, не "застряла" в Павловске. Однако, стратегические интересы государства потребовали развития других направлений.

"В состав Майората, учрежденного Именным Высочайшим указом от 14/26 ноября 1845 г. в имении... Князя /П. X./ Витгенштейна" деревня Вырица была введена в мае 1869 года. От Ракеева она перешла к князю Петру Львовичу Витгенштейну. Впоследствии потомки знаменитого фельдмаршала, героя войны 1812 года, внесли немалый вклад в благоустройство вырицких земель. Промышленная заготовка леса началась здесь благодаря усилиям Петра Львовича, он же построил здесь лесопильную мельницу. В 1884 году произошло объединение населенных пунктов в сельские общества. При этом жители деревни Вырица вошли в состав Куровицкого сельского общества Рождественской волости Царскосельского уезда, а жители деревни Ново-Петровская - в состав Новопетровского с/о Лисинской волости того же уезда. В Вырице проживало 64 души мужского пола и 73 -женского, а в Ново-Петровской: 54 - мужского и 55 - женского.

В 1887 году скончался П. Л. Витгенштейн и д. Вырица перешла к его брату Федору (Фридриху), который часть своих земель отдал в аренду. Дачное строительство постепенно набирало обороты. Вокруг Вырицы и Ново-Петровской появлялись новые крупные землевладельцы, благо пустующих земель пока еще хватало. В 1901 году начинается строительство железной дороги от Павловска до Вырицы. Бывшая Царскосельская ж. д. получила новое название, теперь она стала Московско-Виндаво-Рыбинской. Строительство участка было завершено 1 августа 1904 года. Пассажирские поезда поначалу ходили один раз в неделю, при этом пассажиры были вынуждены делать пересадку в Царском Селе. Этого оказалось вполне достаточно для начала настоящего бума, вызванного "дачной лихорадкой" петербуржцев. В 1906 году было построено здание вокзала и основана станция. Первоначально ее предполагалось назвать Ново-Петровск, однако в окончательном варианте предпочтение было отдано наименованию Вырица, которое распространилось на все территории, прилегающие к станции.

Основатель общины христиан-трезвенников Иван Алексеевич Чуриков появился в Вырице в 1905 году. До этого крестьянин из Самарской губернии начинал читать свои проповеди о трезвости в башмачной мастерской на Лиговке в Петербурге. Известно, что его духовным наставником был отец Иоанн Кронштадтский. Проповеди И.Чурикова собирали большое количество людей и пользовались огромной популярностью. Однако со стороны властей, как светских, так и церковных, он подвергался постоянным гонениям. На его защиту были вынуждены встать Члены Государственной Думы, посетив его вВырице, где он основал колонию трезвенников.

10 сентября 1906 года в километре от станции, у Сиверского шоссе был заложен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь строилась по проекту гражданского инженера Н. И. Котовича на средства местных дачевладельцев, среди которых "особо потрудились в этом деле В. П. Сомряков, Н. С. Ларин, К. К. Любомудров, И. А. Баусов, А. X. Ефремов и многие другие". "В архиве храма сохранились сведения о двух наиболее крупных пожертвованиях, внесенных главою местного общества трезвости И. А. Чуриковым, пожертвовавшим 100 серебряных рублей ... и работником Гознака Быстроумовым". Однако собранных средств для завершения строительства все же оказалось недостаточно. В августе 1907 года Церковно-строительная комиссия по построению храма была вынуждена обра-титься за денежной помощью в размере 1500 рублей в государеву канцелярию. Прошение было переправлено в Капитул Орденов, где и было удовлетворено, согласно резолюции.

Освящение нового храма состоялось в воскресенье 22 июня 1908 г. Об этом событии в двух номерах подряд сообщала церковная газета "Колокол": "Архитектура церкви изящна, проста, но художественна... Храм просторный, светлый, благолепно украшенный. Все украшения его: иконы, сосуды, облачения, колокола и пр. - жертвы отдельных лиц.... Чин освящения совершал местный Благочинный настоятель Царскосельского собора протоиерей А. И. Беляев... Администрация железной дороги дала в этот день для богомольцев специальную пару поездов".

В апреле 1907 года в семье А. X. Ефремова родился сын Иван -будущий ученый палеонтолог и писатель-фантаст. Его отец, "отслужив в лейб-гвардии Семеновском полку, не стал возвращаться в родное Поволжье, а решил выбиться в люди". Столичная жизнь поначалу ему была не по карману и он обосновался в Вырице, построив рядом со станцией "избу пятистенку". Арендовав у Витгенштейнов лесопилку, он занялся заготовкой и обработкой древесины. Многие старожилы считают именно его основателем деревообрабатывающего завода у деревни Вырицы, а подходившую к нему узкоколейку - Ефре-мовской веткой, позже это название закрепилось за улицей.
* * *
Дачная местность преображалась на глазах. Этому способствовали быстрый прогресс в обслуживании пассажиров железной дороги, усердие деловых людей и предпринимателей в делах благоустройства местности, не последнюю роль сыграла и реклама, которую нередко можно было встретить в различных столичных изданиях. В "Новом путеводителе Петербурга и его окрестностей" за 1909 год, а также в журнале "Огонек" за май месяц того же года, читаем: "Будущий город Вырица... Земельные участки... Вырица, поселок Заречье. 1,5 часа езды от С.-Петербурга; по имению проходит жел. дор. с пятью станциями, 9 пар поездов ежедневно. Проложено 18 верст шоссейных дорог, и 8 верст трамвая; церковь, телефон с С.-Петербургом, почта, аптека и все удобства. Берег чудной реки Оредеж оставлен в общественном пользовании...Будет строиться театр... продано уже более 2000 участков".

В имении Заречье по западную сторону от железной дороги продавались участки на территории, которую предполагалось преобразовать в Городок Сегаля. А. X. Ефремов занимался здесь прокладкой просек и строительством новых улиц, которым давал имена городов родного Поволжья: Самарская, Сызранская, Казанская, Нижегородская и т.п. Однако, наибольшую известность получил другой дачный поселок. Трамваем в "Путеводителе... "называли, видимо, конку по булыжной мостовой. Ее маршрут начинался у конторы по продаже земельных участков в "Княжеской Долине" владения Светлейшего Князя Г. Ф. Сайн-Витгенштейн. Деревянное здание конторы находится почти напротив вокзала, возле пассажирской платформы, к которой прибывают поезда из Петербурга, сегодня это угол Коммунального проспекта (бывший Магистральный) и улицы 1 Мая. Расстояние до центра новой дачной местности в 1 1/4 версты приезжающие преодолевали при помощи "собственной конно-железной дороги", которая была проложена по Магистральному проспекту.

Рекламные листовки, которые можно было получить в конторе, сообщали потенциальным покупателям, что в дачном поселке "Вводится образцовое благоустройство... Кроме конки устраивается множество удобных проездных дорог. На всех улицах имеются хорошие пешеходные панели. Для общего пользования оставлены: большой парк и пешеходная дорожка протяжением около 3 верст вдоль всего живописного берега реки Оредеж. На главных перекрестках улиц устраиваются общественные колодцы, устанавливаются фонари усовершенствованного образца, на реке строятся общественные купальни, оставлены также места для лодочных пристаней, имеется прекрасная ключевая вода". Покой дачевладельцев оберегался соответствующими распоряжениями: "В "Княжеской Долине" запрещено строить фабрики, заводы и открывать заведения с продажею крепких напитков". В 1910 году покупателям было предложено около 700 участков.
* * *
Церковно-приходская школа в Вырице существовала с 1900 года. К 1911 гражданскому году в ней обучалось 32 мальчика и 32 девочки. В 1910 году было организовано Вырицкое Школьное Общество, целью которого стало строительство Торговой школы. Поскольку готового здания для учебного заведения не имелось, А. X. Ефремов и М. Э. Сегаль предложили здание собственной конторы для нужд "школы бесплатно на 1 год с отоплением, предоставляемым А. X. Ефремовым". Здание конторы находилось как раз напротив вокзала ст. Вырица. 19 сентября после молебна школа была объявлена открытой. Учащиеся были разбиты на 4 отделения. Всего в первый год в ней обучался 41 ученик.
Известно, что Попечительский совет школы обращался в Императорскую канцелярию с просьбой об оказании финансовой помощи для осуществления строительства, общая стоимость которого должна была составить 30 тыс. руб., однако средств в казне не нашлось, и в итоге школа была построена на пожертвования местного населения и господ попечителей.

В 1912 году в "Княжеской Долине" из числа местных жителей было создано Братство в честь Казанской Иконы Божьей Матери по построению храма в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Автор: Рашид Ганцев
Лайк (1)
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
Поселок Вырица расположен на реке Оредеж, в 60 км от Санкт-Петербурга и является прекрасным местом для отдыха. Численность населения 20 тыс. человек. Вырица занимает площадь около 30 км2 и растянулась вдоль железнодорожного полотна и реки Оредеж с юго-запада на северо-восток почти на 15 км, а вдоль автодороги Гатчина - Шапки на 7 км. Одних улиц в Вырице почти 300 (276).

Основана Вырица в первой четверти 18 века (1717-1723 г.г.) на левом берегу реки Оредеж. На правом берегу, на территории современной Вырицы, находились военные форпосты, выполнявшие функцию охраны южных подступов к Санкт-Петербургу, которые в 19 веке были ликвидированы, а земли распроданы. Свое название получила от русского слова «вырь», что означает пучина, омут. Первыми жителями были четыре семьи саратовских поселенцев, которые появились на берегу реки Оредеж из строящегося Санкт-Петербурга. Во время Северной войны Петр I начал строить Санкт-Петербург и собрал на его строительство большое количество крепостных со всех концов России. В их числе оказались и эти семьи. Не выдержав каторжной работы, они бежали и нашли приют в лесах на берегу реки Оредеж. Сейчас там находится микрорайон, который называтся деревня Вырица. Привлекли переселенцев быстрая и чистая река, леса и поляны, который можно было распахивать. По преданию, дуб, который до их пор растет у реки, был посажен первыми жителями.
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
19 век
Первое упоминание о Вырице в официальных документах относится к 1864 (1862?) году. В 1864 (1862?) году Печатный справочник дает такие сведения: «Вырица – деревня владельческая, Рождественской волости, Царскосельского уезда, Петербургской губернии при реке Оредеж. Число домов – 21. Число жителей 124». В это время на этих землях развернулось интенсивное дачное строительство, достигшее наибольшего размаха в начале 20 века в связи с завершением в 1904 году строительства железной дороги от города Павловска до станции Вырица. Развиваются отдельные населенные пункты (Михайловка, Заречье, Ново-Петровск, Княжеская Долина и другие частные владения Г.Ф.Витгенштейна, М.Я.Эварса, Е. и М.Корнеевых, Сегаля и других, которое привело к их слиянию и образованию единого населенного пункта. К этому времени Вырица имела регулярное дорожное сообщение, телефонную связь с Санкт-Петербургом, почту, 13 верст шоссейной дороги и 8 верст конки.

Год 1777 ознаменовался тем, что потомки князя Витгенштейн-Сайн-Бернсбурга купили земли в Вырице от улицы 1–ого оврага до Сиверской. Первый представитель рода Витгенштейнов попал в Россию в качестве пленного офицера. После окончания Семилетней войны он поступил на русскую военную службу. В 1768 году в Вырице у него родился сын Петр. То был будущий генерал-фельдмаршал, святейший князь Петр Христианович Витгенштейн, в 1812 году командующий 1-ым пехотным корпусом. В 1826 году Николай I возводит его в чин генерала – фельдмаршала. В войне с Турцией он был активным участником боевых действий. В 1834 году ему было пожаловано княжеское достоинство. Скончался он на 73-ем году жизни 30 мая 1843 года, оставив наследникам солидное состояние, что позволило им купить в Вырице земли под застройку и охотничьи угодья. В районе 3 платформы до сих пор сохранился охотничий замок, когда-то принадлежавший этому княжескому роду. После революции в здании располагалась школа, позднее меховое ателье.
Значительными землями в Вырице владел некто Ракеев. Это имя сохранилось в названии улицы – Ракеевская.
До конца 19 века Вырица развивалась медленно. Большая часть современной территории поселка была покрыта густым лесом. Только вдоль Куровицкой дороги (сейчас Сиверское шоссе) стояли дома да кое-где купеческие лавки. Следует заметить, что в округе к этому времени появились и другие поселения – деревня Михайловка, Никольское, Петровка. Название последней связывают с именем Петра.
Бурное развитие поселка началось в 1904 году, когда завершилось строительство железной дороги, соединившей Вырицу со столицей. После постройки железной дороги был выстроен вокзал на том месте, где сейчас находится сберегательная касса (улица 1 мая). Сейчас вокзал находится на напротив, через железную дорогу. Вырица: соврем. вокзалВ связи с прокладкой железной дороги изменилось положение Вырицы. Она стала более доступной для жителей Санкт-Петербурга. В газетах того времени часто можно было встретить рекламное объявление подобно этому: «В 1910 году близ станции Вырица возник новый поселок Княжеская долина. Новый поселок представляет из себя уютный уголок природы с сухой и здоровой почвой, сосновым лесом и живописными берегами реки Оредеж. Неудивительно, что он вскоре привлек к себе внимание публики и купившие участки стали строиться и на них поселяться в этой местности». Одним из таких купивших участок был банкир Бумагин. Бумагин был одним их самых богатых людей в Вырице. Ему принадлежало 6 домов. Сейчас это санаторий "Cалют", почта Здание почты - один из домов купца Бумагина , пионерский лагерь имени Клары Цеткин. Он же построил мост через реку Оредеж, который до сих пор называют БумагинымДача Андреевой. Немалое количество домов принадлежало и графине Томпсон. Ей принадлежали дома по Коммунальному проспекту № 13, 15, 17, 19. От князей Витгенштейнов остался охотничий замок на берегу реки Оредеж.
Еще одним из самых богатых людей в Вырице был Антип Ефремов, который имел лесопильный завод на реке Оредеж (сохранилась старая плотина) и свою собственную железнодорожную ветку. Вела эта ветка от 2 платформы до реки. Она была построена для вывоза досок. В годы Великой Отечественной войны немцы разобрали ее (сейчас это улица космонавта Комарова). Антип Ефремов – отец выдающегося ученого-палеонтолога и писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова, автора книг «Лезвие бритвы», «Таис Афинская», «Час быка», «На краю Ойкумены», «Дорогами ветров», «Туманность Андромеды» и других. Детство будущего писателя прошло в Вырице - до того момента, как он вынужден был уехать на юг для поправки здоровья. К сожалению, дом Ефремовых сгорел несколько лет назад. Во время пожара погибла и мемориальная доска, на открытие которой приезжал сын Ивана Антоновича Ефремова.
Лайк (1)
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
20 век
К концу 1913 года сформировался центр поселка. Появились улицы Моховая, Грибная, Лесная. Стали называть улицы и в честь писателей: Крылова, Пушкина, Чехова, Гоголя; по названиям российских городов: Саратовская, Московская, Казанская. Кроме центра поселка, старожилы называют еще пять микрорайонов, которые к этому времени сформировались.
1-ый район был княжеским, он назывался Княжеская долина. Теперь это район ГЭСа, Мельничный проспект и улица лейтенанта Шмидта. В этом районе было около 15 домов, которые почти все были княжескими дачами. Каждое лето граф Мосс, Вингенштейн, Мюллер, графиня Жукова приезжали со своими семьями на отдых. Все в этом районе выглядело аккуратно. Дороги были вымощены. По Мельничному проспекту была аллея лиственниц. Улица лейтенанта Шмидта называлась Петровской набережной. На месте плотины был деревянный мост, который строился заново каждый год, потому что его ежегодно сносило сильным ледоходом.
2-ой район – улица Кирова, Речная улица, Казанская церковь. Назывался этот район Красной долиной. На Речной улице находилась дача знаменитого дрессировщика Анисимова, позднее дача Чкалова. Для удобства проживающих и для привлечения новых землевладельцев от железной дороги по улице Магистральной (ныне Коммунальный и Кировский проспекты) ходила конка.
3-ий район – это район Петровки, где в начале века обосновалась и до сих пор существует община чуриковцевВырциа: община чуриковцев. Братец Иоанн Чуриков прибыл в Вырицу из Поволжья. В 1906 построен домВырица: община чуриковцев, на первом этаже которого находился зал для проведения бесед. Он сохранился до нашего времени, сюда съезжались пьющие люди и давали зарок не употреблять больше спиртные напитки. Они вылечивались и жили общиной. У общины были поля, которые они обрабатывали. Выращивали овощи, держали скот. Некоторый чуриковцы отделялись и строили себе дома. Отличительной чертой у членов общины была длинная борода у мужчин, таков был обычай.
4-ый район – это район, где сейчас находится центр поселка. Там был большой базар. Вокруг базара находились маленькие домики, в которых жили купцы, приехавшие на базар. У каждого купца был свой магазин. Известными купцами в Вырице были Кудрявцевы, Лапины, Летуновские. Сюда же их разных деревень с товаром съезжались и другие купцы. Там, где сейчас находится рынок, была аптека. Вокруг нее было много маленьких магазинчиков.
5-ый район сформировался значительно позже, точнее, он формируется до сих пор. Это территория, где сейчас находится Опытно-Механический завод.
Там, где сейчас находится рынок, были домики купцов, приезжавших сюда торговать. У каждого из них был свой магазин. Сюда из деревень ехали крестьяне с товаром.
1900-1913 годы – это годы, когда в поселке были построены церковно-приходская школа (здание на Коммунальном проспекте сохранилось), как уже упоминалось, вокзал, конка и церкви Вырица: церковь Петра и ПавлаПетра и Павла Вырица: церковь Петра и Павлаи КазанскаяВырица: Казанская церковь. Наиболее известна далеко за пределами поселка Казанская церковь, построенная в 1913 году на деньги, собранные жителями поселка, богатыми и не очень. Церковь привлекает своей ярко выраженной национальной архитектурой, богатым иконостасом и тем, что на прицерковном кладбище находится могила отца Серафима, который причислен сейчас к лику святых.
ЯТБ
Модератор раздела

ЯТБ

Сообщений: 6153
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 4052
Революция
Особый период в истории поселка – это годы с 1917 по 1940. Во время революции в Вырице происходили важные события. В августе 1917 во время корниловского мятежа в районе Вырицы были остановлены эшелоны с дикой дивизией, посланной на усмирение пролетариата столицы. Во время второго наступления армии Юденича, осенью 1919 года Вырица была захвачена войсками белогвардейского генерала Ветренко. Начались зверские расправы с коммунистами, работниками советского аппарата и их родственниками. В числе расстрелянных в 1919 году были: председатель вырицкого поселкового совета Соболевский Николай Николаевич, заведующий народным образованием, директор и учитель математики вырицкой школы № 1 Сергучев Иван Васильевич (памятник на берегу Оредежа, в конце Оредежской улицы). Памятник на берегу ОредежаВместе с ними были расстреляны 19 моряков-балтийцев, фамилии которых неизвестны. Все они похоронены в братской могиле в скверике у вокзала. Вырица: братcкая могила у вокзалаТам же позднее были похоронены солдаты, освобождавшие Вырицу от немецкой оккупации. Именами Соболевского и Сергучева были названы улицы. Но вот у улицы с именем Соболевского своя история. Дважды это улица была переименована. Сначала была Соболевского, потом, в годы сталинских репрессий, ее назвали Кривая. И только недавно она снова была названа именем первого председателя поселкового совета. Зимой 1920 года была создана первая комсомольская организация, руководил которой Николай Афанасьевич Садофьев, ставший позднее начальником вырицкой пожарной части. В 1924 году был создан пионерский отряд из 14 человек. Руководила ребятами Иванова Клава. Трудно было людям в то время, но Вырица развивалась. К тому времени здесь уже были: лесопильный завод, артель инвалидов, которая состояла из множества маленьких домиков и в каждом из них было свое производство, швейное ателье, пекарня. Люди надеялись, что этот трудный период кончится и придет тихая, спокойная жизнь, но никто не знал, что идет более трудное, тяжелое испытание – Великая Отечественная война.
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 14 15 16 17 18 19 Вперед →
Модератор: ЯТБ
Вверх ⇈