Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения. |
Нижегородская духовная семинария
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
25 апреля 2010 18:26 Нижегородская духовная семинария — высшее учебное заведение Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположена на территории Благовещенского монастыря; до 1918 года находилась в построенном для неё здании на площади Минина и Пожарского, где ныне размещён один из корпусов Нижегородского педагогического университета. «Духовным регламентом 1721 года» Петра I было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим. При архиерейском доме в Нижегородском кремле 29 марта 1721 года были открыты две грамматические (эллино-греческая и славяно-российская) школы и одна подготовительная букварная школа. В первые две школы отобрали детей, уже имевших какую-то подготовку и показавших хорошие результаты при отборе, а в букварную направили ещё нуждающихся в подготовке (в первом наборе таких явилось большинство). С этого момента и начался отсчёт в истории первой в России семинарии, давшей стране выдающихся церковных пастырей, учёных-богословов и просветителей. В 1743 году епископ Дмитрий (Сеченов) на свои средства купил у купеческой вдовы Пушниковой «каменное строение», и семинария была переведена на Благовещенскую площадь (ныне — Минина и Пожарского), которая впоследствии стала называться Семинарской. В 1823 году старое здание семинарии сгорело, и на его месте в 1826—1829 годах «на казённый счет» было построено новое здание с восьмиколонным фасадом, сохранившееся до наших дней. В нижнем этаже здания размещалось Нижегородское духовное училище, а также низший (словесности) и средний (философский) классы семинарии; в среднем — комнаты высшего класса семинарии, зал собрания, правление и квартиры её ректора и инспектора. Семинария находилась здесь до 1918 года. В 1886 году в семинарии было организовано особое «Церковное Древлехранилище» (склад древней церковной утвари, облачения и книг), которое и дало начало формирования первого церковного музея. Здесь имелись старинные рукописи, старопечатные книги и документы, памятники живописи, иконографии, денежные знаки и различная церковная утварь. Программа семинарии была насыщенной: помимо общеобразовательных специализированных предметов, преподавались различные языки: греческий, латинский, еврейский, французский и немецкий, а также точные науки: физика, математика. Кроме того, в программу были включены: живопись, иконопись и даже гимнастика. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | Лайк (1) |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
2 ноября 2010 14:37 Княжеский Алексей Ильич (1884-1938), священник, священномученик.
Память 4 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 9 сентября 1884 года в селе Урей Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина. В 1909 году Алексей Ильич окончил Нижегородскую духовную семинарию. Был рукоположен во священника и служил в селе Ореховец Глуховского уезда Нижегородской губернии. В 1929 году за неуплату налога отец Алексий был оштрафован, а в декабре 1931 года по той же причине Глуховский народный суд приговорил священника к трем годам высылки из Нижегородского края с конфискацией имущества. Отец Алексий поселился в селе Великий Двор Талдомского района Московской области и был определен на служение в местный храм. Поскольку в соседнем селе Сляднево священника не было, то отец Алексий окормлял верующих и этого села. Летом 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и верующих. Следователь Талдомского отделения НКВД в ноябре 1937 года и в январе 1938 года, собирая материал для ареста отца Алексия, допросил нескольких свидетелей. Один из них показал, что в сентябре 1937 года слышал разговор двух женщин. «Одна из них говорила: хорошо сегодня с нами поп проводил службу, а главное, мне понравилась его проповедь, в которой он нас призвал к вере в Бога, он нам велел все религиозные праздники соблюдать, ходить в церковь, в колхозе он не велел работать в праздники». Другие лжесвидетели показали, что священник выступал против выборов в Верховный Совет, призывал не выходить на работу в религиозные праздники, с его приходом в селе увеличилось число крещений детей и венчаний. Сотрудники НКВД арестовали отца Алексия 26 января 1938 года, и на следующий день он был допрошен. – Обвиняемый Княжеский, следствие предъявляет вам обвинение в том, что вы, являясь служителем религиозного культа, среди верующих колхозников вели контрреволюционную деятельность, направленную против политики партии и советской власти, – признаете себя в этом виновным? – спросил следователь. – Виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю. – Следствием установлено, что в ноябре 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционные разговоры, направленные против выборов в Верховный Совет СССР, – в этом вы признаете себя виновным? – Не признаю, этого я совершенно не говорил. – Свидетельскими показаниями вы уличаетесь в том, что в сентябре 1937 года в церкви среди верующих вы читали проповеди контрреволюционного содержания, – в этом вы признаете себя виновным? – Не признаю. – Следствие располагает данными, что летом 1937 года среди колхозников вы вели разговоры на религиозную тему в контрреволюционном духе, – вы подтверждаете это? – Отрицаю, так как я таких разговоров среди колхозников не вел. – Вы следствию даете ложные показания, следствие требует от вас правдивых показаний и признаний в предъявленном вам обвинении. – Свои показания я считаю правильными, и виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю. После ареста отца Алексия заключили в камеру предварительного заключения в городе Талдоме, а затем его перевели сначала в Бутырскую тюрьму, а оттуда, после вынесения приговора, в Таганскую тюрьму в Москве. 8 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Алексия по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу за "антисоветскую агитацию, клеветнические измышления о выборах в Церковный совет". 17 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25330 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7655 | Наверх ##
2 ноября 2010 18:37 2 ноября 2010 22:23 Ирина, я нашла некролог его Преосвященства Нектария. Епископа Арзамаского и Нижегородского, а потом и Харьковского --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
2 ноября 2010 19:20 Татьяна Львовна, в архиве ? Или в других источниках?
НЕКТАРИЙ (НАДЕЖДИН) архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1860-1869)
На Нижегородскую кафедру Преосвященный Нектарий был утвержден 29 сентября 1860 года: Всемилостивейше повелено ему быть епископом Нижегородским и Арзамасским. При прощании со студентами С.-Петербургской академии, при отъезде в Нижегородскую епархию, ему поднесена была воспитанниками на память, из собственных их скромных средств, драгоценная панагия. 26 октября 1860 года, со вступлением в управление Нижегородской епархией, Преосвященный принял на себя обязанность Почетного члена Нижегородского попечительства о детских приютах. В течение девяти лет Преосвященный Нектарий служил во благо Нижегородской епархии. 7 сентября 1864 год за пастырскую заботливость об увеличении свечного дохода объявлена ему признательность Святейшего Синода. 4 апреля 1865 года он удостоен ордена св. Анны 1-й степени - «за усердное и полезное Церкви служение, одушевленное ревностью к духовному просвещению и к благоустроению епархии». В июле того же года, по Высочайшему повелению, Преосвященный вызван в С.-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где и находился до середины 1869 года. 14 мая 1867 года Преосвященный Нектарий, епископ Нижегородский и Арзамасский, возведен в сан архиепископа - именным Высочайшим указом «за отлично-усердное служение, пастырскую попечительность о благоустройстве епархии и состоящих в ней духовно-учебных учреждений, преимущественно же за понесенные труды при составлении проектов устава духовных семинарий и училищ».
21 января 1869 года Высокопреосвященный Нектарий утвержден архиепископом Харьковским и Ахтырским, на Харьковскую кафедру прибыл 21 июня. В том же 1869 году архиепископ Нектарий удостоен Монаршей милости - Высочайшей грамоты за собственноручной подписью Государя Императора, и сопричислен также к ордену св. Владимира 2-й степени большого Креста. 26 апреля 1870 года за пожертвование в пользу Киевской духовной академии и по случаю пятидесятилетия со дня ее преобразования Высокопреосвященному Нектарию объявлена признательность от Святейшего Синода. В 1872 году указом Святейшего Синода поручено ему было произвести ревизию по всем частям Курского епархиального управления. В 1873 году он вновь удостоен награды - сопричислен к ордену св. благоверного великого князя Александра Невского: «за достойное служение Церкви, неутомимую деятельность на пользу паствы, отеческое участие ко всем нуждам, примерную попечительность о благосостоянии местных духовных училищ». 24 августа 1873 года архиепископ Нектарий удостоился встретить прибывшего в Харьков Его Величество Государя Императора Александра Николаевича. 7 сентября 1873 года Владыка Нектарий почувствовал серьезное ухудшение состояния своего здоровья и подписал краткое духовное завещание, по которому вещи, библиотеку и рукописи отказал своему родному брату - чиновнику Василию Самуиловичу Надеждину. Ризницу же завещал: половину - Харьковской архиерейской кафедре и половину - Куряжскому Преображенскому монастырю. Владыка Нектарий скончался на 54-м году своей жизни, 12 сентября 1873 года был отпет по чиноположению и погребен в архиерейской усыпальнице Покровского монастыря.
 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
2 ноября 2010 19:27 Откроем дело «Журналы Нижегородского губернского статистического комитета за 1857, 1858 и 1859 гг.»: «1857 г. Февраля 28 дня в общем собра‑ нии Нижегородского Губернского Статистического Комитета докладывано: В правилах для Статистических Комитетов в Губерниях (Свод законов, т.II, прилож. к ст. 321) изъяснено: Параграф 6. Губернские Статистические Ко‑ митеты имеют также своих членов-корреспондентов из постоянных жите‑ лей той губернии… Губернский Статистический Комитет, имея в виду, что преподаватель сельского хозяйства Нижегородской Духовной Семинарии Леонид Сахаров… может быть полезен своими трудами по части сельско‑ хозяйственной статистики. Предлагаем принять на себя звание члена- корреспондента Нижегородского Губернского Статистического Комитета. Представить его кандидатуру для утверждения в МВД. Протокол подписали: военный губернатор, генерал-майор Муравьев, гу‑ бернский предводитель дворянства Кутлубинский, вице-губернатор Панов, председатель казенной палаты, губернский почтмейстер, директор училищ, инспектор врачебной управы, член губернской строительной и дорожной ко‑ миссии. Верно: производитель работ А. Смирнов» --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
2 ноября 2010 19:30 Секретарем Нижегородского губернского статистического комитета при губернаторе Н.М. Баранове (1882—1897) становится Андрей Ивано‑ вич Звездин, родившийся в семье сельского священника Лукояновского уезда. После окончания в 1880 г. Починковского духовного училища он учительствовал в сельской школе в Ардатовском уезде, а затем поступил в Нижегородскую духовную семинарию, законченную в 1885 г. Еще во вре‑ мя учебы познакомился с А.С. Гациским, приходившим в семинарию, чтобы набирать сотрудников для описания кустарных промыслов Нижегородс‑ кой губернии из лиц, уже окончивших семинарию и отличившихся особой старательностью. С 1887 г. Звездин публиковал статьи в «Нижегородских губернских ведомостях», одновременно поступил в Казанскую духовную академию. По собственной инициативе в каникулы изучал положение фабричного люда в Павлове и Ворсме. Эта работа обнаружила в нем на‑ стоящего исследователя. После каникул он информирует А.С. Гациского, что ему «удалось сделать много интересных наблюдений и запастись материалом для статистических и этнографических очерков»45. На 3-м и 4-м курсах семинарии в летнее время студент Звездин ра‑ ботал в числе земских статистиков под руководством Н.Ф. Анненкова, а также выполнял некоторые поручения А.С. Гациского, ведя поиск опубли‑ кованных где-либо статей и книг о Нижегородском крае. Окончив в 1891 г. академию, Андрей Иванович Звездин преподавал в Нижегородском епархиальном училище историю, русский язык и гео‑ графию. В этой должности был избран действительным членом губерн‑ ского статистического комитета, а спустя два года по рекомендации А.С. Гациского он становится секретарем Нижегородского губернского ста- тистического комитета. Неутомимый труженик, творческая личность, А.И. Звездин на посту секретаря губернского комитета будет трудиться 20 лет — с 1893 по 1913 г. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
2 ноября 2010 21:12 Михаил Лузин (в миру Матвей Иванович; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и принял монашество; был при ней (1854—1877) бакалавром и проф. по кафедре Св. Писания, инспектором (1861—1870) и ректором (1876—1877). Затем был назначен ректором Киевской акд., в 1878 г. епископом уманским, а в 1883 г. — курским и белгородским. Напечатал: "О крещении чрез погружение и обливание" ("Прибавл. к твор. св. отцев", 1855; магистерская диссертация); "О Евангелии и евангельской истории", по поводу книги Ренана "Жизнь Иисуса" (ib. 1864 и отд. М., 1865 и 1870; докторская диссертация); "О так наз. евангелии от евреев" ("Сборник, изд. по случаю юбилея Москов. духовной акд.", М., 1864); "Толковое евангелие" (т. I, М., 1870; 4-е изд. 1884; т. II, М., 1871; 2-е изд. 1884; т. III, М., 1874); "Библейская письменность, каноническая, неканоническая и апокрифическая" ("Чт. в Общ. люб. дух. просв." 1872, кн. 2); "Толковый апостол. Кн. 1-я, Деяния св. апостолов" (М., 1876; 2-е изд. 1886) и кн. 2-я, "Соборные послания св. апостолов" (Киев, 1890; посмертный труд); "Соборные послания ап. Павла" (М., 1887) и мн. др. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
2 ноября 2010 21:13 --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25330 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7655 | Наверх ##
2 ноября 2010 22:24 perrula в НЕВ за 1873 год --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
4 ноября 2010 10:22 http://visantrop.rsuh.ru/article.html?id=346518Ирина Кулакова Мундир российского студента (по материалам XVIII века) // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Международный журнал. Осень (№ 9). 2008 Камзолы зеленые, а щи несоленые (Русская пословица) Аналогичные проблемы с обеспечением студенчества одеждой имелись, видимо, и в духовных учебных заведениях: здесь также собирался неимущий контингент. Одежда семинаристов, студентов семинарий, как они назывались в XVIII веке, также была форменной — даже в эту среду было привнесено казенное платье европейского образца. По описанию конца 1770-х годов в Святотроицкой лаврской семинарии носили, «сертуки с камзолами и штанами». В Нижегородской семинарии учащимся выдавали три вида платья: полукафтанье — для посещения уроков, камзол — для парадных случаев и сермяжный халат — для дома. Мы знаем, что именно семинаристы (владеющие латынью) составили основной контингент поступающих в Московский университет. Известен факт: отправляя туда выпускников семинарий, им специально изготовили новое белье из холста, зеленые суконные кафтаны, камзолы, штаны, треугольные шляпы и даже (впрок) выдали шпаги (Четырина 2005). --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
Perrula Пермь Сообщений: 2440 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 807 | Наверх ##
4 ноября 2010 10:26 Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии Материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 23 мая 2008 г.) Ежегодный научный альманах № 2, 2008, включающий доклады круглого стола «Права человека в светском праве и шариате», прошедшего в Бишкеке в 2008 г. Москва – Бишкек – Нижний Новгород Издательский дом «Медина» 2009
В 1815 г. казанский опыт по преподаванию та- тарского языка было решено распространить на все духовные училища Среднего Поволжья и За- падной Сибири. Для подготовки будущих учите- лей предлагалось командировать желающих из- учать татарский язык в Казанскую духовную семинарию8. В 1821 г. местным епархиальным на- чальством были направлены на обучение в Казань Петр Листов и Петр Введенский (Нижегородская духовная семинария), Тимофей Углянский и Фи- липп Каменский (Тамбовская духовная семина- рия), Тимофей Турчанинов и Егор Печенежский (Пензенская духовная семинария)9, в 1822 г. – Ва- силий Парадоксов и Егор Репьев (Симбирское ду- ховное училище), Михаил Стефанов, Николай Якимов (Вятская духовная семинария)10. После двухлетнего профилированного обучения в Каза- ни эти слушатели стали основателями кафедр та- тарского языка в духовных учебных заведениях своих родных епархий.
Хотя, как и раньше, курсы изучения татарско- го языка носили необязательный характер, под влиянием местного епархиального начальства, за- интересованного в подготовке профессиональных кадров миссионеров и священников, факт его изу- чения начинает играть важную роль в аттестации и назначении на священнические места49. Этим можно объяснить рост числа семинаристов, изу- чавших эти предметы. В 1860 г. занятия по татар- скому языку посещали: в Казанской – 48, Перм- ской – 35, Уфимской – 7, Нижегородской – 21, Сим- бирской – 54, Саратовской – 47, Самарской семи- нарии – 29 семинаристов50. --- Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев, Шитель (Порплище) Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд) | | |
|