Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
"Генеалогия для начинающих - начальное и среднее образование"
В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила БИРЮКОВА, в тот момент ведущая сайта. Прежде, чем создавать новую тему, считая её уникальной, кликните на # (в счетчике страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице, также можно посмотреть в других разделах форума через Поиск. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось незатронутых тем.
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.

Кавказский учебный округ РИ (Закавказье)

Институты, гимназии, училища, военные корпуса, школы Закавказья: Тифлис, Кутаиси, Батуми, Баку и др. (выпускники до 1917г.), фонды архивов, сведения из периодической печати, фотографии учащихся

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 9 10 11 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
anmo3ga
Участник

Сообщений: 82
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 56
В состав Кавказского учебного округа входили Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская и Ставропольская губернии, Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская и Закаспийская области, Сухумский и Закатальский округа.
Учреждён указом Госсовета в декабре 1848 года по инициативе кавказского наместника графа М. С. Воронцова.

В 1860 году по инициативе наместника Кавказа князя А. И. Барятинского Кавказский учебный округ был упразднён. К прежней структуре учебные заведения региона вернулись с восстановлением округа во главе с попечителем в 1867 году. Деятельность Кавказского учебного округа в пореформенный период сопровождалась исчезновением школ для местного населения. Процент таких школ был незначительным, а с 1893 года они вообще перестали существовать.
В ведении КУО были: духовные учебные заведения гимназии прогимназии институты лицеи реальные училища педагогические медицинские военные морские лесные и сельскохозяйственные технические и ремесленные коммерческие торговые и промышленные художественные профессиональные частные учебные заведения и при церквях иностранных исповеданий религиозные нехристианские начальные учебные заведения низшие учебные заведения

Учебные заведения Тифлиса.....

Циркуляр по Кавказскому учебному округу (1867-1916гг)

Учебные заведения Кавказа и Закавказья (директора, попечительские советы, учителя, в небольшом кол-ве выпускники) Период с 1867-1912гг, (приказы, награждения, назначения)
https://www.prlib.ru/item/1059802



В Бакинском государственном архиве сохранились некоторые документы по учебным заведениям г. Елисаветполь. В частности, восьмиклассное Женское уч. заведение св. Нины. Списки учеников и дела на них, экзаменационные листы, аттестаты, прошения о приёме детей.
Список учеников, окончивших Елисаветпольскую мужскую гимназию в 1914 году и получивших аттестат зрелости (23 ученика).


Комментарий модератора:


Dobrowolski

Dobrowolski

Воронеж
Сообщений: 921
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3523
Гимназисты Тифлисской губернии
Term 100 Отправлено 01 Октябрь 2014 - 19:15 Гимназист Тифлисской 2-й мужской ЕИВВК Михаила Николаевича гимназии Гукасов. В будущем сотрудник НКВД высокого ранга. (Фотография доступна авторизованным пользователям).
Term 100 Отправлено 04 Октябрь 2014 - 20:03 Андрей я обратился за помощью по поводу Гукасова к Валентину Воронову, известному спецу по НКВД. Такой сотрудник действительно был во внешней разведке. Вот что он мне написал.

"...Во внешней разведке НКГБ/МГБ/КГБ работал полковник Александр (Грант) Сергеевич Гукасов (ум. в 1956 г.), возможно, это он.

Проверила по спискам:

svik68 написал:
[q]
РГБ, Газета "Тифлисский листок" за 1915г. (Тифлис)

Списки выпускников разных учебных заведений за 1915г.
Окончили курс 2-й Тифлисской мужской гимназии и получили аттестаты зрелости -
5. ГУКАСОВ Г.
[/q]




Dobrowolski

Dobrowolski

Воронеж
Сообщений: 921
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3523
" Сравнительно недавно стало известно об архиве Николая Ильича Воронова, «вольнодумца», сосланного из Петербурга на Кавказ за связь с Герценом.
В обнаруженном и любовно сохраненном родными Воронова семейном архиве были найдены письма, в которых неоднократно упоминаются фамилии Маяковских, их ближайших друзей Глушковских. Оказывается, еще в начале 50-х гг. прошлого столетия в древнем грузинском городке Ахалцихе семья штабс-капитана Константина и Веры Прогульбицких (родители жены Николая Ильича — А. К. Вороновой) была близко знакома и дружна с семьей обедневшего дворянина, чиновника местной городской ратуши Константина Маяковского (деда поэта). «Позднее, в 70-х — 80-х годах с Маяковскими водили хлеб-соль Николай Ильич Воронов и А. К. Прогульбицкая-Воронова, дружили их дети, поддерживали связь встречами, перепиской. Н. И. Воронов и его жена знали и ценили энергичного и остроумного служащего Кутаисского управления земледелия, а затем лесничего Владимира Константиновича Маяковского (отца поэта). Последний знал хорошо, что Николай Ильич был сподвижником А. И. Герцена, вместе с Н. Г. Чернышевским проходил по «процессу 32-х» и являлся узником Алексеевского равелина». Дочь Н. И. и А. К. Вороновых училась вместе и дружила с Анной Константиновной Маяковской (тетей поэта) в Тифлисском женском учебном заведении св. Нины, где с 1893 по 1902 г. обучалась Л. В. Маяковская."
(Макаров В.В. (сост.), Воронцов В.В. (ред.). Семья Маяковского в письмах. Переписка 1892-1906 гг. Моск. рабочий, 1978. Стр. 17).


snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ г.ТИФЛИСА 
КАДЕТСКИЙ КОРПУС.

Слово КАДЕТ( фр.- cadet - ,, младший,,) применялось, как военный термин к младшим сыновьям дворян, получившим офицерское звание не посредством прохождения строевой службы или военной школы, но путем привилегий, через специальное прикомандирование к войсковым частям. Слово кадет перешло в Россию при Петре 1-м из Франции. Однако, первый кадетский корпус появился в Пруссии ( 1653 г.). Основная идея создания подобных учебных заведений состояла в подготовке юношей к военной карьере. Программа предусматривала и курс среднеучебного заведения с полным пансионом. Кадетом мог стать любой юноша, но преимущество при поступлении имели дети офицеров и дворян. 
13 ноября 1871 года в Тифлисе была открыта первая военная прогимназия, а 7 июля 1875 г. Тифлисская военная гимназия на 200 интеров. На базе этого учебного заведения 22 июня 1882г. и был открыт первый Тифлисский кадетский корпус. 
Штат кадетского корпуса был укомплектован, согласно принятому в Российской Империи стандарту. Возглавлял училище директор - генерал или полковник. Учебно-воспитательная часть включала инспектора классов и его помощника, ротных командиров и офицеров-воспитателей. Кадеты делились на интернов и экстернов. В штате были также 2 барабанщика и 2 горниста. 
Медицинская часть включала: старшего и младшего врачей, старшего и младшего фельдшеров, аптекаря и аптечного фельдшера. 
Хозяйственно-административная часть была представлена смотрителем здания ( обер-офицер или подполковник), заведующим обмундированием (обер-офицер), экономом, бухгалтером и двумя писарями. 
Обязательной была и корпусная церковь, в которой служили священник, дьякон и псаломщик. 
Материальное обеспечение Тифлисского кадетского корпуса было одним из самых высоких в Российской Империи, где он входил в первую десятку . На жалованье законоучителям и преподавателям наук, языков и искусств ежегодно выделялось из государственной казны 32 850 руб. 
Дополнительно выделялось вознаграждение священослужителям . При корпусе были законоучители православной, римско-католической, лютеранской, армяно-григорианской церквей и учитель магометанского закона. Дополнительно выделялись деньги на наем органиста во время лютеранской службы. 

Где находилось старое здание кадетского корпуса , точно установить не удается. Очевидно, оно уже не отвечало необходимым требованиям, и новое здание было построено на углу Головинского проспекта и Кадетской улицы. Официальный адрес Кадетского корпуса в справочниках указываеися, как Головинский пр. № 31. 
Торжественное открытие обновленного военно-учебного заведения Российской Императорской армии состоялось 30 декабря 1909 г., оно получило название ТИФЛИССКИЙ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС. 
Кадетский корпус был весьма престижным учебным заведением Тифлиса, а его выпускники имели право поступления в любое высшее учебное заведение без экзаменов. но они не всегда выбирали военную карьеру. Многие из них стали впоследствии не только известными военначальниками , но и государственными деятелями, учеными, литераторами...
 
ТИФЛИССКОЕ ЮНКЕРСКОЕ ПЕХОТНОЕ УЧИЛИЩЕ.
 
Юнкерские училища появились после утверждения Императором, 14 июля 1864 года, нового положения о подготовке кадров для российской армии. Это был новый тип военно-учебных заведений, который ставил своей целью подготовку нижних чинов пехоты и кавалерии к офицерскому званию. 
В справочно-адресном альбоме, ,,Весь Тифлис,, опубликованном в 1906 году в разделе ,,Хронологический указатель важнейших событий касательно Тифлиса,, записано: 
,,1866г. Января 1. Открыто в Тифлисе временное юнкерское училище. 
Июня 2. Последовало Высочайшее повеление на учреждение в гор.Тифлисе с 1 сентября юнкерского пехотного училища на 200 человек,,. 

Курс обучения был рассчитан на два года (с 1901 — три года). Учебный курс состоял из двух классов: младшего (общего) и старшего (специального). 
В младшем классе преподавали, в основном, общеобразовательные предметы — закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки, математику, физику и химию (начальные сведения), черчение, географию и историю. 
В старшем, специальном классе, объем и содержание предметов было обусловлено необходимостью получения знаний для командования батальоном. Здесь изучали тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, о военной администрации, военное судопроизводство, военную географию, военную гигиену, иппологию (науку о лошадях). 

В училище принимали, окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. Предпочтение отдавалось выходцам из дворянских семей. Так, в 1902 году в училище обучались около 58% детей дворян, 38% - дети офицеров и чиновников, а оставшиеся 4% приходились на детей из других социальных групп и иностранных подданных. Такое положение вещей дало о себе знать уже во время 1-й мировой войны, когда в армии начала ощущаться острая нехватка офицерских кадров. С 1914 года были отменены какие-либо сословные ограничения, что, впрочем, вызывало некоторое недовольство дворянства, ибо офицерский корпус переставал быть дворянским по своему составу. 

По окончании курса, юкеры производились в подпоручики армейской пехоты. 
Каждое юнкерское училище имело свои знаки отличия, знамя и девиз. Были они и у Тифлисского юнкерского пехотного училища: голубые погоны с вышитой золотом буквой ,,М,, , в честь основателя училища, великого князя Михаила Николаевича, знамя с изображением Спаса Нерукотворного и девиз: ,, ЖИЗНЬ – ЦАРЮ, СЕРДЦЕ - ДАМЕ, ЧЕСТЬ - САМОМУ СЕБЕ!. 

В ноябре 1891 года Тифлисское юнкерское училище торжественно отметило свой 25-летний юбилей. 
29 ноября 1914 года Училище посетил император Николай 2-й во время своего визита в Тифлис. 

Революция 1917 года вносила свои коррективы в жизнь военных училищ. Был издан приказ ,,О прекращении производства в офицеры,,, отменены все звания и награды, однако, Тифлисское училище этому приказу не подчинилось. В 1921 году юнкеры тифлисского училища приняли участие в сопротивлении наступающим войскам Красной Армии. В том же году Тифлисское юнкерское пехотное училище прекратило свое существование. На его базе были открыты военные курсы, а в 1929 году был создан артиллерийский дивизион, который начал готовить офицеров артиллерии. 
НЕРСЕСЯНОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ.
 
Одним из старейших учебных заведений Тифлиса, построенных в 19 веке, с полным основанием можно считать школу, основанную патриархом-католикосом Нерсесом 5-м Аштаракеци. Её строительство началось в 1822 году на территории Ванка (Тапи-Тах) по проекту военного инженера, архитектора Лазарева. Надо сказать, что при Ванкском соборе с 1815 года уже функционировала школа на 20 учеников, но этого было явно недостаточно. 
В 1824 г. новая школа была открыта и стала первым в городе общеобразовательным средним учебным заведением. Несмотря на то, что находилась она в ведении епархии, учебная программа была направлена на получение не только духовных, но, в большей степени, общеобразовательных знаний. Однако, в 1837 году, по требованию царских чиновников, школа была преобразована в епархиальную духовную семинарию. По имени основателя школы, семинария стала называться Нерсесяновской. 

К середине 19 века авторитет школы уже был настолько велик, что она по-праву стала ориентиром для вновь открывающихся армянских школ по всему Закавказью. 
Во дворе школы начала работать одна из первых городских типографий, где в 1858 году впервые была издана книга на ашхарабаре ( новоармянском) ,,ВЕРК АЙАСТАНИ,, Хачатура Абовяна. 

Согласно записи в справочнике 1906 г., попечительский совет Тифлисской армяно-григорианской духовной семинарии (ул.Баронская) был в следующем составе : председатель – епископ Сатиунянц, члены совета протоиерей Г.Харазянц, протоиерей Г.Аганянц, Иван Сергеевич Алиханянц, Иосиф Яковлевич Амирханянц, князь Бебутянц Арамий Иванович, Мелик-Азарянц Александр Агафонович, директор Степанянц Герасим Никитович и Тигранян Иосиф Фадеевич. 

Новое здание семинарии было заложено в 1909 году в Сванетис-убани (ул.Храмгесская 1, за полотном железной дороги). Земля под стоительство школы была выкуплена Александром Ивановичем Манташевым у Мариам Туманян. Строительные материалы, включая облицовку здания из туфа, были закуплены в Армении. Проект школы выполнили известные тифлисские архитекторы П.Зурабян и М.Непринцев. Строительство здания обошлось в 250 тыс.рублей. и было завершено в 1911 году. 

Канцелярия попечительства школы находилась по старому адресу, на углу Баронской и Нерсесяновской ул. Председатель попечительского совета - епископ Месроп. Почетные попечители : А.Манташев, А.Мелик-Азарян, Г.Эфендянц , А.Ованисян, Г.Евангулян, Г.Апинян и М.Арамянц. 

В справочнике 1913 г. это учебное заведение значится, как Тифлисская Нерсесян армяно-григорианская семинария (за полотном Закавк.дел.дор.) Канцелярия попечительства: угол Баронской и Нерсесяновской ул. Председатель попечительского совета епископ Месроп. Попечители: Лазарь Фадеевич Тигранов, Иосиф Яковлевич Амирханов, Иван Сергеевич Игитян, Никорлай Александрович Качкачьянц, Гавриил Герасимович Кафиев, Саак Даниелович Лисицян, Александр Артемович Паповян, Левон Христофорович Калантарян, Амбарцум Сергеевич Меликян, рубен Абгарович Иоаннисян. Ректор Иосиф Никитович Хунунц. 

За годы существования, выпускниками семинарии стали более 2 тысяч учащихся, многие из которых стали выдающимися учеными, общественными деятелями, врачами, литераторами, художниками. 

13 июня 1924 года в Тифлисе был торжественно отмечен 100-летний юбилей семинарии Нерсисян, готовившей мужские кадры. Выступивший на праздновании с речью, народный комиссар просвещения А.В.Луначарский сказал: "Семинария Нерсисян была большим очагом культуры для армянского народа и она имеет достойное место в истории его духовной культуры,,. 

В том же году это замечательное учебное заведение прекратило своё существование.
 
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МАНТАШЕВ И ЕГО ТОРГОВАЯ ШКОЛА.
 
Александр Иванович (Ованесович) Манташев , один из самых известных и успешных предпринимателей конца 19, начала 20 века, родился в1842 году в семье тифлисского купца Ованеса Манташьянца . Не буду пересказывать его биографию, она достаточно хорошо известна, отмечу лишь, что началом его плодотворной деятельности в Тифлисе можно считать 1872 год, когда семья, после долгого отсуствия, вернулась в Тифлис. 

Александр Манташев закончил частную школу Папазяна в Тифлисе, прекрасно владел армянским, грузинским и русским языками. Высшего образования у него не было, но был несомненный предпринимательский талант. Однако, в историю Тифлиса Манташев по-праву вошел, как благотворитель и меценат. ,,Не количество огромных сумм, а сердце – вот то, что играло единственную и величайшую роль в благотворительности Манташева. Он жертвовал не из пустого тщеславия или заднего умысла, он жертвовал потому, что так диктовала его чувствительная душа. Его благотворительность всегда носила печать истинного христианства: левая рука не знала, что правая дает...,, - писал классик армянской литературы Александр Минасович Ширванзаде (Мовсесян). 

Человек такого масштаба, как Манташев, прекрасно понимал, что залогом будущего процветания родного города могут стать лишь образованные люди и потому не жалел денег на строительство школ, оплачивал обучение за рубежом наиболее талантливых ребят, материально поддерживал несколько учебных заведений, а часто и учащихся из малообеспеченных семей. 
Разносторонняя деятельность Александра Ивановича Манташева поистине впечатляет: кавалер ордена Почетного Легиона, Член Совета кавказского попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, Почетный попечитель Тифлисской гимназии, Член попечительского совета тифлисского коммерческого училища, Почетный блюститель тифлисской Манташевской торговой школы, Член дирекции губернского попечительского комитета о тюрьмах. 

Ставшая знаменитой, Манташевская торговая школа, поначалу располагалась на ул.Николаевской. В справочниках она указывалась, как ТОРГОВАЯ ШКОЛА ТИФЛИССКОГО КУПЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ИМЕНИ А.И..МАНТАШЕВА . Попечительский совет: Тигранянц Иосиф Фадеевич, Манташьянц Александр Иванович, Алибегов Петр Иванович, Милов Аркадий Назарович, Энфиаджианц Арташес Амбарцумович. Временный зав.школой Сватов Ярослав Иосифович. (1906г.) 

Новое здание школы было построено в 1910 году по проекту архитектора Газароса Сарксяна по адресу ул.Бебутовская № 50. На строительство и обустройство своего любимого детища Александр Манташев не пожалел денег. Школа получила не только всё самое необходимое, но и самое лучшее по тем временам: прекрасно оборудованные лаборатории и кабинеты, классные комнаты, спортивный зал, библиотеку, буфет... Педагогический коллектив школы признавался современниками одним из лучших в Тифлисе. 

На стене школы была установлена медная табличка: ,, Сию торговую школу 1 июля 1910 года построило Тифлисское Купеческое Товарищество во время правления Его Сиятельства графа Воронцова-Дашкова и на средства почетного попечителя школы – Манташева,,. 

К сожалению, в следующем, 1911 году, 19 апреля, Александр Иванович Манташев скончался в Петербурге. Его прах был перевезен в Тифлис, похороны состоялись 30 апреля на территории Ванкского собора. В этот день в Тифлисе был объявлен траур. Состоялось траурное собрание и в Манташевской торговой школе. На этом собрании было решено ежегодно, 19 апреля, в честь основателя школы, служить панихиду. Эта традиция не нарушалась до 1922 года. В вестибюле школы был установлен бюст Александра Ивановича Манташева. В том же, 1922 году из вестибюля убрали бюст основателя школы. 

В справочнике 1913 года Почетным блюстителем МАНТАШЕВСКОЙ ТОРГОВОЙ ШКОЛЫ указан Левон Александрович Манташев. Председатель: Аркадий Назарович Милов, члены: Иосиф Лукианович Тер-Осепян , Иван Ефимович Гайдамакин, Арташес Амбарцумович Энфиаджианц, Богдан Лазаревич Арутинов, Мнацакан Иванович Мартиросян, Георгий Николаевич Гехтман, Владимир Аркадьевич Барсегов. Инспектор школы СС В.А.Барсегов. 

После смерти Александра Манташева, его сын Левон, оставался Почетным блюстителем школы вплоть до прихода Советской власти. Затем школа стала называться 43-й средней общеобразовательной. Памятная табличка с фасада здания исчезла, а надпись постарались сбить, но если приглядеться, вы ещё сможете прочитать - МАНТАШЕВСКАЯ ТОРГОВАЯ ШКОЛА. 

P.S. Эту школу закончили ... мой дед в 1916 году, старшие братья моего папы: Арам в 1936 г., Боря в 1938г., мой папа в 1948г., муж в 1967 г., дочь в 1996 году.

БЛАГОРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ.
 
Старейшее в Тифлисе общеобразовательное учреждение для мальчиков появилось уже в первые годы 19 века. 24 января 1803 г. Александр I утвердил "предварительные правила народного просвещения", 5 ноября 1804 г. вышел "Устав учебных заведений", ,, подведомых университету и попечителям округов,,. Новые учебные заведения были рассчитаны на 4 годичных курса. Цель их учреждения в "Уставе" определялась так: ,, 1) приготовить к слушанию университетских наук; 2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и 3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищ. Согласно этой цели и план ученья заключал в себе начальные основания всех наук,,. План этот был составлен по образцу французских лицеев и имел целью упорядочение работы вновь открывающихся гимназий. 

В 1827 году А.С.Грибоедов составил ,,Сведения относительно Тифлисского благородного училища,,, предоставленные ему тогдашним директором этого учебного заведения. В ,,Сведениях...,,, в частности, говорилось: ,, ...По высочайше утвержденному 1803 года августа в 8 день проэкту князем Цициановым учреждено в Тифлисе в следующем 1804 году мая 21 дня Благородное училище для обучения российскому и грузинскому языкам. 
Из проэкта сего видно, что он имел намерение учредить род корпуса или такового заведения, где воспитанники жили бы в особом доме под надзором учебных чиновников. Но как дворянство, полагать должно, разлучиться с детьми тогда не соглашалось и вверить надзору русских чиновников, то предназначенное содержание, по высочайше утвержденному проэкту обращено в жалованье ученикам в виде некоторой награды родителям за позволение детей своих обучаться.,, 

Однако, проект Цицианова встретил решительное несогласие со стороны грузинского дворянства и распоряжение пришлось отменить. Выделенная из казны сумма в 10.000 рублей оказалась недостаточной из за того, что приходилось платить ученикам, чтобы стимулировать посещение ими школы. В 1807 году, кроме установленных наук, было введено изучение немецкого и латинского языков. Кроме того, окончившие курс получали право поступить на казенное содержание в благородный пансион при Московском университете для продолжения обучения. 
Несмотря на все эти нововведения, посетивший училище в 1818 году А.С.Грибоедов отмечал: ,, ... при обозрении моем я не нашел в нем ни библиотеки, ни достаточного количества пособий и не заметил ни малейших успехов со стороны учащихся; училище сие было в жалком положении; учеников считалось от 50 до 60. Из них большая часть получала денежное пособие, проживало в домах у своих родителей или по деревням, вовсе не посещая Училище.,, 

Такое положение вещей не могло удовлетворять создателей училища и в 1819 году последовала реформа, в результате которой больше внимания было уделено созданию школьной библиотеки, закуплены новые учебные пособия, отдельные предметы были заменены, а некоторые учащиеся лишены денежных пособий. 

Организованный в 1826 г. "Комитет устройства учебных заведений" выработал новый устав для Гимназий, утвержденный 8 дек. 1828 г. Было учреждено также звание почетного попечителя, для общего с директором надзора за гимназией и пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние уч.заведения и меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, "применение учения к потребностям учащихся" и основательность знаний. Главными предметами признаны древние языки и математика: первые — "как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей; последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления". Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку. 

5 августа 1829 года Благородное училище было преобразовано в гимназию. 
Уже через 3 года 1-я мужская гимназия стала полноценным учебным заведением, а число её учеников росло год от года. 
При гимназии был открыт пансион, а впоследствии создано,, Общество для оказания пособий ученикам 1-й тифлисской мужской гимназии,,. 
Кроме общеобразовательных предметов, в школе были уроки музыки и танцев, а также гимнастики и фехтования, которые проходили в специально оборудованном зале. Гимназия имела свой оркестр, сформированный из учащихся старших классов. 
В школе служили православный и армяно-григорианский священники, римско-католический и лютеранский пасторы, иудейский и магометанский законоучители. 

В 1837 году была введена система испытаний (экзаменов) и аттестатов . На основании окончательно утвержденных в 1846 г. правил этих испытаний степень успехов обозначалась цифрами по пятибалльной системе. 
Сведения о состоянии учебных заведений на Кавказе ежегодно печатались в ,,Кавказском календаре,,. Вот данные о 1-й мужской гимназии по состоянию на 1901 год. 
Общее число учащихся – 890. Из них: русские- 358, грузины – 178, армяне – 239, татары – 37, горцы - - евреи – 38, др.нац-ти – 40. 
В 1906 г. В гимназии обучалось уже 918 учеников. ( Почетный попечитель – Статский Советник Камергер Двора Его Императорского Величества князь Николай Васильевич Аргутинский-Долгоруков. Директор – Действительный Статский Советник Евгений Федорович Нюблинг.) 
В 1913 году обучалось 890 учеников ( Директор - Статский Советник Леонард Иванович Зубалов). 
В начале ХХ века 1-я мужская классическая гимназия, уже по-праву считалась одним из лучших учебных заведений на Кавказе. Многие из её выпускников стали известными учеными, общественными деятелями, писателями, художниками, музыкантами... 
МУЖСКИЕ ГИМНАЗИИ.
 
К концу 19 века общеобразовательных и специальных учебных заведений в Тифлисе уже было довольно много . Если учесть, что до начала 19 века подобных школ в Тифлисе вообще не было и тем более специальных и высших учебных заведений, то их появление во второй половине 19 века можно считать настоящим прорывом. Школы и гимназии открывались одна за другой. Наиболее интенсивно этот процесс шел в 70-90 годы 19 века. Довольно скоро старые здания начали уступать место новым, вновь отстроенным. Надо сказать, что строительство новых учебных заведений поручалось лучшим архитекторам города и при активном участии частного капиталла . По сей день эти здания являются истинным украшением города. 
Все учебные заведения имели попечительский совет или конкретного попечителя, в зависимости от ранга заведения. Чем престижнее было заведение, тем более солидные люди являлись его попечителями. Это была далеко не формальность. Совет попечителей решал множество вопросов, связанных с обустройством школ, обеспечением учащихся всем необходимым, а, зачастую, и материальной поддержкой учащихся из малообеспеченных семей. 
В каждой школе обязательно был священник, который не только вел свой предмет, но и, в случае необходимости, исполнял свои обязанности духовника. 
Штатное расписание школы предусматривало и своего врача. Интересно, что школьными врачами были лучшие специалисты-медики, иногда даже доктора наук. 
Так в 1-й мужской гимназии работал знаменитый врач Нерсес Захарович Умиков, во 2-й Яков Борисович Чудновский, в 3-й – Александр Яковлевич Маминов, 4-й Вадим Артемович Мираков, 5-й и 6-й - Евфимий Семенович Вашакидзе, один из ведущих врачей Михайловской больницы. (1913г.) 

2-Я МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ - Великого князя Михаила Николаевича – Великокняжеская ул. № 32 Прогимназия с 1874 года, гимназия с 1881г. Учащихся в 1906г. – 869, в 1913 г. – 765. Почетные попечители – Михаил Осипович Арамянц и Герасим Иосифович Тумаев. Директор – ДСС Иосиф Федорович Дрбоглаз. 
5 октября 1893 года состоялась закладка нового здания Тифлисской 2-й классической гимназии. Финансировал строительство Михаил Осипович Арамянц. 24 мая 1899г. Состоялось освящение экзархом Грузии домовой церкви и нового здания Тифлисской 2-й мужской гимназии. 
По сведениям ,,Кавказского календаря,, общее число учащихся в 1901 г. – 765. Из них: русские – 293, грузины – 184, армяне - 170, татары – 8, горцы – 7, евреи – 20, др.нац-сти – 83. 

3-Я МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ - Лермонтовская ул. № 8 (между ул.Вельяминовская и Гановская) Основана в 1885 г. ( 1892 г.) в частном доме Георкова, переданном затем полностью для размещения гимназии. Учащихся в 1906 г. – 780, в 1913г. – 786. Почетный попечитель – КА Иван Григорьевич Тамамшев. Директор – ДСС Александр Аркадьевич Козюлькин. Директор – КСв. Борис Константинович Крамаренко 
Общее число учащихся в 1901 г. - 687. Из них: Русские – 86, Грузины – 63, Армяне – 468, Татары -17, Горцы – 3, Евреи – 26, Др.нац-сти – 23. 

4-Я МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ – Немецкая ул. № 4 Почетный попечитель - Мигран Александрович Ананов Директор - ДСС Василий Антонович Чаленков 

5-Я МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ – Авлабар. Петропавловская № 16 Директор - СС Яков Соломонович Гуладзе 

6-Я МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ – угол Цхнетской и Ольгинской ул. 2 Директор - СС Рудольф Иванович Герц 

ГРУЗИНСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – Цхнетская ул. Гимназия построена на пожертвования частных лиц. Проектирование было поручено молодому выпускнику 1895г. Московского училища живописи, ваяния и зодчества Симону Григорьевичу Клдиашвили. Здание было спроектировано с учетом перспективы на будущее, учитывая хлопоты грузинской интеллигенции об открытии университета. В центральной части здания располагалась церковь, которая затем была переоборудована, верхняя часть затем преобразована в читальный зал, а нижняя – в аудитории. Строительство началось в 1899 году и завершилось в 190-м. Открытие университета состоялось 8 февраля 1918 года. 
ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
 
1913 ГОД. 

ТИФЛИССКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, состоящие в ведении Министерства Народного Просвещения, учрежденные в 1909 году г. С.М. Амбардановым, П.Г.Балабуевым, кн. А.А.Бебутовым, С.М.Веллером и С.А.Согомоновым. – ул.Грибоедовская № 22. Директор: профессор Федор Васильевич Благовидов. 
ТИФЛИССКАЯ ЧАСТНАЯ ГРУЗИНСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – УЛ.Цхнетская. собств. Дом. Заведующий Александр Виссарионович Мдивани. 
ПРОГИМНАЗИЯ Владимира Антоновича ЛЕВАНДОВСКОГО И ЧАСТНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПРИ НЕЙ Веры Семеновны ЛЕВАНДОВСКОЙ (в Тифлисе). 
ПРОГИМНАЗИЯ Екатерины Христофоровны Лисициан - угол Бебутовской и Сергиевской 25 /20 
ТИФЛИССКАЯ ДВОРЯНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ШКОЛА – ул. Цхнетская. Заведующий: Александр Виссарионович Мдивани 
ШКОЛА ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЬНИЦАМ И ВОСПИТАТЕЛЬНИЦАМ – угол ул.Инженерной и Водовозного пер. 8 /10 
ТИФЛИССКАЯ ШКОЛА-ПАНСИОН ГЛУХОНЕМЫХ. Заведующая – Любовь Андреевна Шестакова. 
УЧИЛИЩЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ С РЕМЕСЛЕННЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ПРИ КАВКАЗСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ О СЛЕПЫХ - Авлабар, ул. Палавандовская № 2. Начальница: Л.С.Гаелиева-Давыдова. 
ТИФЛИССКАЯ ЧАСТНАЯ ТОРГОВАЯ ШКОЛА ИВАНА ЗАХАРОВИЧА ТЕР-СТЕПАНОВА – ул. 1-я Тумановская № 13 
БУХГАЛТЕРСКИЕ КУРСЫ Ивана Захаровича Тер-Степанова – Михайловский пр. 53. 
БУХГАЛТЕРСКИЕ КУРСЫ М.Г. И М.З. ТЕР-ДАВИДЯНЦ - ул.Николаевская № 36 
КОММЕРЧЕСКИЕ КУРСЫ Степана ПетровичаМАНУЭЛЬЯНЦА - ул.Лермонтовская № 15 
СОСТОЯЩИЕ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУРСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Тиграна Матвеевичв ФИЛОЯНА - Михайловский пр. № 24 
ТОРГОВЫЕ КЛАССЫ ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТИФЛИСЕ - Зав. ТтС Гарегина Камсаровича Тер-Давидянц. 
ШКОЛА-ПАНСИОН И ДЕТСКИЙ САД КНЯГИНИ С.В.АРГУТИНСКОЙ-ДОЛГОРУКОЙ – Михайловский пр. № 138 
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ТИФЛИССКОМ ГРУЗИНСКОМ ФИЛАРМОНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ - ул.Каргановская № 6. Заведующий Захар Петрович Палиев. 
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Веры Александровны ГРИНЕВОЙ – ул.Давидовская № 3 
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Е.А.КАРГАНОВОЙ - ул.Елисаветинская № 37 
УЧИЛИЩЕ Иосифа Сергеевича МЕЛИК-ДЖАНОВА – Хлебная пл. № 5 
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Орбела Константиновича ОРБЕЛИАНА – ул.Лермонтовская № 1 
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Анны Лазаревной СЕМЕНОВОЙ - ул.Александровская № 34 
УЧИЛИЩЕ Марии Константиновны БАСТИАНОВОЙ – угол Сурп-Саркисской и Софийской 59/ 6 
УЧИЛИЩЕ Екатерины Фоминичны ИСПАНДИАРОВОЙ – ул.Судебная № 33 
ШКОЛА ГРУЗИНСКОГО ОБЩЕСТВА ,,ОБРАЗОВАНИЕ,, (ГАНАТЛЕБА) - ул.Святополк-Мирская № 6. Заведующая – Ивлита Парсадановна Накашидзе. 
ТИФЛИССКОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ УЧИЛИЩЕ АЛИЕВА УЧЕНИЯ - ул.Воронцовская № 53. Попечитель ДСС Лев Григорьевич Лопатинский. Почетный смотритель Халил-бек Ашурбеков. 
ТИФЛИССКОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОМАРОВА УЧЕНИЯ – Попечитель – ДСС Лев Григорьевич Лопатинский. Почетный смотритель Мамед-Али-б Палавандов. 

Навтлугское мужское – Навтлуг , ул.Рейтеровская № 4 - Константин Александрович Клеветов 
Навтлугское женское – Навтлуг – Зиновия Гавриловна .Цветова 
Евангелическое немецкое – пастор Иоанес Адамович Шлейнинг 
Железнодорожное 2-х классное мужское – Нахаловка - Христофор Христофорович Ксенофонтов 
Железнодорожное 2-х классное женское – ул.Александровская № 57 - Антонина Гавриловна Антонова 
Молоканское 1-е двухклассн.- ул.Десимоновская № 4 – Евгения Михайловна Головашкина 
Успенское 2-х классн. Католическое – ул.Католическая, при церкви – Фнломина Семеновна Гозалова 
Софийское женское 2-х классн. – ул.Чавчавадзе № 4 - Людмила Ивановна Майсурадзе 
Польско-Католическое - Ядвига Юлиановна Домбровская 
Приютская Общества попечения о детях – ул.Измайловская № 28 – Ольга Васильевна Дмитриева 
Еврейское - ул.Панасевича № 34 – Исаак Давидович Кенигсон 
Ладинское – ул.Николаевская № 105 - Мария Григорьевна Аврамчик 
Молоканское 2-е – ул.Гоголевская № 36 - Евгения Евгеньевна Холина 
Новотроицкое – ул.Кахетинская № 60 - Надежда Захаровна Гвелиева 
Армяно-Базарное женское благотворительное Общества – ул.Казбегская № 35 – Елена Андреевна Томсон 
Авлабарское женское – ул. Марткобская № 21 – катерина Дмитриевна Нурова 
Авлабарское послеобыденное – Евгения Михайловна Ястребова 
Немецко-Католическое - Рох Антонович Вельк 

ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
 
Первое в Тифлисе женское учебное заведение по положению об учреждениях Императрицы Марии открылось 23 марта 1840 года. В 1846 году супругой Наместника Кавказского князя Воронцова было утверждено Женское благотворительное общество во имя Святой Равноапостольской Нины, которое стало "серьезным "рассадником просвещения среди местного населения и сущим благодеянием для людей малого достатка”. Елизавета Ксавьевна Воронцова (Браницкая) стала инициатором основания и женского учебного заведения святой Нины. Оно было открыто на ул.Ермоловской, 5 мая (3 сентября) 1846 года ,,для воспитания и образования молодого женского поколения,,. 
Несколько позже, начали открываться женские гимназии министерства народного просвещения. Первоначально для них существовал устав 1862 г., но в 1870 г. Был выработан новый. Гимназии были расчитаны на приходящих учениц всех сословий и исповеданий, состояли из семи классов, восьмого педагогического и девятого приготовительного. Первые три класса, а иногда, больше, составляли прогимназию. При каждой гимназии работали советы: а) педагогический (под председательством директора мужской гимназии или смотрителя училищ) — для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части, и б) попечительный (под председательством одного из членов, выбираемого на 3 года) — "для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию гимназии". Непосредственное управление гимназией было в руках начальницы, утверждаемой министром просвещения. Преподаватели и преподавательницы выбирались председателем педагогического совета и утверждались попечителем округа. Преподаватели — с высшим образованием и с правами мужских гимназий. Обязательными предметами в прогимназиях были: закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание и рукоделье; а в гимназиях, кроме того, — всеобщая география и история, естественная история, физика и гимнастика. Необязательным считалось преподавание немецкого, французского яз., рисования, музыки, пения и танцев. В педагогическом классе обязательными были: закон Божий, методика русского языка, арифметика и упражнения в преподавании. Необязательными были, по выбору: история, математика, словесность, новые языки . 
Уже через несколько лет после открытия первых гимназий, их учебные планы начали приближаться к планам мужских гимназий, а по некоторым предметам стали тождественны . 
К особенностям обучения в женской гимназии можно отнести перенесение основных понятий логики в 5-й класс, отсутствие тригонометрии и более краткие курсы алгебры и геометрии. Окончившим 7 классов выдавался аттестат на звание учительницы начальных школ, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим медаль — домашней наставницы. Окончание 8-го класса давало возможность без экзамена поступить на высшие женские курсы . Плата за учение различалась: от 10 до 30 р. в гимназиях и 5—10 в прогимназиях. Состав работников гимназии также отличался от мужской Вот некоторые сведения о Тифлисских женских гимназиях по справочникам 1906 и 1913 г.г. 

ЗАКАВКАЗСКИЙ ДЕВИЧИЙ ИНСТИТУТ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 1 – ул.Ново-Бебутовская № 10. Открыт 23 марта 1840 г. 1906г.: Управляющий и член совета при собственной Ег Императорского Величества канцелярии по учреждениям Императрицы Марии СС Фон-Гернер Виктор Павлович. Начальница института – вдова Флигель-Адъютанта полковника Анна Дмитриевна Попова. 1913г.: Начальница – баронесса Анна Николаевна Тизенгаузен, Член совета по назначению Наместника Его Императорского Величества на Кавказе, Камергер Высочайшего Двора Действительный Статский Советник Ермингельд Николаевич Панов. 

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СВЯТОЙ НИНЫ – ул. Ермоловская Открыто 5 мая (3 сентября) 1846 г. Учениц в 1906 г. - 393. Управляющий делами заведения св.Нины – Николай Викторович Прокопе. Начальница заведения - Замятина Екатерина Яковлевна. 1913г.: Председатетель педагогического совета ДСС Иван Афанасьевич Крупенников 
2 октября 1883 г. Освящено новое здание зав.святой Нины. Кроме преподавателей , администрации, священника и врача , в штате этого заведения были: лазаретная дама, костелянша, письмоводительница, закройщица, швеи, гардеробная дама, чулочница, пепиньерка. 
,,Кавказский календарь,,. 1901г. Всего учащихся: 421. Из них: русские-204, грузины-142, армяне - 62, татары - 4, горцы - 4, др.нац-ти - 5. 

1-Я ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ФЕДОРОВНЫ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – Лорис-Меликовская 12. Основана в 1865г. Учениц в 1906г. – 938, в 1913г.– 1085. 1906г. Почетный попечитель – Иван Николаевич Свечин. Директор гимназии - Ларионов Сергей Сергеевич, начальница – Богданович Ольга Николаевна. 1913г. Директор СС Ярослав Иосифович Сватош. Начальница О.Н.Богданович. 
,,Кавказский календарь,,. 1901г. Всего учащихся:1085. Из них: русские-451, грузины- 189, армяне- 319, евреи 65, др.нац-ти - 61. 

2-Я ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ФЕДОРОВНЫ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ул.Великокняжеская. Основана в 1878 г.( или в 1891г.) Учениц –в 1906 г- 1134. Почетный попечитель – Григорий Мартынович Арафелов. Директор – ДСС Фридрих Романович Крейсберг. Начальница – Горшкова Мария Федоровна. 
1913г.: директор - ДСС Константин Поликарпович Бренев, начальница – Мария Николаевна Ефремова. 
,,Кавказский календарь,,. 1901г. Всего учащихся: 810. Из них: русские -394, грузины- 122, армяне-199, евреи-27, др.нац-ти-91. 

3-Я ТИФЛИССКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ - – Бебутовская ул. № 28 Открыта 22 октября 1877 г. (1894 г.) Учениц – 563 (611 в 1906г.) Новое здание гимназии построено в 1905 г. по проекту архитектора Александра Григорьевича Озерова. Строительство финансировал известный промышленник Ананов (Овнанян), потому гимназию часто называли Анановской. Председатель Попечительского Совета –ДСС Николай Васильевич Струве. Почетный Попечитель – Почетный гражданин Аршак Григорьевич Тумаев и П.Гукасов. 1913г.: директор –Александр Александрович Богоявленский, начальница – Вильгельмина Андреевна Струве. 
,,Кавказский календарь,,. 1901г. Всего учащихся: 563. Из них: русские-111, грузины-66, армяне-344, татары-1, горцы-2, др.нац-ти-5. 

4-Я ТИФЛИССКАЯ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ КСЕНИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – Анастасьевская ул. № 23 Основана в 1903 г. Учениц – 360. Попечительский совет тот же, что в 1-й гимназии. 1906г.: Председатель педагогического совета – ДСС Козюлькин Александр Аркадьевич, начальница – Маргарита Филиповна Клаус. 
1913гг.: Председатель педагогического совета – СС Владимир Рудольфович Шенгер, начальница – Софья Ивановна Тихомирова. 

5-Я ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ – Михайловский пр. № 40 1913г.: Председатель попечительского совета -Алесандр Павлович Бахметьев. Начальница гимназии Людмила Петровна Обломкова. 


Кроме обычных гимназий, в Тифлисе фукционировали и специальные мужские и женские учебные заведения ... 
ГОРОДСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
 
1913 ГОД. 
А. Начальные училища: 
Тифлисское 3-х классное училище на Авлабаре. 1884г. – 361 уч-ся 
Авлабарское 1-е - откр. в 1881г. – Розовая пл. Дом Нунупарова. Заведующая - Софья Калан
Источник: 
Очерки Аиды
http://aidatiflis7.livejournal.com
---
Снегиревы
svik68

Сообщений: 536
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 549
Уважаемый Александр snegirev
Благодарю за прекрасную статью.Отличное добавление к моим спискам выпускников из газет.
Еще раз подчеркну, что учебный процесс в Тифлисе был налажен на высоком уровне.
Многие выпускники стали достойными, образованными людьми.
Спасибо!!!
---
Ищу Северина
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752
Гимназист Н.Гумилёв.
В конце 19-го — начале 20-го веков в среде российской интеллигенции свирепствовал
туберкулёз, или, как тогда говорили, чахотка. Обнаружились симптомы этой болезни и
у Дмитрия Гумилёва, старшего брата будущего поэта.
Врачи порекомендовали переехать на юг. Отец семейства, корабельный врач в отставке
(служил в своё время на судах «Император Николай 1», «Князь Пожарский», «Варяг»),
выбрал Тифлис. Были проданы дом в Царском Селе и усадьба в Поповке. (По словам
Ахматовой Гумилёв вспоминал Поповку в таких строкаx: «Цветы, что я рвал ребёнком/
В зелёном драконьем болоте,/ Живые, на стебле тонком,/О, где вы теперь цветёте?).
В Тифлисе поселились в 1900 году в доме Мирзоева в Сололаках, на Сергиевской улице.
Братья сначала поступили учиться во 2-ю Тифлисскую гимназию и очень скоро перешли
в 1-ю, как самую лучшую в городе. Эта гимназия располагалась на Головинском проспекте
(ныне проспект Руставели).
Дед друзей Н.Гумилева Георгий Кереселидзе— штабс-генерал российской армии, отец
троих сыновей и двоих дочерей. Старшие сыновья Иванэ и Давид как раз учились в
1-й Тифлисской мужской гимназии одновременно с братьми Гумилёвыми (кстати будущий
генерал тоже учился и окончил эту гимназию, а его отец знаменитый Иванэ Кереселидзе
преподавал в ней русский язык и литературу — он же переводил на грузинский язык
Пушкина, Лермонтова, Грибоедова; конечно же, младший его внук Георгий, отец Котэ,
известный грузинский режиссёр, Заслуженный деятель искусств — тоже учился здесь).
Старший сын генерала друг Коли Гумилёва, погиб, как и поэт, от рук большевиков в 1921году.
По Лукницкому, Николай Гумилёв в Тифлисе, кроме братьев Кереселидзе, «дружил с
гимназистами — Борцовым, Борисом и Георгием Легранами, Крамелашвили, Глубоковским».
Ему импонировало, что они, как он говорил, — «пылкие,дикие». О них известно мало. Разве
что о том, что Коля однажды жил у Борцова, а Борис Легран, поклонник Ницше и Шопенгауэра,
увлекавшийся политикой, давал читать своему другу «Капитал» Карла Маркса ( позже Легран
был послом РСФСР в Республике Грузия, опекал и подкармливал друга Гумилёва —
Осипа Мандельштама в бытность его пребывания в Тифлисе; здесь же Легран в сентябре 1921
года сообщил Мандельштаму о расстреле Гумилёва 25 августа). Однако, приобщить Гумилёва
к политике не удалось. Она была и осталась чужда ему. По словам Ахматовой, он совсем не
разбирался в политике. Его стихией была поэзия. Может быть, по этой причине учился он
неважно: не раз оставался на второй год и получал переэкзаменовки. Да и окончил он гимназию
чуть ли не в 20 лет (уже в Царском Селе). Широко известна фотография Гумилёва,
гимназиста-старшеклассника.
По его словам, стихи он начал писать с 12 лет, а в 16 лет состоялась первая публикация. Это
произошло осенью 1902 года в газете «Тифлисский листок». Коля очень гордился этим и, как
вспоминала жена его брата, с восторгом сообщил об этом отцу, который не очень приветствовал
его поэтические упражнения.
В Тифлисе Гумилёв, гимназист 4-6 классов, несколько раз влюблялся, о чём писал горькие стихи.
Их он вписывал в девичьи альбомы.
Одно из его безответных увлечений — гимназистка Маша Маркс. Уезжая в 1903 году из Тифлиса,
он подарил ей рукописный альбом своих стихов. На первой странице альбома выписано его рукой
стихотворение, опубликованное в «Тифлисском листке» — «Я в лес бежал из городов». Здесь же
стихи разочарованного влюблённого юноши. Например, на последней странице альбома он
записал такое:
М.М.М.
Я песни слагаю во славу твою
Затем, что тебя я безумно люблю,
Затем, что меня ты не любишь, 
Я вечно страдаю и вечно грущу,
Но, друг мой прекрасный, тебе я прощу
За то, что меня ты погубишь...
Об этом Гумилёвском альбоме надо сказать отдельно. Здесь есть своя «история».
Васильев, страстный любитель и знаток творчества Гумилёва, обнаружил у потомков Маши Маркс
тот самый альбом и передал его от их имени в «Пушкинский Дом» (кстати в издании Жизнь в
Тифлисе много дала Гумилёву. Здесь он ещё больше полюбил природу, горы, прогулки. Приведу
несколько строк из тифлисских стихов начинающего поэта. Он записал их в альбом для М.М.М.:
Люблю я чудный горный вид,
Остроконечные вершины, 
Где лишний шаг грозит
Несвоевременной кончиной.
Николай Гумилёв с детства любил риск и опасности. Он не убоялся кавказской крутизны,
африканских львов, стрел и пуль, а также немецких шрапнелей 1-ой мировой войны (прапорщик
Гумилёв имел за храбрость два солдатских Георгиевских креста). А погиб он в 35 лет от неправедной
большевитской пули по списку, как и миллионы его соотечественников только на 10-15-20 лет
раньше их. И могилы-то у него нет, как и у его друга Мандельштама. Есть только предполагаемое
место захоронения. Он предвидел такой исход своей «несвоевременной кончины»: «И умру я не в
постели при нотариусе и враче...».
Автор :Uli Zislin
Источник: http://gumilev.lit-info.ru/gum...zyslin.htm
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752
Каменев Лев Борисович
– известный государственный деятель и революционер. Настоящее
имя – Лейба Розенфельд. Один из наиболее ярких представителей политической элиты
советской России в 20-е годы XX века. Молодые годы и начало партийной работы Каменев,
урожденный Лев Розенфельд, родился в русско-еврейской семье в городе Москва в 1883 году.
У родителей будущего партийного работника было образование, и они стремились отдать
сына на обучение. Отец Льва был работником железной дороги, но окончил технологический
институт в Петербурге и стал инженером. Лев Борисович поступил в 2 Тифлисскую гимназию,
которую окончил в 1901 году. Успешное обучение он продолжил в Московском университете
на юридическом факультете. В годы обучения начали формироваться политические идеалы
Каменева. Будучи студентом, вступил в кружок социал-демократической направленности.
Принимал активное участие в демонстрации студентов в 1902 году, за что был выслан в
Тифлис. В 1902 году из Тифлиса Каменев отправился в Париж, где познакомился с
Владимиром Лениным – известным революционером, идеологом Октябрьской революции
1917 года. После возвращения в Россию начинает заниматься пропагандой и агитационной
работой. В 1903 году занимался организацией забастовки работников железной дороги в
Тифлисе. Известия о Каменеве содержаться в письменных источниках, воспоминаниях его
соратников. По свидетельствам Троцкого, Каменев уже тогда входил в состав Бюро комитетов
большинства от Кавказа. За агитационную работу в Москве был выслан в Тифлис – находился
под строгим полицейским надзором. В 1907 году Каменев стал членом Центрального комитета
РСДРП.
Источник:
https://histerl.ru/periudi_ist...amenev.htm
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752


П.В.Флоренский, академик РАЕН, профессор Московского государственного
университета нефти и газа им. Губкина

Имя Павла Флоренского (1882–1937) вернулось в историю русской культуры, стало
ключевым в духовных исканиях, постижениях и противоречиях первой трети прошлого
века. Когда мы говорим о людях такого уровня, то важно понять, как они формировались.
Необычные дети были всегда, но сейчас, когда вырабатываются принципиально новые
педагогические подходы, мы должны использовать и тот опыт воспитания, который
оставили нам яркие исторические личности. Интересно и важно изучать не только их
труды, но и биографии, неизведанные страницы которых открываются в личных архивах.

О своем детстве, о формировании своего характера и устремлений, о своей семье
П.А.Флоренский написал воспоминания, вернее, исследование о формировании
самого себя в работе «Детям моим. Воспоминания прошлых дней» , которую издал
игумен Андроник (Трубачев). Воспоминания заканчиваются рассказом о происшедшем
в его мировоззрении перевороте, о разочаровании в науке и о начале серьезного движения
к Богу. При этом жизнь приобретает смысл знака, предзнаменования, больше – знамения,
творения символического полотна своей жизни.
Такая атмосфера привела к удивительной индивидуальности каждого из детей, доходившей
порой до их внешней несовместимости, по крайней мере несовместимости интересов и
устремлений, особенно в юности. А позже – это священник Павел, врач-психиатр Юлия,
романтик до авантюризма, натуралист и историк Александр, художница-революционерка
Елизавета, художница-мистик Ольга, военный инженер Андрей и тихий иконописец Раиса
– с разными судьбами и интересами и столь похожие, целеустремленные, высокие духом и
разносторонне одаренные люди.
Летом 1899 года он испытал мистическое переживание и сделал шаг к религиозному
мировоззрению. Об этом он подробно рассказал в своих воспоминаниях. Тогда же Флоренский
пережил большой мировоззренческий кризис. Ему открылась ограниченность и
относительность физического знания: «
В мучительных поисках мировоззрения летом 1899 года, перед последним классом гимназии
он обратился к идеям Л.Н.Толстого о необходимости труда и даже собирался бросить все и
«идти в народ», как делали в то время многие молодые люди, покоренные идеями «толстовства».
Это известный факт биографии Флоренского, но нам хотелось бы показать диалектику его
мотивации в контексте времени и отношений с друзьями и семьей. В то время по России ходила
запрещенная и выпущенная тогдашним самиздатом «Исповедь» Толстого, которую читали и
передавали друг другу участники кружка Гехтмана.
К 22 октября обмен мнениями состоялся. И все же Павел решает обратиться за советом напрямую
к Л.Н.Толстому. Сохранился написанный рукой Флоренского и датированный именно 22 октября
текст письма к великому писателю:

«18 22/Х 99. Тифл. Л.Н.Толстому.
Лев Николаевич! Я прочел Ваши сочинения и пришел к заключению, что нельзя жить так, как
я живу теперь. Я кончаю гимназию, и мне предстоит продолжение жизни на чужой счет; я думаю,
что избегнуть этого можно только при исполнении Ваших советов; но, для того, чтобы применить
их на практике, мне надо разрешить предварительно некоторые вопросы: можно ли пользоваться
деньгами? Как добыть землю? Можно ли ее достать у правительства и каким образом? Каким
образом удовлетворять умственные потребности? Откуда брать книги, журналы, если нельзя
пользоваться деньгами или если физическим трудом можно только прокормиться? Может ли
остаться время на умственный труд (самообразование)?».

Едва ли юноша решился послать Л.Н.Толстому такое письмо. Скорее всего, это черновик, а
было ли письмо отправлено – неизвестно. По крайней мере, в архиве писателя его искали, но
никаких следов не обнаружили.

С окончанием 2 Тифлисской гимназии детство окончилось, завершился период самоформирования.
Осенью 1900 г. Павел Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского
университета.

Автор: Т.А.Шутова, заведующая кафедрой древних и новых языков
Сретенской Духовной семинарии, член Союза писателей России,
Москва.

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752
Флоренский Александр Иванович (1850–1908) – отец П.А.Флоренского.
А.И.Флоренский учился сначала во Владикавказской классической гимназии,
затем в 1-й Тифлисской классической гимназии, по окончании которой поступил
в Петербурге в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I.
20 августа 1880 года он женился на Ольге Павловне Сапаровой. По окончании
Института в 1880 г. получил назначение на должность начальника одного из
строившихся участков Закавказской железной дороги. Там, в селении Евлах,
родился его первый сын Павел. … В ноябре 1899 г. А.И.Флоренского переводят
на службу по ведомству Министерства внутренних дел губернским инженером
Строительного управления Кутаисского губернского правления. В это время он
живет в Кутаисе, бывая наездами в Тифлисе. Скончался А.И.Флоренский
22 января 1908 года , будучи действительным статским советником, что давало
ему потомственное дворянство.
Материал подготовлен : Мария Топазова
http://www.domarchive.ru/collection-detectives/176/2
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752
Витте Сергей Юльевич
Родился 17 (29) июня 1849 в Тифлисе в семье директора департамента государственных
имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из
Голландии в 17 в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе
– родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой С.Ю.Витте
по этой линии была Е.П.Блаватская, основательница теософского учения. Мальчик рос в семье
деда со стороны матери и получил обычное для дворянских семей воспитание в монархическом духе.
https://www.krugosvet.ru/enc/i...EVICH.html
Гимназия (1).
Первоначальное образование мне дала моя бабушка, урожденная княжна Долгорукая, т. е. она
выучила меня читать и писать. С малолетства я был отдан в руки моей кормилицы и моей няньки.
Кормилица моя была вольнонаемная; муж ее был солдат Стрелкового батальона, находившегося
в Тифлисе, нянька же была крепостная, дворовая. Уже с самых молодых лет, можно сказать с
детства, я видел некоторые примеры, которые едва ли могли служить образцом хорошего
воспитания. Так, муж моей кормилицы, прекраснейшей женщины, которая затем кормила и
моих сестер - был горький пьяница.
Когда я и мой брат Борис несколько подросли, то нас отдали на попечение, сначала дядьки,
отставного кавказского солдата, прослужившего 25 лет в войсках, а затем гувернера-француза
Ренье, отставного офицера, бывшего моряка французского флота. Мои дядьки (солдаты) вели
себя также не особенно образцово; они оба любили выпить и один из них, несмотря на то, что
ему было за 60 лет, на наших детских глазах развратничал.
Француз Ренье, который приехал в Тифлис из Франции вместе с своей женою, поместил ее
гувернанткой к директору Тифлисской гимназии Чермаку. Этот Чермак был сын известного
ученого Чермака, у него было 3 дочери, и вот Ренье меня и моих братьев во время гулянья
всякий раз заводил к Чермакам, чтобы повидаться с женой. Там он познакомился с старшею
дочерью этого Чермака и вступил с нею в амурные отношения. Дело кончилось тем, что в
один прекрасный день Чермак приехал к Наместнику и принес ему жалобу на гувернера, на
то, что он развратил его старшую дочь.
После этого вдруг у нас, в нашей детской комнате, появились жандармы, которые взяли
нашего гувернера, Ренье, посадили его на перекладные и административным порядком увезли
к Черному морю, передав его на иностранный пароход для отправки за границу. Тогда у нас
появился новый гувернер, некий швейцарец, француз Шаван, гувернанткой же моих сестер в
это время была француженка Демулян.
И вот наш гувернер завел амурные отношения с этой гувернанткой, так что, в конце концов,
моим родным их обоих пришлось уволить, причем эта же гувернантка совратила с пути
истинного моего старшего брата. Я рассказываю все эти истории, чтобы показать, как трудно
уберечь детей, даже если в семействе есть материальные средства, от вещей их развращающих,
если сами родители неукоснительно не занимаются их воспитанием.
После г. Шаван у нас гувернером был русский немец, выписанный моим отцом из Дерпта, некий
г. Паульсон. Этот самый гувернер занимался преподаванием нам различных предметов, например
- истории, географии, а также и немецкого языка. Но немецкий язык мне никогда не давался, и
потому, несмотря на то, что у меня был гувернер-немец, - я немецкому языку не научился, т. е. на
немецком языке не говорю.
Одновременно с этим к нам приходила масса различных учителей, все это были учителя Тифлисской
гимназии, которые подготовляли нас к поступлению в гимназию. В это время в Тифлисе была только
одна классическая гимназия; в этой гимназии были интерны (ученики, которые там жили), экстерны и
сравнительно меньшее количество вольнослушателей, которые допускались только в особых случаях.
И вот меня и брата, в виду того положения, которое занимали мои родные, допустили в качества
вольнослушателей в 4-5 классы.
В это время в гимназии было всего 7 классов, и таким образом в гимназии я был в качестве
вольнослушателя в течение 4 лет, при этом я прямо переходил из класса в класс, не сдавая переходных
экзаменов. Занимался я очень плохо, большею частью на уроки не ходил; приходя утром в гимназию,
я, обыкновенно, через 1 час - уже выпрыгивал из окна на улицу и уходил домой. Вследствие того,
что мы были вольнослушателями и в виду особого, всем известного, положения, которое занимали
наши родители, учителя не обращали на нас никакого внимания, потому что они не были ответственны
ни за наше учение, ни за наше поведение. В бытность нашу в гимназии к нам, на дом, постоянно
приходили учителя той же самой гимназии, которые давали нам параллельно уроки по тем же предметам,
которым они нас учили в гимназии.
Я забыл сказать, что когда мы жили на Кавказе, в Тифлисе мне и брату мешало отчасти заниматься то
обстоятельство, что мы чрезвычайно увлекались музыкой. Тогда там была консерватория, директором
которой был г. Зейне, и мы с братом очень усердно занимались музыкой. Сначала нас учил играть на
различных духовых инструментах, преимущественно на флейте, флейтист оркестра какого-то военного
полка, а потом мы уже учились в упомянутой выше консерватории, где преподавали артисты из
итальянской оперы. Вообще я и мой брат гораздо больше времени тратили на музыку, нежели на все
остальные предметы; кроме того, мы постоянно занимались верховым спортом, затем упражнениями на
рапирах и эспадронах, чему придавал особое значение наш дядя генерал Фадеев, который требовал,
чтобы к нам приходил учитель фехтования тамошних войск, который нам преподавал искусство
фехтоваться, драться на рапирах и эспадронах.
Наконец, наступило время, когда надо было держать экзамен, для того, чтобы поступить в университет.
Я держал экзамены чрезвычайно плохо и, если бы не учителя гимназии, которые в течёние 4-х лет к
нам ходили, и, конечно, получали при этом 54 соответствующее вознаграждение, то я, вероятно, никогда
бы экзаменов не выдержал, а так, еле-еле, с грехом пополам, я получал только самые умеренные
отметки, которые мне были необходимы для того, чтобы получить аттестат. Я нисколько не огорчался тем,
что, обыкновенно, ни на одном экзамене не мог дать удовлетворительного ответа, но вот, в конце концов,
произошел следующий инцидент. Так как мы дома болтали большею частью по-французски, то, понятно,
мы бегло говорили на этом языке и, пожалуй, даже лучше, нежели по-русски. Когда я и мой брат пришли
держать экзамен по французскому языку, то нас экзаменовали: учитель естествознания, некий Гугуберидзе,
и учитель математики Захаров, которые, говоря на французском языке, выговаривали французские слова,
так сказать, как "коровы"... И вот вдруг эти учителя, экзаменуя нас по-французски, признали, что мы
французский язык плохо знаем и поставили нам по 3. Это меня и брата крайне удивило, а так как мы были
большие шалуны, то, когда учителя вышли из гимназии, мы пошли за ними по улицам и все время сыпали
относительно их ругательства и бросали в них грязью. После такого инцидента, хоть нам и выдали аттестаты,
и мы кончили курс гимназии, но за поведение нам поставили по единице.
https://litresp.ru/chitat/ru/%...ya-tom-1/5
Граф (1905) Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград)
— русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903),
председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906).
Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов
из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь).
https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34752
Владимир Деканозов родился в июне 1898 года в Баку в семье контролера
Нефтяного управления. Грузин. Окончил 5 классов 1-й Бакинской гимназии,
а в 1916 году — 1-ю Тифлисскую гимназию. 
Источник:
«Начальники советской внешней разведки»
Антонов Владимир Сергеевич

В но­яб. 1940, ос­та­ва­ясь зам. нар­ко­ма, на­зна­чен пол­пре­дом СССР в Гер­ма­нии,
где не смог пра­виль­но оце­нить си­туа­цию и пре­ду­пре­дить пра­ви­тель­ст­во СССР
о за­хват­нич. пла­нах на­ци­ст­ско­го ру­ко­вод­ст­ва. Ос­та­вал­ся в Гер­ма­нии до 22.6.1941,
а по­сле воз­вра­ще­ния в СССР со­хра­нил свой пост и 14.6.1943 по­лу­чил ранг
чрез­вы­чай­но­го и пол­но­моч­но­го по­сла. В мар­те 1947 уво­лен из Мин-ва иностр.
дел СССР. В 1947–53 за­ни­мал от­ветств. долж­но­сти в разл. струк­ту­рах при СМ
СССР. В 1939–41 кан­ди­дат в чле­ны, в 1941–52 чл. ЦК ВКП(б). По­сле смер­ти
И. В. Ста­ли­на, в пе­ри­од врем. воз­вы­ше­ния Бе­рии, на­зна­чен мин. внутр. дел Гру­зии
(апр. – июнь 1953). Аре­сто­ван 30.6.1953, Спец. су­деб­ным при­сут­ст­ви­ем Вер­хов­но­го
су­да СССР 23.12.1953 при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни и в тот же день рас­стре­лян.
https://bigenc.ru/military_science/text/1944967
---
Снегиревы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 9 10 11 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈