На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА В ГОРОДАХ УКРАИНЫ: СОЗДАНИЕ, СЕТЬ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ В УЕЗДЕ (КОНЕЦ ХVІІІ-НАЧАЛО ХІХ В.) Владимир Милько кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Mylko_v@ukr.net
Интеграция Украины в европейское пространство предполагает не только реформирование политико-экономической сферы, но и повышения качества и конкурентоспособности отечественного образования. В этом контексте, наряду с децентрализацией министерской вертикали, актуальной является проблема структурной перестройки сети учебных заведений начального и среднего звена, что определяет актуальность проведения сравнительно-исторического анализа предыдущих практик, в частности, на примере малых народных училищ городов Украины конца ХVІІІ – начала ХІХ века. Первые малые народные училища стали возникать в пределах столичной Петербургской губернии на основе реализации «Плана внедрения народных училищ в Российской империи», разработанного «Комиссией для внедрения народных училищ» (1782-1802) под руководством известного педагога и реформатора образования Ф. Янковича. Уже в течение 1782-1786 гг. в этом регионе открылось 19 низших народных училищ. В украинском же контексте следует упомянуть указ Екатерины II «О создании университета в губернском городе Екатеринославского наместничества» от 4 сентября 1784 г., где, среди прочего, шла речь и о создании сети низших народных училищ в указанном административно-территориальные единицы, а также в Таврической области. Впрочем, эти планы надолго остались лишь на бумаге, несмотря на тогдашнюю первоочередность процесса организации системы органов власти на Юге Украины. Лишь практически через десять лет, в 1793-1794 гг. появились первые низшие народные училища: два в Екатеринославском наместничестве и одно – в Таврической области. Существенно активизировалась работа по открытию этого типа учебных заведений после утверждения 5 августа 1786. «Устава народным училищам в Российской империи». В документе объяснялось, что «малые училища... должны существовать как в губернских городах, где одного главного [училища] не хватает, так и в уездных городах, где еще на усмотрение Приказа общественного попечения [они] на первый случай могут быть полезны». Эти заведения предусматривали двухлетнее обучение, которое в основном (за исключением иностранных языков) соответствовало первым двум классам главных народных училищ. Создание Министерства народного просвещения Российской империи в 1802 г., которое, по сути, заменило вышеупомянутое «Комиссию для введения народных училищ», обусловило организационно-структурные изменения и в системе учебных заведений, в частности, реорганизацию главных народных училищ в гимназии, а малых – в уездные училища. Непосредственно процесс реорганизации существующих с конца XVIII века. малых народных училищ Украины на уездные, в связи с материальными, кадровыми и другими факторами (отсутствие должного финансирования и педагогического персонала, недоверие местного населения к новой системе образования), продолжался более десятилетия. О динамике этого процесса можем судить на основе следующих лет основания отдельных уездных училищ (за исключением правобережных, где по состоянию на 1804 г. их насчитывалось 16):
– Екатеринославская: Екатеринославское – 1805 г., Павлоградское – 1806 г., Новомосковское – 1807 г., Александровское и Бахмутское – 1808 г.; Вознесенское и Новомиргородское – 1811 г.; – Полтавская губерния: Кременчугское и Роменское – 1806 г., Полтавское и Кобеляцьке – 1808 г., Прилуцкое, Хорольське, Миргородский и Лохвицьке – 1813 г., Пирятинське и Лубенское – 1814 г., Гадячское и Зиньковское – 1815 г., Костянтиноградське и Переяславское – 1816 г., Золотоношское – 1820.; – Слободско-Украинская: Харьковское – 1805 г., Сумское, Ахтырское и Лебединское – 1806 г., Валковское – 1807 г. [18; 19, 82; 20, 13]; 55– Таврическая: Симферопольское – 1809 г., Ореховское – 1812.; – Херсонская: Елисаветградское – 1811 г., Херсонское – 1813.; - Черниговская: Борзнянское-1807 г., Новгород-Северское-1808 г., Конотопское-1812 г., Сосницкое-1816 г.
Таким образом, создание малых народных училищ и их дальнейшая реорганизация в уездные было составляющей длительной и многоэтапной образовательной реформы в Российской империи конца XVIII – начала XIX в., которая направлена на выполнение двух главных целей: 1) управленческой – централизация и унификация системы образования; 2) образовательно-практической – приспособление обучения в соответствующих заведениях к жизненным потребностям. При этом в разных губерниях Украины этот процесс проходил с определенными особенностями. В частности, для Левобережья и Слобожанщины он характеризовался высоким уровнем интенсивности, для Юга – зависимостью от темпов развития местных органов власти (в ходе освоения этого региона), для Правобережья – влиянием польского католического фактора.
МАЛІ НАРОДНІ УЧИЛИЩА В МІСТАХ УКРАЇНИ: СТВОРЕННЯ, МЕРЕЖА, РЕОРГАНІЗАЦІЯ У ПОВІТОВІ (КІНЕЦЬ ХVІІІ – ПОЧАТОК ХІХ СТ.) Володимир Милько кандидат історичних наук, науковий співробітник Інституту історії України НАН України Mylko_v@ukr.net
Інтеграція України у європейський простір передбачає не лише реформування політико-економічної сфери, а й підвищення якості та конкурентоспроможності вітчизняної освіти. У цьому контексті, поряд із децентралізацією міністерської вертикалі, актуальною є проблема структурної перебудови мережі навчальних закладів початкової та середньої ланки, що визначає актуальність проведення порівняльно-історичного аналізу попередніх практик, зокрема, на прикладі малих народних училищ міст України кінця ХVІІІ – початку ХІХ ст. Перші малі народні училища почали виникати в межах столичної Петербурзької губернії на основі реалізації «Плану для запровадження народних училищ в Російській імперії», розробленого «Комісією для запровадження народних училищ» (1782–1802) під керівництвом відомого педагога і реформатора освіти Ф. Янковича. Вже протягом 1782–1786 рр. у цьому регіоні відкрилося 19 нижчих народних училищ. В українському ж контексті слід згадати указ Катерини ІІ «Про створення університету в губернському місті Катеринославського намісництва» від 4 вересня 1784 р., де, серед іншого, йшлося і про створення мережі нижчих народних училищ у вказаній адміністративно-територіальні одиниці, а також у Таврійській області. Втім, ці плани надовго залишилися лише на папері, зважаючи на тогочасну першочерговість процесу організації системи органів влади на Півдні України. Лише практично через десять років, у 1793–1794 рр. з’явилися перші нижчі народні училища: два у Катеринославському намісництві та одне – у Таврійській області. Суттєво активізувалася робота з відкриття цього типу навчальних закладів після затвердження 5 серпня 1786 р. «Статуту народним училищам в Російській імперії». У документі пояснювалося, що «малі училища… повинні існувати як в губернських містах, де одного головного [училища] не вистачає, так і у повітових містах, і де ще на розсуд Приказу громадського опікування [вони] на перший випадок можуть бути корисні». Ці заклади передбачали дворічне навчання, яке в основному (за винятком іноземних мов) відповідало першим двом класам головних народних училищ. Створення Міністерства народної освіти Російської імперії у 1802 р., яке, по суті, замінило вищезгадану «Комісію для запровадження народних училищ», зумовило організаційно-структурні зміни і у системі навчальних закладів, зокрема, реорганізацію головних народних училищ в гімназії, а малих – у повітові училища. Безпосередньо процес реорганізації існуючих з кінця ХVІІІ ст. малих народних училищ України на повітові, у зв’язку із матеріальними, кадровими та іншими чинниками (відсутність належного фінансування та педагогічного персоналу, недовіра місцевого населення до нової системи освіти), тривав більше десятиліття. Про динаміку цього процесу можемо судити на основі наступних років заснування окремих повітових училищ (за винятком правобережних, де станом на 1804 р. їх налічувалося 16):
– Катеринославська: Катеринославське – 1805 р., Павлоградське – 1806 р., Новомосковське – 1807 р., Олександрівське і Бахмутське – 1808 р.; Вознесенське та Новомиргородське – 1811 р.; – Полтавська губернія: Кременчуцьке і Роменське – 1806 р., Полтавське та Кобеляцьке – 1808 р., Прилуцьке, Хорольське, Миргородське та Лохвицьке – 1813 р., Пирятинське і Лубенське – 1814 р., Гадяцьке та Зіньківське – 1815 р., Костянтиноградське і Переяславське – 1816 р., Золотоніське – 1820 р.; – Слобідсько-Українська: Харківське – 1805 р., Сумське, Охтирське та Лебединське – 1806 р., Валківське – 1807 р. [18; 19, 82; 20, 13]; 55– Таврійська: Сімферопольське – 1809 р., Оріхівське – 1812 р.; – Херсонська: Єлисаветградське – 1811 р., Херсонське – 1813 р.; – Чернігівська: Борзнянське – 1807 р., Новгород-Сіверське – 1808 р., Конотопське – 1812 р., Сосницьке – 1816 р.
Таким чином, створення малих народних училищ та їх подальша реорганізація у повітові було складовою тривалої і багатоетапної освітньої реформи в Російській імперії кінця ХVІІІ – початку ХІХ ст., яка спрямовувалася на виконання двох головних цілей: 1) управлінської – централізація та уніфікація системи освіти; 2) освітньо-практичної – пристосування навчання у відповідних закладах до життєвих потреб. При цьому в різних губерніях України цей процес проходив з певними особливостями. Зокрема, для Лівобережжя та Слобожанщини він характеризувався високим рівнем інтенсивності, для Півдня – залежністю від темпів розбудови місцевих органів влади (у ході освоєння цього регіону), для Правобережжя – впливом польського католицького фактору.
Добрый день уважаемые коллеги! Прошу подсказать, встречались ли кому-то данные о возможном нахождении списков учащихся или возможно даже личных дел Владикавказского ремесленного училища, учредителем которого в 1868 году был граф Лорис-Меликов? В его честь, оно обычно так и именовалось: Лори-Меликовское ремесленное училище. Интересует период 1910-1916 г.г. Буду благодарен всем, кто обладает хоть какой-то информацией.
Дома найден такой жетон об окончании учебного заведения. Предположительно художественное училище или харьковское училище 6й выпуск помогите определить какого всё-таки учебного заведения данный жетон И если можно информацию о владельце жетона Решетникове В.И. За любую информацию буду очень благодарен
Сулостская земская начальная школа в 1873–1917 годах К. А. Степанов
История открытия и работа земских начальных училищ на Ярославской земле интересна, поэтому она постоянно привлекала и привлекает к себе внимание исследователей. Однако, деятельность Сулостского земского начального училища изучена недостаточно. и т.д. в статье
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Где можно увидеть любые фото учащихся Торгово-коммерческого училища купеческого общества Санкт-Петербурга? Нужно узнать, какая примерно была форма в конце 19 века. Поиск ничего не дал, кроме одного фото на citywalls, на котором ничего не видно
Где можно увидеть любые фото учащихся Торгово-коммерческого училища купеческого общества Санкт-Петербурга? Нужно узнать, какая примерно была форма в конце 19 века.
[/q]
В РИ форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.
Одежда учащихся средних и низших (общих и специальных) учебных заведений
К средним учебным заведениям относились гимназии (где преподавали древние языки, то есть латинский и греческий, и выпускники которых могли по окончании поступить в университеты), реальные училища (где древних языков не преподавали, но более подробно проходились физико-математические дисциплины и выпускники которых шли в технические высшие учебные заведения), а также коммерческие училища, в которых преподавали счетоводство, бухгалтерию и другие предметы, дающие возможность выпускникам сразу же идти на работу в торговлю и промышленность или поступать в высшие коммерческие институты.
Форма гимназистов состояла из светло-синей фуражки с тремя белыми кантами и с черным козырьком (особым шиком считалась фуражка мятая, с поломанным козырьком). Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г". Например, 3-я Петербургская гимназия имела следующую монограмму: "СПБ. З.Г.". 5-я Московская гимназия соответственно: "М5.Г.". Номер гимназии всегда находился в центре монограммы, выделялся по высоте и ширине от букв, указывающих город и гимназию. Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Зимних шапок гимназисты и учащиеся других учебных заведений не имели. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Наушники надевались прямо на ухо, как чехол, по низу были соединены черной резинкой. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Каждодневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Гравированные буква и цифры были закрашены черной краской.
Брюки у гимназистов были черные, без канта, ботинки черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами. Пуговицы были не пришиты, а прикреплены к гимнастерке специальными медными колечками, чтобы можно было легко их снять при стирке.
Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. Под куртку надевали крахмальный воротничок. Застежка была боковая, скрытая, на крючках. Поверх куртки надевался пояс. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.
Гимназисты имели также выходную форму – мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником того же цвета, что и мундир. Этот мундир носили и с ремнем и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и с пуговицей.
Гимназические шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой из шерстяной саржи. Вместо кашне носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.
Постоянным атрибутом гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета.
Форма реалистов, в общем, была тождественна по фасону и типам костюмов с гимназической; разница была только в цветах. Так, фуражки реалистов были черные, с желто-оранжевым кантом. Эмблема была позолоченная и вместо буквы "Г" на ней значились "РУ" (реальное училище). Шинель реалиста - черная, с позолоченными пуговицами, а петлицы черные, с желто-оранжевым кантом. Черными же были и куртки и гимнастерки. Летом гимнастерки были коломянковые, как у гимназистов. Мундиры у реалистов были черные, с золотым галуном на воротнике; пояс был черный, с позолоченной пряжкой и инициалами "РУ".
Городские школы (четырехклассные училища, находящиеся в ведении городских дум) имели форму, состоящую из черных фуражек с красным кантом и околышем, с черным лакированным козырьком. Эмблема помещалась на околыше и представляла собой позолоченный венок с монограммой "ГУ" (городское училище). Зимой учащиеся ходили в черных косоворотках (застежка на левую сторону) и в черных же брюках. Летом носили коломянковые косоворотки с медными выпуклыми пуговицами без эмблемы. Полагалась им также двубортная шинель (военного покроя) с красными петлицами, но обычно учащиеся - дети бедных родителей, рабочих, мелких служащих - из всей формы носили только фуражки.
Форма коммерческих училищ повторяла форму реальных училищ, с той только разницей, что фуражка имела зеленый кант и околыш, а эмблемой являлся "жезл Меркурия" (эмблема торговли и промышленности). Петлицы на шинелях также были зеленые, а пуговицы, в отличие от пуговиц гимназистов и реалистов, были не гладкие, а тоже с изображением жезла Меркурия. Этот жезл был изображен и на пряжках между буквами "КУ" (коммерческое училище).
Формы лицеистов и правоведов были почти тождественны - отличались только цветом кантов и эмблемами. Головным убором у лицеистов была черная фуражка с красным кантом по тулье и красным околышем; у правоведов, соответственно, вместо красного цвета был зеленый.
Каждодневной формой были тужурки и брюки с кантом. На тужурке петлицы в цвет канта и околыша. Шинели были черные, с петлицами. Зимой лицеисты и правоведы (старших классов) ходили в "николаевских" черных шинелях с пелеринами и с бобровыми воротниками. Обязательно носили белые замшевые перчатки, а также шпагу. Парадный мундир их был однобортным с очень высоким воротником и обшлагами красного или зеленого цвета. По воротнику шло шитье. На обшлагах пуговицы размещались горизонтально по верху обшлага. Парадным головным убором лицеистов и правоведов была черная фетровая двууголка. При парадной форме правоведы и лицеисты носили вместо ботинок лаковые штиблеты на резинке.
При подготовке статьи использованы материалы книги Я. Н. Ривоша "Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.
ЦГА Москвы ф.203 оп.780 д. 4599 Метрические книги церквей Московской губернии Жилино село, Успенская церковь, 1916 г.
запись № 45 о рождении 10/24 июля 1916 года Лев родители: сын священника, учитель Московского Яузского городского училища Андрей Митрофанов Фаворский и законная жена его Татиана Наумова
--- Ищу сведения о Чугориных, Любимовых, Бузиных, Ляпуновых (Москва, Московская область)
Первое Земское училище на территории нынешнего Химкинского района было открыто в 1875 году в деревне Кобылья Лужа (ныне г. Химки). В том же году при училище была открыта единственная тогда библиотека, устроенная Земством. книжный фонд которой составлял около 70 книг и брошюр.
В поселке Химки была одна церковно-приходская школа при церкви Козьмы и Демьяна. Училось в ней тогда около 100 детей. До 1910 года в поселке Сходня школы не было. В 1910 году сюда была переведена школа из деревни Черная грязь. С 1918 года начинается быстрый рост школы. Обучалось около 160 человек. Работали пять учителей и две технические служащие. Учителя, кроме классной работы, вели просветительскую деятельность по ликвидации неграмотности в поселке. Под руководством Озеровой в Джунковке был организован драматический кружок. В 1931 году учебное здание школы сгорело. В 1933-1934 годах школа стала семилетней. В 1938 году было построено новое здание школы - Сходненская средняя школа №1. Впервые были приняты учащиеся в 8-10 классы. В 1952 году семилетняя школа была преобразована в среднюю школу №2. В 1918 году в деревне Киреево на левом берегу реки Химка, в бывшей даче владельца Пресненской мануфактуры Прохорова, открылась первая советская железнодорожная школа-пятилетка. Возглавила ее Анисья Васильевна Рыбкина. В 1935 году в Химках была построена первая общеобразовательная школа-десятилетка №4. Ее директором была назначена Ольга Ивановна Козловская.
.......
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Отчет Московской Уездной Земской Управы по учебной части за 1874-75 год ... 3. О вновь открываемых училищах. В прошедшем году поступили в Управу ходатайства об открытии училищ от следующих сельских обществ: ... д) Селений Филина, Юрова, Машкина и Кобыльей Лужи Черкизовской волости. Крестьяне этих селений, приговором от 6 и 10 февраля нынешнего года, обязались уплачивать на содержание училища, в течении трех лет со дня открытия училища, по 30 коп. в год с души, что с 409 душ составит в год 122 руб. 70 коп. Для этого же училища крестьяне дер. Кобыльей Лужи Максим Васильевич Перфилов и Андрей Тимофеевич Денисов обязались первый отвести помещение в своем доме, а последний -- отапливать это помещение , о чем ими были поданы заявления в управу в феврале и сентябре 1874 года.
Правила форума . Оригинальное сообщение под катом.