Библиотеки
Национальные библиотеки: здания, читальные залы, фонды, библиотекари...
ljalja | Наверх ##
18 сентября 2023 21:30 21 сентября 2023 23:37 Мой любимый парк Купаловский и памятник Янке, и этот музей, посвящённый поэту и много грусти, воспоминаний. Ах, как хорошо вы сгруппировались у «призрака» Купалы. Хотела присоседиться своим случайным эссе, навеянным Купалой. Когда-то даже помещала его на форуме, но сейчас уж не найти. ПосохПосох мой, моя свобода - Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя?
О. Э. МандельштамВ поисках мифического цветка папоротника народ углублялся в тёмную ночную чащу в надежде проникнуть в таинство ночи, единственной в году. Но только оказавшись в Минске, в сокрытой сени парка Янки Купалы, странник восторженно воскликнет: – Да вот же он – «настоящий» цветок папоротника, хотя и каменный. И тогда с трогательной надеждой коснётся «цвета» растения, вопреки всем законам природы расцветшего, и как нам кажется, готового к исполнению наших самых заветных желаний. Вот тут-то я и поведаю истинную историю, хотя звучит как стародавнее предание. Жила-была дева юная в живописном местечке Беларуси – Вязынка. Пришло время, и разрешилась она от бремени в ночь на Ивана Купалы чудо-младенцем. И нарекла его матушка Иваном. Тут бы, казалось и сказке конец, ан нет мальчонка не посмел себя признать преемником языческого божества, но только когда «научыуся слоу беларускix ад мацi» окрестил себя белорусским именем Янкой. Не удивительно, ведь мыслил и чувствовал, да верши складывал он на белорусской мове. С этой поры и засверкала купаловская поэзия яркой, самобытной национальной колоритностью. И цвет её был настолько проникновенен, что оказался способным обогатить своими красками все жанры искусств: драматургию – пьесой «Паўлінка»; песенное раздолье – стихами Купалы; мюзиклы – жизнью и смертью славного песняра; рок-оперу – мотивами одноимённой поэмы «Курган». Да и живопись задалась целью проникнуть в таинство Купаловского феномена невероятно изменчивого: от ранней озабоченности бедственным положением родного «разорённого гнезда» до юноши-лирика шутливого и искреннего, влюблённого в юную деву, но и одновременно ироничного по отношению к самому себе, как к молодцеватому франту с лихо вздёрнутыми усами, над которыми звонким смехом заливалась его Павлинка, нежная, но строптивая подруга. И всё же нравился ей этот красивый и галантный шляхтич с его вечной тягой к элегантности, к белоснежным рубашкам со стоячим воротником и с неизменной тростью, так презираемой властью. А лирик тем временем превращался в национального поэта, воспевающего свой народ и свою родимую Белую Русь. Лишь власть не желала принимать инородность белорусской нации, вероятно, в силу своей некомпетентности... в лексикологическом различии слов, вроде похожих по одним параметрам, но в тоже время отличных по смыслу: национальный, националистический... А хто там ідзе, а хто там ідзе У агромністай такой грамадзе? – Беларусы. А чаго ж, чаго захацелась ім, Пагарджаным век, ім, сляпым, глухім? – Людзьмі звацца.«Людьми зваться» – утвердиться в мире как самостоятельная полноценная нация. Возбудилась власть: не могла она допустить, чтобы полчища масс себя называла людьми. – Если бы я только вообразила, что все эти толпы – люди?! – вскричала самовлюблённая владычица, – я бы сошла с ума. И сошла, решив изжить непокорных в застенках, лагерях; остальных удушить, расстрелять, отравить, довести до самоубийства. Янку Купалу спасло от самоуничтожения провидение. Однако травля продолжала набирать репрессивные обороты, иногда ослабляя их с иезуитским коварством в виде щедрых наград и даже присвоений высоких званий. Тем временем до гибели оставался один шаг, однако не поэтом он будет сделан. Удар мерзавца в… лицо столкнёт Купалу в смертельный пролёт, распластав его как Иисуса на мраморном полу гостиницы «Москва». – Почему поэтов в нашей стране убивают? Вопрошала всегда при входе в самый поэтический парк Минска на берегу реки Свислочи. Потом обращала внимание на вдохновенную стать великого песняра. Скульптор Анатолий Аникейчик, являясь незаурядной, глубоко чувствующей личностью; внешне был огромен, громогласен, ярок, при этом невероятно обаятелен и красив, изобразил Янку Купалу народным трибуном, открытым миру, вдохновенно и смело шагающим по белорусским полям и нивам, и потому привычная трость была заменена на посох. Художник догадывался, какие непомерные силы требуются поэту-глашатаю, чтобы выстоять в противостоянии лютым ветрам и их злобствующим завываниям. Я буду молиться и сердцем, и думами, Распятою буду молиться душой, Чтоб тучи метелиц ветрами безумными Не выли над отчей землёй, надо мной. https://www.youtube.com/watch?v=qYSYAMLLFGE Янка Купала, 25 июня (7 июля) 1882 — 28 июня 1942, Москва), 1972. Авт.: А. Аникейчик,А. Заспицкий, Л. Гумилевский, Ю. Градов и Л. Левин. | | Лайк (3) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
23 сентября 2023 19:54 23 сентября 2023 20:01 Национальная библиотека БеларусиСоздана группа по изучению использования искусственного интеллекта в библиотеках // Национальная библиотека Беларуси. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/li...liotekakh/ . – Дата доступа: 23.09.2023.Решением Совета ББА в структуре ассоциации создана рабочая группа по изучению использования искусственного интеллекта в библиотеках. Проблемное поле, которое планируется обсуждать, касается практического применение искусственного интеллекта в библиотечных процессах: повышение доступности библиотечных ресурсов; организация информационного поиска; чат-боты на базе ИИ; рекомендательные системы для пользователей; автоматическая генерация библиографических записей Приглашаем заинтересованных к активному участию в работе. Координатор рабочей группы – Алексей Викентьевич Ковалевский, зав. сектором формирования репозитория и развития интернет-технологий Научной библиотеки БНТУ. Тел.: (8 017) 290 45 04; e-mail: repository@bntu.by; адрес: г. Минск, ул. Я. Коласа, 16, каб. 202 (Научная библиотека БНТУ). Источник: Белорусская библиотечная ассоциация  Как использовать нейросети в работе библиотек : Проект «Новый библиотекарь» / Библиотека им. Д. С. Лихачева «ЦБС Выборгского района» Санкт-Петербурга; Дарья Нуждова // PRO.Культура.РФ . – 2023. - 20 апреля. – Режим доступа: https://vk.com/video-104944330_456239621 . – Дата доступа: 23.09.2023.Будущее уже здесь! Нейросети становятся неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимыми помощникам в работе. Они умеют писать тексты, генерировать изображения, делать презентации, сочинять музыку и создавать анимацию. На вебинаре слушатели: • узнали о типах нейросетей и о том, как применять их в работе учреждений культуры; • познакомились с популярными сервисами генерации изображений; • научились создавать уникальные изображения в нейросети Stable Diffusion. Спикер — Дарья Нуждова, сотрудница библиотеки им. Д. С. Лихачева Выборгского района Санкт-Петербурга, администратор проекта «Новые библиотекари». https://vashgorod.ru/post2877788 Нейросеть ответила на вопрос: "Каким должен быть новый библиотекарь?" Искусственный интеллект и литература / Татьяна Семёнова // Фаэтон : Литературный проект . – Режим доступа: http://faet.ru/2023/07/14/isku...iteratura/ . – Дата доступа: 23.09.2023.© Татьяна Семёнова. «Искусственный интеллект и литература». --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (1) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
25 сентября 2023 21:14 3 октября 2023 17:41 Национальная библиотека БеларусиОчень печальная весть.
25 сентября 2023 г. не стало Анны Моисеевны Соловьевой - библиотекаря-библиографа высшей квалификации, ветерана Национальной библиотеки Беларуси. Около 40 лет жизни Анна Моисеевна посвятила служению книге и читателям НББ. 35 лет - на посту в справочно-информационном отделе НББ. Из них с 1988 по 1999 год Анна Моисеевна Соловьёва возглавляла справочно-информационный отдел. После выхода на пенсию она еще шесть лет работала в своем отделе.
Анну Моисеевну всегда отличали высокий профессионализм, порядочность, требовательность, мудрость. Она заслужила признательность и благодарность читателей и коллег.
Пусть упокоится с миром её душа. Уйдя в вечность на небеса, она будет Ангелом-хранителем для любимых дочерей, внуков и всех родных.
Глубоко сопереживаем и выражаем искренние соболезнования. Мы всегда будем вспоминать Анну Моисеевну с чувством светлой грусти.  О ней здесь :https://forum.vgd.ru/post/1629...#pp1913776 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (1) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
2 октября 2023 19:52 2 октября 2023 20:40 День пожилых людей 1 октября 2023 г. Национальный художественный музей в Минске 30 сентября 2023 г. сделал замечательный подарок для пенсионеров - бесплатное посещение всех экспозиций. Экспозиция "Антология красоты. Традиционный белорусский костюм". Народные костюмы шести регионов Беларуси (Западное Полесье, Восточное Полесье, Подвинье, Поднепровье, Понеманье, Центральная Беларусь).  Выставка белорусского художника Вячеслава Шамшура "В гармонии душевности и теплоты". Представлены более 30 работ в технике пастели и масляной живописи. Выставка "Образы Святого Семейства" из фондов Музея древнебелорусской культуры Национальной академии наук. Представленные на выставке иконы принадлежат разным христианским церквям, которые веками сосуществовали в Беларуси как многоэтнической и многоконфессиональной стране.  Богоматерь Одигрия. 16 в. Выставка «Жизнь в миниатюре», которая представляет около 70 произведений малой фарфоровой пластики из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь, созданных в ХХ веке на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова, Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике, Дмитровском фарфоровом заводе, Дулевском и Минском фарфоровых предприятиях.  Выставка «Владимир Стельмашонок. Сыны земли белорусской» из фондов музея, приуроченной к 95-летию со дня рождения народного художника БССР, педагога Владимира Ивановича Стельмашонка (1928–2013).  БЕЛОРУССКОЕ ИСКУССТВО ХІІ — XVIII ВВ. БЕЛОРУССКОЕ ИСКУССТВО ХІX — НАЧАЛА XX В. БЕЛОРУССКОЕ ИСКУССТВО ХX — НАЧАЛА XXI В. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII — НАЧАЛА XX В. ИСКУССТВО СТРАН ЕВРОПЫ ХVІ — XX ВВ. ИСКУССТВО СТРАН ВОСТОКА ХVІ — XX ВВ.  1838 г. Портрет Неизвестной с цветами и фруктами. Хруцкий Иван Фомич. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (2) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
12 октября 2023 21:26 12 октября 2023 21:34 Хочется запомнить чудесный вчерашний вечер. Моя коллега Галина Антоновна Киреева (Глебик) пригласила меня на концерт Государственного академического Сибирского русского народного хора в Филармонию.  Концерт великолепный. Даже не концерт, не классический статичный хор, а каждый номер - самобытный красивый спектакль. Столько энергии и харизмы в вихре танцев!!! Чувствовался сибирский характер, характерная драматургия каждой песни, танца, темы. Потрясающе яркие сценические мужские костюмы, женские платья, головные уборы, аксессуары… Два отделения смотрелись на одном дыхании. Большой концертный зал был полностью заполнен и дружно приветствовал, благодарил артистов аплодисментами, цветами. Зрители выходили с концерта с улыбками. Неизгладимое впечатление. Столько положительных эмоций и душевного подъема давно не испытывала. БРАВО АРТИСТАМ!!! БРАВО РЕПЕТИТОРАМ, БАЛЕТМЕЙСТЕРАМ, ДИЗАЙНЕРАМ, ХОРМЕЙСТЕРАМ. ВСЕМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА. СПАСИБО!!! История.Коллектив был создан в преддверии Победы Советского народа над фашистской Германией 19 апреля 1944 г., как Сибирский Ансамбль песни и пляски. Основатель и первый художественный руководитель Николай Петрович Корольков, 1944-1953 гг. Первое выступление коллектива состоялось 9 мая 1945 г. на сцене «Дома Красной армии». Екатерина Ковалёва (директор «Сибирь-Концерт», заслуженный работник культуры РФ):«Мы делаем русское традиционное искусство модным, интересным и престижным, сохраняя его самобытность, создавая высокохудожественный конкурентоспособный творческий продукт, адаптированный к сознанию современного зрителя».  Фото из открытых источников. ФОТОФАКТ: Государственный академический Сибирский русский народный хор выступил на сцене Белгосфилармонии : Культура / Корр. БЕЛТА; Фото Виталия Пивоварчика // Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА). – 2023. – 11 октября. – Режим доступа: https://www.belta.by/culture/v...3294-2023/ . – Дата доступа : 12.10.2023. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (2) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
23 октября 2023 17:39 23 октября 2023 19:12 Национальная библиотека БеларусиПоздравляем с 85-летием ветерана Национальной библиотеки Беларуси Ирину Александровну Прилищ! 85 лет — знаменательная дата. Сердечно поздравляем Вас с этим юбилеем! Все, что было, все, что есть и что будет — все ценно и неповторимо! Желаем крепкого здоровья, огромного оптимизма, бодрости и прекрасного настроения.
"Мы желаем просто жить, Наслаждаться и любить, Ясной зоркости в глазах, Силы Вам большой в руках, Чтобы память никогда В жизни Вас не подвела". Поздравляем с 85-летием ветерана Национальной библиотеки Беларуси, великолепного профессионала библиотечного дела Ирину Александровну Прилищ! : Портреты: история библиотеки в лицах // Национальная библиотека Беларуси. – 2023. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/po...ala-bibli/ . – Дата доступа: 23.10.2023.Сегодня отмечает юбилей деятельный специалист высокой квалификации, профессиональный опыт которого заслуживает особого внимания и уважения. Ирина Александровна Прилищ из плеяды библиотекарей, которых без преувеличения можно назвать творцами библиотечного дела, через годы пронесшими увлеченность любимой профессией и отдавшими ей все свои силы. Родилась она в городе Балашове Саратовской области в семье учителя. В 1939 году девочка с родителями переехала на Северный Кавказ, в станицу Сенцовская Сунженского района Грозненской области (ныне – Республика Ингушетия), где пошла в первый класс. С 1948 года постоянным местом жительства семьи стала Беларусь, деревня Тимковичи Копыльского района Минской области, где Ирина продолжила школьное обучение. Окончив в 1956 году с серебряной медалью Тимковичскую среднюю школу им. К. Чорного, девушка впервые познакомилась с библиотечной работой «изнутри»: на протяжении нескольких месяцев трудилась в библиотеке Блевчицкой семилетней школы. Решив связать свою жизнь с библиотечным делом, Ирина в этом же году поступила на библиотечный факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького (ныне – Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка). В 1960 году получила диплом библиотекаря и библиографа высшей квалификации и была направлена в библиотечную инспекцию управления культурно-просветительных учреждений Министерства культуры БССР на должность старшего инспектора. Спустя год Ирина Александровна по собственному желанию была переведена в Государственную библиотеку БССР им. В.И. Ленина (ныне – Национальная библиотека Беларуси), где более десяти лет работала старшим библиографом, старшим редактором и главным библиотекарем в отделе обработки и каталогов. Из материалов личного дела: « Тов. Прилищ И.А. возглавляет самый ответственный участок работы по созданию двух новых каталогов, она добилась значительного перевыполнения плановых заданий подчиненными ей работниками за счет повышения производительности труда, внедрения новых, более эффективных методов работы». Блестящие профессиональные знания, полная самоотдача и высокая работоспособность Ирины Александровны были замечены руководством библиотеки, и в мае 1975-го ее перевели на должность заведующей отделом искусства. « Бібліятэка выгадавала мяне як чалавека і спецыяліста. З дапамогаю старэйшых калег я набіралася вопыту і майстэрства […] На якім бы ўчастку я ні працавала, мне заўсёды было цікава, работа захоплівала мяне, а таму лічу сябе шчаслівым чалавекам. Цікава мне было таму, што хацелася шукаць, нешта мяняць і ўдасканальваць», – пишет она спустя годы. В июле 1980 года И.А. Прилищ перешла на должность директора Республиканской научно-педагогической библиотеки. « Па запрашэнню Міністэрства адукацыі БССР пераводам заняла пасаду дырэктара гэтай бібліятэкі. Працаваць было цікава, але пакутавала ад настальгіі па сваёй Ленінцы, дзе на той час ужо адпрацавала 20 гадоў, а таму праз 6 гадоў вярнулася ўсё ж назад», – вспоминает она этот период своей жизни. Вернулась Ирина Александровна в Государственную библиотеку БССР на важную и ответственную должность – заместителя директора по научной работе. Сложно переоценить ее вклад в развитие главной библиотеки страны и библиотечной отрасли в целом. Обладая превосходными аналитическими способностями, высоким уровнем ответственности и бесконечной преданностью любимому делу, И.А. Прилищ безупречно справлялась с задачами, которые ставила профессиональная жизнь перед ней и всем библиотечным сообществом. В своих воспоминаниях она перечисляет наиболее значимые, на решение которых было приложено немало труда: « Нават уласны папярэдні вопыт не пазбавіў ад неабходнасці напружваць усе сілы і веды для вырашэння канкрэтных праблем. З іх запомніліся найбольш значныя: адстойванне ў Міністэрстве культуры метадычнай функцыі Нацыянальнай бібліятэкі, змены ў структуры Бібліятэкі аддзелаў, падведамасных намесніку дырэктара па навуковай рабоце; аптымізацыя структуры ў сістэме бібліятэк рэспублікі; пошукі аптымальных метадаў узаемадзеяння з абласнымі бібліятэкамі; работа па стварэнню і ўдзелу ў дзейнасці Беларускай бібліятэчнай асацыяцыі». Благодаря личным усилиям Ирины Александровны областные библиотеки укрепили свой статус научно-методических центров регионов, при ее участии формировалась библиотечная сеть страны, проходил процесс автоматизации библиотечно-библиографических процессов. В начале 1990-х по инициативе И.А. Прилищ была разработана программа «Спадчына», направленная на повышение роли библиотек в возрождении национальной культуры. Немало внимания и времени уделяла Ирина Александровна разработке регламентирующих и нормативных документов по библиотечному делу, в том числе Закона о библиотечном деле в Республике Беларусь (1995), Концепции развития библиотечного дела страны и др. Немало внимания и времени уделяла Ирина Александровна разработке регламентирующих и нормативных документов по библиотечному делу, в том числе Закона о библиотечном деле в Республике Беларусь (1995), Концепции развития библиотечного дела страны и др. Ирина Александровна – редактор и составитель целого ряда изданий: «Работа с изобразительными материалами в массовой библиотеке: инструктивно-методическое письмо» (1977), «Работа с нотами в централизованной библиотечной системе: инструктивно-методические рекомендации» (1980), «Ведение документов по учету библиотечных фондов в школьных библиотеках: методические рекомендации», «Тэатр кнігі: (метадычныя рэкамендацыі бібліятэкам)» (1988), «Арганізацыя бібліятэчнага абслугоўвання жыхароў маланаселеных пунктаў: (метадычныя парады)» (1992), «Краязнаўчая дзейнасць бібліятэк: (метадычныя рэкамендацыі)» (1994), «Зборнік нарматыўна-рэгламентуючых дакументаў па бібліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь» (1996), «Бібліятэчны менеджмент: тэарэтычныя аспекты і метадалагічныя рэкамендацыі» (1998) и др.  Разноплановую профессиональную деятельность ей легко удавалось совмещать с участием в общественной жизни библиотеки: неоднократно избиралась членом комсомольского бюро, входила в состав редколлегии «Комсомольского прожектора», являлась председателем профкома и группы народного контроля, заместителем секретаря партийной организации по идеологии. Многолетняя плодотворная работа И.А. Прилищ была отмечена наградами различного уровня: Почетной грамотой Министерства культуры БССР и БРК профсоюза работников культуры (1968), юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970), значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР (1972), Почетной грамотой Министерства просвещения БССР (1985), медалью «Ветеран труда» (1986). В 1991 году за активную культурно-просветительскую деятельность Ирина Александровна была удостоена медали Надежды Константиновны Крупской. В 1997 году она ушла на заслуженный отдых, но и сегодня живо интересуется жизнью любимой библиотеки, с удовольствием принимает приглашения на встречи ветеранов. « Азіраючыся на сваё жыццё (менавіта жыццё), пражытае ў сценах НББ, хочацца падкрэсліць надзвычай цёплую атмасферу, якая заўсёды мяне акружала, пачынаючы ад аддзела апрацоўкі і заканчваючы дырэкцыяй. Спакойныя, роўныя, таварыскія адносіны стваралі ўмовы для таго, каб усе сілы можна было накіроўваць на выкананне сваіх службовых абавязкаў», – с ностальгией вспоминает Ирина Александровна. С большим уважением и радостью коллектив Национальной библиотеки поздравляет Ирину Александровну с юбилейной датой! Крепчайшего здоровья и благополучия, добра и женского счастья, самых ярких солнечных красок в жизни! Пусть крепким будет то, что дороже всего на свете, – здоровье и семья! Пусть на душе всегда будет праздник, жизнь радует теплыми встречами, радостными событиями, улыбками и добрыми словами близких сердцу людей.Материал подготовлен научно-исследовательским отделом библиотековедения. О ней здесь :https://forum.vgd.ru/post/1629...#pp1965449 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (1) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
5 ноября 2023 19:05 25 октября 2023 г. посетили художественную галерею Михаила Андреевича Савицкого на территории Верхнего города по адресу: пл. Свободы, 15. Галерея расположена в бывшей городской усадьбе XVIII века с пристройкой. В десяти залах представлено более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника.
Михаил Андреевич Савицкий (18.02.1922 - 08.11.2010) - Герой Беларуси, народный художник Беларуси и СССР, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Минска.  Невозможно смотреть без боли в сердце, сострадания, потрясения. Тема «Черная быль»Цикл состоит из 11 картин: "Эвакуация", "Зрячий", "Плач о земле", "Крест надежды", "Покинутые", "Доля", "Реквием", "Чернобыльская мадонна", "Запретная зона", "Ностальгия", "Аллегория Чернобыля". Цикл на библейские сюжеты, на христианскую тематику «Заповеди блаженства» его героем становится Великий Спаситель всех людей. «Христос и его крест», «Несение креста», «Оплакивание». Михаил Андреевич Савицкий с 1942 г. по 1945 г. был в плену. В цикл “Цифры на сердце” вошло 16 картин: «Мадонна Биркенау», «Отбор», «Танец с факелами», «Канада», «Надсмотрщик», «Летний театр», «Проклятье», «Эти выжили», «Опознание», «SOS!», «Поющие лошади», «Побег», «Эттерсберг — Голгофа XX века», «Поющие коммунисты», «Свобода», «Узник 32815». Все они находятся в коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. В галерее Савицкого этих картин нет. Только фотографии. Михаил Савицкий известен и как выдающийся портретист. Среди его портретных работ – «Янка Купала», «Пушкин и Гончарова», «Достоевский», «Толстой», «Мицкевич». Проникновенно и с большой любовью художник пишет портреты близких ему людей – отца, матери, жены Риты и сына Андрея.  С 1999 г. Савицкий начинает работу над серией из 10 портретов президентов Национальной академии наук Беларуси. Михаил Андреевич, будучи академиком, не просто выполняет заказ, а изучает этих людей. Над портретами художник продолжает работу до 2009 года, причем не работает с натуры, а только по фотографиям. Но есть и исключение.  Надеюсь, что это не последнее посещение галереи. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (4) |
ljalja | Наверх ##
9 ноября 2023 18:51 Я помню Михаила Савицкого 80-х годов, стройного, энергичного с красивым умным лицом, казалось бы всегда сдержанным и спокойным особенно, когда он писал своих первых знаменитых мадонн. Коллеги его характеризуют, напротив, импульсивным, порой чрезмерно резким. По всей вероятности, эти черты наиболее обострились у него с начала работы над циклом «Цифр на сердце». А цифры были и вправду кровавы, пятизначные и не только у М.Савицкого, но и у иных мучеников фашистских концлагерей. Жгли они сердце и днём, и ночью. Потребность поведать о своей боли овладела мастером с невероятной силой. Однако ужас, отражённый на 16 полотнах, не имеющих аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения художественных задач, вызвали шок у Минской общественности. И она, оскорбившись в своих высоких благородных чувствах, обратилась к руководству республики с требованием удалить, запретить, виновного покарать. Вердикт – вновь засадить художника в лагерь, теперь уже в шестой раз.
Вот тогда наступил шок у мастера, обнаружившего, что его народ лишён элементарного сочувствия, способности если не отвести беду, то хотя бы облегчить страдания. Правдолюб взбунтовался, воспрепятствовав вызовам праздной толпы. Тем самым обезоружил даже П.М. Машерова. В прошлом командир партизанского отряда, который, как и М. Савицкий, прошёл войну, видел все ужасы самой продолжительной оккупации Белоруссии (3 года) и самой уничижительной (2 млн человек). Впоследствии ставший Первым секретарём ЦК Коммунистической партии Белоруссии, всеми любимый Пётр Миронович попросил мастера что-то смягчить в своих работах. Однако ответ автора был категоричен: – Останется всё, как есть, потому что это было. Врать не могу. В то время были два мастера, отображающих жестокую правду войны и оба из Беларуси: художник и писатель – Михаил Савицкий и Василь Быков.
Венчает цикл «Цифры на сердце» выдающаяся картина М.Савицкого «Мадонна Беркенау». Воистину возрожденческого типа произведение. Ангельский свет истины исходит от парящей матери с младенцем, и даже от прекрасных обнажённых тел узников. Они ослепляюще контрастируют с сущими злобными тварями, даже кажущимися дурно пахнущими. Смрад доносится и сегодня, правда, с иных сторон... | | Лайк (7) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
16 ноября 2023 21:54 2 ноября 2023 г. посетили Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа. (Минск, Академическая ул., 5.)Погода была солнечная замечательная. Настоящая золотая осень. Получили огромное удовольствие. Обошли приусадебный сад. Деревья сажал сам Якуб Колас и члены его семьи. Мы сфотографировались на фоне музея-усадьбы, почитали высказывания и цитаты из стихотворений поэта. В музее купили билеты и заказали экскурсовода. К нам вышла молодая очень приятная девушка. Мы познакомились. Новожилова Ольга Евгеньевна, заведующая научно-просветительским отделом Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа.Ольга Евгеньевна рассказывала и беседовала с нами как со старыми друзьями. С удовольствием поясняла и отвечала на все наши вопросы. Мы очень благодарны ей за интересный рассказ о народном поэте Белорусской ССР. В конце экскурсии мы выяснили, что бабушка Ольги Евгеньевны работала в Национальной библиотеке Беларуси – это Баханькова Валентина Устиновна. ( https://forum.vgd.ru/post/1629...#pp2695483 ) Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич. 1882-1956)Белорусский писатель, драматург, поэт и переводчик, общественный деятель. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Псевдонимы Якуб Колас, Тарас Гушча  2-й этаж - мемориальный. Жилая часть семьи Мицкевичей.  Фотографии на память. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (2) |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14899 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1489 | Наверх ##
25 ноября 2023 16:26 25 ноября 2023 16:27 Финкельштейн Лариса Давидовна 13 августа 1950 г. - 21 ноября 2023 г. Белорусский искусствовед, арт‐критик, галерист, педагог Высшей школы, автор и ведущая рубрик на радио и в печатных изданиях, эксподизайнер, куратор выставок, основатель первой белорусской галереи — Авторской некоммерческой концептуальной галереи «Брама». Автор концепции и арт-директор галереи «Брама». Член Белорусского Союза художников, Белорусского Союза дизайнеров, Белорусского Союза литературно-художественных критиков, член Международной ассоциации искусствоведов АИС (Москва) Памяти Ларисы Финкельштейн // Национальная библиотека Беларуси. – 2023. – Режим доступа: https://nlb.by/content/news/na...kelshteyn/ . – Дата доступа: 25.11.2023.21 ноября ушла из жизни добрый друг библиотеки Лариса Финкельштейн, известный искусствовед, арт-критик, куратор выставок, галерист, основательница и арт-директор авторской некоммерческой концептуальной галереи «Брама», член Белорусского союза художников, Белорусского союза дизайнеров, Белорусского союза критиков, Международной ассоциации искусствоведов (Россия). Сотрудничество с ней стало доброй традицией Национальной библиотеки. Более 50-ти лет Лариса Давидовна была нашим верным читателем и организатором выставочных мероприятий. Ее роль в галерейно-выставочной жизни невозможно переоценить. Она начала работать над знаковыми выставками еще в прежнем здании библиотеки, а в нынешнем организовывала экспозиции в любимой галерее «Ракурс» на 2-м этаже. Под ее кураторством был создан ряд ярких проектов – выставки «Любимые» Серафимы Потаповой (2023), «30 лет первой белорусской галереи “Брама”» (2022), «Личное» Натальи Каминской (2018), «Разговоры в зеленых» (2016), «Снежное лето» (2015), «Умный металл» (2014), «Фактура?!» (2005) и многие другие. Лариса Финкельштейн нередко принимала участие в вернисажах выставочных проектов библиотеки. Планировала совместную выставку и на 2024 год.  За долгие годы кураторской деятельности Лариса Давидовна провела сотни выставок в Беларуси и за рубежом. Проекты галереи «Брама» и ее основательницы украшали фестивали и премьеры, открывали новые имена и впечатляли своей концептуальностью. Галерея и ее куратор представляли зрителю самобытнейших авторов и наиболее знаковые произведения живописи, графики, скульптуры, великолепные образцы декоративно-прикладного искусства. Кураторская и преподавательская деятельность Ларисы Давидовны, ее статьи, проекты, интервью, экскурсии и творческие встречи – это целая эпоха, ставшая событием в белорусском изобразительном искусстве. Она была своеобразным двигателем художественных процессов, легендой выставочной деятельности в Беларуси, создавала как куратор сама и умела отличить в культуре то самое «настоящее». Щедро делилась знаниями, приглашая в пространство изысканного вкуса, профессионального качества, фундаментальной глубины и необыкновенной красоты. Коллектив библиотеки скорбит о невосполнимой утрате и хранит память о чрезвычайно талантливом искусствоведе, высокопрофессиональном галеристе и кураторе, глубоком авторе, прекрасной рассказчице и собеседнице, харизматичной личности, сильном и ярком человеке – неповторимой Ларисе Финкельштейн. Материал подготовлен отделом галерейно-выставочной деятельности. Реле взаимности : Персона : [Лариса Финкельштейн] / Тамара Вятская // Алеся : белорусский журнал для женщин . – 2020. – Режим доступа: https://zviazda.by/be/news/202...vzaimnosti . – Дата доступа: 25.11.2023.Её в мире искусства знают все. Побаиваются её острого языка. Но это понятно: чего же ещё ждать от человека, которому цветы дарил сам Михаил Жванецкий и у которого в Одессе жила тётя Хиля? Вообще Ларису Финкельштейн можно считать человеком мира. Одесситка по ощущению, она родилась в Йошкар-Оле, жила с родителями то в Одессе, то в Изюме, то в Алма-Ате, где, кстати, закончила первый курс исторического факультета Казахского университета. Потом перевелась в Белорусский государственный университет, успешно изучила специальность «История белорусского искусства». Коротко сказать о её трудовом пути сложно: 20 лет служения художественному творчеству во Дворце искусств, доцент кафедры искусствоведения Института Современных Знаний имени А. М. Широкова, преподаватель авторского спецкурса в Лицее БГУ, ведущий искусствовед ряда проектов в БГУИР, доцент кафедры культурологии факультета международных отношений БГУ. А также — радиоведущая, рецензент, писатель, галерист, основатель первой в Беларуси авторской некоммерческой концептуальной галереи «Брама», член белорусских Союзов художников, Союза дизайнеров, Союза литературно-художественных критиков, член Международной ассоциации искусствоведов АИС. А ещё куратор выставок, организатор пленэров. На всех крупных вернисажах в Беларуси её приглашают к микрофону: так, как Лариса Давидовна, никто не представит творца — тонко, точно, филигранно. И честно.Наша встреча с Ларисой Финкельштейн состоялась после её очередной выставки в Бресте. Идея проекта родилась в 2019 году после празднования 1000-летия города и «I пленэра на колёсах» под девизом «Впереди — Париж, за окном — Европа». Мир знает художников, уроженцев Беларуси, которые стали ведущими творцами знаменитой Парижской школы XX века: Хаима Сутина, Марка Шагала, Льва Бакста, Шрагу Царфина, Надю Ходасевич-Леже, Осипа Цадкина и др. Ларисе Давидовне пришла идея связать французский Вʀest и белорусский Брест новыми нитями, познакомить французов с современными художниками города над Бугом. Выставка двенадцати наших авторов совместно с выставкой «Белорусская Парижская школа. Прикосновение» скоро отправится во Францию... Если попробовать определить характер нашей героини, то я бы сказала так: неуёмная энергия. Её ежедневник расписан по минутам, ей многое нужно успеть, увидеть, объяснить и, несмотря на множество проблем со здоровьем, она многое успевает (это с инвалидным удостоверением!). Для мобильности в 50 лет она сдала на права, теперь на своём крохотном автомобильчике вписывается в любые малые пространства. Она общается в прекрасной интеллектуальной среде. У неё масса планов и идей. И находятся силы организовывать, убеждать и — бесконечно просвещать. Именно благодаря Ларисе Давидовне появилось такое понятие, как «философская керамика». А как многозначительны названия организованных ею выставок: «В “Браме” только женщины», «Четыре стороны цвета», «Метафоры и метаморфозы», «Игры с дождём»… Наверняка многие помнят её нашумевший «Умный металл» в Национальной библиотеке — 200 объектов, 70 авторов, от студентов до мэтров. «Металл многолик: он гибок и силён, как атлет, хрупок и беззащитен, как древний старичок, нежен, как дитя, ажурен и воздушен, как кружево…» — каждое слово детализировано, объёмно и визуально отчётливо. Лариса Финкельштейн была поздним ребёнком в семье. Родители собирали ей деньги на учёбу, на мамину пенсию она делала первые выставки. Ей часто люди шли навстречу, помогая безвозмездно. Возможно, поэтому у неё нет ни грамма меркантильности: деньги для неё мало что значат. А мама — один из главных синонимов счастья. Откровения накануне юбилеяСпешу сказать, что мне 70, чтобы не подумали, что 90! Хотя мне вообще кажется, что я живу вечно. Моя мамочка говорила, что я хорошо сохранилась, потому что в 50 лет моё стремление познавать новое такое же, как у 5-летнего ребёнка. Мне и в 70 хочется везде быть, да порой ноги не пускают — теперь я не так мобильна, как прежде, на шпильках в 13 см.
Когда я возила туристов на Кавказ, там ела кинзу-брынзу-лаваш сутками, аджику намазывала на хлеб, как масло. У меня редкостное нахальство жить так, как мне хочется. Даже после сложнейших операций не могла отказать себе в удовольствиях… рецензировать: писала на больничной койке, обмотанная трубочками с дренажем, приводя врачей в отчаяние. Кстати, моими рецензиями пользуются уже не одно десятилетие, предлагают их издать. Это для меня очень важная часть жизни.
Трудно живётся? Однако вокруг столько полезного, живого, интересного. Если я это нахожу — радуюсь. Иногда мне говорят, что я очень занудно отбираю работы для проектов. Но потом даже сами авторы работ удивляются: где ты такое нашла? Нашла вот, у вас же… Хотя, если бы был всемирный конкурс зануд, я бы взяла на нём гран-при и все первые пять мест (мне кажется, занудство здесь — не что иное, как перфекционизм. — Прим. автора).
Моя радость может вместиться в 15 минут, но это будет результат занудного отбора и выбора в течение полутора лет. Когда я везу белорусских художников в Париж, то там для них нет ни Эйфелевой башни, ни кафешек на Монмартре, а есть ночные переезды, музеи, архитектура, природные красоты, за которые, приехав домой, мои спутники потом меня благодарят. Потому что это сильные впечатления, а посидеть в кафе и побеседовать можно и в Минске.
Для меня привычен такой стиль: набираюсь впечатлений, а потом переосмысливаю. Пусть докучает радикулит, но я всегда и везде хожу и смотрю: не по ресторанам, не чаи гоняю, а по музеям, театрам, концертам. Могу просто бродить по улицам (а теперь могу медленно ездить и смотреть из окна автомобиля) — и впитываю, набираюсь впечатлений и красот. А потом устраиваю выставки, о которых говорят и которые помнят. Место может быть любым, где смогу договориться: Национальная библиотека, Красный костёл или Московский Манеж, куда привезла много интересного из Беларуси.
Когда я лежу в больнице, то врачи грозятся перенести мою кровать в вестибюль, так много народу ко мне приходит. И всякий раз, когда меня сильно прищемит и я «умираю», понимаю, что очень хочу жить! У меня достаточно проблем со здоровьем, к сожалению… А вот душа моя всегда бодра, ей захандрить не позволяю.
Боготворимый мной педагог, профессор Лаврентий Семёнович Абецедарский называл меня «33 несчастья»: то меня обворуют в Харькове на вокзале, то мой приезд в Одессу совпадает с началом эпидемии холеры, то я поломаю ногу, упав в голодном обмороке… И профессор подарил мне свою книгу с надписью: «33-м несчастьям — 33 счастья!» Его пожелание сбылось! Моё счастье — это мои крёстные в профессии, мои учителя-искусствоведы Олег Сурский, Владимир Бойко, Ирина Назимова. Моё счастье — десятки успешных выставок. Я обожаю свою работу, и мне важно, что я могу и сегодня ею заниматься. Любовь — тоже счастье, конечно. Во мне есть встроенное реле взаимности: я всегда выбираю того, с кем у меня совпадает взаимность и невозможность быть друг без друга. В работе, в дружбе — тоже. У меня не было любви без взаимности. Это важно, когда совпадают интересы, когда можно ночью смотреть одни и те же программы по телевизору и обсуждать. Не обязательно соглашаться, но обсуждать! Вот такое реле взаимности…В её жизни были, конечно, и зависть, и предательство, и так называемые «подставы». Но она всегда с маникюром, причёской, аккуратным макияжем — она очень хорошо к себе относится. Спит мало, встаёт с рассветом: ещё много не сделано, ещё много планов, и это не только выставки и пленэры, а, например, желание написать книгу обо всех прекрасных людях, с кем встречалась, с кем дружила. «Это тоже мои 33 счастья!» — Лариса Давидовна смотрит на меня живыми умными глазами цвета цикория, и я не сомневаюсь, что скоро получу эту книгу с автографом автора. Тамара ВЯТСКАЯ Фото из личного архива Л. Финкельштейн. --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | Лайк (1) |
|