Из жизни, говор и тд
Костромская обл.
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:02 Родная сердцу сторона
ОГЛАВЛЕНИЕ
I Предисловие
II История села Орехово.
III Прошлое, настоящее и будущее
села Воскресенского.
IV Храмы Котельской волости. Село Воскресенское,
село Орехово, село Котело, село Ноля.
V Просто неравнодушный человек. Бутнева Е. Н.
VI Говоры малой родины.
Используемая литература.
| | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:03 ПРЕДИСЛОВИЕ
Над книгой мы работаем второй год. Собрали большой материал. В этом году решили его систематизировать. В результате получилась пока ещё небольшая книга. Вначале она была в электронном виде.
Мы попытались собрать в ней материалы по истории наших сёл и деревень, названия рек и речушек, которых сейчас уже нет. Большой по объёму материал по истории храмов.
Не обошли вниманием наш удивительный по красоте диалектный говор. При подборе материалов мы пользовались услугами интернета, много встречались со старожилами села. Большую помощь нам оказали материалы, присланные краеведом Мителёвым. Именно благодаря им мы узнали о количестве жителей в сёлах и деревнях, истории храмов, о реках, о занятиях жителей сёл. Много узнали нового.
По иному стали смотреть на старый дом купцов. Многие из нас ничего не знали о купцах Коротковых. Удивительно было то, что первые в нашей местности помидоры появились именно у них.
Многие из нас, когда ездили в Буй, с интересом смотрели на дом, который одиноко стоит в уже несуществующем селе Котело. Каково было наше удивление, когда мы узнали, что рядом стояла большая трёхэтажная церковь, пожалуй, самая красивая во всей округе | | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:07 ИСТОРИЯ СЕЛА ОРЕХОВО
Много замечательных мест есть в нашем Костромском крае, но нам милее всего родное село Орехово, которое привольно раскинулось на правом берегу реки Вёксы. Красиво оно в любое время года: зимой словно укутанное белым покрывалом снегов, весной и летом украшенное цветущими садами, осенью – в позолоте осенней листвы.
Но не только красиво село, интересна и его история. Большинство населения в нём – приезжие, не знают, почему у села такое название, почему это село, а храма в нём нет? Мы решили воссоздать хотя бы частично историю нашей малой родины, познакомить с материалами, собранными нами, и учеников, и взрослое население.
Когда мы опробовали туристический маршрут летом, поняли, что об Орехове материала недостаточно. Поэтому решили побольше узнать об истории нашего села.
Первое упоминание о селе Орехово относится к концу 16 началу 17 века. Филипповское Орехово на р. Вёксе. Сельцо. Центр поместья. До 1602/03 г. вместе с починками Михалёвым, Пьяницыным, Пешковым, деревнями Григорово, Коробейкино, Новиково, Малахово (Поздеево тож), Толстоуховой (Груздево тож), пустошами Долгой, Емельяновым было в поместье Ивана Отаева с. Шамского. В 1602/03 г. дано в поместье «выезжему Цысарские земли немчину Ягана Индрику фан-Карлусову».
Село находится на большой дороге, соединяющей Галич и Буй, дольше дорога вела в Москву. Именно по ней в смутное время отправлялись галичане на помощь Москве, Костроме. В 1609/10 г. дано в поместье Гаврилу Микулину с. Шипову. В 1602/03 г. в сельце находился один двор помещиков, 6 дворов людских, «пашни добрые земли тритцать одна четь да середние земли пашни дватцать чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Вёксе триста копен, лесу пашенного дватцать десятин да непашенного лесу за рекою за Вёксою бору и болота в длину на две версты, а поперёг на версту».
В старину Векса была водным путем, связывавшим Галич через реку Кострому с Волгой. Тогда по Вексе ходили лодки-дощаники грузоподьемностью каждая до четырехсот пудов. Весной же по Вексе сплавляли плотами и лес
Село Орехово с деревнями Михалёво и Ляпитино с 1626 года было вотчиной И. А. Шипова, которую он получил за оборону Москвы от поляков. ШИПОВЫ - старинный русский дворянский род, восходящий к середине XVI в. Гавриилу Николаевичу за "московское осадное сиденье" пожаловано было имение в Галичском уезде. Двоюродный брат его Мурза Иванович был дворянином московским, "окладчиком" дворян и детей боярских Галичского уезда (1628), участвовал в войне с поляками, отличился под Смоленском (1634) и, наконец, был первым судьей в отряде князя Черкасского в Туле (1639). Родные братья Шипова, Михаил и Дементий Севepиaновичu, дворяне московские, участники целого ряда походов; первый был также при заключении мира с Польшей (1686). Петр Михайлович (), сын Михаила Севериановича, сенатор, член комиссии о с.-петербургском строении (1740), президент штатс-конторы и участник суда по Лопухинскому делу (1743). Иван Афанасьевич - генерал-майор, член военной коллегии, управлял делами Малороссии () и был сибирским губернатором. Сергей Павлович () - генерал-адъютант, генерал от инфантерии и сенатор. Род Ш. записан в VI часть родословной книги Костромской губернии; герб внесен в VII часть Общего Гербовника.
По данным архива, в конце 18 века в селе была почтовая станция, так как дорога была очень оживлённая. Помещичий дом находился на возвышении. Там же неподалёку была построена первая деревянная церковь Преображения Господня.
Поместье не отличалось большими доходами, поэтому перепродавалось. В начале 19 века имение принадлежало помещику Алексею Фёдоровичу Березнякову. Им, на его средства, в 1825 году на месте деревянной церкви была поставлена каменная с такою же колокольней и оградой. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: в холодной а) в честь Преображения Господня, в теплой б) правый в честь Казанской иконы Божией Матери, в) левый во имя святителя Николая. Расстояние от Костромы 100 вёрст, от Галича 24 версты, от торгового села Ноли 6 вёрст.
Священником церкви был Вихрев. Во многом ему помогала жена Мария Александровна и сын Рафаил. Умер священник 1889 году
В самом селе населения было немного, в основном это были дворовые люди.
Село относилось к Котельской волости.
По переписи населения 1877 года в Орехове было 4 двора, мужчин – 10 человек, женщин – 9 человек. В селе была православная церковь, почтовая станция, училище.
По переписи 1908 года был 31 двор, 158 душ.
В основном мужчины были малярами и плотниками. В 1878 году в Орехове была открыта больница. Уездным доктором в ней был Жуков Дмитрий Порфирьеич. По воспоминаниям старожилов, это был очень отзывчивый, добросовестный и простой человек. В любую погоду он пешком добирался к больному, старался помочь. Крестьяне любили доктора и назвали его : «Наш спаситель!» С огромной теплотой вспоминала о докторе в то время девочка, которая работала в семье Жуковых нянькой Соколова Любовь Павловна. Она была дочерью бедных дворовых людей. Доктор часто помогал им материально. Сейчас в Орехове живёт племянница Любови Павловны. Дмитрий Порфирьевич привил любовь к профессии и своему сыну, который родился в Орехове. Его сын Николай Дмитриевич Жуков () тоже стал земским врачом. Закончил Московский университет (медицинский факультет). В 1909 г. назначен земским врачом в Чухломскую больницу и работал там по 1928 год. За свою безотказность и отзывчивость снискал любовь и уважение простых людей. Его дети: Муза и Юрий - тоже пошли по стопам отца и работали врачами.
В 2008 году потомки врача приезжали в Орехово. Они были удивлены, что больница осталась на том же месте, что и при их отце.
После отмены крепостного права среди жителей села выделилась семья Коротковых. Благосостояние их отличалось от всех остальных жителей села. Братья Коротковы стали купцами. В их ведении была и почтовая станция. Один из братьев торговал зерном, сеном, другой содержал лавочку в двухэтажном доме. Трудились они не покладая рук. Пытались что-то новое внести в жизнь ореховцев. Первыми они начали выращивать помидоры. Для жителей этот овощ был экзотическим. Мальчишки однажды ночью залезли в огород, сорвали несколько крупных красных плодов. Каково же было их удивление, когда помидоры оказались совсем не такими сладкими, как они думали. По воспоминаниям, Коротковы были старательными и хорошими хозяевами. Такой картошки, капусты, свёклы не родилось ни у кого. До сих пор в центре села стоит их дом, мало изменившийся с того времени. Даже окошко, в которое выдавали покупаемый товар до сих пор сохранилось. Стоит и изразцовая печка, только частично подремонтированная.
Когда грянула революция, а потом раскулачивание, Коротковы покинули Орехово. Уезжали тайно, ночью, оставив зажжёнными лампы в комнатах. Единственный человек, который знал об их отъезде, была подруга дочерей Коротковых. Ей ночью принесли золотые вещи, чтобы она их сохранила. Ведь ехали в никуда. Только через 50 лет Шура Короткова встретилась с Шурой Соколовой. Прошла война, был голод, но подруга сохранила всё, что ей было дано на хранение. Сейчас внуки и правнуки Коротковых живут в Петербурге.
В 1927 году произошло слияние Котельской волости с Воскресенскойи созданы семь сельских советов, в том числе и Ореховский сельский совет. В эти же годы были созданы семь потребительских обществ. Жителей в Орехове прибавлялось.
В марте 1930 года в Орехове был создан колхоз имени Ворошилова. Колхоз был очень большой. В его состав входил весь сельский совет, состоящий из 80 деревень. Но такая разбросанность по деревням себя не оправдала, и в ноябре колхоз развалился.
В 1931 году было создано 45 колхозов, в которые входили по 1, 2 деревни. Теперь в колхоз Ворошилова входили Орехово и деревня Золотухино.
Колхоз был большой, богатый. Все поля засеивались, собирались хорошие урожаи. Разводили скот. В 1936 году началось строительство ветеринарной лечебницы. Вскоре пришла работать ветеринаром в лечебницу Мария Александровна Васильева. Молоденькая девушка сразу понравилась сельчанам своей отзывчивостью, трудолюбием. Не требуя никакого транспорта, каждый день обходила все фермы в нескольких колхозах пешком. Так как у колхозников было много дома скота, то частенько приходилось и ночами идти в какую – нибудь деревню за несколько километров, чтобы помочь заболевшему скоту.
В 1937 году начала работу пожарная часть.
До 1938 года в Орехове не было школы после закрытия церковно-приходской. Населения становилось всё больше, и возникла потребность в образовательном учреждении. В этот год была открыта неполная средняя школа, которая в 1941 стала средней.
В годы войны население села увеличилось сразу в несколько раз за счёт эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Ярославля. В школе ребята учились в 3 смены. Вечерами было особенно тяжело. При свете керосиновой лампы ученики писали на обрывках газет, на старых учебниках. Старшеклассники днём работали в колхозе, так как рабочих рук не хватало. Вместе с детьми работали учителя. Все понимали, что от их работы зависит будущая победа.
Колхозникам , женщинам, было особенно тяжело. Кроме работы на ферме, в поле, ездили ещё на лесозаготовки. Об отдыхе никто не помышлял.
В 1943 году жители села собрали средства на строительство танковой колонны имени Сусанина. Об этом много писала газета «Ленинский путь.
В 1945 году война закончилась, надо было налаживать жизнь. И в 1946 году в селе был открыт двухэтажный Дом культуры. На первом этаже находился кинотеатр и концертный зал. На втором этаже – детская и взрослая библиотеки, в которых работали Иутинская А. Н. и Смирнова А. И.
В 1949 году была построена районная больница. Та, которая существовала со времён доктора Жукова, была мала. Теперь были построены хирургическое отделение, терапевтическое, родильное, физиокабинет, поликлиника, рентгеновский кабинет. В это время в больнице работали замечательные специалисты, доктора Морев, Н. Н.Чиркин. Это люди, прошедшие войну, много испытавшие в жизни.
За то время, пока Орехово было районным центром, (кстати, райком партии находился в доме купцов Коротковых) начал работать комбинат бытового обслуживания, построено здание почты на улице Советской, построено новое здание библиотеки, общая баня.
В 1953 году начала работать автономная электростанция. Работал на ней Савичев.
С 1957 года начали работать льнозавод, кирпичный завод. Орехово укрупнялось.
1959 году Ореховский район был ликвидирован и вошёл в состав Галичского района. Тогда же произошло укрупнение колхозов. Марте 1959 года путём слияния 4 колхозов был образован колхоз «Искра», председателем которого долгое время был Вениамин Никитич Пахомов.
В 1961 году построена новая трёхэтажная школа, директором которой был Леонид Павлович Политов. В школе обучалось 850 человек. Занятия шли в 2 смены. В это же время в школе появился первый в селе телевизор.
Передачи приходили смотреть не только ученики, но и взрослые.
С 1965 по 1972 годы село быстро разрасталось. Построены магазин «Колос», восьмиквартирный каменный дом, новая колхозная контора, заложен парк, открыт обелиск в память павшим воинам, где ежегодно проходит митинг, посвящённый Дню Победы.
Подпись: Обелиск павшим землякам в Парке ПобедыНесмотря на то, что в конце 20 века жизнь не была лёгкой, Орехово продолжало строиться: построено новое здание пекарни, открыт Молодёжный центр, на месте разрушенного в 30-е годы храма поставлен Поклонный Крест.
Ученики школы хранят память о прошлом своего села, пополняют материалы школьного музея, облагораживают территорию парка и Поклонного Креста.
Значит, наше село будет жить. | | Лайк (1) |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:10 ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СЕЛА ВОСКРЕСЕНСКОЕ
Неподалёку от слияния рек Вёксы и Ноли на обрывистом берегу располо-жилось очень красивое село Воскресенское. Статус села Воскресенское приобрело в 1818 году, когда на средства крестьян была построена церковь. Село было достаточно большое. Из документов переписи населения 1870 – 1872 годов следует, что в селе было 25 домов, 97 мужчин, 122 женщины. Мужчины села в основном были отходниками. Все хозяйственные дела ложились на плечи женщин. Но мужчины, приезжая домой, старались украсить свои деревенские жилища по-городскому. Село жило и процветало. По данным переписи населения в приходе села в 1863 года было мужского пола 284 человека, женского пола – 375 человек, дворов – 78.
Мало осталось селе старых домов, но даже глядя на эти разрушенные строения, мы можем сказать, насколько искусными были воскресенские мастеровые. Сколько домов ими было построено в Питере, Москве, Ярославле.
Центром села был храм. В последние годы его существования в нём служил священник Рязановский, который был репрессирован и сослан на 10 лет.
По данным переписи 1911 года капитал церкви составлял 2145 рублей. Прихожан мужского пола 465 человек, женского пола – 559 человек. В этот же период была создана земская школа.
Подпись:В школе преподавали дочери священника Константина Рязоновского. Огромной любовью у детей и уважением среди взрослых пользовались эти девушки: Варвара Константиновна и Надежда Константиновна. О них дети даже стихи сочиняли: Варя трактор увидала. Варя первой прибежала Сын священника Игорь был в колхозе агрономом. Большую часть своего времени Игорь Рязановский проводил на полях.
Когда церковь была закрыта, священника арестовали. Дети его уехали, а он после заключения вернулся в свой приход будучи совершенно слепым. Крестьяне ему помогали выжить, а когда он умер, похоронили около храма. В 30- годы прошлого века в селе был создан колхоз имени И. В.Сталина. Председателем долгое время была Иванова Таисия Александровна. Кроме села Воскресенского в него входили деревня Гора, деревня Сохино, деревня Починок - Черкасский.
Работа в колхозе была крестьянам в радость. Трудились сообща, вместе праздновали все праздники, радовались удачам односельчан. Колхоз продолжал процветать, было много передовиков, которые отдавали все свои силы земле: растили лён, зерновые, трудились на фермах. Хорошо работала комсомольская организация во главе с Бутневой Е. Н. За свою работу она была награждена орденом. По всей Костромской области было удостоено такой награды в 1953 году только 4 человека.
Огромный вклад внесли жители села в победу над фашистами годов. В селе выросли и отправились на фронт 2 героя Советского Союза, много награждённых орденами и медалями За отвагу.
Именно уроженцы села Воскресенское Егоров Константин Александрович и Суслов Алексей Николаевич совершили подвиги на полях сражений и удостоены звания Героя Советского Союза.
Победу над врагом приближали и те, кто остался в тылу. Женщины, на долю которых выпали все тяготы военной жизни, успевали работать в колхозе, на лесозаготовках, растить детей.
Война закончилась победой. Жизнь продолжалась. Люди работали с удвоенной силой. Молодёжь села всегда была впереди. Находилось время и на отдых. Создавались новые семьи. Ни у кого не было мысли о переезде в город.
В 1959 году колхоз им. Сталина вошёл в состав колхоза «Искра». Село Воскресенское стало центром бригады. И снова среди передовиков колхоза много жителей села.
Несмотря на то, что в последние годы многие сёла Костромской области исчезли, село Воскресенское продолжает жить. Число жителей в последнее время увеличивается за счёт того, что реконструирована в 2009 году ферма
Россия – страна в основном аграрная, надо больше внимания уделять селу. Может быть, тогда нам удастся преодолеть все трудности. В этом заинтересовано молодое поколение села Воскресенского. Программа губернатора воплощается в жизнь: оживает село, появляются новые рабочие места, собираются реставрировать храм. | | Лайк (1) |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:16 Храмы Котельской волости. Село Воскресенское, село Орехово, село Котело, село Ноля.
В Галичском уезде в 19 веке действующими были очень много храмов. Только в нашей местности их насчитывалось более 10. Все храмы относились к Котельской волости. В селе Котело находилась, пожалуй, самая красивая Богородицкая церковь Галичского уезда. Сейчас там остался только дом причта, в котором до 1978 года была школа. Когда школу закрыли, здание несколько раз пытались разобрать, но до сих пор оно стоит, словно ждёт новых хозяев.
В 2009 году силами бывших учеников Котельской школы Виноградовым Николаем и Комлевым Павлом был поставлен Поклонный Крест. Ежегодно теперь во время престольных праздников там проходит служба.
Эта церковь была не только самой красивой, но и самой большой в нашей местности. Редко, когда встретишь трёхэтажный храм. Первый этаж находился под землёй, в двух проходила служба.
Из воспоминаний Виноградова Н.: «В церкви было четыре престола: во славу Пресвятой Богородицы и её честь, Божией Матери, празднования Её Рождества, Святителя Николая, св. Архистратига Михаила и бесплотных Сил.
В ограде церковной были устроены 2 кельи. Причта по штату было положено: священник, дьячок и пономарь. Жалованья причту из казны 150 рублей.
Прихожан по переписи 1870 года мужского пола 408 человек, женского – 515 человек. Дворов 134,селений, входящих в приход – 19 на расстоянии 5 вёрст от церкви.
Рядом построена каменная колокольня. Территория огорожена каменной оградой. Построена церковь была в 1802 году силами прихожан.
Сначала на месте большой каменной церкви стояла деревянная. Но жители деревень своими силами построили каменную. Захоронения, которые находятся на территории кладбища, относятся к 16 – 19 веку.
Деревни в округе были большие, населения становилось всё больше. Уже в 1911 году церковь стала относиться к Буйскому уезду. Престолов стало 5,в нижней церкви на первом этаже -1) в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 2)в честь Святителя Николая,3)в честь архистратига Михаила; в верхней церкви – 1)в честь Святой Троицы,2)в честь святителя Тихона Амаоунтского чудотворца.»
Согласно архивным материалам: Капитал церкви составлял 2828 рублей 38 копеек.
Расстояние от Костромы – 120 вёрст, от Галича – 35 вёрст, от Буя – 17 вёрст, от железнодорожной станции – 14 вёрст, от больницы – 10 вёрст.
Служат в церкви священник и псаломщик. Казённое жалованье священнику – 88 рублей 20 копеек, псаломщику – 35 рублей 28 копеек. Процент с капитала 4006 рублей 62 копеек.
Доход от богослужений и треб священника 450 рублей, псаломщика 150 рублей.
Причт помещается в двухэтажном каменном доме. Земли усадебной 1380 кв. с., пахотной – 31 десятина. Прихожан мужского пола – 716 человек, женского пола – 802 человека. Приход вообще сельскохозяйственный с отхожими промыслами. Приходских селений – 17. В приходе одна школа.
Самой близкой к Богородицкой церкви была Троицкая села Сигонтино. Построена она в 1777году «усердием и средствами помещика Ивана Фёдоровича Нелидова». Престолы : в славу Пресвятой Троицы, в её честь; Божией Матери, празднования Её Рождества, и Святителя Николая. Причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь. Жалованье штатному причту – 190 рублей. Земли – 35 десятин. прихожан мужского пола -419, женского – 565. В приходе – 14 селений на расстоянии от церкви 1 версты. Это сведения 1870 года.
По данным 1911 года вокруг кладбища поставлена деревянная ограда, возведена каменная колокольня. Престолов 3: в холодной 1)в честь Святой Троицы, в тёплой 1) в честь Рождества Пресвято Богородицы, 2) во имя Святителя Николая.
Расстояние от Костромы – 100 вёрст, от Галича – 26 вёрст, от торгового пункта 6 верст, от больницы – 1 верста, от почтовой станции 1 верста, ото железной дороги -5 вёрст.
Причт: священник и псаломщик. Жалование священнику – 88 рублей 20 копеек, псаломщику – 35 рублей 28 копеек. Процент с капитала – 540 рублей. Доход от богослужений и треб – священнику – 222 рубля, псаломщику -76 рублей. Священник живёт в собственном доме, псаломщик – в церковно - приходском (временно). Земли усадебной – 240 с., пахотной – 14 десятин 883 с., сенокос – 11 десятин 55 с.. прихожан мужского пола – 683 человека, женского пола – 793 человека. Приход сельскохозяйственный с отхожими промыслами. Приходских селений 14 на расстоянии 4-5 вёрст.
Храм находится на возвышении, на очень красивом месте. Рядом с храмом стоял помещичий дом, около которого был большой парк. До сих пор сохранились липы этого парка, яблони. Внизу под горкой протекает речка. Место настолько красивое, что и сейчас является местом отдыха селян и приезжающих в гости. По берегам речки растёт черёмуха, и весной там особенно красиво. Кладбище при церкви ещё действует.
На дороге между Галичем и Буем стояла ещё одна церковь Преображенская в селе Орехово. В отличие от других храмов она была словно кружевная, воздушная. Построена она была помещиком Березниковым Алексеем Фёдоровичем в 1825 году на месте деревянной.
Подпись:Первые сведения о селе относятся к 1602 году: «Филипповское Орехово на р. Вёксе. Сельцо. Центр поместья. До года вместе с починками /Михалёвым, Пьяницыным, Пешковым, деревнями Григорово, Коробейкино, Новиково, Малахово (Поздеево тож), Толстоуховой (Груздево тож), пустошами Долгой, Емельяновым было в поместье Ивана Отаева с. Шамского. В году дано в поместье «выезжему Цысарские земли немчину Ягану Индрику фан - Карлусову». Значит, уже в то время там стояла церковь.
Как вспоминает старожил села Соколова Любовь Павловна: «Церковь находилась на горе, поэтому была видна издалека, и в ясный день звон колоколов разносился вплоть до самого Галича».
По архивным данным 1911 года церковь Преображенская села Орехово каменная с такою же оградой. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: в холодной 1) в честь Преображения Господня; в тёплой 1)правый в честь иконы Казанской Божией Матери, 2) левый во имя Святителя Николая.
Церковный капитал 100 рублей на приобретение колокола.
Расстояние от Костромы – 100 вёрст, от Галича 24 версты, от торгового села Ноля 6 вёрст, от железнодорожной станции 3 версты, почтовая станция и больница в селе Орехово. Ближайшие церкви в селе Воскресенское – 1 верста, в селе Сигонтино – 1 верста.
В 30-е годы церковь была разрушена. Но память сельчан не стынет. В 2009 году на месте разрушенного храма был поставлен Поклонный Крест. Школьники Ореховской школы сажают около него цветы, расчищают дорожки. Ежегодно около Поклонного Креста на праздник Преображения Господня проходит богослужение.
Воскресенская_ВоскресенскогоВсего в километре от Орехова стоит ещё одна церковь Воскресенская, которую так и не смогли разрушить, хотя в ней помещался склад удобрения. Сейчас стоит вопрос о её восстановлении. Документы уже все готовы. Церковь каменная, с такою же оградой и колокольней. Построена 1818 году усердием прихожан на их средства. Приходское кладбище в ограде при церкви. Престолов 3:1)в честь обновления Храма Воскресения Христа, 2) в честь Казанской иконы Богородицы, 3) в честь Святителя Николая.
Капитал церкви – 2145 рублей. Назначен капитал на благоустройство и украшение храма 1890 рублей.
Расстояние от Костромы – 100 вёрст, от Галича – 25 вёрст, почтовая станция в 1 версте, больница в 1 версте, железная дорога в 4 верстах.
Прихожан мужского пола – 465, женского пола – 550человек. С этим храмом связаны трагические события 30 годов, о них ам рассказала Бутнева Елизавета Николаевна. Священником в последние перед закрытием храма годы был Рязановский. Когда пришли разрушать храм, он пытался вразумить этих людей. Но всё было напрасно. В это же время из лесу после заготовки дров возвращалась группа женщин. Они подошли к разрушаемому храму. У кого топоры были в руках, у кого за поясом. Постыдили они разрушителей, погрозили Божьей карой. Этого было достаточно, чтобы в скором времени всех женщин арестовали. Когда был суд, они своим родным говорили, что ничего страшного, ведь статья – то всего 56. Не такая уж и большая. Откуда им было знать, что от количества цифр в статье размер наказания не зависит. Получили по 10 лет. У кого были влиятельные родственники, те пришли из заключения пораньше, а одну семья ждала 10 лет. Выросли дети, умерли родители…
Какой мерой измерить это горе?
Тяжёлой была и судьба священника. Его арестовали. Его дети, две дочери и сын, тоже в скором времени пропали. До этих событий дочери учили детей в Горской школе, сын был агрономом. Одну из дочерей звали Варвара. Когда в село прислали первый трактор, дети сложили песенку: «Варя трактор увидала, Варя первой подбежала.»
После отбытого срока священник Рязановский вернулся в село, будучи совсем слепым. Прихожане помогали ему, кормили. Похоронили священника около церкви, которой он был верен до конца своих дней.
Но не поздоровилось и тем, кто храм разрушал. Никто из них своей смертью не умер.
Ещё одна церковь, которую разрушили в то время, была Благовещенская торгового села Ноля. Там во время коллективизации была создана первая в уезде коммуна. Усердию коммунаров не было предела. Разрушили храм моментально. Но коммуна и года не просуществовала. Съели всех выданных им коров, распродали имущество.
А церковь Рождества Пресвятой Богородицы была красивая, богатая.
По данным 1870 года церковь каменная с такою же колокольней. Построена в 1821 году силами прихожан.
Престолы в честь Божией Матери, Её Рождества, Святителя Николая и Преподобного Макария Унженского.
В приходе стоят 3 деревянные часовни на расстоянии 8 вёрст от церкви. Ближайшие церкви : Крестовоздвиженская села Воздвиженского(2 версты), Троицкая села Чмутово. От Орехова 7 вёрст.
В 1911 году отмечено, что кладбище вне ограды, огорожено палисадом. Престолы остались те же. Капитала у церкви нет, но она получает ежегодно 205 рублей 75 копеек с церковного дома и лавок на торговой площади.
| | Лайк (1) |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:20 Просто неравнодушный человек. Бутнева Елизавета Николаевна
Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, мы построили диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречались и беседовали с тружениками тыла. Несколько раз встречались с Бутневой Елизаветой Николаевной, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. Елизавета Николаевна начала работать с 7 лет, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться.
Бутнева Елизавета Николаевна родилась крестьянской семье в 1937 году. Семья была большая, дружная. Родители с утра до вечера трудились в колхозе, дети оставались управляться по хозяйству. Огород, полный двор скотины – всё это было в ведении детей. Уже в четырёхлетнем возрасте маленькая Лиза знала, что она должна водиться с младшими братом и сестрой, застать после пастбища скотину. Когда отец и мать летом уходили в поле, она должна была отнести им обед. Но в деревне такая работа за работу и не считалась. Зимой вечерами мама учила дочку прясть, вязать, шить. На гулянку времени почти не было. До сих пор Елизавета Николаевна вспоминает, как радовались ребятишки, когда зимой их отпускали ненадолго погулять. Тут уж радости не было предела! Катались с горки на самодельных санках, кидались снежками, строили крепости. Никто не мог подумать, что эта весёлая жизнь может вдруг закончиться.
22 июня 1941 года грянула война. Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Отец ушёл на фронт. Мать осталась одна с четырьмя ребятишками мал мала меньше. Теперь на плечи ребятишек легли взрослые заботы. Надо было ходить помогать матери на ферму, кормить скот, доить коров. В шестилетнем возрасте Лиза умела подоить не только свою корову, но и коров на ферме. Часто ведро с молоком она не могла поднять. Тут подходила мама и со слезами на глазах помогала дочери. Военное время она помнит только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были холодные, температура понижалась до -30, -40 градусов. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались. Когда проводилась встреча с Елизаветой Николаевной, она рассказывала ребятам, как они с девчонками собирали песты и клевер, чтобы их высушить, а потом измолоть. «Ребята, если бы вы только знали, какие вкусные лепёшки потом из такой муки получались! А какие вкусные были в то время грибы и ягоды! Летом мы с девчонками в свободное время в лес бегали. Для нас это был настоящий отдых. Там мы, собирая ягоды и грибы, отдыхали. Ещё и соревнование устраивали: кто больше соберёт».
Но с какой любовью вспоминает Елизавета Николаевна о лошадях.! « Они словно понимали, что нам, детям, очень трудно иногда бывает. Казалось, что они с состраданием смотрят на нас».
Хотя и было очень тяжело жить, ребята хорошо и с удовольствием учились. Когда отец уходил на фронт, он наказывал помогать матери и стараться хорошо учиться. Его наказ Лиза старалась выполнять. Школа для ребят была вторым домом. Елизавета Николаевна вспоминает, что такой дружбы и взаимопомощи, как в годы войны, больше она не видела никогда. У всех была одна беда, одни и те же заботы. Часто в школе собирались вечерами не только дети, но и взрослые. Она вспоминает: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Нас осталось у мамы трое. Отец писал редко. Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, картошку садили - и крахмал отдавали, и свежей рассчитывались и нарезанную лапшой и высушенную забирали у нас для фронта.
А весна придет, лебеда да крапива поспевает, а брат рыбки поймает. Муки давали по 5 кг на 10 дней, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».
Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
В 1952 году перешла учиться в Ореховскую среднюю школу. В 1953 году вступила в комсомол. Не думала Лиза, что вся её жизнь будет тесно связана с общественными организациями. Закончила 8 класс и пошла работать, так как надо было помогать материально семье.
Активную девочку сразу заметили в колхозе. Уже 1956 году её выбрали секретарём комсомольской организации, которую она будет возглавлять три года. В состав организации входило 103 человека. Работать, по воспоминаниям Елизаветы Николаевны, было очень интересно. Молодые люди организовали соцсоревнование по выполнению планов по производству молока и мяса. Ребята были на хорошем счету в районе. Часто проводились комсомольские воскресники по вывозке торфа на поля с целью повышения урожая. Участниками воскресников были те же свинарки, доярки, полеводы.
Колхоз по территории был большой: из бывших 4 колхозов, объединённых в один в 1959 году. Работы хватало.
За активную работу в комсомоле Елизавета Николаевна была награждена Значком ЦК ВЛКСМ.
В 1963 году стала членом КПСС. В 1965 её избрали секретарём парткома колхоза «Искра».
И на этом посту молодую девушку заметили. Такая неуёмная энергия была присуща не каждому. Елизавету Николаевну избирают в члены РК КПСС.
В 1969 году она перешла работать на свиноферму, так как родился сын, и времени на общественную работу оставалось мало. Но и здесь Елизавета Николаевна проявила себя. За время работы на свинарнике вместе с другими свинарками они получали много молодняка, и колхоз имел возможность увеличить производство свинины. В колхозе тогда было 4 свинофермы, но и они не могли размесить у себя поросят. Их пришлось продавать не только колхозникам, но и отправлять в другие колхозы, до чего их было много С 1978 года работала бригадиром в бригаде №1. за долгие годы работы неоднократно награждалась Почётными грамотами и ценными подарками.
Кроме основной работы, постоянно имела партийные поручения. С 1956 года до 1965 - постоянный член правления колхоза «Искра». Все годы – депутат Ореховского сельсовета. Потом стала старостой деревень: Гора, Заря, Воскресенское, Починок. Покою никогда не знала. Вероятно, сказывалась военная закалка. Не могла Елизавета Николаевна не передать опыт работы подрастающему поколению. Часто её приглашали в Ореховскую школу для приёма экзаменов по полеводству и животноводству.
Подпись:Даже выйдя на пенсию, продолжала работать. Елизавета Николаевна привыкла быть нужной людям, а такие, как она, не представляют, как можно сидеть на одном месте. С 1991 года по 2002 работает директором Россоловского ДК. За это время с самодеятельными артистами ДК побывали с концертами во всех сёлах Ореховского сельсовета: в Селехове, Россолове, Еремейцеве, Недереве, Ольгове. Автобусы для поездок приходилось нанимать за свой счёт. Выезжали в Костому, Нагатино, Унорож. Коллектив принимал активное участие в фестивалях, конкурсах района и области. За работу в Доме культуры награждалась много раз Почётными грамотами района, Дипломом Департамента культуры Костромской области.
Она Ветеран труда. Общий трудовой стаж – 50 лет. И ещё все эти годы постоянные общественные нагрузки.
Да и сейчас Елизавету Николаевну не застанешь дома. Она помогает ветеранам войны, носит им продукты, поздравляет с праздниками, приносит лекарства. Вечерами за 3 километра ходит в Россоловский ДК. Только благодаря ей, там сохранился хор ветеранов.
А как много делает она по благоустройству деревень! К её присутствию привыкли в сельском совете, МЦ «Истоки», в больнице. Она постоянно заботится о пожилых людях брошенных деревушек. Приведены в порядок колодцы, расчищаются дороги. Она член Совета Ветеранов Ореховского сельского поселения.
Елизавета Николаевна отличная хозяйка, гостеприимная, хлебосольная.
Она гордится своей дочерью, внуком, любит правнука. Годится бабушка внуком потому что стал он офицером, что защищает мирную жизнь. Много испытавшая в годы войны, Елизавета Николаевна привыкла ценить жизнь и радоваться каждому её мгновению.
Она никогда не забывает навестить стариков в больнице, старается поделиться оптимизмом с ними.
Ею собран огромный материал по краеведению, много фотографий ещё конца 19 века. Благодаря Елизавете Николаевне содержится в порядке Воскресенское кладбище.
Елизавету Николаевну знают и в районе, и в области. Неуёмный она человек, не терпит равнодушия, до всего ей дело.
Это человек, знающий цену миру, труду. Человек с большой буквы. | | Лайк (1) |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:21 Говоры малой родины.
Я фсё делал, особенно эти машыны поштенные.
У нас атец фсё в Ленинграде жыл. Я ешшо мальчишком был, мешка не смогал. У буржуя селихоськова работал. Начальсву кислый товар дали. Я белобилетник был, у меня ушы не годяцца. Куда послали? Полевоё, морскоё, военноё одделениё, рабочим в военно - полевом строительстве. Я фсё делал, асобенно эти машыны поштенные, еропланы. Там первые еропланы собирали. Иду полем-то на реку, а бабы жнут. Што спину гнёте? А жатку браковали. Воспоминания Н. Я.Малов. д. Щербинино.
Жонилис токо в мясоеде.
Раньше-то в деремне гуляли, беседы были, не как теперича. Девиц-то звали из чужых деревень. Харошых-та сажали в углу, славёнам называли. Прихадили малаццы, их не кавалерам звали, а малаццам. Патхадили, где девица сидит, апосля кадрель танцовали. Больно харашо было. Сидели до двенаццати, опосля совет начинался. Свой, деревенский, был сватом, деушку приводил. Который хотел, дак также гаварил: мне вот такую. Оне друк дружку увадили. Каму понравилас, опеть берёт. Деушки, которые в почёте, дак до бела до белова сидели. Жонилис-то токо в мясоеде. Жоних-от приежжал на побывашки к невесте.
Щербинино. Виноградова К. В.
Раньше - та жыли, фсё сваё было.
Дык, мы вон раньше – та жыли, фсё сваё была. Тамади в лясу пакос. Тута, сафсем близёхонька – паля. Едак, скатины фсякай была уйма. И харашоханьки была. Уберёшся днём, сделаш фсё по хозяйству. Вечор придёт, семечки лузгаем, а то любили хлеб с льняным маслом ись. Нальём масло-то в бдюдечки, сидим, макаем хлебом-та.
Да больно-та батька не баловал нас. Хош в достатке жыли мы, а лишнева не покупал, нет, не покупал. А што и купит, дык положит в сундук, патом на празник и дас надеть. А мы опосля каились, што плохо одевшы были, гулять никуды ни хадили, не то што теперя. Я аномнясь гаварю сваей внучке: што выпялилась, бутта на прзник сабралась, а не на работу? Теперь - та вам што не жыть, фсё для вас!
Бутнева Е. Н. д. Гора
С песьням фсегда работали.
Ишшо ета диремня нибольша была. Делали фсё рукам раньчи. Бораны пашли тока с дивятнацатава году. В палевую страду фсё вместе делали. Анбары, их ишшо жытницам называли, у фсех были. Своём навозам удобряли. Мы, дефки, очишшали двары. Фсё вывазили на паля. Карову и тялушку дяржали. Не в кажном доме так было. Атходники раньче были, в Питер ухадили.
С песьням фсягда работали: «Шумел, гарел пажар маскофский», «Выхадили красны девицы», а то и сами сачиняли.
Соколова Л. П. с. Орехово
Ни знаю, чаво нончи ни уживаюцца маладые…
Замуш вышла на дваццатам гаду. Мужик-ат папался. харошай. Нипьюшшай, накуряшшай. Чириз гот у нас парнёк нарадился, патом деушка. Дом новый свёкор поставить помок. Ромна игрушечка вышел. И голбиц есь, и горенка, и чорный мос, и амбарушка. Переборки поставили, кут атгарадили. Устроили фсё, жыть перешли. А ту избу каталям аддали.
Ну , свякроф-та па дому, а уш я по ягоды любительница была хадить. Брусёны, чирницы, малины, бывала, па вядру набирывала. Фсё с дефкам в лес-та хадили. Набирём за динь-та, да к вечиру ишша теплину развидём. К деткам не тарапились. Знала, шта свякрофь их накормит. Харашо и с мужем, и са свякровью жыла. Ни знаю, чаво нончи ни ужываюцца маладые…
Короткова М. К. с. Орехово | | Лайк (1) |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:22 Работа в колхозе. Сенокос.
Пусть трудно было в после войны, но все жили дружно и весело. Вспоминается работа на сенокосе. Утром рано, часа в четыре бригадир обходила все дома и сообщала, куда отправляемся косить. Через полчаса все собирались у конторы, а потом шли в луга. До сих пор вспоминается, как легко дышалось, как пели птицы и на душе было легко. Не помню, чтобы кто-нибудь отказывался работать. И больных не было. Выкашивали каждую ложбинку, даже около болот. Ни одного кусочка нескошенным не оставляли. На руках вытаскивали траву на ровное место.
Когда поднималось высоко солнышко, немного отдыхали. Усаживались все вместе, доставали еду, кто что принёс, разговаривали, завтракали. Всё было таким вкусным. Заодно делились рецептами соления огурцов, печения хлеба.
Потом ворочали подсохшую траву. И всё было без усталости, с радостью.
К вечеру ставили стога. Самую умелую ставили на стог, остальные подтаскивали сено, закидывали его на стог. Приятно было смотреть, как он растёт. Работали до вечера.
Часто к нам на помощь приходили ребята. Ведь в деревне сенокос – самая горячая пора.
Шли потом домой. Почти всегда с песнями.
Воспоминания Хазовой А. П.
Праздник в деревне Починок Черкасский.
Престольный праздник, который всегда широко отмечался в деревне, была Казанская. С раннего утра хозяйки ставили на пироги опару. У каждой был свой секрет печения пирогов. Знали, что с мясом самые хорошие пироги у Натальи, лепёшки у Марии. Потом шли в церковь.
После обеда начинали подходить гости из соседних деревень. В каждом доме собиралось около 20 человек. Сначала праздновали дома. Ближе вечеру выходили в центр деревни. Приходили с гармошкой гармонисты.
В центре деревни была площадка, окружённая деревьями. Стояли скамеечки. Начинала играть гармонь, и все пускались в пляс. Пожилые сидели на скамейках и с удовольствием смотрели на молодёжь. Поздно вечером, когда от пляски все уставали, пели песни. Хозяйки приносили свои пироги, тушёную картошку. Засиживались до позднего вечера. Начинал подниматься над рекой туман, а расходиться не хотелось. Начинали вспоминать, как проходил праздник в прошлом году. Кто чем отличился.
Воспоминания Воронцовой К.
День урожая в деревне Селехово.
Заранее назначали день проведения праздника. В назначенное время приходили в Дом культуры. Приносили на праздник, кто что может. Каких только угощений только не было!
Колхоз на праздник обязательно выделял телёнка. Готовили различные кушанья. К вечеру все одевались в праздничные одежды и приходили всеми семьями в Дом культуры.
Сначала проходило торжественное заседание. Награждали отличившихся при уборке урожая. Подарки были богатые. Особенно отмечали работу комбайнёров, трактористов, доярок, полеводов. Часто среди награждённых звучали фамилии сестёр Румянцевых, Муратову Н. Я., Соболеву С. П., (доярок), Смирнову И. А. (агронома), Соболева А., Машкова Г., Виноградовых, Булкиных (трактористов) и многих других труженикоПосле торжественного заседания молодёжь села для старшего поколения показывала концерт. Иногда выступали приезжие артисты.
Позднее проходили танцы. Весело было. Весь колхоз принимал участие в празднике.
Воспоминания Мужиковой А. В.
| | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6231 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4120 | Наверх ##
4 января 2016 21:23 Используемая литература.Архивные материалы костромского архива. Архивные материалы краеведа Мителёва. А. « Поставьте памятник деревне!» Виноградова С. В. Воспоминания старожилов. Записи Гонцовской Н. С. Списки населённых пунктов 1870 г., 1911 г. Составители: Учащиеся 7 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Ореховская средняя общеобразовательная школа Руководитель Николаева Нина Николаевна http://pandia.ru/text/78/457/97069.php | | |
| timryaz Москва Сообщений: 141 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 54
| Наверх ##
31 октября 2020 21:23 1 февраля 2021 17:26 >> Ответ на сообщение пользователя ЯТБ от 4 января 2016 21:16 Ищу Рязановских, увидел вашу публикацию. Делюсь найденным. Вы упоминаете об агрономе Игоре, поделитесь сведениями о нем. ГАКО 130-11-2209-77об-78 КВ Воскресенская ц. с. Воскресенское на Вексе 1918 г.Священник Константин Иванов Рязановский, 1871 г.р., сын диакона. Окончивший ГДУ в 1889 поступил на службу псаломщиком к ц. с. Григорьевского Нерехтинского у., в 1893 г. рукоположен во диакона к ц. с. Андреевского Нерехтинского у., в 1903 г. рукоположен во священники сей ц. Жена: Юлия Петрова 17.02.1872 г.р. Дети: Михаил 11.11.1894 г.р., состоит учителем; Вера 25.08.1896 г.р., состоит учителем; Виталий 10.04.1898, состоит и.д. псаломщика в сей ц.; Варвара 18.11.1899 г.р., при отце; Леонид 10.06.1901 г.р., обучается в трудовой школе 2-й ступени; Вениамин 23.03.1904 г.р., обучается в трудовой школе 2-й ступени; Серафим 12.03.1910 г.р., обучается в трудовой школе 1-й ступени; Николай 02.10.1913 г.р., при отце. И.д. псаломщика Виталий Константинов Рязановский 1898 г.р., сын священника. Окончивший 4 класса Духовной семинарии с 1918 г., холост. --- Рязановские, Костромская губ.; Соколовы, д. Большая Мясиха Варнав. у.; Шачневы, с. Рахманка Керенский у. Пензенская губ.; Терехины с. Панкрушиха | | |
|